Репина т а особенности общения мальчиков и девочек в детском саду
Обновлено: 09.07.2024
Половые различия поведения детей проявляются уже на первом году жизни.
Мальчики:
- настойчивее требуют внимания матери;
- играют более активно и азартно (это сохраняется в течение всей жизни);
- более агрессивны;
- обладают большей силой.
Девочки:
- усерднее стараются вызвать мать на разговор;
- больше требуют ласки.
Ранние половые различия в поведении детей определяются:
- биологическими факторами (например, агрессивность);
- социальными факторами (представлениями взрослых о поведении мальчиков и девочек, покрое одежды, ее цвете и др.).
С мальчиками чаще разговаривают отцы, с ними охотнее занимаются работники дошкольных учреждений, причем они больше уделяют внимания надоедливым и плачущим малышам-мальчикам.
С девочками же чаще разговаривают матери.
Несмотря на то что уже с первых месяцев в поведении младенцев проявляются половые различия, у детей и того и другого пола существует много общего.
Средние оценки половых различий могут ввести в заблуждение, так как некоторые девочки любят играть в шумные, подвижные игры, чреватые падениями и ушибами, склонны к неконтролируемому поведению, а мальчики иногда предпочитают спокойные игры с четкими правилами, они послушны и легко реагируют на неудачу.
Если даже и удается выявить половые различия у разных групп детей в определенной форме деятельности (физической, умственной или социальной), то все же можно говорить о том, что в целом поведение отдельных мальчиков и девочек мало чем отличается.
Одни ученые считают, что между мальчиками и девочками больше сходного, чем различного, а потому надо избегать половой типизации, использования разных методов воспитания мальчиков и девочек.
Таблица 9.4
Стереотипы полового поведения
Родители
Воспитатели
СМИ
Сверстники
Говорят, как
должны себя вести мальчики и девочки
Мальчику разрешают проявлять агрессивность, поощряют активность, инициативу
Книги, кинофильмы, телевидение показывают
мужское и женское поведение
Поощряются
одни игры для девочек, а другие — для мальчиков
В девочке подчеркивают женственность, эмоциональность, душевность
Действия детей
происходят в соответствии с половой ролью
В раннем детстве эти стереотипы полового поведения утверждаются в сознании детей (табл. 9.4).
Уже в 2 года дети обладают знаниями о том, как следует себя вести мальчику или девочке.
После 3 лет сверстники поощряют друг друга за определенные поступки и образцы поведения или выражают недовольство, если кто-то нарушает установленные обычаем нормы. В этот период чувство собственной половой принадлежности становится уже устойчивым.
Дошкольники, как правило, стойко придерживаются стереотипов поведения, характерных для представителей того или иного пола.
Взаимоотношения детей дошкольного возраста — это и отношения мальчиков и девочек. Интересы мальчиков и девочек проявляются более дифференцированно в игре, чем в реальной жизни. В соответствии с тем как воспринимает себя ребенок, мальчиком или девочкой, он выбирает для себя и соответствующие игровые роли.
В играх дети отрабатывают роли, соответствующие мужскому или женскому поведению.
Мальчики в игре, подражая мужчинам, стараются быть представителем мужской профессии: летчиком, космонавтом, шофером, офицером и др., они стараются совершать мужские поступки.
Девочки же, подражая женщинам, берут на себя роль мамы, воспитателя, врача, продавца и др. При этом у них в игровых сюжетах отражаются типично женские поступки и характеры.
Ориентируясь на взрослого, ребенок в общении со сверстниками учится смотреть на себя как на будущего мужчину (или будущую женщину).
Дети часто объединяются по признакам пола. Мальчики и девочки перед игрой, и непосредственно в ходе нее (табл. 9.5).
Таблица 9.5
Общение мальчиков и девочек
Перед игрой
Непосредственно в ходе игры
Ребенок знает о том, что он мальчик или девочка, и действует в соответствии с половой ролью
Нередко мальчики и девочки играют и общаются просто как сверстники
В общении между дошкольниками прослеживается стремление объединяться по признаку половой принадлежности:
Разные роли девочек и мальчиков в играх объединяют детей и способствуют нормальному психо-сексуальному развитию мальчиков и девочек.
О чем свидетельствуют подобные суждения детей? Каков примерный возраст детей?
Решение. К 3-4 годам ребенок различает пол окружающих людей по таким внешним признакам, как форма одежды и прическа. Только к 6-7 годам у него формируется устойчивое представление о половой принадлежности.
Решение. В ответах утверждается противоположное тому, что видели буквально минуту назад. Это объясняется тем, что дети хорошо усвоили типичные для каждого пола образцы поведения и социальные роли мужчины и женщины (рис. 9.18).
Рис. 9.18. Роль взрослого в половой идентификации ребенка
Ситуация. В исследовании группу взрослых людей просили оценить эмоциональные реакции девятимесячного малыша. Одной половине родителей сообщили, что малыш — мальчик, другой сказали, что
Будут ли реакции родителей одинаковыми? Какие реакции будут приписывать детям?
Решение. Нет, реакции не будут одинаковыми. В зависимости от того считают ли взрослые одного и того же малыша мальчиком или девочкой, младенцу приписывают разные реакции.
Ситуация. В исследовании взрослые играли с 14-месячными детьми дважды.
Первый раз рекомендовали ребенка — мальчиком. Второй раз рекомендовали ребенка — девочкой.
Одинаково ли будут вести себя родители в первый и второй раз при представлении ребенка мальчиком или девочкой?
Решение. Неодинаково. Полагая, что имеет дело с мальчиком, взрослый человек проявлял большую активность и предлагал ребенку игрушки, которыми обычно играет мальчик.
Когда же взрослый был уверен, что играет с девочкой, то проявлял больше нежности, игры были более спокойные, но предполагалось более близкое общение.
Ситуация. Некоторые родители и воспитатели в играх предлагают детям испробовать себя в роли представителя противоположного пола, поощряя различные формы соответствующего поведения, и даже сами подают в этом пример.
В чем смысл подобного воспитания?
Разделяете ли вы подобную точку зрения?
Решение. Цель такого воспитания — помочь ребенку понять человека другого пола, предоставить ему большую свободу выбора форм поведения, не препятствуя формированию у него черт, свойственных представителям и того и другого пола, то есть позволяя детям быть самими собой.
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Общение со сверстниками является необходимым условием социального развития ребенка. Различные аспекты проблемы общения, взаимоотношений дошкольников рассматривались в работах Л. В. Артемовой, Т. В. Антоновой, Т. И. Бабаевой, Р. С. Буре, Т. С. Блощициной, Р. А. Иванковой, Т. А. Репиной, Е. А. Смирновой и др.
Исследование показало, что из общего числа всех установленных контактов дошкольников в среднем по всем возрастным группам 75 % составляют контакты со сверстниками своего пола. Показатели избирательных контактов дошкольников (со сверстниками своего пола) еще выше – 91 %.
Предпочтение в общении сверстников своего пола увеличивается от младшего возраста к старшему. Эта тенденция несколько ослабевает в подготовительной группе. По мнению Т. А. Репиной, предпочтение в общении сверстников своего пола приводит, по существу, к образованию двух подструктур в группе детского сада: подструктуры мальчиков и подструктуры девочек.
Результаты эксперимента показали наличие половой дифференциации во взаимоотношениях дошкольников. Подавляющее число выборов (подарков) детей было отдано сверстникам своего пола. В младших группах детского сада 2/3 детей отдают выбор сверстникам своего пола и 1/3 детям противоположного пола. От младшей группы к подготовительной дифференциация становится более выраженной. Особенно ярко половая дифференциация проявилась во взаимных выборах.
В оценочном эксперименте детям предлагалось оценить личностные качества сверстников, назвать, кто в группе самый смелый, добрый, красивый и т. д. Показательно, что общее число оценок, как положительных, так и отрицательных, дошкольники давали представителям своего пола. При этом оценки у девочек оказались несколько выше, чем у мальчиков, девочки проявили большую доброжелательность к представительницам своего пола. Отсюда был сделан вывод о более благоприятном положении девочек в сравнении с мальчиками в социометрической структуре группы. Статус девочек в группе несколько выше, чем мальчиков. Девочки получают больше выборов, чем мальчики, у девочек выше взаимность выборов и удовлетворенность взаимоотношениями. По мнению Т. А. Репиной, очень рано половая дифференциация начинает проявляться в склонности детей более благожелательно относиться к членам группы одного с ними пола.
Девочки показывают более высокий уровень рефлексии и социальной ответственности, большую, чем мальчики гибкость, способность демонстрировать социально одобряемые формы поведения (в вербальной сфере).
В. В. Абраменкова делает вывод о различном влиянии группы сверстников на гуманное поведение мальчиков и девочек. У мальчиков группа катализирует проявление гуманных межличностных отношений, для девочек таким катализатором является взрослый. В групповой ситуации у мальчиков сильнее выражено чувство единения с группой, взаимовлияние участников, соревновательный азарт [1]. У девочек и мальчиков обнаруживаются различия в ориентации на социальные объекты: для мальчиков референтной является группа сверстников своего пола, для девочек референтным является взрослый.
Как отмечают В. В. Абраменкова и Т. А. Репина, общество сверстников в группе детского сада, наряду с другими функциями, выполняет функцию половой социализации и формирования половых стереотипов. Существующее в группе особое общественное мнение распространяется и на оценку полоролевого поведения мальчиков и девочек. Дошкольники, следующие предписаниям пола, лучше принимаются сверстниками.
Особенности взаимоотношений детей разного пола в игровой деятельности изучались Л. П. Бочкаревой. Ею выделено четыре группы дошкольников в зависимости от их отношения к сверстникам противоположного пола. Дети, относящиеся к первой группе, всегда доброжелательны к представителям противоположного пола, играют с ними, как с равными. Мальчики уступают девочкам. Девочки смотрят на мальчиков как на сильных и справедливых ребят, опекают их.
Ко второй подгруппе были отнесены дети, которые в основном проявляют доброжелательное отношение к сверстникам противоположного пола, но в определенной ситуации могут проявить и недоброжелательность, не уступить в игре, резко ответить.
Детей третьей группы характеризует неустойчивость отношения к сверстникам другого пола. Отношение может зависеть от многих факторов: темы игры, выполняемой роли, личных симпатий.
Детей четвертой группы отличают постоянные конфликты с представителями противоположного пола.
Л. П. Бочкарева делает вывод, что девочки более критичны к мальчикам, более требовательны и менее снисходительны, именно девочки больше нуждаются в формировании стойкого положительного отношения к детям противоположного пола.
Таким образом, гендерные особенности общения и взаимоотношений дошкольников проявляются в половой консолидации детей со сверстниками своего пола и более благожелательном отношении к сверстникам своего пола. Объединение детей в однополые компании способствует становлению гендерной идентичности ребенка. В общении и совместной деятельности происходит отработка полоролевого поведения.
Вместе с тем, по мнению В. В. Абраменковой, в современных условиях стихийная половая сегрегация приобретает частный характер. Исчезают типичные коллективные игры, специфический детский фольклор. Детская субкультура утрачивает четкие границы, что ведет к переориентации в формировании психологического пола с жесткой модели на более мягкую, смешанную модель.
Вопросы и задания по теме
4.1. В чем проявляется гендерная специфика общения и взаимоотношений дошкольников?
4.2. Каково значение половой консолидации в формировании личности ребенка?
4.3. Какие методы позволяют выявить особенности половой консолидации дошкольников?
4.4. В чем состоит роль педагога в организации взаимодействия детей разного пола?
На современном этапе содержание российского дошкольного образования совершенствуется. Примечательно, что ФГОС ДО педагогу заданы ориентиры на учёт индивидуальных характеристик ребенка в образовательном процессе, развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование коммуникативной деятельности детей. Пол — это индивидуальная характеристика человека. Общение со сверстниками своего и другого пола рассматривается как условие развития гендерного самосознания, гендерной роли / идентичности.
Развитие ребенка с первых дней жизни осуществляется не только с помощью организованного воспитания, но и в результате стихийных воздействий природы, семьи, общества, сверстников, средств массовой информации, случайных наблюдений, поэтому учет непреднамеренных воздействий воспитателей, самоизменений дошкольника в организации целенаправленной педагогической деятельности создает реальные предпосылки для полноценного развития девочек и мальчиков в соответствии с их половозрастными, индивидуальными особенностями, социальными условиями, т. е. для эффективного воспитания дошкольников.
Проблеме общения в дошкольном возрасте уделяли большое внимание в своих работах такие исследователи, как Леонтьев А.А., Андреева Г.М., Галигузова Л.И., Горбачева В.А., Лисина М.И., Мухина В.С., Репина Т.А., Рояк А.А., РузскаА.Г., Смирнова Е.О., Калягина Е.А., Холмогорова В.М. В научной литературе раскрытию феномена межгендерного общения в дошкольном возрасте уделено крайне мало внимания. Вместе с тем, изучение особенностей общения со сверстниками своего и противоположного пола в группе детского сада, предпринятое в исследованиях Т.А. Репиной и её учеников, позволило определить сверстника в качестве важного агента гендерной социализации ребёнка в дошкольном возрасте.
Наиболее полная картина развития ребёнка как представителя пола и условия его гендерной социализации в период дошкольного детства раскрываются в работе Л.В. Коломийченко и О.В. Прозументик.
Общение со сверстниками играет значительную роль в формировании личности ребёнка — это средство познания и самовыражения, источник разнообразных чувств и переживаний, способ установления деловых и личных контактов, средство реализации целей и задач совместной деятельности и т.д.
В процессе взаимодействия в совместной деятельности развиваются способности детей (интеллектуальные, коммуникативные, творческие и др.), они учатся побеждать и проигрывать, оценивать и поддерживать друг друга, усваивают нормы и правила поведения, происходит становление межличностных отношений.
Правильная организация общения детей — одна из задач взрослых. Сначала в семье, позже — в детском саду и школе. И везде главная цель — научить ребенка общаться так, чтобы и ему было полезно и приятно, и другим детям тоже.
Воспитатели и родители должны обращать особое внимание на общение мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Я в своей работе стараюсь создать оптимальные условия для успешного развития гендерного общения дошкольников.
Выделяют следующие условия развития общения: организация специальных занятий и кружков с детьми, моделирование коммуникативных ситуаций, использование дидактических игр, индивидуальная работа, совместное принятие каких — либо решений, различные игры — упражнения, познавательные беседы, сюжетно — ролевые игры, совместная работа и др.
Поводом к общению могут быть стать внесение новых книг, энциклопедий, журналов.
Энциклопедия объединяет коллектив единомышленников. Возникает коллективное обсуждение самых разнообразных тем. Не обращаясь к взрослому, дети сами устанавливают порядок рассматривания иллюстраций и ведения диалога.
Так же развитию общения способствует показ различных видов кукольного театра, где дети привлекаются к воспроизведению заученных литературных диалогических текстов, читают стихи по ролям, а также подвижные игры с готовыми текстами.
Прекрасным условием воспитания высокой культуры общения является, совместное проведение экскурсий, различных праздников, развлечений. После проведения мероприятий у детей обязательно возникают разговоры, споры, обсуждения. И разговоры общие, и будущие интересы тоже будут общие. Благотворно влияют на развитие общения методы и приемы народной педагогики, чтение детям народных песенок и потешек, сказок, пение песен, рассказы о былинных героях. На примере сказок и рассказов дети учатся оценивать поступки героев, начинают различать хорошее поведение от плохого. Мною разработаны рекомендации для воспитателей ДОУ по созданию оптимальных условий для успешного развития гендерного общения дошкольников.
– Предоставьте детям возможность общаться с детьми своего и противоположного пола в условиях ДОУ (на прогулках, занятиях, в процессе игровой деятельности и др.), для них это будет хорошей тренировкой в поведении;
– Неразрывная связь старого и нового: детям чрезвычайно важен эффект новизны. Организация детского общения обычно строится на знакомых ситуациях, но опытные воспитатели обязательно вносят в них что-то свежее. Например, учат детей творчески поздравлять друг друга с Днем рождения;
– Прозрачность требований, которые предъявляются к ребенку, наличие положительного примера. Взрослые, устанавливающие правила общения в дошкольном учреждении, должны быть последовательны в соблюдении норм общения с детьми, показывая им пример позитивного отношения друг к другу;
– Обучение ситуативно-деловому общению. Это происходит на музыкальных занятиях и ритмике, в театральных постановках к утренникам и гимнастике. Если сам воспитатель во время занятия оживлен, эмоционален, активно общается с детьми, задает вопросы, хвалит за ответы, такая организация общения детей будет действительно развивающей;
– Формирование эмоционально-практического общения. Воспитатель учит ребят вежливо общаться друг с другом и старшими, правильно формулировать свои просьбы и замечания, обходиться без оскорблений в межличностном общении.
– Используйте методы и приемы народной педагогики, читайте детям народные песенки и потешки, сказки, пойте песни, рассказывайте о былинных героях.
При таких условиях организации общения детей можно создать полноценную среду для роста и развития доброжелательной, активной, любознательной личности ребенка.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах, том 4, "Детская психология" — М., "Педагогика", 1984.
- Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка-Пресс, 2009.
- Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни || Проблемы общей возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Давыдова В.В.) М.1978 г.
- Мухина В.С. Психология дошкольника. — М., 1975.
- Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед.. наук СССР. — М.: Педагогика, 1990.
- Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2000.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1991.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, дошкольный возраст, игра, гендерное общение дошкольников, друг друга, народная педагогика, развитие общения, совместная деятельность, успешное развитие.
Похожие статьи
Роль игры в воспитании гендерной социализации старших.
Ключевые слова: гендерный подход, гендерное воспитание, полоролевое развитие, социально-коммуникативное развитие дошкольников, индивидуализация образования.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности — игра.
Учет гендерных особенностей дошкольников.
Основные термины (генерируются автоматически): мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание, гендерная.
Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших.
Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из.
ребенок, совместная деятельность, детский сад, игровая деятельность, взаимоотношение, отношение, игра, дошкольный возраст, Бабаево, Артемово.
Надо ли вернуться к народному фольклору сегодня?
ребенок, детский сад, дошкольный возраст, игра, друг друга, гендерное общение дошкольников, успешное развитие, совместная деятельность, народная педагогика, развитие общения.
Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании.
ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья. Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного.
Учет гендерных особенностей дошкольников. мальчик, девочка, игра, ребенок, детский сад, гендерный подход, гендерное воспитание, гендерная особенность детей, пол, воспитание детей.
Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками.
Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из
Общение детей, педагогов, родителей всегда было и остаётся актуальным вопросом.
Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников.
Проблема общения у дошкольников | Статья в сборнике.
Проблема общения у дошкольников. Автор: Диденко Ирина Владимировна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте — игра. В игре дети учатся общению друг с другом.
Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных.
дидактическая игра, ребенок, старший дошкольный возраст, игра, сверстник, умение, навык, совместная деятельность, дошкольный возраст, возрастной период.
В современной образовательной среде проблема коммуникативной успешности, её формирования в современной образовательной среде является одной из актуальных, так как существует острая необходимость разработки таких подходов, концепций, и технологий, которые обеспечивали бы возможность реализации качественно новой личностно ориентированной развивающей модели дошкольных учреждений, связанных с обеспечением речевого развития и формированием коммуникативных качеств личности воспитанников учитывающих их гендерные различия.
Мастерство педагога проявляется прежде всего в сфере его общения. Эффективное взаимодействие педагога и воспитанников в педагогической деятельности - основное условие успеха и удовлетворенности воспитателя своим трудом. В то же время неумение наладить контакт с детьми - причина многих неудач и разочарований в педагогической профессии. Неоспорим, тот факт, что отношения, которые сложились между педагогом и воспитанником следует рассматривать не только как желаемое условие, но и как основной компонент педагогической деятельности. Проблема общения - проблема комплексная, и рассматривая ее с разных точек зрения, можно видеть ее отнесенность к различным отраслям сегодняшней науки о человеке.
Внедряя в практику различные формы организации речевого воспитания, педагог должен знать и учитывать особенности детей, те индивидуальные различия (в том числе и гендерные), на которых будет построен процесс общения. Невозможно обучать, воспитывать не зная того, кого воспитываешь и обучаешь. В. Д. Еремеева, Т.П. Хризман подчеркивают, что мальчик и девочка - два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути[25,c.184].
Воспитательное воздействие ближайшего окружения мальчиков и девочек, а именно семьи огромно. Необходимо учитывать семью как фактор домашнего общения. Поэтому в рамках проводимого исследования проводилось изучение особенностей развития детей дошкольного возраста, условия их семейного воспитания, изучалась позиция и знания родителей по вопросу своеобразия и различия детей определенного пола, соответственно и их речевого и гендерного поведения.
Одной из основных причин недостаточной успешности гендерного воспитания является отсутствие правильного представления о том, как оно фактически проводится и каковы реальные проявления гендерного поведения у дошкольников. Причины, по которым это происходит, мы выяснили, проведя ряд опросов (за основу бы взят опросник В.Е. Кагана) с семьями, большинство из которых (79%) были полными, в половине из них - один ребенок, в другой половине - двое. Третья часть родителей считает свои знания для проведения гендерного воспитания недостаточными, другая треть предполагает, что начинать его следует в школьном возрасте. Примерно четвертая часть опрошенных заявила о ненужности и необязательности гендерного воспитания. Этому вполне соответствовали реальные усилия по гендерному воспитанию.
Следует вспомнить, что гендерное воспитание включает в себя три аспекта:
1. когнитивный - ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, И. С. Кон, Т. А. Репина);[28]
2. эмоциональный - поло-ролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности (Д. В. Колесов, А. Е Ольшанникова, Н. Б. Сельверова, Т. П. Хризман)[25];
3. поведенческий - усвоение типичной для пола модели поведения (И. С. Кон, Д. В. Колесов, Н. В. Плисенко, Т. А. Репина)[61].
Исследование Л.Л. Лашковой особенностей профессиональной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения, изучение характера и содержания осуществляемых им функций показало, что в структуре профессиональной деятельности педагога ДОУ ведущее место занимает коммуникативная деятельность[31]. Педагог должен говорить с детьми, более того, давать примеры речевого поведения, коммуникативных умений. Для этого необходимо понимать и учитывать не только возрастные, индивидуальные особенности каждого ребенка, но и гендерные различия воспитанников и воспитанниц.
Список использованной литературы и источников
Список используемой литературы
Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. - 1995. - № 1.
Читайте также: