Рекомендации для учеников начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

На что жалуются родители?

Вторая распространенная жалоба родителей — учеба, которая в начальных классах становится настоящей пыткой, причем сразу для всех. Страдают в этом процессе и сами дети, и родители, и даже учителя. Все школьные сложности, как правило, связаны с важными учебными навыками, которых часто просто не хватает младшеклассникам.

Что думают дети?


При этом почти всем очевидно, что дальше — хуже, пробелы в знаниях накапливаются как снежный ком, успеваемость снижается, а в результате пропадает интерес к предмету и появляется ежедневный стресс.

Дети, которые не могут спокойно рассказать стихотворение у доски, во взрослой жизни будут испытывать сильный стресс, если нужно будет выступить перед аудиторией.

Большинство ребят младших классов могут хорошо коммуницировать со всеми в семье, но при этом сталкиваться с большими трудностями при общении с другими детьми. Научите их коммуницировать, сформулируйте вместе перечень интересных тем — это поможет младшеклассникам проявить интерес к сверстникам и самим стать незаурядными собеседниками.


Давайте сразу оговоримся: ребенок все делает из-под палки не по своей вине — его просто не научили планировать время и распределять дела. И выход есть! Постепенно разберемся, как его найти.

Как родители влияют на отношение ребенка к учебе?

С самых первых лет своей жизни ребенок формирует отношение к труду по тому, что он слышит от любого авторитетного взрослого. Если подросток видит перед собой негативный пример — изможденных родителей, уставших от бесконечной работы и заваленных ненавистными обязанностями, — он не сможет воспринимать работу как возможность для самореализации, как деятельность, которая интересна.

Ребенок как губка впитывает образ, который видит. Любое позитивное высказывание о работе, труде, учебе, о том, как проводить свободное время, формирует его собственное восприятие. Он начинает понимать, как ему самому планировать и проводить свое время.

Родители, которые сами ни разу не держали в руках книгу, но по 50 раз в день повторяют ребенку, что читать необходимо, не внушают доверия.


Дети поступают точно так же, как мы — взрослые, которые находятся рядом с ними.
За примером далеко ходить не надо. Даже то, как ребенок задает вопросы — и умеет ли он вообще это делать — тоже берется из семьи. Поэтому, если школьнику непонятна новая тема и он стесняется переспросить учителя, вероятно, он неосознанно берет пример с мамы или папы.

Форматы обучения

Ответственный подход к обучению подразумевает умелое владение большим набором инструментов, чтобы выбрать подходящий под каждый конкретный запрос. Запоминать информацию, концентрироваться, освоить публичные выступления — эти гибкие навыки нужны в жизни каждому из нас. Но запомните важное правило: не существует универсального способа учиться эффективно. Каждому нужен свой формат.

Учиться можно в классе или дома, самостоятельно или с чьей-то помощью, можно смотреть обучающие видео, искать информацию в интернете, ходить на групповые занятия или к репетитору. Эффективным способом для каждого будет свой. И важно понимать, что если долгое время ребенок занимается чем-то и не получает результатов — равно как и удовольствия, — то нужно поменять способ овладения навыками.

Ну, например, вы привыкли учить стихи построчно. Но это вовсе не значит, что для вас этот способ самый эффективный. А тем более — для ваших детей. Не стоит передавать из поколения в поколение один и тот же способ заучивания материала — в конце концов, это не фамильная драгоценность.

Как научиться учиться?

Формируем цель обучения

Покажите детям прямую связь между полученными знаниями и будущей жизнью. Таблица умножения, виды грибов, горы в Африке — это все не только интересно выучить, но и полезно знать! Для чего? Попробуйте выстроить логическую связь и показать ее ученикам.

Искренне интересуйтесь тем, что нового сегодня узнал ребенок. Удивитесь, поделитесь своим опытом, вспомните — может быть, как раз эти горы или эти грибы произвели на вас сильное впечатление в свое время?

Помните: главное — искренняя заинтересованность! Педагог легко может выстроить междисциплинарную связь — если сегодня на уроке химии дети начали изучать таблицу Менделеева, то на литературе можно вспомнить Александра Блока, который был женат на дочери русского ученого.

Все знания, которые нас окружают, A — взаимосвязаны, B — имеют практическое применение в жизни. Так выстраивается картина мира.

Иногда ребенку просто не нравится учитель, и из-за этого он перекрывает для себя определенные варианты будущего. Интересуйтесь у школьника, почему ему не нравится какой-то предмет. Из-за того, что педагог объясняет не доходчиво, дети могут быстро разочароваться в какой-то области и окончательно решить, что связывать свою жизнь, например, с физикой они точно никогда не будут.

— В прошлый отпуск мы путешествовали на машине по маршруту Германия — Австрия.
— Ого! Так Австрия — это ж отдельный материк !


Человеку, который не усвоил базовые школьные знания, трудно даже поддержать простой житейский разговор, — постарайтесь донести это до ребенка.

Учимся концентрировать внимание

Важно не останавливаться на достигнутом, а постоянно развивать разные каналы восприятия, проводить эксперименты и даже игры на концентрацию. Нет исключительно аудиалов и визуалов, но чем больше органов задействовано при объяснении нового материала, — тем эффективнее будет восприниматься информация. При этом не обязательно единовременно использовать все способы объяснения новой темы, можно применять их последовательно.

Эксперимент

Проведите эксперимент, рассчитанный на определенное время, — допустим, 3 минуты. На парте у ребят должны быть листочки и ручка. Каждый ученик берет какой-то предмет (например, пенал), кладет его перед собой, концентрируется на нем, стараясь не отвлекаться, и смотрит в течение заданного времени.

Упражнения для развития памяти и концентрации

Вокруг нас бесконечное число звуков: мы слышим шум города и шорох холодильника, мяуканье кота и свисток кипящего чайника, а еще гудение стиральной машины и стройку в соседнем дворе — и все это одновременно, разом.

Чтобы научиться концентрировать аудиальное внимание, нужно поставить себе простую задачу — выбрать какой-то один звук из общего фона: сейчас я слышу только как шумят машины за окном, а сейчас — как лает собака и т.д. Каждый раз, переключая свое внимание, вы понимаете, что оно принадлежит только вам, вы контролируете поток звуков вокруг, как будто вытягивая из него что-то одно.

Даже прослушивая одну и ту же песню, можно каждый раз обнаруживать новые звуки и сосредотачивать свое внимание именно на них.

Все просто: разложите предметы — запомните — отвернитесь и вспомните последовательность, в которой они лежат. Кстати, последовательность может быть не только из предметов, а еще из слов, чисел, любых других вещей. Несколько партий игры вместе с детьми пойдут на пользу и взрослым!

Работаем над самомотивацией

Помогите ребенку искать вдохновение, превращать деятельность в игру, научиться хвалить себя самому и концентрироваться на своих сильных сторонах.

Включите музыку, чтобы мыть посуду или убираться в комнате было веселее!

Ребенок самостоятельно может себя подбодрить и оценить свои результаты. Можно даже превратить обучение в игру, чтобы пробудить в школьнике мотивацию.

Развиваем критическое мышление

Проблемы, с которыми сталкиваются дети, не являются пройденным этапом для взрослых — все мы периодически переживаем те же трудности. Но давайте хотя бы попробуем научить наших детей справляться с этими трудностями уже в юном возрасте.

Научите детей находить неточности в какой-то информации — особенно в той, которая поступает из интернета. Не бойтесь при этом и ставить под сомнение свой авторитет, пусть дети задают свои вопросы, которые, кстати, вы можете предугадать.

Тренируем память

Ищите эффективные способы запоминать разную информацию.

Информация — это все, что нас окружает: цвета, звуки, предметы, явления. Мы все способны получать ее через разные каналы. Для кого-то эффективен один способ, а для кого-то — другой.

Кто-то не может слушать аудиокниги — отключается через несколько секунд и уходит в свои мысли. А кто-то, читая обычную бумажную книгу, возвращается к предыдущему абзацу, потому что давно потерял нить рассказа и задумался о чем-то своем.

Многие ребята не знают, например, что стихотворение можно учить простым способом — просто записав собственное прочтение на диктофон и прослушав 10 раз. Попытаться превратить поэму в рэп, учить по абзацам, — способов выучить стихотворение очень много. И, как бы абсурдно они ни звучали, если это работает, то почему бы и нет?

Самым эффективным способом будет тот, при котором ребенок будет помнить стихотворение (или дату, цифры, правило) даже после уроков, даже через неделю и месяц. Так может работать, например, повторение — троекратное, за один вечер, или через неделю. Важно найти свой действенный способ.

Учимся планировать время

Способы планирования времени тоже не могут быть одинаковыми — проверяйте, как лучше вам, почему так не работает с ребенком, и что можно изменить. Ведь часто, когда родители хотят спланировать расписание дня школьника, они сталкиваются с неожиданными трудностями — не для всех детей листок с прописанными задачами окажется хорошим инструментом, чтобы эффективно провести свое время.

Кому-то удобнее работать с чек-листами, когда есть возможность вычеркнуть выполненную задачу. А для других исключительно эффективной практикой будет другая — прописать все свои задачи на следующий день, причем сделать это самостоятельно.

Когда ребенок научился планировать, понял, какие каналы восприятия у него ведущие, что его отвлекает, а что вдохновляет, когда он понимает, какие способы запоминания информации действительно работают, ему становится легче учиться.

Ищите подходящие способы эффективного обучения, не останавливайтесь в своих знаниях. Чем лучше мы знаем себя, тем легче нам выстраивать свою жизнь!

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Не спеши сразу после школы садиться за уроки, отдохни, восстанови силы, побудь на свежем воздухе.

3. Выполняй домашнее задание в специально оборудованном уголке. Все учебные принадлежности должны иметь своё место.

4. Сначала следует выполнять те задания, которые вызывают наибольшую трудность.

5. Не выполняй все уроки за один присест. Через каждые 30 –40 минут делай переменки по 10-15 минут.

6. Во время приготовления уроков думай только о задании, не отвлекайся на посторонние дела.

7. Задания читай вдумчиво, если надо, несколько раз.

8. Если ты испытываешь трудности при выполнении домашнего задания, не стесняйся обратиться за помощью к одноклассникам или к родителям.

9. Не отказывай в помощи одноклассникам, которые обратились к тебе за помощью, не забывай, что и тебе однажды может понадобиться их помощь.

10. К докладам, сочинениям готовься заранее, не оставляй такую работу на последний день.

11. Помни, что качественно выполненное домашнее задание, характеризует тебя как человека ответственного и самостоятельного, а полученная оценка позволит самоутвердиться в глазах учителя и одноклассников.

Надеюсь, что эти советы помогут вам учиться ещё лучше.

Правила обращения с памятью.

1. Любую информацию заучивай с желанием знать и помнить.

2. Внимательно слушай учителя на уроке, при подготовке уроков, эта информация тебе обязательно пригодиться.

3. Ставь перед собой цель запомнить надолго.

4. Не пытайся выучить всё сразу, делай короткие паузы, чтобы отдохнуть. При сильном утомлении мозг работает хуже.

5. Заучивай и повторяй небольшими частями. Короткие стихи заучивай целиком, длинные – разбивай на части.

6. Если получил задание во вторник, а отвечать нужно в пятницу, не жди четверга, учи постепенно.

7. Твоя память любит разнообразие, чередуй выполняемые задания; ( математику с литературой, русский язык с природоведением)

9. Помни, лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд за один день.

Как правильно общаться.

1. Помни золотое правило: "Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе".

2. Чаще улыбайся. Ничто не ценится так дорого и не стоит так дёшево, как улыбка.

3. Во время разговора не перебивай собеседника.

4. Научись уступать другим.

5. Если чувствуешь, что не прав, не настаивай на своём.

6. Всегда оказывай помощь, если тебя об этом просят, это обязательно к тебе вернётся.

7. Никогда не обзывай, не оскорбляй, и не унижай людей.

Постарайся следовать этим советам, и у тебя всегда будет много друзей.

Как победить свой гнев.

1. Постарайся определить причину своего раздражения и попытайся избегать таких ситуаций.

2. Глубоко вдохни, сосчитай в уме до 100, и подумай о чём-нибудь хорошем.

3. Умойся холодной водой или взбрызни себе на лицо водой.

4. Если знаешь, что не сможешь сдержаться, постарайся уйти от конфликта.

5. Научись контролировать свои эмоции, сначала это будет трудно, а потом это войдёт в привычку.

6. Помни, что отрицательные эмоции наносят непоправимый вред здоровью.

7. Помни, что ты хозяин своих эмоций, они зависит от тебя, а не ты от них.

Будь всегда здоров и весел.

Как избавиться от плохого настроения.

1. Помни, что ты хозяин своего настроения, всё в твоих руках.

2. Задумайся, из-за чего испортилось твоё настроение, постарайся не допускать таких ситуаций.

3. Поделись своими проблемами с теми, кому доверяешь.

4. Помни, что в любой неприятности есть положительная сторона, главное сделать правильный вывод.

5. Найди для себя средство, которое поможет тебе избавиться от плохих мыслей; (вспомнить о чём-нибудь хорошем)

6. Сделай физические упражнения, дыхательную гимнастику – это хорошее средство для улучшения состояния.

7. Смыть дурные чувства водой.

Пусть эти советы помогут Вам быть весёлым и здоровым.

Как научиться уважать себя.

2. Не хвастайся перед другими своими достижениями.

3. Ставь перед собой цель и старайся её добиться.

4. Хвалите себя за все удачи и успехи, настрой себя на то, что подобное достижение должно повториться.

5. Замечай достоинства других людей, и ты не останешься незамеченным.

6. Приучи себя видеть в других людях только хорошее, доброе, избегай осуждения.

7. Запомни! Ты хорош, но не лучше других, Ты хорош и мир хорош.

От всей души надеюсь, что эти советы пойдут тебе на пользу.

Как стать внимательным.

1. Помни, что ты пришёл в школу за знаниями.

2. Настройся на то, что всё, о чём скажет учитель – важно.

3. Отложи на потом все незаконченные дела и думай только об учебном материале, который тебе предстоит усвоить.

4. Во время урока не отвлекайся на посторонние дела.

5. Постарайся, чтобы твои учебные принадлежности не были излишне яркими, чтобы не отвлекали тебя от занятий.

6. Работу выполняй внимательно, не торопись, проверяй написанное.

7. Если тебя отвлекают от занятия, мешают, чётко и ясно скажи, что тебе это не нравится.

8. Если ты не понял учебный материал, не стесняйся, подойди к учителю и попроси о помощи. Учитель никогда тебе не откажет.

Надеюсь, эти советы помогут стать внимательней и учиться ещё лучше.

Школа — это место, где учатся и получают знания. Да, с этим не поспоришь. Но все не ограничивается только уроками, учителями и домашними заданиями. В школе ты проводишь большую часть своего времени и, хочешь ты того или нет, тебе приходится общаться с самыми разными людьми — твоими одноклассницами и одноклассниками.

Здорово, если класс дружный и ребята хорошо относятся друг к другу. Однако ты сам знаешь: какими бы хорошими ни были отношения в классе, нельзя избежать ссор, разборок и конфликтов. Кроме того, всегда найдется несколько учеников, которых недолюбливают. С ними не дружат и даже не общаются, а если и разговаривают, все сводится к дразнилкам, чтобы обидеть или задеть за живое. Быть отверженным — такого не пожелаешь никому.

Кто становится отверженным? Почему это происходит и что делать, если в их число попал ты?

Отверженные — клеймо на всю школьную жизнь?

В семье тебя воспринимают таким, какой ты есть. Родители любят тебя не за что-то, а просто потому, что ты существуешь. Конечно, ты привык, что к тебе относятся с любовью.

А в школе все иначе. Класс — это коллектив, в который необходимо влиться. И если ты чем-то отличаешься от других, то рискуешь быть причисленным к этим самым отверженным. В ход идут дурацкие прозвища, которыми награждают тех, кто чем-то выделяется из основной массы: маменькина дочка (сынок), зубрила, дурак, толстый, псих, ябеда.

Иногда вроде бы безобидные прозвища так прилипают, что человека уже и не называют по имени. Мало кому приятно, если его называют дураком. Конечно, ты можешь обозвать так назойливого Иванова, который постоянно дергает тебя за косички или нагло списывает контрольные. Иванов, скорее всего, и внимания не обратит. Но если прозвище дурак намертво приклеилось к кому-то из твоих одноклассников, ему можно только посочувствовать. Наверняка и в твоем классе есть этакий клоун, который во время объяснения учителя кривляется, гримасничает и передразнивает его манеру говорить. Все хохочут во все горло над выходками дурака, но это лишь во время уроков. А едва прозвенит звонок, клоуна обходят стороной, и он остается в гордом одиночестве. Почему? Да потому что никто не хочет быть другом дурака! С дураком и разговаривать-то никто не станет, не то, что дружить. Тем не менее сам шут рад бы общаться, да только не знает, как привлечь к себе внимание. Вот и получается, что пожалеть, может, кто и пожалеет, но до дружбы с дураком никто опускаться не станет.

Вряд ли кто-то из класса будет дружить с человеком, которого обзывают психом. Да и кому захочется общаться с тем, кто совершенно не владеет собой? Психи нередко в приступе гнева швыряют тетради и книги, а если получают замечание от учителя или плохую оценку, могут разрыдаться или, напротив, громко хлопнув дверью, выбежать из класса. Никогда не угадаешь, что будет делать псих в тот или другой момент. Именно поэтому дружить с психом никто не будет — мало ли, что взбредет ему в голову на этот раз!

Вот уж кого действительно не любят одноклассники, так это зубрил. К этим ребятам отношение изначально негативное. Хотя, казалось бы, в школуходят для того, чтобы получать знания. Тогда почему зубрилы не в почете? Кто-кто, а уж они-то знают все на отлично!

Естественно, после такого желание спрашивать о чем- либо отпадает напрочь. Да и общаться с зазнайкой никто не будет, это уж точно.

Подлиза практически ничем не отличается от зубрилы. Тоже постоянно тянет руку, когда никто не знает ответа, тоже сидит с книжками, тоже не дает списывать. Разница лишь в том, что подлизы куда хуже зубрил. Они вечно пытаются услужить учителям, постоянно заискивают и доносят на других. Если в твоем классе учится подлиза, его наверняка недолюбливают. Хотя недолюбливают — мягко сказано! Тошно смотреть, как подлиза заискивающе улыбается, помогая дотащить тяжелую учительскую сумку или подсовывая на стол учителя очередную шоколадку. Дружить с доносчиком, ябедой и подлизой? Вряд ли кто-то опустится до такого!

Тех, кого чрезмерно опекают родители (в особенности бабушка или мама), в классе дразнят маменькиными сынками или дочками. Таких ребят любят унижать и обижать, но не в открытую, а исподтишка. Еще бы: чуть что, маменькин сынок бежит жаловаться на вредных одноклассников, которые потом получают по полной. Даже если маменькиных сынков не Дразнят в открытую, дружить с ними мало кто соглашается.

Рекомендации учащимся:

Что делать, если в ком-то из перечисленных типов отверженных ты узнал себя?

Может, ты сам не понимаешь, чем навлек на себя недовольство окружающих? Вроде никому ничего плохого не делал, а в результате в классе нет друзей. Хорошо, если одноклассники относятся к тебе нейтрально-равнодушно, но возможны случаи травли, побоев и еще чего похуже.

В школе существует свод неписаных правил, которые нужно выполнять, чтобы тебя уважали. Не знаешь, как надо себя вести? Здесь ты найдешь список того, что необходимо делать, учась в школе.

— Будь отзывчивым и сердечным. В этом мире многие заслуживают сочувствия. Пожалей бездомную собаку, которую обидели хулиганы, одноклассника, которого незаслуженно поругали, нищего без гроша в кармане. Если ты искренне сочувствуешь окружающим, люди будут тянуться к тебе и уважать тебя.

— Будь добрым. Как это ни банально звучит, доброта никому еще не мешала. Помогай друзьям, когда они в этом нуждаются. Не жадничай, угости соседа по парте яблоком, одолжи денег на проезд, дай однокласснику учебник или ручку, если он забыл их дома. Будь щедрым, но не заискивай, и ты никогда не прослывешь жадиной или подлизой!

— Помни: нет безгрешных людей. У всех свои недостатки, и если ты дружишь с человеком, принимай его таким, какой он есть. Не пытайся переделать лучшего друга или подругу, не осуждай приятеля за невнимательность и рассеянность. Каждый человек уникален — согласись, если бы все были правильными и идеальными, жизнь стала бы очень скучной!

— Будь честен с окружающими. Люди ценят искренность, поэтому не бойся говорить правду. Одноклассники вряд ли будут верить тебе, зная, что ты постоянно врешь родителям или учителям. Ведь это значит, что с такой же легкостью ты можешь обмануть и их! Общаться с нечестным человеком никому не хочется.

Однако существуют ситуации, когда очень сложно сделать выбор. С одной стороны, в интересах класса сказать неправду взрослому: если твоя ложь может спасти одноклассника от расправы (даже если он и заслужил наказание), сверстники расценят вранье как хороший поступок. А вот если скажешь правду, тебя могут счесть предателем. С другой стороны, никогда нельзя молчать, если над кем-то издеваются.

Что делать, если ты не хочешь лгать, но и правду говорить не выход? В этом случае лучше всего промолчать. Тогда ты не предашь друга. Впрочем, выбор за тобой. Ты сам должен принять решение, кто для тебя важнее — друг или кто-то другой.

— Не давай волю эмоциям! Истерики и слезы никого не красят. Ты же не маленький, чтобы рыдать из-за неудач. Иногда лучше промолчать и гордо удалиться, чем показывать свою слабость. Тогда, по крайней мере, ни у кого не будет повода назвать тебя плаксой.

— Ответственность — прекрасное качество. Всегда держи свое слово! Помни: нет ничего хуже, чем несдержанные обещания. Лучше не берись за дело, если не сможешь его выполнить.

Ответственно подходи к школьным обязанностям. Не увиливай от заданий, если не хочешь казаться безответственным и неспособным принимать решения!

— Будь решительным и смелым, всегда добивайся цели, даже если это трудно. Отвечай за свои поступки: если ты совершил ошибку, исправлять ее должен ты, а не мама или папа.

— Храни доверенные тебе секреты. Не опускайся до сплетен, злословят и сплетничают только подлые люди, трусы и лицемеры, да еще бабки у подъезда. Если ты недоволен поступком человека, скажи ему это в лицо! Ты ведь не трус, чтобы говорить гадости о человеке за его спиной? Не предавай друзей: предательство не прощают!

— Если у тебя есть какие-то убеждения, не меняй их по двадцать раз на дню. Постоянство во взглядах — важное качество! Но и не будь чересчур серьезным. Научись с юмором относиться к своим проблемам, ведь ты помнишь, что смех — лучшее лекарство! Умей посмеяться над собой. Ведь это искусство, которым владеет далеко не каждый. Если ты относишься к себе с юмором, это убивает всякое желание дразниться и насмехаться над тобой. А какой интерес смеяться над человеком, который и сам может посмеяться над собой? И все же не позволяй делать себя посмешищем для класса.

Если ты — отверженный

Но что делать, если, несмотря на все твои усилия и старания, одноклассники не принимают тебя? Если они не просто равнодушны и безразличны к тебе, а издеваются, или, того хуже, опускаются до травли и побоев?

Вот наши советы, если это коснулось тебя.

— Рассказывая о причинах травли, попытайся понять, чем она была вызвана. Если ты действительно совершил какой-то поступок, обидевший или подставивший твоих сверстников, честно расскажи об этом. Так или иначе все тайное станет явным, поэтому твоя объективность и справедливость сейчас тебе только на пользу.

Причем сопротивление ни к чему не приводит. Жертве сразу же напомнят, что она совершила и за что будет наказана. При этом суровость наказания значительно превосходит серьезность проступка. Предлог найден, можно издеваться в полную силу! И ведь на самом деле, иначе как издевательством, травлю не назовешь. Воспитанный человек никогда не опустится до такой низости, и ты не позволяй издеваться над собой!

Если понимаешь, что стал жертвой травли, немедленно обратись за помощью к взрослым. Не бойся рассказать, что над тобой издеваются. Иногда единственным выходом становится переход в другую школу. Помни: просьба об этом не малодушие и не попытка убежать от трудностей! Если ты не хочешь жить в постоянном страхе перед одноклассниками и стать забитой жертвой, это лучший вариант.

Но если перейти в другую школу невозможно, тебе нужно проявить мужество и решительность. Никогда не показывай своим обидчикам, что тебе больно и обидно, иначе они удвоят старания и начнут превращать твою жизнь в ад. В этом случае можно попытаться стать равнодушной к издевательствам. Лиши обидчиков удовольствия видеть твои страдания. Не обращай на них никакого внимания.

Но и молчание — не выход, его могут воспринять как проявление слабости. Если твои вещи отбирают, решительно требуй их назад, если тебя бьют, бей в ответ, не бойся дать сдачи! Возможно, если обидчики увидят, что жертва может показать зубы, удовольствие от преследований пропадет, и травля прекратится.

Если же все безрезультатно и травля не только не прекращается, но уже может нанести серьезный вред твоему физическому и психическому здоровью, не бойся добиваться справедливости! Обращайся в милицию, в прессу, к тем, кто действительно может тебе помочь. Иногда это единственный выход из положения. Помни: ты человек, которого должны уважать, и не позволяй никому издеваться над собой!

Рекомендации учащимся:

21. Составляй план устного ответа.
22. Проверяй себя.
У тебя все получится!

Помни: мы лучше всего запоминаем:
— то, чем постоянно пользуемся;
— то, к чему нам надо будет вернуться (прерванные действия);
— то, что нам нужно;
— то, что мы можем связать с другими нашими знаниями и умениями;
— то, что связано с нашими переживаниями (и приятными, и неприятными).

Метод ключевых слов

Ключевые слова — самые важные в каждом абзаце.
Ключевое слово должно способствовать воспроизведению соответствующего абзаца. Вспоминая ключевые слова, мы
сразу вспоминаем весь абзац.
Читая абзац, выбери для него одно-два ключевых слова.
После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания.
К каждому ключевому слову поставь вопрос, который позволит понять, как оно связано с соответствующим разделом
текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь.
Соедини два соседних ключевых слова с помощью вопросов.
После соединения каждого ключевого слова со своим разделом текста и с последующим ключевым словом образуется
цепочка.
Запиши эту цепочку и постарайся ее выучить.
Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.

Метод "5 П"

1 П — Просмотри текст (бегло)
2 П — Придумай к нему вопросы
3 П — Пометь карандашом самые важные места
4 П — Перескажи текст
5 П — Просмотри текст повторно

Рекомендации учащимся:

Тот, кто его соблюдает, воспитывает в себе силу воли, приучается к дисциплине, ценит и чувствует время, контролирует свой день, даже не глядя на часы.

Если установленный распорядок ничем не нарушается, режим становится настолько привычным, что ты будешь следовать ему не только в будни, но и в праздники, и даже в каникулы.

Итак, если ты учишься в первую смену, отдохни после школы часа два. За Выполнение домашнего задания принимайся не позднее 16 часов. Если ты учишься во вторую смену, не следует спать до обеда. Не нужно тратить на сон самое продуктивное время дня. Составь себе расписание на каждый день и постарайся строго следовать ему.

Тебе приходится много заниматься, и глаза, конечно, устают. Для сохранения зрения очень большое значение имеет правильное освещение. Источник света- то есть твоя настольная лампа – должна находиться слева от тебя, чуть спереди.

Лучше, если лампа будет прикрыта абажуром.

Домашние задания выполняй в определенной последовательности. Начни с того, что потруднее. Сначала делай письменные уроки, а потом – устные. Чтобы не переутомляться, через каждые полчаса делай перерыв. Перерыв используй для того, чтобы сделать несколько гимнастических упражнений. В конце перерыва умойся холодной водой.

Твой сон должен продолжаться не менее 9 часов. Помни: учеба будет успешной только в том случае, если ты отлично себя чувствуешь.

В наши дни трудно обойтись без компьютера. Он есть у многих из вас. Что ж –это не плохо, если ты соблюдаешь некоторые правила, которые помогут тебе избежать вредных последствий излучения от экрана.

Помни, без перерыва за компьютером можно сидеть не больше 30 минут. А в день общее время не должно превышать двух часов, так как переутомление значительно снизит работоспособность. Ты будешь не способен сконцентрироваться на чем-либо важном, повысится раздражительность.

Подумай сам, хочешь ли ты превратиться из жизнерадостного ребенка в болезненного ворчуна? А ведь ты ещё столько интересного в жизни не узнал, многому не научился! А всему виной будет твоё небрежное отношение к своему здоровью.

Рекомендации учащимся:

Мобильные телефоны, появившиеся совсем недавно, очень быстро стали просто необходимой вещью. Но и здесь существуют правила этикета. Они вам хорошо известны: по мобильным телефонам нельзя разговаривать и играть с ними на школьных уроках, во время спектакля в театре, концерта.

Кроме того в музеях и библиотеках их следует ставить на тихий режим,

а разговаривать по ним только в случае острой необходимости и обязательно негромко или выйти из помещения. Мобильный телефон потому так и называется, что передвигается вместе со своим хозяином.

Но вокруг вас находятся люди со своими делами, заботами, проблемами, и поэтому ваш громкий разговор в каком-нибудь тихом месте

может им помешать. Существуют еще и понятия о тактичности. Например, вам купили мобильный телефон со всевозможными функциями,а вашему другу – простой, с малым количеством функций. Будьте тактичными, не хвастайтесь постоянно своим телефоном. К тому же это может привести к тому, что у вас его просто украдут или отнимут.

Нужно быть осторожными, пользуясь телефоном при переходе улицы, при посадке в транспорт и выходе из него. Лучше поговорить, находясь в спокойном месте. Если ваш мобильный телефон звонит, когда вы, например, выходите из автобуса или такси, не торопитесь хвататься за него – можете получить травму, споткнувшись о ступени или попав под проезжающую машину. Если кому-то вы нужны – вам обязательно перезвонят.

Рекомендации учащимся:

Страх отвечать у доски встречается у учащихся разного возраста — как у малышей, так и у старшеклассников, причем у них даже чаще. Понятно, что такой страх очень мешает в учебе, кроме того, несет опасность стать устойчивым свойством — боязнью публичных выступлений в будущем. В чем причины появления такого страха? Иногда — недостаточное знание предмета, иногда — психологические причины. И в том, и в другом случае можно и нужно помочь, выяснив истоки боязни отвечать у доски.

Первым правилом для детей, которые боятся отвечать у доски, должен стать обязательный пересказ приготовленного домашнего задания, причем не только устных предметов, но и письменных: нужно рассказать, как решена задача, на какие правила упражнение и т.д. Старшим школьникам стоит ввести в неизменную привычку составлять план ответа, запоминать его в, отвечая в классе или пересказывая урок дома, стараться придерживаться его. Особенно это эффективно при подготовке большого по объему учебного материала. Оптимально, если такая привычка сформирована в более младшем возрасте — тогда при хорошо подготовленном домашнем задании ученик уверенно чувствует себя у доски.

Если же возникает тревожность, неуверенность, еще не переросшая и устойчивый страх, то ребенку можно посоветовать:

• когда тебя вызывают отвечать у доски, выходи, считая про себя до "пяти;

• представь, что с каждым шагом твоя уверенность в силах прибавляется;

• досчитав, сделай (тихо, незаметно) глубокий вдох и медленный выдох;

• после этого можешь спокойно начинать отвечать.

А вот старшим школьникам можно посоветовать такие приемы борьбы со своим страхом:

• когда тебя вызывают отвечать у доски, постарайся вспомнить свое спокойное состояние, которое было у тебя дома, когда ты пересказывал урок;

• выйдя к доске, скажи себе: "Я спокоен!", сделай глубокий вдох и медленный выдох, прими непринужденную позу и начни ответ, при этом следи за своим голосом, старайся говорить спокойно, уверенно;

• обязательно после ответа оцени: что было хорошего, что не получилось, над чем придется поработать.

Как помочь ученику 1-4 классов преуспеть в учебе

Поддержка родителей – главный секрет успеха детей во время учебы в начальных классах. Рассмотрим 10 способов, как родители могут помочь своим детям преуспеть в учебе.

1. Посещайте родительские собрания

Дети лучше учатся в школе, когда родители вовлечены в их школьную жизнь. Родительские собрания в начале учебного года – хороший повод познакомиться с учителями вашего ребенка и узнать их ожидания. На родительских собраниях иногда присутствует завуч школы. От него вы можете узнать о нововведениях в школьной программе и о том, что ждет школу в грядущем учебном году.

Собрания проводятся и в течение учебного года. Посещая их, вы получаете возможность обсудить с учителем успеваемость вашего ребенка. Вместе вы можете сформировать стратегию, которая поможет ребенку повысить успеваемость. Если вы будете посещать все родительские собрания, ребенок поймет, что вы узнаете обо всем, что происходит в школе.

Если у вашего ребенка есть особые потребности в обучении, вы можете договориться с учителем об отдельной встрече, чтобы обсудить с ним этот вопрос.

Помните, что в течение всего учебного года вы можете обращаться не только к учителю вашего ребенка, но и к администрации школы.

2. Посещайте школу лично и заходите на ее сайт

Зная, как обустроена школа, где находится класс ребенка, столовая, спортзал и т. д., вы лучше будете понимать рассказы ребенка о том, как прошел его день. Вам будет полезно узнать, где находится кабинет директора, медпункт, спортзал, детская площадка и другие помещения, в которых бывает ребенок в течение дня.

На сайте школы вы можете узнать такую информацию, как:

  • расписание уроков;
  • телефон школы;
  • информацию о предстоящих мероприятиях (например, экскурсиях) и т. д.

Некоторые учителя ведут свои собственные сайты, на которых вы можете найти полезную информацию и дополнительные материалы, которые ребенок может использовать для подготовки.

3. Помогайте ребенку с домашними заданиями

Домашние задания в младших классах – одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются дети. Однако они помогают ребенку развить ответственность и дисциплину. Эти навыки будут для него полезными в будущем. Вы можете помочь ребенку в выполнении домашних заданий, создав ему условия для учебы. Ему подойдет любое хорошо освещенное, удобное и тихое рабочее место, в котором есть все необходимые для учебы принадлежности. Когда ребенок учит уроки, его ничто не должно отвлекать: например, в комнате не должен работать телевизор. Также вы должны установить время, на протяжении которого ребенок должен делать уроки и не отвлекаться ни на что.

Устанавливая ребенку время на выполнение домашних заданий, руководствуйтесь правилом: выделяйте 10 минут на каждый класс школы. Например, если ребенок учится в четвертом классе, для выполнения домашнего задания выделяйте 40 минут. Если ребенку требуется гораздо больше этого времени, поговорите с учителем.

Пока ребенок учит уроки, будьте готовы пояснять ему задания, подсказывать, отвечать на вопросы и проверять выполненные задания. Но ни в коем случае не поддавайтесь соблазну делать задания за ребенка. Учиться на своих ошибках – это часть учебного процесса. Не лишайте ребенка этого.

4. Подготовьте ребенка к учебе в школе

Питательный завтрак придаст ребенку энергии перед учебным днем. Дети, которые завтракают перед выходом из дома, лучше могут сконцентрироваться на учебе и реже жалуются на плохое самочувствие.

Завтрак школьника должен состоять из продуктов, богатых клетчаткой и белками. Уровень сахара в них должен быть низким. Если ребенок не успевает позавтракать, дайте ему с собой фрукты, орехи, йогурт или бутерброд с арахисовым маслом и бананом. Во многих школах предусмотрено питание в первой половине дня.

Детям также необходимо достаточное количество сна, чтобы сохранять концентрацию в течение всего учебного дня. Большинству детей требуется 10-12 часов сна в сутки. Недостаток сна может быть по разным причинам: из-за учебы, занятий спортом, внеклассных мероприятий, компьютерных игр и т. д. Недостаток сна может вызвать раздражительность или гиперактивность, а также рассеивать внимание детей. Очень важно, чтобы дети вовремя ложились спать перед учебным днем.

Вечером ребенок должен иметь достаточно времени, чтобы расслабиться перед сном. В это время ребенок не должен смотреть телевизор или сидеть за компьютером.

5. Развивайте в ребенке организованность

Когда дети организованы, они могут концентрироваться на учебе и не отвлекаться на посторонние вещи.

Что означает элементарная организованность для ребенка? Если речь идет о выполнении домашних заданий, у ребенка под рукой должна быть тетрадь, учебник и необходимые учебные принадлежности.

Проверяйте дневник ребенка каждый вечер, чтобы понимать, что ему задавали на дом. Проверяйте домашние задания, когда ребенок их выполнит. Научите ребенка поддерживать порядок на своем рабочем месте, чтобы он быстро мог найти необходимые принадлежности. Также будет полезно научить ребенка составлять список дел, чтобы он мог правильно распределять свое время и расставлять приоритеты.

6. Научите ребенка учиться

Выполнение заданий, за которые ребенок получает оценки, может пугать его. Учителя предполагают, что родители будут помогать ребенку в первые годы учебы. Если вы научите ребенка учиться, это сформирует у него полезную привычку на долгие годы.

В начальных классах дети пишут контрольные работы по математике и другим предметам. Узнайте заранее даты контрольных работ, чтобы вы помогли ребенку подготовиться заблаговременно, а не накануне самой контрольной. Напоминайте ребенку, чтобы он выполнял все домашние задания, которые ему задают в школе.

Научите ребенка разбивать большие задачи на более мелкие, чтобы он не переутомлялся. Вы также можете научить его запоминать новую информацию. Помните, что ребенок должен делать перерыв после каждых 45 минут учебы – так он сможет эффективно запоминать и обрабатывать информацию.

Если учеба и подготовка к контрольным работам вызывает у ребенка сильный стресс, обсудите это с учителем или школьным психологом.

7. Изучите школьные правила

В некоторых школах есть определенные правила, которые включают в себя дресс-код, правила поведения, использование электронных устройств в школе и т. д. Важно, чтобы ребенок знал, какого поведения от него ожидают в школе и что его ждет в случае, если он нарушит правила. Младшие школьники легче всего привыкают к школьным правилам, если таких же правил придерживаются дома. Так ребенок воспринимает школу как безопасное место – такое же, как дом.

8. Принимайте участие в школьной жизни

Независимо от того, в каком классе учится ребенок, родители должны принимать участие в его школьной жизни. Например, родители могут посещать школьные мероприятия, в которых участвуют их дети, или сами принимать в них участие. Однако перед этим поговорите с ребенком. Если ребенок стесняется вашего присутствия или участия в мероприятиях – не посещайте их открыто. Дайте понять ребенку, что вы не собираетесь шпионить за ребенком – вы просто хотите помочь ему и школе.

Вот несколько способов, с помощью которых родители могут поучаствовать в жизни школы:

  • сопровождать детей во время школьных экскурсий;
  • принимать участие в организации школьных праздников;
  • посещать родительские собрания;
  • участвовать в родительском комитете класса;
  • посещать школьные концерты, спектакли и т. д.

Даже если вы будете уделять минимум времени таким занятиям, ребенку это очень понравится.

9. Серьезно отнеситесь к посещению ребенком занятий

Ребенок должен оставаться дома, если он болен (например, если у него проявляются такие симптомы, как повышенная температура, тошнота, рвота или диарея). Если ребенок апатичен, жалуется на плохое самочувствие или отсутствие аппетита, возможно, ему тоже лучше остаться на один день дома. В других случаях ребенок должен ходить в школу каждый день. Если ребенок будет пропускать занятия, необходимость наверстывать упущенное может вызвать у него сильный стресс.

Если ребенок вынужден пропускать учебу из-за болезни, обязательно узнавайте у учителя, какие темы они проходят в классе и какие задания задают на дом.

Иногда дети не хотят идти в школу из-за того, что им плохо дается какой-либо предмет, а также из-за проблем с одноклассниками или даже учителями. От этого у ребенка могут появиться настоящие симптомы, такие как головные боли или боли в животе. Если вы подозреваете, что ребенок не хочет идти в школу из-за подобных проблем, поговорите с ребенком и, возможно, с учителем. Так вы лучше поймете, что вызывает у ребенка беспокойство. Также может помочь школьный психолог.

Контролируйте, чтобы ребенок ложился спать вовремя. Если он ложится спать поздно, утром он чувствует себя уставшим в течение дня. Также ребенок должен придерживаться постоянного режима сна.

10. Поговорите с ребенком о школе

Обычно ученики младших классов охотно рассказывают о том, что происходит у них в классе. Вероятно, вы знаете, какие книги читает ребенок и какие темы он проходит по математике. Но иногда родители настолько заняты, что забывают расспросить ребенка о его успехах в школе. Находите время, чтобы поговорить с ребенком. Он должен знать, что его школьная жизнь важна для вас. Когда дети знают, что родители интересуются его учебой, он начинает серьезнее относиться к урокам.

Общение – это двунаправленный процесс. То, как вы общаетесь с ребенком и слушаете его, влияет на то, как он реагирует на ваши слова. Когда ребенок рассказывает вам о своем дне в школе, внимательно слушайте его, поддерживайте визуальный контакт и ни на что не отвлекайтесь. Обязательно задавайте ребенку уточняющие вопросы.

Вы можете разговаривать с ребенком во время семейных ужинов, во время поездки на машине (зрительный контакт в этом случае поддерживать не нужно), прогулок или когда вы стоите в очереди в магазине.

Первые годы учебы – важный период для родителей. Они поддерживают своего ребенка в то время, как он делает первые шаги в своей школьной жизни. Помощь родителей закладывает основу для развития ребенка в этом возрасте.

Читайте также: