Речевая разминка детский сад

Обновлено: 05.07.2024

ДВИГАТЕЛЬНО – РЕЧЕВЫЕ РАЗМИНКИ
Мы играем громко слишком!
И в ладоши хлопаем, хлопаем!
Все ногами топаем, топаем!
Надуваем щечки!
Скачем на носочках!

И друг другу даже
Языки покажем!
Оттопырим ушки!
Хвостик на макушке!

Пальчик поднесем к виску!
Дружно прыгнем к потолку!
Шире рот откроем!
Смешную гримасу состроим!

Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки)
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
Прыжки вперед – назад
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.

*****************
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
два — нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Приплыли тучки дождевые;
Лей, дождик, лей.
Дождинки пляшут как живые;
Пей, рожь, пей.
И рожь, склоняясь к траве зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А тихий дождик, неугомонный,
Льет, льет, льет.

Детская песенка для малышей "Зимняя пляска" - Слова и движения.
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки:
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
/Дети стоят в кругу и хлопают в ладоши.

Ножки мы погреем,
Мы потопаем скорее:
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
/Стоя в кругу, дети топают попеременно то одной, то другой ногой.

Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели:
Прыг, прыг, прыг, прыг!
/Дети прыгают на двух ногах.

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.

В сказочном дворце,
На высоком крыльце
Звучит громко указ -
Добрым молодцам наказ:

"Кто сумеет танцевать
Так, как гусли нам велят,
Тот и будет помогать
Нашим царством управлять! "

Гусли-гусли-самогуды
Распевают песню всюду.
Раз готовы вы, друзья,
Танцевать нам всем пора.

Вот и музыка звучит,
А народ все ждет, стоит.
Ой, пустились плечи в пляс,
Веселей, еще хоть раз.

Пальцы, локти скачут вместе,
А народ стоит на месте.
Пляска стала затихать,
Тише музыка играть.. .

Ноги стали просыпаться,
Просыпаться, подниматься,
Пятки, пальцы и колени
Заплясали, как хотели.

Как им весело плясать!
Только стали уставать.
Рад живот поупражняться,
Научился напрягаться.

Вдох и выдох, покрутись,
Лежебока, эй, проснись!
Вновь поднялись наши плечи.
Выше, выше, резче, резче!

Стали плечи затихать,
Затихать и засыпать.. .
Щеки, носик в пляс пошли.
Брови нежно подними.

Губы вытянулись в трубку.
Потанцуй еще минутку.
Вновь народ стоит и ждет:
Что нам музыка споет?

Эй, помощник, выходи,
Общий танец покажи!

Вот свернулся ёж в клубок
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся.
Ёжик встал и потянулся.
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Выше, выше, высоко.
Прыгать на носках легко.
Вот мы встали, подышали,
Урок дальше продолжали.

Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку!
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг,
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.

Раз-подняться, потянуться.
Два-согнуться, разогнуться.
Три- в ладоши три хлопка,
Раз, два, три.
Головою три кивка
Раз, два, три.
На четыре-руки шире.
Пять-руками помахать.
Шесть-за парту тихо сесть.
Семь, восемь-лень отбросим.

Мишка лапки подними
Мишка лапки опусти
Мишка, Мишка покружись
А потом земли коснись
И животик свой потри - раз, два, три!

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – В ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре - руки шире
Пять – руками помахать,
пять руками помахать
ну и дальше продолжать!
Шесть – пониже нам присесть,
Семь – плечами потрясти,
ну а 8 потянись,
скажем 9 - покружись.
Скажем 9 - покружись,
ну а 10 поклонись!

Будем прыгать и скакать!

Вышли уточки на луг

Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь,
Ш-ш-ш. (Присели.)


Головой качает слон

Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)
Головою три кивка
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

Цель: коррекция речи и движения, работа по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста.

(на развитие боковых мышц)

Логопедическая задача. Точное сочетание речи и движения, выработка темпа и ритма речи, закрепление гласных звуков в свободной речи.

Музыкальная задача. Выполнение движений в ритме музыки.

Исходное положение. Дети стоят парами, лицом друг к другу. Руки держат скрещенными, вытянутыми перед собой. Одна нога выставлена вперёд, другая назад.

Зажужжала, как пчела,

Наскочила на сучок,

Лопнула и встала.

Двигают руками вперёд-назад, имитируя пилку дров.

Опускают броском руки вниз.

На бегу меняются местами друг с другом.

(на плавность движений рук)

Логопедические задачи. Закрепление звуков с и р в свободной речи. Точное соответствие движений темпу речи.

Музыкальная задача. Различать музыкальные фразы и соответственно им выполнять плавные движения рук в сочетании с пением.

Методические рекомендации. Обратить особое внимание на мягкость и красоту движений рук. Они должны быть чуть округлыми, кисти и пальчики свободными, ненапряжёнными. Руки следует поднимать медленно вверх и при этом обязательно поднять голову и посмотреть на руки. Опуская руки вниз, дети должны их слегка согнуть в локтях, кисти мягко и изящно опускаются последними. Голова опускается вниз.

Исходное положение. Дети стоят врассыпную свободно.

Рано солнышко встаёт,

Светит солнце с высоты,

Плавно поднимают руки вверх перед собой.

Раскрывают руки над головой.

Мягко покачивают руками над головой.

Плавно опускают руки через стороны вниз.

Задачи. Развивать речь детей, чувство ритма, координацию движений быстроту реакции. Закреплять движения левой и правой руки.

Исходное положение. Дети стоят в паре друг напротив друга. Пары распределяются по кругу (мальчик внутри круга, девочка за кругом).

Сухарей и кренделей.

Догоняй меня скорей!

У играющих ладонь пр. руки смотрит вверх, а левой- вниз.

Они выполняют ритмичные горизонтальные хлопки со сменой направления ладоней.

Двумя ладонями одновременно выполняют вертикальные хлопки по ладоням партнёра.

Перекрещенные хлопки с партнёром или быстрые поочерёдные шлепки по коленям.

Мальчик поворачивается спиной к девочке. Она убегает, мальчик её догоняет.

Игра на развитие мелкой моторики, динамического слуха, закрепление звукопроизношения.

Водят пчё лы хоровод:

В барабан ударил кот:

Стали мышки танцевать:

Так, что дрогнула земля,

Вся земля, вся земля!

Поочерёдное соприкосновение подушечек пальцев обеих рук друг о друга.

Ритмичные удары пальчика о пальчик, как по барабану.

Удары по коленям соединёнными в кольцо указ. и б. пальцами обеих рук.

Ритмичные шлепки по коленям.

Поочерёдные притопы обеими ногами.

Игра на развитие звуковысотного слуха, внимания, координации движений, закрепление звука р и знание частей тела.

И в ушко (носик, щёчку,

животик и т. д.) вцепились!

(на развитие всех мышц туловища)

Логопедическая задача. Работа над группой свистящих звуков, их закреплением в свободной речи.

Музыкальные задачи. Различать динамические оттенки и согласно им выполнять движения. Передавать образы мышек и кота, их различные эмоции.

Методические рекомендации. По мере использования упражнения детям каждый раз поясняется, как ведут себя мышки: маленькие зверьки очень осторожные, поэтому у них маленькие шажки, они делают частые остановки, чтобы убедиться в своей безопасности. Мышки пошалили – дёрнули часы за гири, а когда раздался звон, испугались и убежали. Когда упражнение детьми будет освоено его можно превратить в игру. Считалкой выбирается кот, который сладко спит в сторонке. Когда напуганные мышки убегают, услышав звон часов, кот просыпается и ловит их.

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышки дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон!

Убежали мышки вон!

p -Дети ходят врассыпную.

Смотрят из-под руки вправо, влево.

Выполняют движения руками вверх-вниз (дёргают верёвку).

f-Приседают, закрыв лицо от страха. p-Быстро разбегаются на носочках.

УПРАЖНЕНИЯ НА ПРОПЕВАНИЕ ГЛАСНЫХ

Логопедические задачи. Отработка мягкой атаки голоса и постановка правильного ударения на первый гласный звук. Чёткое произношение звука а.

Астра, азбука, айва

Астра, азбука, айва.

Логопедические задачи. Выделять звук а. Развивать фонематический слух (чередование звуков ж-ш). Закрепление звуков в свободной речи.

Музыкальные задачи. Уметь определять весёлый шуточный характер песни и соответственно ему исполнять произведение. Работать над умением правильно брать дыхание и тянуть первый звук, а затем делать ударение на сильную долю такта. Различать динамические оттенки и эмоционально выражать их в пении.

Антошка-картошка, соломенная ножка,

Сам – с ноготок, голова – с локоток.

Антошка-картошка, он взял большую ложку,

За стол со всеми сел…

И наш обед весь съел!

f- петь уверенно, весело.

mf- c лёгким пренебрежением

f- петь уверенно, весело.

p- выразить удивление или обиду.

Логопедическая задача. Выделять и закреплять звук ю.

Музыкальные задачи. Петь весело, легко, на высоком позиционном звучании. Уметь выделять голосом сильную долю такта. Выделять звук ю в пении.

Юлька. Юленька – юла,

Юлька юркою была.

Усидеть на месте Юлька

Ни минуты не могла.

Юлька. Юленька – юла,

Юлька славною была.

Убирать сегодня Юлька

Своей маме помогла.

(на чередование звуков ш-ж)

Бурый мишка, милый мой,

Спать не холодно зимой?

- Я же спал не на дороге,

Я же спал в своей берлоге! Выполняют 4 ритмичных хлопка.

Изображают переваливающегося с ноги на ногу медведя.

(на чередование звуков ш-ж)

Бурый мишка, милый мой,

Спать не холодно зимой?

- Я же спал не на дороге,

Я же спал в своей берлоге! Выполняют 4 ритмичных хлопка.

Изображают переваливающегося с ноги на ногу медведя.

Логопедические задачи. Вырабатывать мягкую атаку голоса и правильную постановку ударения на первый звук э. Закрепление всех звуков в свободной речи.

Музыкальные задачи. Правильно брать дыхание в начале фразы и мягко начинать пение, не форсируя звук. Работать над чистотой интонирования мелодии, ясным произношением слов. Петь соответственно контрастным динамическим оттенкам мелодии.

f- Эхо бродит по лесам,

p- Крику вторит эхо.

f- Засмеёмся – эхо нам

p- Отвечает смехом.

f- Где ты, эхо? Отвечай!

f- Эхо, эхо, отзовись,

Ты нам, эхо, покажись!

(на звук а и чередование звуков с-ш)

Логопедические задачи. Закрепление заднеязычного звука к. Автоматизация звука а. Развитие фонематического слуха (чередование звуков с и ш).

Музыкальные задачи. Определить весёлый, шуточный характер содержания и соответственно ему исполнять песню. Петь легко, на высоком позиционном звучании.

Что за крики у пруда:

«Квасу, квасу нам сюда!

Логопедическая задача. Выделение и закрепление звука ч, чёткое его произношение.

Музыкальные задачи. Петь легко, весело и выразительно, чётко выделяя фразы и звук ч. Можно предложить детям подготовительной группы сочинить собственную мелодию на заданный текст, развивая творчество детей, умение импровизировать.

Методическая рекомендация. Для большей выразительности исполнения можно предложить детям самим изобразить чайник. Одна рука (левая) ставится на пояс, вторая рука (правая) сгибается в локте и отводится вправо, кисть руки смотрит вниз – это носик чайника. Можно предложить детям показать, как чайник выставляет свой большой живот, когда кипятится, пыжится. После этого выбирается ребёнок, у которого этот этюд получился лучше, и он передаёт образ под пение детей, либо исполняет песню соло.

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд.

Я всем напоказ выставляю живот,

Я чай кипячу, хлопочу и кричу:

Музыкальная задача. Уметь петь тихо, спокойно, передавая модуляциями голоса движение мелодии вверх и вниз, выделяя звук с и согласные в окончаниях слов.

До свиданья сад, сад.

Все осинки спят, спят.

Мы ведь тоже спать пойдём,

Только песенку споём.

Комплекс игр на развитие дыхания, динамического слуха, ориентирования в пространстве и закрепления звукопроизношения.

Исходное положение: сидя на стуле.

Чтоб поехала машина,

Мы качаем дружно шины:

Шшш! Шшш! Шшш! Шшш!

Не забудем завести,

Мы уже почти в пути.

Так зарокотал мотор,

Даже вздрогнул светофор!

Наклоняются вперёд, утрированно произнося звук ш, изображая руками, как накачивают шины.

Повороты кистями рук перед собой.

Спеть на одном звуке.

Круговые движения рук, согнутых в локтях.

Исходное положение: стоя на одном колене, руки опущены вниз.

Описание игры. На вдох дети встают и разводят руки в стороны.

Я колёсами стучу.

В лес ребяток я везу.

А в лесу растут грибы.

Вот какая красота.

Песенка моя слышна.

Вот и кончилась игра.

ИНСЦЕНИРОВКИ И ИГРЫ С ПЕНИЕМ

(на произношение гласных и согласных с слогах)

Логопедическая задача. Закрепление звука с в слогах с согласными а, о, у, ы.

Музыкальная задача. Различение динамических оттенков и пение соответственно им.

Ход инсценировки. Сначала распевка разучивается на музыкальном занятии. Когда дети хорошо выучат текст и чисто запоют мелодию, можно приступать к обыгрыванию и выбрать двух солистов на роль Охотника и Лисы.

Изображая лису и охотника, дети жестами и мимикой передают свои эмоции.

Охотник: Са-са-са, вот идёт лиса.

Сы-сы-сы, хвост красивый у лисы.

Со-со-со, вот возьму я колесо,

Су-су-су, и поймаю я лису.

Лиса: Са-са-са, я лисонька-краса,

Сы-сы-сы, лучше спрячусь я в кусты.

Со-со-со, ну-ка, брось-ка колесо.

Су-су-су, не поймать тебе лису!

(на звуки с, з)

Логопедическая задача. Закрепление звуков с, з и чёткое произношение всех остальных звуков.

Музыкальная задача. Работа над фразой. Пение в соответствии с весёлым характером музыки.

Ход инсценировки. Все дети разучивают распевку. Считалкой выбирается козлик и начинается игра. Дети двигаются по кругу, взявшись за руки.

В середине противоходом идёт Козлик.

На первый куплет дети идут в середину круга, где стоит Козлик, и показывают рожки, затем отходят назад.

Считалка: «Козлик, козлик, выходи

Распевка: 1. Выходи, козлёнок мой,

Пободаемся с тобой.

«Ме-ме-ме, - звучит ответ, -

2. Выходи, козлёнок мой,

Поиграем мы с тобой.

«Ме-ме-ме, играть люблю,

(на звуки з, ж, ш, ч)

Логопедические задачи. Закрепление звуков з, ж-ш, р, ч в свободной речи. Выполнение движений в соответствии с текстом.

Музыкальная задача. Петь и двигаться в соответствии с весёлым характером музыки.

Ход игры. Перед игрой звучат стихи:

Ходит строгий пастушок,

Он играет в свой рожок.

Ну, а козочка бочком

Прыгает за пастушком.

Ходят, ходят бок о бок

Козочка и пастушок.

Видят, льётся ручеёк,

А через него мосток.

Просит козочка попить:

Считалкой выбирают козочку и пастуха:

Выходи к нам, пастушок,

Заиграй-ка в свой рожок.

Раз, два, три, четыре, пять.

Иди, козочка, играть.

Козочка выходит в центр, дети берутся за руки, поют и образуют хоровод. Пастушок остаётся за кругом.

1. Ручеёк - журчалочка,

Хорошо напиться бы,

2. Окунула мордочку,

А пастух на жёрдочку

Достаёт он дудочку,

Идут по кругу и поют.

Останавливаются с концом фразы.

Кладут руки полочкой.

Выбрасывание ног вперёд.

Руки ставят на пояс.

Три раза прыгают.

Лёгкий наклон корпусом вниз, руки раскрывают.

Трижды повертеть головой.

Ставят руки на пояс.

Поочерёдно топнуть ногой (правой-лев. -правой)

Приставив ладони ко рту, изображают игру на дудочке, шевеля всеми пальцами по очереди.

Грозят указательным пальцем козочке.

Козочка отвечает без музыки:

Меня домой ты не гони,

А возьми и догони!

Раз, два, три, беги!

Козочка выбегает из круга, пастушок её догоняет, пробегая через круг

Игры и упражнения для развития речи дошкольников

Игры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Использование упражнения планка в игровой форме. Картотека игр-планок для дошкольников Физическое воспитание дошкольников – процесс, который, несмотря на обилие разнообразных методик, средств, игр и упражнений, накопленных.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Коллекция русских скороговорок и Чистоговорок

Упражнения по развитию речи

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).

Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).

Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).
Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).
Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).
Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?).
Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).

Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).

Прежде чем переходить к быстрому проговариванию чистоговорок, ребенок должен запомнить скороговорку. Темп произнесения убыстряется постепенно.

Чистогооврки с быстрым проговариванием

У Сени и Сани сом с усами.

Сеня в сени сено вез.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.

Везет Сеня с Саней, Соню на санях.

От топота копыт пыль по полю летит.

Восьмой кол вбили в частокол.

Топали да топали, дотопали до тополя.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

В один, Клим, клин колоти.

Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала.

Чистоговорки с трудными звуками

Дальше переходим к трудным звукам Ш, Ж, Щ, Ч, Р. Они гораздо быстрее войдут в речь ребенка, если вы совместными усилиями сочините что-то вроде:

Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).

Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).

Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).

Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).

Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).

Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).

Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).

Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).

Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).

Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).

Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир).

Затем подбираем скороговорки с этими же звуками:

Жутко жуку жить на суку.

Ежу на ужин жук нужен.

У ужа ужата, у ежа – ежата.

Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.

По двору, по подворью в добром здоровье.

У нас на подворье погода размокропогодилась.

Свинья тупорыла весь двор перерыла.

Летят пичужки через три пустые избушки.

У Маши и Глаши есть сыворотка из-под простокваши.

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

На кочке квочка, квочка на кочке.

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Шли сорок мышей,несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.

Тридцать три молодца съели тридцать три пирога, да все с творогом.

Осип орет. Архип не отстает. Кто кого переорет? Осип охрип, Архип осип.

Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!

Чистоговорки, скороговорки

Раз, увидя паука, страшно испугался,
Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:
"Хи-хи-хи да ха-ха-ха, хо-хо-хо да гуль-гуль!
Ги-ги-ги да га-га-га, го-го-го да буль-буль!"
***
А увидя стрекозу, страшно рассердился,
Но от смеха на траву так и повалился:
"Гы-гы-гы да гу-гу-гу, го-го-го да бах-бах!
Ой, ребята, не могу! Ой, ребята, ах.ах!"

Мальчик свернул язык в трубочку

В чем польза такой гимнастики и когда она нужна?

Гимнастика для языка входит в комплексы артикуляционных упражнений, то есть упражнений, направленных на укрепление артикуляционных органов. Что они дают? Такие упражнения тренируют органы, участвующие в звукообразовании:

  • глотку;
  • язык;
  • губы;
  • щеки;
  • гортань;
  • мягкое небо;
  • челюсти.

Во время выполнения таких упражнений эти органы вырабатывают нужный тонус, учатся принимать определенное положение и правильно менять его, в зависимости от произносимых звуков. В итоге речь становится более четкой, понятной.

Когда необходимо проводить артикуляционную гимнастику с ребенком? При наличии определенных речевых проблем. Чаще всего это неправильное произношение или неумение произнести в определенном возрасте тот или иной звук.

Логопед разговаривает с ребенком

Пора к логопеду

Как родителям определить, что им пора вести свое чадо к логопеду? Существуют определенные параметры развития речи, по которым и выявляется степень речевых нарушений у старшего дошкольника (как физиологических, так и психологических):

При всех этих нарушениях необходимо обратиться к логопеду для диагностики и выявления истинных причин. Среди них могут быть низкий или повышенный тонус артикуляционных мышц, неврологические или психологические проблемы (задержка речевого развития, сильный испуг, и т.д.), патологии органов речи (короткая уздечка языка, высокое небо, неправильный прикус, аденоиды, и др.).

Если серьезных проблем не обнаружится, логопед может порекомендовать курс специальных занятий (в их числе – языковая гимнастика, массаж), корректирующих произношение (например, если ребенок не выговаривает только звук Л, или только шипящие). Первое занятие он может провести сам, чтобы обучить маму правильной технике выполнения упражнений.

Если проблемы серьезнее, коррекцией заниматься должен однозначно специалист (при этом он обязательно будет давать домашние задания по закреплению получаемых ребенком навыков). Ведь профессиональный логопед, помимо звукопостановки, может оказать дошкольнику комплексную помощь в развитии речи:

  • развивать у ребенка внимание, мышление, память, а также зрительное и слуховое восприятие;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать связную речь;
  • обучать грамоте;
  • корректировать грамматические ошибки в речи дошкольника.

В своей работе профессиональный логопед может использовать специальные инструменты (лопатки, шпатели), помогающие постановке правильной артикуляции в случаях, когда ребенок сам не справляется с ней; проводить специальный логопедический массаж для нормализации тонуса мышц.

Хорошему логопеду знакомы основы неврологии и психологии, поэтому он может найти подход к каждому ребенку и помочь разрешить существующие психологические зажимы. Если проблемы окажутся узкоспецифичными, такой специалист порекомендует показать ребенка психологу, психиатру, неврологу, сурологу, отоларингологу. Ведь иногда малышу требуется и медикаментозная, и даже хирургическая помощь.

Если после месяца домашних коррекционных занятий в речи ребенка не наблюдается прогресса, также необходимо обратиться за помощью к логопеду. В противном случае, вы рискуете лишь навредить своему чаду.

Занятие артикуляционной гимнастикой с ребенком

Как заниматься дома?

Главное условие успеха при выполнении гимнастики для губ и других органов артикуляции – систематичность. Занятия обязательно проводятся ежедневно, продолжительностью до 15 минут. Ведь, чем чаще тренировать необходимые органы, тем быстрее вырабатывается автоматизм их движений, закрепляется умение дошкольника переводить нужные органы из одного положения в другое при формировании и употреблении звуков в речи.

Что еще важно знать при организации таких занятий?

  • Нельзя навязывать ребенку упражнения против его желания, угрожать, наказывать за отказ.
  • Гимнастика для языка для детей выполняется обязательно перед зеркалом. Чтобы дошкольник мог сравнивать в отражении действия взрослого и свои собственные, корректировать их при необходимости (в 5 – 6 лет дети уже могут это делать).
  • Занятия проводят, сидя за столом в удобном положении, расслабившись, с прямой спиной.
  • Освещение в комнате должно быть достаточным для занятий.
  • Начинать занятия нужно с простых упражнений, поэтапно переходя к более сложным, при этом ориентируются, прежде всего, на то, в каком темпе ребенок осваивает каждое предыдущее упражнение.
  • Для первого занятия достаточно 2 – 3 упражнений.
  • Каждое упражнение повторяют до 7 раз, статичные положения удерживают до 15 секунд (вначале получится меньше, это не страшно: со временем мышцы обретут нужный тонус).
  • На каждом занятии сначала повторяют пройденное накануне, а лишь затем изучают новое упражнение.
  • Для большего эффекта циклы упражнений можно повторять несколько раз в день.
  • При подборе упражнений учитывают возраст малышей: к 3 – 4 годам они разучивают движения языка, к 5 – 6 годам могут выполнять движения точно и плавно, выдерживая нужный темп, менять его по просьбе взрослого, выдерживать статические упражнения (на удержание органов речи в одном положении).
  • Чтобы заинтересовать малыша, занятия необходимо проводить в игровой форме.

Артикуляционная гимнастика с использованием хлебной соломки и конфеты

Чтобы было интересно

Итак, для достижения нужного эффекта малыша важно заинтересовать предстоящей работой и организовать ее в игровой форме. Как это можно сделать?

Массаж щек в комплексе артикуляционной гимнастики

Какие упражнения использовать для разминки?

Занятия по артикуляционной гимнастике включают в себя:

  • Разминку и самомассаж языка, губ, щек;
  • Разучивание движений (показ взрослым и повтор ребенком), а при систематических занятиях – сначала повтор предыдущих упражнений;
  • Чередующиеся статические и динамические упражнения гимнастики для губ, языка, других органов артикуляции;
  • Контроль правильности выполнения, коррекцию выполнения при необходимости.

Для самомассажа и разминки существует немало различных упражнений. Можно использовать, например, такую игру-потешку:

Важное значение имеет самомассаж рук, способствующий развитию мелкой моторики, что также помогает развитию речи. Для такого массажа полезно использовать специальные мячики-шиповки, сосновые шишки, ребристые карандаши, песок, пуговицы, фасоль и другие мелкофактурные материалы.

Примеры артикуляционных упражнений

Среди данных упражнений можно выделить общеразвивающие, которые помогают подготовить язык, губы, другие органы речи к четкому произношению, и те, которые способствуют постановке артикуляции для конкретной группы звуков.

Комплекс общей гимнастики для губ, языка и челюстей включает в себя такие упражнения:

Для подготовки языка и губ к произношению шипящих звуков (Ш, Щ, Ж, Ч) подойдут следующие упражнения:

Подготовить артикуляционные органы к постановке свистящих звуков (С, З, Ц) помогут упражнения:

Артикуляционное упражнение

  • Зубочист. Кончиком языка малыш чистит нижние зубы изнутри, двигаясь в стороны и сверху вниз, удерживая рот в улыбке. Задействован только язык.
  • Котик рассердился. Ребенок упирается кончиком языка в основание нижних зубов (рот приоткрыт в улыбке, зубы обнажены), затем на счет 5 выгибает спинку языка, возвращает назад на счет 5. Язык от зубов не отрывать!

  • Покраска потолка. Дошкольник при выполнении упражнения улыбается, приоткрывая рот. Затем кончиком языка он гладит небо, двигаясь вперед и назад. Язык при этом из-за зубов не высовывают, челюсти и губы в выполнении не участвуют.
  • Барабан. Выполняется из того же положения. Нужно поднять язык, а затем его кончиком стучать по задней поверхности основания верхних зубов, произнося многократно звук Д. По мере выполнения темп постукиваний ускоряется. Работает только язык!
  • Лошадка скачет. Положение то же. Нужно щелкать кончиком языка за основанием верхних зубов, издавая цокающий звук.
  • Бесшумная лошадка. Упражнение выполняется аналогично, но без звука.
  • Пароходик. Малыша просят улыбнуться, высунуть кончик языка, прижать его зубками. После этого на выдохе нужно протягивать звук Ы (получится звук Л).

Советы родителям

Иногда проблемы с произношением детей создаем мы сами. Ведь дошкольный возраст – пора, когда дети всему учатся на примере взрослых. А если их речь далека от идеала – такой же будет и речь детей. Как этого избежать?

Читайте также: