Русские народные песни образ деревьев в русских народных песнях рифма 2 класс школа россии

Обновлено: 16.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Баю.docx

БАЮ, КУКЛА, БАЮ-БАЙ.

ЗАВТРА В ШКОЛУ МАМЕ.

ТЫ СЕГОДНЯ НЕ ИГРАЙ,

СПИ, НЕ БУДЬ УПРЯМОЙ.

СПИ, ХОРОШАЯ, УСНИ —

СОН ПРИДЕТ ВЕСЕЛЫЙ,

КУКЛЫ — МАЛЫЕ ОНИ

И НЕ ХОДЯТ В ШКОЛУ.

Выбранный для просмотра документ Литературное чтение во 2 классе по ФГОС.docx

УМК Л. Ф. Климановой

Цели : познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами; учить различать жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны знать русские народные песни, понимать образ деревьев в них, рифму, уметь выразительно читать тексты русских песен.

Оборудование: диапозитивы, открытки, альбомы, дающие представление об изделиях из дерева, бересты, глины, созданных народными умельцами и ремесленниками; изделия с гжельским узором, хохломской росписью; карточки с песнями; учебники.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Речевая разминка

— Прочитайте текст. Как выдумаете, что это? (Колыбельная.)

Баю, кукла, баю-бай.

Завтра в школу маме.

Ты сегодня не играй,

Спи, не будь упрямой.

Спи, хорошая, усни —

Сон придет веселый,

Куклы — малые они

И не ходят в школу.

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

IV. Актуализация знаний . Определение темы и целей урока

— На доске зашифрованы слова. Как их прочитать?

— Расшифруем, что здесь написано. (Читать только русские буквы).

SYWCTNIHOE HWISAPLODAHISOE VTSBOLP4SECSWITBHOS.

— Это название раздела учебника, который мы будем сегодня изучать. Кто из вас догадался, что мы будем читать из устного народного творчества? (Мы будем читать русские народные песни.)

— Какие русские народные песни вы знаете? (Ответы детей.)

V. Работа по теме урока

В нашей стране проживают люди разных национальностей: татары, удмурты, армяне, азербайджанцы и многие другие. На земном шаре народов еще больше: французы, греки, чехи, немцы, итальянцы, англичане и многие другие. У каждого народа есть свое устное народное творчество. Со многими сказками разных народов вы знакомы и еще будете знакомиться. Сегодня мы познакомимся с русскими народными песнями.

— Как вы думаете, о чем пели наши предки? Что для них было самым важным? (Важными были урожай, погода, природа.)

А.Н. Толстой говорил: «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.

— Какие погодные явления влияли на урожай? (Дождь, ветер, град.)

VI. Физкультминутка

(Выскочили маленькие зайчики. Лапки поджали к груди. Им весело, они скачут.)

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

(Дети показывают.)

Зайке холодно сидеть.

Надо лапочки погреть.

(Дети показывают.)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(Дети скачут.)

Кто-то зайку напугал —

Зайка прыг — и убежал.

(Дети садятся.)

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Чтение песен о солнышке, весне

На веточку зеленую,

На яблоньку высокую,

На грушицу кудрявую,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке.

— А мы весну ждали,

Уж вы жните, жните,

Жните, не ленитесь.

А обжавши нивку,

4. Дождик, дождик, посильней,

Разгони моих гусей.

Не боятся грома.

2. Знакомство с песнями в учебнике

(Учитель читает песни, выдерживая темп, интонацию.)

— Прочитайте вопросы на с. 17. Ответьте на них.

— Найдите в песнях слова в уменьшительно-ласкательной форме. (Рябинушка, березонька, долинушка.)

— Прочитайте песни выразительно. При чтении передайте свою радость и восхищение.

— Самостоятельно познакомьтесь с песнями на с. 18—19 и скажите, какие они. (Это колыбельные песни.)

— Кто из вас помнит, какие песни пели вам?

— Прочитайте их выразительно. Какие нежные слова были в колыбельных песнях? Найдите их.

3. Работа с иллюстрациями

— Рассмотрите иллюстрации на с. 16—20. Что на них изображено? (Это изделия народных промыслов.)

Такие фигурки делались для украшения жилища, а также как игрушки детям. Они были из бересты, глины, дерева. Люди собирались в больших комнатах — мастерских — за длинными столами. Все были заняты делом: вырезали, плели, расписывали. При этом пели песни.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Устное народное творчество

Описание презентации по отдельным слайдам:

Устное народное творчество

Устное народное творчество

Разноцветные ворота На лугу построил кто-то. Постарался мастер тот, Взял он к.

Разноцветные ворота На лугу построил кто-то. Постарался мастер тот, Взял он красок для ворот, Не одну, не две, не три - Целых семь, ты посмотри. Как ворота эти звать? Устное народное творчество пословицы и поговорки сказки скороговорки былины загадки и небылицы потешки и прибаутка home: какие жанры относятся к устному народному творчеству?

Русские народные песни. Образ деревьев в русских песнях. home: Послушайте при.

Русские народные песни. Образ деревьев в русских песнях. home: Послушайте призведение. К какому жанру относится это произведение?

Песня – один из жанров фольклора, небольшое лирическое произведение, предназн.

Песня – один из жанров фольклора, небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения. Что такое песня?

береза – березонька береза кудрявая береза белая Рябина – рябинушка Рябина ра.

береза – березонька береза кудрявая береза белая Рябина – рябинушка Рябина раскудрявая home: Как называют рябину и березу в песнях русский народ?

Песня – хранительница истории, народных традиций, обрядов.

Песня – хранительница истории, народных традиций, обрядов.

Природа России Быт русских людей Чувства, переживания Труд и праздники home.

Природа России Быт русских людей Чувства, переживания Труд и праздники home: О чем русские народные песни?

лирические колыбельные обрядовые трудовые хороводные плясовые частушки заклички

лирические колыбельные обрядовые трудовые хороводные плясовые частушки заклички

home: Вспомните русские народные инструменты.

home: Вспомните русские народные инструменты.

Как у наших у ворот, Муха песенки поёт, Комар музыку ведёт, стрекоза плясать.

Как у наших у ворот, Муха песенки поёт, Комар музыку ведёт, стрекоза плясать идет. Стрекоза плясать пошла, Муравья с собой взяла. Муравейка, милый мой, Попляши-ка ты со мной. Уж я рад бы, поплясал, Да уж очень я устал. home: Под фонограмму дети исполняют песню с использованием музыкальных инструментов (ложки, треугольник, трещотки)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 592 124 материала в базе

Материал подходит для УМК

Русские народные песни.

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.07.2020 3087
  • PPTX 6.6 мбайт
  • 1622 скачивания
  • Рейтинг: 1 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ширяева Марина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. Организационно-мотивационный этап.

Доброе утро, дорогие ребята! После долгих каникул мы опять приступаем к учебе. Как прекрасно видеть ваши сияющие глаза, которым так и хочется узнать что-нибудь новенькое! Не будет долго болтать и приступим к работе.

II. Речевая разминка.

Ой-люли, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе лужок,
А на том лужку дубок,
А на том дубку сидит
Ворон в красных сапогах,
Во зелёненьких серьгах.

III. Актуализация знаний.

-Перед вами не совсем обычная речевая разминка.

-Ребята, как вы думаете, что мы сейчас прочитали? (песню)

-Да, этот стих действительно было бы правильнее пропеть, так как это песня. Скажи, пожалуйста, а это, наверное, современная песня? (нет)

-Теперь вы мне смело можете сказать, о каком именно жанре устного творчества мы сегодня будем говорить? (о песнях)

IV. Работа по теме урока.

-Как вы понимаете, что такое устное народное творчество?

Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. В прошлом году мы с вами говорили о том, что в старину люди называли устами губы или рот.

Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folklore — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.

Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа. Фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор.

Хочу обратить ваше внимание на доску. Русский фольклор очень многообразен, с какими-то жанрами вы уже знакомы, а с какими-то вам только предстоит познакомиться.



Сказка- повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

Потешка- жанр устного народного творчества. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослым. Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово.

Былина- русская народная эпическая песня о богатырях.

Загадка- изображение или выражение, нуждающееся в разгадке.

Считалка- в детских играх: стишок, произносимый при распределении участников, выявлении главного в игре.

Пословицы- жанр устного народного творчества, краткое изречение. Пословицы выражают народный ум и опыт, накопленный многими веками.

Скороговорки- придуманная фраза с трудно произносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь.

-О каком жанре я забыла рассказать? (песни)

-Ах, совсем забыла про песни. Но сегодня на уроке у нас есть возможность узнать подробно именно о русских народных песнях.

Физкультминутка

IV. Продолжение работы по теме урока.

Прочитайте текст на доске.

Ты подай пирога,

Или хлеба ломти ну.

Или денег полтину.

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

Или сена клок. Или вилы вбок.

Ребята, как вы думаете, что мы сейчас с вами прочитали? (Ответы детей. Кто-то, может быть, назовет, что это колядка.)

Правильно, это колядка. А что означает это слово? (Предположения детей.)

Колядка, или колядная песня, — новогодняя торжественная песня— величание в честь хозяев дома.

Колядование - древний обычай, свойственный, в основном, славянским народам, в ходе которого группы колядующих (обычно это были молодые люди) рядились различными животными, ходили по дворам, пели определенные (ритуальные) песни, короче говоря, отдыхали и веселились. Но во всем этом веселье был свой сакральный смысл — призыв благополучия, плодородия и прочего позитива и благ. И конечно же, люди приветствовали Коляду.

Основным атрибутом колядок являлось ряжение и пение особых песенок, они так и называются — колядки.

Начнем с ряжения. Это древний (его упоминания есть в 12 веке) славянский обряд, характеризующийся переодеваниями, раскрашиванием лиц (например, сажей) и другими способами изменения внешнего вида. Чаще всего люди примеряли на себя образа:

нечистой силы (ведьмы, русалки и т.п.);

очень часто животных: (медведя, козы, журавля и прочие);

различных существ: (бабу, смерть, покойника);

а так же образа барина, еврея, цыгана и прочие.

Общий смысл обряда сводился к тому, чтобы выглядеть необычно, чудно, а лучше всего жутковато. Поэтому и примеряли на себя разные личины, а потом отыгрывали сценки, свойственные выбранным персонажам.

Ряжение — это серьезный обряд, к нему готовились заранее: делали костюмы и маски. Очень важно было, чтобы костюм был выполнен своими руками (особенно маска) и из природных материалов. Чаще всего использовали:

кусочки меха и мочалки;

и так далее, на что хватит фантазии.

Шикарным ходом было украсить свой костюм рогами или зубастой пастью, а лучше и тем и другим. В итоге должно получиться нечто непонятное: и не человек, и не зверь, и не демон с перекрестка. Но такова задумка.

Чтение и обсуждение колядок

Весной, играя во дворе, на улице, дети приветствовали радостно своими песенками первый дождь, теплое солнышко, радугу.

Уж дождь — дождем. Поливай ковшом! Ситом, решетом. Целым ушатом! Мочи, мочи, дождь, На нашу рожь, На бабушкину пшеницу. На дедушкин ячмень. Поливай весь день.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по музыке во 2 классе "Русские народные песни и пляски". Цель урока: выявить жанровые особенности плясовых и хороводных песен.

Открытый урок по музыке во 2 классе

Цель урока: Выявить жанровые особенности плясовых и хороводных песен.

1.Формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа.

2. Познакомить учащихся с особенностями хороводных песен и плясовых.

3. Пробудить желание научиться играть на русских народных инструментах

4. Развивать умение слушать музыку и эмоционально на нее откликаться.

Метапредметные

1. В ходе совместной деятельности развивать умение сотрудничать друг с другом (парная, групповая работа)

2. Используя средства изобразительного ряда, способствовать одномоментному восприятию явлений в их единстве и многообразии

3. Способствовать развитию таких логических операции как сравнение, классификация, анализ, синтез.

1. Расширять музыкальный и жизненный кругозор учащихся, формировать основы музыкальной культуры и музыкального вкуса.

2.Развивать музыкальные способности (музыкальный слух, чувства ритма, память).

3.Развивать творческую фантазию и инициативу в процессе песенной и танцевальной импровизации.

Музыкальный репертуар: русские народные песни, наигрыши и мелодии.

Оборудование:

Детские музыкальные инструменты, мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал, атрибуты для танцев.

Организационный момент:

Дети стоя приветствуют учителя.

- Дети, добрый день !

- Добрый день, добрый день!

(первый раз – здороваюсь как обычно, второй – пою на одной нотке и дети отвечают мелодией)

-Садитесь. Проверьте, правильно ли вы сидите. Помните, кто лучше сидит, тот лучше поёт.

II. Музыкальная разминка

Упражнение на дикцию (б-п,б-п, з-с,з-с) с усилением , нейтрально и ослаблением звука.

Упражнение на тренинг дикции и дыхания: (медленно, затем с усилением)

Песню правильно учи.

-Сегодня у нас гости. Поприветствуем их, ребята!

Рады мы вас видеть,

Вам от сердца скажем.

На земле родимой ***

Мы вас величаем,

Счастья вам желаем

На веселье наше

Всех вас приглашаем

Быть, как дома, просим

Как велит обычай

Вам пирог подносим

Актуализация знаний.

-Ребята, вы обратили внимание на предметы, которые лежат у некоторых на стуле?

Они нам помогут раскрыть тему урока. Необходимо немного подождать.

Обращаю внимание детей, что на вопросы необходимо отвечать четко и не выкрикивать с места. Можно отвечать хором по моему знаку.

-Что такое музыка? (искусство музыкальных звуков)

-Какие бывают звуки (музыкальные и немузыкальные)

-Назовите главные жанры в музыке. (танец, марш, песня)

-Какой жанр самый распространенный? ( песня)

-Давайте вспомним, о музыке какого народа мы говорили на прошлых уроках?( о музыке русского народа)

Ты откуда, русская,

То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Их порою вешней

Нашли, не удивились.

Ну а песня? С песней

На Руси родились.

- Народная музыка является неотъемлемой частью народного художественного творчества.

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. На протяжении многих столетий возникали разнообразные песенные жанры. Песня – душа народа.

-Ребята, определите тему нашего урока.( Русские народные песни и пляски)

( открываю доску, где написана тема урока и прикреплены

-Что вы хотите узнать о народной песне?

интересно ли вам знать когда, где, кто водил хороводы, какие они бывают?

-Сегодня мы вспомним некоторые жанры русской народной песни и инсценируем некоторые из них.

-Когда поется эта песня?

-Каков характер этой песни?

-Какие эмоции вы испытывали при исполнении песни?

(Табличку прикрепляем на доске с названием данного песенного жанра) ВЕЛИЧАВАЯ

- Ребята, как вы думаете, что было главным в жизни простого человека, крестьянина?

- Правильно. Вырастить хлеб, дожить до следующего урожая – это было главным в жизни крестьянина. В связи с этим возникают крестьянские праздники и обряды - Когда же начинались праздники? Когда крестьянин мог передохнуть, в какое время года не нужно было ухаживать за урожаем?

- Тогда чем занимались люди зимой?

- В это время молодые люди надевали лучшую одежду, ходили на вечёрки, пели песни, водили хороводы и плясали.

- Вот сейчас вам пригодятся наряды. Оденьте их.

1. По фразам, обратить внимание на ритм песни, на фразировку, и штрихи.

1.Бояре, а мы к вам пришли!

Молодые, а мы к вам пришли!

2. Бояре, нам невеста нужна,

Молодые, нам невеста нужна.

3. Бояре, нам вот эта мила,

Отдавайте, нам невесту навсегда!

Бояре, а зачем вы пришли?

Молодые, а зачем вы пришли?

Бояре, а какая вам мила?

Молодые, а какая вам мила?

Как исполняется песня?( игриво, весело)

Как ведут себя девушки при исполнении песни?( хотят понравиться)

Как ведут себя парни? (бравые, решительные, хотят понравиться)

Табличку прикрепляем на доске с названием данного песенного жанра. ИГРОВАЯ

Беседа о характере песни.

Табличку прикрепляем на доске с названием данного песенного жанра. КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Табличку прикрепляем на доске с названием данного песенного жанра. ПЛЯСОВАЯ

III. Обобщение урока:

На уроке мы говорили о звуках, которые нас окружают каждый день - музыкальные и шумовые.

Музыка живёт рядом с человеком, она помогает и в радости и в грусти. Она влияет на человеческие чувства и настроение. Без музыки существовать человек не может

IV. Домашнее задание:

Записать в тетрадь пословицы, народные приметы о весне.

Сейчас я вам напою мелодии, а вы хором отвечайте какой это жанр. (колыбельная, дразнилка, частушка).

Постановка проблемы

Слайд 2 . Тогда посмотрите на слайд и укажите те картинки, где по вашему мнению изображен хоровод.

А почему вы про эту картинку мне ни чего не сказали? А что это? Это плясовая .На всех картинках люди изображены в движении.

Проблема. Но, почему одни называются хороводами, а другие плясовыми. Почему музыка связанная с движениями образует два разных жанра? Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

5.Основная часть. «Открытие детьми «новых знаний.

Итак давайте разберемся , какие признаки имеет хоровод

Слайд 3 Посмотрите на эти две картинки . Что вы можете по ним рассказать о хороводе? Зима, лето

Учитель: Для плясовых мелодий характерен оживленный, а иногда и быстрый темп, четкий ритм с акцентами. Такие танцы сопровождаются припляской, притопыванием и прихлопыванием в ладоши.

4.Самостоятельная работа с самопроверкой. работа на карточках. Сейчас я проверю как хорошо вы знаете народные инструменты умеете их отличать от инструментов симфонического оркестра. Итак задание: у меня перепутались все инструменты, вам нужно народные отделить от симфонических.

Молодцы, с этим заданием вы справились отлично, и домашнее задание вам будет раскрасить раскраску и узнать какой инструмент в ней зашифрован. Уберите листочки эти в дневник.

6. Закрепление Сегодня мы с вами, ребята, на протяжении всего урока ознакомились с творчеством русского народа. С чем ?

Слайд 7. Чем на уроке вам понравилось заниматься больше всего?

Мне очень понравилось как вы занимались сегодня на уроке!

попробуйте оценить свою работу на уроке.

Если вы считаете, активно участвовали в пении, загните один пальчик.

Если вы знаете чем отличается орнаментальный хоровод от драматического, загните второй пальчик.

Вы можете загнуть еще один пальчик, если вы танцевали от всей души.

Загните еще один пальчик если запомнили два рисунка орнаментального хоровода.

И загните 5 пальчик, если вы были прекрасным музыкантом и знаете инструменты народного оркестра.

Если вы загнули 5 пальчиков смело поставьте в дневник пятерку, ну а если 4 тогда 4.

Читайте также: