Реализация творческого подхода в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Аннотация. В статье раскрыты пути развития и значение творческого потенциала учителя на современном этапе развития общества, что является важным фактором в процессе формирования всесторонне развитой личности ученика, в развитии и реализации его творческих способностей.

Ключевые слова: творчество, педагогическое творчество, творческая личность.

Актуальность статьи определяется значимостью образовательной деятельности на территории Донецкой Народной Республики. Именно творческому педагогу отводится главная роль в системе подготовки учащихся и формировании всесторонне развитой и творческой личности.

Целью статьи является:

- систематизация теоретических знаний по теме “Творчество учителя”;

- раскрыть творческую природу педагогической деятельности;

- определение методов работы, влияющих на повышение творческого потенциала педагогов;

- выявление условий для реализации творческих возможностей учителя.

Одной из главных задач современного образования является обеспечение современного качества образования.

А оно достигается в первую очередь через повышение эффективности учебного занятия. А это возможно только при постоянном творческом поиске учителем новых форм, средств и методов обучения. Но, как показывает опыт, творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению передового опыта.

Неотъемлемой частью этой программы является создание условий для самореализации каждого ребенка как личности, реализации его творческого потенциала.

И в этом ученику должен помочь педагог творческий, постоянно совершенствующий своё мастерство, ищущий, создающий новое и интересное в организации учебно-воспитательного процесса.

Сфера творчества в деятельности педагога достаточно широка и может проявляться как в подходе к учащимся, так и в отношении к своему предмету, подаче учебного материала, к выбору средств и методов обучения и воспитания.

Творческий подход учителя к отбору учебного материала, создание нетрадиционного урока или внеклассного мероприятия обеспечивает эффективность урока, стимулирует активность учащихся, активизирует познавательный интерес.

Творчество учителя не ставит цель создать что-то социально ценное новое, оригинальное. Творчески работающий педагог создает свою систему, которая является средством для формирования всесторонне развитой личности.

Творческие способности педагога формируются на базе накопленного им общественного опыта, педагогических и психологических знаний, позволяющих находить новые решения и методы, улучшать свои профессиональные навыки.

Ведь современная школа призвана не только обучать, её основная задача - формирование физически, социально и нравственно здоровой, интеллектуальной и гуманной, интеллигентной и воспитанной, умеющей аналитически мыслить личности. Если школа выполнит поставленные перед ней социальные задачи, наша Республика будет процветающей и перспективной. А успешность решения этих задач, во многом, определяется степенью педагогического мастерства учителя, главной характеристикой которого является способность его к творчеству.

Ещё В.А. Сухомлинский говорил, что только творческий педагог может развить творческое начало в ребенке. И сейчас эти слова как никогда актуальны. Ведь только креативному педагогу под силу зажечь искру в глазах его учеников, пробудить в них жажду познания. Творческий учитель своей работой оказывает огромное влияние на тех, кто находится рядом, а именно, на своих учеников. Стереотипов в работе и мышлении быть не должно, т.к. они могут стать врагами творчества. Как говорил Эрих Фромм, творчество - это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Творчество присуще тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта.

В современных условиях все больше появляется творчески работающих учителей. Это педагоги, обладающие высокой культурой, владеющие альтернативными педагогическими технологиями, индивидуальным стилем работы и добивающиеся в итоге высоких результатов в обучении, воспитании и развитии творческих способностей учащихся.

Первейшая цель учителя – выявить задатки каждого ученика. Задача учителя – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Это требует знаний, навыков, педагогического мастерства.

В личностной сфере педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста.

Реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности – есть одно из важнейших направлений развития творческой личности педагога и обучающегося.

Выделяют следующие уровни педагогического творчества:

2. Оптимизация деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм обучения.

3. Использование творческих возможностей живого общения с учениками.

4. Использование готовых приемов с привнесением личностного начала, соответствующего творческой индивидуальности педагога, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Таким образом, педагогическое творчество - это процесс, начинающийся с усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), переходящий к преобразованию существующего опыта.

Педагогическое творчество содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности и обычно приводит к новаторству. Оно открывает новые пути в образовательной практике и педагогической науке. Следствием могут быть как частичные изменения в содержании образования и педагогических технологиях, так и глобальные преобразования в сфере образования. Поэтому именно новаторский опыт подлежит анализу, обобщению и распространению в первую очередь. И является наиболее ценным.

Каждый творчески работающий учитель, реализуя на практике технологию творческой деятельности, ставит для себя следующие задачи: поддержка и развитие интереса к предмету; формирование навыков поисковой и исследовательской работы; выполнение практических заданий; организация работы с современными источниками информации.

Данные задачи могут быть реализованы только на уроке, где царит творчество, потому что только в классе в процессе творчества ребенок получает самое высокое духовное наслаждение. Любой урок, если в нем не было места для творческого порыва, поиска, оказывается неэффективным, если даже дается очень полезная информация.

Итак, учить необходимо с помощью разнообразных методов и приемов, различных педагогических технологий, традиционных и нетрадиционных форм обучения, позволяющих раскрыть свой творческий потенциал учителю, а вместе с тем и потенциал учащихся. Главное, вместе с учениками искать истину, активизировать процесс обучения, развивать творческие способности.

Каковы же источники педагогического творчества?

Известный советский дидакт М. А. Данилов выделил два источника педагогического творчества:

- практическая деятельность учебно-воспитательного характера (это сфера первичных педагогических изобретений и открытий);

- исследования педагогического процесса, его содержания и методов (здесь на первый план выступают теоритические методы и эксперименты, приводящие к более широким и точным научным выводам).

Педагогическое творчество требует от педагога умения наблюдать, анализировать и исследовать все аспекты учебно-воспитательного процесса.

Спецификой педагогического творчества является и то, что оно всегда имеет целенаправленный характер: способствует взаимообогащению, творческому сотрудничеству обучающего и обучаемого.

Главными помощниками учителя в развитии творческих способностей учащихся должны быть родители. Только творец-учитель и творцы-родители могут сотворить всесторонне развитую и творческую личность ученика.

Таким образом, существуют разные пути развития творческого потенциала личности учителя и ученика, но все они ведут к одной цели – воспитанию успешного ученика успешным учителем, владеющим компетентностями в рамках преподаваемой дисциплины, теорией и практикой применения новейших достижений современной науки.

Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод о том, что творческий педагог должен уметь строить свою педагогическую деятельность с учетом меняющихся социальных и других условий; владеть формами и методами эвристической деятельности; видеть, учитывать, и развивать индивидуальные способности учащихся; заниматься самообразованием, ведущему к личному творческому росту и воспитанию всесторонне развитой, активной, творческой личности ученика.

Список литературы:

Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. - Казань, 1997.

Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества.- Казань, 1988.- с.45-56.

Венедиктова Т.А., Глазунов А.Т. Творческое развитие педагога. – М.: ИЦАПО, 2000.

Гильманов С.А. Творческая индивидуальность учителя.- Тюмень,1995.

Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., Педагогика, 1990.

Петрова Н.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя.- Казань, 1982.- с.59-64.

Под ред. И.А. Зязюна. Основы педагогического мастерства. - М., 1989.

Творческий подход к решению задач в начальных классах

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

В начальных классах решению задач различного содержания нужно уделить внимание учителя. Умение решать любые задачи на уроках дает возможность ребенку принять какие то решения, чтобы получить конечный положительный результат. Решение задач развивает ребенка, как личность, развивает индивидуальность, творчески и интеллектуально, Поэтому даются некоторые виды задач, как научить учащихся правильно анализировать, прогнозировать, составить план решения,


В настоящее время общество испытывает потребность в людях, которые не только имеют прочные и глубокие знания, но и способны самостоятельно, нетрадиционно, творчески решать существующие проблемы. Социальный заказ общества ориентирует систему образования на формирование творческой личности, развитие творческих способностей учащихся.

Успешность решения этих задач во многом предопределяется организацией учебно-воспитательного процесса в младших классах, когда формируется учебная деятельность, закладывается основа активности, самостоятельности, творческого потенциала.

Если отсутствует у ребенка желание учиться, даже при его определенных индивидуальных возможностей, добиться успехов будет трудно. Отношение ребенка к учению также тесно связано с его способностями. Если учение идет успешно, то желание учиться возрастает, и гаснет при неудачах.

Причиной неудач могут быть не только недостатки в знаниях, полученных на предшествующих этапах обучения, но и неразвитые способности ребенка. Поэтому учителю необходимо привлечь ребенка к обучению, что бы он с желанием развивался.

Одной из основных задач, стоящих перед начальной школой является всестороннее развитие личности младшего школьника. Полноценному развитию ребенка способствуют следующие виды деятельности: учебная и творческая. В учебном процессе у детей формируются навыки и умения учиться, а в процессе творческой деятельности у младшего школьника развиваются такие способности как: самодеятельность, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Важно, чтобы познавательная деятельность проходила кроме репродуктивного уровня и на творческом уровне, так как только благодаря этому можно добиться успешного развития всесторонней личности ребенка. Включение творческой деятельности привлечет больше внимания со стороны учеников, тем самым изучаемый материал будет более интересен для них и лучше освоен.

Младший школьный возраст самый успешный для развития творческих способностей. При изготовлении что-либо своими руками, у детей развивается внимание и память, ребенок учится думать и размышлять. Формируется художественный вкус, логика, а так же пространственное воображение. При работе руками у ребенка развивается моторика рук, которые необходимо ему. Важно отметить, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев рук находятся очень близко. Развитее тонкой моторики активизирует отделы мозга, тем самым активизируются и зоны, отвечающие за речь. Так же это способствует улучшению письма. Правильно организованный труд дает младшим школьникам необходимые знания о качестве разнообразных материалов, способствует выработке положительных эмоций, навыков и желание трудиться и овладевать приемами мастерства, приобщает к народному декоративному искусству.

Современная система развивающего обучения, которою разработали Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов, позволяет объединять на первый взгляд несовместимые учебные предметы, такие как литературное чтение, изобразительное искусство и технология.

Систематическое использование творческих заданий на уроках русского языка способствует не только повышению качества усвоения учебного материала и развитию творческих способностей школьников, но и формированию у них интереса к предмету, познавательной активности и самостоятельности, настойчивости в преодолении интеллектуальных трудностей.

Урок литературного чтения в начальной школе позволяет включить учащихся в творческую деятельность, которая на базе учебного материала позволяет развить их творческие способности. Творческий потенциал на уроках литературного чтения содержат такие виды учебных заданий, как сочинение, написание стихотворений, составление устного рассказа.

Технология и изобразительное искусство играют особую роль в начальном образовании. Художественная деятельность у детей младшего школьного возраста способствуют развитию эстетического мироощущения, потребности в прекрасном, стимулирует художественную самодеятельность младших школьников. На уроках ученикам дается творческое задание — это изучение произведений искусства, подбор стихов к рассматриваемым картинам, а так же, выполнение практических работ. Это дает возможность объединять одной темой уроки [3].

На уроке литературы детям предлагаются произведения для анализа особенностей авторских сказок — в том, как рисуется время года, в чем элементы волшебства при его изображении. Так выявляются особенности каждого из времен года.

Далее следует перейти к творческой деятельности. По ходу анализа произведения заинтересовать детей: — Расскажите, какую иллюстрацию вы бы нарисовали к этому произведению? Это творческое задание, которое включает учащихся в творческую деятельность и развивает творческие способности. Так же домашнее задание должно включать творческую работу, например, сочинение сказки на одну из предложенных тем, включающее описания одного из времен года.

Уроки по декоративному рисованию являются одним из главных видов работы по изобразительному искусству в учебно-воспитательной работе с младшими школьниками. Наряду с рисованием с натуры и тематическими занятиями, декоративное рисование способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей и навыков младших школьников, хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, искусству родного края.

Данный комплексный подход к изучению материала оказывает существенное влияние на развитие творческих потенциалов учащихся младших классов. Такие уроки помогут воспитывать гармоничной личности во всех проявлениях своей сущности, раскрыть его потенциальные возможности и подготовить к общению с миром, развитию в нем мыслительных способностей, чувствительности, умению творчески созидать.

Каждому педагогу начальной школе необходимо более полно учитывать индивидуальные способности и особенности личности младшего школьника в учебном процессе. Применение дифференцированных и индивидуализированных методов и приемов на различных этапах урока способствует достижению положительных результатов в обучении и развитии творческих возможностей учащихся младших классов.

Используются следующие средства дифференциации:

а) подготовка заданий, отличающихся по трудности и объема;

б) различные меры помощи педагога детям в процессе выполнения учебных заданий;

в) вариативность темпа изучения учебного материала;

г) применение индивидуальных и дифференцированных домашних заданий.

Как показывает практика, что на различных этапах урока не только является возможным, но и необходимым использование приемов и методов дифференциации и индивидуализации.

Главной задачей дифференциации и индивидуализации при изучении нового материала является актуализация полученных ранее знаний учащимися.

Необходимо вспомнить именно того материала, который будет использован при объяснении новый темы. Часто на этапе изучения нового материала детям предлагается выполнить задания одинаковой трудности, но при этом учитель оказывает ученикам различные меры помощи посредством инструктажа, планов, памяток. Такую помощь могут оказать ученики — консультанты, которые успешно обучаются по данному предмету.

Применение дифференцированных и индивидуальных заданий в процессе закрепления знаний, умений и навыков зависит от поставленных задач урока, уровня подготовленности и интереса к учению детей определенного класса. Разнообразные методы и приемы закрепления способствуют организовать работу на данном этапе с учетом возможностей и перспектив развития каждого учащегося.

Использование на каждом этапе урока по изобразительному искусству приемов методов дифференциации и индивидуализации, заданий различной трудности и объема позволит педагогу полнее учитывать индивидуальные способности и личные особенности учащегося, достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся начальной школы.

В заключении можно прийти к выводу в том, что организация учебной и творческой деятельности на уроках изобразительного искусства, технологии, русского языка и литературы, систематическое использование творческих заданий, приобщение детей к народному декоративному искусству, искусству родного края способствуют развитию творческих способностей младших школьников.

1. Кузьменко И. В. Развитие творческого потенциала школьников в условиях введения ФГОС начального общего образования // Научный поиск. — 2012.

2. Чумакова С. П. развитие творческих способностей младших школьников: методические рекомендации / С. П. Чумакова. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2005. — 32 с.

3. Шадриков В. Д. Развитие способностей. // Начальная школа. — 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, ребенок, творческая деятельность, литературное чтение, начальная школа, русский язык, способность, урок, учебный материал, младший школьник.

Похожие статьи

Организация внеклассной работы по изобразительному.

изобразительное искусство, творческая деятельность, ребенок, литературное чтение, начальная школа, русский язык, учебный материал, способность, урок, младший школьник.

К вопросу об использовании графических материалов на уроках.

изобразительное искусство, творческая деятельность, ребенок, литературное чтение, начальная школа, русский язык, учебный материал, способность, урок, младший школьник.

Художественно-эстетическое развитие младших школьников на.

художественно-эстетическое развитие, литературное чтение, младший школьник, младший школьный возраст, школьник, урок, учебный процесс, независимая экспертная оценка, теоретическое обоснование, успешное.

Развитие воображения младших школьников на уроках.

В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи

Творческая деятельность учащихся является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования.

Особенности развития творческих способностей младших.

литературное чтение, творческая деятельность, ребенок, способность, развитие, творческая деятельность учащихся, творческая активность учащихся, учебная деятельность, младший школьный возраст.

Проблема развития метапознавательных навыков младших.

изобразительное искусство, творческая деятельность, ребенок, литературное чтение, начальная школа, русский язык, учебный материал, способность, урок, младший школьник.

Развитие творческих способностей младших школьников.

изобразительное искусство, знание, ребенок, декоративное искусство, умение, способность, работа, приобщение школьников, младший школьный возраст, урок.

Элементы театрализации на уроках литературного чтения.

В статье представлены методические приемы организации театральной деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе. Ключевые слова: младший школьник, начальная школа, стандарт, театрализация, литературное чтение.

О подготовке младших школьников к интерпретации.

художественно-эстетическое развитие, литературное чтение, младший школьник, младший школьный возраст, школьник, урок, учебный процесс, независимая экспертная оценка, теоретическое обоснование, успешное.

Похожие статьи

Организация внеклассной работы по изобразительному.

изобразительное искусство, творческая деятельность, ребенок, литературное чтение, начальная школа, русский язык, учебный материал, способность, урок, младший школьник.

К вопросу об использовании графических материалов на уроках.

изобразительное искусство, творческая деятельность, ребенок, литературное чтение, начальная школа, русский язык, учебный материал, способность, урок, младший школьник.

Художественно-эстетическое развитие младших школьников на.

художественно-эстетическое развитие, литературное чтение, младший школьник, младший школьный возраст, школьник, урок, учебный процесс, независимая экспертная оценка, теоретическое обоснование, успешное.

Развитие воображения младших школьников на уроках.

В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи

Творческая деятельность учащихся является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования.

Особенности развития творческих способностей младших.

литературное чтение, творческая деятельность, ребенок, способность, развитие, творческая деятельность учащихся, творческая активность учащихся, учебная деятельность, младший школьный возраст.

Проблема развития метапознавательных навыков младших.

изобразительное искусство, творческая деятельность, ребенок, литературное чтение, начальная школа, русский язык, учебный материал, способность, урок, младший школьник.

Развитие творческих способностей младших школьников.

изобразительное искусство, знание, ребенок, декоративное искусство, умение, способность, работа, приобщение школьников, младший школьный возраст, урок.

Элементы театрализации на уроках литературного чтения.

В статье представлены методические приемы организации театральной деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе. Ключевые слова: младший школьник, начальная школа, стандарт, театрализация, литературное чтение.

О подготовке младших школьников к интерпретации.

художественно-эстетическое развитие, литературное чтение, младший школьник, младший школьный возраст, школьник, урок, учебный процесс, независимая экспертная оценка, теоретическое обоснование, успешное.

В статье представлен материал, раскрывающий понятие творческой деятельности младших школьников; какие умения необходимы для развития творческого мышления и воображения школьников;приведены примеры заданий для развития творческих способностей

Содержимое публикации

В.А. Сухомлинский

Творческая деятельность младших школьников и развитие их творческих способностей.

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний. В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.

К моменту поступления в школу ребенок становится субъектом разнообразных видов деятельности, у него формируется потребность в расширении сферы реализации себя как субъекта. Однако, у него нет потребности и способности к самоизменению. И то, и другое может возникнуть, оформится и развиться в процессе школьного обучения. И.Я. Лернер выделил два компонента содержания образования: базовый, включающий систему знаний и навыков, и продвинутый, содержащий опыт творческой деятельности (перенос знаний, умений и навыков в новую ситуацию). Природосообразная личностно ориентированная дидактика Дж. Дьюи выдвигает на первый план активность ученика, развитие его природной сущности и освоение способов деятельности в изучаемых областях.

Развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования. Для этого необходима специальная образовательная технология, которая бы позволяла развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика, сохраняя при этом массовость образования.

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие творческих способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.

Анализ о c новных п c ихологических новообразований и характера ведущей деятельности возрастного периода младших школьников, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний.

Придерживаясь позиции ученых, определяющих творческие способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих способностей младших школьников:

- применение методов организации творческой деятельности.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:

- классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

- рассматривать систему в развитии;

- делать предположения прогнозного характера;

- выделять противоположные признаки объекта;

- выявлять и формулировать противоречия;

- разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

- представлять пространственные объекты;

- использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;

- представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:

- преодоление психологической инерции мышления;

- оценивание оригинальности решения;

- сужение поля поиска решения;

- фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;

- мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

Названные умения составляют основу способности системного диалектического мышления, продуктивного произвольного пространственного воображения.

Представим содержание творческих заданий тематическими группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений

Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предполагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта.

Цель - накопление творческого опыта познания действительности.

· изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков - цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части-целого;

· рассматривать объекты в противоречиях, обусловливающих их развитие;

· моделировать явления, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития.

Цель - накопление учащимися творческого опыта создания объектов ситуаций, явлений.

Приобретается умение создавать оригинальные творческие продукты, что предполагает:

· получение качественно новой идеи субъекта творческой деятельности;

· ориентирование на идеальный конечный результат развития системы;

· открытие уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики.

Цель - приобретение творческого опыта в преобразовании объектов, ситуаций, явлений.

· моделировать фантастические (реальные) изменения внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.);

· моделировать изменения внутреннего строения систем;

· учитывать при изменениях свойства системы, ресурсы, диалектическую природу объектов, ситуаций, явлений.

Цель - накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений.

· рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения;

· находить фантастическое применение реально существующим системам;

· осуществлять перенос функций в различные области применения;

· получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем.

Примерные задания для развития творческих способностей младших школьников.

Развитие образного мышления

Рисование абстрактных категорий (нарисуй, грусть, радость, звук, мысль).

Разглядывание случайных клякс, дорисовка и преобразование их в знакомые формы и понятия: фигурки животных, дома, цветы.

Разглядывание облаков на небе, поиск аналогий с известными понятиями, представлениями (по форме, цвету)

Сюжетно-ролевые игры, пантомимы

Пантомима предполагает использование пластики, мимики, жестов для создания образа. Основной задачей пантомимы является развитие фантазии ребёнка и его актёрских способностей. Попросите ребёнка изобразить несколько хорошо знакомых ему ситуаций, (начинайте от простейших), например:

Вы гладите собаку.

Вы читаете газету.

Вы зажигаете спичку.

Вы чините кран в ванной.

Вы зашнуровываете ботинки.

Вы смотрите телевизор.

Вы вытираете пыль.

Вы развешиваете белье для просушки.

Вы пьёте очень горячий кофе.

Постепенно задания можно усложнять и предлагать ребёнку уже не конкретные ситуации для изображения, а абстрактные категории: радость, веселье, счастье, неожиданность и т.д.

Выполняя задания учителя (родителя) и запоминая буквы, ребёнок получает слово, например:

Глухой – ф, звонкий -…

Предпоследняя буква в слове “ветер”.

Стоит за буквой Р.

Суффикс в слове “речной”.

Первая буква алфавита.

Четвёртое лишнее”.

Задание: в каждом ряду три слова по определённому основанию связаны между собой, а четвёртое – отличается. Найдите его, ответ обоснуйте.

Корова, медведь, лиса, заяц.

Дуремар, Мальвина, Айболит, Пьеро.

Вычитаемое, уменьшаемое, сумма, разность.

Анаграммы”.

Как можно быстрее поменяйте буквы местами и получите слово, например: акмар – рамка, орук – урок.

Развиваем логику”

По определению назови слово:

- хрустящий, зелёный, пупырчатый;

- маленькая, пугливая, компьютерная;

- интересная, толстая, библиотечная.

Придумай два аналогичных примера.

Закодированное слово”

Обозначим следующие буквы цифрами:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

А Б В К М Н О Л Д Т

Какие слова кроются под номерами:

2780 37281 4756101

Альтернативные задания”

1. Подберите сложные антонимы, например: умная девочка – глупый мальчик, поздний вечер – раннее утро.

Слабый мороз –Грустная старость

Короткий день - Радостная встреча –

2. Вставьте пропущенные прилагательные в пословицы и поговорки:

Лучше _____ правда, чем______ ложь.

_______мир лучше _______ войны.

1. Перечисляются признаки объекта, например: сделан из песка, похож на гладь воды, может быть любого цвета.

2. Перечисляются отличия органов чувств загаданного животного, находящегося среди представленного на листе ряда:

- 5 глаз, и все на руках (морская звезда);

- животное, у которого орган обоняния находится на языке (змея);

- животное, которое "видит" носом (дельфин);

- животное, у которого нет глаз, ног, ушей, но они могут "видеть" кожей (дождевые черви);

- животное, имеющее органы осязания и обоняния на усиках (бабочка);

- животное не различающее цвета, у которого орган осязания находится на усах (кошка);

- животное, которому нос может заменить глаза (собака);

- этому животному зрение заменяют слух и голосовые органы (летучая мышь);

- животные, которые слышат всем телом и могут найти дорогу по запаху (рыба);

- животное, у которого органы обоняния и осязания находятся на руке (слон);

- у этих животных удивительное зрение - очень широкий угол зрения, позволяющий видеть все вокруг (птицы);

- глаза этого животного лучше видят ночью, чем днем, чуткие уши слышат добычу с далекого расстояния (сова);

- животное, у которого органы чувств очень схожи с органами чувств человека (обезьяна).

3. Найди загаданный объект.

- предлагается ряд предметов, изображенных в неявном виде: телефон, книга, кошка, звезда, звук, букет, подарок, ветер;

- предлагается ряд объектов, расположенных в таблице. Требуется отгадать объект, пользуясь признаком расположения

4. Решение задач на внимание:

В пригороде Парижа - кафе на улице. Туда садится молодой человек. Хозяин тут же звонит в полицию: "У меня в кафе - диверсант". Как он это узнал?

Человек попал под дождь. Ни шляпы, ни зонта у него не было. Когда он добрался до дома, на нем не было ни одной сухой нитки, однако ни один волос на голове не промок. Как это могло произойти?

У одного шофера не было с собой водительских прав. Он вышел на пешеходную часть дороги и двинулся по ней, вплотную прижимаясь к витринам магазинов. Не обращая внимания на запрещающий знак, он миновал перекресток и остановился напротив милиционера. Видя все это, регулировщик движения не остановил шофера и не оштрафовал его. Почему?

Интервью с близнецами: "Вы братья? - Да! - Родились в один день? - Да! - Вы двойняшки? - Нет!" Почему?

В российском образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность разрабатывать и апробировать авторские программы и педагогические технологии. Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность, создание условий для развития творческих способностей учащихся. Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.

Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающее обучение – это обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих умений и знаний как в аналогичные, так и в измененные условия.

Литература:

1. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. - М.: ВЛАДОС, 2000.

2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2000.

3. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.

4. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности: моногр. - СПб., Питер, 2008
5. Никитина А.В. Развитие творческих способностей. // Начальная школа № 10, 2001.
6. Пичурин С.С. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников. // Начальная школа плюс До и После.- № 3, 2004.

Читайте также: