Родительское собрание по суициду в школе протокол

Обновлено: 05.07.2024

Данный материал поможет школьному психологу и классному руководителю познакомить родителей с проблемой суицида в подростковой среде, оказать профилактическую помощь родителям.

ВложениеРазмер
родительское собрание по профилактике суицида среди подростков 80 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомить родителей с проблемой суицида в подростковой среде, оказать профилактическую помощь родителям.

- расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;

- предоставить возможность родителям задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребёнком;

- формировать представления о разных способах выражения любви к ребёнку;

- воспитывать уважение к личности подростка и понимание к его проблемам;

- предложить рекомендации родителям по профилактике подросткового суицида.

Целевая аудитория – родители обучающихся 7, 8 класса.

Продолжительность собрания – 1 час 10 мин.

Ход родительского собрания

Когда нам, взрослым людям, становится по-настоящему страшно? Чаще всего тогда, когда мы соприкасаемся со смертью человека. Особенно страшно, когда гибнут дети, добровольно расставаясь с жизнью. За последние годы суицид подростков возрос на 60%. Практика показывает, что покушающиеся на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей.

Привести к суициду могут экономические проблемы в семье, безнадёжность, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца.

Тяжёлые переживания, связанные с поиском и признанием себя как личности и индивидуальности, могут перейти в состояние депрессии, которая может привести к возникновению суицидальных намерений. Хотя, обратите внимание, что депрессивная модель мира подростка часто формируется на основе семейных ценностей. Для ребенка любого возраста определяющую роль играет ситуация в семье, то есть то состояние, в котором пребывают родители, и те взаимоотношения, которые возникают внутри семьи.

Итак, подростковая депрессия. Данное состояние может проявляться в виде следующих симптомов: потеря интереса к жизни и способности получать удовольствие, изменение аппетита и веса, потеря энергии, изменение продолжительности сна, активности, мысли о смерти, суицидальные намерения или попытки, снижение успеваемости или изменение отношения к школе, соматические жалобы, агрессивность.

Также причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, сопровождаемая печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть её за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением - правонарушениями, употреблением ПАВ, беспорядочными сексуальными связями. Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю.

Многим, склонным к самоубийству подросткам свойственны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков.

Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Эти дети должны наблюдаться у специалиста - психиатра. Нередко совершаются попытки суицида без тяжелых медицинских последствий. Подростки и не скрывают, что не собирались умирать, а хотели отвлечь родителей, или, наоборот, привлечь чье-то внимание, или кого-то наказать, демонстрируя суицидальные намерения. Но к несчастью, такие демонстрации нередко бывают переигранными.

Особенности подросткового суицида:

- суициду могут предшествовать непродолжительные конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе). Конфликт воспринимается подростком как крайне травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;

- или наоборот, суицидальный поступок воспринимается подростком в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.;

- суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нём нет продуманности, взвешенности;

- средства самоубийства выбираются неумело (прыжок с балкона второго этажа, малотоксичные вещества, тонкая веревка и т.п.);

- у подростков не сформировано понимание смерти. В их понимании смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад.

Хочу обратить ваше внимание на следующий момент: если человек серьёзно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:

– в еде - есть слишком мало или слишком много;

– во сне - спать слишком мало или слишком много;

– во внешнем виде - стать неряшливым;

– в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

– замкнуться от семьи и друзей;

– быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру.

3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии. Он или она могут:

3. Много шутить на тему самоубийства.

4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Человек может решиться на самоубийство, если:

1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);

3. Ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального.

4. Предпринимал раньше попытки суицида.

5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

Если вы обратили внимание на то, что человек проговаривает, или во внешнем виде проявляет те признаки, о которых говорилось выше, нужно обязательно побеседовать с ним, скорее всего у него есть проблемы, разрешить которые он не в состоянии. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.

Сейчас вы получите Памятку для родителей с конкретными рекомендациями по профилактике суицидального поведения подростков, содержание Памятки можно изучить дома.

- Скажите, вы любите играть? (ответы участников мероприятия).

- Желающих поиграть попрошу выйти сюда. Мне нужно 4 человека.

Необходимые материалы: комнатный цветок, шоколад, пачка салфеток, семечки, ручки, листы бумаги, три шкатулки, роза.

Ведущий : У меня есть четыре небольших подарка (выкладывает шоколад, пачку салфеток, семечки и розу).Попрошу Вас взять ручки, листы бумаги и присесть. Напишите на листкахсвоё имя и тот подарок, который вы бы хотели получить. Сложите листочки и передайте их мне.

После того как участники написали записки, ведущий вручает невпопад каждому из них подарок за участие в игре.

- скажите, кто получил тот подарок, который хотел?

- что вы чувствовали, когда ваше желание и подарок совпали?

- что вы чувствовали, когда ваше желание и подарок не совпали?

Ведущий : В моей жизни тоже были такие ситуации, когда мне на праздник дарили не то, что мне хотелосьбы получить. Эту шкатулку (показываю первую) мне подарили ещё в детстве на день рождение, эту (показываю вторую) мне подарили, когда я уже работала в школе на день учителя, а эту (показываю третью) мне привезли с моря. А мне так хотелось, чтобы мне подарили цветы. Я очень их люблю.

Давайте сделаем вывод: неоправданные ожидания наталкивают на мысль, что вас не понимают, не учитывают или не знают наших интересов. И если такая ситуация повторяется несколько раз – это лишь подтверждает мнение, что вас не любят, вами не дорожат. Почему? Потому, что не понимают, что вам нужно, что вас порадует.

Наша любовь к детям – это безусловный подарок, который мы дарим каждый день.

Письменное задание для всех родителей.

Необходимые материалы: ручки, листы бумаги. Время выполнения задания 3-4 мин.

Участникам предлагается письменно ответить на вопрос: как ваш ребёнок понимает, что вы его любите? По каким нашим действиям дети это понимают? Ответы родителей собираются. На данном этапе результаты этого задания не обсуждаются, они будут проанализированы при оценке результативности данного мероприятия.

Информирование родителей о языках любви.

Ведущий : Мы дарим детям любовь, и формы любви, как и подарки, бывают разные. Существуют несколько языков любви. Известный консультант в сфере супружеских отношений Гэри Чепмэн выделяет пять основных языков любви: слова поощрения, прикосновение, время, помощь, подарки. Подробно о каждом языке любви вы сможете прочитать в Приложении № 1, которое вам раздали, его можно взять в качестве подарка себе.

Информирование: как определить язык любви ребёнка.

Необходимые материалы: конфеты по две штуки каждого сорта, находятся в непрозрачном мешочке, ручки, ситуации.

Ведущий : Сейчас мы более подробно рассмотрим каждый из языков любви. А сделаем это в необычной форме. Я подойду к каждому из вас, а вы достанете из этого мешочка себе конфету, тем, у кого одинаковые конфеты нужно сесть рядом в пару.

Итак, у нас произошло перемещение и получились новые пары. Прослушайте задание: определите, на каком языке любви говорит ребёнок, впишите его в графу рядом. Вниманию родителей предлагаются ситуации.

Язык любви ребёнка

Необходимые материалы: ручки, бумага.

Ведущий: Закончите предложения:

Ведущий: Семья и школа – два социальных института, имеющих значительное влияние на детей. Наше воздействие будет тем эффективнее, чем полнее и глубже мы будем использовать свои возможности.

Ведущий: Спасибо всем за внимание! А сейчас, давайте поблагодарим друг друга аплодисментами. Мы заслужили их. Всего вам доброго! Спасибо всем за участие, общение, взаимодействие. Всего вам доброго!

Дети и языки любви

Не пользуйтесь похвалой, чтобы добиться своего. Это не любовь. Хвалит детей, чтобы доставить им радость. И всё-таки таков закон: когда нас хвалят, мы благодарны, и нам, скорее всего, захочется выполнить любую просьбу.

Добрые слова. Любовь добра. И если мы хотим рассказать о ней, нужно выбирать добрые слова. Просьбы. Любовь просит, а не требует.

Проводить с ребёнком время – значит отдавать ему всё ваше внимание. Если он ещё мал, вы можете, сидя на полу, катать с ним мячик. С ребёнком постарше – играть в куклы, машинки, строить замки в песочнице. Возможно, вы думаете: не пристало серьёзному человеку заниматься такой ерундой. Постарайтесь понять, сейчас вы не хотите войти в его мир, потом он сам не впустит вас туда. Ребёнок взрослеет, у него появляются новые интересы. Пусть они станут и вашими. Ему нравится баскетбол – он должен понравиться и вам, играйте с ним, водите его на матчи. Он играет на пианино – сядьте рядом, когда он занимается, и слушайте. Если вы внимательны к ребёнку, он чувствует, что важен для вас, что вам приятно быть с ним.

Многие не помнят, что говорили им в детстве родители, но помнят, что те делали.

Язык времени, как и предыдущий, объединяет множество диалектов. Один из самых распространённых – беседа. Этим словом обозначают доверительный дружеский разговор; обмен мыслями, чувствами, желаниями.

Язык времени включает ещё один диалект – совместные занятия. Вместе мы можем делать всё, что интересно хотя бы одному из нас. Неважно, что вы делаете, важно – для чего вы это делаете. Цель - быть вместе.

На этом языке любви говорят все родители. И многие считают, что он единственный. Загляните в магазин игрушек, и вы убедитесь: если средства позволяют, детей заваливают подарками. Одному кажется, что это лучший способ выразить любовь. Другой хочет дать ребёнку всё, о чём сам мечтал в детстве. Однако если ребёнок не говорит на этом языке, никакие подарки не заставят его почувствовать вашу любовь.

Подарок – это не плата за оказанную ребёнком услугу, он дарится потому, что родитель хочет поделиться своей безусловной любовью с ребёнком. Его вручение должно сопровождаться определённой церемонией.Вы можете подбирать сломанные игрушки и вместе с ребёнком чинить их. Дарить подарки могут не только богатые.

О маленьком ребёнке нужно заботиться всё время. Без нашей помощи он погибнет. Родители кормят его, купают, пеленают, стирают и гладят ползунки. Всё это требует много сил. Ребёнок подрос – появляются новые заботы: собрать завтрак, отвести в школу, проверить домашние задания. Обычно дети воспринимают эти хлопоты как должное. Но некоторые видят в нихлюбовь.

Если подросток то и дело берёт вас за локоть, пытается в шутку бороться и каждый раз, когда вы проходите мимо, хватает вас за ногу, - значит, прикосновения важны ему.

Присутствовало: 22 чел.

Признаки суицидального поведения детей и подростков


1. Изменения во внешнем виде и поведении:

2. Эмоциональные изменения:

- скука, грусть, уныние, угнетенность, злобность и раздражительность;
- безразличное или враждебное отношение к окружающим, ненависть к их благополучию;
- ощущение отчаяния и безысходности, физическое недовольство происходящим, беспричинный или мотивированный страх и тревога;
-постоянное ожидание непоправимой беды, сны с сюжетами катастроф, аварий, зловещими животными, а также с гибелью людей или собственной.

- видит вещи только в чёрно-белом цвете.

4. Оценка собственной жизни:

- пессимистическая оценка своего прошлого, наличие воспоминаний только о неприятных событиях, ощущение безнадежности при оценке своего текущего положения, отсутствие планов на будущее;

-рассуждения об утрате смысла жизни, о смерти и самоубийстве, разговоры прощального характера, например, подросток-девочка фотографируется и просит в случае ее смерти поместить сделанную фотографию ей на памятник, составление прощальных записок или писем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

вместе с родителями проанализировать место ребенка в семье и оказать профилактическую помощь по проблеме подросткового суицида.

Безопасность детей – участников дорожного движения, в том числе использование удерживающие устройства, светоотражающие жилеты или стикеры, соблюдение ПДД.

Анализ результатов контрольных работ, общие рекомендации по улучшению качества знаний.

Предупреждение чрезвычайных происшествий с несовершеннолетними. Ответственность граждан за совершение действий в отношении несовершеннолетних против их жизни и здоровья, включая жестокое обращение.

Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;

Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком;

Воспитывать уважение к личности подростка и понимание его проблем.

По первому вопросу выступила, классный руководитель Жоржина В.В. Она ознакомила родителей со статистикой детского суицида в стране. Россия занимает одно из первых мест по количеству детского суицида в мире. Средний показатель подростковых самоубийств, превышает мировой коэффициент более чем в три раза.

Около 830 000 российских граждан за последние два десятка лет, покончили с собой. С начала 90-х годов, процент подросткового суицида почти удвоился. Подобные показатели других государств существенно ниже, а в таких странах, как Ямайка, Гаити и Египет, их процент и вовсе, почти сведен к нулю. По мнению психологов, основной причиной детских самоубийств является депрессия. Ею страдают до 70% психически травмированных детей.

Жоржина В.В. дала советы, как сохранить доверительные отношения с ребёнком. Отметила, что очень важно разговаривать с детьми, интересоваться их делами и откликаться на все проблемы. Она посоветовала родителям изучить круг общения своих детей, в том числе в социальных сетях. А также проконтролировать и просмотреть те сайты, на которые выходит ребёнок. По возможности установить фильтр на компьютер.

Решение по первому вопросу: Информацию классного руководителя принять к сведению. Усилить контроль над детьми. Изучить круг общения ребёнка и просмотреть сайты, на которые он выходит. С возникающими проблемами обращаться к куратору, к администрации лицея.

По второму вопросу выступила Жоржина В.В. Был дан подробный анализ ошибок, допущенных в контрольных работах по математике и русскому языку, а также были даны общие рекомендации на будущее.

Решение по второму вопросу: Информацию классного руководителя принять к сведению

По третьему вопросу слушали Жоржину В.В. Она рассказа об анализе ситуаций по чрезвычайным происшествиям в городе Волгодонске с несовершеннолетними и ответственность за совершение действий в отношении несовершеннолетних против их жизни и здоровья, включая жесткое обращение за период 2016 года (по результатам конференции и собрания руководителей). Насторожила присутствующих о выполнении законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних. Раскрыла методику проведения проверок при поступлении информации о ЧС с несовершеннолетним, отметила, что порядок проведения проверок существует не только для семей, находящихся в социально опасном положении, но и для благополучных семей, если имеется сигнал о возникновении чрезвычайного происшествия. Предложила родителям не быть равнодушными и информировать учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о выявленных чрезвычайных происшествиях с несовершеннолетними. Напомнила, что круглосуточно работает телефон доверия. Рекомендовала беречь своих детей и обеспечивать их комфортное детство.

Постановили:

Изучить круг общения ребёнка и просмотреть сайты, на которые он выходит.

Усилить контроль за выполнением домашнего задания.

Принять к сведению информацию по ДТП.

Принять действенные меры по безопасности детей – участников дорожного движения, в том числе использовать удерживающие устройства, светоотражающие жилеты или стикеры, соблюдать ПДД, на примере представлять детям положительный опыт безопасного поведения на дороге.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Протокол родительского собрания №

Дата проведения: 16.03.17

Повестка дня:

2.Предваритильная успеваемость за III -четверть

По первому вопросу выступила, классный руководитель Гузынина Е.М.она ознакомила родителей со статистикой детского суицида в стране. Россия занимает одно из первых мест по количеству детского суицида в мире. Средний показатель подростковых самоубийств, превышает мировой коэффициент более чем в три раза.

Елена Михайловна дала советы, как сохранить доверительные отношения с ребёнком. Отметила, что очень важно разговаривать с детьми, интересоваться их делами и откликаться на все проблемы. Елена Михайловна посоветовала родителям изучить круг общения своих детей, в том числе в социальных сетях. А также проконтролировать и просмотреть те сайты, на которые выходит ребёнок.

Решение по первому вопросу: Информацию классного руководителя принять к сведению. Усилить контроль над детьми. Изучить круг общения ребёнка и просмотреть сайты, на которые он выходит. С возникающими проблемами обращаться к администрации школы.Классный руководитель дала контактные телефоны

По второму вопросу повестки выступил кл. руководитель: рассказала о предварительной успеваемости детей, о требованиях учителей по конкретным предметам.

Решение по второму вопросу: Информацию классного руководителя принять к сведению

1.Изучить круг общения ребёнка и просмотреть сайты, на которые он выходит.


Выполнение требований Устава школы: поведение, внешний вид, пропуски, опоздания.

Итоги 3 четверти.

Занятость учащихся класса на каникулах

Профилактика и безопасность (инструктаж по профилактике пожарной безопасности, профилактика ДТП с участием детей, правила поведения на водных объектах, антитеррористическая безопасность, информация о телефонах экстренной помощи).

Ход родительского собрания.

1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, не давно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации:

Похоже, у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о проблемах подростка.)

Ты думал когда-нибудь о самоубийстве?

Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска: чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления).

Иванова В.И.отметила, если родители замечают не стандартное поведение ребенка, необходимо об этом поговоить с классным руководителем.

2. По второму пункту повестки дня классный руководитель напомнила родителям об уставе школы, где прописано о внешнем виде учащихся, о допустимом поведении в учреждении, о правах и обязанностях воспитанников. Не все дети выполняют требования Устава. Были даны пожелания по контролю внешнего вида и поведения детей в школе и вне школы.

3.Классным руководителем была дана информация родителям об успеваемости по итогам 1 четверти. Были даны рекомендации и пожелания родителям по контролю за выполнением домашнего задания.

4. По четвертому пункту кл.рук ознакомила родителей с планом мероприятий для детей на осенние каникулы.

Читайте также: