Рефлексия с птицами для начальной школы

Обновлено: 04.07.2024

Данный конспект будет интересен учителям-логопедам специальных коррекционных школ, работающих с детьми, имеющими ОНР.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Вид используемых на уроках средств ИКТ : универсальная презентация.

  • картинки-изображения птиц (воробей, синица, поползень, дятел, сова, снегирь, клест, свиристель), индивидуальные картинки — пазлы птиц(воробей, синица, поползень, дятел, сова, снегирь, клест, свиристель), мяч, снежинка, презентация.
  • уточнение и систематизация знаний детей о зимующих птицах.
  • Развивать высшие психические функции: внимание, мышление, память;
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Массировать пальцы рук для стимуляции центров речи головного мозга.
  • Развивать тонкие согласованные движения пальцев рук с целью подготовки рук к овладению письмом.
  • Учить вежливости, такту, взаимовыручке, доброжелательному отношению, чувству коллективизма.
  • Учить доброму, заботливому отношению к зимующим птицам.
  • Повышать уровень заинтересованности.

В процессе обучения формировать следующие блоки УУД.

  • внутренняя позиция школьника;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • самоанализ и самоконтроль результата;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • применение методов информационного поиска;
  • способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
  • формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, группе, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • оценка.

Тип урока : урок открытия нового знания.

Ход урока

1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём сейчас урок!

- Давайте подарим друг другу хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.

Постараемся сохранить наше хорошее настроение до конца урока.

2. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, отвечайте поскорей,
Какое время года стоит у дверей? (зима)

- Кому из вас нравится зима? Чем?

- Назовите по очереди признаки зимы и передавая снежинку соседу.

- Отвечая на вопрос — 3има какая?

(Зима — холодная, суровая, снежная, морозная, ветреная, вьюжная, студеная, белоснежная)

- Ребята, посмотрите, перед вами зимний лес. А кто же, интересно, является его зимними гостями? Кто в зимнем лесу гостит? Мы сейчас узнаем!

(Конверт с птицами, собрать пазлы птички)

- Назовите, кто у вас изображен на картинке? (Учитель указывает на картинку с изображениями птиц).

- Как назвать их одним словом? (Птицы)

- Каких еще вы знаете птиц?

- Чем птицы отличаются от остальных животных? (Они умеют летать)

- А что для этого у них есть? (Крылья). Так о ком же мы будем сегодня говорить на уроке? (собрать конверты)

- Птиц, которые улетают в теплые края, называют перелетными птицами. А есть птицы, которые никуда не улетают, а остаются зимовать с нами. Как мы их назовем, кто догадался? Это – зимующие птицы.

- Сегодня на уроке мы поговорим о зимующих птицах.

3. Изучение нового материала.

- Зима. За окном метель, холод, мороз. Зимой птицам приходится очень трудно, так как нет еды. Многие улетают в теплые края. А вот некоторые птицы (воробей, ворона, синица, дятел, сова) остаются зимовать с нами. Их называют, как вы уже сказали, зимующими птицами. Эти птицы могут найти корм в природе. Они разыскивают в коре деревьев спрятавшихся насекомых. Сейчас мы узнаем, что это за птицы, отгадав загадки.

б) Отгадывание загадок.

1. Серый, маленький, смешной
Скачет рядышком со мной.
Ты чирикай веселей,
Мой хороший (воробей).

2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.(Синица)

3. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)

4. Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.(Сова)

5. Птица на суку сидит.
Птица дерево долбит. (Дятел)

6. По стволу вниз головой
Ищет корм свой под корой.(поползень)

7. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё!
Поёт со свистом.(клест)

8. Подбирает он проворно
Кинутые ему зерна
И гнездится на карнизе
Наш любимый (голубь сизый)

- Молодцы! Отгадали все загадки! А сейчас мы с вами поиграем.

Вы мне возвращаете картинку и называете птичку, но только во множественном числе. Например, воробей — воробьи.

Учитель называет разных птиц, ученики показывают, как летают птицы. Если он называет что-то другое, дети должны топать ногами.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны
Галки, макароны…

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки.
Лебеди и утки
И спасибо шутке!

4. Закрепление изученного материала.

- Где мы можем встретить этих птиц! (На улице)

- Но некоторые птицы живут и в лесу. Какие? Назовите их. Сейчас мы с вами отправимся в лес и послушаем голоса разных птиц. Вам нужно попытаться по очереди изобразить голоса разных зимующих птиц.

- Кто так кричит? (Чик-чирик). Так кричит воробей.

- Кто так кричит? (Зинь-зинь-зинь). Так говорит синица.

- Кто так кричит? (У-у-у) сова? Так кричит сова.

- Кто так кричит? (- Клё! Клё! Клё!) Так кричит клест.

- Кто так воркует? (ур-ур). Так воркует голубь.

- Что делает клест ? (клёкает или свистит)

- Что делает голубь? (воркует) Голоса каких птиц вы услышали? (показать птиц у доски)

- Какая птичка не кричит, а стучит? (дятел)

Гимнастика для глаз.

  • красная грудка, голубовато-серая спинка, черная голова и крылья (снегирь);
  • грудка желтая, а головки и крылья черные (синица);
  • маленький, серенький, шустрый, быстрый (воробей);
  • эта птичка стучит по дереву, лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков (дятел);
  • птичка красного цвета с цепкими лапками и характерно крестообразным клювом (клест);
  • эта птица хороший охотник (сова);
  • эта птичка лазает по стволу снизу вверх и сверху вниз, при лазанье на хвост не опирается (поползень);
  • это птица с небольшой головой, тонким клювом, короткими ногами, но очень цепкими пальцами на них (голубь).

- Молодцы! Назовите птичек, которые у нас остались зимовать. Как мы их называем? Птицы – наши друзья. Они украшают наши леса, радуют нас звонкими красивыми песнями. Мы должны любить птиц, заботиться о них. Особенно зимой, когда им очень трудно.

- Подумайте, как мы можем помочь нашим птицам в зимнее время года?

- Сделать кормушку и положить в нее корм.

Чтение учителем стихотворения.

- Давайте птичек тоже покормим, посадим их на нашу кормушку.

5. Подведение итогов урока.

- О ком мы сегодня говорили на уроке? Назовите всех птиц, с которыми вы сегодня познакомились. Как можно назвать этих птиц одним словом? Как можно помочь птицам зимой?

- Какие задания вам понравились больше всего?

6. Рефлексия деятельности.

- Ребята, если вам понравился сегодняшний урок и вы довольны как вы работали, у вас хорошее настроение прикрепите на доску снегиря.

- Если урок вам понравился, но вы не всё поняли, у вас остались вопросы, прикрепите синичку.

- Если вы не довольны собой, урок вам не понравился, прикрепите воробушка.

- Молодцы! Спасибо всем за урок. Я уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц.

7. Домашнее задание.

Сделать с родителями кормушку, повесить её и накормить птиц.

Паутова Татьяна Вячеславовна,
учитель начальных классов, логопед,
ГОУ ЯО Петровская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат V вида,
Ярославская область, Ростовский район, р. п. Петровское

Цели для учителя: создать условия для знакомства с классом птиц как представителем позвоночных животных, содействовать развитию приёмов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение; содействовать развитию умений работать в коллективе, осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности; способствовать развитию внимания и наблюдательности.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы на уроке:

Технологии:
– технология личностно-ориентированного обучения;
– технологии развивающего обучения;
–информационно-коммуникативные технологии.

Методы:
– метод проблемного изложения в обучении;
– частично-поисковый метод обучения.

Способы:
– индивидуальные;
– групповые;
– парные.

Планируемые метапредметные результаты:

  • Личностные: положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.
  • Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
  • Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использование знаковых и графических моделей.
  • Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Планируемые предметные результаты:

  • Воспроизводить ранее полученные знания
  • Осуществлять поиск необходимой информации в книге, статье
  • Создавать коллективный продукт
  • Сравнивать информацию, полученную на уроке с информацией, полученной из собственного опыта, на основе сравнения информации делать выводы и обобщения.
  • Понимать роль и значение класса птиц в природе, в жизни людей;
  • Уметь объяснить способность птиц к полёту;
  • Знать, особенности класса как представителей группы позвоночных животных

Данный урок проводится в классе средних возможностей, но большинство детей, мотивировано на изучение предмета.

Необходимое оборудование урока в соответствии с ФГОС:

  • Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2/ Н.Ф. Виноградова. – 3 изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века).
  • Окружающий мир: 2 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Н.Ф. Виноградова. – 3 изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века).
  • Окружающий мир: 1–2 классы: методическое пособие для учителя / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XX! века).

Цель для учащихся: Формирование понятия класса птиц как представителей позвоночных животных.

  1. Формировать понятие класса птиц как представителей группы позвоночных животных.
  2. Развивать приёмы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение)
  3. Воспитывать любовь к живой природе и экологическую культуру.

Печатные и электронные пособия:

  • конверты с заданиями;
  • таблички – слова: акула, сом, окунь, жаба, лягушка, тритон, саламандра, змея, кобра, крокодил, черепаха, рыбы, воробей; (Приложение 2.)
  • земноводные, пресмыкающиеся, птицы;
  • наличие внутреннего скелета, отношение к пище, способ передвижения, место обитания; (Приложение 2.)
  • информационные карты по земноводным, рыбам, пресмыкающимся; (Приложение 2.)
  • информационные карты для заполнения по птицам; (Приложение 2.)
  • презентация “Птицы” (приложение 1);
  • наглядные пособия: скелет птицы, рисунок строения пера птицы.

Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

Предполагаемые результаты:
– Доброжелательный настрой учителя и учащихся.
– Полная готовность класса к уроку.
– Быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Личностные: готовность к обучению, отношение к учению.

Цель: подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Предполагаемые результаты:
– Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.
– Преемственность и перспективность в постановке целей урока.

– Диана, Надя подойдите ко мне, пока мы будем повторять, вам секретное задание.

(Конверт с заданием:
Классифицируйте животных на три группы: акула, сом, окунь, черепаха, крокодил, змея, тритон, кобра, жаба, саламандра, лягушка.)

– Какой у нас сейчас урок?
– Что такое окружающий мир?
– На какие составляющие его можно разделить?
– Что такое предметы?
– На какие две группы делится природа?
– Что отнесём к неживой природе?
– А к живой природе?

С каким разделом мы познакомились на предыдущих уроках?

– Ребята, животные делятся на группы?
– По каким признакам?
– Животные делятся по наличию внутреннего скелета?
– Животные делятся по отношению к пище?
– Животные делятся по способу передвижения?
– Животные делятся по месту обитания?
– Молодцы!
– Ребята выполняли у нас секретное задание. Вот, что у них получилось.
– На какие групп разделили ребята животных? Проверим?

рыбы амфибии рептилии
акула
сом
окунь
жабы
лягушки
тритоны
саламандры
змея
кобра
крокодил
черепаха

– Чем пользовались при делении животных на группы?

  • Внешний вид
  • Внутреннее строение
  • Способы передвижения
  • Условия жизни (место обитания, пища)
  • Сравните земноводных и пресмыкающихся.

(предполагаемые ответы детей)

Природа и предметы

Предметы – то, что сделано руками человека.

Живую и неживую

Живая природа: бактерии, грибы, растения, животные, человек

Животные делятся по наличию внутреннего скелета, по отношению к пище, по способу передвижения, по месту обитания.

Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

На доске печатные материалы

Цели:
– организовать постановку цели урока;
– организовать составление совместного плана действий;
– определить средства.

Предполагаемые результаты:
– Максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании новых знаний и овладении способами действий.
– Динамика перехода учащихся с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний.

Мне кажется, что не все карточки использовали девочки. Загляните в конверт. Точно, приклеилась к стенке конверта.

К какой группе отнесём?
Надо узнать, кто такой воробей?
Сегодня мы продолжим знакомство с животным миром Земли.

– Кто догадался, с каким классом?
– Тема нашего урока…
– Посмотрите, как их много, какие они красивые, какие разные, но что-то есть общее у них всех.

Что будет являться целью нашего урока?

– На что необходимо обратить внимание, чтобы выявить особенности класса “Птиц”?

  • Внешний вид.
  • Внутреннее строение.
  • Способы передвижения.
  • Условия жизни (место обитания, пища).

Работаем в группе.

Правила работы вы знаете.
Забыли, посмотрите на доску.
Задания для каждой группы на листочках.
Заполняем информационный лист.
При ответе не забудьте проговорить задание.

(Дополнительная информация для 3 группы – способы передвижения.)

Гагары почти никогда не двигаются шагом, и даже к гнезду подбираются чаще всего, вползая на берег на брюхе. В редких случаях, когда эти птицы вынуждены шагать, они выпрямляют корпус, а голову и шею пригибают к земле.

Стрижи, оказавшись на земле, могут только медленно ползти, и многие из них не могут взлететь с ровной поверхности.

Итоги работы групп – информационный лист на доске.

– Вот сколько всего интересного мы узнали о птицах.
– Какой удивительной способностью отличается большинство птиц?
– Какие особенности птиц, позволяют им летать?
– Есть ещё одно хитрое приспособление, позволяющее птицам летать?
– Кто знает какое?
– Воздушные мешки. К какому пункту плана их можно отнести?

Дыхание – воздушные мешки.

– Каковы будут особенности класса птиц?

Дети работают в группах, у каждой своё задание.
Внешний вид (1 группа).
Внутреннее строение (2 группа).
Способы передвижения (3 группа).
Условия жизни (место обитания, пища) (4 группа).

Птицы умеют летать.

Оперенье, крылья, хвост.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации

На доске печатные материалы.

Наглядные пособия:
Скелет птицы (из кабинета биологии).
Конверты с заданиями и информационными картами, которые дети будут заполнять.

На доске печатные материалы.

Слайд выход по 17.

Цель: усвоение нового способа действия

Правильность, полнота, осознанность, действенность знаний учащихся.

Самостоятельность учащихся в выполнении заданий.

Углубление знаний и способов действий учащихся.

Используя информационные карты, определите кто такой воробей?

Тело имеет обтекаемую форму.

Перьевой покров сохраняет тепло.

Передние конечности – крылья.

Не знаем внутреннего строения воробья, но видели, что воробьи летают. Значит, можем предположить, что имеют.

Облегчённый скелет, кости тонкие, заполненные воздухом.

Нет зубов, желудок – перетирает пищу.

Коммуникативные: учиться работать в коллективе, формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение; брать ответственность на себя

Регулятивные: контроль, саморегуляция, коррекция.

Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Предполагаемые результаты:
Активная деятельность класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.

Классификация птиц.

– Сколько птиц в мире?

– Сегодня нашу планету населяют миллиарды птиц.

Интересно. А птиц можно разделить на группы?

По каким признакам?

Можно разделить на группы по отношению к пище, по способу передвижения, по месту обитания.

Животных можно разделить на группы по этим же признакам.

Познавательные: находить в тексте учебника необходимую информацию и работать с ней.

Слайды 10–14

Цель: фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Предполагаемые результаты:
– Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.
– Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

– Что нового узнали?
– Кто сделал открытие, какое?
– Какой удивительной способностью отличается большинство птиц?
– Какие особенности птиц, позволяют им летать?

– Найти, интересны факты из жизни птиц. Например, рассказ о колибри.
Эти сведения вы может найти на дисках, в книгах.

Экология птиц.
– Птицы удивительные, красивые животные.
– Как вы понимаете фразу: “Берегите птиц – они наши друзья!”?

На доске прикреплён шаблон птицы без хвоста, детям раздаются пёрышки красного, жёлтого и зелёного цветов. Пёрышки нужно прикрепить к птице:

Красный – всё получилось, было легко.
Жёлтый – всё получилось, но было трудно.
Зелёный – не всё получилось, было трудно.

Птицы умеют летать.

Оперенье, крылья, хвост.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Цель урока: Закрепить и расширить знания о птицах, способствовать познавательному интересу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

  • Коммуникативные: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий; поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом; понимать и принимать задачу совместной работы (групповой).
  • Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; планировать последовательность операций на отдельных этапах урока.
  • Познавательные: классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Предметные (образовательные): познакомить учащихся с классом птиц; дать представления о разных видах птиц, их строении, среде обитания, образе жизни.

Личностные (воспитательные): познавательные мотивы учебной деятельности; потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке; выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение.

Основные методы: наглядные, словесные, частично - поисковый, проблемно – поисковый, контроль, самоконтроль.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая.
Оборудование: раздаточный материал, мультимедийный проектор, оценочные листы.
Оформление доски:

Итог урока. Рефлексия

Деятельность учителя и учащихся

Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока – игры в котором вы будете принимать участие, спрятана в загадке:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это … (птица)

- С 1923 года в нашей стране отмечается День птиц. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Многие птицы приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых и личинок. А другие просто украшают нашу чудесную и обширную Родину.

- Ваша задача соединить кусочки письма и прочитать названия своих команд, а также выбрать капитана команды. ()

  1. На обсуждение вопроса даётся 45 секунд;
  2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан – поднять руку;
  3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать;
  4. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть некоторое время для обсуждения

Игра будет проходить поэтапно. На каждом этапе вы получите задание, которое надо выполнить быстро и правильно. Члены жюри за каждый правильный ответ будут начислять баллы. По итогам конкурса будет объявлена и награждена команда-победитель.

- Итак, наш урок - конкурс начинается, команды - в путь!

- Прослушайте запись птичьих голосов, попробуйте догадаться, какая птица издает такие звуки? Включаются записи песен петуха, утки, тетерева, глухаря, совы.

Дрозд - это птицы стройного сложения с сильным клювом и крепкими ногами. Длина тела составляет от 17 до 28 см. Дроздовые живут в светлых смешанных и лиственных лесах, гнезда строят на кустарниках и деревьях. В летнее время птицы кормятся насекомыми и дождевыми червями. Начиная с осени дрозды переходят на ягоды. Один раз в год самка откладывает яйца. Обычно кладка состоит из четырех - пяти яиц.

- А теперь проверим, сможете ли вы узнать птиц по изображениям? Названия птиц с картинок вам нужно будет записывать в кроссворд.

1. попугай 8. дятел

2. альбатрос 9. сова

3. синица 10. голубь

4. чиж 11. воробей

5. снегирь 12. журавль

6. ястреб 13. сойка

7. ласточка 14. Цапля

- Прочитайте, что получилось в выделенной строке (птичья столовая). Так называется одна из станций нашего конкурса.

Сойка. Яркая птица сойка живет в лесистой местности. У птицы плотное бежево-коричневое тело, длинный хвост, крепкие и цепкие ноги. Голову украшает круглый хохолок, на крылышках синие с рябью пятна, хвост и крылья на конце черного цвета. Грудка светлее основного окраса. Клюв птицы короткий и крепкий, его края острые.

Вес около 200 грамм, её длина тела – до 40см, а рост 15 см. Днем она занята своими птичьими делами, а ночью спит. Питается в основном растительной пищей, её любимое лакомство – желуди. Весной и летом конечно выбор пищи намного больше, это ягоды, семена и зерна, насекомые.

- Ребята, как вы думаете, форма клюва зависит от образа жизни и питания у птиц?

Перед вами лежат карточки с изображением птиц, постарайтесь догадаться, чьи это клювы и прикрепляйте картинку с кормом.

Снегирь - ягоды рябины

Синица - насекомых, сало, зерно

- Я называю птиц, если перелетных – вы машете руками, если зимующих – приседаете на корточках.

– Синица, ласточка, журавль, воробей, сорока, скворец, соловей, жаворонок, галка, дятел, грач.

- Ребята! Сейчас я вам нарисую словесный портрет одной птицы. По моему описанию вы должны догадаться, о какой птице идет речь.

- Эта птичка днем скрывается, а с наступлением темноты вылетает на охоту. Возвращается вечером стадо в деревню, а птичка тут как тут. Слепни, мухи, комары, которые так тревожат скот, не минуют этой ловушки. А пастухи долгое время думали, что птичка прилетает коз доить, и прогоняли ее. Так эта птичка и получила свое название. (Козодой)

- Название этой птички говорит о ее поведении. Она постоянно покачивает хвостом. Живут эти птицы около воды. Бегут волны, потряхивает хвостом птичка. Попробуйте ее заметить, если все перед глазами колышется. (Трясогузка)

- От чего зависит форма ног у птиц? Определить по рисункам ноги перечисленных птиц.

Орёл – имеет загнутые острые когти, с их помощью он хватает добычу.

У дятла два пальца расположены вперёд на ноге и два – позади, это помогает ему держаться на стволе.

Между пальцами утки имеются перепонки, чтобы загребать воду при плавании.

Фазан разгребает землю в поисках пищи тремя передними пальцами.

У птиц, сидящих на деревьях, например у воробья, пальцы приспособлены к обхватыванию веток.

Цапля бродит по воде, её вес распределяется на длинные пальцы, благодаря чему она не проваливается в ил.

Ноги куропаток покрыты перьями, что позволяет им ходить по снегу, не утопая в нём.

Страус при ходьбе опирается на два пальца, он может даже бегать со скоростью более 50 километров в час.

1. Птицы обитающие в нашем городе?

2. Где живет райская птица? (Новая Гвинея, Северная Австралия)

3. Самая крупная водоплавающая птица? (Императорский пингвин. Рост – 1,2 метра; размах грудных плавников – 1,3 метра; вес 42,6 кг)

4. Самые свирепые и удачливые хищники в мире птиц? (Ястребы соколы)

5. Самая крупная в мире птица. (Страус)

7. Почему у грифа лысая голова? (Отсутствие перьев – это защита от микроорганизмов)

- Успешно завершено наша игра. Слово для подведения итогов и вручения Дипломов Настоящих Путешественников предоставляется жюри

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец детского (юношеского) творчества Лысьвенского района пермского края

педагог ДО Черепахина Мария Ильинична

первой квалификационной категории

Пояснительная записка

- Формировать знания о пользе птиц, которую они приносят человеку,

побуждать интерес к разным птицам, стремление больше узнать о них.

- расширить знания обучающихся о многообразии птиц и их значении для природы;

- развивать мышление, умение отгадывать загадки, ребусы;

- развивать инициативу детей в природоохранной деятельности.

-воспитывать умение работать в группах;

- воспитывать чувство понимания прекрасного, любви к природе, бережное отношение к птицам в разные времена года.

Форма проведения: комбинированное занятие с использованием технологий проблемного обучения.

Возраст детей: 8– 12 лет.

Методическое оснащение занятия:

Создание проблемных ситуаций.

Дидактические и творческие задания;

Работа по созданию листовок в защиту птиц;

Тесты на рефлексию.

Оборудование: иллюстрации птиц зимующих и перелетных, карточки названиями птиц, индивидуальные карточки с дидактическими играми, фломастеры карандаши, листы бумаги.

Прогнозируемый результат:

- у детей появится мотивация помочь зимующим птицам;

- дети будут знать, как правильно подкармливать птиц;

План занятия

II . Основные этапы занятия.

Изложение нового материала.

Беседа о зимующих птицах.

Создание проблемной ситуации.

Инструктаж по технике безопасности.

Итог занятия. Рефлексия.

Ход открытого занятия

Психологический настрой.

- Покажите ваше настроение. А какое настроение у меня? Как узнали? Давайте улыбнёмся, друг другу, чтобы нас стало теплее в этот зимний денёк!

А у нас ещё зима. Холодная, морозная….. Но жизнь продолжается не только в городе, но ещё и в лесу. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о птицах. Как они выживают в это трудное время года?

Изложение нового материала.

Как прекрасен и удивителен мир птиц. Они населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен. Птицы не только создают красоту, но и являются санитарами леса.

Подумайте, на какие две группы можно разделить птиц, которые обитают в лесу? (ответы детей). Правильно, это перелётные птицы и зимующие (оседлые).

Ребята, а каких птиц вам приходится наблюдать в кормушках зимой? (ответы детей). Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?

А каких птиц, не было видно всю зиму? (ответы детей). Как называются птицы которые улетают в тёплые края? Давайте, с вами вспомним, чем же питаются зимующие птицы? (ответы детей).

Меню для птиц:

Воробьи – крошки хлеба, крупа, семечки.

Синицы- несоленое сало.

Снегири-ягоды рябины, семечки арбуза, тыквы.

Голуби- пшено, хлеб.

Свиристели-семена подсолнечника.

Вороны- очистки овощей, любая пища.

ГИРЬСНЕ, РЕЬСИВСЛТИ, ЦАСИНИ, ГЗЯРОАКТСУ, АСАЧЛОТК. (для детей 10-12 лет).

Педагог: Молодцы ребята, все слова разгадали.

Беседа о зимующих птицах.

А как вы думаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод?

Действительно для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы не успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях, деревьев и на снегу затрудняют птицам добывать корм. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает одна. Подкармливая птиц, мы спасём не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых – вредителей и продолжать охранять сады, парки, лес. Поэтому, берегите птиц зимой!

Проблемная ситуация.

Работа в командах по решению проблемного вопроса.

Время на раздумывание 5-7 минут.

Педагог пишет на доске (либо проговаривает устно) ответы ребят.

Более важный ответ на 1 месте, а далее суммируются менее важные вопросы.

Итак, как помочь зимующим птицам.

Какой вариант логически более важный.

Оптимальный вариант у группы .. …

Для закрепления ваших знаний я предлагаю вам викторину.

1. Назовите 7 видов птиц, зимующих в нашей местности. (Синица, снегирь, дятел, воробей, сорока, свиристель чечетка, чиж, щегол, овсянка, клест, сойка, поползень, голубь).

2. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева рябчики) .

3. Пользу или вред приносит человеку зимой синица, когда все насекомые спят? (Пользу, они уничтожают зимующих насекомых)

5. Какая птица наших мест насиживает птенцов зимой? (Клест).

6. Какая певчая птица достает себе пищу, ныряя под лед и бегая под водой? (Оляпка).

7. Какая птица на зиму белеет? (Белая куропатка).

8. Когда температура тела воробья ниже — зимой или летом? (Температура тела воробья всегда одинакова).

10. Назовите корма для зимней подкормки птиц. (Семена подсолнуха, конопли, арбуза, дыни, тыквы, лебеды, крапивы, репейника, конского щавеля, ягоды рябины, бузины, клюквы, хлебные крошки, сырое сало и мясо).

11. Семена какого сорного растения едят только снегири? (Конского щавеля).

Физкультминутка.

Педагог: И прежде чем мы начнем работу дальше, предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть, а раз уж занятие наше посвящено сегодня птицам, то и физкультминутку мы то же посвятим им

Вот летит большая птица,

Плавно кружит над рекой. (Движения руками, имитирующие махи крыльями.)

Наконец, она садится

На корягу над водой. (Дети садятся на несколько секундв глубокий присед.)

Изготовление листовок.

Инструктаж по технике безопасности.

Педагог: Итак, прежде чем начать работать, я хочу напомнить вам инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, бумагой, карандашами.

Педагог: Итак, я предлагаю вам создать листовки о зимующих птицах, с призывом помочь этим птицам. Листовки делаем разного уровня сложности от простых к сложным, в зависимости возраста.

Дети работают с листовками. Педагог контролирует работу.

Дети выполняют работу. Педагог постоянно наблюдает за работой, помогает, корректирует, подсказывает

Педагог: Молодцы ребята, все работы мне очень понравились.

Домашнее задание – вывесить вашу листовку на двери вашего подъезда.

IV . Итог занятия. Рефлексия.

Педагог: Вот и подошло к концу наше с вами занятие, на котором мы с вами изготовили листовки, поиграли в разные игры, поработали над проблемной ситуацией и много узнали о зимующих и перелетных птицах. Я, надеюсь, вы узнали много интересного о птицах. Мне бы очень хотелось, чтобы эти знания пригодились вам в вашей жизни.

- Скажите, пожалуйста, с какими трудностями вы столкнулись при выполнении данной работы? ( Ответы детей)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование представления о птицах родного края, их значении в природе и жизни человека.иться о птицах зимой.

Государственное учреждение образования

«Эсьмонский учебно-педагогический комплекс

Проект урока

Кудровец Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

Цель: Формирование представления о птицах родного края, их значении в природе и жизни человека.

1. Познакомить с видами птиц, способами питания;

2. Развивать логическое мышление, наблюдательность, интерес к жизни пернатых;

3. Воспитывать чувство сострадания и желание заботиться о птицах зимой.

Оборудование: иллюстрации по теме урока, грамзапись голосов птиц, презентация по Красной книге Республики Беларусь, карточки-задания, таблицы, книги.

Организационный момент

Прозвенел уже звонок.

Нам, друзья, нельзя лениться,

В школу мы пришли учиться.

- Прежде чем начать работу, мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на урок, и готовы ли вы к работе. Поднимите сигнальные карточки. ( Дети сигнализируют).

Проверка домашнего задания

Работа по карточкам.

- Ребята, а сейчас, пожалуйста, поменяйтесь с соседом по парте карточками. Проверьте и оцените работу. (Дети оценивают работу соседа, 2-3 ребенка поясняют почему так оценили).

Объявление темы и целей урока

Звучит грамзапись с голосами птиц.

-Ребята, как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке (О птицах). Правильно.

Птицы зовут нас на урок.

Глаза внимательно глядят.

Нового не пропускаем.

-Сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие. Во время путешествия мы встретимся с разными видами птиц, узнаем о значении их в природе и в жизни человека, познакомимся со способами питания птиц. А знаете ли вы главное правило, которое необходимо выполнять во время путешествия? (Ответы детей) Правильно, нужно быть внимательными, доброжелательными, дисциплинированными.

Работа по теме

1 Птицы—это животные. (Дети утверждают.) Почему? (Они растут, дышат, питаются, размножаются, активно двигаются)

2 Все птицы летают. (Дети утверждают)

-А, все ли птицы летают? (Страус не летает, а бегает)

-Есть ли другие животные, которые летают? (Да. Насекомые, летучие мыши).

3 Тело птиц покрыто перьями (Да)

-Ребята, давайте обобщим, так кто же такие птицы?

(Птицы—это животные, тело которых покрыто перьями, большинство из них летают) (Слайд 1 Птицы)

-А сейчас откройте свои тетради на странице 48, и выполним задание 58. Вам нужно линией отделить птиц от других животных. (Работа детей в тетрадях)

- На Земле существует более 8 600 видов птиц. Общее число птиц, которые обитают на нашей планете, превышает 100 миллиардов. Есть птицы совсем маленькие, которые даже меньше бабочки. Это колибри.

(Слайд 2 колибри )

-Есть огромные, выше человека—страусы. Рост страуса доходит до 2м 70 см. Это как от пола до потолка в нашем классе. (Слайд 3 страус)

-Ребята, а где можно встретить птиц? ( Лес, поле, луг, болото, речка). А как вы думаете, какую пользу приносят птицы (Ответы детей). А теперь давайте обобщим ваши ответы. ( Ученики зачитывают обобщение)

1. Птицы оберегают леса, сады, огороды от вредных насекомых.

2. Птицами приятно любоваться.

3. Птицы радуют нас своим пением.

1. У нее глаза большие,

Хищный клюв всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем.(Сова)

2. Ей на месте не сидится:

Все летает целый день,

Угадай-ка, что за птица?

И зовут их всех… (Сороки)

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник. ( Дятел). А как еще по-другому называют дятла? (Лесной доктор). Почему?

- Ребята, посмотрите, какую птицу мы разгадали в кроссворде? А как вы думаете, почему именно аист? (Эта птица- символ нашей Беларуси). (Слайд 4 аист) А что вы знаете об этой птице? (Чем питается? Где гнездится? Какой клюв? Какие ноги?)

- А вы знаете, кто такие орнитологи? (Ответы детей) У каждой группы на столе лежит словарь. Найдите, пожалуйста, слово орнитология. (Дети ищут слово в словаре). Ребята, раз орнитология—это наука о птицах, то кто такие орнитологи? (Это ученые, которые изучают жизнь и привычки птиц). Сейчас каждый из вас сможет ощутить, насколько тяжела и интересна эта работа. Я вам предлагаю карточки, на которых изображена птица, а вы всей группой должны ее описать по плану, который находится в книге на стр.95. Но прежде чем начать работу, мы с вами распределим обязанности. Дети тянут полоски. (Руководитель—делает доклад по окончанию работы. Егерь—отвечает на вопросы 1, 6. Художник -отвечает на вопросы 2,5. Секретарь—записывает данные. Лесничий—отвечает на вопросы 3,4).

Выступление детей. (описание птиц: синица, журавль, сойка, снегирь)

-Ребята, скажите, какую из этих птиц мы не можем увидеть зимой? (Журавля)

-Почему? (Она перелетная) А каких перелетных птиц вы еще знаете? А как называются птицы, которые не улетают в теплые края? (Зимующие). Назовите зимующих птиц.

Слайд. (Красная книга)

-Скажите, ребята, почему исчезают птицы? (Ответы детей). Что можно сделать для их охраны? (Ответы детей)

- снегирь, воробей питаются (Ответы детей- растениями), значит они--растительноядные

- сова, ястреб питаются (другими животными) значит они-- хищники

- кукушка, синица поедают (насекомых) они--насекомоядные

- дятел, сойка (разной пищей) они—всеядные

-Покажите сигнальной карточкой, кто правильно справился с данным заданием.

-Ребята, сегодня перед уроком мне передали посылку. Ой, смотрите, здесь и письмо есть, адресованное вам. Давайте прочитаем его. (Письмо читает ученик)

Как птице перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

И если долго снег идет

И долго длится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Птицам нашим туго.

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут пташки отыскать

Ни зернышка, ни крошки.

И вот летают все слабей

Ворона, галка, воробей…

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенья птицы ждут от вас.

Им ведь надо очень мало:

Воробью насыпьте вы пшена,

Угостите синичку салом,

Чтоб вернулась к нам весна.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу…

А то и манной кашки.

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

-Ребята, а давайте посмотрим, что там в посылке? (Из посылки достаем кормушку). На перемене мы с вами пойдем на улицу, повесим кормушку с кормом для птиц, и вы будете наблюдать за этими интересными животными. А сейчас мы с вами продолжаем наше путешествие и отправляемся на последнюю станцию.

Стрижи, синицы, журавли, совы, ласточки—это … (птицы)

Тело птиц покрыто… (перьями)

Птицы бывают перелетные и … (зимующие)

Птицы приносят человеку…(пользу, радость)

Зимой птицам страшен… (голод)

Зимой люди должны …

-Давайте проверим как вы справились с заданием. (Дети по очереди читают предложения). Покажите при помощи сигнальных карточек, как вы справились с этим заданием.

Если во время чтения стихотворения вы услышите вместо названия птицы что-то другое, хлопайте в ладоши, топайте ногами. Будьте внимательными, начинаем.

Мухи и стрижи…

-Что не правильно? (мухи)

-А мухи это кто?(насекомые)

Галки, макароны

Голуби, куницы…

- А кто такие куницы? (звери)

Комары, кукушки…

-Что не правильно?

Все вы молодцы!

7. Домашнее задание

8. Подведение итогов. Рефлексия

-С какой темой познакомились на уроке? Что нового узнали на уроке.

С работой вы справились отлично. Молодцы. А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы закончили урок. Если урок вам понравился, вы узнали много нового—поднимите зеленую карточку. Если вам было не интересно на уроке—поднимите красную карточку.

Спасибо за работу. Урок закончен.

(Сова, кукушка, тетерев, сорока, соловей, сойка, ласточка, воробей, дрозд, синица, цапля, скворец, чайка, журавль, аист.)

Читайте также: