Руководитель театрального кружка в школе

Обновлено: 02.07.2024

- помнить завет Станиславского – в обществе надо улыбаться.

Не забывать, что в коллективе ты не один. Ошибаешься – подводишь не только себя, но и весь коллектив.

Чаще всего в театре, где играют дети, спектакли ставятся недлинные, потому что детям сложно поддерживать внимание (и свое и зрительское) в течение слишком большого отрезка времени.

Выбрали пьесу, определили тему, поняли про кого в ней будет говориться. В центре любой истории стоит герой или группа героев. Именно за их судьбой следит зритель. Им он сопереживает, их проблемы воспринимает как свои собственные. Героем может быть только существо с человеческой психологией. Неважно, девочка или мальчик, инопланетянин или игрушка, животное или фонарь – главное, чтобы ваш герой был наделен человеческими качествами: чувствами, эмоциями, мыслями, желаниями.

Работа над пьесой и спектаклем

Предварительный анализ пьесы. Первое чтение пьесы и ее обсуждение: определение темы, идейной направленности, сюжетной линии – основных событий, основного конфликта (за что и против чего борются герои пьесы, отдельные группы действующих лиц? Чего каждая из них добивается и хочет?)

Не каждый спектакль нуждается в обсуждении. Но очень важно, чтобы тот, который для этого выбран, был максимально использован педагогом для эстетического воспитания детей. Если это удастся, педагог сможет успешнее решать и множество других воспитательных задач.

В этой связи перед педагогом встают интереснейшие задачи: при выборе того или иного спектакля для работы с определенным коллективом искать и находить свои (каждый раз иные, новые) пути освоения спектакля во всем его идейно – художественном своеобразии и богатстве.

Вся работа по спектаклю должна максимально содействовать развитию творческих возможностей и духовных сил детей.

Построение пьесы.

В пьесе выделяется основные три события: завязка, кульминация, развязка.

Завязка – событие, которое происходит в начале пьесы, это привлечение зрительского внимания, начало развития сюжета. Это событие очень важно для всех ее персонажей пьесы без исключения. Именно это событие определяет, кто с кем и за что будет бороться, что будет происходить в пьесе.

Кульминация – самое главное событие в пьесе. Это пик сюжета.

Развязка –это такое событие, которое последний раз круто меняет все в жизни каждого персонажа. Событие, которое исчерпывает сюжет, и после него в этой истории уже ничего произойти не может, а может начаться только новая, совсем другая история.

Композиционное построение текста пьесы включает в себя ряд традиционных формальных элементов:

  • заглавие;
  • список действующих лиц;
  • текст персонажей – драматические диалоги, монологи;
  • ремарки (авторские примечания в виде указания места действия, особенностей характера персонажей или конкретной ситуации);

Особенности драматического произведения:

  1. Драматическое произведение предназначено для ПОСТАНОВКИ на сцене.
  2. Пьеса делится на части, действия, акта. Внутри действия могут быть сцены, картины, явления.
  3. В основе драматического произведения лежит КОНФЛИКТ.
  4. Каждый период речи героев называется РЕПЛИКОЙ.
  5. Авторские пояснения, помогающие представить героев и понять их поступки, называется РЕМАРКОЙ.

Работа над ролью.

Работа маленьких актеров над ролью под руководством педагога строится следующим образом:

Знакомство с пьесой (о чем она, какие события в нем главные).

Чтение текста по ролям (пока по желанию кружковцев)

Прослушать музыкальное сопровождение.

Рассуждение (Знакомство с героями пьесы: где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т.д.

Каждый изучает своего героя:

- составляет словесный портрет героя;

- фантазирует по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывает ему любимые блюда, занятия, игры;

- сочиняет различные случаи из жизни героя, не предусмотренных пьесой, инсценировкой;

- анализирует придуманных поступков героя;

- работает над текстом (почему герой так говорит, о чем он думает)

- обсуждение заканчивается выразительным чтением пьесы педагогом с участием детей;

- нужно подводить детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть не повторимым (Какой твой щенок – веселый или грустный? Как он выглядит? А как ты сумеешь показать зрителям, что у него хорошее или плохое настроение?)

По меренеобходимости педагог предоставляет в распоряжение детей необходимые материалы для художественного воплощения сценического образа. Например: каждый ребенок раскрашивает шапочки щенка так, как он себе его представляет.

Предлагаются следующие упражнения

Работу маленького актера над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия), которые после разучивания с педагогом надо ввести в повседневную жизнь детей в виде игры.

Упражнения на напряжения мышц:

- волочить тяжелый ящик;

- нести очень тяжелый чемодан;

- дотянуться до высокого висящего яблока, сорвать его и быстро спрятать.

Упражнения на расслабление мышц:

- заснуть на стуле;

- сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды;

- сидя на стуле, медленно напрячь пальцы правой руки, следя за тем, чтобы были напряжены только пальцы, а локоть и плечо – свободны. Уметь двигать локтем и плечом, оставив пальцы в напряжении.

Упражнения на развитие воображения:

- передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать оттуда что – либо воображаемое и обыгрывать это.

Основная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку понять, почувствовать все то, что скрывается за словами текста;

- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных движений, жестов, персонажа на игровом пространстве, место его положения на сценической площадке, темпоритма исполнения, мимика, интонация;

- подготовка театрального костюма;

- создание образа с использованием наложенного грима.

Оправданным на сцене должно быть все: каждый поступок, каждое взгляд.

Все действия должны иметь какую – то причину, быть целесообразными. Сценическое поведение ребенка должно быть мотивированным, имеющим внутренний смысл в рамках той роли, которую он исполняет.

Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений, дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха на подмостках детского театра, почувствовать уверенность в себе и своих возможностей.

Работа по ходу спектакля

После того как зрители займут свои места, педагог просит внимания и торжественно объявляет о начале спектакля. Для того, чтобы возникло соответствующее настроение, можно использовать живые звуки музыкальных инструментов (колокольчики, дудочки…) или включить звукозапись.

Затем педагог называет произведение с указанием автора или говорит о том, что этот спектакль придумали сами дети, а затем торжественно представляет действующих лиц, называя каждого ребенка.

Кратко, но достаточно убедительно, используя образные выражения, педагог рассказывает о том месте, где происходит действие и дает описание внешности и характеров действующих лиц.

Настроив зрителей и актеров на активное восприятие, педагог дает детям сигнал, возвещающий о начале спектакля.

По ходу спектакля недопустимо одергивать детей, делать им всякого рода замечания, указания, корректировать действия. На сцене и вокруг нее должна царить обстановка, располагающая к преодолению сценического волнения и побуждающая юных актеров к передаче неповторимости каждого образа. Но ребенку очень трудно, преодолев волнение, даже просто выйти на сцену. Поэтому, независимо оттого, как он там действовал, ребенок должен получить награду.



Главной задачей было вовлечь как можно больше учащихся в творческую деятельность. По образованию я профессиональная актриса и мне не составило особого труда сделать спектакль. Первый опыт получился удачным. Спектакль на школьном конкурсе театральных работ занял первое место. Мне предложили поработать в школе в качестве педагога дополнительного образования.

С 2002 по 2005 учебные года были поставлены спектакли:

Постепенно я увлеклась и втянулась в школьную жизнь. Параллельно с репетициями я стала обучать детей актерской технике, разыгрывались этюды на беспредметные действия, изучалась пластика, проходили занятия по сценической речи. Классный руководитель стала с удивлением отмечать, что дети, занимающиеся театром, стали лучше читать, говорить и даже логически мыслить, успеваемость и дисциплина у этих детей значительно отличалась от их сверстников. Мне предложили создать школьную театральную студию. В студии появились и новые спектакли и новые актеры-ученики как младшей школы, так и основной, и старшей.

Репетируя спектакль, мы продолжали работу над этюдами, занимались сценическим тренингом (пластика и речь), постепенно мои актеры начали делать первые шаги на сцене и уже играли почти как профессионалы. Спектакль вышел к концу учебного года и был сыгран 11 раз. К последнему спектаклю ребята признались, что перестали быть скованными, думать о руках, ногах, а у всех было ощущение, что они и есть эти персонажи, и удовольствие от игры на сцене наконец-то пришло. Удивительно и то, что никто из них не собирается связать свою жизнь с профессией актера, но с завидной настойчивостью они каждый новый учебный год приходят на собрание студии и ждут новых работ.

Сегодня театральная студия насчитывает 90 человек, а это 6 групп по 15 человек в возрасте от 7 до 17 лет. Каждая группа — это маленький коллектив со своим расписанием и укладом (как правило, все учатся в классах одной параллели). Многие дети открывают для себя новые профессии, научаются работать руками, с удовольствием работают декораторами, гримерами, звукорежиссерами, рабочими сцены.

Работа в театральной группе помогает каждому участнику лучше понять свои возможности, осознать собственный потенциал, реализовать себя в различных формах деятельности. Процесс подготовки и выпуска спектакля с каждой театральной группой разрабатывается как проект. Каждая группа выбирает драматургию, определяют этапы работы, распределяют обязанности, а сам спектакль выступает как представление проекта.

Если раньше весь процесс обучения театральному искусству подготовки спектаклей лежал на моих плечах, то сегодня, несмотря на большую занятость учебой, ребята с удовольствием дополнительно занимаются с педагогами пластикой и вокалом, сценической речью.

Моей главной задачей является воспитание гармоничной личности, умеющей творчески жить и мыслить, знающей этику поведения, умеющей выходить из конфликтной ситуации, а главное умеющей отличить добро от зла, чему учит великая русская литература, драматургия и театр. Театр учит работать в коллективе, объединяться ради идеи спектакля, умению управлять своей волей, видеть и слышать другого, понимать природу поступка и поведения, управлять своими эмоциями и главное понять себя и оценить свои возможности.

Первый спектакль мы играем для родителей и друзей, а после его просмотра родители с удивлением и восхищением говорят, что они узнали о своих детях много нового, неожиданно раскрылись новые грани их личности. Оказалось, что талантом к сценическому творчеству обладают все занятые в спектакле дети. Эти встречи и обсуждения затягиваются допоздна, расходиться никто не хочет, всех объединяет теплая дружеская атмосфера внутри студии и радость.

Почти всех поступающих в студию детей отличает неуверенность, зажатость, чувственно-эмоциональная незрелость

При студии создан родительский комитет, который собирается на заседания раз в месяц. В работу комитета входит родительская помощь по оформлению спектаклей и изготовления костюмов, а также обсуждение после спектакля работ детей — маленький худсовет. Это нужно и детям и родителям, теперь у всех есть общее дело, объединяющее интересы детей и интерес родителей к своим детям. В наше время много развлечений и мало дел и, которые могут объединить детей и родителей, и времени, которое родители могут посвятить своим детям и собственным примером серьезного отношения к делу помочь в воспитании ответственной личности. Затем мы играем для школы, где присутствуют и педагоги и ученики, после приглашаем школы-соседи, и наконец, представляем спектакль жителям нашего района

Опыт моей работы показывает огромные возможности школьной театральной деятельности в воспитании молодых людей и решении сложных проблем их адаптации к жизни в современном обществе.

Почти всех поступающих в студию детей отличает неуверенность, зажатость, чувственно-эмоциональная незрелость. Приходится тратить много усилий, чтобы научить ребенка правильно говорить, свободно держаться, раскрыть его индивидуальные и творческие способности. В работе с вновь пришедшими в студию я ставлю задачу раскрепостить их, снять психологические и физические зажимы, для этого подбирается материал, приближенный к клоунаде, где дети в радости и свободе творят вдохновенно, надевая смешные костюмы и гримируясь соответственно образу клоуна, забывают робость и неуверенность.

Театр — ценный инструмент при оказании психологической помощи детям с различными эмоциональными и поведенческими нарушениями, проблемами в развитии, поскольку с ребенком намного легче наладить контакт с помощью игр.

Занятия в театральной студии позволяют успешно преодолевать тревогу, раздражительность, страх, неуверенностью в себе, сниженную самооценку, трудности в общении, помочь уладить конфликты в семье и преодолеть страх перед освоением новой сферы деятельности.

Театр позволяет отыграть любые психотравмирующие ситуации: непонимание близких, их холодность или гиперопеку, предательство, горе, утрату доверия к миру, а так же помогает понять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и оценить возможность перемен. Сама атмосфера театра безопасная и воодушевляющая, поэтому действует для зрителей и актеров исцеляюще.

За прошедшие годы я стала понимать значимость театра в жизни школы и каждого ученика в отдельности. Мои наблюдения открыли мне огромные возможности театра в воспитании и формировании личности учащихся, а опыт показал необходимость театра для детей.

Деятельность педагога дополнительного образования, как и педагогическая деятельность, является управленческой, регулирующей взаимодействие между учащимися и родителями, учащимися и педагогами, интегрирующей и координирующей воспитательные воздействия различных социальных сфер. Сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего.

Органичное сочетание в учебно-воспитательных комплексах основного образования с дополнительным создает реальную основу для формирования совершенно нового типа образовательного пространства — гуманистической социально-педагогической среды, способствующей разностороннему личностному развитию каждого ребенка, поиску путей его самоопределения, возникновению благоприятного социально-психологического климата как в отдельных детских коллективах, так и на уровне школьного коллектива в целом.

Внеурочная половина дня оказывает существенное влияние на первую, занятую уроками. Во-первых, дополнительное образование оказывает воздействие на образовательный процесс школы. Дополнительные образовательные программы делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся; углубляют и расширяют знания учащихся по основным предметам; стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников; повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.

Во-вторых, школьный театр как дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: он способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в работе театральной студии способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.

Жаль, что воспитательные возможности школьного театра как дополнительного образования до сих пор не осознаются педагогами в достаточной мере. Как показывает опыт, школьные учителя тогда начинают по-настоящему ценить внеурочную деятельность детей, когда она позитивно сказывается на их учебных достижениях.

Таким образом, школьный театр способен решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы. Это лишь первый шаг на пути создания целостной системы дополнительного образования в школе. Главное — сделать его. Дальнейшее будет зависеть от нашего желания, настойчивости и способности увлечь за собой всех тех, кому небезразлично, какое развитие получат наши дети в современной школе и какими мы их подготовили для будущего профессионального самоопределения.

Подводя итог, хочется отметить, что использование театральных методик в совокупности с совместной деятельностью, ориентированной на получение социально-ориентированного театрального продукта, безусловно, способствует формированию коллектива и, как следствие, развитию социальных компетентностей подростков.

Об авторе: Кольчугина Елена Константиновна, педагог дополнительного образования, ГБОУ СОШ №648 САО г. Москва закончила ГИТИС им. А.В. Луначарского, Режиссёрский факультет, курс А.В. Эфроса и А.А. Васильева.

Никитин Анатолий Алексеевич – талантливый, творчески работающий педагог высшей квалификационной категории. За время работы Анатолий Алексеевич создал систему, обеспечивающую высокое качество подготовки, формирование эстетического вкуса и развитие творческого потенциала учащихся.

Анатолий Алексеевич – автор программы, реализация которой позволяет добиваться значительных результатов.

Анатолий Алексеевич на занятиях уделяет большое внимание не только отработке сценических навыков, но и изучению истории и традиций русского театра. Педагог профессионально осуществляет подбор репертуара, рационально организует занятия, дозируя нагрузку с учетом индивидуальных способностей.

Мастерство и личность руководителя коллектива обеспечивают высокую мотивацию учащихся. Сохранность контингента на протяжении обучения составляет 99%.

Более 20 выпускников Анатолия Алексеевича продолжают обучение в образовательных учреждениях культуры на режиссерском и актерском отделениях, около 10 – являются руководителями театральных коллективов.

Никитин Анатолий Алексеевич в течение многих лет вносит большой вклад в дело художественно-эстетического воспитания и развитие творческих способностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2008 – 2009 учебном году Анатолий Алексеевич открыл свою театральную школу – студию для детей 7 – 10 лет.

Опыт Никитина Анатолия Алексеевича широко используется педагогами города. В течение пяти лет Анатолий Алексеевич ведет творческую театральную мастерскую, которую ежегодно посещают около 20 специалистов. Педагог ведет активную работу по пропаганде театрального искусства. За один театральный сезон коллектив под руководством Анатолия Алексеевича демонстрирует свыше 30 спектаклей для школьников, учителей и родителей округа Муром.

Высокий профессионализм, стремление к совершенствованию педагогического мастерства, ответственность за результаты своего труда характеризуют Анатолия Алексеевича. Он пользуется заслуженным авторитетом коллег, учащихся и родителей.

Директор школы А.Г. Чернышева

Похожие документы:

Мониторинг 30. 09. 2013

. ). Сегодня руководителем образовательного учреждения является Голямова Евгения Вильямовна. Сегодня школа является единственным в г. Магадане общеобразовательным учреждением с углубленным изучением математики .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Советы практикующего режиссёра.

Практика и теория. Как совместить?

Но всё же о том с чего начинать? Если объём работы пугает, то в голове должен работать фильтр: без чего нельзя обойтись, а что всё же можно отбросить

Ну, не проводить же занятия по актёрскому мастерству и по речи и. по сценическому движению в объёме всех часов театрального вуза?

Сейчас программы и профессиональных театральных вузов пересматриваются. Годами работа и обучение по системе Станиславского с применением множества никому ненужных упражнений занимали огромное количество времени! Особенно на первых-вторых курсах, а когда студент, особенно режиссёр должен был приступать к самостоятельной работе, практике, он не знал с чего начинать и во всём сказывалась его несамостоятельность и отрыв от реальной жизни..

Как можно раньше приступайте к работе уже обучаясь в институте! Хотя, как мне известно, сейчас уже не препятствуют студентам ни в съёмках в кино, ни в занятости в других проектах. Наконец-то, со временем наступил пересмотр программы. А тогда даже в самодеятельных студиях надо было на многочисленных показательных открытых уроках демонстрировать, как же организованы тренинги, упражнения, этюды. Я не говорю, что всё это не нужно, но каждый раз надо изобретать новый подход, чтобы обучение не было оторвано от практики.

Итак, можно подвести небольшой итог:

2. Нужен ли долгий процесс обучения перед погружением в репертуар? Информация к размышлению: пример, одному человеку необходимо пройти обучение в автошколе, да ещё и дополнительные курсы вождения. А другой просит у вас уступить руль на пустой трассе. Он уже заранее знает, что такое сцепление, переключение скоростей. Вы в нём уверены, доверяете, в прямом смысле слова свою жизнь, садитесь в машину рядом и на малой скорости, но практически сразу(!), корректируя вождение, объясняете, что делать и в какой последовательности. Достаточно так проехать по пустой трассе нескольких часов, чтобы практически ваш подопечный ( при его огромном встречном желании!) освоил то, что другие а стационарной системной школе проходят за полгода.

Постараюсь об этюдах и упражнениях рассказать подробнее в самой программе.

3. Как удержать впервые пришедшего к вам с первого раза? Ответ на это вопрос мне подсказала практика. После трёх лет работы в сильнейшем народном театре (уфимского моторостроительного объединения), театре со сложившимися традициями, который отметил своё 40-летие, я перешла на работу во вновь открывающийся Дворец культуры. И начала создавать свою студию от нуля! Так впервые я столкнулась с проблемой создания коллектива на пустом месте. Никогда не бойтесь этого! Пусть не будет кабинета, декораций, костюмов. Постепенно всё это появится. Но у вас есть уникальная возможность сформировать коллектив со своими традициями, коллектив ваших единомышленников!

Создание команды.

О рекламе.

Если у вас есть такой человек, который продумывает рекламу вашей студии – прекрасно. Если нет, то учитесь этому искусству у самых успешных предпринимателей всегда и постоянно. В этом нет ничего зазорного! Надо уметь это делать. Наша работа ориентирована на зрителя. Даже если это работа на малых сценах.

Зритель просто ожидает спектакль, а в это время идёт большая рекламная работа!

Если у вас есть своё помещение, то развесьте там завоёванные дипломы. Это добавит солидности. Только сделайте цветную ксерокопию. Лет 15 назад такой возможности не было, и многие памятные дипломы в единственном экземпляре во время ремонта у меня исчезли.

Принципы набора и формирования коллектива.

Но если вернуться потом к тому молодому человеку, который в одном из составов сыграл доктора Вудли, то потом и его карьера сложилась очень удачно. Он сделал две операции, зрение его стало минус семь, стал солидным бухгалтером в солидной фирме. Вообще одним из показателей полезности работы в самодеятельном театре я считаю не количество тех, кто ушёл на профессиональную сцену, и этот факт конечно же есть, а то насколько успешно сложилась жизнь самых рядовых участников, насколько они вообще были реализованы в жизни, сумели раскрыть себя.

Возможно, я нарушаю постепенность изложения событий. Одним из существующих принципов стало прививать самостоятельность подросткам, которые у меня занимались.

Об общении с родителями.

Как ставить то, что хочется.

Наверное, стоит пояснить, что народный обозначало такое понятие как звание, часто получить его было сложно. Народный театр и профессиональные провинциальные театры 25 лет назад часто конкурировали так, что в выигрыше были народные театры или самодеятельные студии, у которых была возможность эксперимента. Именно тогда и рождались многочисленные авангардные спектакли

О самостоятельных творческих работах.

Раскрепощение.

Очень часто работа в школьной самодеятельности сводится к тому, что текст спектаклей просто разучивается по ролям.

О пользе стресса.

Как организовать выездные площадки.

Наш центр творчества является ещё и методическим центром, поэтому часто за советами обращаются руководители школьных театров. Суть проблемы такова: создадут красивый спектакль. Покажут в родной школе один, максимум два раза, а дети хотят играть. Где выступать? У нас это происходит так: первый раз мы ищем площадку, а потом нас приглашают регулярно, причём несколько лет подряд. Иногда бывает так, что в детские сады информация поступает от самих воспитателей. После выступлений. Когда слышишь прекрасные отзывы, я раздаю наши визитки, где-нибудь это и сработает. Поэтому мы никогда не испытываем дефицита в выступлениях.

Обзвоните по справочнику ближайшие детские дома. Обычно там всегда готовы принять со спектаклем или концертом. Также надо обойти детские сады и школы, расположенные максимально близко. Это не потребует транспортных расходов, а на будущее, если выступление понравится, этот зритель сам организованно придёт к вам.

Как придумать облегчённый вариант декораций.

Можно на струне натянуть марлю, органзу или другую ткань, которая при освещении спереди будет непрозрачной, и можно будет переставлять декорации. Техническое оснащение сцены не всегда возможно в школьных театрах, надо чтобы директор школы очень любил театр, чтобы рассчитывать, что найдутся средства.

Очень сильно вам помогут просмотры мастер-классов

Созерцательный опыт. Просмотр спектаклей, мастер-классов.

Мой опыт деятельности по организации работы театрального кружка составляет три года. Начинала я работу с учениками второго класса, продолжила работать с этими же ребятами в третьем классе. Перейдя работать в другое образовательное учреждение, организовала театральный кружок на базе группы продленного дня, где были собраны ребята из первых классов. Я расскажу о том, как всё начиналось.

В связи с внедрением ФГОС НОО для каждого класса выделены 10 часов занятий внеурочной и кружковой работы. Выбирая вид деятельности, занятия которой я могла бы предложить учащимся своего класса, проанализировала направления работы, уже организованные в нашей школе. Оказалось, что работали различные спортивные секции, проводились занятия хорового пения, декоративно-прикладного творчества, а театрального кружка не было. Следовательно, это направление работы можно было осваивать.

Теперь нужно было заручиться поддержкой родителей учеников. На родительском собрании я рассказала о своем намерении в следующем учебном году проводить занятия театрального кружка. Объяснила, для чего нужен этот кружок, какие цели и задачи ставлю перед собой и ребятами. Родители меня поддержали.

Теперь я знала, по каким направлениям строится работа театрального кружка. Это: основы театральной культуры, ритмопластика, культура и техника речи, театральная игра и работа над спектаклем. Я изучила цели и задачи каждого направления работы, ознакомилась с тем, к каким результатам в работе следует стремиться.

А вот с построением конкретного занятия дело обстояло сложнее. Я столкнулась с такой проблемой: не все предлагаемые виды работы были интересны детям. Наиболее значимыми и интересными для ребят оказались: артикуляционная гимнастика, работа над дыханием, произнесение скороговорок, работа с пантомимами, диалоги в стихотворной форме и игры, направленные на создание образов животных, людей или каких-либо предметов. Используя эти виды работ, я выстроила структуру занятия.

Скороговорки, темы для пантомим, а также различные упражнения для проведения артикуляционной гимнастики найти было несложно. Труднее оказалось найти интересные диалоги в стихотворной форме. Такие диалоги ребята запоминали легче и работать им было интереснее. При работе над стихотворением можно было меняться партнерами, и, в этом случае, диалог приобретал новую окраску. Текст этих стихотворений я набирала цветным шрифтом, выделяя определенным цветом слова каждого персонажа. На одном листе обычно помещалось 4 диалога в стихах. Количество листов соответствовало количеству студийцев. (Приложение 1, Приложение 2)

В работе над спектаклем одной из трудностей было распределение ролей. Главные роли и еще выигрышные роли (с точки зрения ребят) хотели играть все. Приходилось объяснять особенность каждого героя, неповторимость и привлекательность его образа. К спектаклю готовилось два состава актеров. На репетициях они могли подменять друг друга, а также увидеть со стороны исполнении ролей другими актерами, подметить удачные интонации, движения.

В процессе работы я наблюдала, как меняются дети. Как сложно им было работать над дыханием, как нелегко давалось произнесение скороговорок, как непривычно было раскрепостить себя в работе с пантомимой, как волновались, выходя на сцену (пространство перед доской) для показа сценки или отдельного образа. Были дети, которые приходили на занятия и долгое время с последнего ряда просто наблюдали за работой других ребят. Но и эти дети с течением времени стали принимать активное участие в работе кружка: так же, как и все исполнять пантомимы, участвовать в сценках. Работу на занятиях я часто организовывала в парах, причем в парах сменного состава. Благодаря этому, никто не оставался вычеркнутым из общей деятельности, а ребята могли увидеть творческие способности всех одноклассников, поучиться друг у друга интонациям, движениям, приобретали умение договариваться. В дальнейшем, ребята стали сами проводить артикуляционную гимнастику, придумывать образы для пантомимы. Стали пробовать при новые интонации, изменять манеру поведения своих персонажей. Перед работой над новыми образами мы вместе с ребятами давали характеристику каждому герою, следуя которой, пробовали подходящие интонации и манеру его движений. На занятиях мы часто возвращались к уже изученным сценкам, разыгрывали их, анализировали, что у каждой пары актеров получилось хорошо, над чем можно еще поработать. Видно было, что дома дети репетируют, стараясь показать на следующем занятии персонажа сценки по-другому, с другими интонациями, с другой манерой поведения. Новые образы часто выглядели удачно и находили поддержку и одобрение у кружковцев.

Работа театрального кружка оказалась успешной. Участие детей в театрализованной деятельности повлияло на обогащение словарного запаса детей, на развитие творческих способностей. Ребята научились импровизировать, фантазировать, воображать, взаимодействовать с людьми, уметь делать выбор, находить выход в различных ситуациях. Умения, приобретенные в театрализованных играх, дети стали использовать в повседневной жизни.

Читайте также: