Рэгтайм доктороу краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Об авторе

Эдгар Лоренс Доктороу – современный американский писатель. Окончил колледж в Огайо и Колумбийский университет по специальности философия. Работал сценаристом, главным редактором издательства, преподавал в колледже, в университетах Пристона, Калифорнии, Нью-Йорка. Присуждено за литературную деятельность три премии.

Его перу принадлежат знаменитые произведения:

Отец отправляется в экспедицию на север, где их корабль сталкивается с лайнером, переполненным эмигрантами. Дальше повествование ведётся о них, а именно о Мамке, Тяте и Малышке из Ист-Сайда, которые плохо жили и тяжко работали. Мамка переспала с работодателем, из-за чего Тятя поседел от горя и выгнал жену.

Далее идет рассказ об Эвелин Несбит, любовник которой убит ее мужем Гарри Фсоу. Однажды она попадает в район, где живут бедняки, знакомится там с Тятей и его дочерью. Но Эмма Голдмен — знаменитая анархистка, участвующая в митинге — рассказывает кто Несбит такая, чем пугает их, они убегают, а Эмма ведет Эвелин к себе домой. Младший брат Матери (МБМ), преследует Несбит потому что влюблен в неё, и она нисходит до него, но ненадолго. Вскоре ей все надоедает, и она сбегает с другим.

Полиция нападает и разгоняет бастующих рабочих, Тятя с дочерью успевает уехать. В Филадельфии отец Малышки идёт работать в магазин игрушек и изготавливает книжки-мультяшки.
Однажды пианист Колхаус Уокер-Младший, который является любовником Сары и отцом ее ребенка, приходит в дом Отца и Матери. Он делает ей предложение выйти замуж, но Сара отказывается. Его приглашают, и он играет на пианино рэгтайм.

У Отца есть предприятие, изготавливающее пиротехнику, где МБМ руководит отделом, изобретающим и изготавливающим фейерверки. В какой-то момент он разрабатывает фейерверк, который похож на бомбу. У него ощущение, что он в состоянии усовершенствовать вооружение. Он не оставляет попыток найти Эвелин, а затем однажды случайно встречает Эмму Голдмен.

Колхаус попадает в неприятную ситуацию, где ему разбивают машину, а полиция не предпринимает никаких шагов, кроме задержания самого Колхауса. Никто из адвокатов, ни белых, ни черных, не хочет ему помочь, только Отец вносит за него залог.

Шел 1902 год. Президентом Соединённых Штатов был Тедди Рузвельт.
В городе Кью-Рошелл, расположенному в штате Нью-Йорк, а именно, на фешенебельной авеню Кругозора, на одном, из раскинувшихся здесь холмов, стоял дом, с высаженными вокруг него норвежскими кленами. Это был дом одного семейства, в котором был Дед, Отец и Мать, а также Малыш и Младшей брат матери. Сама жизнь этой семьи была преисполнена духовностью и благостью.

По истечении нескольких лет после события с Гудини и его появления около дома семейства, отец отправляется в экспедицию к полису. В открытом море они неожиданно встречают лайнер, который был переполнен эмигрантами и его вид подействовал чересчур удручающе на отца. На полюс, кстати, отец так и не попадет, у него отчего-то постоянно мерзнет пятка.

Обычные иммигранты. Маленькая коморка где-то в Нижнем Ист-Сайде. В этой комнате, маленькой и слегка темной, проживают Тятя, Мамка и Малышка. Они работают не покладая рук, с раннего утра и до позднего вечера. Мамке приходиться уступать пристающему к ней работодателю, для того, что бы получить лишний доллар. Тятя узнает и выгоняет Мамку из дома. От охватившего его горя он становится седым, сумасшедшим стариком.

В суде слушается дело об убийстве архитектора Стэнфорда Уайта. Известная и популярная натурщица Эвелин Несбит, которая была любовницей потерпевшего, принимает участие в этом процессе. В убийстве обвиняют ее мужа - Гарри Кэй Фсоу. Сам процесс послужил поводом создания первой секс-богини в истории Америки. В один из дней, повинуясь очередному капризу, Эвелин заезжает в бедные кварталы, где встречает Тятю и Малышку. Однако во время митинга социалистов, одна ораторша, которая была анархисткой - красная Эмма Голдменн открывает инкогнито Эвелин. Тятя пугается, хватает Малышку и убегает. В это время Эмма Голдменн уводит к себе Эвелин. Младший брат матери, который был тайно влюблен в прелестную Эвелин, следует за женщинами. Когда же Эмма делает Эвелин массаж, Младший брат матери с криком экстаза вываливается из шкафа. Несравненная Эвелин делает его своим любовником, однако в скором времени сбегает, найдя себе очередного. Судебный процесс заканчивается и Фсоу отправляют на психиатрическую экспертизу. Адвокаты Фсоу начинают дело о расторжение брака. Эвелин желает получить миллион, но ей дают только двадцать пять тысяч.

Морган, великий финансист, приглашает не менее знаменитого Генри Форда, который изобрел конвейер, к себе в гости, в знаменитую библиотеку. Именно здесь он размещает произведения искусства, а также книги, скупаемые им по всему миру. В беседе он излагает Форду свою собственную теорию о одарённых личностях. Сам Форд признает вероятность своего священного происхождения. В дальнейшем эти два человека организуют клуб, который будет финансировать определенного рода поиски. Мать неожиданно находит зарытого в землю, однако, еще живого, новорождённого ребенка. Проходит час и в одном из подвалов дома расположенного в квартале напротив, полиция находит молодую черную девушку, имя которой Сара. Мать оставляет саму Сару и младенца в своем доме. Вместе с ними в дом поселяется чувство беды.

В один день в дом Нью-Рошелл входит элегантный черный пианист Колхаус Уокер Младший. Это был отец ребенка Сары. С тех пор он приезжает каждое воскресение и пытается сделать предложение Саре, однако она не хочет его видеть. Однажды его все же приглашают в дом. Отец просит его сыграть, он садится за пианино и начинает исполнять рэгтайм. Все покорены его игрой. В марте Сара соглашается выйти за него.

Младший брат матери стал руководителем отдела фейерверков на предприятия Отца. Последнее его изобретение напоминает бомбу. Он понимает, что мог бы усовершенствовать многие виды вооружений. Однажды, пытаясь найти Эвелин, он попадает на конгресс за поддержку революции в Мексике, после которого, он сходится с Голдмен. Когда он едет домой на поезде, то думает, А не кинуться ли ему под колеса. Сам шум поезда напоминает самоубийственный рэг - рэггайм.

У пожарного депо, в воскресение, путь перекрывают машине Колхауса. Брандмейстер Конклин, говорит, что это частная дорога и за проезд надо платить. Колхаус идет за полицией, но полицмейстер не идет на место происшествия. Когда он возвращается, то видит свой форд сломанным. Колхаус требует починить и помыть его машину. Прибывает полиция. Наступает новый день и Отец вносит залог, после чего Колхауса выпускают. Отец говорит, что бы Колхаус обратился к адвокату. Однако не один из адвокатов не хочет помогать Колхаусу. Белые адвокаты - по тому, что Колхаус негр, а черные - потому, что Колхаус богат. Колхаус пытается обратить в суд, но все тщетно. Сара пытается помочь сама своему жениху и ее крик из толпы, которая встречает вице-президента, привлекает внимание полиции. Отец и Мать нашли Сару в госпитале. Колхаус сутками сидит у ее постели. В конце недели Сара умерла. На деньги, что Колхаус приготовил для свадьбы, он хоронит ее.

Наступает день и он выходит на тропу войны. Он взрывает две станции пожарных. В местной газете он оставляет письмо, в котором настоятельно требует суда над брандмейстером Конклином. Он угрожает террором. В городе наступает хаос. Негры прячутся. Отец идет в полицию и рассказывает там все, что ему известно о Колхаусе.
Младший брат матери был с самого начала на стороне Колхауса. Когда он находит его боевой штаб где-то в недрах Гарлема, он предлагает свои услуги как подрывник. Он бреется и красит лицо жженой пробкой, он хочет быть похожим на молодых помощников Колхауса.

Семейство отправляется в Атлантик-Сити, все хотят быть дальше от этих событий. Мать довольна обществом, которое там собралось. Иностранцы ей кажутся даже более интересными людьми, нежели соотечественники. Она встречает барона Ашкенази, который был преуспевающим кинобизнесменом. Это очередное превращение Тяти. Теперь он хочет, чтобы Малышка забыла их печальное прошлое. Малыш и Малышка становятся друзьями.
Однако история Колхауса не окончена. Отца вызвали в Нью-Йорк.

Колхаус и его подручные проникают в библиотеку Моргана, после чего обещают уничтожить ее. Библиотека заминирована. Полиция устраивает штаб-квартиру в доме расположенном напротив. Прибыл окружной прокурор Нью-Йорка Чарльз Эс Уитмен. Он прекрасно понимает, что его втянули в политически опасное дело. Эмма Голдмен арестовывают и она заявляет поддержку Колхаусу, это заявление попадает в газеты. Самый известный негр своего времени, просветитель Букер Ти Вашингтон, осуждает эту акцию. Он просит разрешения использовать свой авторитет для разрешения ситуации. Великий просветитель Букер Ти Вашингтон и Колхаус встречаются и беседуют, окруженные великими произведениями искусства. Колхаус соглашается сдаться, однако его помощники не должны быть тронуты и Конклин должен починить машину. Приходит телеграмма от Моргана, который требует отдать автомобиль и после повесить Колхауса. Автомобиль вытащили из пруда. Отец пошел в библиотеку как посредник, а после остается там как официальный заложник. Все соратники Колхауса ночью уезжают на отремонтированном форде. После отъезда друзей, Колхаус просит, что бы отец рассказал все о его сыне, с мельчайшими подробностями. Наконец Колхаус выходит на улицу с поднятыми руками, полиция расстреливает его.

Друзья Колхауса дарят Младшему брату матери его форд. На нем он уезжает в Мексику, где принимает участие в революции, там и погибает.

Роман написан в 1975 году. Через четыре года он вышел на русском языке в переводе Василия Аксёнова. Замечательному переводчику удалось сохранить уникальный стиль повествования и безупречный литературный язык.

Ритм музыкального жанра рэгтайма задаёт произведению своеобразное повествование. Роман цикличен. Он словно лоскутное одеяло. Из пёстрых разрозненных отрывков создаётся в итоге цельное полотно.

Необычность книге придаёт также то, что в ней реальные исторические личности пересекаются с вымышленными персонажами. Жонглируя фактами, именами событиями, автор создал уникальное произведение.


Такой особый приём позволяет увидеть исторических личностей с другой стороны, очеловечить их, сделать более живыми. Вымышленные персонажи дополняют картину. Их частная жизнь неразрывно связана с жизнью Америки, её становлением как сверхдержавы.

По мотивам книги в 1981 году снят одноимённый фильм, номинированный на Оскар восемь раз! Режиссёром картины стал Милош Форман. Не менее успешен мюзикл, который идёт на Бродвее до сих пор.

Краткое содержание


США, начало XX века. Президентом в то время являлся Теодор Рузвельт. Действие происходит в городе Нью-Рошелле. В фешенебельном районе проживает семья, членам которой автор не дал имена. Он представляет их как Отец, Мать, Малыш, Дед и Младший Брат Мамы Семейство известно своими благочестивыми, возвышенными нравами.

Спустя много лет, с началом Первой мировой Гудини вспомнит эти слова, как единственно пророческие в его жизни. Через несколько дней после этого случая, Отец отправится в полярную экспедицию, но так и не попадёт на Северный полюс из-за болезни.


По дороге Отец познакомится с эмигрантами на лайнере, направляющемся в Америку — Мамкой, Тятей и Малышкой. Далее, повествование заостряется на них. Мамка, не в состоянии отказать работодателю, переспала с ним, получив за услуги всего один доллар.

Тятя седеет от горя и выгоняет свою жену на улицу вместе с сыном. В другом параллельном сюжете рассказывает о натурщице Эвелин Несбит, попавшей в скандал из-за убийства её любовника мужем. Она считается первой секс-богиней в истории США.

Эвелин эксцентрична и импульсивна. В порыве чувств она заезжает в бедный квартал, где знакомится с Тятей и её Малышкой. Эмма Голдмен, анархистка, предупреждает её об Эвелин и та в ужасе бежит. Голдмен приводит Эвелин к себе домой и делает ей массаж.

Всё время следивший за натурщицей, тайной своей любовью, Младший Брат Мамы (МБМ), прячется в шкафу Эммы. Сцена массажа приводит героя в экстаз и он с шумом выпадает из него. Эвелин снисходит к МБМ, став его любовницей, но ненадолго.

В это время Тятя с дочкой бредёт по дороге, не зная куда. Малышка провожает взглядом Мать и Малыша и на всю жизнь запоминает цвет необычных глаз мальчика. Перед глазами читателей предстают реальные личности: Теодор Драйзер, начинающий писатель, Джей Морган, финансист, и Генри Форд, изобретатель.

Они творят историю нового времени. Автор вкратце рассказывает о вымышленных и реальных героях, о зарождении кинематографа, модельного бизнеса, о проблемах миграции, расизма и новом течении в музыке, регтайме. Сюжет тяжело пересказать, так как в нём переплетены судьбы множества героев. Читайте книгу полностью по ссылке.


Рэгтайм — это музыкальный жанр популярный в писываемое автором время. Переводится слово, как рваное время. Этим объясняется размашистость романа. Эдгар желал охватить как можно больший участок исторической эпохи, опуская многие детали сюжетной линии.

Кстати, рэгтайм считается предшественником джаза. В отличие от Фицджеральда, писавшего о своих современниках, Эдгар Доктороу создал ретророман не пережитого им прошлого.

1902 г. Президент Соединённых Штатов — Тедди Рузвельт.

Город Кью-Рошелл, штат Нью-Йорк. На фешенебельной авеню Кругозора, в доме на холме, обсаженном норвежскими клёнами, проживает семейство — Дед, Отец, Мать, Малыш и Младший Брат Матери (МБМ). Жизнь семейства насыщена духовностью и овеяна благостью.

Через несколько дней после этого происшествия Отец отбывает в полярную экспедицию. В океане их корабль встречает трансатлантический лайнер, набитый иммигрантами. Это зрелище действует на Отца удручающе. Собственно, сам он на полюс так и не попадает, ибо у него регулярно замерзает левая пятка.

Иммигранты: Мамка, Тятя и Малышка. Маленькая комнатёнка в Нижнем Ист-Сайде. Все трое работают с утра до ночи. За лишний доллар Мамка уступает домогательствам своего работодателя. Тятя прогоняет её из дома и от горя превращается в седого сумасшедшего старика.

Известная натурщица Эвелин Несбит участвует в процессе по делу об убийстве своего бывшего любовника архитектора Стэнфорда Уайта. Убийца — её муж Гарри Кэй Фсоу. Этот процесс создаёт первую секс-богиню в американской истории. Однажды, повинуясь капризу, она заезжает в бедные кварталы и встречает там Тятю с Малышкой. Но на митинге социалистов ораторша-анархистка Красная Эмма Голдмен раскрывает её инкогнито. Тятя в ужасе хватает Малышку и исчезает. Голдмен уводит Эвелин к себе. МБМ, тайно влюблённый в Эвелин, следует за ними. Когда Голдмен делает Эвелин массаж, он вдруг с воплем экстаза вываливается из шкафа. Эвелин берет его себе в любовники, но очень скоро сбегает от него со следующим. Судебный процесс над её мужем заканчивается тем, что Фсоу отправляют в госпиталь криминальной психиатрии. Его адвокаты начинают переговоры о разводе. Эвелин назначает цену — миллион, но получает только двадцать пять тысяч.

После злополучного митинга Тятя с Малышкой уезжают куда глаза глядят. Во время очередной пересадки с трамвая на трамвай мимо них проходят Мать и Малыш. Дети встречаются взглядами, и Малышка навсегда запоминает цвет его глаз: голубые с жёлтыми и зелёными пятнами.

Великий финансист Джей Пирпонт Морган приглашает Генри Форда, изобретателя конвейера, в свою беломраморную библиотеку, построенную для размещения книг и произведений искусства, которые Морган скупает по всему миру. Он излагает Форду свою теорию о трансцендентально одарённых личностях. Форд признает возможность своего священного происхождения. Впоследствии они учреждают эксклюзивный клуб, который финансирует определённые поиски. В Нью-Рошелл Мать находит закопанного в землю, но ещё живого новорождённого негритёнка. Через час в подвале дома в соседнем квартале полиция находит очень молодую чёрную женщину по имени Сара. Мать оставляет её и младенца в доме. Вместе с ними в доме поселяется ощущение беды.

В доме в Нью-Рошелл появляется Колхаус Уокер Младший — элегантный, уверенный в себе чёрный пианист. Это отец Сариного беби. С тех пор он ездит каждое воскресенье, делает Саре предложение, но она не желает его видеть. Однажды его приглашают в дом. По просьбе Отца он садится за пианино, исполняет рэгтайм и покоряет всех своей игрой. Только в марте Сара наконец даёт согласие.

МБМ руководит теперь фейерверковым отделом пиротехнического предприятия Отца. Его последнее изобретение сильно напоминает бомбу. Он понимает, что может усовершенствовать многие виды оружия. Пытаясь разыскать Эвелин Несбит, он случайно попадает на конгресс в поддержку мексиканской революции, после которого сходится с Эммой Голдмен. Возвращаясь в Нью-Рошелл между вагонами молочного поезда, он размышляет, не кинуться ли под колеса. Шум поезда напоминает ему звуки рэггайма — самоубийственный рэг.

И вот он выходит на тропу войны. Взрывает две пожарные станции. Оставляет в редакциях местных газет письма, в которых требует суда над брандмейстером Уилли Конклином и ремонта автомобиля. Угрожает террором. В городе начинается паника. Все негры прячутся. Отец отправляется в полицию и рассказывает там все, что знает о Колхаусе.

МБМ с самого начала на стороне Колхауса. Разыскав его боевой штаб в недрах Гарлема, он предлагает свою помощь в качестве взрывника. Бреется наголо и красит лицо жжёной пробкой, чтобы не отличаться от молодых негров — помощников Колхауса.

Семейство отъезжает в Атлантик-Сити, подальше от этих событий. Мать вполне довольна обществом, которое там собирается. Иностранцы ей кажутся более интересными, чем соотечественники. В поле её зрения попадает барон Ашкенази, преуспевающий кинобизнесмен. Это ещё одно превращение Тяти. Теперь его забота — чтобы Малышка забыла все их печальное прошлое. Малышка с Малышом становятся неразлучными друзьями.

Но колхаусовская история продолжается. Отца вызывают в Нью-Йорк.

Доктороу в романе представляет читателям Соединенные Штаты начала прошлого века. Он совершенно далек от идеализации того общества, и точно описывает царившее в то время нравы. Чтобы читатель мог в точности представить реальную атмосферу того времени, автор вводит в произведение известные исторические детали и реально живших людей. На страницах книги можно встретить Гарри Гудини, Генри Форда, Джей Пи Моргана, Эмму Голдмен, Зигмунда Фрейда, эрцгерцога Франца-Фердинанда и командора Пири.

В романе нет основного или основных главных героев. Рассказывая о том или ином событии, Доктороу акцент делает на тех, о ком в данный момент удобнее всего рассказывать. Действующие лица – члены семей, чьи истории проходят через все произведение. Первая семья: Дед, Отец, Мать, Малыш и Младший Брат Матери (МБМ), вторая – семья иммигрантов: Мамка, Тятя и Малышка.

В то время как финансист Джей Пирпонт Морган хвастается Генри Форду великолепием своей беломраморной библиотеки, построенной для размещения книг и произведений искусства, которые он скупает по всему миру, в обычной семье драма. Мать находит закопанного новорожденного чернокожего мальчика, который чудом жив, и забирает его в дом. Когда полиция находит неподалеку в подвале очень молодую женщину по имени Сара, Мать забирает в свой дом и ее.

В дальнейшем появляется и отец этого ребенка, черный музыкант Колхаус Уокер Младший, именно он исполняет на пианино так покоривший всех рэгтайм.

Доктороу выбрал рэгтайм в качестве приметы времени, даже можно сказать – символа эпохи. Когда смешались расизм и социализм, привычки богатых и бедность и нищета иммигрантов, борьба за равноправие женщин, зарождение кинематографа и американского общества массового потребления.

Читайте также: