Ремизов лимонарь краткое содержание
Обновлено: 07.07.2024
Алексей Ремизов родился 6 июля 1877 года в городе Москва. Вырос в богатой купеческой семье. Его мама принадлежала к старинному русскому роду Найденовых, известному соблюдением традиций и обрядов. Его дядя Николай Александрович Найденов, брат матери, являлся основателем крупного российского банка и председателем Московского биржевого общества. Его богатейшая библиотека считалась одной из лучших в городе, и Алексей Ремизов прочел благодаря этому немало книг.
С детства Алексей отличался богатой фантазией и тягой к озорству. Его увлечения детства: рисование, музыка, театр, остались с ним на всю жизнь. Сильная близорукость помешала ему получить системное музыкальное образование, но повлияла на развитие фантазии. Игровое начало жизни, которое принял для себя как основное, сопровождало его все последующие годы.
Алексей получил хорошее домашнее образование. Учился в коммерческом училище, после окончания которого поступил на физико-математический факультет Московского университета. Интересовался работами Герцена, Чернышевского, читал марксистскую литературу.
После первого курса Ремизов отправляется в заграничное путешествие, которое стало для него роковым. Из заграницы привозит чемодан запрещенной литературы, это стало причиной пристального внимания к нему со стороны полиции. В день памяти жертв Ходынки Алексей участвует в массовых сборищах, за что задержан полицией, затем его обвинили в организации беспорядков и сослали на два года в Пензу. Там только усугубил свое положение, войдя в кружок Всеволода Мейерхольда. Это привело к новым обвинениям и ссылке в Вологодскую область на три года под надзор полиции.
В Вологде ему довелось познакомиться со многими русскими философами и общественными деятелями. Также там с ним произошло несколько судьбоносных событий: встретил свою будущую жену, окончательно осознал свое творческое предназначение и навсегда отверг для себя революционную деятельность.
В течение двух лет находился в состоянии неопределенности, подавал прошение о возвращении в Советский Союз. Однако в ноябре 1923 года семейство Ремизовых переезжает в Париж. Причины такого выбора остались неизвестны. Здесь они и проживут до конца своих дней. Ремизов Алексей Михайлович всю жизнь продолжал считать себя частью России. В годы Второй мировой войны активно сопереживал Советскому Союзу. Годы эмиграции стали очень продуктивными для писателя. Много пишет, продолжает рисовать, в 30-е годы даже зарабатывает рисунками средства для пропитания.
Умер русский писатель Ремизов Алексей Михайлович 26 ноября 1957 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Жена - Серафима Павловна Довгелло. Увлекалась антропологией, этнографией, являлась действительным членом археологического института в Петербурге.
О безумии Иродиадином, как на земле зародился вихорь
В. В. Перемиловскому
Ударила крыльями белогрудая райская птица, пробудила ангелов.
Спохватились ангелы, полетели печальные на четыре стороны, во все семьдесят и две страны понесли весть.
В этот вечер — святой вечер Христос на земле родился, воссиял нощному миру мир и свет.
Непробудным сном спали волхвы в теплой просторной избе. Три золотые короны — золотые лампады теплились на вещих серебряных головах.
Разморило старые кости — долог был путь и труден весьма; золото, ладан и смирна оттянули мудрецам все руки; ходко шла звезда, как вела их к вертепу, едва поспевали.
И снились мудрым чудесные вещи.
В сонном видении предстали три пламенных ангела.
Сказали три пламенных ангела:
— Идите, идите, волхвы, на свою гору Аравию, не возвращайтесь к царю Ироду: не добро в сердце цареви, хочет царь извести Младенца. Идите, идите, волхвы!
Мигом слетел сон, будто спать не ложились. Поднялись волхвы, помолились звезде, поняньчали Младенца, еще раз поклонились Младенцу, пастухов пожурили и с путеводной золотой по скользким тропам отошли иным путем на гору Аравию в страну свою персидскую.
И там сели мудрые в столпы каменны и сидят до днесь, питаясь славословием — усердно хваля Всевышнего.
Вошел гнев в сердце, разлился по сердцу Ирода.
Обманутый и осмеянный.
Тоска, тревога, страх медяницей жалят сердце.
Тоска, тревога, страх вороном клюют царское сердце, ибо народился царь Иудейский.
И помрачилась смущенная душа: посылает царь перебить всех младенцев от двух лет и ниже, ибо народился царь Иудейский.
Замутились непролазные туманы по нагорью.
Тутнет нагорное царство.
Ясные звезды и темные со звездами и полузвездами затмили свой светло-яркий свет.
Держали дороги, путали перепутья — не всплыла святая луна.
Рогоногий встал месяц на ее месте, и от востока до запада, от земли до неба стон стал.
О, безумие, и омрачение нечестивых царей! Нет меры и конца жестокости.
Колыбели — гробы. Не скрипят, не качаются липовые.
Нет младенца живого. Не погулить, не пикнуть бездыханному.
И плачет мать, Рахиль неутешная, не хочет утешиться, ибо дом ее пуст, и нет детей.
Твердо, как камень, молоко, а сосцы ее — железо, а сердце — ад.
Одна Божия Мать не горюет: к ее девичьей груди приливает теплое молоко; не тужит. И увлажняются глаза непорочные радостью обрадованной кормящей матери.
Один жив младенец свят — один Иисус Христос.
У седого Корочуна — укрыл Корочун странников, на том свете старому стократы зачтется! — у седого деда в хлеву лежит в яслях Младенец.
Конь подъел под ним сено, топает ногой, как топал, когда белый ангел зажег звезду над вертепом.
Сонно жуют волы жвачку, не мукнут, не шевельнутся, — не чета вороному.
Укоряет коня Богородица: зачем съел все сено! — и стелет солому, повивает Сына.
На черной горе, на семидесяти столбах златоверхие три белых терема. Вокруг теремов железный тын. На каждой тынинке по маковке. На всякой маковке по черепу.
Не подойти злой ведьме, не подступиться к теремам и на семь верст: не любы ей медные ворота да железный тын, — заворожены.
В медных сапогах, в железной одежде Ирод царь.
Празднует поганый козар новолетие — жатвенный пир.
На царском дворе запалили костры, на царском дворе кипят котлы: пшеничное вино, червоное пиво, сладкие меды.
Полон дворец гостьми, не сосчитать ликом, битком набиты три терема.
Веселые люди, потешники — и гусли гудут; скоморохи, глумцы и кукольники, и ловка и вертка Береза-Коза в лентах бренчит погремушками; удоноши, зачерненные сажей, игрецы и косматые хари — кони, волки, кобылы, лисицы, старухи, козлы, турицы, аисты, туры, павлины, журавли, петухи; там пляшут со слепой рыжей сучкой, вертятся вкруг чучелы с льняной бородой, там обвитые мокрым полотном рукопаш борятся с лютым зверем, там безволосые прыгают с обезьянкой через жерди; разносят утыканные серебром яблоки — пожеланья, визг, драка, возня и подачки — осыпают, осевают зернами, кличут Плугу, гадают, и на сивой свинке выезжает сам Усень — овсеневые песни — Заря-Усень — Таусень! Таусень! — бьют в заслонки, решета, тазы, сковородки; и бродят мартыны безобразные да медведчики с мохнатыми плясовыми медведи.
Непозванные садятся за стол, беззапретно ковыряют свиную морду, навально ломают из чистого жита калач, объедаются румяным пирогом, лопают пышки и лепешки, непрошенные пьют чашу.
Ого-го коза, — переминается с ноги на ногу, поворачивается на копыточках на серебряных и вдруг дрожит серая, что осиновый лист, дрожит и ни с места.
Заметались медведи, громыхают цепями, рвут кольца, на дыбы, толстопятые.
То не бубны бьют, не сопели сопят, не бузинные дуды дуют, не домра и сурна дудит, не волынка, не гусли, тимпаны —
Красная панна Иродиада, дочь царя, пляшет.
Белая тополь, белая лебедь, красная панна.
Стелют волной, золотые волнуются волосы — так в грозу колосятся колосья белоярой пшеницы.
И стелют волной, золотые подымаются косы, сплетаясь вершинами, сходятся, — две высокие ветви высокой и дивной яблони.
А на ветвях в бело-алых цветах горят светочи, и горят и жгучим оловом слезы капают.
А руки ее — реки текут. Из мира мировые, из прозрачных вод — бело-алые.
А сердце ее — криница, полная вина красного и пьяного.
А в сердце ее — один — Он один —
Он один, Он в пустыне, Он в пустыне оленем рыщет.
Белая тополь, белая лебедь, красная панна.
Он один, Он в пустыне, Он в пустыне оленем рыщет.
А руки ее — реки текут. Из мира — мировые, из прозрачных вод — бело-алые.
А сердце ее — криница, полная вина красного и пьяного.
И восходит над миром навстречу солнце пустыни, раскаленной пригоршней взрывает песчаные нивы, — и идут лучи через долины и горы, через долины и горы по курганам, по могилам, по могильным холмам, по могильникам — — Закидывает солнце лучи через железный тын в белый терем.
Быстры, как стрелы, и остры глаза царевны, — она проникает в пустыню.
Он в пустыне, облеченный в верблюжью кожу, Он крестит небо и землю, солнце и месяц, горы и воды —
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
На правах рукописи
ПРИВАЛОВ ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ
ФОЛЬКЛОР И НАРОДНАЯ ХРИСТИАНСКАЯ
КУЛЬТУРА В ЦИКЛЕ ПОВЕСТЕЙ А.М. РЕМИЗОВА
Специальность: 10.01.09 – фольклористика
диссертации на соискание учёной степени
кандидата филологических наук
Работа выполнена на кафедре русской литературы филологического
факультета Московского педагогического государственного университета
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ – доктор филологических наук, профессор
Зуева Татьяна Васильевна.
Арзамасцева Ирина Николаевна – доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русской литературы и журналистики XX-XXI вв. Московского педагогического государственного университета;
Сорокина Светлана Павловна – кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела фольклора Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН.
ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – Московский гуманитарный педагогический институт.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.
Ученый секретарь Волкова Екатерина Валерьевна
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Проблема творческого осмысления Ремизовым библейского фольклора является на данный момент малоразработанной. Только в последнее десятилетие прошлого века появляются первые исследования, посвященные данному вопросу – среди них работы М.В. Козьменко, А.М. Грачевой2. В дальнейшем эта проблема разрабатывалась Г.Ю. Завгородней, С.Н. Доценко и др3.
В работе применяются следующие методы исследования и подходы: 1) сравнительно-текстологический метод; 2) комплексный метод, сочетающий подходы фольклористики, литературоведения и религиоведения; 3) при анализе текстов Ремизова применяется герменевтический подход.
Теоретическую основу диссертационного исследования составляют труды В.П. Аникина, А.Н. Веселовского, Б.Н. Путилова и др. (теория фольклора); И.Ф. Амроян, В.Л. Кляуса, Е.Е. Левкиевской, А.Л. Топоркова, К.В. Чистова и др. (поэтика фольклора); Б.В. Томашевского, И.Б. Роднянской, В.Е. Хализева и др. (теория литературы).
2) выявить круг библейских, апокрифических и фольклорных источников, использованных писателем в процессе создания цикла;
3) определить религиозно-философский базис цикла;
4) выделить и проанализировать основные сквозные мотивы и образы цикла;
6) исследовать влияние элементов фольклорной поэтики на авторский стиль цикла.
Научно-практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть использованы в различных курсах по истории русского фольклора и влиянию народного творчества на русскую литературу; в курсах по истории русской литературы ХХ в., в семинарах и специальных курсах, посвященных творчеству Ремизова, при научном издании и комментировании текстов писателя.
По результатам исследования опубликовано 7 работ общим объемом 2,04 усл. п. л., три из которых представлены в реферируемых изданиях.
Положения, выносимые на защиту:
6. Наличие сквозных фольклорных мотивов и образов, а также заимствованных из народной поэзии поэтических элементов, которые творчески используются писателем на протяжении всего произведения, указывает на то, что главной художественной функцией фольклора и народной христианской культуры в произведении является циклообразующая.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (всего 327 наименований) и приложения, в котором представлены произведения изобразительного искусства с духовно-библейской тематикой, упоминаемые в исследовании.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
1) канонический текст Священного Писания, т.е. Библия;
2) Священное Предание, включающее в себя литургическое предание (тексты церковных служб, таинств, песнопений и молитв) и патристическую литературу;
3) житийная литература;
4) неканонические, апокрифические, а иногда даже и еретические с точки зрения Церкви произведения;
6) иконопись, фреска, книжная иллюстрация и миниатюра, а также различные произведения декоративно-прикладного искусства (литьё, шитьё, роспись по эмали и т.п.) библейской тематики;
7) произведения устного народного творчества, заимствующие сюжеты и образы из вышеперечисленных источников.
- те, о которых на данный момент мы не имеем достоверной информации (фольклор, собранный в зрелые годы или усвоенный с детских лет самим Ремизовым; не опубликованные материалы фольклорных архивов и пр.), но которые сохранили в фольклоре ХХ в. аналогичные тексты, если намек на них угадывается в повестях.
Из всего жанрового многообразия фольклорных источников выделены наиболее продуктивные, такие как заговоры, духовные стихи, легенды и др.
Также представлены и внефольклорные источники: церковные тексты, апокрифическая литература, произведения изобразительного искусства, музыкальные произведения.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:6
1 Среди теоретических работ можно выделить монографии: Белова О.В., Петрухин В.Я. Фольклор и книжность: миф и исторические реалии. – М.: Наука, 2008; Далгат У.Б. Литература и фольклор. – М.: Наука, 1981; Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики. – Саратов, 1980.
4 Луг духовный. Творение блаженного Иоанна Мосха / Пер. с греч. свящ. М.И. Хитрова. – Сергиев Посад: Изд. Троице-Сергиевой лавры, 1896.
5 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 тт. – Репринтное издание 1865, 1868, 1869 гг. – М.: Индрик, 1994; Веселовский А.Н. Разыскания в области русских духовных стихов. Вып. I-XXIV. – СПб., 1879-1891; Песни, собранные П.В. Киреевским. Вып. IV. – М., 1862; Сахаров В.А. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. – Тула, 1879.
6 Полужирным шрифтом отмечены публикации в научных изданиях, реферируемых ВАК РФ.
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Ремизов Алексей Михайлович (24.06[6.07].1877—26.11. 1957), прозаик, драматург, поэт, мемуарист. Ремизов родился в Москве в богатой купеческой семье. Его мать Марья Александровна Найденова происходила из рода Найденовых, известных своими культурными традициями. Дядя Ремизова — Н иколай Александрович Найденов был известн ым промышленник ом и общественн ым деяте лем.
В 1884 Ремизов вместе с братом Виктором начал учиться в 4-й московской гимназии, но из-за слабого здоровья Виктора Ремизов вместе с ним был переведен в Александровское коммерческое училище.
В 1895 Ремизов поступил вольнослушателем на математическ ий факультет Московского университета, посещал лекции на историко-филологическом и юридическом факультетах. Тогда же Ремизов вошел в среду студенческих революционных кружков.
В 1896 года Ремизова арестовали за активное участие в столкновении студентов с полицией, за что был сослан на два года в Пензу. Там весной 1897 года Ремизов вошел в руководство революционного рабочего кружка. Деятельность его членов заключалась в пропаганде марксизма среди рабочих и учащихся, Вскоре полиция раскрыла нелегальную организацию и арестовала ее участников. П о постановлению суда Ремизов был сослан на три года в Вологод у.
Основой ранних произведений Ремизова стали впечатления детства, юности, годов ссылки. Автобиографизм остался неотъемлемой чертой творчества Ремизова до конца его жизни. Согласно Ремизову, главная тема его произведений: «Основной вопрос о судьбе, о человеке и о мире. Из русских писателей-классиков своими главными литературными учителями Ремизов называл Ф. Достоевского, Н. Лескова, Н. Гоголя.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Ремизов Алексей Михайлович (24.06[6.07].1877—26.11. 1957), прозаик, драматург, поэт, мемуарист. Ремизов родился в Москве в богатой купеческой семье. Его мать Марья Александровна Найденова происходила из рода Найденовых, известных своими культурными традициями. Дядя Ремизова — Н иколай Александрович Найденов был известн ым промышленник ом и общественн ым деяте лем.
В 1884 Ремизов вместе с братом Виктором начал учиться в 4-й московской гимназии, но из-за слабого здоровья Виктора Ремизов вместе с ним был переведен в Александровское коммерческое училище.
В 1895 Ремизов поступил вольнослушателем на математическ ий факультет Московского университета, посещал лекции на историко-филологическом и юридическом факультетах. Тогда же Ремизов вошел в среду студенческих революционных кружков.
В 1896 года Ремизова арестовали за активное участие в столкновении студентов с полицией, за что был сослан на два года в Пензу. Там весной 1897 года Ремизов вошел в руководство революционного рабочего кружка. Деятельность его членов заключалась в пропаганде марксизма среди рабочих и учащихся, Вскоре полиция раскрыла нелегальную организацию и арестовала ее участников. П о постановлению суда Ремизов был сослан на три года в Вологод у.
Основой ранних произведений Ремизова стали впечатления детства, юности, годов ссылки. Автобиографизм остался неотъемлемой чертой творчества Ремизова до конца его жизни. Согласно Ремизову, главная тема его произведений: «Основной вопрос о судьбе, о человеке и о мире. Из русских писателей-классиков своими главными литературными учителями Ремизов называл Ф. Достоевского, Н. Лескова, Н. Гоголя.
Читайте также: