Рефлексия для детей с овз в доу

Обновлено: 21.07.2024

Методы и приёмы обучения детей с ОВЗ, используемые для активизации деятельности на занятиях НОД в ДОУ.

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Коррекционное обучение — это не просто добавка к общеразвивающей работе с детьми. Оно выступает как условие преодоления или сглаживания некоторых трудностей, возникающих вследствие биологического нарушения, но, что особенно ценно, оно лежит в основе формирования личности ребенка, имеющего то или иное отклонение в развитии. Важным фактором в формировании личности ребенка с ОВЗ — это не просто комплексное воспитание, а организация педагогического воздействия по принципу целостной системы специального обучения. При этом результат выражается не в определенных умениях, способностях, чертах характера, а в виде личностного новообразования, перестраивающего всю совокупность связей и отношений ребенка с окружающей действительностью.

Основной задачей по данной проблеме является обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья и коррекции нарушений воспитанников, то есть обеспечить социальное благополучие и защищенность. А вот непосредственно само обучение (набор знаний и навыков) в образовательном учреждении остается на заднем плане. Это все сводится к понятию о качестве образования. Поэтому педагогам совместно с психологами следует разработать реальную программу обучения исходя из возможностей ребенка с ОВЗ.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т. д. ;

- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;

- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

- разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

- использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.

Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ.

И обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка – создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения :

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний ребенка, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

2. Использование вставок на доску (буквы, слова, картинки) при выполнении задания, разгадывания загадок и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).

Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти. А также для переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после занятия физкультурой или подвижной игрой, после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

5. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.

Внедрение современных компьютерных технологий в образовательную практику позволяет сделать работу воспитателя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия воспитателя с другими участниками образовательного процесса.

Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно поместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей : зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи воспитателя и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме.

6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

7. Активные методы рефлексии.

В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:

1) рефлексия настроения и эмоционального состояния,

2) рефлексия содержания учебного материала,

3) рефлексия деятельности.

Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.

При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности воспитанников.

На занятиях НОД при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.

Детям предлагаются две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ребенка в процессе занятия. Воспитатель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д., помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность воспитанников с ОВЗ.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность детей, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность детей, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.

Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Методы и приёмы формирования умений и навыков в продуктивных видах деятельности у детей старшего дошкольного возраста 1. Ребёнок познаёт окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности – играх, рассказах, рисунках. Наиболее яркие возможности.

Методы активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка, ее активизация у дошкольника - одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи.

Методы и приёмы обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного «Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития,.

Методы и приёмы обучения в младшей группе В младшей группе начинают специальную работу по формированию элементарных математических представлений, закладывают основы математического.

Методы и приёмы обучения в средней группе В средней группе занятия по развитию элементарных математических представлений проводятся еженедельно, в определенный день недели. Продолжительность.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей и возможностей детей (Часть1) Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены различные приёмы рефлексии настроения и эмоционального состояния учащихся. Данные приёмы можно применять как с нормативными детьми, так и с детьми с ОВЗ, в том числе с ЗПР.

Баева Любовь Ивановна

Учитель биологии, заместитель директора по правовому воспитанию

В настоящее время количество детей с задержкой психического развития (ЗПР) составляет достаточно большое количество среди учащихся. Задача педагогов при обучении таких детей состоит в том, чтобы эти дети, как и все другие учащиеся, достигли как минимум базового уровня знаний, и приобрели весь необходимый комплекс навыков УУД.

Проблемы обучения детей данной категории самые различные. Часто это отсутствие воли, неспособности сосредоточиться, недостаточное внимание, низкая учебная мотивация, неспособность контролировать ход (процесс), низкий уровень самоконтроля и т.п.

У большинства учеников с ЗПР отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом.

Роль мотивации в успешном обучении детей с ОВЗ трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося.

Активные методы рефлексии.

В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).

На занятиях при работе с детьми с ЗПР очень важно использовать рефлексию настроения и эмоционального состояния.

В настоящее время, изучая методическую литературу, можно обнаружить довольно большой набор приёмов рефлексии. Некоторые из них можно использовать на каждом уроке, другие на отдельных уроках.

Наиболее просты в применении те, которые не требуют специальных таблиц, карт учёта и т.п.

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично и т.п.

Использование различных изображений:

Эмоционально-художественное оформление:



Такие сигнальные значки должны быть папках у каждого ученика. И по мере необходимости они используются на разных уроках или на разных этапах урока. Имея в виду, что мы работаем с детьми с ЗПР, им требуются разнообразные приёмы, т.к. однообразие их быстро утомляет. Поэтому разные приёмы оценивания тоже показывают свою эффективность.

Такие символы можно использовать в ходе текущей работы на уроке для определения учащихся, успешно выполняющих задания и учащихся, которым нужна помощь или коррекция заданий, т.к. уровень освоения знаний учащихся с ЗПР различный и многим бывает нужна помощь. Также ученики сами без просьбы учителя могут сигнализировать о необходимости оказания им помощи. Для этого необходимо использовать таблички с таки символами. Для этого они должны быть постоянно в портфолио учащихся


Рефлексивные карты.

Я в своей работе использую портфолио учащихся - папки, в которые вложены листы, содержащие различные схемы и таблицы.

Использование целеполагания и рефлексии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Это статья описывает целесообразность использования таких процессов как целеполагание и рефлексия. Приводятся выдержки из книг педагогов, психологов, дефектологов об особенностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с умственной отсталостью. В материале описаны приёмы проведения целеполагания и рефлексии из личного опыта педагога.Файл представляет собой текстовый документ.



Цель:повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.
Задачи:
1. Создать положительный эмоциональный климат у участников, используя различные виды арт-терапии в ходе семинара.
2. Познакомить участников практикума с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением в работе с детьми с ОВЗ.
3. Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога.
Оборудование: Пиктограммы с эмоциями и буквами на обратной стороне: А, Т, Г, М, готовые буквы, салфетки, цветная бумага, клей, пластилин, цветной песок, крупа (пшено, манка), краски, фломастеры, ватные палочки, штампики, шляпа, конверты с заданиями, мелкие игрушки, природный и бросовый материал, сухой бассейн, песочный стол, бумажные чемоданчики для обратной связи, ручки и простые карандаши, музыкальное и мультимедийное сопровождение.



Мультимедийная презентация.
Арт-терапия – это современная здоровьесберегающая технология с использованием методов, обеспечивающих индивидуальный подход к ребёнку для достижения положительных изменений в его социальном, эмоциональном и личностном развитии.
В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психическая энергия, которая обычно тратится ребёнком на неэффективное напряжение. Ребёнок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Страхи, агрессия, негативизм (формы психической защиты) уступают место творчеству и инициативности.







Участники достают задания из конвертов, договариваются и под спокойную музыку начинают работать. Время ограничено. На выполнение заданий отводится 7 минут. Участникам даётся установка: по окончании музыки работу необходимо закончить.




Задание для всех участников. Украсить все буквы предложенными материалами с использованием приёмов работы для каждой категории участников. В конце работы нужно отгадать и выложить на столах слова из этих букв: гиперактивность, тревожность, медлительность, агрессивность.



Вопросы для обсуждения.
- Ваши ощущения и чувства при выполнении задания с точки зрения ребёнка?
- Какие дополнительные приёмы работы с данными материалами Вы можете предложить?
- Какие техники рисования Вы используете в своей работе, с какими детьми?


После обсуждения психолог предлагает участникам вспомнить о значении музыки в жизни ребёнка. Затем проводит краткую лекцию об использовании музыкальных приёмов и средств в работе с проблемными детьми.

Музыка - зеркало души человека, является эмоциональным познанием, моделью человеческих эмоций. Музыка отражает отношение к окружающему миру, а отношение это и есть эмоции. Музыка является самым эффективным средством формирования эмоциональности ребёнка. Эмоциональная сфера является ведущим звеном психики в дошкольном детстве. Ребёнок в дошкольном возрасте - сама эмоция. Приёмы использования музыки в целях психокоррекции представляют собой широкое поле деятельности для всех педагогов и специалистов без исключения. Сущность методов психолого-педагогической профилактики и коррекции эмоциональных расстройств у детей средствами музыки, как и средствами изодеятельности заключаются в формировании гармонично развитой адаптивной личности. И наиболее эффективна эта работа, когда эти средства используются в комплексе. Посредством музыкальных игр и упражнений, релаксации, психогимнастики, музыкорисования происходит высвобождение негативных чувств, эмоций, мыслей. Непосредственное лечебное воздействие музыки на психическую сферу детей с эмоционально-волевыми нарушениями при её пассивном или активном восприятии следующее: при разрядке эмоционального напряжения возможно моделирование психического тонуса за счёт успокаивающих или активизирующих музыкальных программ.

Подбирая музыкальный репертуар для слушания можно корректировать двигательные расстройства, регулировать развитие сенсомоторики, объём внимания.

Предлагаю Вам стать воспитанниками детского сада и поиграть со мной. Психолог проводит игры, предназначенные для детей с различными проблемами.





После завершения игр проводится обсуждение.
- Расскажите о своих ощущениях во время участия в играх и в конце игровых упражнений?
- Какие эмоции и чувства вы испытывали?

Обязательно придумать и выполнить свой ритуал входа в сказку и выхода из сказки.
Ведущий приводит свои примеры.
Ритуал входа в сказку. Дети встают в круг, все опускают свои руки на руки ведущего.
Ведущий говорит слова:
Закрываю я глаза,
Улетаю в небеса.
Я лечу, лечу, лечу.
В сказку я попасть хочу!
И, о чудо, ты мне верь,
Сказка открывает дверь.

Ритуал выхода из сказки. Ребята, сказка закончилась и нам пора возвращаться домой.
Дети встают в круг, все вместе говорят:
Закрываю я глаза,
Улетаю в небеса.
Я лечу, лечу, лечу.
В детский сад попасть хочу!

Звучит спокойная музыка, участники готовят задания. На подготовку инсценировки отводится примерно 7-8 минут.


Далеко-далеко в большом городе жил-был мальчик Ваня. Ему было семь лет, и он уже ходил в школу. И всё было бы замечательно если бы он не опаздывал. А опаздывал он всегда, и кто в этом был виноват, Ване не знал. Виноватыми он считал родителей, будильник, кота, свою одежду и даже свой портфель. И вот однажды ночью ему приснился сон, что он попал в страну Выученных уроков… (продолжить историю и разыграть, используя предложенную методику и материалы).

Концовка и вывод: Приходить вовремя намного приятнее, чем опаздывать.


В тёмном - претёмном лесу жил маленький Страх. А в городе жила смелая девочка Оля, которая решила узнать, что это за Страх, и почему он пугает детей по ночам… (продолжить историю и разыграть, используя предложенные материалы).

Концовка и вывод: Со страхом нужно подружиться и не бояться его. И тогда каждую ночь он будет рассказывать тебе интересные истории.


Однажды Зайцу приснился удивительный сон. Увидел он свой родной лес, знакомых зверей и птиц. Только одно было удивительно - все они его очень сильно боялись… (продолжить историю и разыграть, используя предложенные материалы).

Концовка и вывод: Уважают не за силу, а за добрые дела.


Концовка и вывод: У бегемотика появились друзья и он научился с ними играть.


После выступлений участников проводится обсуждение.
- Что Вы чувствовали во время разыгрывания сказочных историй?
- Как Вам кажется, эта работа помогает сгладить проблемы воспитанников?

После обсуждения психолог подводит итог: Арт-терапия - это свободное творчество, с применением различных методик, приёмов, материалов, которые помогают выплеснуть свои страхи, эмоции, снять напряжение, тревожность, агрессивные тенденции, создать собственные исцеляющие символы. Я думаю, что это направление привлечёт к себе Ваше внимание, и Вы обязательно будете применять его в своей работе.

Спасибо, наш семинар подходит к концу. Пожалуйста, выразите своё отношение к мероприятию.


Пожалуйста выделите состояние, которое Вы испытывали в процессе семинара:
- интерес, удовольствие, скуку, раздражение, беспокойство, эмоциональный подъём.

Большое спасибо за сотрудничество.



Затем общение с коллегами, осмотр выставки с пособиями, играми, методической литературой из кабинета педагога-психолога.

Читайте также: