Римские цифры памятка для начальной школы
Обновлено: 05.07.2024
Римские цифры - это особые знаки, используемые для записи десятичных разрядов и их половин. Для обозначения чисел римскими цифрами применяется 7 букв латинского алфавита:
Мнемоническое правило для запоминания буквенных обозначений римских цифр в порядке убывания (автор правила - А.Касперович):
Второе правило применяется для того, чтобы избежать четырёхкратного повторения одной и той же цифры. Так, римские цифры I, Х, С ставятся соответственно перед Х, С, М для обозначения 9, 90, 900 или перед V, L, D для обозначения 4, 40, 400.
Римские цифры от 1 до 100 и их соответствие арабским цифрам:
Следует отметить, что выполнение даже арифметических действий над многозначными числами римскими цифрами весьма неудобно. Вероятно, сложность вычислений в римской системе нумерации, основанной на использовании латинских букв, стала одной из веских причин замены ее на более удобную в этом плане десятичную систему цифр.
Римляне, похоже, любили прямые линии, потому и сделали свои цифры такими прямыми и жесткими. Но в любом случае римские цифры, придуманные 2500 лет назад, не что иное, как изображение пальцев. Римские цифры, изображающие один, два, три и четыре, в точности похожи на выпрямленные пальцы. Изображение числа пять выглядит как раскрытая ладонь с оттопыренным большим пальцем, а цифра десять это две скрещенные руки.
Римские цифры использовались европейцами почти два тысячелетия и были вытеснены арабской системой счисления в конце средневековья. Римские цифры просто не выдержали конкуренции. Они записывались довольно громоздким способом, а выполнять даже простейшие арифметические действия в этой системе довольно неудобно.
Римские цифры используются для обозначения веков (XII век), месяцев при указании даты на монументах (21.V.1987), времени на циферблатах часов, порядковых числительных, производных небольших порядков.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Для учителя: Карточки, таблицы.
Для учащихся: Карточки с письмами, счетные палочки, памятки.
Актуализация опорных знаний.
Работа над темой урока.
А) Сравнение арабской и римской нумерации.
Б) Знакомство с правилами записи чисел римскими цифрами.
6. Закрепление изученного.
А) упражнение в записи и чтении чисел с помощью римских цифр.
Б) Проверка знаний.
7. Подведение итогов.
8. Домашнее задание.
Организационный момент.
Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Вы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
Актуализация опорных знаний.
- Ребята, как вы думаете, что обозначают знаки, изображенные на карточках?
- На карточках римских цифры.
- Где вы видели римских числа?
(на циферблате часов, в книгах, на пятниках и т.д.)
- Мы выяснили, что римские цифры, довольно часто встречаются в нашей жизни.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с римскими цифрами, научимся читать и записывать римские числа, а так же выполнять с ними арифметические действия.
- Ребята, как вы думаете, почему эти цифры назвали римские?
(их придумали в Риме)
- Путешествовать будем на машине времени.
- Итак, отправляемся в путь.
Работа над темой урока.
- Мы с вами перенеслись на 2 тысячи лет назад и оказались в Древнем Риме.
Нас встречают древние и провожают в римскую школу. Здесь мы вместе с её учениками познакомимся с римскими цифрами.
Сравнение арабской и римской нумерации.
- Ребята, назовите цифры, которые мы используем для записи чисел?
(Для записи чисел мы используем цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9)
- Посмотрите, сколько цифр используют в римской нумерации?
(В римской нумерации используют 7 цифр)
- Скажите, а для какой цифры вы не увидели обозначения?
- Для записи цифр древние римляне использовали буквы латинского алфавита.
А сейчас я вам их назову.
Знакомство с правилами записи чисел римскими цифрами.
- Познакомимся с правилами записи чисел римскими цифрами.
Для записи чисел будем использовать счетные палочки.
Как вы записали число 2?
(Надо взять 2 палочки: II)
- положите перед собой две палочки.
- Запомните: больше трех одинаковых цифр подряд писать нельзя!
- Запись чисел основана на математических действиях: вычитании и сложении.
- Мы запишем число 4 с помощью цифр V и I.
Выложите из палочек V. С какой стороны стоит число 4 от 5 в натуральном ряде.
- Значит, мы добавим I с какой стороны?
- Как бы вы записали число 6?
(Выкладываем V и I)
- Выложите из палочек цифру V.
С какой стороны стоит 6 от 5 в натуральном ряде?
- А как мы запишем число 7?
- Выложите с палочек V. С какой стороны стоит число 7 от 5 в натуральном ряде?
- А сколько палочек мы должны добавить чтоб получилось число 7?
- И куда, с какой стороны мы добавим палочки?
- Чтобы выложить число 8?
- Какие цифры мы выложили?
- Ребята, а как выложить число 10?
(Число 10 – это X)
- У нас осталось одно число 9?
- Мы запишем число 9 при помощи I и X.
- Выложите из палочек число X. С какой стороны стоит число 9 от 10?
- Значит, куда нужно добавить I, с какой стороны?
- Итак, еще раз повторим правила записи чисел римскими цифрами.
(Больше трех одинаковых цифр подряд не пишем. Запись основана на вычитании и сложении.)
- а сейчас, давайте откроем тетради и запишем число. Классная работа.
- Запишем римские числа, которые я буду показывать на карточках. Пользуйтесь памяткой которая лежит у вас на столах.
(Дети по очереди выходят к доске и записывают числа. Остальные записывают числа в тетради)
20, 29, 40, 60, 85, 12.
- Вернемся у числам на карточках, которые мы, видели в начале урока. На обратной стороне карточек, буквы. Прочитайте числа и расшифруйте слово. Если Вы выполните это задание верно, узнаете, что нас ждет во второй половине урока. Выходите по очереди к доске, если правильно прочитаете, то переворачиваете карточку. Получится слово.
- Нас ждет увлекательная экскурсия по Древнему Риму.
- А сейчас мы с Вами не много отдохнем. Встали тихонько, задвинули стульчики и повторяем за мной.
Раз – поднялись, потянулись,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладони, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Закрепление изученного.
- А теперь давайте отправимся на экскурсию по Древнему Риму и потренируемся в чтении и записи римских чисел.
А) упражнение в записи и чтении чисел с помощью римских цифр.
Рим был основан в VIII веке до нашей эры. Строительство в городе велось от центра, в котором размещался Форум. Форум – это площадь, на которой проходили собрания. В центре одного из форумов возвышается колонна Трояна. Известного римского императора.
(показ картинки колонны).
Колонна состоит из основания столба и статуи. Чтобы узнать её размеры решим задачу №1.
Высота основания 5 м, высота столба 30 м, а высота статуи 3 м. Узнайте высоту всей колонны?
Ответ: высота колонны 38 м.
- Рядом запишите число 38 римскими цифрами XXXVIII.
- Продолжаем нашу экскурсию. Неподалеку от центра располагается Амфитеатр – является Колизей.
- Про него Вы узнаете, выполнив несколько заданий.
Строительство Колизея началось в 72 году, а закончилось в 80 году. Сколько лет строился Колизей?
Ответ: Колизей строился 8 лет.
- Запишите число 8 римскими цифрами VIII.
Длина арены Колизея 85 м, ширина 53 м, высота стен 50 м. Соедините эти числа с римскими: L,LXXXV,LII. Запишите эти римские числа в порядке возрастания.
- При таких размерах Колизей мог вместить в себя около 80 тыс. зрителей. Зрители занимали места на трибунах.
- Для снабжения людей водой римляне строили водопроводы Акведуки.
В городе Риме вода поставлялась из 11 акведуков, 2 из которых работают до сих пор. Сколько акведуков не сохранилось до наших дней?
Решение запиши римскими числами.
- Вода из акведуков попадала не только в дома, но и в фонтаны города. Самый крупный и красивый фонтан Рима – фонтан Треви. (показ картинки) Считается, что если бросить в фонтан монетку, то побываешь в Риме еще раз.
- Давайте представим, что у нас в руке монета. Мысленно бросим её в фонтан правой рукой через левое плечо, чтобы через какое-то время – вновь вернуться в современный Рим и полюбоваться достопримечательностями этого удивительного города, многие из которых сохранились до наших дней.
Более двух тысяч лет назад появилась римская нумерация, т. е. в Древнем Риме числа записывали при помощи букв латинского алфавита.
I — 1; V — 5; X — 10; L — 50; C — 100; D — 500; M — 1000 — эти буквы называют римскими цифрами, а запись числа римскими цифрами называется записью числа в римской нумерации.
Римская нумерация
Для записи чисел римскими цифрами используются сложение и вычитание.
Договорились в случаях, когда в записи числа подразумевается сложение, меньшую цифру ставить после большей, а когда в записи числа подразумевается вычитание, меньшую цифру (вычитаемое) ставить перед большей (уменьшаемым).
Пример записи римских чисел
Так же как в записи чисел римскими цифрами подразумеваются сложение и вычитание, в записи чисел арабскими цифрами подразумеваются сложение и умножение:
Запись числа в таком виде называют суммой разрядных слагаемых.
Значит, значимость цифры зависит от её места в записи числа, т. е. от её позиции.
В таких случаях говорят, что число записано позиционным способом.
Что появилось раньше римская или арабская нумерация?
В привычной для нас системе записи чисел используются 10 цифр.
Счёт в ней идёт десятками, сотнями ( 10 десятков), тысячами ( 10 сотен) и т. д.
Поэтому наша система счёта называется десятичной, или десятичной системой счисления.
Используемые нами цифры называются арабской нумерацией. Она была изобретена в 400 году н.э в Индии. В 800 году н.э. арабская нумерация была заимстована арабами, а в 1200 году арабскую нумерацию начали применять в Европе. В России арабская нумерация стала использоваться при Петре I.
Римская нумерация возникла в древнем Риме между 900 и 800 годами до н.э. Таким образом, римская нумерация возникла раньше арабской.
Римская нумерация от 1 до 900000
Задачи на римскую нумерацию
Решение:
Вспомним, что I — 1; V — 5; X — 10; L — 50; C — 100; D — 500; M — 1000.
Известно, что, записывая числа римскими цифрами, используют сложение и вычитание. Договорились в случаях, когда в записи числа подразумевается сложение, меньшую цифру ставить после большей, а когда в записи числа подразумевается вычитание, меньшую цифру (вычитаемое) ставить перед большей (уменьшаемым).
Поэтому MMDCCCXXII = 1000 + 1000 + 500 + 100 + 100 + 100 + 10 + 10 + 1 + 1 = 2822.
Ответ: MMDCCCXXII = 2822.
Решение:
XXIX = 10 + 10 + 9 = 29.
Ответ: XXIX = 29.
Решение:
Известно: чтобы записать наименьшее пятизначное число, надо использовать в записи только цифру 1 — один раз — и цифру 0 — четыре раза.
Получим число 10000.
Ответ: наименьшее пятизначное число 10 000.
Решение:
Анализируя данные числа, в которых отдельные цифры заменены звёздочками:
27∗∗∗ и 28∗∗∗ — замечаем, что оба числа пятизначные, в старшем разряде десятков тысяч — одинаковые цифры, а в разряде единиц тысяч у первого числа цифра меньше, чем у второго, значит, первое число меньше второго, т. е. 27∗∗∗
Решение
Наибольшее четырёхзначное число: 9999, а число которое на 90 меньше, чем наибольшее четырёхзначное: 9999 — 90 = 9909.
Ответ: 9909.
Решение
Для определения всей площади земли в пользовании у фермера нужно сложить площади, занятые усадьбой и постройками, посевами, сенокосом, лесом и выгоном. Получим:
3 + 380 + 310 + 40 + 110 = 843 га
Ответ: 843 га.
Решение
Анализируя данный в задании образец записи числа в виде суммы разрядных слагаемых, применим его к данному четырёхзначному числу 2458.
Заметим, что старший разряд у него — единицы тысяч, поэтому запись получится следующей: 2458 = 2000 + 400 + 50 + 8 = 2 ⋅ 1000 + 4 ⋅ 100 + 5 ⋅ 10 + 8.
Ответ: 2458 = 2000 + 400 + 50 + 8 = 2 ⋅ 1000 + 4 ⋅ 100 + 5 ⋅ 10 + 8.
Решение:
Для того чтобы равенство 750000:∗=75000 было верным, вместо ∗ запишем число 10, т. к. в результате получено число, состоящее из тех же цифр, что и делимое, только сдвинутых на один разряд вправо, т. е. число уменьшилось в 10 раз.
Ответ: это число 10.
Решение:
Для определения всех трёхзначных чисел, в записи которых употребляются только цифры 1 и 5, начнём рассуждать так:
на первом месте (в разряде сотен) у этого числа может стоять цифра 1 или цифра 5, т. е. имеем
На втором месте (в разряде десятков) в каждом из этих двух случаев может быть также одна из цифр — 1 или 5.
На третьем месте (в разряде единиц) в каждом из полученных уже четырёх случаев может быть также одна из цифр — 1 или 5.
Продолжая подобные рассуждения и перебирая все возможные варианты получим
Таким образом, можно составить восемь чисел:
111;115;151;155;511;515;551;555.
Решение:
Известно, что значимость цифры зависит от её места в записи числа, т. е. от её позиции.
Вспомним таблицу разрядов и название классов.
Таким образом, можно сделать вывод, что цифра 7 в числе 7 890 214 стоит в разряде единиц миллионов.
Ответ: цифра 7 стоит в числе 7 890 214 в разряде единиц миллионов.
Решение:
Предложенная задача ориентирована для учащихся 5 класса. Возраст пятиклассника 11 лет, значит следует записать число 11, пользуясь римской нумерацией.
11 = 10 + 1 = X + I = XI
Ответ: возраст 5-классника XI лет.
Далее следует воспользоваться таблице приведенной выше и записать число 110 200 римскими цифрами.
110200 в римской нумерации
wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 27 человек(а).
Римские цифры являются числовой системой, которая использовалась в древнем Риме. Они состоят из сочетаний букв латинского алфавита. Изучив римские цифры, вы сможете понять древнюю римскую культуру и стать более культурным человеком. Узнайте, как быстро освоить эти сложные символы.
- I = 1
- V = 5
- X = 10
- L = 50
- C = 100
- D = 500
- M = 1000
Используйте мнемонику, чтобы запомнить порядковое значение символов. Если вам трудно запомнить, что за чем идет, попробуйте эту простую фразу на английском: My Dear Cat Loves Xtra Vitamins Intensely.
- I = 1
- II = 2
- III = 3
- IV = 4
- V = 5
- VI = 6
- VII = 7
- VIII = 8
- IX = 9
- X = 10
- XX = 20
- XXX = 30
- XL = 40
- L = 50
- LX = 60
- LXX = 70
- LXXX = 80
- XC = 90
- C = 100
- CC = 200
- CCC = 300
- CD = 400
- D = 500
- DC = 600
- DCC = 700
- DCCC = 800
- CM = 900
- Следует использовать IV вместо IIII
- 2987 записывается как MMCMLXXXVII, потому что:
- Первая М это 1000
- Следующая М это 1000
- CM это 900
- LXXX это 80
- VII это 7
- Поэтому, если вы сложите, вы получите 2987
- Пять миллионов будут записаны как MMMMM с черточкой над каждой буквой. Эта необходимо потому, что в римских цифрах нет символа больше М (1000). Этот метод обычно не используется, но вам будет полезно узнать, как это работает.
Проверьте свою работу. Если вы хотите убедиться, что вы записали все правильно, проверьте себя с помощью интернет-конвертера. [2] X Источник информации
Читайте также: