Русский пианист ученик чайковского представитель московской композиторской школы 6 букв
Обновлено: 05.07.2024
Основные представители: А.Н. Верстовский, А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, А.Л. Гурилёв. Их песни, романсы, оперы, водевили отличаются близостью к городскому музыкальному быту.
Крупнейшие представители: П.И. Чайковский, его ученик С.И. Танеев, ученики Танеева С.В. Рахманинов и А.Н. Скрябин. К Московской школе относятся также Василий С. Калинников (см. в статье Калинниковы), А.С. Аренский, М.М. Ипполитов-Иванов, Н.К. Метнер и др.
3) Группа авторов, регентов, исследователей православной музыки конца XIX - начала XX веков, принадлежащих к так называемому новому направлению в отечественной церковной музыке.
Многие из них были связаны с Синодальным училищем церковного пения и Синодальным хором.
Среди представителей: композиторы А.Д. Кастальский, А.Т. Гречанинов, П.Г. Чесноков, А.В. Никольский, Виктор С. Калинников (см. в статье Калинниковы), Н.С. Голованов, регент Н.М. Данилин, исследователи С.В. Смоленский, В.М. Металлов, А.В. Преображенский.
1856-1915, русский композитор, пианист, педагог, ученый, музыкально-общественный деятель.
"Связь времен. " - слова эти как нельзя лучше характеризуют место и значение Танеева в истории отечественной музыкальной культуры. Лучший, любимый ученик Чайковского, он стал учителем Рахманинова, Скрябина, Метнера, десятков других музыкантов. Каждая грань его деятельности так или иначе связана с Чайковским.
Танеев - композитор многое воспринял от своего учителя, и это ясно сказалось не только в его первой симфонии, написанной еще в классе Петра Ильича, но и в романсах, опере "Орестея", некоторых квартетах, особенно - в Первом, Чайковскому и посвященном. Его симфонии носят выраженный лирико-драматический характер, хотя романтическое начало в них воплощено не так ярко. Вместе с Чайковским Танеев стал олицетворением важного явления русской музыки - " московской композиторской школы".
Танеев - пианист стал первым и одним из лучших исполнителей фортепианной музыки Чайковского. В год окончания консерватории молодой музыкант впервые в Москве исполнил только что написанный Первый фортепианный концерт Чайковского, и автор отозвался об игре Танеева в газете "Русские ведомости" : "Он умеет до тонкости проникнуть в мельчайшие подробности авторских намерений и передать их именно так, в том духе и при тех условиях, какие мечтались автору". За Танеевым остается заслуга первого исполнителя Второго и Третьего фортепианных концертов, Концертной фантазии и других сочинений, а также участия в премьере Трио "Памяти великого художника" - Н.Г.Рубинштейна, который был учителем Сергея Ивановича по классу фортепиано. Танеев принял большое участие в подготовке консерваторского спектакля - первой постановки "Евгения Онегина".
Сергей Иванович был одним из самых близких Чайковскому друзей и музыкантов. Их переписка на протяжении почти четверти века - интереснейший глубоко содержательный документ музыкальной истории своего времени. Младший из музыкантов с благоговением относился к Учителю. Ведь не случайно брат и биограф композитора Модест Ильич Чайковский посвятил свой знаменитый трехтомный труд именно, как напечатано на титульном листе, "Сергею Ивановичу Танееву и всем, кому столь же дорога и священна память Петра Ильича Чайковского". После смерти Петра Ильича Танеев разобрал его архив, доработал и инструментовал несколько сочинений.
В свою очередь, Чайковский высоко ценил и композиторское дарование, и человеческие качества младшего друга. Он посвятил ему "Франческу да Римини". В одном из писем 1880-го года Петр Ильич признался: ". в глубине души я ни минуты никогда не сомневался, что Вы. будете крупной личностью в сфере русской музыки". (17.08.80) Особенно высоко оценил Чайковский кантату "Иоанн Дамаскин", а также Увертюру к трилогии "Орестея", которая была впервые исполнена в концерте под его управлением. Когда, после смерти Николая Григорьевича Рубинштейна, Московская консерватория переживала большие трудности и нуждалась в новом авторитетном руководителе, Чайковский добился избрания директором Танеева, которому не исполнилось еще и тридцати лет. В письме к фон Мекк Чайковский так характеризует своего воспитанника и друга: ". Танеев есть (особенно в Москве) музыкальная выдающаяся личность, заявившая себя и на поприще композиторском, и как виртуоз, и как талантливый дирижер. Потом, это человек необычайной нравственной чистоты и высокой честности. Наконец, это человек твердого характера, неспособного уступить ни пяди из того, что он считает своим долгом". (2 июня 1885 г).
. Пройдут годы, и Сергей Рахманинов напишет в некрологе о своем учителе Танееве: "композитор - мастер, образованнейший музыкант своего времени, человек редкой самобытности, оригинальности, душевных качеств, вершина музыкальной Москвы. Для всех нас, его знавших и к нему стучавшихся, это был высший судья. " (С.Рахманинов. Литературное наследие. В трех томах. Том I, М., 1978, с. 68).
Московская школа — условное определение, относимое к группе московских композиторов 2-й половины 19 — начала 20 вв. Главой московской школы был П. И. Чайковский, влияние которого сказалось в большей или меньшей степени на творчестве всех её представителей. После смерти Чайковского руководящая роль в ней перешла к С. И. Танееву.
Многие композиторы московской и петербургской школ стремились к объединению творческих принципов Чайковского и Римского-Корсакова. Эта тенденция отчётливо проявляется у А. С. Аренского, M. M. Ипполитова-Иванова, Вас. С. Калинникова, А. Т. Гречанинова и др. Ученики Римского-Корсакова — Ипполитов-Иванов и Аренский — заняли видное положение в московской музыкальной жизни, примкнув к близкому окружению Чайковского. Гречанинов после окончания Московской консерватории учился у Римского-Корсакова в Петербурге, но в дальнейшей своей музыкальной деятельности оставался связан преимущественно с Москвой. В конце 19 в. укрепляются связи Танеева с петербургскими музыкальными кругами. Всё это способствовало большему сближению московской и петербургских школ.
К московской школе относят также С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, Н. К. Метнера, творчество которых, однако, было связано с новым этапом развития русской музыки и выходит за рамки традиций Московской школы, сложившихся в 19 веке.
Читайте также: