Русский крест краткое содержание
Обновлено: 05.07.2024
Ровно в полночь торопливо
Петухи прервали спор,
И изломанная ива
Перестала бить забор.
Лунный свет во тьме рассеян,
Тишина окрeст звенит,
Спит земля, и вместе с нею
Спит село Петровский Скит.
Что налево, что направо –
Ни души, ни огонька,
Лишь в тумане, как отрава,
Льётся вкрадчиво река,
Лишь мышиное гулянье
Соберётся у ворот,
Да невнятное мерцанье
Вдоль по кладбищу пройдёт.
Под покровом тихой ночи
Тени бродят без следа
И недоброе пророчат,
Будто ждёт людей беда.
Что вы, тени, расходились?
Не пугайте кратких снов:
Эти люди утомились
И от бед, и от трудов.
За лесами робко-робко
Обозначился восход,
Словно узенькая тропка,
По которой день придёт.
Разольётся день с востока,
Как из крынки молоко,
И от этого потока
Станет просто и легко.
И когда пастух крикливый
Уведёт в луга коров,
Встань, мужик, и будь счастливый,
Всё забудь и будь здоров.
А пока что среди ночи
Повздыхавши обо всём,
Сник Иван, зажмурил очи
И на миг забылся сном.
И на миг он стал спокоен,
И увидел он во сне,
Как летел Великий Воин
На невиданном коне.
Оставляя за плечами
Семицветную дугу,
Он лучами, как мечами,
Бил по страшному врагу.
В жуткой схватке всё смешалось
И исчезло, как пришло,
Только радуга осталась
Да родимое село.
К удивленью, вслед за этим
Появились у окна
Дом покинувшие дети
И покойница жена.
Хохоча, на лавку сели,
Как немало лет назад,
Как когда-то в самом деле
Всей семьёй сидели в ряд.
Хоть Иван без них негретый,
Хоть Иван без них зачах,
Дочки – ладно, дочки – где-то
При мужьях и при харчах.
Хоть ему с одной рукою
Даже ужин не сварить,
Значит, просто недостоин,
Значит, так тому и быть.
Но жена! Свиданья с нею
Долго ждал Иван Росток:
Эти руки, эту шею,
Этот выцветший платок
Он лелеял от забвенья
В изболевшейся душе,
Чтобы вымолить прощенье
Запоздалое уже…
Было ль, нет? Исчезли разом
Воин, дочки и жена,
Отогнав виденья сна,
О себе напомнил разум.
Что? Куда? К чему конкретно
Применить свой вещий сон?
Для Ивана – безответно,
Не силён в разгадках он.
От восхода до заката
Сам не свой ходил Росток,
Будто слышал зов куда-то,
А куда – понять не смог.
Выпил меру самогона –
Ни в какую не берёт,
Не берёт, и нет резона
Заливать его в живот.
С кем тоскою поделиться,
Получить в ответ совет?
Много лиц, но только – лица,
Пониманья в лицах нет.
У людей одни заботы:
Чтобы вовремя вспахать,
Чтоб колхозные работы
Со своими совмещать.
Посевная, косовица,
Жатва – круглый год страда,
И нельзя остановиться.
Льётся время, как вода.
Глава 2
Льётся время… Век двадцатый
Отплясался на стране,
И стоят всё те же хаты,
Поредевшие вдвойне.
В хатах тихо меркнут люди,
Обнищавшие втройне,
И не знают, что же будет
В их деревне, в их стране.
Войны, ссылки, труд дешёвый,
Принужденье и обман,
Как тяжёлые оковы,
Крепко спутали крестьян.
Ни вздохнуть, ни просветлиться,
На Москву – тяжёлый взгляд,
Будто враг засел в столице
И ничтожит всё подряд…
Но страшней, чем пораженье,
Хуже хаоса в стране –
Злое, тихое вторженье
В душу русскую извне.
Постепенно, год от года
Все подлее и сильней
Заражение народа
Грязью новых смутных дней!
Сколько ж это будет длиться –
Молодой, в расцвете лет,
Не нашёл опохмелиться
И покинул белый свет?
И при всём честном народе
В борозду, к земле упал.
Был ты весел, всем угоден…
Но ушёл… Сгорел… Пропал…
А вослед тебе без счёта
Души новые летят…
Что потом, в конце полета?
Что там? Рай? Иль снова ад?
Неприкаянные дети,
Без тепла и без царя
Вы помыкались на свете
И ушли. За так. Зазря.
Без креста, без покаянья,
И кому теперь нужны
Ваши мысли и страданья,
Ваши слёзы, ваши сны?
Слёз Россия не считает –
Все века в слезах живёт…
Но уже заметно тает
Несгибаемый народ.
Глава 3
Средь густых лесов посеян,
За селом Петровский Скит
Хутор деда Федосея
В одиночестве стоит.
Редко здесь бывают люди,
С давних пор заведено –
Только филин деда будит,
Только ель стучит в окно.
Нелюдимым, отрешённым,
Без зарплат и без аптек,
По другим – своим – законам
Прожил он свой долгий век.
Про него судачат много,
Языками нёбо трут:
Или очень верит в Бога,
Или он колдун и плут?
Ничего не зная толком,
Кто-то брякнул, что не раз
Дед прикидывался волком
И скулил в полночный час…
Как же глупо Федосея
В злых деяниях винить,
Если вся твоя Расея
Начинает к ночи выть!
От безвыходности постной
Бьётся в стену головой!
И несётся в чёрный космос
Тихий, скрытый, чёрный вой.
Тут вдруг действие переносится на несколько дней назад, где под покровом ночи сержант НКВД с тремя солдатами откапывают гроб. Гроб заносят в здание, вскрывают, и в нём вдруг садится поп!
Оказывается, это был один из методов допроса в НКВД – закопать человека в гробу на несколько дней. В общем, заросшего бородатого Сидихина (а это был именно он), начинают дружно пинать коваными сапогами. И это всё весело, на позитиве!
Немцы наступают, Нагиев садится в автомобиль и уезжает в лес с целью создания партизанского отряда. Батюшка Сидихин молится, и Небо посылает снаряд в стену его темницы. Сидихин выбирается на волю и выпускает остальных заключённых.
Тут вдруг на дороге появляется мотоцикл с немцами, наши герои прячутся в кусты. Немцы останавливаются как раз напротив и… мочатся прямиком на Красного Октября.
Ноги у Нагиева перебиты напрочь (бомба в машину попала, когда он в лес ехал). Дмитрий жалуется, что даже ползает с трудом. Каким образом хозяйка закинула тушку Нагиева на чердак, и почему она вообще решила, что это лучшее место для безногого – большой вопрос.
Нагиев грозит друзьям пистолетом, обзывает их крысами, другими неприятными словами и говорит, что их счастье, что патрон последний в пистолете остался. (Куда он дел патроны – непонятно, хозяйку, наверное, по чердаку гонял). Красный Октябрь хочет прикончить противного телеведущего, но батюшка не велит. Октябрь нервничает, втыкает в кухонный стол топор и уходит в ночь.
В итоге, списки прячут на чердаке.
Тут вдруг посреди ночи приехали немцы и давай дома обыскивать. Они привезли с собой солдатика – шофёра Нагиева, который указал, где он спрятал командира. Но немцев заинтересовал почему-то сперва соседний дом, поэтому наши герои успели выбраться и залегли невдалеке.
Наконец, одна тётка не выдерживает и указывает в произвольном направлении, лишь бы только немцы отстали. Немцы удовлетворённо кивнули и тут же все мирно разошлись – офицеры уехали, оставив рядовых обыскивать дом и сторожить шофёра.
Дети рассказали, что они ехали на машине, в которую попала немецкая бомба. И вправду, неподалёку батюшка обнаружил погибших детей, которым в этом празднике абсурда абсолютно нет места.
Вдовушка тоже брела-брела, как вдруг ей – хоба. – рука на плечо посреди леса! Она оборачивается, а там вот такой Гендальф.
Гендальф (Лев Дуров) оказался монахом, который уже двадцать лет живёт в лесу. В первую мировую он был лётчиком-асом, потом воевал против красных, спасся от расстрела, убив двух конвоиров, пришёл домой – а там комиссар с его женой тешится. Убил и их до кучи. Жаль, конечно, этого добряка.
На его крики сбегается весь лес и теперь вся компания снова в сборе.
Немцы расстреливают обманщицу и идут в лес, искать наших героев. За ними следит Красный Октябрь, он бьёт по голове немецкого капитана и зачем-то полностью переодевается в немецкую форму. Видимо, крепко обиделся за свой подмоченный железнодорожный мундир.
Октябрь с пленным немцем (которого он не ведёт, а зачем-то тащит на плече) присоединяется к Сидихину, Гендальфу, вдовушке и детям.
В общем, герои находят крест и прячутся в пещере. Гендальфу не сидится и он выходит наружу, где встречает немцев.
Он обещает показать им дорогу, ведёт через какое-то болото, внезапно раздаётся взрыв, старый западлянец шустро убегает, а половина взвода, испугавшись непонятного взрыва, тонет в болоте.
Красный Октябрь тоже выскочил из укрытия, да словил случайную пулю.
Эпилог: батюшка очнулся на чистой постели в госпитале, на соседней койке смеётся спасённый Красный Октябрь, а неподалёку рыдает безногий Нагиев. Хэппи, мать его, энд.
Ну как, забористый сценарий? Для чего вот только в эту чёрную комедию нужно было включать тяжёлые сцены расстрела и разбомбленных детей – непонятно. Кощунство какое-то.
Стоит ли говорить, что привлечение в картину мастодонта советского кинематографа Льва Дурова и известного актёра Евгения Сидихина, который весь фильм мудро по-путински щурится, положения абсолютно не спасает. (И это ещё не тот фильм с Сидихиным, за который его можно презирать, про тот я всё ещё не решаюсь рассказать).
Вердикт: лютая дичь, не смотреть никому даже смеха ради, ибо фильм - редкостная тягомотина. С авторами поступить так же, как немцы поступили с Красным Октябрём.
Фото: ссылка
– Постановку осуществляет православный театральный коллектив с одноимённым названием, действующий при университетском храме святой мученицы Татианы, – также сообщает она. – театр работает под руководством профессионального режиссёра Ольги Сергеевны Насибуллиной. Духовник театра – настоятель храма святой мученицы Татианы протоиерей Александр Алексеев. Благодаря этой духовной поддержке актёры театра смогли в течении многих лет радовать спектаклями жителей не только нашего региона, но и многих российских городов и селений, включая Москву и Санкт-Петербург.
Когда на спектакль меня приглашает Елена Томаш и отец Александр – сомнений нет, что присутствовать я должен с женой. В пьесе поднимается проблема пьянства и терпения настоящих русский жён. Вот кому нужно ставить памятник при жизни, не сомневаюсь.
Ехать на улицу Химиков, в район Нефтяников, далеко из моего родного посёлка Южный. Да и моя супруга не в том положении – через полгода, даст Бог, родит. Но мчимся на двух автобусах. Я говорю, что обязательно должен быть Владыка, отец Александр и игумен Серафим (Николин), возглавляющий в Омске движение трезвенников и проводящий соответственно массу мероприятий.
Не зная поэта Николая Мельникова и не читая его великолепной работы, можно без опаски появиться в театре, и получить исчерпывающее представление, а наряду с этим – заряд незабываемых эмоций. Побольше бы подобных пьес православной направленности – народ бы стремился к лучшему и полагался бы на светлое.
Последние пару лет я интересуюсь православием в разных его проявлениях. Отмечаю, что только сейчас начинаю смотреть связанные с этим фильмы и читать литературу. Я – не фанатичный человек. До глубоко религиозных людей мне далеко, поскольку храм я посещаю нерегулярно и порой подвергаю сомнениям увиденное и сказанное. Но просмотренная накануне пьеса не из числа моих неверий, поверьте. Для людей, которые меня пригласили, было важно получить отзыв, потому что они также верят в меня и в моё творчество, надеются, главное, что человек я достойный. Эта вера даёт многое, подряжает на благие поступки. Елена Томаш, например, написала мне в социальной сети:
- Как вам спектакль, почему молчите?
двойной клик - редактировать изображение
Деревня и сейчас – будто старая развалина, живущая единственной надеждой. А жители её – износившийся механизм, готовый вот-вот посыпаться, как мускулатура атлета, подкачанная стероидами и вдруг прекратившая получать этот допинг. На указанное в поэме время можно не оглядываться – нет смысла. Лучше осмыслить проблему острее. Если человек не приходит к Богу в храме, то он хотя бы меняет образ жизни, мотивируясь другим. Болезненно и преодолевая трудности. Но становление новой прогрессивной личности и крепость духа – приходят не без вмешательства высшего сознания. Ну как человек вдруг поменяет образ жизни, ребята? Должно что-то случиться с ним из ряда вон, понимаете? Хоть палками по нему должны пройтись или он увидит инопланетянина, как минимум.
Чем у нас в Омске проблемы не похожи от тех, что поднимает поэт Николай Мельников? А в Москве неужто другая жизнь и легче? Одни – устраиваются неплохо и на Родине, а вторые много и долго суетятся, возвращаются обратно. Так мир ведь – в нашей душе. Если человек ты работящий и добрый, толковый и боевой – счастье будет с тобой хоть где. А если грустный и ленивый – утянешь и родню в болото.
– Вы знаете, без Бога мы ничего не можем делать, – замечает в своём приветственном слове Митрополит Омский и Таврический Владимир. – Актёр, который играл Ивана, правильно сказал, что с Богом можно идти далеко…
Я хочу Вас поблагодарить, дорогие артисты, пожелать вам мира, счастья, благополучия и еще больше подобных постановок. Спасибо большое!
Какие театральные студии нашего города могут привести в пример постановки именно на тему православия? По пальцам пересчитать. В основном это небольшие коллективы – прихожане разных храмов, которые благодаря священнослужителям занимаются театральной деятельностью в воскресных школах.
После спектакля мы с женой встречаем Владыку в фойе театре. Просим благословения вместе.
– Вы вместе что ли? – приятно удивлённо спрашивает Владыка. Он прижимает меня к сердцу так, как ни мой отец, ни дедушка, Царствие ему Небесное, никогда не делали. Знаете, я тону в облаке свежей одежды Митрополита Омского и Таврического Владимира, а у самого глаза влажные не то от радости, но то от грусти после просмотра пьесы.
– Вижу православных людей! – глядя сверху вниз (это высокий священник) добрыми глазами комментирует отец Александр. Он, кстати, возглавляет отдел молодёжи в Омской епархии. Батюшка меня тоже обнимает и благословляет.
Описание: Краткое содержание фильма Русский крест В июле 1941 в городишке Гдов Ленинградской области в НКВД содержится священник отец Александр, попавший туда за свои проповеди, в которых он рассказывал верующим о своем видении. Святые, якобы, молили Спасителя о том, чтобы Он не оставил Россию в начавшейся войне, но Спаситель отвечал, что в России так велика мерзость запустения, что невозможно больше терпеть эти беззакония, и война есть справедливая кара забывшей о Боге России. Из-за этих проповедей капитан госбезопасности Яковлев и обвиняет отца Александра в пособничестве наступающим немцам, что в тех условиях было равносильно смертному приговору
Читайте также: