Рекомендации для начальной школы по русскому языку

Обновлено: 05.07.2024

Вы не можете посетить текущую страницу по причине:

  1. просроченная закладка/избранное
  2. поисковый механизм, у которого просрочен список для этого сайта
  3. пропущен адрес
  4. у вас нет права доступа на эту страницу
  5. Запрашиваемый ресурс не найден.
  6. В процессе обработки вашего запроса произошла ошибка.

Пожалуйста, перейдите на одну из следующих страниц:

Если проблемы продолжатся, пожалуйста, обратитесь к системному администратору сайта и сообщите об ошибке, описание которой приведено ниже..

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию познавательной активности младших школьников на уроках русского языка

Обучение русскому языку рассматривается как один из основосоставляющих проанализировав компонентов языкового образования в преимущественно единстве с развитием речи, совершенствованием учебно-познавательной деятельности, формированием дополнительно личностных качеств школьника. Языковое непосредственно образование - категория более емкая существенно по своей структуре, содержанию проанализировав и функциям, чем обучение преимущественно русскому языку. В последние соответственно годы данный подход становится дополнительно все более выраженным в непосредственно школьной практике. Есть все существенно основания признать, что современное проанализировав начальное языковое образование развивается преимущественно как интегрированное (т.е. объединяющее в соответственно одно целое несколько составляющих), дополнительно а поэтому становится все непосредственно более развивающим.

В настоящее время меняется не только содержание образования, но и структура предметов, методы и приемы, технология их преподавания, ориентированные на идею гуманизации процесса обучения и формирования гуманитарного мышления. Приобретают особую значимость исследования, способствующие реализации познавательной и творческой активности ученика в учебном процессе.

Развитие познавательной существенно активности у младших школьников проанализировав возможно как на отдельном преимущественно этапе урока, так и соответственно в целостной классно-урочной системе дополнительно работы, в консультативно-разъяснительной работе непосредственно с родителями.

Применяя различные формы и приемы в процессе обучения, педагогу следует учитывать индивидуальные особенности учащихся, их отношение к предмету, степень трудности вопросов и заданий. Ему следует тщательно подходить к подбору материала, учитывать в практике работы, что занимательные задания воздействуют на воображение ребенка, образные представления, чувства, а другие – обостряют и углубляют наблюдательность, требуют сообразительности, умения привлекать изученный материал, пользоваться дополнительной литературой.

Использование методов и форм обучения, направленных на активное восприятие детей, их комбинация имеют большое значение, а развитие познавательной активности на уроках русского языка повышает качество обучения.

Что бы существенно повысить познавательную деятельность и проанализировав интерес к обучению на преимущественно каждом этапе урока, необходимо соответственно профессионально использовать различные методы дополнительно и приемы работ, такие непосредственно как: дифференцированный подход в существенно обучении, самостоятельная работа на проанализировав уроке, проблемные вопросы, игровые преимущественно ситуации, эмоциональное воздействие, поощрения. соответственно Но для удовлетворения этих дополнительно потребностей, которые являются источниками непосредственно активности личности, учитель обязан существенно создать условия. При их проанализировав использовании значительно повышается познавательный преимущественно интерес учеников к русскому соответственно языку; урок становиться более дополнительно насыщенным, ярким, необычным, эмоциональным; непосредственно активизируется их учебно-познавательная деятельность. существенно От творчества и профессионализма проанализировав учителя зависит разнообразие форм преимущественно и приемов работы на соответственно уроках русского языка.

Формирование познавательной деятельности основывается на использовании игровых, личностно – ориентированных, коммуникативных, проблемных технологий Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, С.Н. Лысенковой через разработку системы использования загадок, кроссвордов, ребусов по различным темам изучения русского языка, использования нетрадиционных форм уроков.

В дополнительно процессе обучения могут использоваться непосредственно игры, которые превращаются в существенно категорию дидактических, где процесс проанализировав образования погружен в процесс преимущественно общения, а активность учеников соответственно в некоторых случаях даже дополнительно превосходит активность учителя. В непосредственно них входит использование увлекательного существенно дидактического материала (игры, кроссворды, ребусы, проанализировав загадки), поощрение, введение проблемных преимущественно ситуаций, проведение нетрадиционных форм соответственно уроков, самостоятельная работа, работа дополнительно в парах, в группах. непосредственно Обучение детей проводится на существенно основе традиционной системы, но проанализировав творчески корректируется с учётом преимущественно возможностей и способностей детей соответственно данного класса.

При подготовке к урокам получения новых знаний, в учениках необходимо пробудить активное восприятие. Для этого применяются средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые способствуют лучшему усвоению материала.

При разработке методических рекомендаций для формирования познавательной активности младших школьников на уроках русского языка руководствовались следующими принципами:

· ориентация обучения на свободу ребёнка и его самоопределение;

· создание атмосферы взаимопонимания, взаимоуважения;

· стимулирование творческой и познавательной деятельности;

· доступность в преподаваемом материале;

· логическое построение объяснения нового: от простого к сложному;

· принцип целостного построения о мире;

· использование здоровье сберегающих технологий.

Для поддержания познавательной активности учащихся, обеспечивающей достижение целей обучения в своей практике необходимо использовать разнообразные формы и методы организации деятельности учащихся: нетрадиционные уроки (урок КВН, урок Брейн-Ринг, урок – сказка, урок – путешествие), внеклассные мероприятия.

Методические рекомендации

1. Использовать дифференцированный подход на уроках русского языка необходимо начинать с первого класса. Применяются различные способы дифференциации, которые могут быть использованы на всех этапах урока: систематически при проверке домашнего задания, при закреплении, при повторении. Они предполагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, трудности, объему. Объяснение нового материала должно строиться для всех одинаково, то есть всем предоставлять возможность учиться в одинаковых условиях. Закончить объяснение нового материала образцовым ответом с использованием опорных схем, таблиц, графического изображения. Использовать наглядные, дидактические материалы в большом количестве.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.

Дифференциацию на уроках русского языка веду по четырем основным направлениям:

1) По уровню сложности заданий на одно правило.

2) По категориям отрабатываемых правил.

3) По уровню развития письменной речи.

4) По уровню овладения видами разборов.

2. Урок русского языка можно начинать с орфографической разминки, которая развивает познавательную активность и помогает добиться хороших результатов. Для нее подбираются стихи, отрывки из сказок, рассказов. Дети выразительно читают, а затем работают над орфограммами (см. приложение З). Здесь предлагаем различные виды заданий:

1) Найти в тексте слова на заданную орфограмму, назвать её и проверить.

2) Сгруппировать слова по орфограммам.

3) Продолжить ряд слов словами из текста.

4) Например: старик, ловил,…

рыбка, сапожки,…

вьюга, друзья,…

свечка, точка,…

5) На какую орфограмму нет слов в тексте.

6) Найти слова с двумя, тремя орфограммами.

3. Для развития орфографической зоркости используется письмо с комментированием (см. приложение И). Рекомендуем проводить его так:

1. диктовать предложение орфоэпически;

2. один из учеников (вначале лучший по успеваемости) проговаривает слово по слогам орфографически;

3. он же комментирует слово (объясняет правописание);

4. если ученик затрудняется объяснить правописание слова, его заменяет другой;

Комментированное письмо объединяет три действия (мыслю, говорю, записываю), обеспечивает обратную связь: даёт возможность контролировать уровень знаний учащихся, вовремя заметить отставание, обеспечить продвижение в овладении знаниями и практическими навыками.

После изучения той или иной темы программы предлагаются детям различные карточки для индивидуальной работы. Содержание текстов, помещенных в карточках, способствует расширению детского кругозора, вызывает интерес к учению, учит мыслить, наблюдать.

5. На уроках русского языка для активизации познавательной деятельности учащихся рекомендуется использование выполнение самостоятельной работы, для которой отводится особое место на уроке, так как она требует интенсивной работы детского ума. Часто на уроке учащиеся выполняют несколько видов самостоятельной работы, каждый вид работы обязательно проверяется. Формы для проверки работ рекомендуем использовать разные: самопроверка, взаимопроверка, сверка с доской, с помощью сигнальных, цифровых, буквенных карточек.

6. Для активизации работы учащихся на уроках русского языка рекомендуем работу в парах. Например, для проведения работы диктанта в парах заготавливаются разные тексты. Каждому давался индивидуальный текст. Первый ученик читает текст по предложениям, а второй пишет. После этого они меняются ролями. Затем они меняются тетрадями и без карточки проверяют написанный диктант. Вторично проверяют диктанты по карточкам, но уже вместе. Допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор. В конце ученики берут друг у друга тетради и ставят карандашом оценку.

Данная работа может быть интересна педагогам начальной школы, работающим по любой образовательной программе или системе. Материал может использоваться как на уроках при изучении определённых тем, так и во внеклассной работе, на факультативах, внеурочных занятиях и т.д.

ВложениеРазмер
metodicheskie_rekomendacii_konkurs.docx 118.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15

к изучению отдельных тем

в начальной школе

учитель начальных классов

2. Слово как лингвистическая единица………………………. 4

Данная работа может быть интересна педагогам начальной школы, работающим по любой образовательной программе или системе. Материал может использоваться как на уроках при изучении определённых тем, так и во внеклассной работе, на факультативах, внеурочных занятиях и т.д.

Задача учителя - помочь ребёнку быть грамотным: овладеть навыками правописания, произношения, стилистики. Грамотное владение родным языком – основа человеческой культуры, наше наследие. Однако все мы сталкиваемся с трудностями. Несмотря на все наши усилия, количество грамотных учеников невелико. Учащиеся неплохо овладевают навыками при изучении правил, могут пользоваться ими, применять. Но по прошествии времени после изучения темы навык у большинства учеников ослабевает.

Причина этого, на мой взгляд, кроется в том, что у учеников формируются отдельные знания правил, представлений о языке, но нет общей картины языка – как системы, где каждое понятие - только звено единого целого. Поэтому мне кажется важным связать все звенья в одно целое и представить целостную картину языка , со своими законами, правилами, исключениями, дать способ получения, формирования того или иного понятия. Имея представление о языке в целом, о взаимосвязи всех его областей, понятий, педагог может выстроить процесс обучения учащихся, найти нужный ход в любой нестандартной ситуации на уроке, чтобы сформировать нужные лингвистические понятия, умения, навыки. Надеюсь, данная работа поможет педагогам и учащимся систематизировать свои знания о языке и применить их на практике.

СЛОВО КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА

Так, начиная с первых уроков обучения грамоте (добукварный период) у детей формируется понятие о слове как лингвистической единице , которая одновременно может быть частью системы ( как смысловая единица – составляющая более крупной единицы языка – предложения и высказывания, т.е. слово входит в состав предложения и высказывания ) и самой системой ( как материал языка – крупная величина для меньших звучащих величин – слога и звука, слово может делиться на слоги, в нём можно выделять звуки и буквы для их обозначения).

Данный подход формирует понятие о взаимозависимости всех единиц языка

и имеет выход на :

лексическое значение слова

что данное слово обозначает по словарю

выход на понятия частей речи

( род, число, время)

связь слов в предложении

выход на роль в предложении на синтаксис , пунктуацию

понятие о звуках даёт представление о соответствии звуковой и буквенной записях, что имеет выход на понятие орфограммы и типы орфограмм в зависимости от позиции

даёт представление о составе слова - морфе- мах (смыслоносителях и уточняющих значение : корень, приставка, суффикс, окончание). При этом предусматривает выход на многозначность слов, омонимию, синонимию , антонимию , а так же на семьи слов (родственные слова) . Что в свою очередь даёт выход на способы проверки орфограмм.

Таким образом, в первом классе закладываются все основные понятия грамматики. В дальнейших классах происходит наполнение рамок этих понятий содержанием.

Например, 1 класс. Ситуация:

Учитель : - Ребята, сравните слова ДОМ и ДОМИК. Какое из слов

больше и почему ?

Ученик : - ДОМИК больше, чем ДОМ, потому что в нём 5 букв и 5

(на доске - запись, составленная детьми:

Ученик : - ДОМ больше, чем ДОМИК. Потому что ДОМ – большое

жилище, а ДОМИК – маленькое.

В данной ситуации оба ученика правы, но подходы к словам у них разные. Один из них говорит о фонетическом значении ( о количестве звуков и обозначении их буквами), другой - о лексическом значении слов (размер жилища: маленькое или большое). Разворот содержания от этого может быть различным . Продолжая мысль первого ученика, речь пойдёт о соотношении звука и буквы, то есть о фонетическом строении слова и его графическом воспроизводстве. Если продолжать мысль второго ученика о лексическом значении слова, ситуацию можно развернуть иначе:

Учитель: - Почему эти слова различаются? Что общего у этих слов и

Ученики: - У этих слов общая часть ДОМ, а разное : у слова ДОМИК

На доске - модель:

Учитель: - Молодцы, именно эта часть -ИК позволила нам сделать из

большого дома маленький домик. (на доске фиксируется

То есть идёт выход на словообразование, на морфемы слова, значимые части, уточняющие смысл.( Но если на уроке необходимо рассмотреть только одну сторону слова, то учитель предлагает другие варианты рассмотреть позже, на других уроках.) Так, одной ситуацией мы закрепляем в учениках представление о многогранности слова, его принадлежности к разным областям грамматики и их взаимосвязанности.

Таким образом, в первом классе закладываются все основные понятия грамматики. К концу первого класса у учащихся должна сложиться общая картина языка, где основная единица – СЛОВО ( см. схему №1).

В дальнейших классах происходит наполнение рамок этих понятий содержанием. Формируются целые блоки понятий. Некоторые из них предлагаю вашему вниманию.

Важное место в изучении русского языка занимает понятие ОРФОГРАММА как показатель грамотности и культуры человека.

Если систематизировать это понятие и показать его в модели (схеме), то все орфограммы языка можно разделит на две группы:

А) Орфограммы, связанные с фонемой (обозначение звука буквой),

Б) Орфограммы, не связанные с фонемой (правила написания высказываний, предложений и т.д.)

Так к орфограммам группы Б относятся :

  1. имена, отчества, фамилии людей;
  2. клички животных;
  3. географические названия;
  4. названия газет, журналов, транспорта и т.д
  1. Пропуск между словами в предложении.
  2. Перенос слов.
  3. Знаки препинания .
  1. В конце предложения в зависимости от цели высказывания;
  2. Прямая речь, диалог;
  3. Однородные члены предложения;
  4. Сложные предложения.

Орфограммы группы А можно разделит на две группы :

  1. Орфограммы сильной позиции
  2. Орфограммы слабой позиции

Следовательно, к орфограммам сильной позиции можно отнести случаи ошибкоопасных мест, требующих запоминания, действий по правилу:

(жи - ши, ча - ща, чу – щу, це)

(работает правило : если в корнях родственных слов встречается чередование звуков [0//и], обозначаем их буквой Ё, если слышим один звук [о], обозначаем его буквой О)

(работает правило : в сильной позиции, т.е. под ударением, пишем О, в слабой позиции – Е)

(работает правило : если [ЦИ//ЦЫ] встречается в конце слова – пишем сочетание с буквой Ы (ЦЫ) – куп цы , молод цы , колод цы . Если [ЦИ//ЦЫ] встречается в середине слова – пишем сочетание ЦИ – ци рк, ци ркуль, ци линдр. Исключения: ЦЫГАН, ЦЫПОЧКИ, ЦЫПЛЁНОК, ЦЫЦ)

( работает правило : Ь,Ъ обозначают звук [й , ] после согласного перед гласным. Поэтому для обозначения данного звука в корне используем Ь, а после приставки перед корнем – Ъ)

(работает правило : мягкий знак после шипящих ПИШЕМ :

  1. в словах, называющих предметы (именах существительных), единственного числа женского рода ( мышь, ночь, вещь );
  2. в словах, называющих действия (глаголах), 2 лица единственного

числа ( бежишь, поёшь, живёшь);

  1. в словах, называющих действия (глаголах) – инфинитивах ( беречь, жечь)

мягкий знак после шипящих НЕ ПИШЕМ:

  1. в словах, называющих предметы (именах существительных) единственного числа мужского рода ( калач, мяч, плащ);
  2. в словах, называющих предметы (именах существительных) множественного числа родительного падежа ( много задач, нет туч )
  1. Удвоенная согласная (смотри по словарю)

Для орфограмм слабой позиции подходит универсальный способ проверки – ПИШИ ПО СИЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ. Этот закон письма подходит для всех морфем: корня, окончания, приставки, суффикса. Для пользования этим законом нужно выполнить несколько шагов :

1. Определить в какой части слова встретилась орфограмма .

2. Если орфограмма в корне, то способ проверки следующий:

- изменить слово по числу, падежу, времени ( д_ма – дом (Ч),

г_ра – гор (П ), б_жал – бегает (В)) ;

- подобрать родственное слово ( м_ряк, м_рской - море)

3. Если орфограмма не в корне, а в окончании, то нужно

определить, что называет слово – предмет или признак. И

воспользоваться проверочными словами

( для слов, называющих предметы (существительных):

стен а , земл я - ж.р. с окончанием –а,- я , стол, конь – м.р., окно,

бельё – ср.р., степь – ж.р. с нулевым окончанием ;

для слов, называющих признаки - (золотой, золотая, золотое,

Окончания слов, называющих действия (глаголов) пишутся по

особому способу – по спряжению .

4. если орфограмма слабой позиции в приставке или суффиксе,

подбираем слово с сильной позицией в приставке или суффиксе.

- правописание существительных с основой, оканчивающейся на -ий : санаторий, гербарий, коллекция, гимназия, исключение. Падежные окончания этих слов не будут совпадать с окончаниями проверочных слов (стена, стол, окно, степь);

-правописание окончаний прилагательных мужского рода единственного числа именительного падежа. Так, в слабой позиции пишем окончания -ЫЙ, -ИЙ (красн ый , син ий ), хотя в проверочном слове окончание –ОЙ (золот ой );

- правописание окончаний прилагательных мужского и среднего рода единственного числа родительного падежа -ОГО, -ЕГО

Всё выше описанное представлено в схеме 2.

Если рассматривать данную схему с точки зрения её наполнения, то картина может выглядеть следующим образом:

1 класс. Знакомство с орфограммами сильной позиции (правописание букв А,У,Е,И после шипящих (жи - ши, ча - ща, чу – щу); правописание И,Ы после Ц; правописание О//Ё после шипящих в корне; обозначение мягкости согласных, Ь и Ъ разделительные)

2 класс. Знакомство с орфограммами слабой позиции. Цель данного блока – научиться видеть ошибкоопасные места в корне слове (слабые позиции), выделять их и находить способ правильного их написания . Овладев способами проверки по словарю, по правилу, учащиеся знакомятся со способом проверки по сильной позиции :

изменение слова (при этом происходит знакомство с морфологией – морфологическими признаками слова: род, число, падеж; время, лицо);

подбор родственного однокоренного слова (при этом формируются такие понятия , как семья родственных слов, словообразование (состав слов: окончание, основа, корень, аффиксы).

3 класс. Продолжается знакомство с орфограммами слабой позиции , но уже не в корне , а в других частях слова: окончании, приставке, суффиксе . В данных позициях способ проверки орфограмм как в корне не подходит. Выходим на новый способ проверки – проверочное слово .

Так, наблюдая за словами, называющими предмет (существительными), а точнее за их окончаниями, вместе с детьми приходим к выводу, что все слова можно разделить на 4 группы : 1) слова женского рода и мужского рода с окончаниями -А,-Я; 2) слова мужского рода с нулевым окончанием; 3) слова среднего рода с окончаниями -О, -Е; 4) слова женского рода с нулевым окончанием. В каждой из этих групп изменение окончания по падежам (склонение) будет происходить одинаково. Поэтому достаточно выделить в каждой группе несколько(1-2) слов , в которых окончания будут в сильной позиции, и по их образцу писать окончания в других словах. Например, слова первого набора (слова женского рода и мужского рода с окончаниями -А,-Я) можно проверять словами стена, земля; слова второго набора (слова мужского рода с нулевым окончанием) – стол, пень ; слов третьего набора (слова среднего рода с окончаниями -О, -Е) – словами окно, бельё ; слова четвёртого набора (слова женского рода с нулевым окончанием) – степь.

Выглядеть это будет так:

В корзин__ - ( корзин а –ж.р.→ стена) –в стен е ′ → в корзин е

С учебник__м - ( учебник –м.р. →стол) – со стол о′м → с учебник ом

Для прилагательных проверочным словом может быть золотой, пустой или местоимённое прилагательное какой. По окончаниям данных слов пишутся окончания других прилагательных.


Методические рекомендации для учителей начальных классов по русскому языку.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №8

г. Тихорецка Муниципального образования Тихорецкий район

Автор: Шаповалова Виктория Викторовна

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Задача учителя - помочь ребёнку быть грамотным: овладеть навыками правописания, произношения, стилистики. Грамотное владение родным языком – основа человеческой культуры, наше наследие. Однако все мы сталкиваемся с трудностями. Несмотря на все наши усилия, количество грамотных учеников невелико. Учащиеся неплохо овладевают навыками при изучении правил, могут пользоваться ими, применять. Но по прошествии времени после изучения темы навык у большинства учеников ослабевает.

Причина этого, на мой взгляд, кроется в том, что у учеников формируются отдельные знания правил, представлений о языке, но нет общей картины языка – как системы, где каждое понятие - только звено единого целого. Поэтому мне кажется важным связать все звенья в одно целое и представить целостную картину языка, со своими законами, правилами, исключениями, дать способ получения, формирования того или иного понятия. Имея представление о языке в целом, о взаимосвязи всех его областей, понятий, педагог может выстроить процесс обучения учащихся, найти нужный ход в любой нестандартной ситуации на уроке, чтобы сформировать нужные понятия, умения, навыки. Надеюсь, данная работа поможет педагогам и учащимся систематизировать свои знания по данным разделам и применить их на практике. Так же этот материал поможет учителю организовать систематическое повторение при подготовке к всероссийской проверочной работе по русскому языку.

Основная цель ВПР– своевременная диагностика уровня достижения обучающимися образовательных результатов; информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения ООП начального общего образования и готовности младших школьников к продолжению образования на уровне основной школы. Специалисты из Рособнадзора сообщают, что подобный тест знаний в школе позволяет психологически подготовить учащихся к экзаменам в старшем классе, в частности к ГИА и ЕГЭ.

Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять. Этим и обусловлен переход от традиционной формы экзамена к экзамену в новом формате, основной задачей которого является обеспечение подготовки выпускников начальной школы к следующей ступени образования.

Приступая к процессу подготовки школьников к ВПР по русскому языку, учитель прогнозирует результат, учитывая индивидуальные способности каждого ученика и организует на уроках систематическое повторение.

Данный материал содержит упражнения, направленные на формирование навыка орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Материал позволит систематизировать знания обучающихся, формировать грамотность письма, учить анализировать, выделять главное, развивать познавательное мышление, коммуникативные навыки, расширять словарный запас, прививать навыки самоконтроля.

Надеюсь, что этот материал поможет учителю организовать свою работу так, чтобы она была ещё более интересной, доступной, чтобы школа стала для детей по-настоящему школой радости.

Мною сформированы следующие учебно-методические материалы:

1) задания для отработки каждого отдельного элемента работы, используемые на орфографических минутках

2) карточки для самостоятельной работы с проблемно-обобщающими вопросами для систематизации полученных знаний по всем разделам русского языка

5) тестовые задания по теоретическому и практическому материалу для контроля полученных знаний,

6) собраны тексты диктантов для отработки орфографической зоркости и выполнения различных заданий на основе данных текстов

7) список методических пособий, которые помогут организовать систематическое повторение для учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по развитию речи многогранна, одним из направлений является обогащение словарного запаса ребят. Предлагаю несколько различных форм для ведения уроков.

Методические рекомендации для уроков русского языка.

Развиваем речь у младших школьников

Уроки развития речи помогают разбудить в обучающихся интерес к русскому языку, поэтому учитель должен стремиться сделать уроки развития речи эмоционально привлекательными, заинтересовать ребят самим процессом работы над словом, научить осознанно относиться к сочинениям, изложениям.

Как уже говорилось выше, работа по развитию речи многогранна, одним из направлений является обогащение словарного запаса ребят.

Я стараюсь вести такую работу на каждом уроке. Общеизвестно, что наиболее распространенным видом словарно- орфографических упражнений являются диктанты. В своей практике я использую следующие виды диктантов:

Зрительный диктант:

Пишу на карточках, доске слов, например: преодолеть, препятствие. Потом мы их проговариваем, выделяем безударную гласную, а затем пишем по памяти.

Картинный диктант:

Показываю карточку-картинку, дети называют изображенный на ней предмет, записывают слово, обозначающее этот предмет, ставят ударение и выделяют безударные гласные.

Буквенный диктант:

Такой диктант быстро проверяется, и дети сразу узнают результат своей деятельности.

Словарный диктант с использованием загадок:

Читаю загадку, дети ее отгадывают и объясняют, по каким признакам они нашли отгадку.

Затем записывают отгадку, выделяя орфограмму.

Не моторы, а гудят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят.

Творческий диктант (лексический диктант):

Заменить развернутое определение одним словом. Например:

Задание: в первом слоге каждого слова находится гласная — О -, не проверяемая ударением. По словесному описанию определить понятие и записать его одним словом.

Горящая куча хвороста (костер).

Пищевые продукты, помещенные в банки (консервы).

Головка капусты (кочан).

Отвар из фруктов и ягод с сахаром (компот).

Застывшая масса из бобов какао с сахаром (шоколад).

Лопата с загнутыми краями (совок).

Задняя часть судна (корма).

Металлический денежный знак (монета).

Задание: по толкованию лексического значения узнать слово, записать, подчеркнув буквы, которые нужно запомнить.

Круглая площадка в цирке, на которой даются представления (арена).

Земельное пространство с определенными границами (территория).

Поезд, пароход или автобус, идущий с высокой скоростью, с остановками только на крупных пунктах или без остановок (экспресс).

Человек одинакового с кем-либо возраста (ровесник).

Изображение природы на картине, в рисунке (пейзаж).

Большое помещение перед входом в общественное здание (вестибюль).

Применяю словарный диктант с использованием сигнальных карточек.

Тщательно изучи предисловие к словарю.

Знакомство со словарём осуществляй по плану:

Характер и содержание словника;

Порядок расположения слов;

Структура словарной статьи;

Правила пользования словарём.

Закрепляя умение работать со словарём, провожу упражнения, основанные на словотолковании на основе словаря.

А) Пользуясь словарём, определите, у каких из данных слов есть омонимы, а какие из них являются многозначными: болеть, броня, везти, величина, дело, дрогнуть, класс, манера.

Б) Какое слово синонимичного ряда может быть выбрано в качестве доминанты? Почему? Проверьте по словарю.

Ум, рассудок, разум, мудрость, интеллект;

Великий, известный, славный, знаменитый;

Предрекать, пророчить, прорицать, предвещать, предсказать.

В) Вспомните 20 пословиц, построенных на использовании антонимов, таких, например, как: больной – здоровый, мягко – жестко, утро – вечер, свет – тьма.

За справками обращайтесь к словарю антонимов.

Кроме словарных диктантов много внимания уделяю упражнениям лексического характера.

Упражнения игрового характера.

В начальных классах преобладающей является игровая деятельность. Цель игры – помочь серьёзный, напряжённый труд сделать занимательным и интересным для школьников. Игры – упражнения развивают память, внимание, сообразительность, общий кругозор детей.

Замени в каждой паре слов синоним – антонимом, а антоним – синонимом.

Например: грусть, тоска (радость); жара, зной (холод).

Предлагаю такие задания не только после работы над сочинениями и изложениями, но и на обычных уроках.

Найти ошибку в выборе слова, типа:

Солдаты (принимали) давали присягу.

(Молодой) юноша признался в том, что хочет испытать себя в спорте.

Исправьте ошибки в употреблении однокоренных слов, заменив одно из них синонимом или частично изменив строй предложения.

Трудно найти человека, который не чувствовал бы чувства гордости за наших спортсменов – победителей.

Он вполне ясно объяснил вам это.

В статье приводится небольшая выписка из письма без подписи.

Исправьте ошибки в толковом словаре Пети Ошибкина:

Западня – квартира с окнами на запад.

Маховик – регулировщик на перекрёстке.

Найди лишнее слово:

Мальчик ушиб колено ноги.

Робинзоны ослабели от недоедания пищи.

Конкурс чтецов будет проходить в феврале месяце.

Многие города были превращены в руины и развалины.

Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

Он написал свою автобиографию.

Правила игры: сверху вниз записывается слово (буква под буквой), рядом – то же слово снизу вверх. Нужно придумать слова, начинающиеся на букву первого столбика и заканчивающиеся на соответствующую букву второго столбика. Ребята по определению должны угадать задуманное слово.

П илотк А (форменный головной убор)

А нтрак Т (перерыв между действиями в спектакле)

Р екто Р (руководитель ВУЗа)

Т арелк А (предмет столовой посуды)

А рхиеписко П( церковный сан)

Часто в конце урока провожу сочинения – миниатюры

Им уделяю особое внимание. Вот примеры некоторых заданий.

Рассмотреть картину и написать небольшой рассказ.

Написать рассказ по данному началу (концу).

Написать рассказ по готовому плану.

Объясните смысл пословицы, поговорки. Напишите сочинение-миниатюру.

Мне представляется, что наиболее полно соединению задач развития речи и знакомства с культурой народа отвечает использование произведений живописи на уроках русского языка.

Картины, воздействуя на органы чувств, дают возможность воспринимать действительность более глубоко, способствуют развитию эмоциональной сферы человека, его мышления и на этой основе формированию мыслительных и речевых процессов. Работа по картине погружает уч-ся в изображаемый художником мир, позволяет реализовать положение о соотношении языка и культуры, коммуникативности и культуроведения.

Предметная сущность живописи дает материал, как для формирования речевых навыков, так и для активации пассивного словаря школьников. Работая над картиной, ребята самостоятельно извлекают факты культуры из содержания картины и находят им словесный эквивалент. Таким образом, картина становится источником обогащения словарного запаса обучающихся прежде всего лексикой, обслуживающей социально-культурную сферу. Работа по картине позволяет соотнести коммуникативные умения с видами речевой деятельности, т.к. она является зрительно-смысловой опорой для построения речевого произведения в устной и письменной форме.

Обучение видам речевой деятельности (говорению и письму) с использованием живописи осуществляется успешнее при помощи языковых упражнений.

Вопросы для первичного восприятия картины:

Что вы видите на картине?

Что изображено в центре картины?

Что вы видите на заднем плане?

Не каком фоне изображены предметы?

Какое время года изображено на картине?

Какой день показал художник?

Что прежде всего привлекло ваше внимание? Почему?

Какие цвета использовал художник?

Какой цвет преобладает?

Кто главный герой картины? Как вы догадались?

Что можно сказать о главном герое?

Почему художник дал такое название картине?

Как бы вы ее назвали?

Нравится ли вам картина? Почему?

Какое настроение она вызывает? Почему?

Для формирования монологической речи целесообразны следующие задания:

Рассмотрите внимательно картину, обратите внимание на…

Составьте предложения на тему этой картины.

Назовите признаки предметов картины (цвет, объем, формы). Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините их в связный текст.

Составьте описание картины по плану, записанному на доске.

Составьте описание картины по опорным словам, записанным на доске (можно попросить определить их самостоятельно).

Выразите свое отношение к картине.

Опишите ситуацию, изображенную на картине.

Составьте план описания картины, выбрав подходящие фразы из предложенных.

На следующем этапе вопросно-ответные упражнения на говорение носят более творческий характер, интеграционный, они объединяют в вопросы частное и общее, содержание и форму, ставятся вопросы, требующие обоснования собственного понимания картины, например:

Почему художник захотел изобразить именно эти предметы? (это время года, этот пейзаж…)

Почему художник использовал контрастные цвета в изображении?

Как художник относится к своим героям? Докажите свое мнение.

К какому жанру живописи вы отнесете эту картину? Почему?

Необходимы упражнения и на развитие воображения, например:

Составьте воображаемый диалог между персонажами картины.

Вообразите дальнейшее развитие событий, изображенных художником.

Расскажите о событиях, которые могли бы предшествовать изображенному на картине.

В роли какого героя вы хотели бы оказаться и почему?

Эти упражнения готовят уч-ся к составлению рассказа или сценария (ролевой игры) по картине.

Читайте также: