Рубцов старая дорога краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок в 8 классе .

Предметные умения:

  1. Формировать представления об особенностях поэтического мира Н.Рубцова.
  2. Формировать навыки анализа поэтического текста, акцентируя внимание на особенностях формы художественного произведения.

Метапредметные коммуникативные умения:

Формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстникам.

Личностные умения:

Формирование способности к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества.

Методы : поисковый, исследовательский

Форма деятельности : фронтальная, групповая.

-Как вы понимаете эти слова критика 19 века?

Актуализация знаний.

Н.С.Рубцов – один из лириков второй половины 20 века. Это поэт, глубоко и интенсивно исследовал русскую действительность. Заслуга Рубцова в том, что он сумел любую тему своего творчества осмыслить через тему Души. Благодаря этому его поэзия приобретает глубоко лирическое начало. Поэт вглядывается в русскую национальную жизнь, постигает душу простого русского человека.

Целеполагание:

Этап открытия нового знания:

Проводим на уроке исследование поэтического текста, заполняя таблицу

( Материалы наблюдений представлены ниже, в таблице).

Фронтальная работа. ( На основе домашнего задания).

- Какие цвета преобладают в стихотворении? Что придают они произведению?

стихотворения – лиричным, немного печальным, таким же светлым, как цветовая гамма стихотворения).

- С чем связано светлое грустное настроение стихотворения? Чтобы ответить на этот вопрос, проследим особенности художественного времени и пространства

- Какие картины помогают создать образ вечности в произведении? ( Картины природы)

- Какие изобразительно-выразительные средства использованы автором для создания картины природы? ( Представлены в материалах таблицы)

1.Групповая работа по исследованию текста.

Проследить особенности синтаксиса, выписать цитаты.

Выписать анафоры из текста, подумать, какое значение они имеют в тексте?

Какие фонетические особенности встречаются в тексте? Какую они играют роль?

-Каковы особенности стихосложения в стихотворении? Определите их роль в произведении.

Примеры из текста

Облака, древние дороги, леса, овин, холмы, глушь, дорога, облака

Пространство связано с чем-то старинным, древним, с русскими богатырями. Рисуется Русь, Россия с её необъятными просторами.

Века, июльские деньки, вечности глаза, богатыри, забывчивость, заря, века, веках.

Сквозным словом является – века. Оно подчеркивает не просто древность Руси, но и её вечность. Неизменность её начал.

3.Какие художественные приемы помогают создать картину вечности России.

Это картины природы. Она вечна, как сама Россия, и также прекрасна.

4.В чем особенность синтаксиса стихотворения

Предложения с однородными членам:

То полусгнивший встретится овин,

То хуторок с позеленевшей крышей,

Где дремлет пыль и обитают мыши

Да нелюбимый филин-властелин…

Дают возможность расширить изображаемую картину русской жизни: через картину природы, через приметы народного быта.

5.Какова роль восклицательных предложений в тексте. С какими мыслями поэта они связаны.

Так полюбил я древние дороги

И голубые вечности глаза.

Здесь каждый славен – мертвый и живой.

Но этот дух пройдет через века.

Эти предложения отражают главное для лирического героя: любовь к своей древней стране, ко всем людям этой страны, веру в её дух, русскую душу.

Душа. звенит, перекликаясь…

Перекликаясь с теми, кто прошел,

Перекликаясь с теми, кто проходит…

И пусть травой покроется дорога,

И пусть над ней, печальные немного,

Плывут, плывут, как мысли облака…

Анафора подчеркивает тесную связь лирического героя со всем миром. Способность преломлять все через Душу.

Анафора ещё раз подчеркивает вечность, неизменность русской дороги, а вместе с ней и русской жизни под печальными облаками.

7.Роль звукописи, фонетических особенностей

Зной звенит во все свои звонки

Аллитерация и ассонанс придают стихотворению плавное, размеренное звучание, интонацию раздумий, размышлений.

Настроение светлой грусти.

Размер – ямб с пиррихиями.

Рифмовка – кольцевая и только в конце- перекрестная.

Рифма – переплетается мужская и женская.

Все особенности стихосложения в стихотворении придают стихотворению размеренное звучание, Кольцевая рифмовка помогает создать завершенные картины, сменяющие друг друга.

Мягкость звучанию придает соединение мужской и женской рифмы.

2.Групповое задание:

( Подборка цитат из стихотворений Рубцова – работа со сборниками стихов поэта).

1. «Россия, Русь – куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя…

2. «О, Русь – великий звездочет!

Как звезд не свергнуть с высоты,

Так век неслышно протечет,

3. «И все ж я слышу с перевала,

4.«И откуда берется такое,

Что на ветках мерцает роса,

И над родиной, полной покоя,

-О чем свидетельствуют подобранные цитаты из произведений Н.Рубцова?

Этап включения новых знаний в систему собственных знаний:

Ответьте на вопросы:

- Что является главным в творчестве Н.Рубцова?

- Может ли привлечь современного читателя творчество Н.Рубцова? Если да, то чем?

- Что показалось вам наиболее интересным при проведении исследования стихотворения?

1.Даётся один вопрос для краткого размышления.

2. Затем каждый записывает и читает свой ответ.

3. Обязательно обобщите и ответьте на любые вопросы, которые возникают в ответах учащихся (можно и на следующем уроке).

Домашнее задание :

Всё облака над ней,
всё облака…
В пыли веков мгновенны и незримы,
Идут по ней, как прежде, пилигримы,
И машет им прощальная рука…
Навстречу им – июльские деньки
Идут в нетленной синенькой рубашке,
По сторонам–качаются ромашки,
И зной звенит во все свои звонки,
И в тень зовут росистые леса…
Как царь любил богатые чертоги,
Так полюбил я древние дороги
И голубые
вечности глаза!

То полусгнивший встретится овин,
То хуторок с позеленевшей крышей,
Где дремлет пыль и обитают мыши
Да нелюдимый филин – властелин.
То по холмам, как три богатыря,
Ещё порой проскачут верховые,
И снова–глушь, забывчивость, заря,
Всё пыль, всё пыль, да знаки верстовые…

Здесь каждый славен –
мёртвый и живой!
И оттого, в любви своей не каясь,
Душа, как лист, звенит, перекликаясь
Со всей звенящей солнечной листвой,
Перекликаясь с теми, кто прошёл,
Перекликаясь с теми, кто проходит…
Здесь русский дух в веках произошёл,
И ничего на ней не происходит.
Но этот дух пойдёт через века!
И пусть травой покроется дорога,
И пусть над ней, печальные немного,
Плывут, плывут, как прежде, облака…

Всё облака над ней,
всё облака…
В пыли веков мгновенны и незримы,
Идут по ней, как прежде, пилигримы,
И машет им прощальная рука…
Навстречу им – июльские деньки
Идут в нетленной синенькой рубашке,
По сторонам–качаются ромашки,
И зной звенит во все свои звонки,
И в тень зовут росистые леса…
Как царь любил богатые чертоги,
Так полюбил я древние дороги
И голубые
вечности глаза!

То полусгнивший встретится овин,
То хуторок с позеленевшей крышей,
Где дремлет пыль и обитают мыши
Да нелюдимый филин – властелин.
То по холмам, как три богатыря,
Ещё порой проскачут верховые,
И снова–глушь, забывчивость, заря,
Всё пыль, всё пыль, да знаки верстовые…

Здесь каждый славен –
мёртвый и живой!
И оттого, в любви своей не каясь,
Душа, как лист, звенит, перекликаясь
Со всей звенящей солнечной листвой,
Перекликаясь с теми, кто прошёл,
Перекликаясь с теми, кто проходит…
Здесь русский дух в веках произошёл,
И ничего на ней не происходит.
Но этот дух пойдёт через века!
И пусть травой покроется дорога,
И пусть над ней, печальные немного,
Плывут, плывут, как прежде, облака…

Стихотворение “Старая дорога” было создано Рубцовым во время поездки на Алтай, предпринятой в 1966 году. Там он пробыл несколько месяцев – с мая по сентябрь. Тот период ознаменовался написанием ряда лирических произведений. В их числе – “Шумит Катунь”, “Ось жизни”, “В горной долине”, “Весна на берегу Бии”, “Улетели листья с тополей…”, “В деревне”.

Сочиненные на Алтае стихотворения литературоведы объединили в цикл, дав ему негласное название “Алтайское лето”.

В “Старой дороге” нашли

отражение значимые для творчества Рубцова темы – дороги и родины. В произведении можно с некоторой долей условности выделить два плана. Первый – реальный.

Поэт описывает дорогу, на первый взгляд особо ничем не примечательную. Обычный человек, скорей всего, и вовсе не обратил бы на нее внимание, ведь на просторах необъятной России таких – великое множество. Действие стихотворения происходит в разгар лета. По небу плывут облака, по сторонам качаются ромашки и “в тень зовут росистые леса”.

В тексте вообще немало бытовой конкретики. Например, в середине поэт упоминает полусгнивший овин и “хуторок

Лирический герой шагает по старой дороге, испытывая от этого невероятное счастье. Душа его звенит, перекликаясь “со всей звенящей солнечной листвой”. Ему нравится незатейливый пейзаж вокруг, он умеет искренне радоваться простым вещам. Герой обладает зорким сердцем.

Шагая по обыкновенной дороге, он видит прошлое и настоящее страны, переживает одновременно единственное мгновение и целую вечность. Так появляется второй план стихотворения. В дорожной пыли возникают фрагменты истории и мифологии России с ее царями, богатырями, пилигримами. Расширяются границы времени и пространства.

Дорога становится местом практически мистическим, где “русский дух в веках произошел”. В финальных строках внимание лирического героя переключается с прошлого и настоящего на будущее. Он искренне верит, что вышеупомянутый русский дух пройдет через века. Когда-нибудь травой покроется дорога, но также будут плыть над ней облака.

Анализируемый текст отличается кольцевой композицией – первые и последние строки не повторяют в точности друг друга, но весьма похожи и явно перекликаются. Тем самым Рубцову удается показать непрерывное вращение колеса истории. Меняются времена, но есть на свете кое-что вечное – как русский дух, как облака.

Все облака над ней, все облака.
В пыли веков мгновенны и незримы.
Идут по ней, как прежде, пилигримы,
И машет им прощальная рука.
Навстречу им июльские деньки
Идут в нетленной синенькой рубашке,
По сторонам - качаются ромашки,
И звон звенит во все свои звонки.
И в тень зовут росистые леса.
Как царь любил богатые чертоги,
Так полюбил я древние дороги
И голубые вечности глаза!
То полусгнивший встретиться овин,
То хуторок с позеленевшей крышей.
Где дремлет пыль и обитают мыши
Да нелюдимый филин-властелин.
То по холмам, как три богатыря,
Еще порой проскачут верховые.
И снова - глушь, забывчивость, заря,
Все пыль. Все пыль да знаки верстовые.
Здесь каждый славен - мертвый и живой!
И оттого, в любви своей не каясь,
Душа, как лист, звенит, перекликаясь
Со всей звенящей солнечной листвой,
Перекликаясь с теми, кто прошел,
Перекликаясь с теми , кто проходит.
Здесь русский дух в веках произошел,
И ничего на ней не происходит.
Но это дух пойдет через века!
И пусть травой покроется дорога,
И пусть над ней, печальные немного,
Плывут, плывут, как мысли облака.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: