Родительское участие в школе

Обновлено: 05.07.2024

В условиях модернизации системы образования необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.

Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

В настоящее время заметно возрос интерес учителей к проблемам воспитания. Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.

Семья и школа - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален, т.к. система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин: малодетность семьи уже во многих поколениях; воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за младшими братьями и сестрами.

Молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей; влияние старшего поколения снижается, остается невостребованным.

Происходит осложнение семейного воспитания из-за обострения социально-экономических трудностей (низкая зарплата, низкий прожиточный минимум).

Гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром передач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а на общение с детьми, на их воспитание не хватает времени.

Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь им. Задача очень непростая. И на сегодняшний день существует ряд проблем, которые надо решать незамедлительно. Не существует никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями.

Одним из важных направлений в моей деятельности, как классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается.

Воспитание детей – это единая задача всего сообщества родителей, педагогов и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь поставленных задач, чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированные гражданские позиции. Поэтому так важно не растерять душу подрастающего поколения. В этих условиях забота о воспитании детей становится важнейшим делом родителей, педагогов, всех членов общества.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Совместно с родителями я, как классный руководитель, пытаюсь использовать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определить содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.

Динамика современной семьи характеризуется увеличением семей, находящихся в социально-опасном положении, в группе риска. Данные из социального - педагогического паспорта школы свидетельствуют об увеличении числа неполных семей, недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и как результат – снижение учебно-познавательной мотивации школьников.

Совместная деятельность классного руководителя, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.

Перечислю основные направления взаимодействия семьи и школы, которые использую в работе с родителями:

  1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.
  2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
  3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  4. Взаимодействие с родительским комитетом.
  5. Совместная деятельность родителей и обучающихся.
  6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

К ним можно добавить:

  • выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;
  • участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей; проведение дней здоровья;
  • проведение совместных праздников с участием родителей создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми.

Основными формами работы с семьёй в классе являются групповые и индивидуальные.

К индивидуальным формам можно отнести организуемые классным руководителям и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка. При посещении семьи беседую с родителями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к школе, информирую родителей об успехах их ребенка, даю советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Посещая семьи и беседуя с родителями, узнаю о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляю, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищу пути сотрудничества семьи и школы; уделяю большое внимание здоровью ученика.

Провожу тематические консультации в каникулярное время или после проведения всех занятий с детьми. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись учителями-предметниками о поведении, опозданиях на уроки и т.д.

К групповым формам работы с семьёй отношу психолого-педагогическое просвещение родителей. Использую такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, лекции, встречи с учителями - предметниками, администрацией. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекаю специалистов различных направлений: врачей, инспектора ГИБДД, ПДН и т.д.

В сценарий классного родительского собрания могут включаться:

Одним из очень важных направлений в моей работе является диагностика. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей.

Анализ результатов деятельности родителей показал, что они заинтересованы в сотрудничестве со школой. Достаточно большое количество родителей включается в совместную работу с классным руководителем.

Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, организует совместные мероприятия, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Главным направлением взаимодействия семьи и классного руководителя является вовлечение родителей в разнообразную внеклассную деятельность.

Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней.

Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию. Сегодня в школе есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.

Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление нашей деятельности.

А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:

  • педагогическому такту и этике взаимоотношений;
  • педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
  • педагогическому просвещению родителей;
  • умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
  • единству требований школы и семьи.

Безусловно, роль классного руководителя очень значительна. Всё, что мы делаем, мы делаем для ребенка, и поэтому можем с уверенностью сказать, что создаваемая система воспитания в нашем классе позволяет учащимся быстро адаптироваться и развивать свои склонности и способности. Этому помогает творческая, инновационная совместная работа классного руководителя и родителей, которая создаёт условия для достижения цели школы - обеспечение разностороннего развития личности каждого школьника.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок-игра с участием родителей по теме "В ресторане" (2 класс школы с углубленным изучением английского языка)

Данный материал представляет собой конспект урока-игры, призванного мотивировать детей и родителей к совместному проведению досуга, помочь родителям ориентироваться в учебной программе по английскому .


Управленческий проект на тему "Повышение удовлетворенности родителей жизнедеятельностью школы"

Управленческий проект на тему "Повышение удовлетворенности родителей жизнедеятельностью школы" поможет администрации школы и всему педагогическому коллективу решить проблему снижения удовлетворенности.


Процессы интеграции и дифференциации в организации жизнедеятельности школы в условиях внедрения госстандартов второго поколения

выступление на семинаре.


Статья Процессы интеграции и дифференциации в организации жизнедеятельности школы в условиях внедрения госстандартов второго поколения

выступление на семинаре.


презентация Процессы интеграции и дифференциации в организации жизнедеятельности школы в условиях внедрения госстандартов второго поколения

приложение к выступлению на семинаре.


Мастер – класс с участием родителей Повышение профессиональной компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологи.


Сущность метода проектов и степень участия родителей в образовательную деятельность школы в событийную, проектную деятельность.

Я используя метод проектов в работе с учениками начальной школы и среднего этапа. Проект — продукт сотрудничества и сотворчества учителя, детей, родителей. На этапе разработки, вместе с учащимис.

Как правило, участие родителей в жизни класса в начальной школе намного интенсивнее, чем в средней. Как же сделать так, чтобы столь активные пару лет назад родители не стали пассивными наблюдателями и продолжали интересоваться школьной жизнью детей?

Каждый классный руководитель, которому приходилось вести пятый класс, знает, что основными целями адаптационного периода для детей являются определение готовности школьников к обучению в новых условиях и оказание помощи детям с низким уровнем такой готовности. Таким образом, мы вплотную занимаемся учениками, частенько забыв про родителей. Нет-нет, не об “адаптации” родителей хотелось бы поговорить, а о степени их участия в жизни класса и школы.

Явка на общешкольные родительские собрания всегда высока именно за счет “началки”. Почему же родители учащихся средней школы перестают принимать активное участие в жизни класса?

Причин здесь несколько. Это и увеличившаяся самостоятельность их ребенка (часто детям неудобно, что их мама все ходит в школу, как будто они еще маленькие, и они сами зачастую этому препятствуют). Совсем недавно одна мама заявила: “Моей дочери уже двенадцатый год, взрослая совсем. Что же я до сих пор должна ходить и за нее краснеть?”

Сюда же относятся проблемы адаптационного периода, с которым сталкиваются не только дети, но и их родители (способность найти общий язык с каждым учителем-предметником иногда не под силу некоторым родителям).

Еще одна причина – возникновение новых, неожиданных для многих родителей трудностей с учебой и поведением, о которых они сначала внимательно слушают, а затем, махнув рукой в силу своей занятости, пускают все на самотек (например, проблемы подросткового возраста, когда иной раз родители не могут найти общий язык со своим ребенком).

И, конечно, определенную сложность создает новый классный руководитель, который занимается не только их детьми, но и имеет большое количество часов по предмету, что, естественно, ведет к ослаблению контроля, чему некоторые родители очень рады.

Да и сами учителя часто делают ошибки, о которых написано в любой книге по классному руководству – начинают разговор с родителями с жалоб и проблем, “выливают” на них весь негатив и ждут при этом понимания. Но при подобном “нападении на их чад” можно получить в ответ: “Мой ребенок самый лучший, вы у себя в школе порядок наведите”. Естественно, что в такой ситуации контакт с родителями будет потерян и понадобится приложить много усилий, чтобы наладить сотрудничество с этой семьей.

Я в своей работе классного руководителя всегда придерживаюсь такого правила – вызывать родителей в школу только тогда, когда без их вмешательства невозможно решить проблему. А таких ситуаций, поверьте мне, бывает не так много. Конечно, звонить родителям и ставить их в известность о “шалостях” их чада нужно, иногда просто необходимо, но вызов в школу должен быть “высшей мерой наказания”, иначе скоро это станет для них обыденностью и потеряет тот воспитательный эффект, на который мы всегда так надеемся.

Идеальная ситуация – вы заранее узнали, что в следующем году вам достанется пятый класс. Здесь намного проще обеспечить преемственность требований и работу с родителями. Как это можно сделать? Посещение совместных родительско-детских праздников, выступления на родительском собрании и представление вас в качестве будущего классного руководителя учителем начальных классов, знакомство родителей с вашими требованиями и пожеланиями, изучение личных дел учеников.

Но если вам не повезло и о своем назначении классным руководителем в пятом классе вы узнали лишь в конце августа, то свою работу нужно строить иначе.

Шаг первый. Не стоит откладывать знакомство с родителями до первого собрания, которое традиционно проходит лишь в конце первой четверти. Получая новый класс, не только пятый, я начинаю работать по созданной мною программе “Первое знакомство с семьей ученика”. В августе я организую посещения семей учеников своего класса, т.е. я планомерно обхожу всех. Это позволяет ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни его семьи, его традиции и обычаи, духовные ценности, стиль общения между родителями и детьми. Кроме того, такие визиты положительно влияют на характер взаимоотношений педагога и родителей. Важно отметить, что изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

До первичного посещения семей я практиковала раздачу анкет ученикам, но эта форма работы оказалась не так эффективна. Кроме того, это не представляло возможности увидеть условия семейного воспитания своими глазами и познакомиться со всеми родителями. К тому, при личном контакте появляется шанс заинтересовать родителей и быстрее найти с ними общий язык.

Шаг второй. Чтобы увлечь детей, мотивировать их и родителей к совместной деятельности, новый учебный год нужно начинать ярко! Поэтому первый классный час обязательно должен быть необычным и запоминающимся, на его лучше пригласить всех родителей. Замечено, что на линейку первого сентября приходят практически все родители пятиклассников – попросите их подняться в класс. Подобное общее дело поможет вам ближе познакомиться с ребятами и поддержать их перед лицом ответственности выступления при родителях! После такого классного часа рекомендуется провести первое родительское собрание в новом для родителей статусе – “родители пятиклассника”. Какие памятные сувениры вы им вручите, зависит от вашей фантазии!

Кстати, о приглашениях и поздравлениях.

Шаг третий. Никогда не скупитесь на внимательное отношение к родителям! На каждое родительское собрание обязательно должно быть направлено индивидуальное приглашение. Например, на первое собрание первого сентября я делала такое приглашение-поздравление:

Желательно иметь подобные приглашения на все последующие мероприятия, некоторые классные руководители даже пишут их в стихах. Также не забываем и о праздниках! Вас не поздравили родители? Зато мы поздравили их! А уж творчество их детей в качестве подарка – самое ценное, что вы можете подарить! На Новый год мы с моими пятиклассниками сделали специально для родителей календари на год.

Шаг четвертый. Памятки и полезная информация – то, что мы чаще всего называем “педагогическим просвещением родителей”, – должны обязательно быть на каждом родительском собрании. Внимание и предупредительность возможных проблем – вот что подкупает родителей.

Например, на первом родительском собрании будут уместны такие памятки:

Пример памятки для тематического родительского собрания, посвященного режиму для школьника

Физиологические проблемы пятиклассников и режим дня

Памятка для родителей

Важно знать:

– об увеличении физической и умственной нагрузки как следствии изменения режима дня школьника по сравнению с начальной школой;

– о быстром физиологическом взрослении многих детей, гормональном изменении в организме;

– об изменении в питании ребенка, связанном с его большей самостоятельностью.

Рекомендации:

– необходимость смены системы учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий;

– предупреждение близорукости, искривления позвоночника: наблюдение за правильной позой во время выполнения уроков, соблюдение светового режима;

– обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей;

– закаливание ребенка, создание в доме спортивного уголка для обеспечения двигательной активности, занятия спортом, поддержка со стороны семьи;

– воспитание самостоятельности и ответственности у ребенка как главных условий для сохранения его здоровья.

Тема памяток могут быть самыми разными: “Школьник и компьютер”, “Как сберечь здоровье” и т.д. При тщательной подготовке к родительскому собранию вы легко можете сами составить подобный текст.

Шаг пятый. Активно вовлекайте родителей во все внеклассные мероприятия, проходящие не только в классе, но и в школе. Готовите сказку на День учителя? Пусть родители помогут детям подготовить костюмы, сочинить стихи. Поручите организовать видео и фотосъемку их выступления. Пригласите всех родителей на концерт – нет ничего лучше, чем порадоваться за своего ребенка! А уж как приятно будет ребенку! Проводите обычное чаепитие в классе? Сделайте его необычным! Родители могут не только накрыть на стол, но и побывать в роли членов жюри при проведении конкурсов и викторин. Собрались в поездку? Попросите родителей в ее организации, пригласите их поехать с вами, подключите к этому детей – к их “мольбам” они обязательно прислушаются! Идете на природу? А кто же будет помогать разжигать костер и играть с детьми в футбол? Только родители! Нужно поздравить мальчиков или девочек с праздником? Кто же сделает это лучше самых родных и близких? Подготовьте небольшие стихи к каждому подарку и попросите родителей поучаствовать в поздравлении! Справляете чей-то день рождения? Было бы здорово, если бы вместе с именинником пришли и его родители и получили свою долю поздравлений! Поощряйте инициативу родителей! Предложили сводить ребят в лес или на хоккейный матч? Здорово! Вы вместе все замечательно организуете!

Шаг шестой. Больше общайтесь с родителями. Как часто мы это делаем? Когда нужно сообщить о каком-то проступке? Рассказывайте также о достижениях ребенка, о его маленьких победах – родители обязательно ответят вам взаимной заинтересованностью.

Шаг седьмой. Обязательно благодарите родителей! Это могут быть элементарные слова благодарности по итогам четверти или прошедшего мероприятия. На общешкольной линейке можно устно отметить вклад родителей.

Шаг восьмой, самый трудный. Только доброжелательный стиль общения, искренность, заинтересованность, желание помочь их детям и им самим дадут тот результат, о котором мечтает каждый классный руководитель. Полюбить всех без исключения учеников и родителей мы не сможем – да никто и не заставляет это делать. Но уважать их и делать свое дело профессионально – наша обязанность. И тогда вы услышите те слова, ради которых стоит работать: “Наш классный руководитель самый лучший!”

Это лишь несколько советов, которые помогут вам не утратить доброго расположения родителей и связи с ними. Конечно, стопроцентного участия все равно не добиться, однако планомерная систематическая работа принесет свои плоды.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ЖИЗНИ КЛАССА.

(Участие родителей в жизнедеятельности школы)

средняя общеобразовательная школа №7

г. Минеральные Воды

Как же заручиться поддержкой родителей? Как сделать нам их своими сторонниками?

Задача каждого классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Это особенно важно в начальной школе, но и не менее важно в средней школе, когда ребенок начинает обучение в других условиях. Появляется много новых учителей. У каждого свои требования, свои особенности, и ребенку необходимо адаптироваться в новых условиях. А родители считают, что их дети выросли, и уже нет необходимости сильно опекать их. Учителю проще работать с теми родителями, у которых в школу идет первый ребенок. В этом случае они еще не имеют опыта в воспитании школьника, прислушиваются к рекомендациям учителя, легко идут на контакт, принимают активное участие в жизни не только своего ребенка, но и всего класса. Однако и на плечи учителя ложится важная задача – нужно так организовать работу с родителями, чтобы посещение школы стало для них не тяжелым бременем, а полезной необходимостью.

Чем больше уделяют родители времени своему ребенку, тем больше у них шансов получить любовь и заботу от взрослых детей. В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимания на человеческие качества своего дитя. Защиту своего ребенка они ставят на первое место, не обращая внимание на то, прав ребенок или нет. Иногда напротив, родители совершенно отстраняются от проблем своего ребенка и не принимают активного участия в его жизни.

Главным направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

В своей работе я использую разные формы сотрудничества с родителями.

1. Родительские собрания .Проводится 1 раз в триместр обязательно и при необходимости дополнительно 1-2 собрания. Все собрания можно разделить на группы:

· организационные (при переходе на новую ступень обучения -5кл.)

· тематические (выбор темы зависит от возраста учащихся, от актуальности темы)

· текущие (решение вопросов успеваемости, воспитательной работы, благоустройство класса и др.)

· итоговые (подведение итогов класса по различным направлениям за определенный промежуток времени)

2. Работа родительского комитета. В его состав входят наиболее активные родители, способные помочь учителю в организации учебно-воспитательного процесса, в решении хозяйственно – бытовых вопросов. Одной из функций родительского комитета в моем классе, являются рейды по проверке поведения учащихся, успешности обучения, награждение. Родительский комитет помогает классному руководителю проводить индивидуальную работу с родителями. Родители занимаются организацией подарков к праздникам, осуществляют организационную, просветительскую работу по проблемам, возникающим в классе и школе.

3. Индивидуальные беседы и консультации. Для проведения индивидуальных бесед привлекаю психолога, социального педагога, администрацию, родителей из комитета. Именно в индивидуальных беседах больше затрагиваются проблемы воспитания отдельных учащихся. Из опыта работы знаю, что к такой форме работы отцы относятся более ответственно, чем к собраниям. И это имеет свои положительные результаты.

4. Родительский университет. Любой, увлеченный родитель, может организовать работу кружка в классе. Его направленность, охват учащихся решается конкретно в каждом случае. Учитель в этом случае не устраняется от работы, а является непосредственным помощником.

5. Родительский классный час.

6. Туристско-краеведческие походы, экскурсии…

8. Родительские рейды. Это могут быть рейды по поверке дневников, состоянию учебников и другие. Рейды проводят члены родительского комитета. Лучшие результаты сообщаются всему классу, худшие доводятся индивидуально до родителей. Такие рейды мы проводим 1-2 раза в год, хотя, можно проводить по триместрам. На усмотрение родителей, детей можно наградить по итогам рейда.

Родители могут являться непосредственными участниками любого мероприятия. Они могут выступать в роли актеров, членов жюри, конкурсантов и т.д. Наибольшую активность проявляют родители, у которых в школу пошел первый ребенок. Задача учителя подержать эту активность, убедить родителей в том, что их помощь необходима в образовательном и воспитательном процессе класса. Зачастую родители ведут себя как дети: они стесняются проявить инициативу, выделиться из толпы. Родительский коллектив класса должен стать надежной опорой для учителя, его правой рукой, универсальным средством для решения любых проблемных ситуаций. Таким образом, семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.

Наименование оконченного учебного заведения:Московский государственный открытый педагогический униветситет им. М.А. Шолохова (2002), Московский институт открытого образования (2012) Наименование направления подготовки и (или) специальности:социальный педагог, педагог-психолог; менеджер

Общий стаж работы :18

Стаж работы по специальности: 18

Категория: Высшая

Опыт работы: учитель нач. классов, зам. директора по экспериментальной работе, методист, директор, руководитель структурного подразделения

© Ссылка на источник:

Данные методы работы с родителями, приёмы вовлечения их в образовательный процесс разрабатывались и апробировались в течение четырёх лет экспериментальной работы, которая проводилась под руководством Шалвы Александровича Амонашвили в школе № 258 г. Москвы. Сергей Владимирович Астахов – директор школы № 958, г. Москва.

Ø Одним из условий актуализации жизни младшего школьника на уроке, по нашему убеждению, является вовлечение родителей в образовательный процесс, ведь они тоже являются его участниками.

Для развития ребёнка важно, чтобы родители и школа не конкурировали, а сотрудничали, только тогда образование станет не ареной конфликтов, а источником радости и спокойствия. Именно поэтому мы рассматриваем работу с родителями как одно из важных направлений актуализации жизни ребёнка на уроке.

При этом учитель ставит перед собой следующие задачи:

– психолого-педагогическое просвещение родителей;

– включение родителей в образовательный процесс;

– создание духовной общности родителей, учителя и детей;

– установление в семье гуманных отношений.

Необходимо, чтобы родители разделили взгляды учителя или согласились с ним в ключевых моментах воспитания и обучения детей.

В этом случае усилия учителя получают поддержку со стороны семьи, что приводит к повышению возможностей актуализации жизни ребёнка на уроке, качества образовательного процесса, семейного воспитания. Главное – чтобы родители приняли школу, проявляли о ней заботу, помогали ей, а в семье установились гуманно-личностные отношения с детьми.

К сожалению, из-за высоких темпов жизни, отсутствия организаций и общественных институтов, занимающихся просвещением родителей, из-за проблем материального характера взрослые в большей своей массе не имеют понятия о новых методах и формах обучения, тенденциях сегодняшнего образования, его целях и задачах. Учитель же может рассчитывать на максимальное воплощение своих идей только при условии поддержки семьи ученика. Следователь но, необходимо раскрыть перед родителями возможности гуманной педагогики, познакомить их с различными современными технологиями, методами, особенностями обучения.

Ø Существующие классификации методов, на наш взгляд, недостаточно полно отражают весь спектр возможностей актуализации жизни ребёнка на уроке. Традиционные методы касаются, скорее, знаниевой стороны обучения, поэтому мы пошли по пути инноваций, среди которых были и методы работы с родителями (организация открытого пространства школы), а именно:

– приглашение родителей на уроки в качестве учителей;

– особые приёмы общения с семьёй (педагогическое общение в рамках родительских собраний, открытие образовательного процесса для родителей, торжественные родительские собрания);

– включение детей и взрослых в совместную творческую деятельность;

– подготовка папок программного материала для родителей и др.

Ø Приглашение родителей на уроки в качестве учеников. Учитель готовит урок по какому-либо предмету и даёт его взрослым. Материал соответствует возрастным интересам взрослых, но подаётся так, как подавался бы на уроке с детьми. Это делается для того, чтобы родители почувствовали на себе эффект приёмов, уровень развивающего потенциала заданий, качественное изменение эмоционального состояния, наконец вспомнили бы себя учениками, преодолевающими трудности познания. Данная форма работы с родителями помогает семье понять, как и чему обучать детей дома.

При общении с родителями на собраниях учитель проводит не только фрагменты уроков, но и целые уроки, на которых дети присутствуют как гости. Каждый взрослый, присутствующий на таком уроке, выполняет те же задания, что и дети. Родители получают возможность прочувствовать урок, приёмы и методы работы учителя, способы подачи материала, общения с детьми; детям же позволяем услышать, что говорят их родители по обсуждаемым вопросам, как они размышляют.

Ещё одна форма участия родителей в образовательном процессе, которая взрослым помогает почувствовать значимость своей деятельности, а детям – испытать за них чувство гордости, – это приглашение родителей на уроки в качестве учителя, на должность руководителя кружка, для организации мероприятий и т.п. Родители рассказывают о своей жизни, профессии, учат интересным вещам. Идея таких уроков при их умелой организации должна исходить от самих детей. Учитель вместе с ними советуется о работе на таких уроках, готовит сюрпризы для взрослых. Ученики дарят гостям свои работы, делятся своими интересами, привлекают к обсуждению какой-либо темы.

Следующее направление работы – открытие образовательного процесса для родителей.

Это значит, что родителям предоставляется возможность присутствовать на уроках и занятиях вместе с детьми. Задачи такого посещения:

– показать используемые учителем приёмы для удовлетворения природных потребностей ребёнка;

– показать многослойность заданий

– что могут выполнить дети с трудностями в обучении и дети, готовые к более высокому его уровню;

– показать систему работы с детьми, требующими особого внимания (как с проблемами в обучении, так и мотивированных);

– показать качественные изменения ребёнка за определённый период;

– повысить уровень мотивации к учению.

Подчеркнём: каждый из членов семьи ребёнка может прийти на любой урок, и учитель сделает это событие значимым для них, радостным, запоминающимся. Урок проводится специально для гостя, дети выполняют его задания (что заранее обговаривается с учителем), пишут сочиненияразмышления и дарят их гостю. Родители посещают уроки как по своему желанию, так и по приглашению учителя и детей.

Цели этих приглашений могут быть разными: стремление продемонстрировать успехи ребёнка, его общение с учителем, услышать рассказ о профессии, поделиться жизненным опытом, мудростью (чаще всего для этого приглашают бабушек и дедушек).

Учитель, пригласив родителей, заранее общается с ними, продумывает задания, которые они предложат детям: можно решать задачи, в том числе и логические, писать сочиненияразмышления. Дети тоже готовятся к посещению родителей, стараются показать свои достижения.

Не менее актуальная задача учителя – включить детей и взрослых в совместную творческую деятельность.Например, мы просим детей составить книжки-малышки по разным проблемам с обязательным подключением к работе членов семьи: кто-то оформляет текст, кто-то выступает в роли корректора, а кто-то в роли редактора. Вся семья ищет информацию, отбирает из неё самые интересные, важные сведения. Для создания своих страниц в учебниках семья помогает ребёнку найти нужный материал, необычный, познавательно-трудный. При выполнении подобных заданий проявляется творческое содружество в семье и, кроме того, ребёнок завышает планку стандарта, тем самым развиваясь.

Необходимость создания папок программного материала для родителей мы почувствовали в конце 2-го класса. Родители видят и понимают, что дети с интересом ходят в школу, выполняют задания, но они перестают понимать, что, дети получают из знаний, т.е. каково содержание образовательной программы. Чтобы ответить родителям на эти вопросы, мы закладываем в особую папку знания программного материала. Вместе с тем она служит ребёнку средством наблюдения за собой – каждый прослеживает свой рост в знаниях – и инструментом для постановки краткосрочных и долгосрочных целей и задач, для анализа причин успехов и неудач в учении и определении способов их совершенствования.

В нашей школе проводился день открытых дверей. Наибольшую активность проявили родители учеников начальной школы. Поводя анализ мероприятия, мы выяснили, что активность родителей нашей школы пока не очень высокая. Но мы работаем в этом направлении.

Читайте также: