Ребенок боится ошибиться в школе

Обновлено: 08.07.2024

Такую реакцию ребенка нельзя игнорировать. Задача родителей – научить ребенка принимать поражение и двигаться к успеху. Ели не сделать этого вовремя, то у ребенка могут возникнуть серьезные проблемы с социализацией в школе и во взрослой жизни.

Основные причины острой реакции детей на ошибки

Как помочь ребенку преодолеть страх ошибок?

Важно, чтобы ребенок в случае неудачи или ошибки умел сравнительно спокойно принять ситуацию. Конечно, он будет расстраиваться и огорчаться. Но это не должно становится катастрофой. Часто неудачи рождают страх совершать новые ошибки. Если не получилось один раз, он готов просто отказаться попробовать еще раз. И родители могут и должны помочь побороть ему этот страх. Как это сделать? Предлагаю несколько рекомендаций.

Как вести себя родителям, если ребенок расстроился из-за неудачи

  • Сохранять спокойствие. Ребенок, видя недовольство или разочарование родителей, будет переживать еще больше.
  • Проговорить ребенку вслух его чувства. Скажите, что вы понимаете, что он сейчас испытывает. Окажите поддержку: погрустите вместе с ним, и убедите, что не сердитесь.
  • Объяснить, что все люди иногда терпят неудачи. Но это не означает, что они становятся лучше или хуже, и это ни в коем случае не меняет отношение к нему близких.
  • Рассказать о личных примерах поражений. Обсудите, что можно сделать для того, чтобы в следующий раз результат был лучше.

Как нельзя себя вести родителям, когда ребенок остро реагирует на неудачу

  • Не игнорируйте. Не говорите, что уйдете и оставите его одного, если он так кричит и плачет.
  • Не ругайте и не наказывайте. Проявление эмоций – это нормально для любого человека. Просто ребенок еще не умеет их контролировать.
  • Не угрожайте ограничениями. Например, нельзя говорить, что мы больше не будем играть в эту игру, раз он не умеет проигрывать.
  • Не ставьте в пример других детей. Это вызывает комплексы и чувство ущербности, ненужности.
  • Не смейтесь над переживаниями малыша, не обесценивайте его страхи. То, что вам кажется ерундой, для него на данный момент является катастрофой вселенского масштаба.

Ребенку очень нужна поддержка родителей, чтобы научиться переживать неудачи и поражения. Не последнюю роль играет и личный пример взрослых — зачастую дети перенимают эту же модель поведения. Итак, мы снова пришли к тому, что воспитание ребенка надо начинать с воспитания самого себя.

Здравствуйте. Моему ребенку 7 лет, учится во втором классе на 5 и 4. Сын боится на уроке дать неправильный ответ. Учитель говорит, что он дрожит как осиновый лист. Как ему помочь, сделать так, чтобы он не боялся совершать ошибки? Он хочет быть первым, лучшим. Когда что-то не получается он нервничает, ругается, бросает (дома), а в школе -на глазах слезы. Он учится в муз. школе, занимается в театральном кружке, но видно, что он не уверен в себе. Спасибо за ответ.

Получено 4 совета – консультации от психологов, на вопрос: Ребенок боится ответить неправильно

В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.
Вы можете задать вопрос другим психологам


Вы верно заметили, что ребенок боится совершить ошибку. Вот с этим вопросом и надо разбираться. Это совершенно не обязательно может быть вызвано низкой самооценкой.

К сожалению школьная система в целом не располагает к принятию права на ошибку.

Нужно разобраться чего именно ваш сын боится в случае ошибки. Наказания? Насмешек учителя? Криков учителя? Ощущать себя глупым? Может быть это страх, что глупых людей нельзя любить?

Страх ошибки может быть сформирован не обязательно в школе. нужно обратить внимание как окружающие взрослые относятся к ошибкам. Возможно они ругаются или просто злятся. Возможно расстраиваются. Возможно сами не принимают своих ошибок и тоже боятся ошибиться. Возможно ребенка и не ругают, но обращают на него внимание только когда он сделал что-то, за что можно похвалить и в этом случае для ребенка ошибка будет чем-то, что лишит его похвалы взрослых=любви.

Более точно можно разобраться на очных консультациях с психологом.

Но вы уже сейчас сами можете помочь своему мальчику. Просто разговаривая с ним по-душам. О его страхе, признавая его право на страх. Если он боится значит ему реально страшно. Так же любому ребенку будет полезно если его будут почаше обнимать и всячески демонстрировать ему то, что любовь родителей никак не зависит от ошибок. Что эта любовь есть что-то цельное и незыблемое. Родители любят и будут любить своего ребенка даже если он облажался.

Еще полезно разговаривая об успехах ребенка не делать акцент на похвале. гораздо эффективнее было бы поговорить о чувствах ребенка в процессе совершения чего-то что привело его к успеху. Например "О. ты сегодня первый ешил задачу, это здорово, а тебе нравится решать такие задачи? а что тебе больше всего нравится в них?" Или "О какой красивый рисунок, это что там нарисовано? а что тебе больше всего понравилось рисовать? А что было самое трудное? Что ты думал, когда рисовал вот это? Кого себе представлял?" Такие разговоры смещают ракурс восприятия с оценки на саму деятельность. А когда деятельность интересна сама по себе не так важно кто и как ее оценивает.

Поддержка родителей и приятие ситуации залог уверенности в своих силах.

Филяева Ирина Викторовна, психолог в Хабаровске

В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.
Вы можете задать вопрос другим психологам


Перфекционизм - это стремление к идеалу, стремление все доводить до совершенства, завышенный уровень притязаний, на фоне этого возникает восприимчивость к критике, т.к. она способна разрушить сформированный ребенком идеальный образ.

Как правило, перфекционизм возникает в результате воспитания. Им страдают преимущественно старшие дети в семье в результате завышенных ожиданий и перекладывании на плечи ребенка нереализованных собственных достижений. Ребенок жертвует собственными желаниями и интересами в попытке добиться недостижимой планки, которую ставят перед ним родители.

Также перфекционизм возникает в результате чрезмерной критичности и требовательности со стороны родителей.

При отсутствии родительского одобрения поступков ребенка.

Как помочь ребенку?

Дать право на несовершенство: "Не ошибается тот, кто ничего не делает"; составить список страхов и познакомиться с ними поближе; прислушиваться к своим собственным желаниям и потребностям; больше общаться со сверстниками; получать истинное удовольствие от того, что происходит прямо здесь и сейчас.

Смирнова Александра Владимировна, психолог/гештальттерапевт в Москве


Здравствуйте.Анна.К сожалению,прежде.чем дрожать перед учителем в школе.мальчик приобрел навыки долгой жизни дрожать перед родителями.Вероятно,осуждения,критика,подавление,осмеяние,сравнение,понукания,обвинения-были характероной частью вашего воспитания.В этом случае,воспитание носит стиль контроля и надзора.Это ошибка.Воспитание-это рассказ ребенку кто он.На сколько он хорош,интересен,оригинален.Это ваши восхищения,похвала,поощрения,эмоциональный отклик на его интересы,совместные игры,разделение его чувств,прикосновения,поцелуи,ласки,объятия.А количество кружков,если основа не дана-идет только в минус.Ребенок только слышит,что он должен делать.но до сих пор не знает,кто он и на сколько хорош.Поэтому,сегодня он видит себя глупым посмешищем.Выход-в смене атмосферы воспитания.Если вновь додать все,что изъяли,в течение года уверенность ребенка восстановится.

Каратаев Владимир Иванович,психолог психоаналитической школы Волгоград

В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.
Вы можете задать вопрос другим психологам


Анна, здравствуйте! В Вашем письме видно, что вы достаточно внимательная мама, вы хорошо описываете сложности своего сына. Желание ребенка быть лучшим, первым весьма понятно, так же в общем-то ясны его проявления злости, гнева и агрессии. Все это является традиционными сложностями детского возраста. Я в практике часто сталкиваюсь с подобными случаями. Сложности ребенка связаны со страхом неудачи, неумением эффективно отреагировать свои эмоции (и положительные, и отрицательные), а также быть может с травмирующим (в психологическом смысле) опытом. Я думаю, Вашему ребенку полезно пережить опыт других отношений, где он может побыть в разных ролях (и звездой, и ребенком, который может совершить ошибку) в доверительной, дружелюбной, безопасной атмосфере. Речь идет о групповых занятиях для деток с подобными сложностями, естественно, организованными психологом. К счастью или к сожалению, дети учатся друг у друга (даже с помощью психолога) лучше, чем у нас взрослых, поэтому данный формат - идеальный вариант для деток с подобными сложностями. Что можно рекомендовать Вам? Полезно научиться делить своими переживаниями с ребенком (т.е. быть для него примером в проживании разных чувств), также полезно уметь замечать даже крохотные его успехи и отмечать их, кроме того полезно вместе с ребенком переживать его неуспех и делать его обсуждаемым, совместно делать выводы из случившейся неудачи.

Ольга Бруковская

Почему ошибаться — важно?

Без ошибок не бывает эффективного обучения. Связь между этими двумя факторами в 2011 году доказал Джейсон Мозер. Когда мы ошибаемся, мозг выдает определенные реакции, связанные, во-первых, с обнаружением ошибки, во-вторых, с отношением к ней. То есть чем сознательнее мы относимся к ошибке, пытаясь ее разрешить и проанализировать, тем активнее работает мозг.

По мнению Мозера, если ребенок боится ошибаться, то страдают не только его оценки, но и любознательность. Во-первых, мозг тратит слишком много энергии на защиту от стресса (когда возможная неудача определяется как опасность), а не на обучение. Во-вторых, когда ребенок чересчур сфокусирован на своем страхе, он перестает получать удовольствие от учебы. А когда ошибка все-таки случается, он так занят самоистязанием или избеганием неприятных мыслей, что ему не до анализа ошибки и не до роста над собой.

Это приводит к тому, что ребенку проще вообще не браться за учебник, чтобы избежать провала в собственных глазах и глазах окружающих. Оценки, соответственно, становятся еще хуже, со временем школьник начинает воспринимать сложный материал как нечто опасное, а не интересное. Из таких детей, вполне вероятно, вырастут взрослые, которые боятся экспериментировать, пробовать новое, переучиваться, менять работу, творчески подходить к решению задач. Чтобы этого не произошло, стоит научить ребенка эффективно работать с ошибками.

Как люди реагируют на ошибки?

Для ребенка с фиксированным мышлением характерно:

— бросать начатое, сталкиваясь с ошибками или критикой;

— не браться за сложные задачи, чтобы не показаться глупым;

— думать, что если что-то не получается, то дело в низких природных способностях;

— считать, что навыки невозможно наработать;

— чувствовать себя умным не когда достиг результата после долгих попыток, а когда успех пришел внезапно.

Плюсы мышления роста:

— ошибка вызывает жажду познания, азарт и желание посоревноваться с самим собой.

Как помочь ребенку не бояться ошибок?

Чтобы ребенок извлекал из ошибок возможности для роста, он должен понимать, что ошибаться: а) не страшно; б) интересно; в) полезно; г) обычно. В этом плане критично влияние школы, где ребенок проводит большую часть своего времени. Если в школе принято ругать и стыдить за ошибки (это случается нередко), а изменить ситуацию не получается, вы можете ее сбалансировать своим отношением к ошибкам ребенка. Если родители спокойно реагируют на оценки и позитивно — на ошибки, это уже полдела. Вот что еще можно сделать:

Поощряйте в ребенке инициативу во всем, включая быт. Не доделывайте за ним то, что он пытается сделать сам, но будьте рядом, чтобы в случае чего подсказать. Так ребенок поймет, что многократные усилия приводят к умениям.

Не сравнивайте с успехами других. Если у кого-то получается лучше и ребенок переживает, предложите вместе подумать, какие навыки помогают другому и как их можно поэтапно развить в себе.

Спрашивайте, что нового и интересного ребенок узнал (или чему научился) при каждой попытке — то, чего бы не заметил в случае мгновенного успеха. Это может быть, к примеру, забавная особенность в характере исторического персонажа при пятом прочтении параграфа по истории.

Так постепенно у ребенка сформируется понимание, что ошибка — не признак его низких способностей, а часть процесса обучения, которая помогает расти.

Анастасия Екушевская

руководитель направления Primary онлайн-школы Skyeng, к. ф. н., старший научный сотрудник Института проблем инклюзивного образования МГППУ

Как ошибки влияют на самооценку?

Умение ошибаться влияет на гибкость нейронной системы. Когда ребенок не боится говорить то, что он думает, даже если это неправильно, у него развивается креативный, новаторский подход: он предлагает разные решения, не боясь, что они окажутся неверными. И как раз навыки XXI века, про которые в последнее время много говорят и которые связаны с креативностью и гибкостью, отчасти развиваются за счет этого умения — ошибаться и смело высказывать свою точку зрения.

Что делать родителям и учителям?

В школе учителям также важно поддерживать развивающую обратную связь среди учеников, давать возможность каждому ребенку высказаться. И важно, чтобы учитель мог создать такую атмосферу в классе, в которой каждый ребенок не боится говорить, чтобы не получить осуждение учителя и не быть высмеянным одноклассниками. Наоборот, чем безумнее решение или подход предлагает ребенок, тем больше баллов или звездочек он получает. Конечно, учителям сложно сразу переделать всю систему. Но, например, можно сделать в конце урока десятиминутную разминку, когда задачей детей будет не правильно решить какую-то ситуацию, а придумать самый оригинальный вариант ее решения.


СОДЕРЖАНИЕ:


Почему дети боятся ошибаться?

Как научить ребёнка не бояться ошибок?

Совет № 1. Реагируйте на свои на ошибки позитивно

Совет № 2. Хвалите ребёнка за приложенные усилия

Совет № 3. Демонстрируйте безусловную любовь

Совет № 5. Разрешите ребёнку ошибаться

Совет № 6. Говорите о неудачах не меньше, чем о победах

Резюме

В глобальном мировом исследовании, посвящённом изучению стресса, получаемого детьми в школе, Россия вышла на первое место. Оказалось, что наши школьники боятся совершать ошибки в школах больше, чем какие-либо ещё дети в мире.

Почему дети боятся ошибаться?

По мнению исследователей, важную роль в этом играет то, что у российского ребёнка нет права на ошибку. Она воспринимается не как нормальная часть учебного процесса, а как катастрофа. А между тем правильно ошибаться — это очень важный навык. Без ошибок не бывает прогресса.

Зачастую родители воспринимают плохие оценки ребёнка как личную неудачу. Они боятся, что окружающие их сочтут никудышным родителями. Поэтому требуют от своих детей учиться на пятёрки, взращивая панический страх перед ошибками и двойками. Дети становятся заложниками неверных установок взрослых, их тревог и страхов.

Мы все ошибаемся. Невезение, не очень разумный выбор, неправильный ответ на вопрос — это то, что происходит с каждым. Иногда эти ошибки дают нам больше, чем правильные ответы. Иногда неудача — это новая возможность. Важно понимать, что ошибка — это нормально, что это естественная часть процесса обучения и жизни в целом.

Как научить ребёнка не бояться ошибок?

Вот несколько советов.

Совет № 1. Реагируйте на свои на ошибки позитивно

Совет № 2. Хвалите ребёнка за приложенные усилия

Ряд исследований американской учёной Кэрол Двек и её коллег показал, что в классах, где детей хвалят за способности, результаты сложных тестов ниже, чем в классах, где детей хвалят за приложенные усилия. Поэтому независимо от того, реагируете вы на успех или неудачу, положительно подчёркивайте усилия (и процесс), а не способности (и результат).

Совет № 3. Демонстрируйте безусловную любовь

По словам профессора Калифорнийского университета в Беркли Мэтта Ковингтона, страх неудачи напрямую связан с самооценкой или с верой в то, что вы ценны как личность.

Дети обычно связывают свою самооценку с тем, что о них думают родители. Они часто боятся, что родители не будут любить или ценить их, если они будут ошибаться, получать плохие оценки, проигрывать спортивные соревнования или плохо себя вести. Естественно, такая установка приводит к страху неудачи.

Вы, скорее всего, не ожидаете, что ваш ребёнок будет идеальным во всех сферах, но знает ли он об этом? Объясните, что вы всегда будете любить его и что вы гордитесь его усилиями, настойчивостью и смелостью.

Совет № 5. Разрешите ребёнку ошибаться

Родители следят за детьми и предотвращают большинство их неудач. В этом заключается миссия родителя, да? Нет, не в этом.

Вы видите, что он не взял нужный учебник, собирая портфель? Позвольте ребёнку забыть его дома. Да, возможно, на уроке ему сделают замечание, но такой опыт необходим, чтобы понять, что есть сферы жизни, о которых, он должен заботиться сам.

Иногда родители должны позволить детям потерпеть неудачу. Вместо того чтобы ограждать ребёнка от проблем, помогите ему самому найти выход. Обсудите, какие действия он предпринял, последствия этих действий и как этих последствий можно избежать в будущем.

Задавайте правильные вопросы:

Что пошло не так?

Что ты думаешь о причинах этой неудачи?

Стоит ли тебе пересмотреть свой график?

Не хочешь ли ты составить план на будущее? Я помогу тебе с удовольствием!

Используя этот подход, вы учите своего ребёнка не реагировать на неудачи разочарованием или отказом от дальнейших действий. Он поймёт, что неудача означает смену стратегии, а не конец всего.

Совет № 6. Говорите о неудачах не меньше, чем о победах

Новое исследование французских учёных показало, что дети, которым заранее сказали, что обучение может быть трудным и что неудача является естественной частью процесса, лучше справлялись с тестами, чем дети, которых не предупреждали. В зависимости от возраста вашего ребёнка вы можете повести разговор по-разному и подобрать понятные ему аналогии.

Объясните, что неудача может быть полезной, потому что она ведёт к успеху (когда мы учимся на ней, делаем выводы и пытаемся снова). Объясните, что страх сделать ошибку просто удержит его от попыток и помешает ему достичь своей мечты и полностью раскрыть свой потенциал. Что если бы его любимый музыкант так и не решился записать первый альбом, а Стивен Кинг сдался после первого отказа от издательства? Даже Супермен и Бэтмен ошибались, но всегда делали правильные выводы и шли дальше.

Резюме:

Читайте также: