Родительское собрание разрешение конфликтных ситуаций в школе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Соловьёва Алена Александровна

Организация: МАОУ СОШ № 8

Населенный пункт: Краснодарский край, Красноармейский район, ст–ца Марьянская

Цель:

профилактика бесконфликтного поведения среди обучающихся 3-4 классов.

Задачи:

- актуализировать знаний, обучающихся о конфликте;

- ознакомление эффективными вариантами общения;

- выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию;

- формирование умения находить взаимопонимание с людьми;

- отработка навыков бесконфликтного поведения.

Психолог предлагает детям улыбнуться как:

- кот на солнышке;

- вам учитель сказал, что вы за контрольную работу получили 5-ку;

- вас похвалили родители;

- вам помог ваш лучший друг;

- вы наконец-то помирились с тем, с кем ругались.

Улыбка передаёт нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости и расслабления.

Правила занятия:

- не обижать друг друга

- не осуждать другое мнение

- стремиться быть активным

- иметь право высказать свое мнение по любому вопросу

- стремиться слушать говорящего, стараясь не перебивать

Предлагается детям посмотреть на слова, написанные на доске и предложить варианты слова, обозначающие тему сегодняшнего занятия.

Психолог помогает детям. Затем психолог предлагает детям проверить – правы они или нет, и предлагает прочитать заглавные буквы в каждом слове, соединить их.

Психолог: А что такое конфликт? (высказывания)

Конфликт – это когда дерутся.

Конфликт – это непонимание.

Конфликт – это когда люди кричат друг на друга.

Конфликт – это когда люди что-то не поделили.

Конфликт – это когда люди спорят.

Конфликт – это разногласие между людьми, столкновение разных мнений и интересов.

А как вы думаете, почему случаются разногласия? Чтобы это понять мы с вами сейчас выполним следующее упражнение.

Психолог: главное условие этого упражнения: работать молча. Вы постепенно получите инструкцию, которой должны следовать:

  • Возьмите листок бумаги
  • Сложите его пополам
  • Оторвите правый верхний угол
  • Сложите ещё раз пополам
  • Ещё раз оторвите правый верхний угол
  • Ещё раз сложите пополам
  • И ещё раз оторвите правый верхний угол

Теперь можно развернуть листок и показать получившуюся снежинку одноклассникам (примечание: желательно, чтобы ведущий тоже сделал свою снежинку по данной инструкции). В обсуждении получается, что если бы все были одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным. Так что конфликты – это не только плохо, но и хорошо. Главное – чтобы они не были разрушительными для хороших отношений с людьми. Мы все разные – поэтому и ссоримся. Но надо учиться понимать друг друга, чтобы в вашем классе было как можно меньше конфликтов.

Цель: актуализация участников относительно понятия конфликта.

- Какие ощущения были у вас во время рисования?

- Понравился ли вам рисунок?

Цель: уменьшение психологической нагрузки участников.

Психолог предлагает встать всем участникам повторять движения:

- в Австралии поднялся ветер (ведущий потирает ладони);

- начинает капать дождь (хлопки ладонями по груди);

- начинается настоящий ливень (хлопки по бедрам)

- а вот и град, настоящая буря (топот ногами);

- капли падают на землю (щелчок пальцами);

- тихий шелест ветра (потирание ладоней);

- солнце (руки вверх).

Но ребята каждый конфликт можно предотвратить и решить все мирным путем, вы согласны со мной ребята?

Выбрать 2 команды, с помощью расчета на первый, второй. На полу из листов бумаги делается мостик. Два человека должны одновременно перейти через мостик так, чтобы ни кто из них не упал в пропасть. По мосту навстречу друг другу могут переходить две группы детей. Чтобы не упасть, дети должны помогать друг другу, меняться местами, пропускать, найти удобный друг для друга способ передвижения, то есть компромисс.

Рассмотрите рисунки, какие выводы можно сделать на основании просмотра всех рисунков?

- Похоже ли поведение осликов на поведение людей в разнообразных ситуациях?

- Как люди примиряются, приходят к согласию?

Но ребята каждый конфликт можно предотвратить и решить все мирным путем, вы согласны со мной ребята?

Разрешение конфликта - дело трудное. Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера. А как вы думаете?

- А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт? (юмор, уступка, компромисс - это согласие на основе взаимных уступок). Тот, кто не боится идти на компромисс, чаще выходит из конфликта.

Уступать,

разгневаться,

промолчать,

договориться,

ударить,

упрямиться,

понять.

Дети объясняют свой выбор и делают вывод о положительных и отрицательных способах разрешения конфликтов.

Давайте выведем несколько правил, которыми необходимо пользоваться, если попал в неприятную ситуацию. (Детям раздаются карточки со словосочетаниями, они обводят зеленым цветом правила и читают правильные фразы)

Правила выхода из конфликта.

Уступать друг другу

Уважать друг друга

Уметь ставить себя на место другого

Кричать друг на друга

Правила бесконфликтного общения.

  1. Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
  2. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
  3. В споре будь сдержан и тактичен.
  4. Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
  5. Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Психолог каждому ребенку раздает шляпу определенного цвета: красную, желтую и синюю.

Желтая шляпа отвечают на вопрос – достигнута ли цель сегодняшнего занятия, докажите?

Красная шляпа отвечают на вопрос - какой способ разрешения конфликтной ситуации ты будешь использовать?

Зеленая шляпа – какое упражнение запомнилось больше всего?

Спасибо вам ребята мне очень понравилось с вами сегодня работать, а сейчас выберите смайлик, с каким настроением вы уходите с нашего занятия – поднимите смайлик вверх.

Сейчас я предлагаю встать тем, кто ни разу в жизни не был в конфликте, кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт… Никто из нас не встал. Это подтверждает то, что каждый из нас был участником конфликта. Конфликты это неизбежная часть нашей жизни. И школьную жизнь они не обходят стороной. Изжить конфликт в школе практически невозможно, можно лишь попытаться повлиять на конфликтную ситуацию или выйти из нее. В решении различных проблем важно умение вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, во взаимодействии учеников, учителей и родителей. Участниками конфликта становятся одновременно и классный руководитель, и родители, и учитель, и ученик.

Задача нашего собрания:

Научиться предупреждать конфликт, а если он возник - разрешить его быстро и спокойно, без взаимных унижений и обид.

Я уверена, что вы по-разному отреагировали на эту ситуацию, доказав что мы разные и по-разному ведём себя в конфликтах.

Есть 5 способов разрешения конфликтных ситуаций: компромисс, приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество.

А сейчас вернёмся к вашим ответам, которые вы записали, по ним определите, какой способ выхода из конфликтной ситуации вы предпочитаете.

- Как вы думаете, какие способы наиболее эффективные, при решении конфликта? Аргументируйте свой ответ.

Высказывания родителей

  • Стиль сотрудничества – это наиболее оптимальный стиль поведения в конфликтной ситуации, так как конструктивное разрешение конфликта предполагает достижение совместной цели при условии удовлетворённости партнёров.

- Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве и компромиссе в выигрыше оказываются обе стороны.

Но какой бы способ разрешения конфликта вы не выбрали, помните о правилах поведения в конфликте.

Правила эффективного поведения в конфликте: ЭКРАН

1. Дайте оппоненту выпустить пар

2. Потребуйте от него спокойно обосновать претензии

3. Не давайте своему оппоненту отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах

4. Предложите ему высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения

5. В любом случае дайте оппоненту “сохранить свое лицо”

6. Отражайте как эхо смысл его высказываний и претензий

7. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину

8. Ничего не надо доказывать

9. Замолчите первым

10. Говорите, когда оппонент остыл

11. Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения

Каждый родитель сталкивается с проблемой детских конфликтов. Каждая мама и каждый папа ищут свою собственную стратегию поведения в случае ссор между детьми. Остановимся на стиле поведения, которого должен придерживаться взрослый, наблюдающий ситуацию ссоры между детьми.

Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт. Однако бывают ситуации, когда вмешательство взрослого необходимо.

Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию своего ребёнка, старайтесь вникнуть в суть конфликта.

Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности.

В конфликте учитель-родитель. Виноват может быть как учитель, так и родитель. Каждая сторона должна разобраться в истинных причинах конфликта и на том как его разрешит без нанесения вреда ребёнку.

Участвуя в конфликте учитель-родитель используйте эффективные способы выхода из него.

1. Установите причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.

2. Будьте тактичны

3. Ведите разговор по существу.

4. Ищите компромисс

5. Умейте признавать свои ошибки;

6. Умейте слушать и слышать друг друга

ТЕСТ КОНФЛИКТНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Тренинг. Когда ты очень раздражен, разгневан…

1. Дай себе минуту на размышление и, что бы ни произошло, не бросайся сразу "в бой".

2. Сосчитай до десяти, сконцентрируй внимание на своем дыхании.

3. Попробуй улыбнуться и удержи улыбку несколько минут.

Выполнение антистрессового упражнения (под музыку)

В школах верховой езды не хвалят наездника, который может удержаться на вздыбленной лошади, как вы думаете почему? (Под опытным жокеем лошадь никогда не встанет на дыбы.) Так же и с конфликтами. Конечно, умным, знающий человек найдет выход из любого положения, но мудрый человек в него не попадет. А значит, мудрый не доведет отношения до конфликта.

Я приготовила вам советы психолога, памятки, которые надеюсь помогут вам не доводить дело до конфликта.

Наше собрание подходит к концу нам необходимо принять решения. Какие будут предложения.

1.В школьной жизни не доводить дело до конфликта

2.Если возник конфликт, решить его путём компромисса и сотрудничества.

Хочется пожелать всем: не конфликтуйте по пустякам; будьте терпимей друг к другу; старайтесь понимать и прощать друг друга; внимательней относиться, быть милосердными; уметь слушать друг друга и, конечно, самое важное любить друг друга. Воспитание детей – тонкое искусство, требующее величайшей мудрости, терпения и преданности.

Нашу жизнь невозможно представить без возникновения противоречий, дискуссий и столкновения мнений, поэтому можно с уверенностью сказать, что конфликты занимают значимое место в жизни человека, семьи, организации и общества в целом. Конфликты охватывают социальные отношения и взаимодействие людей и являются важным условием развития общества. Конфликт возникает в результате появления конфликтной ситуации, в основе которой лежат противоположные мнения и позиции участников конфликтного взаимодействия по какому-либо вопросу, несовпадение интересов сторон, желаний, целей, средств их достижения.

ВложениеРазмер
roditelskoe_sobranie_na_temu_kak_predotvratit_konflikt.doc 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Помочь родителям в определении и преодолении трудностей в отношении с ребенком
  2. Определить пути конструктивного разрешения конфликтов
  3. Помочь родителям определить возможные варианты выхода из конфликтной ситуации
  4. Предоставить родителям возможность с помощью теста дополнить представление о себе как о родителе.

Форма проведения: обучающий семинар.

Подготовительная работа к собранию:

Повестка родительского собрания.

1. Выступление с теоретическим материалом о конфликте.

3. Тестирование среди родителей.

4. Памятки для родителей.

I. Нашу жизнь невозможно представить без возникновения противоречий, дискуссий и столкновения мнений, поэтому можно с уверенностью сказать, что конфликты занимают значимое место в жизни человека, семьи, организации и общества в целом. Конфликты охватывают социальные отношения и взаимодействие людей и являются важным условием развития общества. Конфликт возникает в результате появления конфликтной ситуации, в основе которой лежат противоположные мнения и позиции участников конфликтного взаимодействия по какому-либо вопросу, несовпадение интересов сторон, желаний, целей, средств их достижения.

Что же такое конфликт? Конфликтная ситуация представляет собой противоречия в интересах и потребностях сторон, которые, зачастую, могут длительное время не осознаваться самим участником. Конфликт выражается в опасение сторон в том, что её интересы нарушаются, ущемляются.

Страшен не сам конфликт, а чувства, эмоции, которые испытывают друг к другу конфликтующие стороны. Это могут быть обида, страх, злость.

  • проблемам физического плана, связанных со здоровьем;
  • проблемам психологического плана (например, уход в себя, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т. д.);
  • проблемам социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).

Почему же происходят конфликты? Причин может быть несколько, например неумение выслушать друг друга, отсутствие понимания, нежелание понять точку зрения оппонента.

Какие навыки необходимы любому человеку при решении конфликтов?

«Возьмите листок и напишите в столбик отрицательные качества вашего ребенка, которые вам очень не нравятся. Вслух эти качества вы будете называть только по желанию, поэтому пишите искренне.

- Что вы делаете, когда ребенок проявляет эти качества? (кричу, наказываю, делаю замечание, пытаюсь отвлечь, делаю наоборот, чтоб неповадно было, беседую с ним). В большинстве случаев в подобных ситуациях родители используют неконструктивный стиль общения.

III. Проведение теста “Роль родителя”

Родители – главные герои в жизни и становлении личности ребенка. Именно поэтому важно знать, насколько успешно мы справляемся с такой сложной ролью. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителе.

Итак, внимание, вопросы:

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?

2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?

3. Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребёнком в случае соей неправоты?

5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?

6. Поставить себя на место ребёнка?

7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (добрый волшебник)?

8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

10. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Выделить ребёнку один день, когда он может делать что пожелает, а вы не будете ни во что вмешиваться?

12.Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?

13.Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз, мимолётная прихоть?

- А теперь, пожалуйста, суммируйте количество баллов и проверим результат теста. Результат вы можете прочитать на обороте карточки.

Если вы набрали:

30 – 39 баллов: Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

18 – 30 баллов: Забота о ребёнке для вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

Менее 18 баллов: У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания сделать ребёнка личностью, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, ознакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

III. Памятки для родителей.

- Для вас разработаны памятки, если вы будете следовать этим советами, то сможете избежать конфликтных ситуаций. (Раздать памятки)

Рекомендации родителям: как избежать конфликтной ситуации.

  • Если ребенок доверился вам, сообщил о своих проблемах, трудностях, избегайте чрезмерно импульсивной реакции. Не стоит кричать, паниковать, иначе в следующий раз ребенок усомнится, стоит ли вас лишний раз заставлять нервничать.
  • Не стремитесь к построению отношений на основе подчинения, ребенок в любом возрасте стремится к равноправному общению и всегда требует объяснения почему взрослому можно, а ему нет. Помните, что каждый имеет право на свое мнение;
  • Не стоит строить отношения на основе запретов (не кричи). Вместо этого нужно постараться запрет перевести в объяснение, предложение (говори спокойно, потому что ты можешь сорвать голос);
  • Старайтесь как можно чаще общаться со своим ребенком, при этом следите за своей речью, интонацией, эмоциями. Не настаивайте, если ребенок не проявляет желание общаться, это может только навредить;
  • Избегайте обещаний. Не стоит обещать ребенку, что он получит поощрение или наказание за выполнение или невыполнение определенных заданий. При угрозе наказания у ребенка не будет желания выполнять работу, будет лишь страз совершить ошибку. При обещании поощрения цель правильного выполнения задания подменяется, ребенок будет его выполнять не во благо себя или окружающих, а для получения награды (зачастую материальной);
  • Попробуйте поставить себя на место подростка, что бы вы чувствовали, как бы вы поступили. Ребенок считает, что с такой проблемой, как у него никто никогда не сталкивался и его никто не поймет. Отнеситесь к нему серьезно;
  • Расскажите ребенку о себе в его возрасте, о ситуациях с которыми пришлось столкнуться вам, не бойтесь говорить про свои ошибки и неудачи, покажите ребенку, что он не один. Но постарайтесь избегать наставлений, не превращайте в поучительную историю;
  • Не предъявляете ребенку завышенные требования, не сравнивайте его со сверстниками, детьми своих друзей.

Соблюдая эти рекомендации вы сможете добиться того, что ваш ребенок:

  • Будет вам доверять, советоваться с вами, уважать ваше мнение;
  • Не станет скрывать от вас свои неприятности и переживания;
  • Расскажет вам правду, какой бы она не была.

- Спасибо за работу. Желаю вам успехов.

[1] Кашапов, М. М. Основы конфликтологии : учеб. пособие / М. М. Кашапов. — Ярославль : ЯрГУ, 2006

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для родительского собрания. Может быть использована для родительского собрания как начальных, так и более старших классов. В презентации рассматриваются причины детских ссор, признаки агрессивных детей, и даются рекомендации родителям о их поведении в случаях детских ссор и возможностях их преодоления.

Детские ссоры в школе. Что делать?

Родительское собрание

Заместитель директора по правовому воспитанию Баева Любовь Ивановна

Главное — внимание

Учиться полезнее на своих ошибках

А если вмешаться необходимо?

ДРУГОЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ

ЗАКОНЫ СТАИ

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ

  • Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.
  • Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.
  • Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.
  • Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.

Вместо заключения: Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить. Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

  • Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.
  • Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.
  • Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Вместо заключения: Детей учит то, что их окружает. Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким. Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым . Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать. Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.

Родители, помните!

Ваша задача состоит в том, чтобы содействовать гармоничному состоянию вашего ребенка и доброжелательной обстановке вокруг!

1. Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций/.

2. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё.

3. Предоставить родителям возможность с помощью теста дополнить представление о себе как о родителе.

Ход собрания:

“Конфликты и пути их разрешения”

I. – Что такое конфликт?

Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны, что её интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона. Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упрёки и оскорбления.

Самое страшное в конфликте – это чувства, которые испытывают люди друг к другу.

Страх, злоба, обида, ненависть – главные чувства конфликтов.

Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать.

Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам куда более серьезным:

проблемы физического плана, связанные со здоровьем;

проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т. д.);

проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).

Главная способность в конфликте — способность к конфронтации-объяснению. Это — умение:

Отстаивать свою позицию открыто, “лицом к лицу”;

Стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера;

Стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.

Когда конфликт разрешается правильно, наступает покой, веселье, открытость, радость, расслабление, ощущение сил, уверенность в своих силах.

Почему происходят конфликты? (Не умеем выслушать друг друга, не хотим вникнуть в то, как выглядит ситуация с точки зрения другого, не хотим понять интересы друг друга и найти общие интересы).

Какие навыки необходимы любому человеку при решении конфликтов?

Умение справляться со стрессом, владеть своими эмоциями.

Умение сохранять уверенность в себе, постоять за себя.

Умение критиковать и правильно реагировать на критику.

Умение принимать решение.

Умение уважать друг друга, и начинать эту науку нужно с себя.

Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья. Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребенок учится в семье рисовать жизнь только черными красками, как бы ни старались школа и педагоги — помочь такому ребенку жить по законам добра трудно.

Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребенок должен знать, когда можно и нужно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т. д.

Практика показывает: большинство родителей, обращавшихся за психологической помощью по поводу трудных детей, в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. В чём же тут дело? Психологи обнаружили ещё одну важную закономерность. Оказалось, что стиль и характер родительского взаимодействия с детьми непроизвольно записывается (“запечатлевается” - говорят специалисты) в психике ребёнка.

Это происходит очень рано, ещё в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит родительский стиль общения со своим ребёнком как естественный. Так из поколения в поколение происходит наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

“Что же тут страшного?” - спросите вы. Действительно, если вы довольны своей жизнью, чувствуете себя счастливым человеком, у вас нет серьёзных проблем, то вам вряд ли стоит задумываться об этом. Скорее всего, вы выросли в гармоничной семье, и вашим детям поэтому повезло.

Потребность в любви, в принадлежности другому – это одна из самых главных человеческих потребностей. Это значит, что человеку важно чувствовать, что он кому-то нужен.

Как это проявляется в жизни? Ребёнку необходимо, чтобы вы на него приветливо взглянули, ему хочется услышать: “Как здорово, что ты у нас есть!”, “Я люблю, когда ты дома”, “Рада тебя видеть”, и при этом ласково прикоснулись, погладили, обняли.

Безусловно принимать ребёнка – это значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник (список можно продолжать бесконечно, а просто так – просто за то, что он есть! Давайте запомним: ребёнку знаки безусловного приятия особенно нужны – как пища растущему организму. Они его питают эмоционально. Помогая психологически развиваться.

Детям очень плохо без нашей ласки, любви и внимания. Общаясь с ребёнком, мы учим его владеть своими эмоциями. Если этого не происходит, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, конфликты, а то и нервнопсихические заболевания.

II. Проведение теста “Роль родителя”

- Родители – главные “проектировщики, конструкторы и строители” личности ребёнка. Вот почему важно знать, насколько успешно мы справляемся с такой сложной ролью. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителе.

могу, но не всегда так поступаю – 2 балла; не могу – 1 балл) :

- Итак, внимание, вопросы:

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?

2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?

3. Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребёнком в случае соей неправоты?

5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?

6. Поставить себя на место ребёнка?

7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (добрый волшебник?

8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

10. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Выделить ребёнку один день, когда он может делать что пожелает, а вы не будете ни во что вмешиваться?

12. Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?

13. Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз, мимолётная прихоть?

- А теперь, пожалуйста, суммируйте количество баллов и проверим результат теста. Результат вы можете прочитать на обороте карточки.

Если вы набрали:

30 – 39 баллов: Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

18 – 30 баллов: Забота о ребёнке для вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

Менее 18 баллов: У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания сделать ребёнка личностью, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, ознакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

- Спасибо за работу. Желаю вам успехов.

Читайте также: