Рисунок чертеж школы размеры произвольные линейка и карандаш

Обновлено: 05.07.2024

1.1. Понятие о стандартах ЕСКД. Если бы каждый инженер или чертежник выполнял и оформлял чертежи по-своему, не соблюдая единых правил, то такие чертежи были бы не понятны другим. Чтобы избежать этого, в СССР приняты и действуют государственные стандарты Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Стандарты ЕСКД — это нормативные документы, которые устанавливают единые правила выполнения и оформления конструкторских документов во всех отраслях промышленности. К конструкторским документам относят чертежи деталей, сборочные чертежи, схемы, некоторые текстовые документы и пр.

Стандарты установлены не только на конструкторские документы, но и на отдельные виды продукции, выпускаемой нашими предприятиями. Государственные стандарты (ГОСТ) обязательны для всех предприятий и отдельных лиц.

Каждому стандарту присваивается свой номер с одновременным указанием года его регистрации.

Стандарты время от времени пересматривают. Изменения стандартов связаны с развитием промышленности и совершенствованием инженерной графики.

1.2. Форматы. Основная надпись чертежа. Чертежи и другие конструкторские документы промышленности и строительства выполняют на листах определенных размеров.

Для экономного расходования бумаги, удобства хранения чертежей и пользования ими стандарт устанавливает определенные форматы листов, которые обводят тонкой линией. В школе вы будете пользоваться форматом, размеры сторон которого 297X210 мм. Его обозначают А4.

Каждый чертеж должен иметь рамку, которая ограничивает его поле (рис. 18). Линии рамки — сплошные толстые основные. Их проводят сверху, справа и снизу на расстоянии 5 мм от внешней рамки, выполняемой сплошной тонкой линией, по которой обрезают листы. С левой стороны — на расстоянии 20 мм от нее. Эту полоску оставляют для подшивки чертежей.

Рис. 18. Оформление листа формата А4

На чертежах в правом нижнем углу располагают основную надпись (см. рис. 18). Форму, размеры и содержание ее устанавливает стандарт. На учебных школьных чертежах вы будете выполнять основную надпись в виде прямоугольника со сторонами 22X145 мм (рис. 19, а). Образец заполненной основной надписи показан на рисунке 19, б.

Рис. 19. Основная надпись учебного чертежа

Производственные чертежи, выполняемые на листах формата А4, располагают только вертикально, а основную надпись на них — только вдоль короткой стороны. На чертежах других форматов основную надпись можно располагать и вдоль длинной, и вдоль короткой стороны.

В виде исключения на учебных чертежах формата А4 основную надпись разрешено располагать как вдоль длинной, так и вдоль короткой стороны листа.

Прежде чем начинать выполнение чертежа, лист прикладывают к чертежной доске. Для этого прикрепляют его одной кнопкой, например, в левом верхнем углу. Затем на доску кладут рейсшину и располагают верхний край листа параллельно ее кромке, как показано на рисунке 20. Прижав лист бумаги к доске, прикрепляют его кнопками сначала в правом нижнем углу, а затем в остальных углах.

Рис. 20. Подготовка листа к работе

Рамку и графы основной надписи выполняют сплошной толстой линией.

    Какие размеры имеет лист формата А4? На каком расстоянии от внешней рамки надо проводить линии рамки чертежа? Где помещают основную надпись на чертеже? Назовите ее размеры. Рассмотрите рисунок 19 и перечислите, какие сведения в ней указывают.

1.3. Линии. При выполнении чертежей применяют линии различной толщины и начертания. Каждая из них имеет свое назначение.

Рис. 21. Линии чертежа

На рисунке 21 дано изображение детали, называемой валиком. Как видите, чертеж детали содержит разные линии. Для того чтобы изображение было всем понятно, государственный стандарт устанавливает начертание линий и указывает их основное назначение для всех чертежей промышленности и строительства. На уроках технического и обслуживающего труда вы уже применяли различные линии. Вспомним их.

  1. Сплошная толстая основная линия. Такую линию применяют для изображения видимых контуров предметов, рамки и граф основной надписи чертежа. Ее толщину (s) выбирают в пределах от 0,5 до 1,4 мм в зависимости от величины и сложности изображений, от формата чертежа.
  2. Штриховая линия. Она применяется для изображения невидимых контуров предмета. На чертеже, приведенном на рисунке 21, а, штриховой линией показано неглубокое, невидимое на изображении отверстие, имеющее форму цилиндра.

Штриховая линия состоит из отдельных штрихов (черточек) приблизительно одинаковой длины. Длину каждого штриха выбирают от 2 до 8 мм в зависимости от величины изображения. Расстояние между штрихами в линии должно быть от 1 до 2 мм, но приблизительно одинаковое на всем чертеже. Толщина штриховой линии берется от s/3 до s/2.

Штрихпунктирную тонкую линию используют и для указания осей вращения (как на рис. 21), центра дуг окружностей (центровые линии, рис. 22). При этом положение центра должно определяться пересечением штрихов, как на рисунке 22, а, а не точкой, как на рисунке 22, б.

Рис. 22. Проведение центровых линий: а —правильно; б - неправильно, концы осевых центровых линий должны выступать за контуры изображения предмета, но не более чем на 5 мм.

Она используется для проведения выносных и размерных линий (чертеж, приведенный на рисунке 21, содержит не все необходимые размеры).

Рассмотрите рисунок 8 (в начале учебника). Такими линиями показаны места, по которым надо согнуть материал для приведенного на рисунке изделия.

В заключение следует отметить, что толщина линий одного и того же типа должна быть одинакова для всех изображений на данном чертеже.

Сведения о линиях чертежа даны на первом форзаце.

  1. Каково назначение сплошной толстой основной линии?
  2. Какая линия называется штриховой? Где она используется? Какова толщина этой линии?
  3. Где используется на чертеже штрихпунктирная тонкая линия? Какова ее толщина?
  4. В каких случаях на чертеже используют сплошную тонкую линию? Какой толщины она должна быть?
  5. Какой линией показывают на развертке линию сгиба?

На рисунке 23 вы видите изображение детали. На нем цифрами 1,2 и т. д. отмечены различные линии. Составьте в рабочей тетради таблицу по данному образцу и заполните ее.

Рис. 23. Задание для упражнений

ПРИМЕР № 1
Линии чертежа

Приготовьте лист чертежной бумаги формата А4. Вычертите рамку и графы основной надписи по размерам, указанным на рисунке 19. Проведите различные линии, как показано на рисунке 24. Можно выбрать и другое расположение групп линий на листе.

Рис. 24. пример № 1

Основную надпись можно расположить как вдоль короткой, так и вдоль длинной стороны листа.

1.4. Шрифты чертежные. Размеры букв и цифр чертежного шрифта. Все надписи на чертежах должны быть выполнены чертежным шрифтом (рис. 25). Начертание букв и цифр чертежного шрифта устанавливается стандартом. Стандарт определяет высоту и ширину букв и цифр, толщину линий обводки, расстояние между буквами, словами и строчками.

Рис. 25. Надписи на чертежах

Пример построения одной из букв во вспомогательной сетке показан на рисунке 26.

Рис. 26. Пример построения буквы

Шрифт может быть как с наклоном (около 75°), так и без наклона.

Стандарт устанавливает следующие размеры шрифта: 1,8 (не рекомендуется, но допускается); 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14; 20; 28; 40. За размер (h) шрифта принимается величина, определяемая высотой прописных (заглавных) букв в миллиметрах. Высота буквы измеряется перпендикулярно к основанию строки. Нижние элементы букв Д, Ц, Щ и верхний элемент буквы Й выполняют за счет промежутков между строками.

Толщину (d) линии шрифта определяют в зависимости от высоты шрифта. Она равна 0,1h;. Ширину (g) буквы выбирают равной 0,6h или 6d. Ширина букв А, Д, Ж, М, Ф, X, Ц, Щ, Ш, Ъ, Ы, Ю больше этой величины на 1 или 2d (включая нижние и верхние элементы), а ширина букв Г, 3, С меньше на d.

Высота строчных букв примерно соответствует высоте следующего меньшего размера шрифта. Так, высота строчных букв размера 10 равна 7, размера 7 равна 5 и т. д. Верхние и нижние элементы строчных букв выполняются за счет расстояний между строками и выходят за строку на 3d. Ширина большинства строчных букв равна 5d. Ширина букв а, м, ц, ъ равна 6d, букв ж, т, ф, ш, щ, ы, ю - 7d, а букв з, с — 4d.

Расстояние между буквами и цифрами в словах принимают равным 0,2h или 2d, между словами и числами —0,6h или 6d. Расстояние между нижними линейками строк берут равным 1,7h или 17d.

Стандарт устанавливает и другой тип шрифта — тип А, более узкий, чем только что рассмотренный.

Высота букв и цифр на чертежах, выполненных в карандаше, должна быть не менее 3,5 мм.

Начертание латинского алфавита по ГОСТу показано на рисунке 27.

Рис. 27. Латинский шрифт

Как писать чертежным шрифтом. Оформлять чертежи надписями надо аккуратно. Нечетко сделанные надписи или небрежно нанесенные цифры разных чисел могут быть неправильно поняты при чтении чертежа.

Чтобы научиться красиво писать чертежным шрифтом, вначале для каждой буквы чертят сетку (рис. 28). После овладения навыками написания букв и цифр можно проводить только верхнюю и нижнюю линии строки.

Рис. 28. Примеры выполнения надписей чертежным шрифтом

Контуры букв намечают тонкими линиями. Убедившись, что буквы написаны правильно, обводят их мягким карандашом.

Для букв Г, Д, И, Я, Л, М, П, Т, X, Ц, Ш, Щ можно провести только две вспомогательные линии на расстоянии, равном их высоте А.

Для букв Б, В, Е, Н. Р, У, Ч, Ъ, Ы, Ь. Я между двумя горизонтальными линиями следует добавить посредине еще одну, но которой выполняют средние их элементы. А для букв 3, О, Ф, Ю проводят четыре линии, где средние линии указывают границы скруглений.

Для быстрого выполнения надписей чертежным шрифтом иногда пользуются различными трафаретами. Основную надпись вы будете заполнять шрифтом 3,5, название чертежа — шрифтом 7 или 5.

1.5. Как наносят размеры. Для определения величины изображенного изделия или какой-либо его части но чертежу на нем наносят размеры. Размеры разделяют на линейные и угловые. Линейные размеры характеризуют длину, ширину, толщину, высоту, диаметр или радиус измеряемой части изделия. Угловой размер характеризует величину угла.

Линейные размеры на чертежах указывают в миллиметрах, но обозначение единицы измерения не наносят. Угловые размеры указывают в градусах, минутах и секундах с обозначением единицы измерения.

Общее количество размеров на чертеже должно быть наименьшим, но достаточным для изготовления и контроля изделия.

Правила нанесения размеров установлены стандартом. Некоторые из них вы уже знаете. Напомним их.

1. Размеры на чертежах указывают размерными числами и размерными линиями. Для этого сначала проводят выносные линии перпендикулярно отрезку, размер которого указывают (рис. 29, а). Затем на расстоянии не менее 10 мм от контура детали проводят параллельную ему размерную линию. Размерная линия ограничивается с двух сторон стрелками. Какой должна быть стрелка, показано на рисунке 29, б. Выносные линии выходят за концы стрелок размерной линии на 1. 5 мм. Выносные и размерные линии проводят сплошной тонкой линией. Над размерной линией, ближе к ее середине, наносят размерное число.

Рис. 29. Нанесение линейных размеров

2. Если на чертеже несколько размерных линий, параллельных друг другу, то ближе к изображению наносят меньший размер. Так, на рисунке 29, в сначала нанесен размер 5, а затем 26, чтобы выносные и размерные линии на чертеже не пересекались. Расстояние между параллельными размерными линиями должно быть не менее 7 мм.

3. Для обозначения диаметра перед размерным числом наносят специальный знак — кружок, перечеркнутый линией (рис. 30). Если размерное число внутри окружности не помещается, его выносят за пределы окружности, как показано на рисунке 30, в и г. Аналогично поступают при нанесении размера прямолинейного отрезка (см. рис. 29, в).

Рис. 30. Нанесение размера окружностей

4. Для обозначения радиуса перед размерным числом пишут прописную латинскую букву R (рис. 31, а). Размерную линию для указания радиуса проводят, как правило, из центра дуги и оканчивают стрелкой с одной стороны, упирающейся в точку дуги окружности.

Рис. 31. Нанесение размеров дуг и угла

5. При указании размера угла размерную линию проводят в виде дуги окружности с центром в вершине угла (рис. 31, б).

6. Перед размерным числом, указывающим сторону квадратного элемента, наносят знак "квадрата" (рис. 32). При этом высота знака равна высоте цифр.

Рис. 32. Нанесение размера квадрата

7. Если размерная линия расположена вертикально или наклонно, то размерные числа располагают, как показано на рисунках 29, в; 30; 31.

9. При изображении плоских деталей в одной проекции толщина детали указывается, как показано на рисунке 29, в. Обратите внимание, что перед размерным числом, указывающим толщину детали, стоит латинская строчная буква 5.

10. Допускается подобным образом указывать и длину детали (рис. 33), но перед размерным числом в этом случае пишут латинскую букву l.

Рис. 33. Нанесение размера длины детали

  1. В каких единицах выражают линейные размеры на машиностроительных чертежах?
  2. Какой толщины должны быть выносные и размерные линии?
  3. Какое расстояние оставляют между контуром изображения и размерными линиями? между размерными линиями?
  4. Как наносят размерные числа на наклонных размерных линиях?
  5. Какие знаки и буквы наносят перед размерным числом при указании величины диаметров и радиусов?

Рис. 34. Задание для упражнений

  1. Перечертите в рабочую тетрадь, сохраняя пропорции, изображение детали, данное на рисунке 34, увеличив его в 2 раза. Нанесите необходимые размеры, укажите толщину детали (она равна 4 мм).
  2. Начертите в рабочей тетради окружности, диаметры которых равны 40, 30, 20 и 10 мм. Нанесите их размеры. Начертите дуги окружности с радиусами 40, 30, 20 и 10 мм и нанесите размеры.

1.6. Масштабы. В практике приходится выполнять изображения очень крупных деталей, например деталей самолета, корабля, автомашины, и очень мелких — деталей часового механизма, некоторых приборов и др. Изображения крупных деталей могут не поместиться на листах стандартного формата. Мелкие детали, которые еле заметны невооруженным глазом, невозможно вычертить в натуральную величину имеющимися чертежными инструментами. Поэтому при вычерчивании больших деталей их изображение уменьшают, а малых увеличивают по сравнению с действительными размерами.

Масштаб — это отношение линейных размеров изображения предмета к действительным. Масштабы изображений и их обозначение на чертежах устанавливает стандарт.

Масштаб уменьшения—1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10 и др.
Натуральная величина—1:1.
Масштаб увеличения—2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1 и др.

Наиболее желателен масштаб 1:1. В этом случае при выполнении изображения не нужно пересчитывать размеры.

Масштабы записывают так: M1:1; M1:2; M5:1 и т. д. Если масштаб указывают на чертеже в специально предназначенной для этого графе основной надписи, то перед обозначением масштаба букву М не пишут.

Следует помнить, что, в каком бы масштабе ни выполнялось изображение, размеры на чертеже наносят действительные, т. е. те, которые должна иметь деталь в натуре (рис. 35).

Угловые размеры при уменьшении или увеличении изображения не изменяются.

  1. Для чего служит масштаб?
  2. Что называется масштабом?
  3. Какие вам известны масштабы увеличения, установленные стандартом? Какие вам известны масштабы уменьшения?
  4. Что означают записи: М1:5; М1:1; М10:1?

Рис. 35. Чертеж прокладки, выполненный в различных масштабах

Работу выполните на листе формата А4. Масштаб изображения 2:1.

Указания к работе. На рисунке 36 дана лишь половина изображения детали. Вам нужно представить, как будет выглядеть деталь полностью, помня о симметрии, выполнить эскизно ее изображение на отдельном листе. Затем следует перейти к выполнению чертежа.

На листе формата А4 чертят рамку и выделяют место для основной надписи (22Х145 мм). Определяют центр рабочего поля чертежа и от него ведут построение изображения.

Вначале проводят оси симметрии, строят тонкими линиями прямоугольник, соответствующий общей форме детали. После этого размечают изображения прямоугольных элементов детали.

Рис. 36. пример № 2

Определив положение центров окружности и полуокружности, проводят их. Наносят размеры элементов и габаритные, т. е. наибольшие по длине и высоте, размеры детали, указывают ее толщину.

Обводят чертеж линиями, установленными стандартом: сначала — окружности, затем — горизонтальные и вертикальные прямые. Заполняют основную надпись и проверяют чертеж.

Для любого ученика школа — второй дом. Так как здесь малыши начинают заводить знакомства со сверстниками, некоторые из которых в дальнейшем становятся друзьями. Помимо этого, дети открывают в себе тяготение к занятиям в каком-либо направлении и происходит формирование их личности. Поэтому данный урок посвящен теме рисования школы поэтапно. Сначала стоит начать с самого легкого способа.

Простой пример

Тема рисования учебного учреждения очень интересна, так как любой ученик желал бы научиться рисовать здание своей школы. Чтобы легче было научиться технике рисования, желательно начинать творческую работу с простого варианта. Для работы нужно подготовить лист бумаги, простой карандаш и фломастеры.


Поэтапный процесс изображения:

  1. Ближе к верхнему краю листа провести горизонтальную линию, оставив по бокам пространство. От концов линии прочертить вниз с уклоном отрезки. Соединить их низ длинным отрезком.
  2. Под образовавшейся трапецией обозначить прямоугольником границы здания. Над ним посередине начертить треугольник с основанием на нижней стороне трапеции и верхним углов, выступающим за верхнюю её сторону. Придать толщину (не более 0.5 см) этому "чердаку" и частям крыши, расположенным по его бокам. В верхней части треугольника нарисовать круг со стрелками (часы).
  3. Снизу по центру нарисовать трапецию и разлиновать его горизонталями, далее сформировать из этого ступеньки. Стереть все лишние линии.
  4. Над ступеньками изобразить прямоугольник, по своему усмотрению преобразовать его в парадный вход.
  5. Далее надо визуально поделить здание на этажи и прорисовать на них окна. Нарисовать входную дверь. Наверху крыши можно дорисовать флаг.
  6. К основному зданию дорисовать пристройки, принцип рисования такой же, как и у основной части.
  7. Детализировать изображение.
  8. Раскрасить получившийся комплекс здания.
  9. Возле здания желательно нарисовать зелёные газоны. На центральной части школы можно сделать надпись с указанием учреждения.

Как стало видно, все достаточно просто. Главное, следовать инструкциям и включить воображение.


Класс внутри школы

Помимо самой школы детям интересно будет изобразить помещение класса. Данная работа посложнее предыдущей и требует хотя бы незначительное представление о проекции. Но если следовать советам, то получится выполнить и эту задачу. Для работы понадобится: карандаши, линейка, ластик и альбомный лист бумаги.


Приступаем к творчеству:

  1. Немого отступив от центра вправо начертить вертикальный отрезок, на доходящий до верха и низа листа. От верха отрезка отводим две двойных линии в разные стороны к углам листа, это будут границы стен и потолка. От низа также отводим одинарные линии — границы стен и пола.
  2. На левой стене создать прямоугольниками в проекции два окна, дополняя их откосами подоконниками и оконными рамами.
  3. На правой стене изобразить доску с двумя створками по бокам, добавить снизу полочку под указку, тряпочку и мел. Над ней нарисовать длинную лампу.
  4. Перед доской изобразить стол учителя.
  5. Начиная от левой стены, прорисовать парты, добавить к ним сиденья, спинки и ножки стульев. На потолке расположить квадратные светильники.
  6. Дорисовать недостающие детали, по желанию что-то можно добавить от себя.

Таким образом получится изображение школьного класса. Рисунок можно раскрасить в подходящие цвета.


С дополнением детей

Не останавливаясь на достигнутом, можно изобразить учреждение с идущими на занятия детьми. Для этого также потребуется: карандаш, ластик, линейка лист бумаги и фломастеры.


  1. Создать очертания основной части школы по вышеописанному простому уроку.
  2. На передний план вывести схематическое очертание двух учеников. Головы их обозначить овалами. Провести вспомогательные линии для образования туловищ. Дорисовать руки и ноги. Создать формы туловищ и обуви.
  3. Прорисовать детали частей тела, головы и лица. Пририсовать ранцы.
  4. Удалить ластиком ненужные штрихи. Раскрасить изображение.


Начало учебного года

Пользователям интернета не составит труда найти мастер классы интересных рисунков школы. Одним из вариантов станет изображение школы в осенний период. Для этого творческого занятия потребуется: альбомный лист бумаги, карандаш, ластик, линейка и набор цветных карандашей.


Подготовив все необходимое, можно приступить к работе:

  1. Нарисовать по простому варианту основную часть будущей школы. От её входа наметить границы дорожки.
  2. В переднем конце дорожки сделать наброски нескольких детей.
  3. По бокам здания дорисовать деревья и кусты.
  4. Прорисовать детали детских силуэтов, немного впереди добавить еще человека два. Доработать все детали более выразительными линиями и убрать ластиком все ненужные черточки.
  5. Раскрасить рисунок, начиная с дорожки. По ее бокам обозначить траву зеленым карандашом. Деревья раскрасить в жёлтый и оранжевый цвета. Коричневым сделать стволы и ветви.
  6. Изобразить голубое небо. Раскрасить здание и людей.


Все приведенные рисунки не очень сложные, но начинающим желательно придерживаться основным правилам рисования. Со временем начнут получаться настоящие шедевры.

chertezhnye raboty v nachalnyh klassah

Геометрический материал и измерения

Ученики начальных классов должны уметь начертить по линейке отрезок заданной длины, с помощью линейки и угольника начертить прямой угол, построить квадрат, прямоугольник. Кроме того, они должны уметь вычертить простейший план, начертить куб, диаграмму, сделать на уроке труда чертеж выкройки и т. д. Чертежные работы совершенствуют геометрические представления ребенка, прививают навыки пользования чертежными инструментами, воспитывают у него аккуратность. Весьма важно и то, что чертежные работы дают богатый материал для проведения разнообразных упражнений в измерениях.

Приступая к чертежным работам, учитель прежде всего должен разъяснить ученикам необходимость содержания чертежных принадлежностей (карандаша, угольника, линейки) в порядке: линейки и угольники должны быть чистыми и иметь ясно видимые деления, карандаши должны быть остро отточенными. К соблюдению этого правила необходимо приучать детей с первого класса.

Среди линеек, которыми пользуются дети, встречается немало таких, на которых деления нанесены неточно. Поэтому, прежде чем приступать к измерениям и черчению отрезков, длины которых будут выражены в миллиметрах, учитель должен все линейки в классе сверить с контрольной, и те из них, которые дают погрешность в 1 мм и более на 25 см длины, из употребления изъять.

Существует ряд правил пользования чертежными инструментами. Разъяснив, чем эти правила вызваны, учитель должен ознакомить с ними учеников. Главнейшие из этих правил следующие. Ребро линейки, около которого нанесены деления, служит только для измерений. При вычерчивании отрезков прямых пользуются противоположным ребром. Чтобы не загрязнилась линейка и чтобы проводимый отрезок был четким, чертеж следует выполнять только в карандаше. На бумаге линейка должна располагаться таким образом, чтобы измеряемые или вычерчиваемый отрезок находился со стороны освещенного ребра.

Чертежные работы

Чертежи следует выполнять на нелинованной бумаге. Можно, например, начиная с III класса, когда в связи с изучением геометрического материала число различных графических работ резко возрастает, завести специальные малоформатные альбомы.

Рассмотрим основные виды чертежных работ, которые должны выполнять ученики.

Проведение отрезка данной длины.

Прежде всего вертикально поставленным карандашом отмечаются начальная и конечная точки отрезка (рис. 94). Затем линейка переворачивается и прикладывается к отмеченным точкам тем ребром, на котором нет делений. Линейки пластмассовые и.металлические, с которых остатки графита легко могут быть удалены, переворачивать не обязательно.

Прикладывая линейку, надо обращать внимание на то, чтобы между точками и линейкой оставался небольшой промежуток, равный толщине кончика карандаша. В противном случае отрезок может оказаться смещенным относительно отмеченных точек

Чтобы при вычерчивании отрезка линейка не была сдвинута карандашом, нужно левой рукой плотно прижать ее к бумаге. Рука должна находиться на середине линейки (рис. 95)

Вычерчивание отрезка

При выполнении работы лист бумаги (тетрадь) нужно подвинуть к себе и наклониться над ним настолько, чтобы рука, линейка и карандаш не заслоняли вычерчиваемого отрезка.

Построение прямого угла.

Построив отрезок произвольной длины, к нему прикладывают треугольник так, как показано на рисунке 96. При этом между угольником и точкой, которая отмечает вершину угла, должен быть небольшой промежуток (равный толщине кончика карандаша). Затем тонкой линией намечают направление другой стороны (рис. 96).

Вычерчивание прямого угла

После этого угольник немного сдвигается вниз и по тонкой линии при нормальном нажиме карандаша проводится вторая сторона угла.

Если проводить вторую сторону прямого угла, не сдвигая угольника вниз, а при таком его положении, какое показано на рис. 97, то либо линия не дойдет до точки А (рис. 97,а), либо карандаш, соскочив с края угольника, прочертит кривую (рис. 97, б).

Чертим прямой угол

Построение прямоугольника данных размеров.

Чертится отрезок А Б, длина которого равна одной из сторон прямоугольника. Затем с помощью чертежного треугольника намечаются направления боковых сторон. Для обозначения направления той стороны, которая выходит из точки Б (рис. 98), треугольник переворачивается и кладется так, как показано на рисунке штриховой линией. Здесь в целях упрощения работы допускается нарушение правила, согласно которому линия должна находиться со стороны освещенного ребра.

Чертежные работы. Чертим прямоугольник

На обозначенных направлениях откладываются боковые стороны заданной длины. Полученные точки последовательно соединяются отрезками прямых. Чтобы проверить, насколько правильно построен прямоугольник, следует произвести контрольный замер стороны, противоположной стороне А Б. Вычерчивание куба.

Чертим куб.

Например, если сторона квадрата равна восьми клеткам, то отрезок ВД следует провести через вершины трех клеток. В общем случае число клеток, через вершины которых проводится отрезок ВД, должно быть приблизительно в три раза меньше того их числа, которое определяет сторону исходного квадрата,

Чертежные работы. Чертим куб.

Затем строится второй квадрат с вершиной в точке Д, равный первому, причем две стороны его проводятся пунктиром (рис. 99,6). Наконец соответственные вершины обоих квадратов соединяются отрезками прямых (рис. 99, в).

Основы черчения

Вы уже знаете, что для изготовления любого изделия надо знать его устройство, форму и размеры деталей, материал, из которого они сделаны, способы соединения деталей между собой. Все эти сведения вы можете узнать из чертежа, эскиза или технического рисунка.



Чертеж
это условное изображение изделия, выполненное по определенным правилам с помощью чертежных инструментов.
На чертеже показывают несколько видов изделия. Виды выполняют, исходя из того, как наблюдают изделие: спереди, сверху или слева (сбоку).



На производстве часто применяется эскизизображение предмета, выполненное от руки по тем же правилам, что и чертеж, но без соблюдения точного масштаба. При составлении эскиза сохраняется соотношение между частями предмета.

Технический рисунокнаглядное изображение предмета, выполненное от руки теми же линиями, что и чертеж, с указанием размеров и материала, из которого изготовлено изделие. Его строят приближенно, на глаз, выдерживая соотношения между отдельными частями предмета.

Число видов на чертеже (эскизе) должно быть таким, чтобы давать полное представление о форме предмета.

Существуют определенные правила простановки размеров. Для прямоугольной детали размеры наносят так, как это показано на рисунке выше.
Размер (в миллиметрах) проставляют над размерной линией слева направо и снизу вверх. Наименование единиц измерения не указывают.
Толщину детали обозначают латинской буквой S; цифра, стоящая справа от этой буквы, показывает толщину детали в миллиметрах.
К определенным правилам относится и обозначение на чертеже диаметра отверстия – его обозначают символом Ø .
Радиусы окружностей обозначают латинской буквой R; цифра, стоящая справа от этой буквы, показывает радиус окружности в миллиметрах.
Контур детали
на чертеже (эскизе) надо показывать сплошными толстыми основными линиями (линиями видимого контура); размерные линиисплошными тонкими; линии невидимого контураштриховыми; осевыештрихпунктирными и т.д. В таблице приведены различные типы линий, применяемых в чертежах.

Прочитать чертеж, эскиз, технический рисунок — значит определить название изделия, масштаб и изображения видов, размеры изделия и отдельных деталей, их названия и количество, форму, местоположение, материал, вид соединения.

Ниже даны варианты изменения конфигурации формы изделий и варианты изменения габаритных размеров, в которых использованы вышеизложенные правила гармонизации.

configur_sm


Разметка прямоугольных деталей

Назначение и роль разметки. Процесс нанесения на древесину контурных линий будущей заготовки называется разметкой. Разметка — одна из важнейших и трудоемких операций, от выполнения которой во многом зависит не только качество изделий, но и затраты материала и рабочего времени. Разметка перед распиливанием называется предварительной или разметкой черновых заготовок.
На производстве предварительная разметка осуществляется с учетом припусков на обработку и усушку. В учебных мастерских обрабатывают высушенные материалы, поэтому припуски на усушку не учитывают.
Следует знать, что при обработке высушенных заготовок получают поверхность с низкой шероховатостью и достигают высокой прочности склеивания и отделки. Припуски на шлифование с одной стороны детали строганых поверхностей равны 0,3 мм, а для деталей, поверхности которых обработаны пилением,— не более 0,8 мм. Припуски на строгание древесноволокнистых плит и клееной фанеры не предусмотрены, так как их не подвергают строганию.
Разметку выполняют карандашом с помощью разметочных инструментов (измерительной линейки, столярного угольника, рейсмуса, малки, рулетки, штангенциркуля и т.д.) в соответствии с чертежом, эскизом, техническим рисунком. Общий вид некоторых разметочных инструментов показан ниже.




От точности выполнения разметки зависит качество изделия. Поэтому будьте внимательны при работе. Старайтесь разметку вести так, чтобы из одной заготовки получилось как можно больше деталей.
Не забывайте о припуске. Припускслой древесины, который снимается при обработке заготовки (при пилении обычно дают припуск до 10 мм, при строгании — до 5 мм).


При разметке прямоугольной детали из фанеры (рис. а) поступают так:
1. Выбирают базовую кромку заготовки (если такой кромки нет, то ее следует выпилить по предварительно нанесенной по линейке базовой линии).
2. По угольнику проводят линию под прямым углом к базовой кромке (линии) на расстоянии примерно 10 мм от торца (рис. б)
3. От проведенной линии по линейке откладывают длину детали (рис. в).
4. По угольнику проводят линию, ограничивающую длину детали (рис. г).
5. По линейке откладывают ширину детали на обеих линиях, ограничивающих длину детали (рис. д).
6. Соединяют обе полученные точки (рис. е).

Если деталь делают из доски или бруска, то разметку производят от самых ровных и гладких пласти и кромки (если их нет, то предварительно выстрагивают лицевые пласть и кромку). Лицевые поверхности на заготовке отмечают волнистыми линиями.
Последующую разметку выполняют так:
1. От лицевой кромки откладывают ширину детали и проводят карандашом разметочную линию (рис. а).
2. Рейку рейсмуса выдвигают так, чтобы расстояние от острия шпильки до колодки было равным толщине детали (рис. б).
3. Рейсмусом размечают толщину детали (рис. в).
4. Размечают длину детали с помощью линейки и угольника (рис. г).


Разметку большого количества одинаковых деталей или деталей, имеющих криволинейный контур, осуществляют с помощью специальных шаблонов. Они выполнены в виде пластин, имеющих такие же очертания, что и контур изделия.
Размечать детали надо простым и остро отточенным карандашом.
При разметке шаблон должен быть плотно прижат к заготовке.

Процесс изготовления изделия из древесины

В учебных мастерских учатся изготавливать различные изделия из пиломатериалов и фанеры. Каждое из этих изделий состоит из отдельных деталей, соединенных вместе. Детали могут иметь различную форму. Сначала пробуют изготовить плоские прямоугольные детали. Для этого нужно правильно выбрать заготовку (брусок, доску, лист фанеры), научиться выполнять разметку, строгание, пиление, зачистку. После изготовления всех деталей выполняется сборка и отделка изделия. Каждый из этих этапов работы называется операцией.

Каждая операция выполняется определенным инструментом, часто с использованием приспособлений. Так называются устройства, которые облегчают работу и делают ее более качественной. Одни приспособления помогают, например, быстро и надежно закрепить деталь или заготовку, инструменты, другие точно произвести разметку, без ошибок выполнить ту или иную операцию. Приспособления целесообразно использовать и в том случае, когда надо сделать большое количество одинаковых деталей. С одним из приспособлений — зажимом столярного верстака — вы уже знакомы.

В учебной мастерской вы будете чаще всего работать по технологической карте, в которой указана последовательность операций. Ниже представлена технологическая карта изготовления кухонной доски.


В технологических картах, применяемых на производстве, указывают все операции, их составные части, материалы, оборудование, инструменты, время, необходимое для изготовления изделия, и другие необходимые сведения. В школьных мастерских применяют упрощенные технологические карты. В них часто используют различные графические изображения изделий (технические рисунки, эскизы, чертежи).

Готовое изделие будет качественным, если оно соответствует размерам и требованиям, указанным на чертеже.
Для получения качественного изделия необходимо правильно держать инструмент, соблюдать рабочую позу, точно выполнять все операции, постоянно контролировать себя.

Читайте также: