Родительский клуб скоро в школу

Обновлено: 08.07.2024

Дошкольное детство пролетает стремительно. Кажется, совсем недавно малыш пришел в детский сад, а уже через несколько месяцев он станет первоклассником. Сколько интересного и, в то же время, пугающего своей неизвестностью, ждет его впереди. В этот период каждому ребенку необходимо особое внимание, поддержка, помощь со стороны родителей.

Тема: Психолого-педагогическое сопровождение родителей будущих первоклассников.

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.

Участники проекта: воспитатели и специалисты ДОУ, воспитанники и их родители.

Постановка проблемы:

Для обеспечения успешного обучения ребенка в начальной школе процесс его сопровождения должен начинаться в дошкольном возрасте и предполагать раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии, способствовать полноценной готовности к школе и продолжаться в период обучения в начальной школе, решая задачи успешной адаптации к школьному обучению, развития основ самостоятельности и самоорганизации, поддержки в формировании желания и умения учиться, развития творческих способностей. Наше исследование показало, что для родителей будущих первоклассников характерно следующее:

Целью проекта является повышение компетентности родителей по вопросам готовности детей к школьному обучению.

Задачи:

Познакомить родителей с элементами педагогической диагностики отдельных сторон готовности ребенка к школьному обучению, развивать знания и умения, связанные сформированием разных аспектов готовности к школе в условиях семьи.

Развивать осознанность педагогического воздействия родителей на детей в процессе повседневного общения.

Научить родителей решать психологические и педагогические проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе, оказывать им эмоциональную поддержку и демонстрировать безусловное принятие.

Реализация проектов предполагает следующие этапы:

Диагностический этап. Цель: выявить уровень готовности родителей к школьному обучению детей, используя методы анкетирования, тестирования, наблюдения и беседы. Определить тематику встреч.

Основной этап. Цель: отобрать информационный материал, разработать игры и упражнения и апробировать их на практике.

Заключительный этап. Цель: систематизировать информацию полученную на основном этапе, подвести итоги проекта.

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Одна из главных задач психолого-педагогического сопровождения детей в дошкольном возрасте - это обеспечение готовности ребенка к школе.

В центре работы по целенаправленной подготовке детей к школьному обучению должны находиться и детский сад, и семья, как две основные социальные структуры. И поэтому, организуя сотрудничество с семьёй по воспитанию и развитию ребёнка, особое внимание коллектив нашего детского сада уделяет постоянному совершенствованию форм и методов работы с родителями.

Считаем одну из наиболее эффективных форм работы с семьёй по данному направлению - родительский клуб "Готовимся к школе вместе с детьми".

В 2007 году на базе нашего детского сада был создан родительский клуб "Готовимся к школе вместе с детьми" (далее - клуб), который успешно функционирует и по настоящее время. Клуб организуется для родителей и детей подготовительной группы.

Родители вместе с детьми готовятся к главному этапу жизни ребенка подготовительной группы - переходу в школу. Поэтому объединяются усилия педагогов и родителей, заинтересованных в успешном и гармоничном развитии и воспитании детей.

Современные исследования российских психологов и педагогов подтверждают, что для успешной адаптации будущих первоклассников к школе необходимо организовать целенаправленную работу не только с детьми, но и с их родителями. Исследования Н.Гуткиной, М. Битяновой, Н.Кряжевой и других психологов подтверждают основное положение работы нашего родительского клуба, которое выражено в названии клуба - "Готовимся к школе вместе с детьми".

Для эффективной организации работы клуба используются разнообразные формы:

консультации родителей у психолога по вопросам уровня готовности ребенка к школе и организации подготовки к школьному обучению; выступление психолога на родительских собраниях на темы "Как помочь ребенку подготовиться к школе?", "Что делать, если ребенок не готов к школе?" и т.д.; участие родителей в работе ПМПк (Психолого-Медико-педагогического консилиума) ДОУ для совместной помощи ребенку по подготовке к школе и для решения проблемных ситуаций, а также для подготовки документов на РПМПК г.Олонца; деловые встречи родителей, педагогов ДОУ и учителей школ по осуществлению преемственности и согласованности коллектива детского сада и семьи в вопросах подготовки дошкольников к школе; совместные занятия родителей и детей (5 занятий) - см. Приложение №1; информационно-наглядные материалы для родителей по данной теме - см. Приложение №2.

  • Закон РФ "Об образовании";
  • Закон Республики Карелия "Об Образовании"
  • Типовое положение "О дошкольном образовательном учреждении", утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666;
  • Устав МДОУ детский сад ОВ № 13 "Колосок";
  • Договор о сотрудничестве между ДОУ и родителями (законными представителями) ребенка.

1. Цель работы родительского клуба

Установление сотрудничества, преемственности и согласованности коллектива детского сада и семьи в вопросах подготовки дошкольников к школе;

Формирование у родителей активной позиции по отношению к развитию своих детей.

2. Задачи работы родительского клуба

Приобщить родителей к участию в подготовке детей к школьному обучению через поиск и внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества;

Подготовить родителей и детей к новой социальной роли - "родители ученика" и "ученик";

Формировать осознание взрослыми и детьми необходимости целенаправленной подготовки к школе для успешного обучения и адаптации в школе в ближайшем будущем.

3. Организационная структура клуба

Членами клуба могут быть родители (законные представители) детей подготовительной группы и дети подготовительной группы.

Вся деятельность клуба проводится на добровольных началах.

Руководство деятельностью клуба осуществляет психолог ДОУ, участниками родительского клуба являются педагоги, специалисты и администрация ДОУ.

  • "Не навреди!"
  • Добровольность
  • Конфиденциальность информации
  • Соблюдение педагогической этики
  • Тактичность

6. Тематика совместных занятий детей и родителей

Давайте познакомимся! Что такое школа?

Зачем нужно быть внимательным?

Зачем нам нужна память?

Мышление и воображение в нашей жизни.

Мониторинг результативности работы клуба

Результативность работы клуба оценивается в течение всего учебного года, а также в первый год обучения ребенка в школе.

  • предварительный мониторинг готовности к школе (в конце учебного года в старшей группе);
  • промежуточный мониторинг (в середине учебного года в подготовительной группе);
  • итоговый мониторинг (в конце учебного года в подготовительной группе);

В начале школьного обучения психологом школы осуществляется диагностический срез особенностей адаптации выпускников нашего ДОУ в школе, а также учителя проводят мониторинг усвоения программы обучения детьми. С этими результатами администрация школы знакомит педагогов ДОУ на совместных консилиумах.

Также проводится анкетирование родителей до проведения совместных занятий и после их завершения (см. Приложение №3).

7. Результативность работы клуба

Результативность работы клуба оценивалась не только родителями, для которых был организован клуб, но и непосредственно администрацией ДОУ, учителями городских школ и, конечно, самими детьми. Ведь этот клуб работает для того, чтобы адаптация самих детей к школе проходила успешно, и наши дети произносят заветные слова "Скоро в школу" - радостно и уверенно. Хотя в чем-то результат работы клуба не виден сразу, а его результаты будут проявляться в течение школьного обучения.

В течение 2007 года в совместных занятиях клуба приняло участие 30% родителей с детьми, в 2008 году - 65% родителей с детьми. Детям очень нравились такие совместные занятия, они всегда с нетерпением их ждали.

Результаты мониторингов готовности к школе свидетельствуют о положительной динамике готовности выпускников ДОУ к школе: в 2007 году среди выпускников - 54% детей имели высокий, выше среднего и средний уровни готовности к школе, по результатам 2008 года - 69% детей имели высокий, выше среднего и средний уровни готовности к школе.

Мониторинг усвоения программы обучения выпускниками ДОУ в первые годы обучения в школе и диагностический срез особенностей адаптации в первые месяцы учебы наших детей в школе свидетельствуют о положительных результатах работы по подготовке наших выпускников к школе. Отсутствуют случаи школьной дезадаптации у выпускников нашего ДОУ, дети показывают высокий и средний уровни усвоения программы обучения, а также наши выпускники практически не нарушают школьные правила и дисциплину.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей будущих первоклассников.

1. Повысить педагогическую грамотность родителей в профилактике школьной дезадаптации ребенка.

2. Оказать помощь в разрешении проблем при подготовке детей к школе.

3. Активизировать чувства, переживания и действия родителей в связи с предстоящей школьной жизнью детей.

4. Предоставить родителям практический опыт в овладении способами общения с ребенком в семье для укрепления его желания учиться.

Участники: родители детей подготовительной к школе группы, воспитатели, педагоги начальных классов школы, педагог - психолог, логопед.

1. Организационный момент "Будем знакомы" (педагог-психолог)

2. Упражнение "Мой образ ребёнка - первоклассника" (педагог-психолог).

3. Анализ анкетирования родителей "На пороге школьной жизни" (позиция родителей по вопросам подготовки детей к школе).(педагог-психолог)

4. Выступление педагогов школы "Готовимся к школе с радостью".

5. Видеоролик - интервью с детьми "Хочу ли я в школу?"

6. Игровое упражнения с мячом " Слагаемые успешности первоклассника - это… " (закончите предложение).

7. Игротренинг "Играем дома - развиваем речь" (логопед).

8. Выставка дидактических игр и пособий по подготовке детей к школе "Копилка полезных вещей" (педагог-психолог)

9. Рефлексия "Больше всего мне сегодня… "(педагог-психолог)

Семинар - практикум" Вместе с родителями – за безопасность детей на дорогах"

Привлечь родителей к сотрудничеству, сотворчеству и совместной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения.

1. Взаимодействовать с ГИБДД и другими организациями в работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

2. Оптимизировать работу с родителями по основам безопасности детей и закреплению знаний о правилах дорожного движения.

3. Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи.

4. Активизировать пропагандистскую деятельность среди родителей ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

5. Выработать систему воспитательно-образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге

Участники: родители, дети подготовительной к школе группы, воспитатели, сотрудники ГИБДД, музыкальный руководитель, педагог-психолог.

1. Организационный момент "Будем знакомы" (педагог-психолог)

2. Анализ анкетирования родителей "Я и мой ребенок на улицах города".(воспитатели)

3. Просмотр НОД "Путешествие в страну Светофория"(воспитатели)

4. Выступление сотрудника ГИБДД "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма".

5. Сотворчество родителей и детей "Безопасный маршрут из дома в детский сад" (рисование).(педагог-психолог)

6. Конкурс пап "Лучший водитель".(воспитатели)

7. Презентация родителями макетов по правилам дорожного движения.

8. Памятки для родителей "Всё начинается с малого".

9. Рефлексия "Что я ждал от встречи в клубе".(педагог-психолог)

Родительская гостиная "Приобщение взрослых и детей к миру искусства и культуры русского народа".

Повышение компетенции родителей в вопросах приобщения дошкольников к истокам народной культуры.

1. Формировать у взрослых и детей базис личностной культуры посредством народного творчества.

2. Оказывать помощь родителям в познании народных традиций и промыслов через формы педагогического всеобуча.

3. Способствовать объединению семьи посредством совместного участия в творческих мероприятиях, наполнить ее досуг новым содержанием.

5. Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения в ожидании народного праздника.

Участники: родители, дети подготовительной к школе группы, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог.

1. Посиделки в мини - музее "Русская изба".

2. Анализ результатов анкетирования родителей. ".(педагог-психолог)

3. Выступление воспитателя "Через красивое к человечному -такова закономерность воспитания " (о роли народной культуры в воспитании дошкольников).

4. Просмотр НОД "Чудо чудное, диво дивное" (об истории возникновения дымковского промысла).

5. Презентация дымковских игрушек, сделанных родителями вместе с детьми для ярмарки.

6. Народные игры, хороводы с детьми и родителями. ".(педагог-психолог)

Семинар - практикум "Правильная речь - залог успешного обучения в школе".

Повышать педагогическую компетентность родителей в области речевого развития детей.

1. Способствовать осознанию родителями взаимосвязи правильной речи и успешного обучения в школе.

2. Сформировать у родителей представления о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и речи детей.

3. Создать условия для совместной игровой и развивающей деятельности родителей и детей.

4. Формировать у взрослых и детей навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативности, ответственности.

Участники: родители, дети подготовительной к школе группы, воспитатели, логопед, педагог-психолог.

1. Организационный момент.

Упражнение "Слагаемые правильной речи - это… ".(логопед)

3. Просмотр НОД "В гостях у кошки".(воспитатели)

4. Игровой калейдоскоп на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук. ".(педагог-психолог)

5. Коучинг по речевому развитию.

6. Памятки родителям "Советы логопеда".

7. Рефлексия "Меня сегодня удивило… "".(педагог-психолог)

Тематический план встреч в родительском клубе.

Семинар – практикум "Мой ребенок – будущий первоклассник"

Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей будущих первоклассников.

1. Повысить педагогическую грамотность родителей в профилактике школьной дезадаптации ребенка.

2. Оказать помощь в разрешении проблем при подготовке детей к школе.

3. Активизировать чувства, переживания и действия родителей в связи с предстоящей школьной жизнью детей.

4. Предоставить родителям практический опыт в овладении способами общения с ребенком в семье для укрепления его желания учиться.

Участники: родители детей подготовительной к школе группы, воспитатели, педагоги начальных классов школы, педагог - психолог, логопед.

1. Организационный момент "Будем знакомы" (педагог-психолог)

2. Упражнение "Мой образ ребёнка - первоклассника" (педагог-психолог).

3. Анализ анкетирования родителей "На пороге школьной жизни" (позиция родителей по вопросам подготовки детей к школе).(педагог-психолог)

4. Выступление педагогов школы "Готовимся к школе с радостью".

5. Видеоролик - интервью с детьми "Хочу ли я в школу?"

6. Игровое упражнения с мячом " Слагаемые успешности первоклассника - это… " (закончите предложение).

7. Игротренинг "Играем дома - развиваем речь" (логопед).

8. Выставка дидактических игр и пособий по подготовке детей к школе "Копилка полезных вещей" (педагог-психолог)

9. Рефлексия "Больше всего мне сегодня… "(педагог-психолог)

Семинар - практикум" Вместе с родителями – за безопасность детей на дорогах"

Привлечь родителей к сотрудничеству, сотворчеству и совместной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения.

1. Взаимодействовать с ГИБДД и другими организациями в работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

2. Оптимизировать работу с родителями по основам безопасности детей и закреплению знаний о правилах дорожного движения.

3. Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи.

4. Активизировать пропагандистскую деятельность среди родителей ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

5. Выработать систему воспитательно-образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге

Участники: родители, дети подготовительной к школе группы, воспитатели, сотрудники ГИБДД, музыкальный руководитель, педагог-психолог.

1. Организационный момент "Будем знакомы" (педагог-психолог)

2. Анализ анкетирования родителей "Я и мой ребенок на улицах города".(воспитатели)

3. Просмотр НОД "Путешествие в страну Светофория"(воспитатели)

4. Выступление сотрудника ГИБДД "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма".

5. Сотворчество родителей и детей "Безопасный маршрут из дома в детский сад" (рисование).(педагог-психолог)

6. Конкурс пап "Лучший водитель".(воспитатели)

7. Презентация родителями макетов по правилам дорожного движения.

8. Памятки для родителей "Всё начинается с малого".

9. Рефлексия "Что я ждал от встречи в клубе".(педагог-психолог)

Родительская гостиная "Приобщение взрослых и детей к миру искусства и культуры русского народа".

Повышение компетенции родителей в вопросах приобщения дошкольников к истокам народной культуры.

1. Формировать у взрослых и детей базис личностной культуры посредством народного творчества.

2. Оказывать помощь родителям в познании народных традиций и промыслов через формы педагогического всеобуча.

3. Способствовать объединению семьи посредством совместного участия в творческих мероприятиях, наполнить ее досуг новым содержанием.

5. Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения в ожидании народного праздника.

Участники: родители, дети подготовительной к школе группы, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог.

1. Посиделки в мини - музее "Русская изба".

2. Анализ результатов анкетирования родителей. ".(педагог-психолог)

3. Выступление воспитателя "Через красивое к человечному -такова закономерность воспитания " (о роли народной культуры в воспитании дошкольников).

4. Просмотр НОД "Чудо чудное, диво дивное" (об истории возникновения дымковского промысла).

5. Презентация дымковских игрушек, сделанных родителями вместе с детьми для ярмарки.

6. Народные игры, хороводы с детьми и родителями. ".(педагог-психолог)

Семинар - практикум "Правильная речь - залог успешного обучения в школе".

Повышать педагогическую компетентность родителей в области речевого развития детей.

1. Способствовать осознанию родителями взаимосвязи правильной речи и успешного обучения в школе.

2. Сформировать у родителей представления о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и речи детей.

3. Создать условия для совместной игровой и развивающей деятельности родителей и детей.

4. Формировать у взрослых и детей навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативности, ответственности.

Участники: родители, дети подготовительной к школе группы, воспитатели, логопед, педагог-психолог.

1. Организационный момент.

Упражнение "Слагаемые правильной речи - это… ".(логопед)

3. Просмотр НОД "В гостях у кошки".(воспитатели)

4. Игровой калейдоскоп на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук. ".(педагог-психолог)


Готовимся к школе

Задачи:

— объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей;

— повышение педагогической компетенции родителей;

— обмен опытом семейного воспитания;

— укрепление детско-родительских отношений;

— предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.

Оборудование:

Отдельная зона для семьи: стол и два стульчика, рабочие материалы (цветная бумага, ручки, карандаши, фломастеры, краски, воздушные шары, косынки).

Социальный педагог.

Чтоб ключ к дверям подобрать, надо каждому по пять золотых монет собрать.

Задания буду вам задавать. А вы их на отлично выполнять,

Так давайте же скорей будем на вопросы отвечать и двери в клуб наш открывать.

Задание 1

Кто мороза не боится, на коньках летит, как птица?

Кто из вас скажите вслух, на уроке ловит мух?

Кто из вас будет хранить в порядке книжки, ручки и тетрадки?

Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?

Кто домашний свой урок выполнять будет точно в срок?

Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?

Кто ровно через год пойдет в школу без хлопот?

(Дети получают шоколадные монетки)

Задание 2

А сейчас хотим узнать, как же будут звать ребят, кто в школу собирается, в центр по одному выходите, имя, отчество, фамилию свою назовите. Кто правильно все назовет, тот монетку заберет.

Задание 3

А сейчас хотим узнать, умеете ли вы инструкцию выполнять.

Поднимите правую руку вверх.

Присядьте два раза,

Сделайте шаг назад,

Промяукайте три раза,

Обнимите соседа слева,

Встаньте по парам,

Хлопните руками, топните ногами,

На маму с папой посмотрите и в кружочек пригласите.

Дружно к монеткам подойдите,

Если все выполнили верно, то монетку заберите и на свой столик положите,

Возвращайтесь потом в круг.

Будем с вами танцевать

И новую инструкцию вместе с мамами выполнять.

Задание 4

Если нравится тебе, то делай так. (2 щелчка пальцами)

Если нравится тебе, то делай так. (2 хлопка руками)

Если нравится тебе, то делай так. (2 хлопка по коленям)

Если нравится тебе, то делай так. (2 притопа)

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

Если нравится тебе, то делай так. (Повторить всё вместе)

detsko-roditelskij-klub-pervoklashka2

Задание 5

Четвертую монету все получите, а потом каждый по шарику возьмите,

Отгадав загадку, соберите двойную отгадку:

Разноцветная дуга
Поднялась за облака,
Выше дома, выше горки,
Выше самой длинной елки.
Ярко под дождем сверкала,
А затем совсем пропала.
Что за странная дуга?
Это просто …
(радуга)!

(Дети и родители собирают из шаров детскую и взрослую радугу).

Вопросы для родителей:

Крупное домашнее животное, которое даёт молоко.

Учреждение, где готовят и хранят лекарства.

Чего больше в огороде: овощей или фруктов?

Чего на кухне меньше: кастрюль или посуды?

Дерево, на котором растут сливы.

Планета, на которой мы живём.

Инструменты, с помощью которого откручивают и закручивают шурупы.

Почему нужно учиться в школе?

Кто выдаёт книги в библиотеке?

Кто летает в космос?

Когда начинаются занятия в школе?

Когда люди плачут?

Сколько крыльев у птиц?

Сколько лап у кошки?

Что выше – дерево или трава?

На какой руке больше пальцев – на левой или на правой?

Что короче – месяц или неделя?

Что длится дольше — минута или час?

Что стоит дороже – одно яблоко или один арбуз?

У кого меньше лап – у цыплёнка или у курицы?

Что ест зимой жаба?

У стола четыре угла, один отпилили, сколько углов осталось?

Пятерки прикрепляются на грудь каждому родителю. Фотография на память.

Уважаемая (обращение к первой учительнице), посмотрите на ваших будущих родителей, такую аллею пятерок они вам обещают в конце 4 класса. Аплодисменты.

Ответное слово учителя.

Команда родителей, команда детей,

Вопросы друг другу задавайте скорей,

Пусть дружба сегодня у нас победит

И школьный путь вам осветит.

Дети называют родителям животное, а родители называют детеныша и наоборот. (На столах у команд список животных).

На столах на листах формата А3 нарисовано одинаковое количество кругов одинакового размера. Детям и родителям необходимо дорисовать то, на что похож этот кружок. Побеждает та команда, которая больше изобразила предметов.

Музыкальное задание

Читайте также: