Рекомендации по преподаванию математики в школе

Обновлено: 07.07.2024

Что может быть нового в математике? В отличие от других школьных предметов тут, кажется, никаких изменений не происходит. Для многих учеников он остается сухим и скучным. Понятно, что все зависит от таланта учителя. Математика - такая же живая наука, и есть множество примеров, как разнообразить стиль преподавания. Мы выбрали пять основных современных тенденций и приглашаем обсудить их, а также предложить для дискуссии свои идеи.

1. Без механического запоминания

Традиционно основой учебной программы математики были формальные задачи, написанные на символическом языке. Раньше детям не нужно было понимать, почему математика работает так, как она работает. Им просто нужно было запомнить, что “дважды два - четыре”.

Немецкий математик Ганс Фрейденталь предположил, что формальное обучение должно быть согласовано с реальным жизненным опытом. Он рассматривал математику как деятельность человека, а не просто как чистое абсолютное знание. Новая математика ориентирована на то, чтобы ученики воспринимали числа как объекты и могли понять смысл действий. Тенденция преподавания не в заучивании, а через принятие математики как концепции, через раскрытие красоты науки. Важно, чтобы ребенок научился осознавать ее через проблемы окружающей действительности. То есть движение к пониманию формальной математики идет через неформальные, неофициальные каналы.

Важным элементом для этой тенденции является групповая работа. Ученики достигают более высокого уровня понимания благодаря взаимодействию со сверстниками, в том числе в ходе ролевых игр.

2. С финансовой поддержкой

3. В ходе проекта

Проектное обучение прописалось и на уроках математики. Этот формат подразумевает организацию учебного процесса в виде решения учебных задач на основе самостоятельного сбора и интерпретации информации, аргументирования позиции и самопроверки, а в конце – презентации получившегося интеллектуального продукта. Ученики самостоятельно учатся выбирать и разрабатывать тему будущего проекта, составлять план подготовки, организовывать группы и распределять внутри них роли, определять сроки выполнения проекта, искать и находить источники информации и необходимые материалы для воплощения проекта в жизнь, а также приобретают навыки публичных выступлений. Конечный результат может быть представлен в виде иллюстрированного доклада, интерактивной деловой или ролевой игры с залом или классом, конференции и даже экскурсии. От педагога требуется, в первую очередь, формирование среды, которая мотивирует детей проводить самостоятельные исследования. Примерными темами для таких проектов могут быть зарождение математики и алгебры, история появления дробных или отрицательных чисел, история известных математических открытий и биографии великих ученых и так далее.

4. За шахматной доской

Именно шахматы снова оказались одной из тенденций развития математического образования. Ведь связь между ними неоспорима: древняя игра тесно связана с математической логикой и комбинаторикой. Помимо формирования гибкости мышления и умения находить нестандартные решения, шахматы отлично развивают образное и логическое мышление.

Шахматы станут практической иллюстрацией ко многим математическим темам: четность и нечетность, симметричность, система координат и так далее, и смогут оригинально разнообразить рутинные занятия по математике, алгебре или геометрии.

Вообще более глубокая интеграция математики с другими предметами, например, основами ИКТ, химией и физикой, помогает учителю стать “барменом” и приготовить свой уникальный образовательный “коктейль”.

5. Технологично

Всё чаще при обучении математики в качестве помощников учителя используются онлайн-сервисы. Ориентированное на гаджеты и общение в социальных сетях поколение легче пересаживается на образовательные ресурсы. Учится дистанционно, в удобный для тебя момент - это большая ценность для современных молодых людей.

Одним из популярных российских проектов является ЯКЛАСС. Он персонализирует обучение и дает удобство для подготовки и проведения уроков, в том числе по технологии “перевернутый класс”. Ученик изучает теорию и дополнительные материалы дома, а задания решает при поддержке педагогов в классной комнате.

Учитель математики, опираясь на готовые разделы “Алгебра”, “Геометрия”, “Математика”, получает возможность объяснять детям новый материал в интерактивном режиме, а также предлагать им самостоятельно “прокачать” свои знания.

Каждая предмет на “Якласс” укомплектован разделами “Теория”, “Задания”, “Тесты” и “Методические материалы” (например, это может быть технологическая карта урока).

Уровни сложности разные, можно также комбинировать задания, формируя для каждого своего ученика “индивидуальный образовательный маршрут”.

Работая с “Якласс”, учитель получает дополнительный бонус - сертификацию по ИКТ-компетентности, которые так ценят сегодня работодатели.

2. Сравнительный анализ работы в классе с углубленным изучением математики 6д и классе КРО – 6е.

3. Советы учителя Круглова по поводу опроса и оценки знаний.

( из опыта работы учителя математики МОБУ СОШ № 21 г. Белорецка Набиевой А. Б.)

4. Этапы формирования умственных действий.

5. Углубленное изучение математики.

ВложениеРазмер
vystuplenie_na_pedsovete_2.doc 25 КБ
vystuplenie_na_pedsovete.doc 25 КБ
vystupleniya_na_pedchteniyah.doc 26 КБ
shmo_2.doc 24.5 КБ
shmo.1.doc 24.5 КБ
pedsovet_na_temu_sistemno-deyatelnostnyy_podhod_fgos_ooo.docx 17.66 КБ
sistemno-deyatelnostnyy_podhod_fgos_ooo.pptx 2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете.

Самостоятельная работа учащихся.

1. Самостоятельную работу учащихся нужно организовать во всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала. Необходимо обеспечить учащихся фондом общих приемов, умений, способов умственного труда.

2. Научить видеть в самостоятельной работе проблемы, избирательно используя для этого имеющиеся знания, умения и навыки, проверять полученные результаты.

3. Узловым вопросом в подготовительной работе учителя к очередным урокам является отбор целесообразных заданий для самостоятельной работы.

4. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Например, у младших школьников слабо развиты волевые психические процессы, поэтому они не могут длительное время сосредотачивать своё внимание на одном и том же предмете.

5. Давая задания, учитель должен объяснить, что выучить; дать указания как действовать, как пронаблюдать, как описать, как выучить.

6. Самостоятельная работа не должна быть слишком простой.

7. Постепенное нарастание трудности самостоятельной работы совершается в основном по трем направлениям: путем увеличения объема заданий и длительности самостоятельной работы, путем усложнения содержания заданий, путем изменения способов инструктирования и постепенного уменьшения объема помощи со стороны учителя.

8. При планировании объема самостоятельной работы необходимо учитывать темп работы учащихся.

9. Учитель должен сам предварительно прорешать самостоятельную работу, чтобы узнать, где ученик может затормозиться, чего он должен достигнуть.

10. Перед самостоятельной работой кратко, но исчерпывающе, проинструктировать то, что ученик должен сделать.

11. Для самостоятельной работы использовать дидактические карточки, тетради для самостоятельной работы.

Система дифференцированных заданий.

1. Трехвариантные задания по степени трудности (облегченной, средней и повышенной). Выбор за учеником.

2. Общее для всего класса с дополнительными заданиями с повышающейся сложностью.

3. Индивидуальные дифференцированные карточки.

4. Групповые дифференцированные задания с учетом различной подготовки.

5. Равноценные двухвариантные задания с дополнительными заданиями повышенной сложности.

6. Общие практические задания с указанием минимального и максимального количества задач или примеров для обязательного выполнения.

7. Индивидуально – групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам.

8. Индивидуально – групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

Домашнее задание должно являться логическим продолжением работы на уроке.

Самостоятельная работа служит побуждению учащихся к самостоятельному преодолению трудностей.

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете.

Сравнительный анализ работы в классе с углубленным изучением математики 6д и классе КРО – 6е.

Зачастую у многих учащихся отсутствуют навыки обращения с задачами, отличными от стереотипных упражнений. Углубленное изучение математики способствует повышению математического уровня учащихся, устойчивым знаниям, дальнейшей успешной учебе в последующих классах и в вузах. Надо вооружить ученика всевозможными способами решения задач, научить как себя вести, если задача не получается; если задача решена, то проанализировать какие возникли трудности в ходе её решения, можно ли обобщить условие или идею решения.

В 6д классе дети подобраны ровно, хотя и среди них можно выделить группы трех уровней математической подготовки. Поэтому в пятом классе мы с ребятами решали задачи на делимость, нахождение наибольшего и наименьшего значений, на смекалку, круги Эйлера, на взвешивание, переливание, логические и комбинаторные задачи; знакомились с магическими квадратами, палиндромами, танграмами, листом Мёбиуса, задачами на моделирование. Большое внимание уделялось комбинаторным задачам. А в шестом классе наряду с задачами рассмотрим теорию (th, леммы) арифметики N и Z чисел (основная теорема арифметики, алгоритм Евклида, деление с остатком и др.), т.е. постараемся выполнить программу углубленного изучения математики, т.к. эта программа рассчитана на 7 часов математики в неделю, а у нас 6 часов.

В классах КРО необходимо работать над интеллектуальным развитием учащихся. Для этих детей ещё важнее понимать, почему нужно действовать именно так. Этот курс рассчитан, прежде всего, на формирование навыков технического характера – вычислительных, преобразования буквенных выражений, решения уравнений. Используются приемы прикидки, проверка результата на правдоподобие, решение более лёгкой задачи, решение подбором, рациональный перебор.

Этот способ я использую в 6е классе на каждом уроке. Внушаю ребятам, что вычислительные навыки для ученика это всё равно, что фундамент для дома. Не заложишь хороший фундамент - дом разрушится; не научишься хорошо считать – ни одно решение до конца не доведешь. Большое внимание уделяю самостоятельному составлению задач по пройденной теме и отработке вычислительных навыков.

Предварительный просмотр:

Выступления на педчтениях.

Советы учителя Круглова по поводу опроса и оценки знаний.

( из опыта работы учителя математики МОБУ СОШ № 21 г. Белорецка Набиевой А. Б.)

1 совет: спрашивай только желающего отвечать или готового к ответу и всегда с надеждой на хорошую оценку.

Я считаю, что учиться лучше на хороших примерах, поэтому к доске вызываю желающих ребят, способных толково ответить. А чтобы остальные дети не бездельничали, они во время подготовки к ответу вызванного, отвечают теорию письменно по вариантам.

Бывает так, что ученик выучит материал как стихотворение наизусть, например, теорему, явно не понимая то, что учил. Или при опросе меняю название геометрической фигуры или её местоположение, в результате, у ребенка, который выучил материал на совесть, но, не понимая того, что учил, возникают затруднения. Наказывать такого ребенка за то, что ему трудно сразу усвоить то, что нужно и как нужно, считаю недопустимым, поэтому, объясняю ребенку в чем его проблема и даю шанс пересдать на более высокую оценку.

3 совет: опроси каждого по всем основным вопросам.

К сожалению, опрос каждого по всем основным вопросам возможен в основном в письменном виде.

4 совет: оценка – стимул учения, а не лжи и обмана.

Предварительный просмотр:

Выступления на ШМО математиков.

Углубленное изучение математики.

Программу углубленного изучения математики должны разрабатывать, как сказано в методической литературе, методисты, а не рядовые учителя.

На практике же есть дети с более высокой подготовкой и способностью, есть очень слабые, в результате возникает проблема – чему и как учить, опираясь на свой собственный опыт работы. Программу своей работы в классе с углубленным изучением математики (6д класс) я попыталась составить, учитывая: 1)то, что детям интересно, 2) то, что им посильно, 3) то, что развивает логическое мышление, 4)то, что необходимо при глубоком изучении предмета в старших классах, 5) то, что встречается на олимпиадах.

Стараюсь задавать на дом нестандартные задачи, чтоб было время для обстоятельных раздумий, а потом обязательно разбираем в классе.

Люблю работать с математической сказкой?

Даю задание придумать сказку по заданной теме, выделяя при этом главные моменты. Устанавливаю срок, но не все к сроку выполняют, а в это время на уроке мы обсуждаем содержание каждой сказки по двум критериям:

1) есть ли математическая суть, 2) выполняется ли условие при всевозможных ситуациях, предлагаемых автором.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Профессионально работайте с целями. Ясно понимайте для чег оучащиеся выполняют то или иное задание. Продумывайте цели всех уровней: цели обучения данному предмету; цели раздела, цели всего урока, его частей, отдельных зада­ний и т.д. Помните, что правильно сформулированная цель – это оптимальна модель ожидаемого результата. Регулярно сообщайте (выводите) цели для учащихся и вместе с учащимися. Начинайте все значимые части урока с ясных целевых установок и завер­шайте их краткими итогами, которые также следует делать вместе с учащимися. Постоянно держите цели в поле зрения, ссылайтесь на них в ходе урока от­носительно класса в целом, малых разноуровневых групп и отдельных учени­ков.

4.Обеспечьте более глубокую работу с текстами. Используйте макси­мальное число кана­лов полу­чения информа­ции (слуховой, зрительный, моторный).Обращайте внимание учащихся на особенности текста, учите выделять по ходу чтения ключевые слова, фразы, значимые разделы.

6.Не допускайте собственной гиперактивности и многословия на уроке. Как можно чаще привлекайте уча­щихся в качестве помощников учителя и т.д.

7. Систематически используйте творческие и информационные задания (на 1-3 урока впе­рёд) для пар, команд, отдельных детей, в т.ч. подготовленные вместе с родителями.

8.Проводите в ходе урока динамическую паузу с конкрет­ными задачами (профилактика утомления глаз, правильное дыхание, переключение и восстановление внимания и т.п.).

9.Чётко программируйте дозировку дифференцированных домашних заданий. Инструкти­руйте учеников относи­тельно наиболее рациональных приёмов и времени, необходимого для его выполнения. Чаще давайте домашние задания, в т. ч. творческие, рассчитанные на вы­полнение в группе, команде, а такжесовместно с родителями. Объясняйте родителям необходимость этого.

РЕКОМЕНДАЦИИ

для учителей математики при проведении урока

1.Профессионально работайте с целями. Ясно понимайте для чег оучащиеся выполняют то или иное задание. Продумывайте цели всех уровней: цели обучения данному предмету; цели раздела, цели всего урока, его частей, отдельных зада­ний и т.д. Помните, что правильно сформулированная цель – это оптимальна модель ожидаемого результата. Регулярно сообщайте (выводите) цели для учащихся и вместе с учащимися. Начинайте все значимые части урока с ясных целевых установок и завер­шайте их краткими итогами, которые также следует делать вместе с учащимися. Постоянно держите цели в поле зрения, ссылайтесь на них в ходе урока от­носительно класса в целом, малых разноуровневых групп и отдельных учени­ков.

4.Обеспечьте более глубокую работу с текстами. Используйте макси­мальное число кана­лов полу­чения информа­ции (слуховой, зрительный, моторный).Обращайте внимание учащихся на особенности текста, учите выделять по ходу чтения ключевые слова, фразы, значимые разделы.

6.Не допускайте собственной гиперактивности и многословия на уроке. Как можно чаще привлекайте уча­щихся в качестве помощников учителя и т.д.

7. Систематически используйте творческие и информационные задания (на 1-3 урока впе­рёд) для пар, команд, отдельных детей, в т.ч. подготовленные вместе с родителями.

8.Проводите в ходе урока динамическую паузу с конкрет­ными задачами (профилактика утомления глаз, правильное дыхание, переключение и восстановление внимания и т.п.).

9.Чётко программируйте дозировку дифференцированных домашних заданий. Инструкти­руйте учеников относи­тельно наиболее рациональных приёмов и времени, необходимого для его выполнения. Чаще давайте домашние задания, в т. ч. творческие, рассчитанные на вы­полнение в группе, команде, а такжесовместно с родителями. Объясняйте родителям необходимость этого.

Рекомендации подготовила учитель математики первой квалификационной категории Понякшева Т.Н.

Цель: формирование устойчивого интереса у учащихся к математике.
Описание работы: Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным. А ведь вся наша школьная жизнь состоит из маленьких шажков на пути к успеху.
Данный материал будет полезен для всех категорий педагогов.

"Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь".
А.Дистервег


Читайте также: