Римские цифры памятка для начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

Римские цифры - это особые знаки, используемые для записи десятичных разрядов и их половин. Для обозначения чисел римскими цифрами применяется 7 букв латинского алфавита:

Мнемоническое правило для запоминания буквенных обозначений римских цифр в порядке убывания (автор правила - А.Касперович):

Второе правило применяется для того, чтобы избежать четырёхкратного повторения одной и той же цифры. Так, римские цифры I, Х, С ставятся соответственно перед Х, С, М для обозначения 9, 90, 900 или перед V, L, D для обозначения 4, 40, 400.

Римские цифры от 1 до 100 и их соответствие арабским цифрам:

Следует отметить, что выполнение даже арифметических действий над многозначными числами римскими цифрами весьма неудобно. Вероятно, сложность вычислений в римской системе нумерации, основанной на использовании латинских букв, стала одной из веских причин замены ее на более удобную в этом плане десятичную систему цифр.


Римляне, похоже, любили прямые линии, потому и сделали свои цифры такими прямыми и жесткими. Но в любом случае римские цифры, придуманные 2500 лет назад, не что иное, как изображение пальцев. Римские цифры, изображающие один, два, три и четыре, в точности похожи на выпрямленные пальцы. Изображение числа пять выглядит как раскрытая ладонь с оттопыренным большим пальцем, а цифра десять это две скрещенные руки.

Римские цифры использовались европейцами почти два тысячелетия и были вытеснены арабской системой счисления в конце средневековья. Римские цифры просто не выдержали конкуренции. Они записывались довольно громоздким способом, а выполнять даже простейшие арифметические действия в этой системе довольно неудобно.

Римские цифры используются для обозначения веков (XII век), месяцев при указании даты на монументах (21.V.1987), времени на циферблатах часов, порядковых числительных, производных небольших порядков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Для учителя: Карточки, таблицы.

Для учащихся: Карточки с письмами, счетные палочки, памятки.

Актуализация опорных знаний.

Работа над темой урока.

А) Сравнение арабской и римской нумерации.

Б) Знакомство с правилами записи чисел римскими цифрами.

6. Закрепление изученного.

А) упражнение в записи и чтении чисел с помощью римских цифр.

Б) Проверка знаний.

7. Подведение итогов.

8. Домашнее задание.

Организационный момент.

Ребята, готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья!

Вы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

Актуализация опорных знаний.

- Ребята, как вы думаете, что обозначают знаки, изображенные на карточках?

- На карточках римских цифры.

- Где вы видели римских числа?

(на циферблате часов, в книгах, на пятниках и т.д.)

- Мы выяснили, что римские цифры, довольно часто встречаются в нашей жизни.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с римскими цифрами, научимся читать и записывать римские числа, а так же выполнять с ними арифметические действия.

- Ребята, как вы думаете, почему эти цифры назвали римские?

(их придумали в Риме)

- Путешествовать будем на машине времени.

- Итак, отправляемся в путь.

Работа над темой урока.

- Мы с вами перенеслись на 2 тысячи лет назад и оказались в Древнем Риме.

Нас встречают древние и провожают в римскую школу. Здесь мы вместе с её учениками познакомимся с римскими цифрами.

Сравнение арабской и римской нумерации.

- Ребята, назовите цифры, которые мы используем для записи чисел?

(Для записи чисел мы используем цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9)

- Посмотрите, сколько цифр используют в римской нумерации?

(В римской нумерации используют 7 цифр)

- Скажите, а для какой цифры вы не увидели обозначения?

- Для записи цифр древние римляне использовали буквы латинского алфавита.

А сейчас я вам их назову.

Знакомство с правилами записи чисел римскими цифрами.

- Познакомимся с правилами записи чисел римскими цифрами.

Для записи чисел будем использовать счетные палочки.

Как вы записали число 2?

(Надо взять 2 палочки: II)

- положите перед собой две палочки.

- Запомните: больше трех одинаковых цифр подряд писать нельзя!

- Запись чисел основана на математических действиях: вычитании и сложении.

- Мы запишем число 4 с помощью цифр V и I.

Выложите из палочек V. С какой стороны стоит число 4 от 5 в натуральном ряде.

- Значит, мы добавим I с какой стороны?

- Как бы вы записали число 6?

(Выкладываем V и I)

- Выложите из палочек цифру V.

С какой стороны стоит 6 от 5 в натуральном ряде?

- А как мы запишем число 7?

- Выложите с палочек V. С какой стороны стоит число 7 от 5 в натуральном ряде?

- А сколько палочек мы должны добавить чтоб получилось число 7?

- И куда, с какой стороны мы добавим палочки?

- Чтобы выложить число 8?

- Какие цифры мы выложили?

- Ребята, а как выложить число 10?

(Число 10 – это X)

- У нас осталось одно число 9?

- Мы запишем число 9 при помощи I и X.

- Выложите из палочек число X. С какой стороны стоит число 9 от 10?

- Значит, куда нужно добавить I, с какой стороны?

- Итак, еще раз повторим правила записи чисел римскими цифрами.

(Больше трех одинаковых цифр подряд не пишем. Запись основана на вычитании и сложении.)

- а сейчас, давайте откроем тетради и запишем число. Классная работа.

- Запишем римские числа, которые я буду показывать на карточках. Пользуйтесь памяткой которая лежит у вас на столах.

(Дети по очереди выходят к доске и записывают числа. Остальные записывают числа в тетради)

20, 29, 40, 60, 85, 12.

- Вернемся у числам на карточках, которые мы, видели в начале урока. На обратной стороне карточек, буквы. Прочитайте числа и расшифруйте слово. Если Вы выполните это задание верно, узнаете, что нас ждет во второй половине урока. Выходите по очереди к доске, если правильно прочитаете, то переворачиваете карточку. Получится слово.

- Нас ждет увлекательная экскурсия по Древнему Риму.

- А сейчас мы с Вами не много отдохнем. Встали тихонько, задвинули стульчики и повторяем за мной.

Раз – поднялись, потянулись,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладони, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Закрепление изученного.

- А теперь давайте отправимся на экскурсию по Древнему Риму и потренируемся в чтении и записи римских чисел.

А) упражнение в записи и чтении чисел с помощью римских цифр.

Рим был основан в VIII веке до нашей эры. Строительство в городе велось от центра, в котором размещался Форум. Форум – это площадь, на которой проходили собрания. В центре одного из форумов возвышается колонна Трояна. Известного римского императора.

(показ картинки колонны).

Колонна состоит из основания столба и статуи. Чтобы узнать её размеры решим задачу №1.

Высота основания 5 м, высота столба 30 м, а высота статуи 3 м. Узнайте высоту всей колонны?

Ответ: высота колонны 38 м.

- Рядом запишите число 38 римскими цифрами XXXVIII.

- Продолжаем нашу экскурсию. Неподалеку от центра располагается Амфитеатр – является Колизей.

- Про него Вы узнаете, выполнив несколько заданий.

Строительство Колизея началось в 72 году, а закончилось в 80 году. Сколько лет строился Колизей?

Ответ: Колизей строился 8 лет.

- Запишите число 8 римскими цифрами VIII.

Длина арены Колизея 85 м, ширина 53 м, высота стен 50 м. Соедините эти числа с римскими: L,LXXXV,LII. Запишите эти римские числа в порядке возрастания.

- При таких размерах Колизей мог вместить в себя около 80 тыс. зрителей. Зрители занимали места на трибунах.

- Для снабжения людей водой римляне строили водопроводы Акведуки.

В городе Риме вода поставлялась из 11 акведуков, 2 из которых работают до сих пор. Сколько акведуков не сохранилось до наших дней?

Решение запиши римскими числами.

- Вода из акведуков попадала не только в дома, но и в фонтаны города. Самый крупный и красивый фонтан Рима – фонтан Треви. (показ картинки) Считается, что если бросить в фонтан монетку, то побываешь в Риме еще раз.

- Давайте представим, что у нас в руке монета. Мысленно бросим её в фонтан правой рукой через левое плечо, чтобы через какое-то время – вновь вернуться в современный Рим и полюбоваться достопримечательностями этого удивительного города, многие из которых сохранились до наших дней.

Более двух тысяч лет назад появилась римская нумерация, т. е. в Древнем Риме числа записывали при помощи букв латинского алфавита.

I — 1; V — 5; X — 10; L — 50; C — 100; D — 500; M — 1000 — эти буквы называют римскими цифрами, а запись числа римскими цифрами называется записью числа в римской нумерации.

Римская нумерация

Римская нумерация

Для записи чисел римскими цифрами используются сложение и вычитание.

Договорились в случаях, когда в записи числа подразумевается сложение, меньшую цифру ставить после большей, а когда в записи числа подразумевается вычитание, меньшую цифру (вычитаемое) ставить перед большей (уменьшаемым).

Пример записи римских чисел

Так же как в записи чисел римскими цифрами подразумеваются сложение и вычитание, в записи чисел арабскими цифрами подразумеваются сложение и умножение:

Запись числа в таком виде называют суммой разрядных слагаемых.

Значит, значимость цифры зависит от её места в записи числа, т. е. от её позиции.

В таких случаях говорят, что число записано позиционным способом.

Что появилось раньше римская или арабская нумерация?

В привычной для нас системе записи чисел используются 10 цифр.
Счёт в ней идёт десятками, сотнями ( 10 десятков), тысячами ( 10 сотен) и т. д.

Поэтому наша система счёта называется десятичной, или десятичной системой счисления.

Используемые нами цифры называются арабской нумерацией. Она была изобретена в 400 году н.э в Индии. В 800 году н.э. арабская нумерация была заимстована арабами, а в 1200 году арабскую нумерацию начали применять в Европе. В России арабская нумерация стала использоваться при Петре I.

Римская нумерация возникла в древнем Риме между 900 и 800 годами до н.э. Таким образом, римская нумерация возникла раньше арабской.

Римская нумерация от 1 до 900000

Задачи на римскую нумерацию

Решение:

Вспомним, что I — 1; V — 5; X — 10; L — 50; C — 100; D — 500; M — 1000.
Известно, что, записывая числа римскими цифрами, используют сложение и вычитание. Договорились в случаях, когда в записи числа подразумевается сложение, меньшую цифру ставить после большей, а когда в записи числа подразумевается вычитание, меньшую цифру (вычитаемое) ставить перед большей (уменьшаемым).

Поэтому MMDCCCXXII = 1000 + 1000 + 500 + 100 + 100 + 100 + 10 + 10 + 1 + 1 = 2822.
Ответ: MMDCCCXXII = 2822.

Решение:

XXIX = 10 + 10 + 9 = 29.
Ответ: XXIX = 29.

Решение:

Известно: чтобы записать наименьшее пятизначное число, надо использовать в записи только цифру 1 — один раз — и цифру 0 — четыре раза.

Получим число 10000.

Ответ: наименьшее пятизначное число 10 000.

Решение:

Анализируя данные числа, в которых отдельные цифры заменены звёздочками:

27∗∗∗ и 28∗∗∗ — замечаем, что оба числа пятизначные, в старшем разряде десятков тысяч — одинаковые цифры, а в разряде единиц тысяч у первого числа цифра меньше, чем у второго, значит, первое число меньше второго, т. е. 27∗∗∗

Решение

Наибольшее четырёхзначное число: 9999, а число которое на 90 меньше, чем наибольшее четырёхзначное: 9999 — 90 = 9909.
Ответ: 9909.

Решение

Для определения всей площади земли в пользовании у фермера нужно сложить площади, занятые усадьбой и постройками, посевами, сенокосом, лесом и выгоном. Получим:
3 + 380 + 310 + 40 + 110 = 843 га
Ответ: 843 га.

Решение

Анализируя данный в задании образец записи числа в виде суммы разрядных слагаемых, применим его к данному четырёхзначному числу 2458.

Заметим, что старший разряд у него — единицы тысяч, поэтому запись получится следующей: 2458 = 2000 + 400 + 50 + 8 = 2 ⋅ 1000 + 4 ⋅ 100 + 5 ⋅ 10 + 8.
Ответ: 2458 = 2000 + 400 + 50 + 8 = 2 ⋅ 1000 + 4 ⋅ 100 + 5 ⋅ 10 + 8.

Решение:

Для того чтобы равенство 750000:∗=75000 было верным, вместо ∗ запишем число 10, т. к. в результате получено число, состоящее из тех же цифр, что и делимое, только сдвинутых на один разряд вправо, т. е. число уменьшилось в 10 раз.
Ответ: это число 10.

Решение:

Для определения всех трёхзначных чисел, в записи которых употребляются только цифры 1 и 5, начнём рассуждать так:

на первом месте (в разряде сотен) у этого числа может стоять цифра 1 или цифра 5, т. е. имеем

На втором месте (в разряде десятков) в каждом из этих двух случаев может быть также одна из цифр — 1 или 5.

На третьем месте (в разряде единиц) в каждом из полученных уже четырёх случаев может быть также одна из цифр — 1 или 5.

Продолжая подобные рассуждения и перебирая все возможные варианты получим
Таким образом, можно составить восемь чисел:
111;115;151;155;511;515;551;555.

Решение:

Известно, что значимость цифры зависит от её места в записи числа, т. е. от её позиции.

Вспомним таблицу разрядов и название классов.

Таким образом, можно сделать вывод, что цифра 7 в числе 7 890 214 стоит в разряде единиц миллионов.
Ответ: цифра 7 стоит в числе 7 890 214 в разряде единиц миллионов.


Решение:
Предложенная задача ориентирована для учащихся 5 класса. Возраст пятиклассника 11 лет, значит следует записать число 11, пользуясь римской нумерацией.
11 = 10 + 1 = X + I = XI
Ответ: возраст 5-классника XI лет.

Далее следует воспользоваться таблице приведенной выше и записать число 110 200 римскими цифрами.

110200 в римской нумерации

110200 в римской нумерации

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 27 человек(а).

Римские цифры являются числовой системой, которая использовалась в древнем Риме. Они состоят из сочетаний букв латинского алфавита. Изучив римские цифры, вы сможете понять древнюю римскую культуру и стать более культурным человеком. Узнайте, как быстро освоить эти сложные символы.

Изображение с названием Learn Roman Numerals Step 1

  • I = 1
  • V = 5
  • X = 10
  • L = 50
  • C = 100
  • D = 500
  • M = 1000

Изображение с названием Learn Roman Numerals Step 2

Используйте мнемонику, чтобы запомнить порядковое значение символов. Если вам трудно запомнить, что за чем идет, попробуйте эту простую фразу на английском: My Dear Cat Loves Xtra Vitamins Intensely.

Изображение с названием Learn Roman Numerals Step 3

  • I = 1
  • II = 2
  • III = 3
  • IV = 4
  • V = 5
  • VI = 6
  • VII = 7
  • VIII = 8
  • IX = 9

Изображение с названием Learn Roman Numerals Step 4

  • X = 10
  • XX = 20
  • XXX = 30
  • XL = 40
  • L = 50
  • LX = 60
  • LXX = 70
  • LXXX = 80
  • XC = 90

Изображение с названием Learn Roman Numerals Step 5

  • C = 100
  • CC = 200
  • CCC = 300
  • CD = 400
  • D = 500
  • DC = 600
  • DCC = 700
  • DCCC = 800
  • CM = 900

Изображение с названием Learn Roman Numerals Step 6

Изображение с названием Learn Roman Numerals Step 7

Изображение с названием Learn Roman Numerals Step 8

Изображение с названием Learn Roman Numerals Step 9