Рекомендации по зож в школе

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация: Проблемы сохранения здоровья школьников и привития им навыков здорового образа жизни очень актуальны в связи резким снижением процента здоровых детей, увеличения числа имеющих хронические заболевания. Причины такого состояния - нарушение экологии, нервно-психические нагрузки, незнания своего организма, состояние социальной среды, в результате чего происходит снижение уровня жизни.

Ключевые слова: Здоровый образ жизни, школьный возраст, система школьного обучения. .

Снижение состояния здоровья обучающихся - серьезная проблема, которая вызывает беспокойство у педагогов. С каждым годом повышаеться число учащихся, страдающих различными хроническими заболеваниями и освобожденных от занятий физической культурой, увеличиваеться количество выпускников, имеющих какие-либо ограничения по состоянию здоровья. Реформа школы предусматривает решение многих вопросов, направленных на охрану здоровья детей. Одной из важнейших задач школьного образования является формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников - будущего нации. Школьный возраст наиболее благоприятный для формирования навыков здорового образа жизни. У школьников воспитывается ответственное отношение к своему здоровью, формируется умение понимать и принимать ценные для здоровья решения. Школа должна взять на себя главную роль в формировании здорового образа жизни обучающихся. Главными ее направлениями следует считать общегигиеническое, физкультурно-оздоровительное, реабилитационно-профилактическое, экологическое и культурно-просветительное. (Воронова Е. А., 2015).

Сегодняшнее состояние здоровья детей вызывает серьезную тревогу.

В течение всего урока дети занимаються практически без движения. За партами при письме они находятся в напряженно-неестественной позе. При традиционной дидактике ученик является принимающим устройством, в закрытом помещении и ограниченном пространстве. Стандартные столы с горизонтальной поверхностью, мигающие лампы, большая нагрузка для детей, и мы получаем идеальные условия для возникновения неврозов, деградации здоровья (Елжова Н.В., 2016).

Здоровый образ жизни – это оптимальная система ежедневного поведения, позволяющая человеку максимально полно реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Здоровый образ жизни создаёт наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний, увеличивает продолжительность жизни человека и его работоспособность.

Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровье сбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог-медицинский работник-ученик, физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся (Безруких М.М., 2016).

Основные направления здорового образа жизни ребенка следующие:

1. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.

2. Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.

3. Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

Формирование здорового образа жизни школьника представляет собой социально-педагогический феномен, необходимость которого вызвана реальной потребностью личности и общества в здоровье как основополагающем, жизненно необходимым ресурсе саморазвития и развития.

Здоровый образ жизни личности представляет собой интегративную биосоциальную характеристику, которая включает в себя знания и представления о здоровье как жизненной ценности человека, о здоровом образе жизни, сформированные привычки и мотивацию своего поведения как здорового человека, умения и навыки здравосозидающего поведения на основе постоянной двигательной активности, неприятие вредных привычек, что позволяет вести здоровый стиль жизни и быть физически и социально активным, здоровым человеком в обществе (Баль Л.В.. 2014).

Здоровый образ жизни обучающегося является фактором не только здоровьесохраняющего поведения, но и здоровьесозидающего.

Наиболее адекватная реализация организационно-педагогических условий формирования здорового образа жизни школьника возможна посредством построения модели организации процесса. Данная модель, которая обеспечивает формирование здорового образа жизни у школьника, включает в себя цель, принципы, педагогические условия, направления формирования здорового образа жизни, методики и технологии формирования здорового образа жизни, формы физкультурной деятельности, ожидаемые результаты. Она концептуально объединяет все содержательные характеристики формирования здорового образа жизни.

Основными условиями формирования здорового образа жизни у обучающихся, выделенными на основе понимания здорового образа жизни как основного фактора здравосозидающего поведения, и создаваемыми в учебном процессе являются:

- формирование знаний о здоровье, о собственном здоровье, о здоровых и вредных привычках растущего человека, о нормальном нравственном и отклоняющемся поведении детей и подростков;

- организованная двигательная активность обучающихся в условиях использования специально разработанных методик и технологий формирования здорового образа жизни;

- формирование ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни;

- формирование здоровых навыков и привычек.

Данные условия позволяют реализовать целевую установку, принципы, структурные компоненты и критерии оценки эффективности формирования здорового образа жизни обучающихся (Денисов Л.А., 2015).

Однако исследования последних лет показывают, что около 30-35 % детей приходит в первый класс с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья. Среди выпускников школ уже более 80 % нельзя назвать абсолютно здоровыми. Напрашивается вывод, что образовательные учреждения здоровье детям не прибавляют, а даже наоборот. Конечно, проблема охраны здоровья детей и подростков - проблема комплексная, и сводить все аспекты ее только к учебному заведению было бы неправильно. Но в то же время анализ структуры заболеваемости учащихся убедительно показывает, что по мере обучения в школе растет число болезней дыхательных путей, патологий органов пищеварения, нарушение осанки, заболеваний глаз, пограничных нервно-психических расстройств. Подобные состояния здоровья не только результат длительного неблагоприятного воздействия социально-экономических и экологических факторов, но и ряда таких педагогических факторов, как:

- стрессовая тактика авторитарной педагогики;

- интенсификация учебного процесса (постоянное увеличение темпа и объема учебной нагрузки);

- раннее начало дошкольного систематического обучения;

- несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся, несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;

- недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка; о - массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; опр - существенные недостатки в действующей системе физического воспитания и в работе медицинских служб.

В связи с этим одной из приоритетных задач системы образования должно стать создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у них отношения к здоровью как к главной человеческой ценности.

Основными направлениями охраны и укрепления здоровья учащихся является:

- формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности образовательного учреждения;

- нормализация учебной нагрузки;

- подготовка и повышение квалификации педагогических кадров;

- разработка и внедрение инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, их полноценное развитие;

- создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющие ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии;

- создание системы и механизмов совместной деятельности школы и семьи по формированию культуры здорового образа жизни учащихся, их родителей, педагогов (Кучма В.Р., 2015).

С целью оптимизации образовательно-воспитательного процесса и условий обучения детей Государственный Комитет Российской Федерации по санитарно-эпидемиологическому надзору утвердил Санитарные правила и нормы.

Таким образом, состояние здоровья детей, существующая система образования и воспитания требует разработки и реализации новых комплексных оздоровительно-профилактических программ, направленных на валеологизацию образовательной среды и формирование целостного адаптационно-реабилитационного пространства на всех этапах образовательного процесса

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

Сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с таем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Баль, Л. В. О мотивациях подростков к формированию здорового образа жизни [Текст] / Л. В. Баль, А. Н. Михайлов, И. А. Гундаров // Гигиена и санитария. 2014. Том 93, № 4. С. 70-71. …………………………………

2. Безруких, М. М . Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении [Текст] / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. - М. : Просвещение, 2016. 128 c.

3. Болотов, Б. В. Здоровье человека в нездоровом мире [Текст] / Б. В. Болотов. - СПб.: Питер, 2018. 112 c. …………………………….

4.Воронова, Е. А. Здоровый образ жизни в современной школе[Текст] : Программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. - М. : Феникс, 2015. 179 c.

5. Денисов, Л. А. Инновационный кластер по формированию здорового образа жизни среди учащихся всех ступеней образования [Текст] / Л. А. Денисов, Н. М. Савичева, А. В. Федорович // Санитарный врач. 2015. № 1. С. 35-40.

6. Елжова, Н. В. Здоровый образ жизни в образовательном учреждении [Текст] / Н. В. Елжова. - М.: Феникс, 2016. 224с. …

7.Кучма, В. Р. Формирование здорового образа жизни детей и единого профилактического пространства в образовательных организациях: проблемы и пути решения [Текст] / В. Р. Кучма // Гигиена и санитария. 2015. Том 94, № 6. 250 с.

8.Яковлева, Т. В. Проблемы формирования здорового образа жизни у детей и учащейся молодежи [Текст] / Т. В. Яковлева, А. А. Иванова, Р. Н. Терлецкая // Казанский медицинский журнал. 2012. Т. 93, № 5. С. 792-795.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Цивилизованное общество строится здоровыми людьми.

Задача школы - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т. е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог.

Здоровый образ жизни школьника – это условие не только здоровья, но и дальнейшей успешной работы, семейной жизни.

Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства. Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (соблюдения режима дня, выработки отрицательного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить.

Актуальной проблемой современного общества является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Тем более что налицо ухудшение состояния здоровья детей школьного возраста.

По статистики в России, дети по результатам прошлого года, видно, что дети стали болеть чаще. Особенно уязвимыми с точки зрения здоровья оказались дети младшего школьного возраста. Это объясняется тем, что органы и функциональные системы у младших дошкольниковеще очень несовершенны, слабо развиты защитные свойства организма, дети более подвержены неблагоприятным условиям внешней среды.

В городе Полысаево в МКОУ СОШИ № 23, из 15 детей у пяти наблюдаются хронические заболевания: нарушение осанки - 2 ребенка;хронический тонзиллит – 2 ребенка; аллергия– 1 ребенок. Особенно частыпростудные или обусловленные простудой заболевания малышей. В прошлом году в осенне-зимний период из 15 младших школьников переболели гриппом 11 детей, что составляет 69,2%от общего числа детей в классе. Из них у 4 детей (31%) заболевание носило затяжнойхарактер, сопровождалось осложнениями. В среднем дети не посещали школу по причинеболезни 4-6 раз за год.

Перед коллективом школы возникла проблема: что можно предпринять для укреплениясостояния здоровья детей?

Эта проблема широко обсуждалась на педагогическом совете в школе. В ходе ее обсуждениябыли определены противоречия между необходимостью формирования здорового образа жизни младших школьников и пониманием родителями того, что нужно укреплять здоровье детей, но у них недостаточноеосознание, того, что они могут сделать для этого.

Учителя отметили, что причины ухудшения здоровья детей, посещающих МКОУ СОШИ №23,заключаются в невнимании родителей к здоровью детей (одевают ребенка не по сезону, дети приходят в школу с признаками недомогания).

В процессе обсуждения было принято решение – только в условиях взаимодействия школы и семьи возможно решение проблемы укрепления здоровья детей.

В соответствии с ФГОС взаимодействие школы с семьей является одной из основныхзадач, стоящих перед образовательным учреждением, способствуя обеспечениюполноценного развития здорового ребенка [9]. В основе этого взаимодействия должно лежатьсотрудничество педагогов и родителей, когда семья и школа являются равноправнымипартнерами в процессе воспитания школьников. От согласованности и преемственности обеихсторон зависит успех общего дела - воспитание здорового ребенка.

Эти вопросы были вынесены на обсуждение родительского собрания школы. Родителейпознакомили со статистикой заболеваний, и они активно поддержали педагогов, отметив,что нуждаются в информации по организации здорового образа жизни детей. Особенно ихинтересовали вопросы профилактики простудных заболеваний, организации закаливания, режимадня детей.

Основные рекомендации :

Здоровье Вашего ребенка является важнейшей ценностью и наша общая задача – сохранить и укрепить его.

ПОМНИТЕ: пример родителей является определяющим при формировании привычек и образа жизни ребенка.

Растущий организм ребенка нуждается в особой заботе, поэтому детям необходимо соблюдать режим труда и отдыха.

Приучите Вашего ребенка самого заботиться о своем здоровье : выполнять гигиенические процедуры, проветривать помещение и т. д.

Контролируйте досуг вашего ребенка: просмотр телепередач, встречи с друзьями, прогулки на свежем воздухе.

Традиции здорового питания в семье – залог сохранения здоровья ребенка.

В формировании ответственного отношения ребенка к своему здоровью используйте пример авторитетных для него людей: известных актеров, музыкантов, спортсменов.

Формирование здорового образа жизни школьников включает в себя четыре составляющих:

1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.

Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни человека.

Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом.

3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств.

Оградить школьника от курения, употребления алкоголя или наркотиков, на сегодняшний день является крайне важным.

4. Побуждение к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

Здесь важно учитывать не только занятия физкультурой в школе, спортивные кружки и спортивные секции, необходимо пропагандировать утреннюю гимнастику, пешие прогулки и походы, и другие формы, доступные для массового использования.

Как реализуется поставленная цель нами в качестве воспитателя в деле формирования навыков здорового образа жизни?

Проводим беседы о важности занятия в спортивных секциях. Мотивируем, убеждаем в необходимости участия в общешкольных культурно-массовых и спортивных праздниках.

Организация экскурсий по родному краю, посещение театра, музеев тоже способствуют формированию здорового мировоззрения. Ребята должны понимать, что жизнь прекрасна, а мир многообразен и интересен. Нельзя жизнь бездумно растрачивать на вредные привычки.

В осенне-зимний период традиционно проводится беседа с учащимися по профилактике гриппа, дети сами создают листовки с советами, как уберечься от простудных заболеваний.

На информационной доске размещается периодически меняющаяся информация по безопасности жизнедеятельности (о поведении на водоемах, о здоровом питании и пр.).

Таким образом, многообразие форм формирование у школьников здорового образа, привело к тому, что этаработа стала более действенной, яркой, содержательной, способствуя формированию здоровогообраза жизни ребенка.

Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников Формирование навыков здорового образа жизни является приоритетным направлением в педагогике, так как именно от этого зависит здоровье, правильное.

Формирование здорового образа жизни Формирование основ здорового образа жизни Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как.

Формирование здорового образа жизни дошкольников Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?.

Формирование здорового образа жизни у младших школьников Младший школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Основными задачами этого.

Рекомендации родителям по формированию здорового образа жизни ребёнка Дорогие взрослые! Вашему ребёнку как воздух необходим режим дня, разумно составленный, соответствующий возрастным особенностям. То, что.

Соблюдать гигиену и заниматься активными видами спорта важно всегда, но в условиях, когда распространение вируса все еще возможно, придерживаться строгих санитарно-эпидемиологических мер и вести здоровый образ жизни особенно актуально. Рассказываем, как провести Неделю здоровья в школе.

С чего начать?

Неделю здоровья лучше провести с учениками начальной, основной и средней школы осенью, чтобы в самом начале обучения все дети освоили простые правила гигиены и придерживались санитарно-эпидемиологических предписаний. На занятиях расскажите школьникам о специальных мерах, которые были приняты школьной администрацией, чтобы предотвратить распространение инфекции (социальная дистанция, ношение индивидуальных средств защиты, единый кабинет для каждого класса и др.).

Все тематические занятия, проводимые на Неделе здоровья, будут способствовать расширению кругозора ребят в области здорового образа жизни и гигиенических норм. Поговорите с детьми о пользе правильного питания, расскажите, как важно отказаться от пагубных зависимостей и начать обращать внимание на свое здоровье.

Кстати, если ваша школа в силу эпидемиологической ситуации в регионе снова перешла на дистанционное обучение, Неделю здоровья тоже можно перенести в онлайн-пространство. Некоторые темы ребята будут освещать самостоятельно — такие занятия можно провести в формате проектной деятельности. В роли наставников пусть выступят ребята из старшей школы — они направят младшеклассников и окажут им поддержку. Принять участие в занятиях могут и педагоги-физкультурники, и школьные психологи, а также все, кому не безразлична тематика ЗОЖ.

Список занятий для Недели здоровья

Первый звонок — для спортивных упражнений, второй звонок — на урок. Перед каждый занятием проводите зарядку. Пусть ребята из всех классов выполняют простые разминки.

Формат очень похож на предыдущий, но проводится между уроками — на переменах. Можно выбрать одну (например, самую продолжительную) перемену, и каждый день в одно и то же время устраивать флешмоб с активными играми и танцами.

Библиоспорт

В библиотечном пространстве можно устроить экспозицию пособий, учебников и книг, рассказывающих о здоровом образе жизни.

На специальных стойках в библиотеке и рекреациях, или в формате плакатов и наглядных пособий с инфографикой покажите ребятам интересную информацию, касающуюся здоровья: калорийность продуктов, польза ежедневного спорта, упражнения для позвоночника, рекомендации, как правильно сидеть за партой, советы по профилактике болезней глаз и т.д.

Школьный вестник здоровья

Каждый день развешивайте на школьных стендах и размещайте в соцсетях школы информацию о новых активностях учеников и о том, как прошел очередной день под знаком Недели здоровья.

Ежедневник ЗОЖ

Попросите ребят вести свой ежедневник здорового образа жизни. Это можно делать, например, онлайн — в соцсетях. Для этого разработайте общешкольный хештег, по которому можно будет искать участников движения ЗОЖ и следить за прогрессом каждого ученика.

Здорово быть здоровым. 5-6 классы

Благодаря этой книге подростки узнают о том, как преодолевать трудности переходного возраста, для чего нужна уверенность в себе и на чём она основывается, как выстраивать отношения с родителями и друзьями, насколько важно умение понимать другого человека, как ставить цели и достигать их, как питаться каждый день, как развивать основные физические качества, какие упражнения надо выполнять для формирования правильной осанки, нужно ли закаляться и как это правильно делать.

Как объединить внеурочную деятельность с основным расписанием уроков? Рекомендации педагогам-предметникам

Во время тематической недели некоторые темы здорового образа жизни важно вплести в традиционную канву уроков.

История

Подготовьте презентацию, квест, обучающую игру, или в каком-то другом интересном формате расскажите о традиционных спортивных играх государств, которые сейчас школьники изучают в рамках поурочного планирования.

Математика

Литература и литературное чтение

Теперь чтение фрагментов по ролям можно вывести на новый уровень. Предложите детям не только распределить между собой персонажей и озвучивать их реплики, но и совершать во время диалога движения, которые описаны автором.

Биология, экология, окружающий мир

Хорошо, если вы можете провести занятия в ближайшей зеленой зоне или хотя бы в школьном дворе. Во-первых, такой формат только приветствуется в связи с распространением вирусной инфекции, а во-вторых, дети смогут размяться, будут чувствовать себя более свободно, и смогут подышать свежим воздухом — а это важно в любое время года и в любой эпидемиологической обстановке. Расскажите ребятам о фенологических особенностях парка или другой зеленой зоны, в которой вы находитесь. Поделитесь с детьми опытом выращивания плодово-овощных культур, полезных для здоровья.

Музыка

Здорово быть здоровым. 7-9 классы

Благодаря этой книге подростки узнают о том, как выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, как работать над самооценкой, всегда ли наше впечатление о самих себе является правильным, стоит ли создавать идеалы и следовать им, как справляться с эмоциями, как подходить к выбору профессии и готовиться к ОГЭ, каким должен быть рацион питания, чтобы организм получал максимум полезных веществ, как расходовать полученную с пищей энергию, какие возможности существуют в нашем городе для занятий спортом.

Читайте также: