Ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада

Обновлено: 05.07.2024

Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.

Содержимое работы - 1 файл

методика экологии окогч.вариант.docx

Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий. По аналогии с растениями, содержанием наблюдений за животными являются особенности их строения, способы функционирования (разные формы поведения), компоненты среды обитания, проявления приспособительной взаимосвязи с ней, характер взаимоотношения человека с животными.

Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлении.

Раскрывая содержание наблюдений, следует отметить, что существует различные виды этого метода:

  1. Педагогическая классификация (Выделяется признак, на основе которого происходит деление на виды):

- по времени - кратковременное (от 5 до 7 мин.), длительное - (15-20мин.)

- по месту проведения - в естественных условиях, в специально созданных условиях.

- по новизне решаемых задач - первичное, повторное, сравнительное, итоговое.

По форме организации - индивидуальное, групповое, фронтальное.

- Распознающее наблюдение - используется для формирования у детей представлений о распознавании растений и животных; объектов неживой природы, распознавание особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков и качеств. Оно обеспечивает накоплению у детей ярких, живых знаний о природе.

- Длительное наблюдение - его задачей является установление связей и зависимости наблюдения за изменениями в росте и развитии. Данный вид наблюдений строится на основе использования различных видов восприятия, которые формируются в распознающем наблюдении. Имеют место и мышление, и речь. Причем, так как ребенок должен проследить, установить произошедшие с наблюдаемым объектом изменения, значение этих процессов уравнивается. Определенное значение также приобретает память;

- Воссоздающее наблюдение - в основном применяется в старшем дошкольном возрасте. Воссоздание картины целого по памяти, по части увиденного. Это специфический вид наблюдения, целью которого является воссоздание по части, детали целостного образа предмета или явления природы. Решение данной задачи требует тонкого сенсорного анализа и умения соотнести часть к целому, опираясь на имеющиеся представления. Ведущее значение в данном виде наблюдения приобретают мышление и воссоздающее воображение.

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, принято выделять наблюдения индивидуальные, групповые и фронтальные.

В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдения бывают эпизодическими (цель — первичное ознакомление с объектом наблюдения), длительными (цель — установление причинно-следственных связей и зависимостей) и итоговыми (цель — обобщение и систематизация полученной об объекте наблюдения информации).

Помимо содержания чрезвычайно важно определить организационно-методическую форму проведения наблюдений с детьми за теми объектами природы, которые постоянно находятся возле них. Наблюдения лучше всего проводить в форме циклов.

Обитатели уголка природы весь год живут рядом с дошкольниками — это обстоятельство накладывает особый отпечаток на педагогический процесс: нельзя, чтобы у детей за этот длительный период наступило равнодушное привыкание к ним. В связи с чем, педагогический процесс необходимо построить таким образом, чтобы у детей постоянно возрастал интерес к живым существам, и они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний, а к концу учебного года любой ребенок старшего дошкольного возраста мог бы стать экскурсоводом по уголку природы — бойко и интересно рассказывать о его обитателях. Этим требованиям отвечает такая форма педагогической работы, как циклы наблюдений, которые осуществляются не на занятиях, а в различные режимные моменты повседневной жизни.

Итак, цикл — это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте — его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребенку самостоятельно чувственным путем приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним.

Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1—3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства воспитателя. И наконец, проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.

В ходе наблюдений необходимо включать разнообразные анализаторы детей. Воспитатель должен добиваться того, чтобы они рассматривали объект, слушали издаваемые звуки, поглаживали или ощупывали и правильно называли воспринимаемое. Работа анализаторов активизируется, когда в ходе наблюдений воспитатель использует игровые и практические действия детей с натуральными объектами.

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задаёт вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения, обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.

Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний - это представления, т.е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за её объектами.

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всём ее многообразии, в наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.

3. Роль наблюдений в развитии ребенка и освоении мира природы

Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком. (А. Шопенгауэр)

Приоритетными в эколого-педагогической работе являются наглядные и практические методы, включающие наблюдения, труд в природе, игры, элементарные опыты, моделирование, рассматривание картин и иллюстраций, использование технических средств обучения. Ведущая роль отводится наблюдению, которое по праву считается основным методом экологического образования детей, а также познания природы, накопления эмоционально-чувственного опыта общения с ней, формирования нравственной позиции по отношению к окружающему миру. Значение наблюдения в воспитании ребенка отмечали педагоги Я.А. Коменский, И.-Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева, А.И. Васильева, Э.И. Залкинд, А.К. Матвеева, П.Г. Саморукова, Г.С. Филиппюк и др.

Наблюдение – это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.

Видный отечественный психолог С. Л. Рубенштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с их содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой, - оно само требует наличие определенных знаний как отправных моментов наблюдения.

Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение сосредотачиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом.

Наблюдение за предметами и объектами природы детьми раннего возраста – это насыщенное радостными впечатлениями восприятие разнообразных, ярких объектов и явлений мира животных, растений, неживой природы, практическое экспериментирование с ними. Помогая ребенку активно познавать природу (нюхать, трогать, слушать, насыпать, переливать, крошить) следует ненавязчиво предлагать ему экологически целесообразные виды деятельности в природе взамен тех, которые он иногда практикует. Если малыш хлещет веткой по траве, то можно предложить ему послушать, как она шуршит, а затем практически убедится, насколько звучнее стучать по асфальту, камням, увлекательнее ходить по песку. При оказании поддержки вхождению наших маленьких воспитанников в мир природы, знакомству, приобщению, единению с ней важны опора на чувственное познание, сенсомоторику малыша, его наглядно-действенное мышление, особенности эмоциональной сферы, содействие в накоплении позитивного опыта общения с природой, зарождение интереса, радости от этого процесса. Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что творческое общение с природой – это сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств. Уроки творчества среди природы оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка.

Домашние животные, как и растения, приносят большую радость детям. Мир животных чрезвычайно привлекателен для ребенка. В отличие от растений, животные обладают определенным своеобразным поведением. Они могут ходить, бегать, лазать, плавать, едят и пьют почти как люди, слышат и видят, т. е. воспринимают окружающий мир и реагируют на него. Своеобразие и динамичность очень нравятся детям. Бабочка привлекает внимание ребенка яркой окраской и красивым полетом, воробей - чириканьем, а вороны – карканьем. Красота в животном мире есть повсюду: у идущей вперевалку вороны и стрекочущей на заборе сороки, медленно плывущего в аквариуме ваулехвоста и бегущего по дорожке ежа. Наблюдение животных всякий раз может рождать эстетическое наслаждение, если воспитатель обращает на это внимание. Самое главное – научить ребенка правильному обращению с животным: мягкости, неназойливости, умению считаться с желаниями животного, чувствовать его состояние, сопереживать ему. Это бесценные нравственные качества, без которых не могут развиваться гуманистические задатки в личности ребенка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут (за снежинкой на ладони; за инеем, за поведением птиц у кормушки; в морозный день послушать скрип снега; полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду; за таянием сосулек; за весенней грозой;) и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель (за поведением рыб в аквариуме; за снегом; за пробуждением и ростом растений; за почками на деревьях; за изменением окраски листьев; за одуванчиком). Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь, что доступно зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста. Наблюдения проводятся на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на участке, в уголке природы. Тематика наблюдений в разных возрастных группах различна. Так, например, в первой младшей группе интересны наблюдения - "капельки дождя за окном", в старшей группе - "птичья столовая" и т.д. [2].

Цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте - его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним.

Достоинством цикла является и его протяженность во времени - распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок. Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. И в результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства воспитателя. И, на конец, проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.

При организации циклических наблюдений С.Н.Николаева считает важными следующие моменты:

- преобладание визуального источника знаний над словесным. Охват наблюдениями всех детей. Каждое наблюдение, если его проводить по подгруппам, повторяется несколько раз. Опора на биологические особенности, видовую специфику животных. Для запланированных наблюдений необходимо специально создавать условия (чтобы объект делал то, что мы наблюдаем) [4].

Каждое наблюдение имеет свою цель и определённое не схожее с другими содержание. В комплексе наблюдений одного цикла у дошкольников формируются разносторонние и систематизированные знания о растениях или животных. В чем же преимущество цикла наблюдений перед занятием, на котором происходит рассматривание объекта? Они сводятся к следующему. В цикле наблюдений осуществляется распределение всего объема знаний на порции, что обеспечивает постепенное, а значит более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать новые особенности уже знакомого объекта, расширять и уточнять имеющиеся представления. Именно многоразовое, но с разной целью. Важно также, чтобы наблюдение было динамичным, действенным, а не просто набором определенной информации, надо постоянно задавать вопросы проблемного, иногда противоречивого характера, чтобы ребенок, наблюдая объект, мог предугадывать ответ, находить его во время наблюдения различных сторон объекта.

Правильно организованное циклическое наблюдение за животными и растениями в группе и на участке садика поможет поддержать интерес детей к обитателям природного мира, поселившимся в детском саду.

1. Наблюдаемый объект должен быть доступен для восприятия каждому ребенку, участвующему в наблюдении. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, сколько детей могут одновременно участвовать в работе и как они должны стоять или сидеть, чтобы иметь возможность получить необходимую чувственную информацию об объекте - рассмотреть его, ощутить характер наблюдаемой поверхности, определить его температуру, тяжесть объекта, исходящие от него звуки, запах. Так вдоль длинной грядки можно разместить всю группу, а вокруг аквариума - не более пяти человек.

2. Словесная информация воспитателя не должна подменять непосредственного восприятия объекта. Воспитатель должен словесно обозначать все то, что видят дети, но слово должно следовать за восприятием: только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.

3. Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение - это психическая деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений дети не должны разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей (в зависимости от возраста) - от 3 до 10 минут.

4. Наблюдение строится по определенной структуре: начало, основная часть и заключительная часть.

Перед началом наблюдений необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание.

Вторая - основная - часть обеспечивает детям самостоятельное получение чувственной информации. Педагог предлагает малышам посмотреть на объект и задает им вопросы. Между вопросами должны быть паузы в 2-3 секунды. Эти секунды молчания и тишины очень важны: они позволяют детям сосредоточиться и, наблюдая за рыбкой, камнем, растением, найти ответ на вопросы. Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Но по прошествии нескольких секунд наблюдения можно предложить детям показать, как рыба открывает и закрывает рот, как прикрывает глаза птица. Наблюдения, удачно сопряженные с действиями, помогают детям понять механизмы жизнедеятельности наблюдаемых организмов, облегчают получение информации.

Завершить работу можно игрой или чтением сказки, стихотворения, рисованием.

Для того чтобы работа по наблюдению за природными объектами была эффективной, педагог должен к ней подготовиться: продумать место и время проведения занятия, способ оптимального размещения детей вокруг объекта; убрать предметы, которые могли бы отвлечь малышей; настроить правильную подсветку и так далее [2;4].

На основе наблюдений за природой, за изменениями, происходящими в ней, у детей формируется не только наблюдательность, интерес и любовь к природе, бережное отношение ко всему живому, но и происходит развитие познавательной деятельности, влияющее на гармоничное всестороннее развитие личности ребенка.

Закономерности периодических сезонных изменений в жизни растений и животных изучает наука фенология; наблюдения за наступлением этих явлений называют фенологическими.

Фенологические наблюдения - это вид наблюдений, направленный на ознакомление дошкольника с сезонными явлениями в природе.

Сезонными изменениями в природе называют периодические явления, повторяющиеся ежегодно в одной и той же последовательности. Времена года характеризуются различными световыми и температурными условиями, определяющими ход изменений жизненных процессов растений и животных. Каждый из периодов времен года обусловлен географическим положением и климатическими условиями.

Фенологические наблюдения дают богатый фактический материал, который помогает понять сущность основного закона биологии, единство организма и необходимых ему условий жизни. Наблюдения расширяют кругозор человека, повышают его интерес и любовь к природе. В то же время они не требуют сложного оборудования и доступны любому человеку.

Опыт экологического воспитания дошкольников показывает, что систематические наблюдения за природными явлениями, за каждым живым существом оказывает глубокое воздействие на детей.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя ? все это привлекает внимание малышей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных [3].

Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. Всю жизнь хранит человек воспоминания о речке, в которой он в детстве купался, о лужайке, на которой бегал за пестрой бабочкой и собирал цветы. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.

Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами ? все это позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у них эстетического чувства, сенсорного воспитания.

Если взрослый приучит детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, замысловатой формой снежинок, полетом птицы, у ребенка разовьется художественный вкус, он сможет глубже понять окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

Умение наблюдать за изменениями, происходящими в природе со сменой времен года, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развития мышления и речи идет как единый процесс.

Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Роль фенологического наблюдения в системе экологического воспитания дошкольников впервые была сформулирована в работах З.Д. Сизенко-Казанец, А.Ф. Мазуриной, М.В. Лучич и др. и долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были их методические пособия и рекомендации. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А.А. Быстров, Р.М. Басс, А.М. Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, Е. Геннингс и др.); не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.Д. Сизенко, С.А. Веретенникова, А.М. Низова, Л.И. Пушнина, М.В.

Лучич, А.Ф. Мазурина и др.).

Фенология интересная наука, но как объяснить её детям дошкольного возраста, чтобы это было для них увлекательно, занимательно, проходило в игровой форме и удовлетворило их любознательность?

Для этого педагогам необходимо изучить педагогическую, научную и художественную литературу, воспользоваться информацией, размещенной в сети интернет, определиться с методами и приемами преподнесения информации детям, сделать подборку материалов ( стихов, загадок, сказок, подвижных игр, дидактических игр, экспериментов, музыкальных произведений и т.д.) для разработки конспектов непосредственной образовательной деятельности , викторин, конкурсов, тематических прогулок в соответствии с образовательными областями по ФГОС ДО, направленных на ознакомление дошкольников с фенологией и формирование экологической культуры.

В журнале освещаются следующие наблюдения:

В сентябре началось окрашивание листвы у клёна, дети наблюдали, как меняется цвет листьев и задавали много вопросов, главный вопрос был «Почему листья меняют цвет, то краснеют, то желтеют?, появились улитки на траве и кустарниках.

В октябре наблюдали такое феноявление, как листопад. Дети его сами изображали, нетрадиционными способами рисовали, стихи сочиняли.

В октябре мы первый снег наблюдали и рисовали, он землю покрыл, но потом растаял, мы с ним эксперименты проводили.

А когда в ноябре образовался устойчивый снежный покров, дети корни деревьев утепляли.

Осенью повесили кормушки, и стали птиц подкармливать, наблюдали за ними, следы на снегу рассматривали, пытались определить , что за птицы к нам прилетают. Увидели снегирей, и сделали их из ниток.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника.

Потребность в общении детей с природой при формировании начал экологической культуры может быть удовлетворена специально организованным наблюдением в детском саду. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное.

При организации и проведении наблюдений в природе в детском саду важными являются такие позиции: наличие природных объектов; определение содержания наблюдения; поиск оптимальных форм и приемов включения в них детей. Отдельно взятый цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным природным объектом. Каждое из наблюдений цикла имеет свою цель и свое содержание, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязанно с ними. Цикл наблюдений позволяет ребенку приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту на протяжении двухтрех месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему и стимулирует их к самостоятельным наблюдениям.

Фенологические наблюдения - это вид наблюдений, направленный на ознакомление дошкольника с сезонными явлениями в природе.

1. C., Н. Николаева Методика экологического воспитания дошкольников / C. Н. Николаева. - М.: Академия, 2017. - 224 c.

2. Волошина, Л.Н. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников / Л.Н. Волошина. - М.: Учитель, 2017. - 854 c.

3. Зинаида, Аксенова Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / Аксенова Зинаида. - М.: Сфера, 2018. - 491 c.

4. Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе / Л.В. Кокуева. - М.: АРКТИ, 2018. - 248 c.

5. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду / С.Н. Николаева. - М.: Просвещение, 2016. - 240 c.

У человечества издавна есть два способа познания окружающего мира: наблюдение и эксперимент. И.П. Павлов отмечал, что наблюдение собирает то, что предлагает нам природа, а эксперимент позволяет нам выбрать то, что мы хотим.

Наблюдение – метод чувственного познания природы. Роль циклических наблюдений в работе с детьми.

Среди разнообразных методов экологического образования дошкольников ведущее место следует отвести наблюдению. Наблюдение – один из основных путей познания природы. Жан-Жак Руссо призывал организовывать наблюдения за предметами и явлениями непосредственно в окружающей природе. И был противником замены их другими средствами наглядности, типа картинок, схем, моделей и т.д. Практикой дошкольного воспитания и педагогическими исследованиями доказано, что правильная организация чувственного восприятия природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями даёт возможность научить дошкольников ориентироваться в наиболее значимых признаках наблюдаемых явлений, обнаружить взаимосвязи в природе.

С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребёнка.

В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть эпизодическими (несколько минут) и длительными, которые ведутся в течение нескольких дней, а иногда и недель.

В группах раннего и младшего дошкольного возраста детей можно привлекать к наблюдениям за погодой, домашними животными, рыбами, птицами уголка природы. Эти наблюдения носят кратковременный характер, часто повторяются.

Со средней группы организуются и более длительные наблюдения, например, за ростом и развитием растений, посаженных в уголке природы или на земельном участке.

В старшей группе длительные наблюдения занимают наибольшее время: дети следят за ростом растений из семян, превращением насекомых, сезонными изменениями в природе.

Наблюдение как метод лучше всего проводить в форме циклов наблюдений. Отдельно взятый цикл – это ряд взаимосвязанных краткосрочных (по 5-7 минут) наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка дошкольного учреждения. Каждое из наблюдений цикла имеет своё содержание и свою цель, не повторяет предыдущие наблюдения, но тесно связано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчётливые представления о данном объекте – его строении, функционировании, условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребёнку чувственным путём и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ними.

В чём преимущества циклических наблюдений:

- каждое последующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта, расширить и уточнить имеющиеся представления;

- многоразовое (но с разной целью) обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый интерес к нему, на основе чего возникает потребность в новых, и что особенно ценно, самостоятельных наблюдениях;

- циклические наблюдения создают прочную чувственную основу знаний, что в дальнейшем обеспечит успех итогового занятия по предмету наблюдения.

Основные требования к методике организации и проведения циклов наблюдений:

- компактное проведение цикла, т.е. одно наблюдение должно следовать за другим без больших разрывов во времени;

- необходимо преобладание наглядных знаний над словесными;

- вопросы к детям должны быть четкими, конкретными;

- педагог задаёт вопросы детям оставляя время на их обдумывание;

- активное участие в наблюдении всех детей;

- в наблюдении опираться на биологические особенности, видовую специфику животных и растений;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наблюдение в природе является важным методом экологического воспитания детей: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и богатое воображение. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни природы, учит беречь ее. Наблюдение — это метод чувственного познания природы. Через наблюдения ребята имеют возможность видеть растения и животных в привычной среде обитания.

Наблюдение – это специальное организованное воспитателем, целенаправленное, восприятие детьми объектов и явлений природы.

Циклическое наблюдение — это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте — его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребенку самостоятельно чувственным путем приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним.

Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1—3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют уже самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства взрослого.

Цикл наблюдений за деревьями

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста системы конкретных представлений о деревьях и их взаимосвязи с окружающей средой; воспитание любви и бережного отношения к живой природе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

луковицы в две стеклянные банки, но только в одну из них наливаем воду.

Средняя группа – обе луковицы помещаем в воду, но одну банку располагаем в темном месте, а другую на подоконнике.

Старшая группа – три банки с луком: одну в темное место; другую – в прохладное, но светлое место; третью – в теплое помещение на окне.

Подготовительная группа – четыре банки с одинаковыми луковицами в разные условия (без воды, без света, без тепла, в нормальных условиях).

Роль моделирования в экологическом воспитании дошкольников Модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо. Процесс создания модели – моделирующая деятельность. Предметные модели : глобус, карта. Графические модели : календари природы

Роль моделирования в экологическом воспитании дошкольников

  • Модель – это предметное, графическое или

действенное изображение чего-либо.

деятельность.

Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы

Календарь наблюдений за ростом и развитием живых существ

Календарь наблюдений за ростом и развитием живых существ

Организация зимней подкормки и календарь наблюдений за птицами

Организация зимней подкормки и календарь наблюдений за птицами

Предметное моделирование

Создание моделей, которые воспроизводят отдельные явления или объекты природы и позволяют дошкольникам познавать их существенные стороны.

«Детская природа ясно требует

К.Д. Ушинский

Принцип наглядности в обучении и его осуществление в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе и в процессе экологического воспитания получает все большее распространение в психолого-педагогической литературе в связи с появлением новых видов наглядных пособий и их возможностями в воспитании и обучении дошкольников, поэтому тема нашего исследования является актуальной.

Наглядные пособия Демонстрационные учебные картины Маленькие раздаточные картинки Слайды Диафильмы Репродукции Видеофильмы Мультимедийные наглядные пособия

Наглядные пособия

  • Демонстрационные учебные картины
  • Маленькие раздаточные картинки
  • Слайды
  • Диафильмы
  • Репродукции
  • Видеофильмы
  • Мультимедийные наглядные пособия

Картотека мультипликационных фильмов экологического содержания:

Мультфильм "Мальчик и лягушонок"

Мультфильм "Последняя охота"

Мультфильм "Девочка и дельфин"

Мультфильм "Сказка старого дуба"

Мультфильм "Мышонок Пик"

Мультфильм "Птичка Тари"

Мультфильм "На лесной тропе"

Мультфильм "Прекрасная зелёная«

Мультфильм "Человек, который сажал деревья"

Для обогащения эколого – развивающей среды младшей группы в рамках темы нашего исследования были создана картотека мультипликационных фильмов экологического содержания;

Читайте также: