Родительский коллектив в школе

Обновлено: 05.07.2024

Всероссийский Форум классных руководителей завершился подписанием Меморандума, закрепившего не только национальные воспитательные идеалы, но и намерения педагогического сообщества. Принципы взаимодействия классного руководителя с родителями оказались в пятерке ключевых положений. О чем удалось договориться участникам и о чем еще предстоит договориться – школе с семьей?

Все два дня на Форуме особенно громко звучали вопросы педагогов о взаимодействии с родительским сообществом. Необходимость выстроить с семьей эффективную коммуникацию и поднять общий уровень компетенций родителей остро ощущается на всех ступенях образования.

Настраивать ребенка против школы – непедагогично, более того, порождает проблемы в коллективе и создает антагонизм родитель-ученик-школа, вредящий в первую очередь ребенку. Любые же конфликты и вопросы необходимо решать через диалог. Позицию, близкую всем участникам Форума классных руководителей, высказал модератор сессии – Эрнест Мацкявичюс, российский тележурналист и ведущий.

О том, какие принципы необходимо заложить в основу диалога, рассказали участники круглого стола, опираясь на свой профессиональный и на родительский опыт.

В Меморандуме по итогам Первого Всероссийского Форума классных руководителей все ключевые идеи участников и экспертов нашли отражение в емкой формулировке:

Воспитание — единый процесс, который не может быть разделен на „воспитание в семье“ и „воспитание в школе“.

Дружный класс – это не только дружные дети, но и родители. Именно сплоченный коллектив взрослых становится фундаментом психологически комфортной атмосферы в классе, когда дети разного социального статуса, этнической принадлежности и с разными образовательными потребностями относятся друг к другу с уважением, становятся командой. Родители школьников должны стать примером взаимоуважения, толерантности для своих детей. Для того, чтобы построить такие отношения в родительском коллективе класса, необходимо придерживаться правил конструктивного общения. Их назвала психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки Москвы Марина Архипова.

Второе правило – проявляйте толерантность. Наверняка, в вашем коллективе есть родители с разным уровнем родительского опыта, разных конфессий и социального статуса, представители самых разных профессий. Порой в родительском чате появляются вопросы, которые могут кому-то казаться наивными, а ответы на них очевидными, но это не повод для раздражения: если у вас есть полезная информация, поделитесь с другими, если вам нечего сказать по существу, то просто промолчите. Это лучше, чем начать накалять обстановку.

Пятое правило – старайтесь стать частью общего дело . Такие ситуации помогают родителям ближе познакомиться, лучше узнать друг друга, почувствовать свою причастность к чему-то общему, пережить общие положительные эмоции, найти единомышленников. Если не знаете с чего начать, то лучше обратиться к классному руководителю, так как он точно знает, как вы бы могли участвовать в жизни класса и школы. Родители – партнеры образовательной организации: объединяясь ради достижения общих целей, вы подаете прекрасный пример для своих детей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №27

Создание и сплочение родительского коллектива в начальной школе.

Ефимова Елена Вячеславовна

Яриш Лариса Александровна

г. Хабаровск

В последние годы углубляется кризис института семьи. Как показывают социологические опросы и статистические данные, в стране снижается престиж семьи, отцовства и материнства, падает рождаемость, растет количество разводов и число матерей одиночек. Наряду с этим нередки ситуации, когда во внешне благополучных семьях родители, обеспечив ребенка всеми материальными благами, практически не занимаются его воспитанием. Очень часто семьям недостает профессиональной помощи в вопросах организации семейного воспитания. Эти явления должны учитываться педагогом в работе с родителями по воспитанию детей.

Кроме того, для успешной реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения необходимо укрепление связей между педагогами образовательного учреждения и родителями учеников. Это требует развития форм и методов взаимодействия педагогов и родителей детей, образовательного учреждения и семьи. В начальной школе это наиболее важно, так как работа с младшими школьниками имеет свои особенности, обусловленные возрастом и жизненным опытом детей, переходом к развивающему обучению с шести лет, резким уменьшением количества детей, до школы посещавших детские сады.

Цель: создание условий для совместной работы учителя , родителей и детей целью которой будет создание и сплочение родительского и детского коллектива.

Вопрос о сотрудничестве родителей, учителя и ребёнка сейчас особенно актуален , так как система семейного воспитания претерпевает значительные изменения:

Молодые отделяются от своих родителей, происходит отрыв от традиций семьи;

социально-экономические трудности (низкая зарплата, низкий прожиточный минимум), родители занимаются зарабатыванием средств, а дети в стороне;

Родители увлекаются просмотром телепередач, фильмов, а на общение с детьми, на их воспитание не хватает времени

В связи с этими проблемами в семьях наших детей, классный руководитель в начальных классах ставит перед собой главную задачу в работе с родителями

-сформировать родительский и детский коллектив и начать работу по его сплочению,

-создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.

- разработать цикл мероприятий, направленных на повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей.

-обеспечить участие всех родителей в жизнедеятельности классного коллектива.

Ожидаемые результаты

1.Установление партнерских отношений

Ученик + Родитель + Учитель=Друзья в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой, доброжелательной, воспитательной среды, для создания сплочённого коллектива.

2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование через тренинги и групповые формы работы.

3. Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие семейных традиций через проведение совместных семейных праздников в стенах школы

4. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы.

Важным аспектом работы с родителями в рамках введения ФГОС в нашей школе является информационное сопровождение и просвещение. Родители затрудняются ответить на вопрос о ключевых особенностях нового стандарта, об их роли в его реализации. Первое школьное собрание было посвящено знакомству с новыми стандартами. Значимую роль в информационном сопровождении родителей играет и интернет - сайт школы. В школе есть сайт, на котором размещены информационные рубрики для родителей; материалы для обсуждения; полезные ссылки; материалы для родителей.

Опираясь на собственный опыт, мы убедились, что родители проявляют повышенный интерес к школьной жизни на первом году обучения ребёнка в школе. Они принимают участие во всех делах класса. Однако, к окончанию начальной школы, у большинства родителей отсутствует активная жизненная позиция по отношению к воспитанию ребёнка совместно со школой. Возникла необходимость найти новые формы работы с родителями, чтобы поддержать интерес родителей и вовлечь их в совместную деятельность со школой.

Изучение семей учеников позволило понять стиль жизни детей и их родителей, познакомиться с домашними условиями развития личности ребёнка. Анкетирование, проведённое на первом собрании, обозначило круг вопросов, ответы на которые интересуют родителей в первую очередь. Приложение анкеты(1)

Вовлекаем всех родителей в значимую деятельность.

Практикуются различные методы работы с родителями:

Формы работы также самые разнообразные: тренинги, ролевые игры, круглые столы, консультации. Проводятся выставки семейного творчества, коллективные творческие дела, презентация альбома-эстафеты.
Роль родителей, их общение с учителем и родителями одноклассников в учебном процессе детей очень важна. Стороны ученики - учителя - родители представляют собой триалог, т.е. находятся в постоянном взаимодействии. Очень важно, какие отношения будут выстраиваться между родителями и учителем, родителями между собой, потому что это взаимодействие оказывает огромное влияние на атмосферу в классе, дает представление и знания о межличностном общении, а также влияет на отношение к школе каждого ребенка. И, чтобы класс был дружным и сплоченным, а желание учиться не пропадало, родителям и учителям необходимо сотрудничать, помогать и понимать друг друга.

Одна из важнейших задач классного руководителя – способствовать единению и сплочению семьи, становлению взаимопонимания родителей и детей, создание благоприятных и комфортных условий для развития ребёнка в семье и школе. Успешное её решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагога, родителей и детей.

В очередной раз, набирая в класс новых первоклассников и вместе с ними их родителей, решили кардинально изменить работу с родителями, начать поиск новых форм общения с родителями, чтобы решить наипервейший вопрос – сплочение детского и родительского коллектива и сделать их своими помощниками. Это решение появилось и ещё по ряду причин.

Во-первых, у нас учились дети с разным уровнем подготовки,

во-вторых, не все дети посещали детский сад, а также были дети из неблагополучных семей (5 семей)

в-третьих, много детей из семей имеющих одного ребёнка.

Традиционные формы общения с родителями

- тематические и индивидуальные консультации,

-посещение квартир учащихся,

-посещение родителями внеклассных мероприятий и уроков,

- работа родительского комитета.

Новые формы работы с родителями, используемые в работе

- групповая работа родителей при проведении мероприятий

-Проведение тематических родительских собраний

На первом родительском собрании , которое проходило в начале сентября, была установлена очередность посещения уроков, где родители выступали в роли тьютеров. Родители почувствовали себя в новой роли помощников и увидели детей другими глазами. На уроках родители помогали детям услышать и понять, что говорит учитель, подходили к детям и направляли их работу.

Мы приняли решение каждое родительское собрание проводить на положительной ноте. На собраниях не разбираем поведение каждого ученика, а стараемся решить проблему исходя из положительного опыта родителей. Родители сами предлагают выход из сложившейся ситуации, обсудив эту ситуацию.

А также коллективные выезды в сопровождении родительского комитета в Археологический музей, Краеведческий музей, театр юного зрителя, фабрику мороженого, кондитерскую фабрику, зоосад. В прошлом году побывали на новогоднем празднике в кукольном театре.

Или же совместное изготовление новогодней игрушки. Творческий процесс приготовления сближает семью, формирует интерес к победе. Конечно же в первом классе основную роль в изготовлении игрушки взяли на себя родители, но глаза детей горели, когда они им помогали. Семьи Крот и Голушко в прошлом году изготовили новогоднюю игрушку и были награждены грамотой и призом.

Результаты работы с родителями по сплочению детско-родительского коллектива

- за год обучения коллектив стал дружным и сплоченным;

- повысился уровень воспитанности учащихся;

- повысилось качество обучения;

- улучшились отношения с родителями;

- коллектив учащихся и родителей стал одним целым;

- родители стали чаще интересоваться делами класса и успехами своих детей;

- родители предлагают свои услуги в проведении кружков

- класс является активным участником всех общешкольных мероприятий;

- участие детей в классных мероприятиях – 100%;

- увеличилось количество детей посещающих различные кружки;

- в классе реже возникают конфликты;

- родители – частые гости в школе.

Работа по сплочению родительского и детского коллектива будет продолжена.


Хорошо огранизовать детей и родителей вместе для проведения игры.

Содержимое разработки

Работа с родителями

Подготовила: Попова Т.Г., воспитатель

первая квалификационная категория

 Задачи: Оказать психологическую поддержку родителям; мотивировать их на дальнейшую совместную работу; активизировать родительские чувства; дать возможность поближе узнать друг друга и других детей. Вводное слово педагога: “ Когда ребёнок приходит в школу, у него появляется новый шанс реализовать себя. Новые роли, которые не может предложить семья, представляются ребёнку чрезвычайно привлекательными и значимыми для его личностного роста. Осознавая всю важность личностного развития в младшем школьном возрасте, мы ставим цель помочь нашим детям, а для этого мы взрослые –педагоги и родители должны уметь демонстрировать свою компетентность и позитивную направленность”

Задачи: Оказать психологическую поддержку родителям; мотивировать их на дальнейшую совместную работу; активизировать родительские чувства; дать возможность поближе узнать друг друга и других детей.

Вводное слово педагога:

“ Когда ребёнок приходит в школу, у него появляется новый шанс реализовать себя. Новые роли, которые не может предложить семья, представляются ребёнку чрезвычайно привлекательными и значимыми для его личностного роста. Осознавая всю важность личностного развития в младшем школьном возрасте, мы ставим цель помочь нашим детям, а для этого мы взрослые –педагоги и родители должны уметь демонстрировать свою компетентность и позитивную направленность”

«Счастлив тот,

Актуальность

Вопрос о сотрудничестве родителей, педагогов и ребёнка сейчас особенно актуален, так как система семейного воспитания претерпевает значительные изменения:

В связи с этими проблемами в семьях наших детей, классный руководитель в начальных классах ставит перед собой главную задачу в работе с родителями – сформировать детский коллектив и начать работу по его сплочению, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.

Ожидаемые результаты 1.Установление партнерских отношений Ученик + Родитель + Педагог=Друзья в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой, доброжелательной, воспитательной среды, для создания сплочённого коллектива. 2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование через тренинги и групповые формы работы. 3. Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике ; развитие семейных традиций через проведение совместных семейных праздников в стенах школы 4. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности , спортивно-оздоровительной и туристической работы.

Ожидаемые результаты

1.Установление партнерских отношений

Ученик + Родитель + Педагог=Друзья в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой, доброжелательной, воспитательной среды, для создания сплочённого коллектива.

2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование через тренинги и групповые формы работы.

3. Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике ; развитие семейных традиций через проведение совместных семейных праздников в стенах школы

4. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности , спортивно-оздоровительной и туристической работы.

Из опыта работы В 2013 году в очередной раз, набирая в класс новых первоклассников и вместе с ними их родителей, решила кардинально изменить работу с родителями, начать поиск новых форм общения с родителями, чтобы решить наипервейший вопрос – сплочение детского и родительского коллектива . Это решение появилось и ещё по ряду причин. Во-первых, в 1 класс поступили дети из разных населённых пунктов , во-вторых, дети до школы не посещали дошкольного учреждения по причине его отсутствия на селе, в-третьих, не все учащиеся посещали ГКПД при школе.

Из опыта работы

В 2013 году в очередной раз, набирая в класс новых первоклассников и вместе с ними их родителей, решила кардинально изменить работу с родителями, начать поиск новых форм общения с родителями, чтобы решить наипервейший вопрос – сплочение детского и родительского коллектива . Это решение появилось и ещё по ряду причин.

Традиционные формы общения с родителями

- тематические и индивидуальные консультации,

- индивидуальные беседы,

  • посещение родителями внеклассных занятий и общешкольных мероприятий ,

- работа родительского комитета.

Новые формы работы с родителями, используемые в работе

«Здравствуйте, меня зовут…

Начинается с упражнения

1 прилагательное, характеризуя себя

и своего ребёнка.

Что меня радует в моем ребенке

Что меня огорчает в моем ребенке

Работа в 4 классе Исходя из итогов работы с родителями за предыдущие три года и выявленных проблем, в следующем учебном году главную цель формулирую так: Формирование групповой сплочённости родителей и учеников на основе различных форм деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо: Продолжить работу по созданию и закреплению схемы: Ученик + Родитель + Педагог= Друзья Воспитывать чувства справедливости, любви к семье через совместные семейные праздники Использовать методику КТД (коллективных творческих дел) с участием родителей с целью укрепления детско-родительского коллектива.

Работа в 4 классе

Исходя из итогов работы с родителями за предыдущие три года и выявленных проблем, в следующем учебном году главную цель формулирую так: Формирование групповой сплочённости родителей и учеников на основе различных форм деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо:

  • Продолжить работу по созданию и закреплению схемы:

Ученик + Родитель + Педагог= Друзья

Система работы с родителями по сплочению детско-родительского коллектива

I этап 2013 – 2014 учебный год - 1 класс

  • Апробация (процесс изучения, исследования) индивидуального собеседования с родителями и ребёнком, то есть проведение анкет, диагностики учащихся и родителей.
  • Родительское собрание "Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей"

II этап 2014 – 2015 учебный год 2 класс

  • Групповая работа родителей класса.
  • Родительское собрание – работа в микрогруппах (совместная деятельность)‏

III этап 2015 – 2016 учебный год 3 класс (текущий)‏

IV этап 2016-2017 учебный год 4 класс

Результаты работы с родителями по сплочению детско-родительского коллектива

- за четыре года обучения коллектив стал дружным и сплоченным;

- коллектив обучающихся и родителей стал одним целым;

- родители стали чаще интересоваться делами класса и успехами своих детей;

- родители предлагают свои услуги в проведении общешкольных мероприятий

- класс является активным участником всех общешкольных и сельских мероприятий;

- участие детей в классных мероприятиях – 100%;

- в классе реже возникают конфликты;

- родители – частые гости в школе;

- повысился уровень воспитанности у обучающихся;

- повысилось качество обучения;


-75%

Читайте также: