Родительское собрание в школе в сентябре

Обновлено: 05.07.2024

Приложение 1.

1. Свои фамилию, имя и отчество.

2. Дату рождения и возраст.

3. Ф.И.О. родителей, их место работы, должность.

4. Адрес (поселок, улица, номер дома, квартиры).

5. Знание диких, домашних животных.

6. Знание растений, деревьев, мебели, цветов, посуды, одежды, игрушек, насекомых, птиц (например: береза, осина, липа, тополь, клен, ель – это деревья).

7. Знать месяцы, времена года, дни недели.

1. Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументировать ответ, последовательно и логично, понятно для собеседников рассказать о факте, событии, явлении.

2. Быть доброжелательным собеседником, говорить спокойно, не повышая голоса.

3. Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

4. Различать звук, слог, слово, предложение. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

5. Различать гласные, согласные, твердые, мягкие звуки.

6. Рассказывать рассказы по картинкам.

7. Заучивать наизусть стихи.

1. Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.

2. Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

3. Цифры от 1 до 10 , знаки + , – , = , монеты достоинством 1 , 5 , 10 копеек.

4. Называть числа в прямом и обратном порядке, называть последующее и предыдущее число.

5. Соотносить цифру и число предметов.

6. Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действий.

7. Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера.

8. Делить круг, квадрат на две и четыре равные части.

9. Ориентироваться на листе клетчатой бумаги (левее, правее, выше, ниже).

К началу обучения в школе дети должны уметь:

% строить сложные предложения разных видов; % составлять рассказы, небольшие сказки по картинке, серии картинок;

% определять место звука в слове; % находить слова с определенным звуком;

% составлять предложение из 3-4 слов; % расчленять простые предложения на слова;

% расчленять слова на слоги (части);

% различать жанры художественной литературы: сказка, рассказ, стихотворение;

% самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;

% уметь различать по внешнему виду растения данной местности;

% иметь представление о сезонных явлениях природы;

% знать свой домашний адрес, телефон, фамилию, имя и отчество родителей.

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления.

Нужно знать и уметь:

% числа первого десятка, прибавлять единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним;

% цифры 0 , 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 , 8 , 9 ; % знаки + , – , , > , = ;

% называть числа в прямом и обратном порядке; % соотносить цифру и число предметов;

% составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; % пользоваться арифметическими знаками;

% измерять длину предметов с помощью условной меры; % делить круг, квадрат на две и четыре части.

% составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;

Критерии психологической готовности ребенка к школе

1. Социально-психологическая готовность к школе:

% учебная мотивация (хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);

% умение общаться со сверстниками и взрослыми (легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций, признает авторитет взрослых).

2. Школьно-значимые психофизические функции:

% развитие мелких мышц руки (уверенно владеет карандашом, ножницами);

% пространственная ориентация, координация движений (владеет определениями выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, справа-слева);

% координация в системе глаз-рука (может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг));

% логическое мышление (находит сходство и различие предметов при сравнении, правильно объединяет предметы в группы по общим признакам);

% произвольное внимание (удерживает внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).

Приложение 2.

1. Чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь мозаикой, маленькими фишечками.

2. Рисуйте узоры, дорисовывайте до узнаваемого рисунка или смешного. Малыш научиться видеть не только плоскость, но и линию. Это разовьет и его воображение.

3. Раскрашивайте рисунок карандашами то густо, то бледно. Карандаши только менять: то толстый, то тонкий.

4. Возьмите акварельные краски и тонкую кисточку и учите ребенка обводить рисунки. Сначала крупные (фигурки, цветы), затем поменьше (ягодки, кружочки).

5. Затем раскрашивайте рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску. Так рука и глаз приучатся работать вместе.

6. Лепите из пластилина – это тренирует пальчики, ведь они такие непослушные.

7. Не заучивайте букварь наизусть. Учите буквы все сразу и читайте книги с короткими текстами.

8. Покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы. Кроссворды, находите различия и сходство в картинках. Это поможет развить логическое мышление.

9. Не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машины. Играя, они освоят счет и задачи.

Обычно на первом родительском собрании нового учебного года каждый учитель рассказывает о задачах, стоящих перед учениками и их родителями именно в этом учебном году. Я тоже всегда рассказываю родителям своих учеников, каковы задачи первого (второго, третьего и т.д.) года обучения английскому языку. Но кроме традиционной беседы я ещё провожу с ними небольшой эксперимент.

Я раздаю родителям листочки с вопросом: "Какие задачи вы, как родитель, ставите перед собой в этом учебном году?" Я объясняю родителям, что их ответы будут храниться у меня целый год. А на последнем родительском собрании я всем обязательно верну их листочки с ответами.

На итоговом собрании я обычно прошу родителей перечитать поставленные ими в сентябре задачи и самим себе выставить оценку: насколько эти задачи выполнены. Причём я сразу предупреждаю, что листочки с оценками собирать не буду. Это дело — строго конфиденциальное.

В основном, всем такая "игра" нравится, и родители охотно в неё включаются. Ведь в итоге не произойдёт ничего постыдного. Их "двоек" и "колов" никто, кроме них самих, не увидит. А, может быть, родители сами себе плохих оценок и не поставят? Не знаю. Листочки всегда остаются у родителей для последующего обдумывания или на память, а, может быть, просто для того, чтобы сразу по окончании родительского собрания попасть в мусорную корзину.

Какие же задачи ставят родители моих учеников перед собой? Первое, что бросилось мне в глаза: большинство задач были сугубо материальными. Приведу цитаты:

  • "Оплатить сыну двух репетиторов".
  • "Купить дочери новый компьютер (сотовый телефон, видеокамеру и т.п.)".
  • "Переоборудовать детскую: сделать ремонт, обновить мебель, поставить пластиковое окно".
  • "Купить новое издание детской энциклопедии".
  • "Свозить сына в Европу".

Во-вторых, некоторые якобы родительские задачи таковыми вовсе не являлись. Они звучали скорее как требования к ребёнку, другим людям и миру вокруг. Например:

  • "За этот год сыну необходимо освоить английский язык". (Требование к ребёнку и учителю, с ним работающему.)
  • "Первое или, по крайней мере, призовое место Кати в городской и областной олимпиадах по английскому языку (или другим предметам)".
  • "Держать под контролем все школьные дела сына".
  • "Не реже, чем раз в месяц обходить всех учителей дочери, узнавая о её успехах в школе".

Чтобы продемонстрировать положительный пример родительской задачи, назову следующую (она довольно часто повторяется в ответах): "Проводить с сыном (дочерью) больше времени".

Ребенок, родители, школа: с чего начать учебный год?

Наконец, что меня в списке родительских задач удивило. Почти никто из родителей не ставит перед собой задачи личностного роста и самосовершенствования. Например:

  • Научиться слушать ребёнка, не перебивая.
  • Стать более терпимым к молодёжной моде.
  • Качественно улучшить свой тон общения с сыном, убрав из речи назидательные интонации и повелительное наклонение.
  • Перестать доказывать дочери, что родители всегда правы.
  • Перестать выходить из каждого спора с ребёнком победителем.
  • Исключить крик и ругань из семейного общения.
  • Не осуждать других людей и ничего не критиковать в присутствии ребёнка.
  • Говорить дочери (сыну) "Спасибо!" за что-нибудь каждый день.
  • Больше шутить и смеяться в семье.
  • Меньше смотреть телевизор.

Согласитесь, даже в этом коротком списке можно найти что-то важное для себя.

Возможно, такое преобладание материального и внешнего среди родительских задач — дань нашему не самому благополучному прошлому? Возможно, так мало уделено места внутреннему и нематериальному лишь потому, что это слишком личное, и родители просто не захотели об этом писать?

Так или иначе, ставить промежуточные задачи, делить дела на отрезки, подводить итоги — не самое характерное для наших людей занятие. Не прижилось пока регулярное планирование в нашей культуре.

А вот в Америке и Канаде есть по этому поводу своя традиция. Под Новый год там многие принимают так называемые новогодние резолюции: загадывают, планируют, обещают сами себе, чего они точно не будут делать в новом году, и что будут делать обязательно. Некоторые обещают себе бросить курить, или сесть на диету, или экономнее тратить деньги. А может быть, почаще посещать спортивный зал, или помириться со старым знакомым, или найти новую работу.

Предлагаю перенять эту традицию — начиная год, ставить перед собой значимые задачи. И делать это перед 1 сентября, т.е. перед началом каждого нового учебного года. Родительские новогодние резолюции могут звучать так: "В новом учебном году я со своим ребёнком непременно буду. ", или "В новом учебном году я ни в коем случае не буду. ", или "В новом учебном году я обязательно изменю в себе. ". Попробуем?

Сценарий родительского собрания для 1 класса. Знакомство с родителями

Дата проведения: вторая учебная неделя сентября.

Форма проведения: беседа, диалог классного руководителя и представителей педагогического коллектива школы с группой родителей учащихся 1 класса.

Продолжительность: 1-1,5 часа.

Цели: создать благоприятные условия для знакомства представителей родительской группы друг с другом; ознакомить родителей учащихся класса с условиями и режимом работы, а также с целями и задачами общеобразовательного учреждения на предстоящий учебный год.

Задачи: провести социологический опрос родителей учащихся с целью первого знакомства; ознакомить родителей учащихся с учебным расписанием, режимом и условиями работы школы; выбрать родительский комитет или другой совещательный орган класса; распланировать учебно-воспитательную работу на первую четверть.

I. Подготовительный этап

Классный руководитель обдумывает форму приглашения родителей учащихся на их первое родительское собрание. Приглашение может быть выполнено в виде поздравительной открытки:

Приглашаем вас на встречу родителей одноклассников вашего сына с классным руководителем Петровой Ириной Ивановной и представителями администрации школы. Встреча состоится 10 сентября в 18.00 в кабинете 112 школы.

Петрова Ирина Ивановна

Приглашение может быть записано в дневнике каждого ребенка. Учитывая, что в первые дни после окончания учебы многих первоклассников стараются встретить и проводить домой родители, родные, близкие, то объявление о предстоящем родительском собрании может быть оформлено и на двери кабинета, где обучаются дети. Пригласить на первое родительское собрание классный руководитель может по телефону.

Классный руководитель оформляет приглашение на первое родительское собрание и учителям-предметникам, которые будут работать с учениками класса в течение предстоящего учебного года. Это учителя музыки, изобразительного искусства, физической культуры, воспитатель группы продленного дня, школьный психолог. На родительском собрании могут присутствовать не все учителя-предметники. Классный руководитель заранее обсуждает с каждым учителем цель его прихода на данное родительское собрание, а также примерный текст выступления.

Кроме того, классный руководитель приглашает на родительское собрание заместителя директора по воспитательной работе или представителей администрации школы и обсуждает с ними момент представления классного руководителя.

Обговаривается с несколькими родителями содержание речи, отражающей особенности занятий, увлечений, стиля воспитания детей в данной семье. По данной схеме будут рассказывать о своей семье и другие, ранее не подготовленные, представители родительской группы.

Классному руководителю нужно подготовить текст анкеты исходя из ранее предъявляемых требований о наличии определенных сведений, касающихся семьи ребенка. Данная анкета может использоваться классным руководителем на протяжении всех четырех лет обучения детей под его руководством. Каждый год организационное собрание в классе можно будет начинать с этой уже заполненной анкеты, внося в нее лишь произошедшие по истечении каждого года изменения (приложение 1).

В период подготовки к родительскому собранию следует придумать наглядное оформление кабинета в виде плакатов с высказываниями выдающихся людей о воспитании, об отношениях взрослых и детей.

Плакаты могут быть следующего содержания:

К данному родительскому собранию желательно оформить стенды, отражающие внеклассную работу классного руководителя с предыдущим классом, работу, проводимую в школе по сохранению здоровья учащихся, направлениям воспитательной и учебной работы данного общеобразовательного учреждения в целом.

II. Организационный этап

Родители, заходя в учебный кабинет, в котором проводится родительское собрание, рассаживаются произвольно. Классный руководитель раздает бейджи с полностью написанными фамилиями, именами, отчествами. В классе звучит музыка, помогающая снять ощущение напряженности и настраивающая на совместную работу пока незнакомых людей. У гостей должно быть время ознакомиться с содержанием подготовленных стендов. Классный руководитель помогает освоиться наиболее застенчивым родителям, вовлекая их в просмотр подготовительных стендов.

Родительское собрание начинает вести классный руководитель или представитель администрации школы, который должен будет представить классного руководителя. Затем присутствующих знакомят с вопросами, предлагаемыми для рассмотрения на родительском собрании, присутствующие представляются друг другу, обговаривается продолжительность проводимого собрания.

Собрание начинается со знакомства с классным руководителем. При этом классный руководитель или лица, его представляющие, должны дать родителям сведения о стаже работы, количестве выпусков, об основных отличительных особенностях выпускников данного классного руководителя, о стиле, методах и формах работы, предпочитаемых им.

После первичного знакомства классный руководитель или представители администрации школы информируют родителей учащихся о режиме, условиях работы, предпочитаемых классным руководителем, об учебной нагрузке в 1 классе, расписании уроков, дополнительных образовательных услугах, сообщают номера контактных телефонов администрации школы и классного руководителя.

III. Ознакомление родителей с учебными достижениями их детей

IV. Проведение педагогического всеобуча для родителей

Организационное родительское собрание должно ввести родителей учащихся в круг целей и задач, в решении которых им предстоит принять участие и родителям учащихся данного класса. Родители должны быть увлечены общей идеей школы, должны стать единомышленниками в разрешении проблем, возникших на данном этапе развития школы. Поэтому необходимо указать конкретную роль родителей класса на предстоящий учебный год, а также и на последующие годы обучения.

V. Социологический опрос родителей

Социологический опрос желательно начать с устной формы. Цель устного социологического опроса - первичное знакомство всех собравшихся с индивидуальными особенностями каждой семьи. Выступления представителей семей не должны быть слишком растянуты по времени, должны содержать краткую, но интересную информацию о семье. После выступления всех желающих родителям предлагается внести свои данные в предложенную классным руководителем анкету (приложение 1). На работу по заполнению анкеты отводится 10-15 минут.

VI. Выбор родительского комитета или другого совещательного органа класса

Альтернативой родительскому комитету класса может выступить инициативная группа, которая представляет собой сменный состав родительского комитета. Инициативной группе можно предписать те же задачи и права, что и родительскому комитету класса, указанные в Положении о родительском комитете класса. Изменяются лишь организация и содержание работы инициативной группы:

1. Инициативные группы класса формируются на общем собрании родителей класса в составе 5-6 человек, количество групп - 4.

2. Комплектование инициативных групп происходит добровольно по желанию родителей.

3. Каждая инициативная группа в течение одной учебной четверти отвечает за:

- привлечение родителей к участию в воспитательной работе со школьниками во внеучебное время; во время школьных каникул;

- осуществление мероприятий по укреплению хозяйственной и учебно-материальной базы школы, благоустройству и созданию в ней нормальных санитарно-гигиенических условий;

- развитие, укрепление связей педагогического коллектива школы с родителями учащихся;

- проведение и материальное оснащение мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья учащихся.

4. Инициативная группа составляет план работы на учебную четверть, учитывая условия и возможности учащихся класса и их родителей.

5. Инициативная группа принимает решение при наличии на заседании не менее 4 ее членов.

6. Заседания инициативной группы проходят по необходимости, но не менее 2 раз в учебную четверть.

7. Инициативная группа отчитывается о проделанной работе на родительском собрании класса.

8. Руководителем работы всех инициативных групп является председатель родительского комитета класса, избираемый на родительском собрании и являющийся представителем от класса в общешкольный родительский комитет или совет школы.

Считается, что для родительского коллектива в начальной школе целесообразнее выбор инициативной группы. Это мнение обусловлено следующими доводами:

- родительский коллектив в начальной школе находится в стадии своего формирования и участие каждого представителя родительской группы в любом мероприятии необходимо и полезно;

- сменный состав инициативных групп позволяет родителям лучше узнать друг друга, а классному руководителю плодотворнее формировать коллектив родителей;

- при работе в инициативной группе нагрузка по проведению внеклассных мероприятий распределяется равномерно между всеми членами родительского коллектива класса.

VII. Подведение итогов родительского собрания

На этапе подведения итогов организационного родительского собрания следует предложить родителям обдумать возможности классных родительских собраний и сформулировать, чего они ждут от родительских собраний. Свои мысли они письменно излагают на заранее приготовленных листочках бумаги и сдают в конце собрания классному руководителю.

Решение данного родительского собрания может быть следующим:

1. Установить режим присутствия на классных родительских собраниях - 1 раз в учебную четверть. Время начала проведения родительского собрания - 18.00.

2. Утвердить состав первой инициативной группы, обеспечивающей помощь в проведении внеклассных мероприятий в течение первой учебной четверти (перечисляются имена, фамилии, отчества входящих в данную инициативную группу).

3. Назначить дату заседания инициативной группы по составлению плана внеклассной работы на первую учебную четверть.

4. Председателем родительского комитета класса избрать (фамилия, имя, отчество).

5. Принять к сведению содержание письма, адресованного родителям педагогами школы и начать работу по соблюдению требований, указанных в письме.

При подведении итогов следует обсудить вопрос о следующих родительских собраниях, времени их проведения, продолжительности.

Приложение 1

Анкета семьи

1. Фамилия, имя, отчество ребенка.

2. Дата рождения ребенка.

3. Сколько детей воспитывается в семье.

4. Фамилия, имя, отчество мамы.

5. Образование мамы (высшее, среднее или др.).

6. Место работы мамы, должность, рабочий телефон.

7. Увлечения и возможности мамы в отношении оказания помощи в проведении внеклассных мероприятий.

8. Фамилия, имя, отчество папы.

9. Образование папы (высшее, среднее или др.).

10. Место работы папы, должность, рабочий телефон.

11. Увлечения и возможности папы в отношении оказания помощи в проведении внеклассных мероприятий.

12. Домашний адрес, по которому проживает семья.

13. Количество членов семьи, проживающих по данному адресу.

14. Средний финансовый доход семьи.

15. Особые сведения о ребенке (физические недостатки: слух, зрение, нарушение деятельности мочеполовой системы и т. д.).

Читайте также: