Религия древних германцев краткое содержание

Обновлено: 16.05.2024

ерманские племена в эпоху их соприкосновения С цивилизованными народами античного мира стояли примерно на том же уровне развития, что и славяне" большинство из них едва лишь начало выходить из рамок родовых отношений, поэтому и религия в не меньшей степени сохраняла архаические формы — следы тотемизма, лечебную и предохранительную магию, мантику и пр. Следует иметь в виду, что германские племена значительно

различались между собой и по уровню своего развития, и по степени влияния на них верований кельтов и римлян, а позже — христианства В силу этого, например, самобытная религия (содержащая в себе немало загадок) сохранялась дольше у северных — скандинавских — племен, стоявших в стороне от этого влияния, чем у южных и особенно юго-западных — прирейнских и придунайских — племен. И вообще говорить о единой религии древних германцев можно лишь в условном и

Необходимо напомнить, что именно пробуждение ингереса к германской языческой старине в первой половине прошлого века стало одним из толчков к созданию истории религии как науки и что на этой почве сложилась первая классическая школа в этой области знания — мифологическая школа (Якоб Гримм, Вильгельм Шварц, Адальберт Кун и др.) Упрощенная односторонность этого направления, переоценка им фольклорного материала как непосредственного реликта древней религии и мифологии в настоящее время вышла из моды.

Современные исследователи смотрят на древнегерманскую религию более здраво и без прежней идеализации, причем для ее понимания привлекаются все доступные источники, в том числе и данные лингвистики. Однако ва создателями мифологической школы остается заслуга первооткрывателей в исследовании древнегерманской религии

Преобладающей формой древнегерманской религии в эпоху соприкосновения с римлянами был, несомненно, культ богов-покровителей и святынь племени (чаще всего священных рощ) Вместе с тем существовал и общегерманский пантеон великих богов, образы которых сложны и содержат разные по происхождению элементы Наиболее сложен и неясен Водан южногерманских племен, соответствующий северогерманскому бдину В нем есть элемент натурмифологического олицетворения- Водан — бог бури, вихря; в то же время он выступает как бог умерших, владыка загробного царства, водитель душ. Вероятно, в эпоху военной демократии и постоянных межплеменных войн Водан (Один) выдвинулся на первое место в сонме богов В северогерманской" мифологии бдин царствует в светлой Валгалле, воинственные девы-валькирии приводят туда к нему души храбрых воинов, павших в бою По этой же мифологии, бдин — главный бог, бог-воитель, но в то же время и мудрый волшебник, знаток священно-магических рун. У южных германцев образ Бодана связывался и с психической жизнью человека — он считался богом бурных душевных движений, бешенства, неистовства, может быть, здесь следы каких-то шаманских представлений. Таким образом, образ Бодана (бдина) очень сложен и емок.

В образе других великих богов решительно преобладают натурми-фологические черты Таков скандинавский Top1 (южногерманский Донар) — божество i рома и молнии со своим грозовым молотом; Тиу (Циу) — бог сияющего неба, Бальдр — светлое божество плодородия, весны и растительности, Фрейя — бо1иня урожая и плодородия Большинство этих божеств имело то или иное отношение к земледелию Есть данные, что Тор, например, больше почитался крестьянским населением, в отличие от бдина — бога воинственной аристократии.

С р кельтский Таранис и предыдущей inane 127

исключено, что некоторые из богов, вошедших в общегерманский пантеон, были вначале местными и племенными богами.

Формирование общенародного сонма богов у германцев было, как и у других народов, отчасти отражением, а отчасти и средством межплеменного объединения.

Среди древних германцев эта тенденция усилилась в эпоху борьбы против римлян. Характерна в этом отношении речь, которую Тацит вкладывает в уста представителей антиримской коалиции племен во время большого восстания 60—70 гг.: восставшие приветствовали присоединение к ним племени убиев, римских данников, от имени общегерманских богов.

На востоке средь Леса Железного Старая (мать чудовищ) сидела и фенрира чад породила.

Один из них некогда сделаться должен в обличий зверя, губителем света. Солнце черно; земли канули в море, Звезды срываются вниз с вышины. Пар всюду пышет, и, Жизни Питатель, лижет все небо жгучий огонь.

Но за гибелью мира должно последовать его возрождение и обновление — светлый Бальдр возвратится из царства мертвых, новое поколение богов и людей будет жить в изобилии и спокойствии. В этой эсхатологической картине видны и следы влияния христианской апо-калиптики, но в ней сказались и древнее, самобытное мифологическое

представление об умирающем и воскресающем божестве плодородия Бальдре и дохристианская идея борьбы светлых и темных сил.

Основным, классическим источником германской мифологии является Эдда — книга мифов и легенд, описывающая динамику мира. Прежде всего в ней речь идет о создании нашего мира: до правления богов существовали сверхъестественные существа — могучие исполины; боги убили одного из них — великана Имира — и из его тела создали небо и землю. Затем они создали людей из деревьев: мужчин — из ясеня, женщин — из ольхи. Боги (асы) поселились в небесном жилище Асгарде (подобие греческого Олимпа), где наслаждались пирами и играми. В мифах говорится о великой борьбе асов с напавшими на них великанами, а также с богами иной породы — ванами. Кто такие ваны? В научной.литературе нет единого мнения: одни исследователи понимают под ними южногерманские племена, другие — шведов, финнов или даже славян — венов, вендов; их якобы и олицетворяли ваны1.

Интересен миф о гибели прекрасного Бальдра от коварного и злого Локи: по наущению последнего Бальдр был убит стрелой, сделанной из безобидной ветки омелы, в которой будто бы магически заключена жизнь демона плодородия.

В скандинавской мифологии действуют и другие злые силы, порожденные древними гигантами: чудовищный волк Фенрир, владыка огненного мира Суртр, мрачная богиня смерти и преисподней Хэль, страшный пес Гармр, стерегущий вход в ее подземное царство, исполинский дракон Фафнир, черные карлики Альфы, рожденные из червей, копошившихся в трупе убитого Имира, и др.

Со злыми силами боги и герои-люди ведут непрестанную борьбу, причем из героев выделяется особенно Сигурд (Зигфрид) — скандинавская параллель Геракла.

Из других мифологических образов Эдды выделяются норны — богини судьбы (их три сестры: Урд — прошедшее, Верданди — настоящее, Скулд — будущее), мировое древо — ясень Иггдрасиль, восьминогий конь бдина — Слейпнир, а также священные атрибуты богов и героев — предметы, имеющие личные имена: молот Тора — Мьольнир, меч Си-гурда — Грам. В целом Эдды дают образ скандинавского Олимпа, населенного общиной богов и богинь, которые ведут, подобно своим древнегреческим собратьям, жизнь, полную наслаждений, интриг, приключений, споров и борьбы. Они бьются с гигантами, ссорятся между

собой, нарушают клятвы и обманывают. Фантазия скальдов превратила их в красочные и живые фигуры, отличающиеся друг от друга и физически, и характером. Они — персонажи драмы, которая начинается с сотворения мира, рождающегося в тумане из льда и огня, появляющегося из космической пустоты, мира, неуклонно движущегося к катаклизму, к хаосу, где погибнут как боги, так и люди.

В древнегерманской мифологии особое место занимает дерево, которому поклоняются в священных дубравах; повесть о сотворении человека из дерева является фрагментом этого культа. Неудивительно, что идея Вселенной в мифологии германских народов, подобно мифологии шумеров, имеет свое воплощение в дереве фантастических размеров и необычных чудесных свойств.

Иггдрасиль соединяет небо, где находится город богов Асгард, землю с городом Митгардом, населенным людьми, и подземный мир. В связи с этим возникает вопрос о связи событий, происходящих в

Проведенные в последнее время исследования обращают внимание на тот факт, что вопреки господствующим представлениям германские вожди и князья в своем распоряжении имели не только отряды дружинников — свободных людей, но и формирования из невольников, рекрутируемых из бывших военнопленных. Это предположение находит подтверждение как у римских авторов, так и у скандинавов. Вполне вероятно, что именно такого рода земная практика использования невольников послужила основой для человеческих жертвоприношений божеству, чью милость старались заслужить: ему отдавали в распоряжение прежде всего военнопленных; причем, как пишет Тацит, исключительно Меркурию — Водану. Поэтому Колизей мог стать моделью для Валгаллы, где воины Водана (бдина) проводили время между битвами в пиршествах. Точно так же было и в земной жизни: добывание средств для приятного времяпрепровождения являлось целью военных походов вождей и царей.

В германской мифологии существует плеяда сказочных созданий, которые не принадлежат ни к божественному роду асов или ванов, ни к человеческому племени. Эти создания, порожденные буйной фантазией человека, своим существованием обязаны убеждению, что все в природе (лес и деревья, источники, реки и озера, горы, гроты и пещеры, ветры и морозы и пр.) имеет своего духа — покровителя. Таким образом появился сказочный мир эльфов и гномов, русалок и леших, ведьм и гигантов, троллей, кобольдов и др. Они действуют в различных пластах природы, обладают индивидуальными физическими и психическими характеристиками — веселые и хмурые, быстрые и неповоротливые, доброжелательные и враждебно настроенные к человеку.

Излюбленным местом эльфов (малых духов) являются луга и рощи, поляны среди лесов и берега ручьев. Это полные красоты и симпатии, прозрачные и ясные, добрые по существу своему творения.

Им приписывается множество человеческих черт: они живут в сообществе, управляемом владыкой, увлекаются азартными играми и танцами. Ночами эльфы до самозабвения танцуют на лесных полянах до крика ворона, возвещающего о наступлении рассвета. Тогда они исчезают, ибо опасаются людей. Простой смертный, который увидит их ночные танцы или, привлеченный красотой их женщин, вступит в танцующий хоровод, пропадает навсегда. Вот почему германцы побаивались их, хотя эльфы и относились к добрым духам.

К иной категории относились карлики, или гномы, населяющие подземный мир: гроты, пещеры, скальные расщелины и мрачные боры. Карлики имеют крепкое телосложение, иногда несколько уродливы, у них быстрый ум, они предприимчивы, относятся по-доброму, если завоюешь их расположение, и мстительны в случае унижения. Германские народы верили, что они могут превращаться в животных и обладают пророческими способностями. Боги научили гномов кузнечному и ювелирному искусствам, где им нет равных. Именно они создали все самые ценные сокровища, которыми любят хвастаться боги: молот Тора, копье бдина, ожерелье Фрейи, чудесную самодвижущуюся повозку Фрейра и пр., помогают они и людям.

Наряду с этим микрокосмом эльфов и гномов германская мифология имеет также свой макрокосм — мир гигантов, или великанов, чьи огромные размеры и громадная физическая сила компенсируют убожество их ума и духа. Однако род гигантов возник раньше богов и людей;

они сохранили суровость и грубость первобытного мира льда и мрака (в Скандинавии их называли троллями, и оттуда это имя перешло в другие языки). Тролли — это воплощение бессмысленных и мощных стихий природы, проявляющихся в землетрясениях, извержениях вулканов, в сильных ветрах, жестоких морозах. Они ненавидят богов, забравших у них пальму первенства и загнавших их в Йотунхейм — страну, лежащую на конце мира и далекую от Асгарда. Тролли стремятся взять реванш и поэтому боги время от времени во главе с Тором предпринимают против них действия, чтобы удержать их в повиновении.

не было — местом культа служили священные рощи, где находились жертвенники. Не было и изображений богов, если не считать существовавших местами грубых обрубков дерева, служивших идолами.

Наиболее известна дева-прорицательница Веледа, из племени брук-теров, игравшая видную роль во время восстания Цивилиса 69--70 гг. Несколько ранее подобное же положение занимала Альбруна, а позже — Ганна. Эти девы, обладающие пророческим даром, напоминают нам о женском шаманстве. Пережитком последнего является, очевидно, и обычай племени наганарвалов, у которых, по словам Тацита, жрец носил женское одеяние; это явление травестизма, связанное с женским шаманством, известно и у народов Сибири и Северной Америки.

В последней четверти XX столетия получают новую интерпретацию скандинавские мифы о богах общегерманского пантеона, о небесном городе ^.сгарде. Наш соотечественник, ученый и писатель В. Щербаков в результате кропотливых поисков и исследований нашел на Земле аналог небесного Асгарда, который является центром таинственной Шамбалы, страны тайн, живых богов, знаний и мудрости.

Религиозные представления всех языческих народов древности состояли первоначально в обоготворении явлений природы; даже в греческой мифологии под антропоморфическими образами богов заметны черты того, что они сначала были олицетворениями сил природы. При одинаковости основы всех языческих религий, понятна манера греческих и римских писателей считать иноземных богов, в том числе и богов древних германцев, за одинаковых со своими и называть их именами своих божеств. А вообще римляне и греки обращали внимание не собственно на представления иноземцев о богах, а на обряды богослужения и на характер жертвоприношений. Этим объясняется то, что известия, сообщаемые ими о религии и богах германцев, очень скудны. Цезарь говорит, что у германцев нет жрецов для совершения религиозных обрядов, что вообще германцы приносят очень мало жертв богам, что божества у них лишь такие, которых видят они и благодеяния которых очевидны; именно, божествами они считают солнце, огонь, луну; о других божествах не знают, даже хотя бы только понаслышке.

Итак, древнейшая религия германцев была служением природе, поклонением солнцу, луне, силам стихий, и эти предметы их поклонения, вероятно, не были олицетворяемы ими в образах, подобных человеку.

Вообще можно считать достоверным, что боги, которым древние германцы воздавали почитание в священных рощах, под вековыми дубами, у ручьев и пустынных озер, не имели ни храмов, ни изображений; это и было естественно, потому что технических искусств почти вовсе не существовало у германцев. Но были жертвенники, при которых по праздникам совершались молитвы и жертвоприношения особенными жрецами от лица общества. Были другие жертвенники, у которых молился домохозяин, сам принося жертвы за себя и за свое семейство; несомненно и то, что древние германцы разгадывали волю богов и будущие события по предзнаменованиям и другим знакам. Они приносили в жертву рогатый скот и плоды полей, воздавая благодарность богам за их дары и милости, или смягчая гнев их, приобретая их благосклонность на будущее время; иногда германцы приносили жертвы более важные – лошадей и людей; этим приобреталось особенное благоволение богов. Когда текла на священном месте кровь человека или благородного боевого коня, то была полная уверенность, что гнев богов смягчится, их милость будет очень велика.

Одной из главных религиозных склонностей древних германцев Тацит называет желание узнавать будущее и описывает разные способы гаданий их о нем по приметам или по откровению от богов.

Вот те известия о религии германских богов, какие сообщают нам древние писатели. Мы видим из них, что германцы тех времен сознавали свою зависимость от богов – высших сил, владычествующих над природой и человеческой жизнью, что они старались разгадывать волю этих сил, – действовать сообразно с нею, приносили молитвы этим силам при счастье в благодарность за их милости, а при бедах или опасностях – для приобретения их помощи или смягчения гнева их; что местами почитания их германцы выбирали леса, рощи, реки, источники, воздвигали там каменные жертвенники, на которых приносили кровавые жертвы; что они прятали в этих священных местностях свои святые вещи и смиренно поклонялись невидимым силам, присутствующим там. Мы видим из Цезаря, что в религии древних германцев были три высочайшие силы природы, Тацит также говорит, что у германцев были три бога, которым они в известные дни приносили человеческие жертвы; он дает этим богам имена Меркурия, Марса и Геркулеса; но какими именами называли их сами германцы, нельзя определить с точностью; разумеется впрочем, что в религии древних германцев первые места должны были занимать те силы, которые правят обыкновенным ходом явлений природы и которые решают судьбу битв: так было у всех воинственных народов; по сведениям о немецкой мифологии, собранным из других источников проницательностью и трудолюбием ученых нового времени, так действительно было и у германцев.

Римляне мало интересовались религией германцев, а потом, когда проложило себе путь в германские леса христианство, ревность усердных его проповедников старалась искоренить не только языческую религию древних германцев, но и самые воспоминания о её богах. Проповедники христианства начинали дело обращения германских язычников тем, что рубили или жгли священные деревья, разрушали жертвенники, низвергали святые камни, запрещали сходиться на прежних местах поклонения богам в рощах и лесах. Языческие религиозные праздники и обряды были отменены; народные песни, древних германцев в которых находились восхваления богов и молитвы им, были уничтожаемы и заменяемы христианскими, языческие обычаи, предания, суеверия истреблялись. Словом, проповедники старались искоренить из сердца германцев все, связанное с язычеством, отделить прошлое от настоящего бездной, через которую не было бы ни каких переходов. Часто на месте древнего германского языческого святилища строили церковь, чтобы пощадить привычку народа к этому месту и убедить обращенных, что прежняя святость не удалилась оттуда, но дается теперь присутствием истинного бога. Христианское духовенство, быстро получившее владычествующую силу над жизнью германского народа, вполне достигло своей цели: немцы средних веков казались совершенно забывшими свою языческую старину, религиозная поэзия и народное предание заимствовали свое содержание исключительно из христианских источников. Немцы избегали произносить имена древних языческих богов и обыкновенно называли их демонами и чертями. Но не все следы могли быть истреблены.

Древнегерманский бог Водан (Один)

Бог Один

Бог Один (Водан)

Древнегерманский бог Донар (Тор)

Боги Тор и Локи

Древнегерманские боги Тор (Донар) и Локи на колеснице Донара, запряжённой двумя козлами

Германский бог Цио (Тюр)

Древнегерманский бог Фро (Фрейр)

Бог Бальдр

Хед убивает бога Бальдра

Хед убивает бога Бальдра по наущению Локи

По германо-скандинавским мифам, бог Бальдр погиб от коварства злого бога Локи: по совету этого врага добрых богов, один из них, слепой Гаду (скандинавский Хёд), убил его стеблем ничтожного растения, и Геллия (скандинавская Хель), ужасная богиня царства мертвых, неумолимо взяла к себе любимца всех существ. Локи спрятался; но бог Водан нашел его, и он был подвергнут за свое злодейство тяжелому наказанию, представляющему некоторое сходство с наказанием Прометея: боги приковали Локи к скале, так что три острых зубца её резали его тело; над ним повесили ядовитую змею, яд которой падал каплями на его лицо; но верная жена Локи, Сигина, стояла подле него и держала над ним чашу, которая перехватывала падающие капли яда.

Древнегерманские богини

Скандинавские мифы богаты яркими чертами женской верности, любви и преданности. Уважение, которое, по словам Тацита, имели древние германцы к женщинам, выражалось в их понятиях о богинях. Все древнегерманские богини имеют одно общее основное качество: они были матери, посещавшие людей и научившие их мужским и женским хозяйственным занятиям: искусству прясть, ткать и земледелию; как покровительницы этих мирных житейских дел, они были очень близки к людям, потому память о них сохранилась тверже, чем о богах войны.

Как почти у всех языческих народов, земля была у германцев существом женского пола, женою неба, матерью, рождающею детей. У Тацита, как, мы видели, уже говорится о древнегерманской богине, дающей людям благо жизни, которую чтут на каком-то острове Северного моря и называют Нертою (Nerthus, в другой форме Nirdu), о том, что она посещает народы и дает им изобилие.

В другом месте Тацит говорит о германской богине, которую называет Исидой. Она была, без сомнения, олицетворением земли,рождающей все живое. Ее чтили под символом лодки. Когда эту священную лодку, поставленную на колеса, привозили в какую-нибудь местность, собравшийся народ встречал ее песнями и пляской, потому что она приносила мир и плодородие.

В южной Германии чтили богиню, подобную Гольде, Перахту (Берхту), мудрую и сияющую. Она тоже объезжала германские области, внимательно наблюдала за пряхами, была покровительницей супружеской жизни и тоже давала урожай нивам. Ей был посвящен плуг.

Богиня Фрейя

Богиня Фрейя (Фроува)

Богиня Фригг

Древнегерманская богиня Фригг, прядущая облака

Дети Локи

Дети Локи - волк Фенрир, змей Ёрмунганд и богиня смерти Хель

Религия древних германцев

Более двух тысячелетий назад территорию между реками Рейном, Вислой, Дунаем и Северным морем, а также южную часть Скандинавского полуострова заселяли племена древних германцев. Знания о жизни, культуре, традициях и верованиях этих людей, которые дошли до наших дней, достаточно скудны, так как до V-IV веков до нашей эры эти племена жили обособлено и не взаимодействовали с другими античными цивилизациями, а после римско-германских войн в процессе великого переселения народов многие представители германских племен расселились на территории бывшей Римской империи и смешались с коренным населением, переняв многие их традиции и верования. Однако из немногочисленных источников, самым известным из которых являются труды самого Юлия Цезаря, можно узнать об основных традициях и религиозных догмах германских племен.

Первые верования древних германцев

О зарождении религии древних германских племен, а также об их первых религиозных культах достоверных данных не существует, однако большинство исследователей предполагают, что германцы, как и многие другие племена, проживающие в центральной и северо-западной частях Европы, исповедовали тотемизм. Об этом свидетельствуют указанные в летописях названия разных племен, свидетельствующих о том, что у каждого племени было свое животное-покровитель. К примеру, название древнегерманского племени эбуроны происходит от слова "Eber", что в переводе значит "вепрь", а племя херуски получило свое название в честь оленя.

Тотемизм - одна из черт верований древних германцев

Еще одним свидетельством того, что религией древних германцев был тотемизм, является тот факт, что теистические верования, которые были присущи германцам, жившим уже после начала нашей эры, все еще сохранили яркие черты тотемизма. Неоспоримое свидетельство этому - наличие священных животных, которые выступали тотемами или спутниками того или иного бога.

Помимо тотемизма, яркой чертой религии древних германцев было верование в существование духов природы. Как и представители других первобытных племен, германцы не могли объяснить происходящие в природе процессы, поэтому им было свойственно воодушевлять природные стихии. Воплощением земли, воздуха и воды, согласно верованию, были эльфы, а вот разрушительные стихии, такие как огонь, ветер, ураган и др., воплощали демоны. Также представители германских племен считали божествами солнце и луну.

Что касается культовых обрядов и традиций, Юлий Цезарь отмечал, что древние германцы очень мало внимания уделяли этой стороне религии. Они практически не приносили жертвы своим богам, а количество жрецов среди германского народа было очень маленьким. Однако через несколько столетий ситуация изменилась, и когда на смену тотемизму пришла политеистическая религия, древнегерманская культура существенно пополнилась религиозными культами, а роль жрецов в жизни общества возросла.

Отношение германцев к душе

Души воинов после смерти становятся солдатами небесного войска

Религия древних германцев признавала существование бессмертной души у каждого человека. Погребальные обряды и традиции в обществе древних германцев свидетельствуют о том, что в этих племенах принято было помнить и чтить ушедших родных и предков. Почитание умерших было одним из важных религиозных культов, и жрецами при проведении обрядов воздаяния чести предкам выступали главы родов и старшие члены племени, пользующиеся уважением.

Древние германцы, в отличии от представителей многих других древних цивилизаций, считали, что души умерших не отправляются в загробный мир, а становятся эльфами, поэтому они могут помогать своим потомкам, и при должном уважении к ним, защищать все племя. Это верование сохранилось и позже, когда в германцев появилась политеистическая религия. У германцев не существовало ада и рая в привычном для нас понимании, а души умерших, согласно верованию, отправлялись на службу богам: к примеру, души воинов отправлялись в Вальгаллу, дворец Водана (Одина), где пировали вместе с богом, а в случае войны - становились его воинами.

Боги древних германцев

Германцы поклонялись многим богам, каждый из которых покровительствовал той или иной группе общества. Местом для поклонения богам и осуществления самых важных культов в германских племен выступала Священная Роща. Предположительно, это был один из небольших необитаемых островов, на котором было много растительности, а в середине располагались жертвенники. Согласно верованию, в Рощу можно было входить только со скованными цепью руками, чтобы продемонстрировать свою слабость перед богами. Также в Роще хранились боевые знамена германцев, которые можно было забирать из священного острова только на время войны. Германцы верили, что на тронах в Священной Роще восседали такие боги:

Водан - верховный бог германцев

1. Водан (Один) - верховный бог, покровитель бури, ураганов и вихрей и глава загробного царства. Этот бог исполнял все благие желания людей, покровительствовал воинам и даровал всяческие блага тем, кто в него веровал. Германцы представляли Водана как высокого, статного и очень сильного воина в полном вооружении, который на белом коне скачет по суше, горам и морю.

2. Донар (Тор) - сын Водана, покровитель дождей и облаков. Этот бог проявляет себя громом и молнией, однако он любит людей и защищает мать-землю. Донар считался богом земледелия и хлебопашества, он, согласно верованию, всегда помогал крестьянам и именно ему молились о хорошем урожае.

3. Бальдр - красноречивый и сдержанный бог, который дал людям закон и правосудие. Этот бог, согласно верованию, очень красив, мудр и справедлив; именно он решает все споры и между людьми, и между богами.

4. Фро (Фрейр) - бог веселья, творчества и любви. Этот бог покровительствует людям искусства и влюбленным, именно ему молились с просьбой даровать семейное счастье и детей. Также Фро был богом солнца и защищал людей от тяжких болезней.

5. Цио (Тиу, Тюр) - бог войны, который олицетворяет переменчивость воинской удачи и дарует победу самым бесстрашным. Цио воплощал волю Водана в боях, и именно его защиты просили воины на поле боя.

6. Локи - в более поздних верованиях бог хитрости, обмана и коварства. Этот бог покровительствует азартным игрокам и всегда придет на помощь тем, кто любит приключения и безудержное веселье.

Гольда - богиня, дарящая семейное счастье

7. Исида - богиня, покровительствующая всему живому. Эта богиня была верховной покровительницей женщин, она научила людей прясть, ткать и шить, а также даровала мирным людям житейскую мудрость. Исиде молились с просьбами о мире и плодородии.

8. Нерта - богиня, олицетворяюшая мать-землю и дающая людям жизнь и процветание. Согласно верованию, если эта богиня дарует свою благосклонность народу, все люди будут жить в достатке.

9. Гольда - добрая и благосклонная к людям богиня, оберегающая семейный очаг и порядок в доме. Эта богиня дарит изобилие и плодородие всем людям, и особенно она благосклонна к женщинам, имеющим крепкую семью и содержащим в порядке свой дом - таких женщин Гольда наградит здоровыми детьми, хорошими отношениями с мужем и долгой счастливой жизнью.

10. Фроува - сестра Фро, богиня радости, веселья и счастья. Германцы считали эту богиню очень красивой, и именно ей девушки молились с просьбой даровать красоту и любовь понравившегося юноши.

11. Фригга - супруга Водана, богиня плодородия и покровительница брака. Эта богиня, как и ее муж, обладает всевидением, она - олицетворение женской мудрости и милосердия.

12. Геллия - в более поздних верованиях богиня мертвых, дочь Локи. К этой богине попадали все души, кроме душ умерших воинов. Эта богиня олицетворяла несчастья и пороки, она обладала властью пленять души людей.


В I тысячелетии нашей эры германское население (и германское господство) распространилось по всей Западной Европе (Италия, Франция, Испания). В Англии с середины V в. основали свои государства англосаксы, а позднее поселились норманны и датчане. Германская религия не есть религия одного цельного народа. Но имеются и общегерманские черты: имеются общие боги, много сходного в культе, верованиях и обычаях. Германское язычество занимает первое тысячелетие нашей эры. Готы приняли христианство во второй половине IV века, бургунды и франки в V веке, англосаксы в 600 году, прочие германские племена позднее – саксы только в IX веке, скандинавы в 1000 году. Такое длительное и географически распространенное язычество германцев определило его влияние на последующую историю религии в Европе. При изучении религии древних германцев имеет значение много общего их с кельтами в историко-культурном отношении.

Источники изучения религии древних германцев

Собственно германские источники:

От собственно эддической поэзии отличается поэзия скальдов. Скальды не были ни жрецами – друидами, ни бардами. Они были придворными поэтами времени викингов (800 – 1000 годы), их поэзия была обращена к настоящему – прославляли геройские подвиги вождей, знати. В погоне за образностью они создавали поэтические метафоры, которые назывались kenningar.

Космогония, теогония и космология

Пантеон германо-скандинавских богов

Фригг – жена Одина (Вотана), богиня любви, брака и семейного очага. Локи упрекает Фригг в сожительстве с братьями ее супруга – Вилли и Ве.

Сив – богиня, супруга Тора, она носит чудесные золотые волосы – символ плодородия.

Хеймдаль – страж богов, сын Одина. Хеймдаль пьет мед, его отождествляют с Ригом (древний странник, знающий руны). Хеймдаль борется с Локи за Брисингамен – драгоценности Фрейи. Родоначальник конунгов, крестьян и рабов.

Сага – богиня прорицательница. Фулла – богиня изобилия, покровительница девственности. Сьевн – богиня любви. Вар – богиня верности и любовных клятв. Вер – богиня знания. Снотра – богиня сдержанности, рассудительности. Соль – богиня Солнца. Биль – богиня Луны. Йорд (Фьергюн) – богиня земли, мать Тора. Ран – владычица морей. Скади – “богиня – лыжница”, покровительница охоты.

Норны – богини судьбы. Три таинственные сестры (Урд, Верданди, Скульд). Когда рождается младенец, они появляются у его колыбельки и бросают кости с рунами, определяя его судьбу. Норны появились под ясенем Иггдрасиль.

Ньерд – бог плодородия, а также повелевает морской стихией, покровительствует мореплаванию, рыболовству.

Фрейя – дочь Ньерда и сестра Фрейра, богиня плодородия, любви и красоты. Владеет искусством магии сейд.

На похороны Бальдра приехала на упряжке кошек. Носит соколиное оперение и чудесное ожерелье Брисингамен.

Альвы – духи природы. Светлые, белые альвы обитают в Альвхейме, а темные живут в земле. Поклонение альвам связано с плодородием.

Велунд – чудесный кузнец, правитель альвов.

Боги нижней сферы. Локи – бог ас. Отец Локи великан. Великанша Ангрбода от Локи родила хозяйку царства мертвых Хель, волка Фенрира, мирового змея Ермунганда. Обернувшись кобылой, Локи от жеребца Свадильфара породил восьминогого коня Слейпнира, впоследствии принадлежащего Одину. Локи коварен, хитер, подстраивает богам злые козни.

Хель – владычица преисподней, царства мертвых, расположенного у корней ясеня Иггдрасиль. Обитель Хель называется Мокрая морось. Хель сутулая, свирепая, наполовину синяя, наполовину красная, как мясо.

Ясень – священное дерево. Считался Мировым Деревом, соединяющим небо, землю и подземный мир.

Омела – магическое растение. В германо-скандинавских мифах оружие смерти: Бальдр бог света, был убит слепым богом Хедом ветвью (побегом) Омелы.

Дуб. Древние германцы под дубом поклонялись богу грома Тору (Донару). Дуб выдерживает удар молнии.

Тис – стоял в центре культового комплекса в Упсале. Одно из магических деревьев. Символ страшной силы. Впоследствии из тиса изготовлялась Белая палочка для элементарной магии.

Священные символы. Магическое оружие: копье Одина – Гугнир не дававшее промаха и возвращающееся, как бумеранг, меч Тора и молот Тора – Мьелльнир.

Символы в виде колеса (наскальные изображения эпохи бронзы – вторая половина второго тысячелетия до нашей эры – в Скандинавии).

Храмы и жрецы. У германских язычников не существовало монументальных храмов, развитого ритуала с богослужебными текстами, праздничным календарем или особым сословием жрецов. Служение богам не составляло самостоятельной сферы – культ сросся с общественной и частной жизнью. Соплеменники сходились в священных рощах одновременно для политических целей. Существовали кое-где союзные святилища, вроде амфиктоний. У северных народов были большие храмы в Летре на Зеланде и в Упсале в Швеции. В Упсале возле храма течет священный источник и растет священное дерево (тис) – храм воплощает центр мира с Мировым Деревом. В храме, украшенном золотом, статуи трех главных богов древних германцев: Тор – по середине, Один (Вотан) и Фрикко (Фрейр) – по сторонам. И у германцев Тацита и на скандинавском севере жрецы имели юридическую силу и политическое влияние. По Тациту, они осуществляли уголовное право (как по велению божию). В Исландии они также были судьями. Жрецы древних германцев были важными лицами в области права, а также коллективной мантики, но они не имели исключительных прав. По организованности и авторитетности германское жречество уступало римскому и кельтскому, что имело продолжение и в более позднее историческое время.

Обряды

Жертвоприношения стояли в тесной связи с общественной жизнью. Праздничные и политические собрания сопровождаются жертвоприношениями, притом часто мантического характера. Война или голод также требуют мантических или искупительных жертвоприношений.

Демонология

Альвы – природные духи. В младшей Эдде сказано, что альвы делятся на светлых и темных. Светлые обитают в Альвхейме (один из девяти миров мироздания в скандинавской мифологии). Темные альвы живут в земле, у них совсем иной облик и иная природа. Светлые – прекраснее солнца, темные – чернее смолы. Правит альвами чудесный кузнец Велунд.

Характер великанов дик и груб. Их гнева нужно бояться. Проявляют большую физическую силу в бросании камней, в перемещении гор. Есть великаны воды, воздуха, огня и земли.

Фенрир – демонический волк, которого боги трижды сажали на цепь. Перед Рагнарек Фенрир разорвет свою цепь, в битве перед концом света пожрет самого Одина, но будет убит Видаром, сыном Одина.

Гарм – хтоническое чудовище, демонический пес. Сидит на привязи у Пещеры Гнипахеллир. Перед концом света сорвется с привязи, сразится с Тором, и оба погибнут.

Тролли. Существа огромного роста, необычайной силы и совершенно тупые, потомки великанов – хримтурсов. Живут в пещерах, где хранят свои сокровища. Они ближе к людям, чем йотуны (етуны из страны Етунхейм). Занимаются тем, что вредят человеку, похищают скот и красивых девушек, крадут младенцев и т.п. Боятся солнечного света.

Также ведьмы, оборотни, особенно вервольфы (люди, оборачивающиеся волками), призраки.

Мантика и магия

Мантика у древних германцев, с их военным культом, имела, как и магия, выдающееся значение. Существовала мантика знамений и внутреннее познавание, присущее прорицателям. Знамения были различные: ржание лошадей (Тацит), птицы, жертвенные котлы (Страбон), жребий. В качестве жребия использовались плашки из ветки плодового дерева, на которые наносились рунические знаки, и затем рассыпались на белоснежную ткань. Седовласые жрицы перерезали горло человека – жертвы у ритуального котла и по сливаемой крови, а также по внутренностям жертвы совершали гадания.

Боги не занимались женскими (низшими) видами мантики и магии, но и не отрицали ее. Самым главным были мантические и магические руны.

Согласно верованиям германцев, сила колдовства сравнима с силой богов и может быть даже могущественнее. Всюду в германском мире мы наталкиваемся на колдовство. Даже боги в Эдде являются великими волшебниками.

Инициации и военно-мистические союзы

Этика богов

Эсхатология. Рагнарек – гибель богов и всего мира

Возрождение германо-скандинавского язычества

В 2001 году основано российское объединение Асарту.

Асарту признаёт своё родство с оккультной философией Кроули, из которой выросла такая форма современного язычества как ВИККА – иначе Ремесло, или ведьмовство (wicca, др. анг., — ведьма), где поклоняются Великой Богине (Великой Ведьме) и Рогатому богу.

Примечания

[1] В 1625 и 1641 годах в Исландии на одном пергаменте были впервые найдены прозаическая и поэтическая Эдды. Последнюю находку сделал епископ Бриниольф.

[2] Сложена в конце X века.

[5] Ярл – родоначальник знати.

[6] Инеистые великаны не были богами.

[8] В Скандинавии – религиозный идеал не противоречил частной собственности.

Краткая история древних германцев

Прежде чем рассматривать саму суть история древних германцев необходимо дать определение данному разделу исторической науки.
История древних германцев – это раздел исторической науки, изучающий и рассказывающий история германских племен. Данный раздел охватывает период с создания первых германских государств и до падения Западной Римской империи.

История древних германцев
Происхождение древних германцев

Древние германские народы как этнос сформировались на территории Северной Европы. Их предками принято считать индоевропейские племена, осевшие в Ютландии, юге Скандинавии и в бассейне реки Эльба.
Как самостоятельный этнос их начали выделять еще римские историки, первые упоминания о германцах как о самостоятельном этносе относятся к памяткам 1 века до нашей эры. Со второго века до нашей эры племена древних германцев начинают двигаться на юг. Уже в третьем веке нашей эры германцы начинают активно атаковать границы Западной Римской империи.
Впервые встретив германцев, римляне писали о них как о северных племенах отличавшихся воинственным нравом. Много информации о германских племенах можно найти в работах Юлия Цезаря. Великий римский военачальник, захватив Галлию, двинулся на запад, где ему пришлось вступить в бой с германскими племенами. Уже в первом веке нашей эры у римлян была собрана информация о расселении древних германцев, об их устройству и нравах.
На протяжении первых веков нашей эры, римляне вели постоянные войны с германцами, но полностью покорить их так и не удалось. После неудачных попыток полностью захватить их земли, римляне перешли в оборону и совершали только карательные набеги.
В 3 веке, древние германцы уже угрожали существованию самой империи. Рим отдал некоторые свои территории германцам, и перешел в оборону на более удачных территориях. Но новая, еще большая угроза со стороны германцев возникла при великом переселении народов, в результате которого орды германцев осели на территории империи. Германцы никогда не прекращали набеги на римские селения, несмотря на все предпринятые меры.
В начале 5 века германцы под началом короля Алариха захватывают и грабят Рим. Вслед за этим и другие германские племена пришли в движение, они яростно атаковали провинции, и Рим не смог их защитить, все силы были брошены на защиту Италии. Воспользовавшись этим, германцы захватывают Галлию, а затем и Испанию, где основывают свое первое королевство.
Древние германцы отлично себя проявили и в союзе с римлянами, разбив на Каталаунских полях армию Аттилы. После этой победы, римские императоры начинают назначать германских вождей своими военачальниками.
Именно германские племена во главе с королем Одоакром уничтожили Римскую империю, низложив последнего императора – Ромула Августа. На территории захваченной империи германцы начали создавать свои королевства – первые раннефеодальные монархии Европы.

Религия древних германцев

Все германцы были язычниками, причем язычество у них было разное, в разных краях, оно сильно отличалось друг от друга. Однако большинство языческих божеств древних германцев были общими, только были названы различными именами. Так, например, у скандинавов был бог Один, а западным германцам это божество представлялось именем Вотан.
Жрецами у германцев были женщины, как говорят римские источники, они были седовласыми. Римляне говорят, что языческие ритуалы германцев были чрезвычайно жестокими. Военнопленным перерезали горло, а предсказания делались на разложенных внутренностях пленных.
В женщинах древние германцы видели особый дар и также поклонялись им. В своих источниках римляне подтверждают, что каждое германское племя могло иметь собственные уникальные обряды и собственных богов. Германцы не строили для богов храмов, но посвящали им землю (рощи, поля и т. д.).

Занятия древних германцев

Римские источники гласят, что германцы занималась в основном разведение скота. Преимущественно они разводили коров и овец. Ремесло у них было развито незначительно. Но у них были высокого качества печи, копья, щиты. Носить доспехи могли только избранные германцы, то есть знать.
Одежда германцев в основном делалась из шкур животных. Носили, как и мужчины, так и женщины, накидки, самые богатые германцы могли позволить себе штаны.
В меньшей мере германцы занимались земледелием, но у них были достаточно высокого качества орудия труда, они были сделаны из железа. Жили германцы в больших длинных домах (от 10 до 30 м), рядом с домом были стойла для домашних животных.
До великого переселения народов, германцы вели оседлый способ жизни и возделывали землю. По собственной воле германские племена никогда не иммигрировали. На своих землях они выращивали зерновые культуры: овес, рожь, пшеницу, ячмень.
Переселение народов заставило их сбежать с родных территорий и попытать счастья на руинах Римской империи.

Читайте также: