Русский крест краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Ровно в пол­ночь торопливо
Петухи пре­рвали спор,
И изло­ман­ная ива
Пере­стала бить забор.

Лун­ный свет во тьме рассеян,
Тишина окрeст звенит,
Спит земля, и вме­сте с нею
Спит село Пет­ров­ский Скит.
Что налево, что направо –
Ни души, ни огонька,
Лишь в тумане, как отрава,
Льётся вкрад­чиво река,
Лишь мыши­ное гулянье
Собе­рётся у ворот,
Да невнят­ное мерцанье
Вдоль по клад­бищу пройдёт.
Под покро­вом тихой ночи
Тени бро­дят без следа
И недоб­рое пророчат,
Будто ждёт людей беда.
Что вы, тени, расходились?
Не пугайте крат­ких снов:
Эти люди утомились
И от бед, и от трудов.

За лесами робко-робко
Обо­зна­чился восход,
Словно узень­кая тропка,
По кото­рой день придёт.
Разо­льётся день с востока,
Как из крынки молоко,
И от этого потока
Ста­нет про­сто и легко.
И когда пас­тух крикливый
Уве­дёт в луга коров,
Встань, мужик, и будь счастливый,
Всё забудь и будь здоров.
А пока что среди ночи
Повзды­хавши обо всём,
Сник Иван, зажму­рил очи
И на миг забылся сном.
И на миг он стал спокоен,
И уви­дел он во сне,
Как летел Вели­кий Воин
На неви­дан­ном коне.
Остав­ляя за плечами
Семи­цвет­ную дугу,
Он лучами, как мечами,
Бил по страш­ному врагу.
В жут­кой схватке всё смешалось
И исчезло, как пришло,
Только радуга осталась
Да роди­мое село.
К удив­ле­нью, вслед за этим
Появи­лись у окна
Дом поки­нув­шие дети
И покой­ница жена.
Хохоча, на лавку сели,
Как немало лет назад,
Как когда-то в самом деле
Всей семьёй сидели в ряд.
Хоть Иван без них негретый,
Хоть Иван без них зачах,
Дочки – ладно, дочки – где-то
При мужьях и при харчах.
Хоть ему с одной рукою
Даже ужин не сварить,
Зна­чит, про­сто недостоин,
Зна­чит, так тому и быть.
Но жена! Сви­да­нья с нею
Долго ждал Иван Росток:
Эти руки, эту шею,
Этот выцвет­ший платок
Он лелеял от забвенья
В избо­лев­шейся душе,
Чтобы вымо­лить прощенье
Запоз­да­лое уже…
Было ль, нет? Исчезли разом
Воин, дочки и жена,
Ото­гнав виде­нья сна,
О себе напом­нил разум.
Что? Куда? К чему конкретно
При­ме­нить свой вещий сон?
Для Ивана – безответно,
Не силён в раз­гад­ках он.

От вос­хода до заката
Сам не свой ходил Росток,
Будто слы­шал зов куда-то,
А куда – понять не смог.
Выпил меру самогона –
Ни в какую не берёт,
Не берёт, и нет резона
Зали­вать его в живот.
С кем тос­кою поделиться,
Полу­чить в ответ совет?
Много лиц, но только – лица,
Пони­ма­нья в лицах нет.
У людей одни заботы:
Чтобы вовремя вспахать,
Чтоб кол­хоз­ные работы
Со сво­ими совмещать.
Посев­ная, косовица,
Жатва – круг­лый год страда,
И нельзя остановиться.
Льётся время, как вода.

Глава 2

Льётся время… Век двадцатый
Отпля­сался на стране,
И стоят всё те же хаты,
Поре­дев­шие вдвойне.
В хатах тихо мерк­нут люди,
Обни­щав­шие втройне,
И не знают, что же будет
В их деревне, в их стране.
Войны, ссылки, труд дешёвый,
При­нуж­де­нье и обман,
Как тяжё­лые оковы,
Крепко спу­тали крестьян.
Ни вздох­нуть, ни просветлиться,
На Москву – тяжё­лый взгляд,
Будто враг засел в столице
И ничто­жит всё подряд…
Но страш­ней, чем пораженье,
Хуже хаоса в стране –
Злое, тихое вторженье
В душу рус­скую извне.
Посте­пенно, год от года
Все под­лее и сильней
Зара­же­ние народа
Гря­зью новых смут­ных дней!

Сколько ж это будет длиться –
Моло­дой, в рас­цвете лет,
Не нашёл опохмелиться
И поки­нул белый свет?
И при всём чест­ном народе
В борозду, к земле упал.
Был ты весел, всем угоден…
Но ушёл… Сго­рел… Пропал…
А вослед тебе без счёта
Души новые летят…
Что потом, в конце полета?
Что там? Рай? Иль снова ад?
Непри­ка­ян­ные дети,
Без тепла и без царя
Вы помы­ка­лись на свете
И ушли. За так. Зазря.
Без кре­ста, без покаянья,
И кому теперь нужны
Ваши мысли и страданья,
Ваши слёзы, ваши сны?
Слёз Рос­сия не считает –
Все века в сле­зах живёт…
Но уже заметно тает
Несги­ба­е­мый народ.

Глава 3

Средь густых лесов посеян,
За селом Пет­ров­ский Скит
Хутор деда Федосея
В оди­но­че­стве стоит.
Редко здесь бывают люди,
С дав­них пор заведено –
Только филин деда будит,
Только ель сту­чит в окно.
Нелю­ди­мым, отрешённым,
Без зар­плат и без аптек,
По дру­гим – своим – законам
Про­жил он свой дол­гий век.
Про него суда­чат много,
Язы­ками нёбо трут:
Или очень верит в Бога,
Или он кол­дун и плут?
Ничего не зная толком,
Кто-то бряк­нул, что не раз
Дед при­ки­ды­вался волком
И ску­лил в пол­ноч­ный час…
Как же глупо Федосея
В злых дея­ниях винить,
Если вся твоя Расея
Начи­нает к ночи выть!
От без­вы­ход­но­сти постной
Бьётся в стену головой!
И несётся в чёр­ный космос
Тихий, скры­тый, чёр­ный вой.

Тут вдруг действие переносится на несколько дней назад, где под покровом ночи сержант НКВД с тремя солдатами откапывают гроб. Гроб заносят в здание, вскрывают, и в нём вдруг садится поп!

Оказывается, это был один из методов допроса в НКВД – закопать человека в гробу на несколько дней. В общем, заросшего бородатого Сидихина (а это был именно он), начинают дружно пинать коваными сапогами. И это всё весело, на позитиве!

Немцы наступают, Нагиев садится в автомобиль и уезжает в лес с целью создания партизанского отряда. Батюшка Сидихин молится, и Небо посылает снаряд в стену его темницы. Сидихин выбирается на волю и выпускает остальных заключённых.

Тут вдруг на дороге появляется мотоцикл с немцами, наши герои прячутся в кусты. Немцы останавливаются как раз напротив и… мочатся прямиком на Красного Октября.

Ноги у Нагиева перебиты напрочь (бомба в машину попала, когда он в лес ехал). Дмитрий жалуется, что даже ползает с трудом. Каким образом хозяйка закинула тушку Нагиева на чердак, и почему она вообще решила, что это лучшее место для безногого – большой вопрос.

Нагиев грозит друзьям пистолетом, обзывает их крысами, другими неприятными словами и говорит, что их счастье, что патрон последний в пистолете остался. (Куда он дел патроны – непонятно, хозяйку, наверное, по чердаку гонял). Красный Октябрь хочет прикончить противного телеведущего, но батюшка не велит. Октябрь нервничает, втыкает в кухонный стол топор и уходит в ночь.

В итоге, списки прячут на чердаке.

Тут вдруг посреди ночи приехали немцы и давай дома обыскивать. Они привезли с собой солдатика – шофёра Нагиева, который указал, где он спрятал командира. Но немцев заинтересовал почему-то сперва соседний дом, поэтому наши герои успели выбраться и залегли невдалеке.

Наконец, одна тётка не выдерживает и указывает в произвольном направлении, лишь бы только немцы отстали. Немцы удовлетворённо кивнули и тут же все мирно разошлись – офицеры уехали, оставив рядовых обыскивать дом и сторожить шофёра.

Дети рассказали, что они ехали на машине, в которую попала немецкая бомба. И вправду, неподалёку батюшка обнаружил погибших детей, которым в этом празднике абсурда абсолютно нет места.

Вдовушка тоже брела-брела, как вдруг ей – хоба. – рука на плечо посреди леса! Она оборачивается, а там вот такой Гендальф.

Гендальф (Лев Дуров) оказался монахом, который уже двадцать лет живёт в лесу. В первую мировую он был лётчиком-асом, потом воевал против красных, спасся от расстрела, убив двух конвоиров, пришёл домой – а там комиссар с его женой тешится. Убил и их до кучи. Жаль, конечно, этого добряка.

На его крики сбегается весь лес и теперь вся компания снова в сборе.

Немцы расстреливают обманщицу и идут в лес, искать наших героев. За ними следит Красный Октябрь, он бьёт по голове немецкого капитана и зачем-то полностью переодевается в немецкую форму. Видимо, крепко обиделся за свой подмоченный железнодорожный мундир.

Октябрь с пленным немцем (которого он не ведёт, а зачем-то тащит на плече) присоединяется к Сидихину, Гендальфу, вдовушке и детям.

В общем, герои находят крест и прячутся в пещере. Гендальфу не сидится и он выходит наружу, где встречает немцев.

Он обещает показать им дорогу, ведёт через какое-то болото, внезапно раздаётся взрыв, старый западлянец шустро убегает, а половина взвода, испугавшись непонятного взрыва, тонет в болоте.

Красный Октябрь тоже выскочил из укрытия, да словил случайную пулю.

Эпилог: батюшка очнулся на чистой постели в госпитале, на соседней койке смеётся спасённый Красный Октябрь, а неподалёку рыдает безногий Нагиев. Хэппи, мать его, энд.

Ну как, забористый сценарий? Для чего вот только в эту чёрную комедию нужно было включать тяжёлые сцены расстрела и разбомбленных детей – непонятно. Кощунство какое-то.

Стоит ли говорить, что привлечение в картину мастодонта советского кинематографа Льва Дурова и известного актёра Евгения Сидихина, который весь фильм мудро по-путински щурится, положения абсолютно не спасает. (И это ещё не тот фильм с Сидихиным, за который его можно презирать, про тот я всё ещё не решаюсь рассказать).

Вердикт: лютая дичь, не смотреть никому даже смеха ради, ибо фильм - редкостная тягомотина. С авторами поступить так же, как немцы поступили с Красным Октябрём.


Фото: ссылка

– Постановку осуществляет православный театральный коллектив с одноимённым названием, действующий при университетском храме святой мученицы Татианы, – также сообщает она. – театр работает под руководством профессионального режиссёра Ольги Сергеевны Насибуллиной. Духовник театра – настоятель храма святой мученицы Татианы протоиерей Александр Алексеев. Благодаря этой духовной поддержке актёры театра смогли в течении многих лет радовать спектаклями жителей не только нашего региона, но и многих российских городов и селений, включая Москву и Санкт-Петербург.

Когда на спектакль меня приглашает Елена Томаш и отец Александр – сомнений нет, что присутствовать я должен с женой. В пьесе поднимается проблема пьянства и терпения настоящих русский жён. Вот кому нужно ставить памятник при жизни, не сомневаюсь.

Ехать на улицу Химиков, в район Нефтяников, далеко из моего родного посёлка Южный. Да и моя супруга не в том положении – через полгода, даст Бог, родит. Но мчимся на двух автобусах. Я говорю, что обязательно должен быть Владыка, отец Александр и игумен Серафим (Николин), возглавляющий в Омске движение трезвенников и проводящий соответственно массу мероприятий.

Не зная поэта Николая Мельникова и не читая его великолепной работы, можно без опаски появиться в театре, и получить исчерпывающее представление, а наряду с этим – заряд незабываемых эмоций. Побольше бы подобных пьес православной направленности – народ бы стремился к лучшему и полагался бы на светлое.

Последние пару лет я интересуюсь православием в разных его проявлениях. Отмечаю, что только сейчас начинаю смотреть связанные с этим фильмы и читать литературу. Я – не фанатичный человек. До глубоко религиозных людей мне далеко, поскольку храм я посещаю нерегулярно и порой подвергаю сомнениям увиденное и сказанное. Но просмотренная накануне пьеса не из числа моих неверий, поверьте. Для людей, которые меня пригласили, было важно получить отзыв, потому что они также верят в меня и в моё творчество, надеются, главное, что человек я достойный. Эта вера даёт многое, подряжает на благие поступки. Елена Томаш, например, написала мне в социальной сети:

- Как вам спектакль, почему молчите?


двойной клик - редактировать изображение

Деревня и сейчас – будто старая развалина, живущая единственной надеждой. А жители её – износившийся механизм, готовый вот-вот посыпаться, как мускулатура атлета, подкачанная стероидами и вдруг прекратившая получать этот допинг. На указанное в поэме время можно не оглядываться – нет смысла. Лучше осмыслить проблему острее. Если человек не приходит к Богу в храме, то он хотя бы меняет образ жизни, мотивируясь другим. Болезненно и преодолевая трудности. Но становление новой прогрессивной личности и крепость духа – приходят не без вмешательства высшего сознания. Ну как человек вдруг поменяет образ жизни, ребята? Должно что-то случиться с ним из ряда вон, понимаете? Хоть палками по нему должны пройтись или он увидит инопланетянина, как минимум.

Чем у нас в Омске проблемы не похожи от тех, что поднимает поэт Николай Мельников? А в Москве неужто другая жизнь и легче? Одни – устраиваются неплохо и на Родине, а вторые много и долго суетятся, возвращаются обратно. Так мир ведь – в нашей душе. Если человек ты работящий и добрый, толковый и боевой – счастье будет с тобой хоть где. А если грустный и ленивый – утянешь и родню в болото.

– Вы знаете, без Бога мы ничего не можем делать, – замечает в своём приветственном слове Митрополит Омский и Таврический Владимир. – Актёр, который играл Ивана, правильно сказал, что с Богом можно идти далеко…

Я хочу Вас поблагодарить, дорогие артисты, пожелать вам мира, счастья, благополучия и еще больше подобных постановок. Спасибо большое!

Какие театральные студии нашего города могут привести в пример постановки именно на тему православия? По пальцам пересчитать. В основном это небольшие коллективы – прихожане разных храмов, которые благодаря священнослужителям занимаются театральной деятельностью в воскресных школах.

После спектакля мы с женой встречаем Владыку в фойе театре. Просим благословения вместе.

– Вы вместе что ли? – приятно удивлённо спрашивает Владыка. Он прижимает меня к сердцу так, как ни мой отец, ни дедушка, Царствие ему Небесное, никогда не делали. Знаете, я тону в облаке свежей одежды Митрополита Омского и Таврического Владимира, а у самого глаза влажные не то от радости, но то от грусти после просмотра пьесы.

– Вижу православных людей! – глядя сверху вниз (это высокий священник) добрыми глазами комментирует отец Александр. Он, кстати, возглавляет отдел молодёжи в Омской епархии. Батюшка меня тоже обнимает и благословляет.

Описание: Краткое содержание фильма Русский крест В июле 1941 в городишке Гдов Ленинградской области в НКВД содержится священник отец Александр, попавший туда за свои проповеди, в которых он рассказывал верующим о своем видении. Святые, якобы, молили Спасителя о том, чтобы Он не оставил Россию в начавшейся войне, но Спаситель отвечал, что в России так велика мерзость запустения, что невозможно больше терпеть эти беззакония, и война есть справедливая кара забывшей о Боге России. Из-за этих проповедей капитан госбезопасности Яковлев и обвиняет отца Александра в пособничестве наступающим немцам, что в тех условиях было равносильно смертному приговору

Читайте также: