Реализация ситуационного подхода в школе

Обновлено: 07.07.2024

Социализационно-ситуационный подход в образовании даёт оптимизацию образовательного процесса, благодаря развитию теоретического мышления и усилению любознательности студентов. Эффективность использования социализационно-ситуационного подхода доказана в ходе педагогического эксперимента.

Ключевые слова: социализационно-ситуационный подход в образовании, профессионально-трудовая социализации личности, профессиональные качества, мотив, компоненты образования – теоретические, эмоциональные, ценностные (оценивательные) и коммуникативные.

В профессионально-трудовой социализации личности оптимально изменить профессиональные её качества помогает социализационно – ситуационный подход. Рассмотрим его на примере образовательного процесса колледжа.

На занятиях создаётся образовательная ситуация и существует она в форме образовательной функциональной системы. Если оба названных условия выполнены, то и процесс существует. Образовательный процесс – это интеграционное единство образовательной ситуации и образовательной функциональной системы.

Рассмотрим структуру образовательной ситуации. Основные ее компоненты: готовность педагога к организации образовательного процесса (лекции, классного часа, урока и т. п.), готовность студента к образовательным действиям, готовность средств освоения компонентов образования.

Состояние образованности вместе с желанием (мотивом) обусловливают образование цели действия студента. В процессе образования цели, видимо, происходит взаимное влияние друг на друга ее и желания (мотива).

На основе отмеченного логично выделить следующие четыре группы средств освоения компонентов образования – теоретические, эмоциональные, ценностные (оценивательные) и коммуникативные. Каждая из этих групп имеет две стороны – содержательную и преобразовательную.

Теоретические средства предоставляют возможность: изучать теорию, содержание предмета, характеристики его компонентов; оперировать его понятиями, компонентами, выполнять с ними разнообразные мыслительные операции.

Эмоциональные средства позволяют организовывать переживания при рассмотрении появляющихся в поле внимания объектов, без чего не может быть полноценного осмысления их.

Ценностные средства предоставляют возможность устанавливать значимость рассматриваемых объектов, явлений, чтобы понять, есть ли смысл обращать на них внимание.

Коммуникативные средства дают возможность реально проанализировать созданную ситуацию, создать своё мнение, суждение, спрогнозировать будущий результат действий и обсудить возможные варианты действий.

Выделенные группы средств не изолированы друг от друга, существуют во взаимосвязях и взаимообусловленностях. Они выступают и в материальных, и в идеальных формах. Эта совокупность может быть более благоприятной или менее благоприятной, но ее присутствие – необходимое условие существования образовательного процесса.

Совокупность готовности педагога, студента и средств усвоения компонентов образования должна соответствовать требованиям их согласованности и адекватности поставленной образовательной задаче.

Подготовленность образовательного процесса заключается в существовании интеграционного единства всех перечисленных условий, т. е. в их одновременном присутствии и наличии всех необходимых логических связей между ними.

Каждый процесс существует благодаря присутствию в нем функциональной системы. Поэтому нам следует рассмотреть ее сущность.

Основы природы функциональной системы раскрыл П.К.Анохин. Ее особенности в предмете педагогики рассмотрены в ряде публикаций [1; 2; 3].

В образовательной взаимодеятельности функционируют два сущностных участника – педагог и студент.

Педагог передает студенту информацию о сложившейся или задаваемой образовательной ситуации, которую требуется выполнить (решить). Эта информация поступает в сознание студента, в котором (в памяти) хранится освоенная им образовательная информация и сознание студента приводит в движение инструментарий изменения рассматриваемых объектов образования.

Этот инструментарий многопланово многосторонен. Он имеет внутренние и внешние компоненты. У них мы выделяем когнитивную, эмоциональную, ценностную (оценивательную) и коммуникативную стороны. Каждое качество, свойство личности имеет когнитивное содержание, вызывает эмоциональные переживания (красивое или некрасивое), ценностные отношения (нужное или ненужное и т. п.; имеет некоторую значимость для него: полезное, бесполезное, вредное, приятное, непонятное…) и коммуникативно оформлено (в суждениях, умозаключениях, алгоритме действий и т. д.). В выполняемых студентом в образовательном процессе действиях приводятся в движение все эти компоненты.

Действия студента изменяют его объект, приводят его в новое состояние. Функциональная информация об этом состоянии поступает и к студенту, и к педагогу. Но она не является сущностной, образовательный процесс создаётся не для того, чтобы преобразовывать этот объект. В изменении объекта проявляются его свойства, информация о которых откладывается в сознании студента. Это и есть сущностная информация образовательного процесса, ради которой он проводится.

Эта информация о свойствах объекта обогащает сознание студента, вследствие чего следующее действие с ним он выполняет на более высоком уровне компетентности.

Функциональная информация помогает студенту оценивать сущностный результат, а преподавателя ставит в известность о том, что студент соответствующее действие выполнил, а также о правильности его выполнения.

Функциональный подход к рассмотрению субъект – объектных отношений в образовательном процессе позволяет заключить следующее. Ведущим субъектом в нем является педагог. Студент же является объектом действий педагога. В то же время, студент является субъектом решающих событий, в которых производится тот продукт, ради которого существует этот процесс. Значит студент – решающий субъект. Объектом его действий является изучаемая действительность.

Студент всегда выполняет две необходимые роли – объекта ведущей и субъекта решающей подсистем. Он является связующим функционалом этих подсистем. Без выполнения им двух рассмотренных функций образовательного процесса не может быть. Действия студента интегрируют все рассмотренные нами обстоятельства в единую систему образовательного процесса.

В процессе образовательного мероприятия в каждой системе происходит обмен информацией между субъектом и объектом. При воздействии субъекта на объект осуществляется прямая связь между ними, а в противоположном действии – обратная связь. Воздействия могут осуществляться крупными блоками и малыми порциями. Основные трудности в организации функционирования систем заключаются в обеспечении обратных связей, особенно в решающей системе (связи в ней называются внутренними). Студенту всегда нужно знать, правильно он действует или неправильно, а своих оценочных возможностей у него недостаточно. Ему нужна помощь извне. Но преподаватель не может контролировать и направлять действия каждого студента в отдельности постоянно, часто и одновременно. Для повышения частоты внутренних обратных связей применяют обучение студентов самообучению, особые способы организации самоконтроля, технические средства обратной связи.

Итак применение социализационно-ситуационного подхода помогло нам установить, что образовательная ситуация и образовательная функциональная система обусловливают друг друга и тесно взаимосвязаны.

  • развивает мыслительные операции, теоретическое мышление студентов,
  • формирует исследовательский подход к изучению будущей профессии,
  • активизирует познавательную деятельность студентов,
  • формирует профессиональные качества личности будущего специалиста,
  • социализовывает студентов,
  • формирует самостоятельный подход в добывании профессиональных знаний.

Но вместе с этим наблюдается у студентов колледжа ещё недостаточный уровень и системность блока общих и профессиональных компетенций, хотя этот подход обеспечивает более прочное усвоение знаний, ориентирует на комплексное их использование, развивает умственные способности и самостоятельность будущих специалистов.

Педагогическая ситуация – это составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном учебном пространстве. Структура ситуации внешне проста: преподаватель – студент – способ их взаимодействия в конкретный временной промежуток.

Ситуации могут быть стихийными, но могут быть специально спроектированы преподавателем.

Проектирование педагогических ситуаций – это подгонка процесс обучения под конкретных студентов с оперативным учетом реальной обстановки.

Так, студенты рассматривают ситуации как состояние умственного затруднения, возникшего в ходе анализа информации либо определённых обстоятельств. Они классифицируют проблемные ситуации: по содержанию неизвестной информации, уровню проблемности, уровню рассогласованности информации, методическим особенностям, уровню готовности студентов воспринимать требуемую профессиональную информацию.

По содержанию неизвестной информации ситуации направлены на познание: цели, объекта деятельности, способов деятельности, условий выполнения деятельности, вариативности решений проблемных вопросов, креативности решений, риска профессиональной деятельности.

По уровню проблемности ситуации бывают: возникающие независимо от приёмов создания ситуаций, поставленные и разрешенные преподавателем, самостоятельно сформированные студентами проблемы и найдены ими решения, поставленные преподавателем проблемы и найденные решения студентами, спонтанные ситуации и проблемы выдвигаемые студентами и нахождение решений в ходе мозгового штурма.

По уровню рассогласованности информации ситуации подразделяются на: предположения, предпочтения, несоответствия, соответствия убеждениям, неожиданности, неопределенности, опровержения, конфликта, атаки, позитивного обсуждения.

По методическим особенностям ситуации классифицируются на: преднамеренные, непреднамеренные, целевые, проблемно изложенные, эвристически изложенные, демонстративно показанные, артистически инсценированные, драматизированные, проигранные в ролях. К ним относятся следующие формы работы студентов: исследовательские, лабораторно-практические, эвристически – проблемные задания, деловые игры, коллективно – творческие дела, мозговые штурмы, брейн – ринги и т.д.

По уровню готовности студентов воспринимать требуемую профессиональную информацию ситуации подразделяются на: экспромтные, подготовленные заранее, ситуативные, пошаговые, фронтальные, интегративные, репродуктивные, диалогические, монологические.

Преподаватель может использовать разные приемы создания ситуаций: побуждать теоретически объяснять факты, использовать опыт жизненных ситуаций, искать применение результатов проблемных заданий, ознакамливать с необъяснимыми фактами, предъявлять разные точки зрения, задавать вопросы альтернативного типа, давать задания прогностического характера и др.

Таким образом, характеристика образовательного процесса состоит из 3 основ: хочу стать специалистом, могу развивать свои способности, надо доводить умения до автоматизма. Отсюда вытекают факторы, влияющие на развитие личности: биологические, средовые (макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы), сама активная деятельная позиция личности.

Так, теория развития личности включает: биологизаторские теории, социологизаторские основы и теорию саморазвития личности. Поэтому характеристика целостного педагогического процесса состоит из взаимодействий (целенаправленных, содержательно-насыщенных, организационно-оформленных). Педагогическое взаимодействие проецирует педагогическую деятельность преподавателя с её ведущей ролью и самоизменениями студента (интересов, потребностей, мотивов, способностей, качеств личности, ее ценностей)

Педагогический процесс: взаимодействие педагога и студента, благодаря связям (информационным, организационно-деятельностным, коммуникативным, управления и самоуправления). Компоненты педагогической системы: целевой, стимулирующий мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.

Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности преподавателя, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности. Его элементы: гуманистическая направленность (интересы, ценности, идеалы), профессиональные знания (предмета, методики его преподавания, педагогики, психологии, социологии), педагогические способности (коммуникативность, перцептивные способности, динамизм, эмоциональная устойчивость, оптимистическое прогнозирование, креативность), педагогическая техника (умение управлять собой, умение взаимодействовать со студентами), общечеловеческие ценности, НОТ, теоретичность мышления, способность овладевать и интегрировать знания на протяжении всей педагогической деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Елена Константиновна ПАВЛЕНКО Деятельностный подход. Реализация на практике в основной школе с использованием ситуационных задач.

Константиновна

Деятельностный подход. Реализация на практике в основной школе с использованием ситуационных задач.

Структура требований к результатам школьного географического образования (по материалам ФГОС)

Структура требований к результатам школьного географического образования (по материалам ФГОС)

«Я слышу и забываю,

Я вижу и запоминаю,

Меня учат Я учусь!

Учёные-основоположники системно-деятельностного подхода Д.Б. Эльконин А.Н. Леонтьев Л.С. Выготский П.Я. Гальперин В.В. Давыдов

Учёные-основоположники системно-деятельностного подхода

Д.Б. Эльконин

А.Н. Леонтьев

Л.С. Выготский

П.Я. Гальперин

Информационные и коммуникативные Технология, основанная на создании учебной ситуации Технология проектного обучения Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения

Информационные и коммуникативные

Технология, основанная на создании учебной ситуации

Технология проектного обучения

Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА – методический прием, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации с целью формирования компонентов содержания школьного географического образования

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧАметодический прием, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации с целью формирования компонентов содержания школьного географического образования

Структура ситуационной задачи: название (желательно яркое, привлекающее внимание учащихся); ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни; личностно-значимый познавательный вопрос ; информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные); вопросы или задания для работы с задачей разного уровня сложности (от ознакомления до оценки), что позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся (класса).

Структура ситуационной задачи:

название (желательно яркое, привлекающее внимание учащихся);

ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни;

личностно-значимый познавательный вопрос ;

информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные);

вопросы или задания для работы с задачей разного уровня сложности (от ознакомления до оценки), что позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся (класса).

Источники ситуационных задач:

Источники ситуационных задач:

Содержание этапов конструирования и использования ситуационных задач

Содержание этапов конструирования и использования ситуационных задач

Конструктор ситуационных задач

Ознакомление

1. Назовите основные части…

8. Объясните причины того, что…

2. Сгруппируйте вместе все…

3. Составьте список понятий, касающихся…

15. Изобразите информацию о … графически

9. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…

22. Раскройте особенности…

10. Покажите связи, которые направлены на…

16. Предложите способ, позволяющий…

4. Расположите в определенном порядке…

23. Проанализируйте структуру … с точки зрения…

17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…

29. Предложите новый (иной) вариант…

5. Изложите в форме текста…

11. Постройте прогноз развития…

30. Разработайте план, позволяющий (препятствующий) …

36. Ранжируйте… и обоснуйте…

24. Составьте перечень основных свойств …, характеризующих… с точки зрения…

6. Вспомните и напишите…

18. Сравните… и …, а затем обоснуйте…

12. Прокомментируй-те положение о том, что…

37. Определите, какое из решений является оптимальным…

31. Найдите необычный способ, позволяющий…

19. Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что…

7. Прочитайте самостоятельно…

25. Постройте классификацию … на основании…

13. Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что…

38. Оцените значимость… для…

26. Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что…

14. Приведите пример того, что (как, где)…

20. Проведите презентацию…

32. Придумайте игру, которая…

21. Рассчитайте на основании данных о …

39. Определите возможные критерии оценки…

33. Предложите новую (свою) классификацию…

27. Сравните точки зрения … и … на …

34. Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития…

40. Выскажите критические суждения о …

28. Выявите принципы, лежащие в основе…

41. Оцените возможности … для…

35. Изложите в форме… свое мнение (понимание)…

42. Проведите экспертизу состояния…

Всемирная метеорологическая организация выступила с прогнозом возможных климатических изменений связанных с глобальным потеплением. Какие изменения могут произойти в нашей стране в ближайшие десятилетия?

Задания для ситуационной задачи

1. Ознакомление

Прочитайте текст самостоятельно. Какие изменения климата России произойдут в ближайшее время в связи с глобальным потеплением?

2. Понимание

Положительные стороны глобального потепления

Отрицательные стороны глобального потепления

3. Применение

Составьте список возможных последствий изменения климата для нашего города (района). Приведите свои примеры последствий глобального потепления (таяние вечной мерзлоты, изменения в строительстве, перераспределение).

Назовите причины глобального потепления. Какие ещё существуют точки зрения на изменение климата (например, небольшое потепление климата перед глобальным похолоданием)? С какой точки зрения вы согласны? Аргументируйте своё мнение.

Составьте схему последствий глобального потепления :

Оцените значимость данного явления для России в целом и для вас лично.

Ситуационные задачи, применяемые в ОГЭ

Ситуационные задачи, применяемые в ОГЭ

Ситуационные задачи, применяемые в ОГЭ

Ситуационные задачи, применяемые в ОГЭ

Метод проектов — это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы , лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

На первой странице буклета нужно: написать фамилии составителей отметить границы страны, ее столицу заштриховать территорию страны Для выполнения данного задания воспользуйтесь картой Атласа

На первой странице буклета нужно:

  • написать фамилии составителей
  • отметить границы страны, ее столицу
  • заштриховать территорию страны

Для выполнения данного задания воспользуйтесь картой Атласа

Достаньте из конверта карточки и сопоставьте текст и иллюстрации

Достаньте из конверта карточки и сопоставьте текст и иллюстрации

Для заполнения четвертой страницы буклета воспользуйтесь Приложением 3, запишите в буклет достопримечательности, интересные места, которые вы рекомендуете посетить туристам и почему.

Для заполнения четвертой страницы буклета воспользуйтесь Приложением 3, запишите в буклет достопримечательности, интересные места, которые вы рекомендуете посетить туристам и почему.

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека .

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

Связь между природными условиями и здоровьем человека очевидна. От качества воды, воздуха, почв, от климатических условий зависит состояние здоровья, его трудоспособность и долголетие.

Связь между природными условиями и здоровьем человека очевидна. От качества воды, воздуха, почв, от климатических условий зависит состояние здоровья, его трудоспособность и долголетие.

Цель урока: изучить влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

1. Познакомиться с природными условиями, которые влияют на жизнь и здоровье человека.

Возрастает субъектность современных дошкольников, наиболее значимым для детей становится наличие собственного мнения, собственной оценки, которую они стремятся выразить доступными средствами. К предпочитаемым видам детской деятельности дошкольники по-прежнему относят игру, затем художественные виды деятельности, такие как изобразительная, музыкальная, возрастает стремление к объединению разных видов деятельности.

Показателями эффективности отбора образовательного содержания выступают субъектные проявления ребенка. Ориентация программы на феномен современного дошкольного детства проявляется в особенностях отбора образовательного содержания и технологий, ориентированных на высокую степень интеграции детской деятельности, учете в них своеобразия детской субкультуры, использовании современных информационно-коммуникационных технологий.

Программа всегда была ориентирована на развитие ребенка как субъекта детской деятельности и поведения.

Современный дошкольник — это деятель, он ориентирован на разнообразие видов деятельности, получение продукта своей деятельности, самопрезентацию собственных достижений.

(11-13 сл. – фото)

• ориентирует педагога в содержании и способах общения с детьми на содержании разных образовательных областей;

• показывает, как на собственном примере педагог может побуждать детей к необходимым действиям;

• показывает, какие задачи программы ребенок может решить самостоятельно, а какие — с помощью взрослого;

• приводит примеры опытов и экспериментов, игр, ситуаций, показывает примеры использования проблемных ситуаций, построения гипотез на социальном, математическом, природоведческом материале.

В каждом разделе программы предусматривается действие общего механизма: происходит увлекательное знакомство детей с характерными для той или иной области культуры объектами, освоение в разнообразной деятельности познавательных, практических, речевых и творческих умений, позволяющих ребенку проявить в меру своих индивидуальных возможностей самостоятельность и творческую активность, создаются условия для эмоционального принятия детьми соответствующих моральных и эстетических ценностей. В результате дошкольник приобретает необходимый личный социокультурный опыт, который становится фундаментом полноценного развития и готовности к школе.

(15 - 18 сл. - фото)

Ориентация программы на субъектное развитие ребенка делает дошкольника не просто центром образовательных практик и взаимодействий, а источником изменений, не узнав и не поняв которые невозможно проектировать какие бы то ни было инновационные преобразования. Изучение современного ребенка в рамках гуманитарного подхода, появление Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы способствовало обновлению содержания программы.

(20 – 23 сл. – фото)

Воспитателям предложены современные способы организации образовательного процесса с использованием детских проектов, игр-оболочек и игр-путешествий, коллекционирования, детской журналистики и др.

Рассматриваются возможности ситуационного подхода в исследовании проблем духовного воспитания, анализируется категория ситуации в контексте педагогики духовности как особого направления в современной педагогической теории.

Kлючевые слова: педагогика духовности, ситуационный подход, педагогическая ситуация.

SITUATION APPROACH IN PEDAGOGICS OF SPIRITUALITY: THEORY LEVEL

Svetlana N. Nikitenko

The article considers the prospects of the situation approach in the research into the problems of spiritual education. The author analyzes the category of situation in the context of pedagogics of spirituality as a special direction in modern pedagogic theory.

Keywords: pedagogics of spirituality, situation approach, pedagogic situation.

Установить связь между понятием выбора и организацией соответствующей деятельности позволяет понятие ситуации, которая рассматривается как часть воспитательного процесса, стимулирующая разностороннюю позитивную духовную деятельность его участников. Отметим, что природе выбора наиболее полно отвечают педагогические ситуации, рассматриваемые в контексте педагогики духовности. В педагогике духовности воспитание понимается как ценностно-смысловой феномен и как деятельность, организованная на онтологическом уровне, позволяющая человеку обнаружить смыслы собственного бытия, в том числе в процессе и в результате совершения выбора.

Реализация каждой ситуации предполагает последовательное осуществление нескольких этапов, которые находятся в определенной взаимо­связи: каждый последующий этап является логическим продолжением предыдущего, а каждый предыдущий подго­тавливает почву для последующего.

– творческий уровень деятельности учащихся как деятельности личностно значимой, становящейся условием для их нравственно-духовного, интеллектуально-эвристического, эмоционально-эстетического развития;

– диалогические отношения учащихся: а) к самому себе – как самокритичное, проблемное отношение, которому чужды самоуспокоенность, самонадеянность; б) к другим учащимся – как к желаемым партнерам по взаимодействию, субъектам совместной деятельности, эмпатическое, рефлексивное отношение; в) к предметному содержанию – ценностно-смысловое, эмпатическое, рефлексивное отношение, ориентированное на понимание, интерпретацию, духовный контакт;

Ю. С. Богачинская приходит к выводу о том, что диалогическая ситуация обеспечивает творческую, личностно значимую деятельность учащихся, партнерский характер их взаимодействия, гуманизм отношений. В качестве ведущего (системообразующего) признака рассматривается позиция как система отношений субъекта обучения: к самому себе – как проблемное, самокритичное отношение; к предметному содержанию – как ценностно-смысловое отношение, ориентированное на понимание, интерпретацию, духовный контакт; к другим учащимся – как рефлексивное, эмпатическое отношение.

Опираясь на результаты исследований вышеперечисленных ученых и проанализировав различные точки зрения, мы пришли к выводу, что ситуация – это способ педагогического взаимодействия, направленный на помощь воспитаннику, совместное созидание педагогом и воспитанником духовности последнего путем построения внешнего и внутреннего диалога.

Представленные выводы являются основой для описания характеристик педагогической ситуации в рамках педагогики духовности, где духовность понимается в первую очередь как ценностно-смысловой феномен. Среди таких характеристик наиболее важными являются следующие:

§ представление о сфере ценностей и смыслов как предмете приоритетного внимания педагога-исследователя и педагога-практика;

§ диалогический характер ситуации;

§ рефлексия как необходимый компонент ситуации;

§ отношение к Другому как содержательный центр ситуации;

§ наличие со стороны участников ситуации духовного усилия, направленного на самопреодоление как необходимое условие результативности воспитывающего взаимодействия в рамках ситуации;

§ творческий, созидательный характер ситуации (в том числе в сфере самосозидания);

§ понимание ситуации как значимого события в духовной жизни воспитанника;

§ онтологический (экзистенциальный) характер ситуации.

Как видно из сказанного, характеристики педагогической ситуации адекватны характеристикам выбора. Поскольку выбор – феномен в первую очередь духовный, именно эти характеристики лежат в основе конструирования ситуации выбора.

Рекомендуемая литература

Богачинская Ю. С. Метод как система регулятивов обучения гуманитарно-художественным предметам в школе: автореф. дис. . канд. пед. наук. – Волгоград, 1994.

Н.М.Борытко В пространстве воспитательной деятельности: монография/ науч.ред. Н.К.Сергеев-Волглград: Перемена, 2001

Борытко Н. М. Профессиональное воспитание студентов вуза. – Волгоград, 2004.

Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности. – Калининград, 2000.

Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М., 1999.

Читайте также: