Рунова двигательная активность ребенка в детском саду диагностика

Обновлено: 05.07.2024

При анализе режима дня группы выявились факторы, ограничивающие двигательную активность детей :

На проведение ООД отводится 150 минут в неделю: 60 минут это ООД ФИЗО и МУЗО. Остальные 90 минут отводится ООД, когда дети проводят большую часть в статичном положении (за столами, на ковре, стоя, а это увеличивает статичную нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Таким образом, снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривления позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости силы.

Много времени уходит на кормление, переодевание, гигиенические процедуры: у малышей слабо развиты навыки самообслуживания. Кроме того, эти дети затрудняют в организации своей деятельности, что также неблагоприятно сказывается на их двигательной активности. Дети находят себе занятие, учитывая свои интересы, но разнообразить свою деятельность, ещё не могут. Во многом подвижность детей зависит от их двигательных умений. Возникает потребность в организованной двигательной деятельности.

Использование здоровьесберегающих технологий в организации двигательного режима дня группы на основе принципа учёта возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников

Принцип комплектности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно – воспитательного процесса;

Принцип активности и сознательности – участие в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;

Принцип научности – подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья научно обоснованными и практически апробированными методами;

Принцип адресованности и преемственности – поддержание связи между возрастными категориями, учет состояния здоровья.

§ РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА, СПОСОБСТВУЮЩЕГО УДОВЛЕТВОРЕНИЮ ЕСТЕСТВЕННОЙ ПОТРЕБНОСТИ КАЖДОГО РЕБЁНКА В ДВИЖЕНИИ

Понимая важность проблемы повышения двигательной активности детей, было выдвинуто несколько задач:

увеличить двигательную активность детей;

создать оптимальные условия для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта;

повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;

воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий.

Двигательная активность – это биологическая потребность организма в движении, от степени, удовлетворения которой зависит уровень здоровья детей, их физическое и общее развитие. Приобретение ребёнком огромного количества двигательных умений и навыков, которые в значительной мере перекрывают врождённые двигательные задатки может быть достигнуто только при целенаправленном грамотно организованном двигательном режиме в группе.

Двигательный режим

(общая продолжительность двигательной активности детей в котором не менее 50 – 60 % периода бодрствования)

(составляет 2/3 общей двигательной активности)

Мною была разработана циклограмма двигательной активности детей, так как систематическое проведение оздоровительных мероприятий и рационально организованный двигательный режим в группе позволит добиться улучшения состояния здоровья детей, повысит уровень их функциональных возможностей и моторного развития.

В детском саду созданы все необходимые условия для укрепления здоровья детей.

Имеется физкультурный зал со спортивным оборудованием, позволяющим реализовать двигательную активность. В группе также созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей.

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ Все занятия проводятся в игровой, занимательной форме с использованием определенного сюжета.

Двигательные паузы Признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через7-9 минут. Поэтому физминутки должны быть необходимой составляющей любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ Развивают двигательные, сенсорные, познавательные и творческие способности Вашему вниманию хочу представить картотеку подвижных игр, в которой подобраны игры с учетом возрастных особенностей детей первой младшей группы

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА Способствует плавному переходу от сна к бодрствованию

Работа с родителями

o С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

o В своей работе я использую разнообразные формы работы с родителями:

o педагогические беседы с родителями ;

o общие и групповые родительские собрания;

o совместное создание предметно – развивающей среды;

o работа с родительским комитетом группы,

2. Степаненкова Э. Я. Подвижные игры как следствие гармоничного развития дошкольников. / Э. Я. Степаненкова // Дошкольное воспитание. – 1995.– № 12

издательство МОЗАИКА - Синтез, Москва 2000 г.

Двигательная активность С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Формирование этой важной потребности зависит от особенностей жизни.

Двигательная активность (фотоотчёт)

Двигательная активность (фотоотчёт) Двигательная активность Особенности детей младшего дошкольного возраста является их потребность в активных и разнообразных движениях. В.

Двигательная активность в детском саду 1 слайд Вступивший в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит к развивающей предметно - пространственной.

Самостоятельная двигательная активность дошкольников Движение - главное проявление жизни; без него немыслима творческая деятельность. Ограничение движений или их нарушение неблагоприятно сказывается.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Мониторинг физической подготовленности детей дошкольного возраста

Мониторинг физической подготовленности детей дошколь­ного возраста является основой диагностики, в который входит подготовка и проведение тестовых упражнений. Для подготов­ки организма к предстоящим у.

Инновационные подходы к развитию физической подготовленности детей дошкольного возраста со зрительной недостаточнотью

Здоровье человека во многом определяется уровнем физического развития и функциональных возможностей организма, основы которых закладываются в детском возрасте. Поэтому забота о здоровье ребенка стала .

Методические рекомендации по развитию физических качеств и оценке физической подготовленности детей дошкольного возраста.

Дошкольное учреждение должно создать условия для эффективного развития каждого ребёнка независимо от уровня двигательной подготовленности и группы здоровья.Решение данной задачи требует выбора оптимал.

Нестандартное оборудование позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям. .


На сегодняшний день является одним из актуальных вопросов, совершенствование старых здоровьесберегающих технологий в работе с детьми и поиск новых форм, средств и методов физического воспитания.

МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА по Сафоновой О.А.

Что такое физическая подготовленность и как определить ее результаты? Именно на этот вопрос ответит презентация (из опыта работы).


Диагностика физической подготовленности детей дошкольного возраста

Тесты для определения уровня сформированности быстроты, скоростно-силовых качеств, гибкости, выносливости и ловкости, а также задания для оценки функции равновесия, координации движения у детей дошкол.

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического состояния человека, особенно детей начиная с самого раннего возраста, и соответствовать этим требованиям могут только здоровые дети. В связи с этим, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный и младший школьный возраст являются решающими в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. В этот период идёт интенсивное развитие органов и систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культуры и спортом.

Таким образом, ведущей идеей дошкольных образовательных учреждений является формирование здорового ребёнка и на этой базе развитие его духовного потенциала и широкого спектра творческих способностей.

Совершенствование физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста приобрело особую значимость в связи с перестройкой образования в нашей стране. Это даёт ключевые позиции обновления детского сада – охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребёнка. Укрепление преемственных связей между дошкольным и начальным образованием имеет важное значение для развития всей системы образования в целом. Концепция непрерывного образования рекомендует рассматривать преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования как связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное воспитание и обучение на данной ступени образования.

Период детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля за физическим развитием, физической подготовленностью и работоспособностью ребёнка. В процессе физического воспитания следует создать такие условия, в которых физические возможности ребёнка-дошкольника и младшего школьника раскроются полностью. Этому может способствовать индивидуальный подход к детям, обеспечение соответствующего уровня физического развития – состояния здоровья, уровней физической подготовленности и двигательной активности. Именно в процессе физического развития ребёнка необходимо соблюдать преемственность целей, задач, содержания, методов и форм работы, в том числе и в определении физической подготовленности детей.

Существует множество методик диагностики для определения физической подготовленности детей. Работая в прогимназии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, мы столкнулись с тем, что нет единой системы определения физической подготовленности, по которым можно проследить уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств ребёнка с 3 до 10 лет. В диагностических методиках не учитывается принцип преемственности в определении физической подготовленности детей дошкольного и младшего школьного возраста. М. А. Рунова в своей книге “Двигательная активность ребёнка в детском саду. 5-7 лет” предлагает для определения физического развития ребёнка-дошкольника 15 диагностических тестов. Г.Н. Сердюковская (1995 г.) - 5 тестов. В.Н. Шебеко (1996 г.) и другие - по 9 тестов. В начальной же школе из всех этих тестов берутся во внимание только 6. Всё остальное проходит через изучение техники выполнения элементов. Нет преемственности и в последовательности нормативов одних и тех же тестов у дошкольников и младших школьников. В тестах нет единой системы определения норм и результатов.

Резкие контрасты условий детского сада и школы приводят к ослаблению здоровья, психологическим травмам детей, что ведёт к более длительному адаптационному периоду, так как организм и психика ребёнка ещё не приспособлены к условиям школы.

В условиях прогимназии, в едином образовательном пространстве с детьми дошкольного и младшего школьного возраста работает один специалист. Поэтому проблема проведения диагностических тестов, определение качественной оценки физической подготовленности, развития и достижений детей, отсутствие единой программы , по которой можно определить динамику физического развития каждого ребёнка перед нами встала особенно остро.

Работая над этой проблемой, мы поставили перед собой цель: опираясь на “Комплексную программу физического воспитания 1-11 классов” (Авторский коллектив В.А. Лях, Л.Б. Кофман), на диагностические тесты физического воспитания дошкольного возраста М.А.Руновой, Г.Н.Сердюковской, разработать единую систему физической подготовленности детей для нашего учреждения, где будет прослеживаться развитие ребёнка с 3 до 10 лет.

На основании оценки физической подготовленности изучаются особенности моторного развития ребёнка, разрабатываются необходимые средства и методы их физического воспитания, раскрываются неравномерности в развитии двигательных функций. Всё это даёт возможность установить причины отставания или опережения в усвоении программы, наметить педагогические приёмы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях данного учреждения.

  • степень овладения ребёнком базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;
  • умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать свой арсенал движений в разных условиях;
  • развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных способностей;
  • общая двигательная активность ребёнка в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении.

Начиная со второй младшей группы и до третьего класса, нами разработана единая диагностика, что позволяет выявить динамику физической подготовленности по идентичным показателям (приложение 1). При этом не нарушается структура основных образовательных программ детского сада и школы.

Физическая подготовленность проверяется по 6 основным тестам: скоростным, скоростно-силовым, выносливости, координации, гибкости, силы. После обследования анализируются показатели каждого ребёнка и сопоставляются с нормативными данными.

Тесты по физической подготовленности позволяют определить физические качества (быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость); сформированность двигательных умений и навыков. Предлагается перечень тестов общих для дошкольников и школьников.

1. Тест на определение скоростных качеств:

Быстрота - способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстрота определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта.

Методика: В забеге участвуют не менее двух человек. По команде “На старт!” участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде “Внимание!” наклоняются вперёд и по команде “Марш!” бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.

2. Тест на определение координационных способностей:

Координация движений показывает возможность управления, сознательного контроля за двигательным образцом и своим движением.

Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3*10 м.

Методика: В забеге могут принимать участие один или два участника. Перед началом забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде “На старт!” участники выходят к линии старта. По команде “Марш!” бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общее время бега.

3. Тест на определение выносливости:

Выносливость - способность противостоять утомлению и какой-либо деятельности. Выносливость - определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

Цель: Определить выносливость в непрерывном беге за 6 минут у детей школьного возраста и в беге до утомления у детей дошкольного возраста.

Методика: Бег можно выполнять как в спортивном зале, так и на стадионе. В забеге одновременно участвуют 6-8 человек; столько же участников по заданию учителя занимаются подсчётов кругов и определением общей длины дистанции. Для более точного подсчёта беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. По истечении 6 мин. бегуны останавливаются, и определяются их результаты (в метрах).

Заранее разметить дистанцию- линию старта и половину дистанции. Инструктор по физическому воспитанию бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановок. В индивидуальную карту записываются два показателя: продолжительность бега и длина дистанции, которую пробежал ребёнок.

4. Тест на определение скоростно-силовых качеств:

Скоростно-силовые способности, являются соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежит функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений.

Цель: Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.

Методика: Ребёнок встаёт у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в прыжковую яму. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат.

5. Тест на определение гибкости:

Гибкость - морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.

Цель: Определить гибкость, стоя на гимнастической скамейке у детей дошкольного возраста и из положения стоя на полу у детей школьного возраста.

Методика: Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке: Ребёнок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметки). Наклониться вниз, стараясь не сгибать колени. По линейке установленной перпендикулярно скамье, записать тот уровень, до которого дотянулся ребёнок кончиками пальцев. Если ребёнок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент “достань игрушку”.

Наклон вперёд из положения сидя на полу: На полу мелом наносится линия А-Б, а от её середины - перпендикулярная линия, которую размечают через 1см. Ребёнок садится так, чтобы пятки оказались на линии А-Б. Расстояние между пятками-20-30см., ступни вертикальны. Выполняется три разминочных наклона, и затем четвёртый, зачётный. Результат определяют по касанию цифровой отметки кончиками пальцев соединенных рук.

6. Тест на определение силовых способностей:

Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление и противостоять ему за счёт мышечных усилий.

Цель: Определить силу в подтягивание на перекладине из виса хватом сверху у мальчиков, из виса лёжа на подвесной перекладине (до 80см.) у девочек школьного возраста; метание мешочков у детей (150-200гр.) дошкольного возраста.

Методика: По команде “Начинай!” производят подтягивание до уровня подбородка и опускание на прямые руки. Выполнять плавно, без рывков. При выгибании тела, сгибании ног в коленях попытка не засчитывается. Количество правильных выполнений идёт в зачёт. Девочки подтягиваются, не отрывая ног от пола.

Метание мешочка правой (левой) рукой способом “из-за спины через плечо”. Встать за контрольную линию, бросить мешок с песком как можно дальше. Засчитывается самый лучший бросок.

  • прыжковая яма для выявления скоростно-силовых качеств;
  • перекладина и мешочки с песком 150-200гр. для выявления силовых качеств;
  • гимнастическая скамейка и линейка для выявления гибкости;
  • беговая дорожка и секундомер для выявления выносливости, скорости.

Всё оборудование имеется в нашем учреждении и в любом другом учебном учреждении города и республики, что позволяет использовать нашу систему для определения физической подготовленности в любом учреждение дошкольного и младшего школьного возраста.

При тестировании детей следует соблюдать определённые правила. Исследования проводить в первой половине дня, в физкультурном зале, хорошо проветриваемом помещении или на площадке. Одежда детей облегчённая. В день тестирования режим дня детей не должен быть перегружен физически и эмоционально. Перед тестированием следует провести стандартную разминку всех систем организма в соответствии со спецификой тестов. Необходимо обеспечить спокойную обстановку, избегать у ребёнка отрицательных эмоций, соблюдать индивидуальный подход, учитывать возрастные особенности.

Форма проведения тестирования физических качеств детей должна предусматривать их стремление показать наилучший результат: дети могут сделать 2-3 попытки. Время между попытками одного и того же теста должно быть достаточным для ликвидации возникшего после первой попытки утомления.

Порядок теста остаётся постоянным, и не меняется ни при каких обстоятельствах. Как правило, тестирование проводят одни и те же педагоги: учитель физкультуры, воспитатель, заместитель заведующей по УВР, старшая медицинская сестра.

Тестирование должно проводиться в стандартных одинаковых условиях, что снизит возможность ошибки в результатах и позволит получить более объективную информацию за исследуемый период.

  1. индивидуальные возможности ребёнка;
  2. особенности проведения тестов, которые должны выявлять даже самые незначительные отклонения в двигательном развитие ребёнка.

Наилучшие результаты, полученные в процессе тестирования, заносятся в протокол тестирования (приложение 2). В протокол записываются результаты на начало и конец года всей группы, по которым видна физическая подготовленность всех детей. Также результаты записываются в индивидуальную карту физической подготовленности ребёнка (приложение 3). По индивидуальной карте прослеживается физическое развитие ребёнка с 3 до 10 лет и корректно сообщается родителям каждого ребёнка , подводится итог в конце каждого года.

Следует отметить большой интерес у детей при выполнении тестовых испытаний. Как показали наблюдения (М.А. Рунова), большая часть детей дошкольного возраста (60%) постоянно стремится сопоставить свои результаты с показателями сверстников, Некоторые дети (30%) даже задумываются над тем, как улучшить свои показатели, стараются неоднократно повторять одно и то же задание, обращаются к педагогу за помощью и стремятся добиться хороших результатов. И лишь немногие дети (10%) остаются пассивными и инертными.

  • по разработанным тестам прослеживается уровень физической подготовленности ребёнка с 3 до 10 лет.
  • в процессе работы по данной системе, увеличилось количество детей с высоким уровнем физической подготовленности. Так как уменьшилось количество тестов, поэтому основное внимание мы уделяем технике выполнения упражнений. При правильной технике всегда улучшается результат (приложение 4).
  • тесты позволяют выявить уровень развития движений и физических качеств у детей с 3 до 10 лет, а так же определить степень его соответствия возрастным нормам.
  • мы можем определить способности и возможности каждого ребёнка и индивидуально обсудить это родителями.
  • тесты позволяют выявить причины отставания или опережения в усвоение программы каждого ребёнка.

Исходя из всего сказанного, мы пришли к выводу, что назрела необходимость в выработке единого подхода и единых нормативов для определения физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в нашем регионе.

Марина Рунова - Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов, преподавателей и студентов обложка книги

Аннотация к книге "Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов, преподавателей и студентов"

В книге обобщен многолетний опыт исследовательской работы автора по проблемам физического воспитания дошкольников и активизации их двигательной деятельности. В помощь дошкольным работникам в книге приведено большое количество подвижных игр, физических упражнений, методических рекомендаций по организации разных типов занятий по физической культуре; педагогические приемы руководства двигательной активностью детей в самостоятельной деятельности; основные требования к моделированию двигательного режима в детском саду. Книга адресована педагогам дошкольных учреждений, а также студентам и преподавателям педагогических колледжей и университетов.

Иллюстрации к книге Марина Рунова - Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов, преподавателей и студентов

Вы можете стать одним из первых, кто оставил отзыв. Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Как известно, существенным компонентом любого вида детской деятельности являются движения. В рамках исследования были выявлены характеристики двигательной активности, а именно уровень и объем двигательной активности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Как было выявлено исследователями, значительный объем самостоятельной двигательной активности и небольшой объем организованной двигательной активности свойственен для детей с высокой степенью двигательной активности. У детей со средним уровнем двигательной активности соотношение организованной и самостоятельной меняется: увеличивается объем организованной двигательной активности, снижается – самостоятельной. У детей с низким уровнем двигательной активности большую роль играет организованная двигательная активность и незначительную роль самостоятельная двигательная активность.


1. Агеева Г.Ф. Стимулирование двигательной активности детей дошкольного возраста средствами физического воспитания : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.04 / Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. - Набережные Челны, 2013. – 25 с.

2. Агеева Г.Ф. Психофизическое состояние детей дошкольного возраста в процессе освоения инновационной программы // Теория и практика физической культуры. - 2010. - №6. - С. 92.

3. Голубев А.И. Мониторинг состояния здоровья и условий обучения (работы) детей, подростков и педагогов / А.И. Голубев, Г.Н. Голубева // Дополнительное образование. - 2003. - № 9. – С. 22.

5. Голубева Г.Н. Формирование активного двигательного режима ребенка до 6 лет // Теория и практика физической культуры. – 2008. - № 2. – С. 83-86.

6. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду : пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов пед. вузов и колледжей. – М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 256 с.

Актуальность. Изучение и анализ научной и методической литературы показали, что в последнее время становятся более заметными, на фоне роста психоэмоционального напряжения и значительного снижения активной двигательной деятельности, отклонения в состоянии здоровья детей. Биологическая потребность большинства детей не удовлетворяется в движениях из-за недооценки двигательной активности в организации учебного процесса многих дошкольных образовательных учреждений, школ, а также родителями детей 2. Двигательная активность является энергетической основой для формирования и роста всех систем организма, а также психического и физического развития, что является биологическим стимулом для морфофункционального развития организма и его совершенствования. Осуществление в покое анаболических процессов, определяющих энергетические ресурсы, зависит от степени активности скелетных мышц.

На протяжении всего дошкольного периода происходят значительные изменения в быстром формировании анатомо-физиологических особенностей организма дошкольников, создающие предпосылки для совершенствования и развития двигательных способностей и физических качеств, а также эффективного их овладения. Повышение физической работоспособности, развитие двигательных качеств (быстроты, силы, ловкости, выносливости) - всему этому способствует оптимальная двигательная активность. В процессе развития выживание биологического вида обеспечивает двигательная деятельность.

Целью исследования являлось: исследовать параметры двигательной активности детей дошкольного возраста 3-6 лет.

Для решения поставленной цели в работе были использованы следующие методы: педагогическое наблюдение, шагометрия, методы математической статистики.

Уровень двигательной активности (ДА) выявляли путем метода педагогического наблюдения и опроса воспитателей. В зависимости от степени подвижности двигательную активность детей разделили на три уровня, опираясь на методику Руновой М.А. [6]. С помощью методов математической обработки были получены следующие результаты исследования (рис. 1-3).

При исследовании уровня ДА детей младшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп выявлено, что (рис. 1):

- высокий уровень наблюдался в контрольной группе у 31% детей, в экспериментальной – у 27,3%;

- средний уровень наблюдался в контрольной группе у 64,5% детей, в экспериментальной – у 63,6%;

- низкий уровень наблюдался в контрольной группе у 4,5% детей, в экспериментальной – у 9,1%.

При исследовании уровня ДА детей среднего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп выявлено, что (рис. 2):

- высокий уровень наблюдался в контрольной группе у 23% детей, в экспериментальной – у 33%;

- средний уровень наблюдался в контрольной группе у 77% детей, в экспериментальной – у 56%;

- низкий уровень в контрольной группе не наблюдался, в экспериментальной составил 11%.


Рис. 1. Оценка уровня ДА детей младшего дошкольного возраста


Рис. 2. Оценка уровня ДА детей среднего дошкольного возраста

Исследование уровня ДА детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп выявило, что (рис. 3):

- высокий уровень наблюдался в контрольной группе у 29% детей, в экспериментальной – у 16%;

- средний уровень наблюдался в контрольной группе у 31% детей, в экспериментальной – у 81%;

- низкий уровень наблюдался в контрольной группе у 40% детей, в экспериментальной – у 3%.


Рис. 3. Оценка уровня ДА детей старшего дошкольного возраста

Таким образом, исследование уровня ДА детей младшего дошкольного возраста показало, что в контрольной группе большинство детей (64%) имеют средний уровень, в экспериментальной группе также наблюдается преобладание среднего уровня, который составляет 70%; исследование уровня ДА детей среднего дошкольного возраста показало, что в контрольной группе большинство (77%) составляют дети со средним уровнем, в экспериментальной группе данный показатель составляет 56%; исследование уровня ДА детей старшего дошкольного возраста показало, что в контрольной группе большинство детей (40%) имеют низкий уровень, в экспериментальной группе большинство (81%) составляют дети со средним уровнем.

Объем двигательной активности определяли при помощи метода шагометрии и, обработав данный показатель с помощью математико-статистических методов, получили следующие результаты:

- средняя величина объема ДА детей младшего дошкольного возраста (рис. 4) в контрольной группе составила 9424 локомоции, в экспериментальной – 10309 локомоций;

- средняя величина объема ДА детей среднего дошкольного возраста (рис. 5) в контрольной группе составила 11701 локомоцию, в экспериментальной – 12119 локомоций;

- средняя величина объема ДА детей старшего дошкольного возраста (рис. 6) в контрольной группе составила 12753 локомоции, в экспериментальной – 13192 локомоции.


Рис. 4. Средняя величина объема ДА детей младшего дошкольного возраста в режиме дня ДОУ (локомоций)


Рис. 5. Средняя величина объема ДА детей среднего дошкольного возраста в режиме дня ДОУ (локомоций)


Рис. 6. Средняя величина объема ДА детей старшего дошкольного возраста в режиме дня ДОУ (локомоций)

Полученные результаты сравнили с нормой показателей двигательной активности детей 3-6 лет в режиме дня, и было выявлено следующее:

- у детей младшего дошкольного возраста в контрольной группе наблюдается снижение показателя от нормы на 14,3%, в экспериментальной группе – на 6,3%;

- у детей среднего возраста в контрольной группе наблюдается снижение показателя от нормы на 10%, в экспериментальной группе - на 6,8%;

- у детей старшего возраста в контрольной группе наблюдается снижение показателя от нормы на 12%, в экспериментальной группе – на 9% (рис. 7).


Рис. 7. Сравнение показателей объема ДА с нормой за время пребывания в ДОУ (локомоций)

Таким образом, проведя исследование, было выявлено следующее:

1. Высокий уровень ДА детей дошкольного возраста:

- в младших группах - у 29,2% детей;

- в средних группах – у 28%;

- в старших группах - у 22,5%.

2. Средний уровень ДА детей дошкольного возраста:

- в младших группах - у 64% детей;

- в средних группах – у 66,5%;

- в старших - у 56%.

3. Низкий уровень ДА детей дошкольного возраста:

- в младших группах - у 6,8% детей;

- в средних группах – у 5,5%;

- в старших группах - у 21,5%.

4. Для дошкольников, имеющих средний уровень двигательной активности, свойственно:

- достаточно хороший уровень развития двигательных качеств;

- средние показатели физической подготовленности;

- однако у них наблюдается слабая техника движений и не всегда получается качественно и правильно выполнить упражнение.

5. Малоподвижные дети, т.е. дети с достаточно низким уровнем двигательной активности, характеризуются:

- отставанием от возрастных норм показателей в развитии физических качеств и основных видов движений;

- как только возникает сложность при выполнении задания, пассивно ждут помощи со стороны воспитателя.

6. Оценка объема двигательной активности дошкольников в режиме дня детского сада показала, что в среднем по группе объем двигательной активности в контрольной и экспериментальной группах находится ниже оптимальной границы у всех групп (младшей, средней, старшей) и составляет (результат / норма):

Читайте также: