Ремизов лимонарь краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Алексей Ремизов родился 6 июля 1877 года в городе Москва. Вырос в богатой купеческой семье. Его мама принадлежала к старинному русскому роду Найденовых, известному соблюдением традиций и обрядов. Его дядя Николай Александрович Найденов, брат матери, являлся основателем крупного российского банка и председателем Московского биржевого общества. Его богатейшая библиотека считалась одной из лучших в городе, и Алексей Ремизов прочел благодаря этому немало книг.

С детства Алексей отличался богатой фантазией и тягой к озорству. Его увлечения детства: рисование, музыка, театр, остались с ним на всю жизнь. Сильная близорукость помешала ему получить системное музыкальное образование, но повлияла на развитие фантазии. Игровое начало жизни, которое принял для себя как основное, сопровождало его все последующие годы.

Алексей получил хорошее домашнее образование. Учился в коммерческом училище, после окончания которого поступил на физико-математический факультет Московского университета. Интересовался работами Герцена, Чернышевского, читал марксистскую литературу.

После первого курса Ремизов отправляется в заграничное путешествие, которое стало для него роковым. Из заграницы привозит чемодан запрещенной литературы, это стало причиной пристального внимания к нему со стороны полиции. В день памяти жертв Ходынки Алексей участвует в массовых сборищах, за что задержан полицией, затем его обвинили в организации беспорядков и сослали на два года в Пензу. Там только усугубил свое положение, войдя в кружок Всеволода Мейерхольда. Это привело к новым обвинениям и ссылке в Вологодскую область на три года под надзор полиции.

В Вологде ему довелось познакомиться со многими русскими философами и общественными деятелями. Также там с ним произошло несколько судьбоносных событий: встретил свою будущую жену, окончательно осознал свое творческое предназначение и навсегда отверг для себя революционную деятельность.

В течение двух лет находился в состоянии неопределенности, подавал прошение о возвращении в Советский Союз. Однако в ноябре 1923 года семейство Ремизовых переезжает в Париж. Причины такого выбора остались неизвестны. Здесь они и проживут до конца своих дней. Ремизов Алексей Михайлович всю жизнь продолжал считать себя частью России. В годы Второй мировой войны активно сопереживал Советскому Союзу. Годы эмиграции стали очень продуктивными для писателя. Много пишет, продолжает рисовать, в 30-е годы даже зарабатывает рисунками средства для пропитания.

Умер русский писатель Ремизов Алексей Михайлович 26 ноября 1957 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Жена - Серафима Павловна Довгелло. Увлекалась антропологией, этнографией, являлась действительным членом археологического института в Петербурге.

О безумии Иродиадином, как на земле зародился вихорь

В. В. Перемиловскому

Уда­рила кры­льями бело­гру­дая рай­ская птица, про­бу­дила ангелов.

Спо­хва­ти­лись ангелы, поле­тели печаль­ные на четыре сто­роны, во все семь­де­сят и две страны понесли весть.

В этот вечер — свя­той вечер Хри­стос на земле родился, вос­сиял нощ­ному миру мир и свет.

Непро­буд­ным сном спали волхвы в теп­лой про­стор­ной избе. Три золо­тые короны — золо­тые лам­пады теп­ли­лись на вещих сереб­ря­ных головах.

Раз­мо­рило ста­рые кости — долог был путь и тру­ден весьма; золото, ладан и смирна оття­нули муд­ре­цам все руки; ходко шла звезда, как вела их к вер­тепу, едва поспевали.

И сни­лись муд­рым чудес­ные вещи.

В сон­ном виде­нии пред­стали три пла­мен­ных ангела.

Ска­зали три пла­мен­ных ангела:

— Идите, идите, волхвы, на свою гору Ара­вию, не воз­вра­щай­тесь к царю Ироду: не добро в сердце цареви, хочет царь изве­сти Мла­денца. Идите, идите, волхвы!

Мигом сле­тел сон, будто спать не ложи­лись. Под­ня­лись волхвы, помо­ли­лись звезде, понянь­чали Мла­денца, еще раз покло­ни­лись Мла­денцу, пас­ту­хов пожу­рили и с путе­вод­ной золо­той по скольз­ким тро­пам ото­шли иным путем на гору Ара­вию в страну свою персидскую.

И там сели муд­рые в столпы каменны и сидят до днесь, пита­ясь сла­во­сло­вием — усердно хваля Всевышнего.

Вошел гнев в сердце, раз­лился по сердцу Ирода.

Обма­ну­тый и осмеянный.

Тоска, тре­вога, страх медя­ни­цей жалят сердце.

Тоска, тре­вога, страх воро­ном клюют цар­ское сердце, ибо наро­дился царь Иудейский.

И помра­чи­лась сму­щен­ная душа: посы­лает царь пере­бить всех мла­ден­цев от двух лет и ниже, ибо наро­дился царь Иудейский.

Заму­ти­лись непро­лаз­ные туманы по нагорью.

Тут­нет нагор­ное царство.

Ясные звезды и тем­ные со звез­дами и полу­звез­дами затмили свой светло-яркий свет.

Дер­жали дороги, путали пере­пу­тья — не всплыла свя­тая луна.

Рого­но­гий встал месяц на ее месте, и от востока до запада, от земли до неба стон стал.

О, безу­мие, и омра­че­ние нече­сти­вых царей! Нет меры и конца жестокости.

Колы­бели — гробы. Не скри­пят, не кача­ются липовые.

Нет мла­денца живого. Не погу­лить, не пик­нуть бездыханному.

И пла­чет мать, Рахиль неутеш­ная, не хочет уте­шиться, ибо дом ее пуст, и нет детей.

Твердо, как камень, молоко, а сосцы ее — железо, а сердце — ад.

Одна Божия Мать не горюет: к ее деви­чьей груди при­ли­вает теп­лое молоко; не тужит. И увлаж­ня­ются глаза непо­роч­ные радо­стью обра­до­ван­ной кор­мя­щей матери.

Один жив мла­де­нец свят — один Иисус Христос.

У седого Коро­чуна — укрыл Коро­чун стран­ни­ков, на том свете ста­рому сто­краты зачтется! — у седого деда в хлеву лежит в яслях Младенец.

Конь подъел под ним сено, топает ногой, как топал, когда белый ангел зажег звезду над вертепом.

Сонно жуют волы жвачку, не мук­нут, не шевель­нутся, — не чета вороному.

Уко­ряет коня Бого­ро­дица: зачем съел все сено! — и сте­лет солому, пови­вает Сына.

На чер­ной горе, на семи­де­сяти стол­бах зла­то­вер­хие три белых терема. Вокруг тере­мов желез­ный тын. На каж­дой тынинке по маковке. На вся­кой маковке по черепу.

Не подойти злой ведьме, не под­сту­питься к тере­мам и на семь верст: не любы ей мед­ные ворота да желез­ный тын, — заворожены.

В мед­ных сапо­гах, в желез­ной одежде Ирод царь.

Празд­нует пога­ный козар ново­ле­тие — жат­вен­ный пир.

На цар­ском дворе запа­лили костры, на цар­ском дворе кипят котлы: пше­нич­ное вино, чер­во­ное пиво, слад­кие меды.

Полон дво­рец гостьми, не сосчи­тать ликом, бит­ком набиты три терема.

Весе­лые люди, потеш­ники — и гусли гудут; ско­мо­рохи, глумцы и куколь­ники, и ловка и вертка Береза-Коза в лен­тах брен­чит погре­муш­ками; удо­ноши, зачер­нен­ные сажей, игрецы и кос­ма­тые хари — кони, волки, кобылы, лисицы, ста­рухи, козлы, турицы, аисты, туры, пав­лины, журавли, петухи; там пля­шут со сле­пой рыжей суч­кой, вер­тятся вкруг чучелы с льня­ной боро­дой, там обви­тые мок­рым полот­ном руко­паш борятся с лютым зве­рем, там без­во­ло­сые пры­гают с обе­зьян­кой через жерди; раз­но­сят уты­кан­ные сереб­ром яблоки — поже­ла­нья, визг, драка, возня и подачки — осы­пают, осе­вают зер­нами, кли­чут Плугу, гадают, и на сивой свинке выез­жает сам Усень — овсе­не­вые песни — Заря-Усень — Тау­сень! Тау­сень! — бьют в заслонки, решета, тазы, ско­во­родки; и бро­дят мар­тыны без­об­раз­ные да мед­вед­чики с мох­на­тыми пля­со­выми медведи.

Непо­зван­ные садятся за стол, без­за­претно ковы­ряют сви­ную морду, навально ломают из чистого жита калач, объ­еда­ются румя­ным пиро­гом, лопают пышки и лепешки, непро­шен­ные пьют чашу.

Ого-го коза, — пере­ми­на­ется с ноги на ногу, пово­ра­чи­ва­ется на копы­точ­ках на сереб­ря­ных и вдруг дро­жит серая, что оси­но­вый лист, дро­жит и ни с места.

Заме­та­лись мед­веди, гро­мы­хают цепями, рвут кольца, на дыбы, толстопятые.

То не бубны бьют, не сопели сопят, не бузин­ные дуды дуют, не домра и сурна дудит, не волынка, не гусли, тимпаны —

Крас­ная панна Иро­ди­ада, дочь царя, пляшет.

Белая тополь, белая лебедь, крас­ная панна.

Сте­лют вол­ной, золо­тые вол­ну­ются волосы — так в грозу коло­сятся коло­сья бело­я­рой пшеницы.

И сте­лют вол­ной, золо­тые поды­ма­ются косы, спле­та­ясь вер­ши­нами, схо­дятся, — две высо­кие ветви высо­кой и див­ной яблони.

А на вет­вях в бело-алых цве­тах горят све­точи, и горят и жгу­чим оло­вом слезы капают.

А руки ее — реки текут. Из мира миро­вые, из про­зрач­ных вод — бело-алые.

А сердце ее — кри­ница, пол­ная вина крас­ного и пьяного.

А в сердце ее — один — Он один —

Он один, Он в пустыне, Он в пустыне оле­нем рыщет.

Белая тополь, белая лебедь, крас­ная панна.

Он один, Он в пустыне, Он в пустыне оле­нем рыщет.

А руки ее — реки текут. Из мира — миро­вые, из про­зрач­ных вод — бело-алые.

А сердце ее — кри­ница, пол­ная вина крас­ного и пьяного.

И вос­хо­дит над миром навстречу солнце пустыни, рас­ка­лен­ной при­горш­ней взры­вает пес­ча­ные нивы, — и идут лучи через долины и горы, через долины и горы по кур­га­нам, по моги­лам, по могиль­ным хол­мам, по могиль­ни­кам — — Заки­ды­вает солнце лучи через желез­ный тын в белый терем.

Быстры, как стрелы, и остры глаза царевны, — она про­ни­кает в пустыню.

Он в пустыне, обле­чен­ный в вер­блю­жью кожу, Он кре­стит небо и землю, солнце и месяц, горы и воды —

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

На правах рукописи

ПРИВАЛОВ ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ

ФОЛЬКЛОР И НАРОДНАЯ ХРИСТИАНСКАЯ

КУЛЬТУРА В ЦИКЛЕ ПОВЕСТЕЙ А.М. РЕМИЗОВА

Специальность: 10.01.09 – фольклористика

диссертации на соискание учёной степени

кандидата филологических наук

Работа выполнена на кафедре русской литературы филологического

факультета Московского педагогического государственного университета

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ – доктор филологических наук, профессор

Зуева Татьяна Васильевна.

Арзамасцева Ирина Николаевна – доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русской литературы и журналистики XX-XXI вв. Московского педагогического государственного университета;

Сорокина Светлана Павловна – кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела фольклора Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН.

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – Московский гуманитарный педагогический институт.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.

Ученый секретарь Волкова Екатерина Валерьевна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Проблема творческого осмысления Ремизовым библейского фольклора является на данный момент малоразработанной. Только в последнее десятилетие прошлого века появляются первые исследования, посвященные данному вопросу – среди них работы М.В. Козьменко, А.М. Грачевой2. В дальнейшем эта проблема разрабатывалась Г.Ю. Завгородней, С.Н. Доценко и др3.

В работе применяются следующие методы исследования и подходы: 1) сравнительно-текстологический метод; 2) комплексный метод, сочетающий подходы фольклористики, литературоведения и религиоведения; 3) при анализе текстов Ремизова применяется герменевтический подход.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют труды В.П. Аникина, А.Н. Веселовского, Б.Н. Путилова и др. (теория фольклора); И.Ф. Амроян, В.Л. Кляуса, Е.Е. Левкиевской, А.Л. Топоркова, К.В. Чистова и др. (поэтика фольклора); Б.В. Томашевского, И.Б. Роднянской, В.Е. Хализева и др. (теория литературы).

2) выявить круг библейских, апокрифических и фольклорных источников, использованных писателем в процессе создания цикла;

3) определить религиозно-философский базис цикла;

4) выделить и проанализировать основные сквозные мотивы и образы цикла;

6) исследовать влияние элементов фольклорной поэтики на авторский стиль цикла.

Научно-практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть использованы в различных курсах по истории русского фольклора и влиянию народного творчества на русскую литературу; в курсах по истории русской литературы ХХ в., в семинарах и специальных курсах, посвященных творчеству Ремизова, при научном издании и комментировании текстов писателя.

По результатам исследования опубликовано 7 работ общим объемом 2,04 усл. п. л., три из которых представлены в реферируемых изданиях.

Положения, выносимые на защиту:

6. Наличие сквозных фольклорных мотивов и образов, а также заимствованных из народной поэзии поэтических элементов, которые творчески используются писателем на протяжении всего произведения, указывает на то, что главной художественной функцией фольклора и народной христианской культуры в произведении является циклообразующая.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (всего 327 наименований) и приложения, в котором представлены произведения изобразительного искусства с духовно-библейской тематикой, упоминаемые в исследовании.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

1) канонический текст Священного Писания, т.е. Библия;

2) Священное Предание, включающее в себя литургическое предание (тексты церковных служб, таинств, песнопений и молитв) и патристическую литературу;

3) житийная литература;

4) неканонические, апокрифические, а иногда даже и еретические с точки зрения Церкви произведения;

6) иконопись, фреска, книжная иллюстрация и миниатюра, а также различные произведения декоративно-прикладного искусства (литьё, шитьё, роспись по эмали и т.п.) библейской тематики;

7) произведения устного народного творчества, заимствующие сюжеты и образы из вышеперечисленных источников.

- те, о которых на данный момент мы не имеем достоверной информации (фольклор, собранный в зрелые годы или усвоенный с детских лет самим Ремизовым; не опубликованные материалы фольклорных архивов и пр.), но которые сохранили в фольклоре ХХ в. аналогичные тексты, если намек на них угадывается в повестях.

Из всего жанрового многообразия фольклорных источников выделены наиболее продуктивные, такие как заговоры, духовные стихи, легенды и др.

Также представлены и внефольклорные источники: церковные тексты, апокрифическая литература, произведения изобразительного искусства, музыкальные произведения.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:6

1 Среди теоретических работ можно выделить монографии: Белова О.В., Петрухин В.Я. Фольклор и книжность: миф и исторические реалии. – М.: Наука, 2008; Далгат У.Б. Литература и фольклор. – М.: Наука, 1981; Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики. – Саратов, 1980.

4 Луг духовный. Творение блаженного Иоанна Мосха / Пер. с греч. свящ. М.И. Хитрова. – Сергиев Посад: Изд. Троице-Сергиевой лавры, 1896.

5 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 тт. – Репринтное издание 1865, 1868, 1869 гг. – М.: Индрик, 1994; Веселовский А.Н. Разыскания в области русских духовных стихов. Вып. I-XXIV. – СПб., 1879-1891; Песни, собранные П.В. Киреевским. Вып. IV. – М., 1862; Сахаров В.А. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. – Тула, 1879.

6 Полужирным шрифтом отмечены публикации в научных изданиях, реферируемых ВАК РФ.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ремизов Алексей Михайлович (24.06[6.07].1877—26.11. 1957), прозаик, драматург, поэт, мемуарист. Ремизов родился в Москве в богатой купеческой семье. Его мать Марья Александровна Найденова происходила из рода Найденовых, известных своими культурными традициями. Дядя Ремизова — Н иколай Александрович Найденов был известн ым промышленник ом и общественн ым деяте лем.

В 1884 Ремизов вместе с братом Виктором начал учиться в 4-й московской гимназии, но из-за слабого здоровья Виктора Ремизов вместе с ним был переведен в Александровское коммерческое училище.

В 1895 Ремизов поступил вольнослушателем на математическ ий факультет Московского университета, посещал лекции на историко-филологическом и юридическом факультетах. Тогда же Ремизов вошел в среду студенческих революционных кружков.

В 1896 года Ремизова арестовали за активное участие в столкновении студентов с полицией, за что был сослан на два года в Пензу. Там весной 1897 года Ремизов вошел в руководство революционного рабочего кружка. Деятельность его членов заключалась в пропаганде марксизма среди рабочих и учащихся, Вскоре полиция раскрыла нелегальную организацию и арестовала ее участников. П о постановлению суда Ремизов был сослан на три года в Вологод у.

Основой ранних произведений Ремизова стали впечатления детства, юности, годов ссылки. Автобиографизм остался неотъемлемой чертой творчества Ремизова до конца его жизни. Согласно Ремизову, главная тема его произведений: «Основной вопрос о судьбе, о человеке и о мире. Из русских писателей-классиков своими главными литературными учителями Ремизов называл Ф. Достоевского, Н. Лескова, Н. Гоголя.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ремизов Алексей Михайлович (24.06[6.07].1877—26.11. 1957), прозаик, драматург, поэт, мемуарист. Ремизов родился в Москве в богатой купеческой семье. Его мать Марья Александровна Найденова происходила из рода Найденовых, известных своими культурными традициями. Дядя Ремизова — Н иколай Александрович Найденов был известн ым промышленник ом и общественн ым деяте лем.

В 1884 Ремизов вместе с братом Виктором начал учиться в 4-й московской гимназии, но из-за слабого здоровья Виктора Ремизов вместе с ним был переведен в Александровское коммерческое училище.

В 1895 Ремизов поступил вольнослушателем на математическ ий факультет Московского университета, посещал лекции на историко-филологическом и юридическом факультетах. Тогда же Ремизов вошел в среду студенческих революционных кружков.

В 1896 года Ремизова арестовали за активное участие в столкновении студентов с полицией, за что был сослан на два года в Пензу. Там весной 1897 года Ремизов вошел в руководство революционного рабочего кружка. Деятельность его членов заключалась в пропаганде марксизма среди рабочих и учащихся, Вскоре полиция раскрыла нелегальную организацию и арестовала ее участников. П о постановлению суда Ремизов был сослан на три года в Вологод у.

Основой ранних произведений Ремизова стали впечатления детства, юности, годов ссылки. Автобиографизм остался неотъемлемой чертой творчества Ремизова до конца его жизни. Согласно Ремизову, главная тема его произведений: «Основной вопрос о судьбе, о человеке и о мире. Из русских писателей-классиков своими главными литературными учителями Ремизов называл Ф. Достоевского, Н. Лескова, Н. Гоголя.

Читайте также: