Реализация ооп в доу проблемы и перспективы

Обновлено: 05.07.2024

Главный принцип Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в развитии человека.

В рамках образовательного процесса педагоги должны обеспечить живое, заинтересованное общение ребенка со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, ведущее место среди которых по – прежнему отводится игре. Генеральными линиями стандарта являются индивидуализация и социализация ребёнка.

открытий в получении знаний – вот главная задача дошкольного образования ставшего отныне первой ступенью образования.

По новому стандарту детские сады продолжат готовить дошкольников к школе. Но эта подготовка состоит не столько в формировании определенной суммы знаний, как в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного детства.

Сегодня мне хотелось бы не только рассказать о проделанной работе по реализации внедрения ФГОС ДО, но и обозначить проблемы, с которыми столкнулся коллектив.

Главными и ответственными направлениями в нашей работе стало создание нормативно-правовых, кадровых, финансово-экономических, материально-технических и информационно – методических условий.

Была создана рабочая группа, в состав которой вошли воспитатели детского сада.

В сентябре 2016г в соответствии с ФГОС ДО была разработана Основная образовательная программа.

Создана нормативно-правовая база, которая включает документы федерального, регионального, муниципального уровня, а также локальные акты ДОУ.

Организовано методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС:

  1. Осуществляется диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов. Внесены изменения в план курсовой подготовки для повышения уровня квалификации всех педагогов.
  2. Идет постепенное комплектование методического кабинета ДОУ базовыми документами и дополнительными материалами по ФГОС.

3.Методическая служба ДОУ обеспечивает консультативную поддержку педагогов и специалистов.

  1. Изучался опыт внедрения ФГОС в других регионах, через просмотр видеоконференций, СМИ, интернет ресурсов.
  2. Выполняя аналитический раздел плана реализации ФГОС, была организована и проведена процедура самообследования учреждения, которая позволила определить степень готовности для перехода на ФГОС.

Для осуществления задач образовательной программы необходимо создать базу научно-методического обеспечения: методическая литература к образовательной программе, дидактический демонстрационный и раздаточный материалы, специализированное программное обеспечение по пяти образовательным областям.

Руководителю стало необходимым проанализировать кадровые условия и ответить на вопросы:

— какие опыт и квалификация требуются от педагогов ДОУ для введения ФГОС;

— хватает ли у педагогов квалификации или необходимо дополнительное обучение, повышение квалификации, переподготовка;

— организовать подбор, повышение квалификации и (или) переподготовку кадров для реализации ФГОС ДО.

Как должен перестроиться педагог? Не просто давать знания и прививать навыки, не наталкивать, не давить своим авторитетом, а пробуждать активное мышление, любознательность, воображение, активизировать речь, растить личность. Научиться перестраивать модель воспитательно-образовательного процесса – не дети для нас, а мы для детей. Всё должно работать на личностное развитие ребёнка, на достижение целевых ориентиров, т.е. личностных качеств, всего того, что останется навсегда.

Педагогам необходимо активнее принимать участие в конкурсах, в публикациях, семинарах.

Информацию об этапах введения ФГОС желательно освещать на сайте школы.

Одно из важных условий Стандарта – правильная организация предметно-развивающей среды. Предметно – развивающая среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.

С самого начала мы задавались мыслью: как на ограниченном пространстве наших групп сделать среду, соответствующую требованиям ФГОС: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Для того, чтобы активизировать работу по данному направлению мы решили участвовать в общероссийском конкурсе инновационных проектов, стипендий и грантов.

В случае выигрыша, грант будет использован на приобретение нестандартного игрового и обучающего оборудования, компьютерного обеспечения.

Мы стараемся создать развивающую эстетическую среду не формализованной и не стереотипной. Групповые комнаты, все помещения, включенные в их зону, стараемся оформлять, придавая им своеобразие, сделать непохожими на другие группы, развивая тем самым у детей творческое отношение к создаваемой окружающей среде. При формировании среды мы считаем необходимым выработать единый подход как к оформлению территории, так и к созданию интерьера в помещениях ДОУ. Конечно же, наша среда далека от идеала.

Нам многое надо еще сделать на территории, ведь именно там дети проводят 30% времени, отведенного на активную деятельность.

Кроме того стало необходимым внедрение в образовательный процесс новых технологий. В содержании образования активизирована работа по созданию бесплатных дополнительных услуг:

Однако на то, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, влияет отношение семьи к ДОО.

В последнее время наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники считают, что традиционные формы взаимодействия не дают ощутимых результатов, снижается интерес к нему со стороны родителей, которые начинают относиться ко всем мероприятиям в детском саду негативно.

Признание авторитета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и ДОО, а именно сотрудничества и доверительности.

Важным условием преемственности становится установление педагогического партнерства между семьей и ДОО.

Решая эту проблему, в работе ДОУ используются следующие формы и методы взаимодействия с родителями:

— индивидуальные и групповые консультации;

— развлечения с привлечением родителей;

— информирование родителей о мероприятиях группы;

— анкетирование по вопросам воспитания и обучения дошкольников в семье и ДОО.

При этом работа с семьей продолжает оставаться важной составной частью социально-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Вступивший в силу ФГОС ДО четко регламентирует особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья:

– содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

– в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ.

– под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания

образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ОВЗ.

При реализации Стандарта мы столкнулись с проблемами, которые требуют более глубокого изучения и детализации. Хотелось бы кратко остановиться на них.

— в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие;

— организации различных видов деятельности воспитанников;

— осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательной организации;

— методическом обеспечении образовательного процесса;

— реализации информационно-коммуникационных технологий;

— обеспечении инклюзивных подходов в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ.

Мое выступление будет незаконченным, если я не скажу о дальнейших перспективах в нашей работе по ФГОС. Это:

  1. Продолжение изучения и применение современных инновационных психолого-педагогических систем в образовательном пространстве.

2.Продолжение поиска новых, современных приемов и методов взаимодействия педагога с родителями, направленных на повышение активности родителей как полноправных участников образовательного процесса.

3.Развитие материально-технического обеспечения образовательного процесса, совершенствование окружающей среды ребенка. Для реализации этой задачи необходим капитальный ремонт ДОУ.

  1. Построение целостного образовательного пространства на этапе перехода ребенка из ДОУ в школу.

Сейчас только начало пути. И нужно сделать так, чтобы Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования стал реальным инструментом развития и повышения качества дошкольного образования.

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : результаты, проблемы, перспективы.

Перед современным дошкольным образованием сегодня стоят довольно непростые задачи. Все они в той или иной степени связаны с созданием механизмов устойчивого развития системы образования в целом, обеспечением ее соответствия требованиям XXI в., социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.

Среди последних нормативных правовых документов в сфере образования детей дошкольного возраста ФГОС ДО выступает основным. В нем задаются новые координаты развития дошкольного образования и обозначаются критерии его качества.

Впервые в государстве провозглашается теория политического детоцентризма – когда принятие любых государственных решений связывается с детством. Дать ребенку наиграться, создать для него достойную развивающую среду, помогать в ней развиваться, находясь при этом не над

Понятно, что ожидать сиюминутных результатов от внедрения ФГОС ДО не стоит, тем более что процесс его введения в соответствии с планом Минобрнауки России растянут во времени.

В силу отсутствия вариативной методической базы полноценного внедрения ФГОС в системе дошкольного образования не получится. Однако уже сейчас на уровне образовательных организаций, для эффективного введения ФГОС ДО требуется решить ряд конкретных задач:

• проанализировать и уяснить суть целевых установок и ориентиров современного дошкольного образования;

• сопоставить представленные в ФГТ и ФГОС ДО задачи и принципы дошкольного образования;

• проанализировать условия, созданные в каждой организации, каждой дошкольной образовательной группе;

• выявить и постараться устранить существующие проблемы, находящиеся в ведении ДОО.

В ФГОС ДО предлагаются специфичные для периода детства принципы дошкольного образования, которые ранее не упоминались в ФГТ:

• полноценное проживание ребенком всех этапов детства;

• обогащение (амплификация) детского развития;

• индивидуализация дошкольного образования;

• учет этнокультурной ситуации развития детей и др.

Изучение этих принципов стало одной из важных задач работы методической службы дошкольной организации на этапе введения ФГОС ДО.

Основная задача персонала ДОО на этапе введения ФГОС ДО осуществить детальный анализ по каждой группе требований и выявить, какие условия уже имеются в детском саду, какие необходимо создать и что для этого нужно предпринять. Кроме того, следовало определить, что нужно сделать дополнительно, исходя из особенностей функционирования самой организации.

Современные требования к кадровым условиям предусматривают укомплектованность образовательной организации квалифицированными кадрами, компетентными:

— в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие;

— организации различных видов деятельности воспитанников;

— осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями)

воспитанников и работниками образовательной организации;

— методическом обеспечении образовательного процесса;

— реализации информационно-коммуникационных технологий;

— обеспечении инклюзивных подходов в работе с дошкольниками с особыми

образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ.

Как показывает практика, по отношению к ФГОС ДО у педагогических коллективов наблюдается сейчас очень настороженная позиция. В стандартах поставили новые цели и задачи, изменили структуру ООП ДО, требования к условиям ее реализации, задали новые ориентиры на результат дошкольного образования. В этих условиях педагоги оказались несколько дезориентированы, у многих снизилась мотивация к изменениям, готовность к принятию инноваций, появилось недоверие к их качеству.

Как должен перестроиться педагог? Не просто давать знания и прививать навыки, не наталкивать, не давить своим авторитетом, а пробуждать активное мышление, любознательность, воображение, активизировать речь, растить личность. Научиться перестраивать модель воспитательно-образовательного процесса – не дети для нас, а мы для детей. Всё должно работать на личностное развитие ребёнка, на достижение целевых ориентиров, т. е. личностных качеств, всего того, что останется навсегда.

В детском саду ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную активность.

Однако на то, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, влияет отношение семьи к ДОО.

Важность семейного воспитания в процессе образования и развития детей определяет взаимодействие родителей и детского сада, на которое влияет ряд факторов, прежде всего представления и ожидания родителей и педагогического коллектива друг от друга.

В последнее время наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники считают, что традиционные формы взаимодействия не дают ощутимых результатов, снижается интерес к нему со стороны родителей, которые начинают

относиться ко всем мероприятиям в детском саду негативно. Признание авторитета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и ДОО, а именно сотрудничества и доверительности. Важным условием преемственности становится установление педагогического партнерства между семьей и ДОО. Ведущую роль в этом процессе призван сыграть педагог.

Решая эту проблему, в работе ДОУ используются следующие формы и методы взаимодействия с родителями:

— родительские собрания-тренинги;

— индивидуальные и подгрупповые консультации;

— развлечения с привлечением родителей;

— информирование родителей о мероприятиях группы через мини-сайт;

— открытые занятия для детей и родителей;

— анкетирование по вопросам воспитания и обучения дошкольников в семье и ДОО.

Использование разнообразных форм и методов работы с родителями помогает объединить усилия ДОО и семьи, обеспечив ребенку двойную защиту, эмоциональный комфорт, условия для развития в детском саду и дома.

При этом работа с семьей продолжает оставаться важной составной частью социально-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети черпают в своих близких силы для преодоления болезненных состояний, выполнения малоприятных медицинских процедур и манипуляций, необходимых для поддержания их самочувствия.

К сожалению, помощь таким семьям часто ограничивается незначительной финансовой поддержкой. Однако психологическая реабилитация — не менее важная часть социальной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и нуждаются в ней не только сами ребята, но и их родители.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Вступивший в силу ФГОС ДО четко регламентирует особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья:

– содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

– в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ;

– под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление

услуг ассистента (помощника, оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ОВЗ.

Период внедрения ФГОС ДО без сомнения сложная, кропотливая, постепенная работа по принципу: не навреди. Период информирования, разъяснения, целеполагания, поиска совместных решений, воспитания кадров готовых работать по-новому, используя современные инновационные технологии и программы.

механизмы эффективной модернизации системы дошкольного образования в соответствии с федеральным законодательством.

Будем надеяться, что нововведения сегодняшнего дня позволят дошкольникам в будущем стать успешными и мобильными в любых социально-экономических условиях.

Изменения в работе педагога дошкольного образования с введением федерального государственного образовательного стандарта Дошкольные учреждения вступают сегодня в период глубоких качественных изменений. В новом Федеральном образовательном стандарте (далее –.

Новый подход к проектной деятельности с точки зрения реализации стандарта дошкольного образования Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. Слайд 2. Во-первых, в связи.

Педагогика музыкального образования: проблемы и перспективы реализации Развитие музыкальных творческих способностей воспитанников посредствами музыки Искусством музыки божественно и обладает сильным воздействием.

Что должно измениться в работе педагога дошкольного образования с введением федерального образовательного стандарта Изменятся функции педагога:главная -создавать условия к самостоятельному познанию и развитию детей. Содержание педагогического взаимодействия:.

Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр с Учетом Федерального государственного образовательного стандарта Младший возраст детей – это тот период, когда формируются и развиваются практически все двигательные навыки, которыми владеет человек в.

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта в ДОУ Введение ФГОС в нашем детском саду затронуло всех участников образовательного процесса — педагогов, детей, семью, которая стала реальным.

Театральная педагогика в реализации федерального государственного образовательного стандарта Оглавление. 1. Введение …2. 2. Основная часть 3. Глава 1. Театральная деятельность в исследованиях отечественных.

Введение ФГОС до. Опыт и перспективы. В детском садике у нас, Очень интересно! Хотим мы провести для Вас Экскурсию все вместе. Мы двери в сказку открываем, И в нашу группу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проблемы реализации ФГОС в дошкольном учреждении.

В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, ведь основным источником развития является окружающая действительность, которая и определяет путь, по которому ребенок приобретает новые свойства личности и формирует индивидуальность в процессе социального развития.

Другими словами, социальная ситуация развития – это соотношение внешних условий, воздействующих на ребенка, и его внутреннее отношение к этим условиям. Следовательно, среда ДОУ, культура общения взрослого с ребенком, ребенка со сверстниками, диапазон, разнообразие видов деятельности, соотносящихся с возрастом ребенка – это и есть основные компоненты позитивной социализации дошкольника.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения. Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценное социального развития детей.

Но как показывает практика, с каждым годом у большего количества дошкольников сужается поле активной деятельности, общения и проявления индивидуальности, формируются такие устойчивые качества личности, как замкнутость, безынициативность, неуважительность к окружающим. Как правило, это отверженные и изолированные дети.

Преодоление этих негативных тенденций возможно только в процессе целенаправленного, систематического, содержательно наполненного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса по социально – эмоциональному развитию.

Таким образом, реальная образовательная ситуация в ДОУ не соответствует требованиям Государственного стандарта в части обеспечения полноценного социально - личностного развития ребенка и на современном этапе выявляются следующие противоречия:

*необходимость целостного личностного развития ребенка – дошкольника (взаимосвязи всех личностных сфер развития ребенка: когнитивной, чувственно – эмоциональной, поведенческой) с одной стороны, приоритет когнитивного компонента в программах, реализуемых в ДОУ с другой стороны;

* востребованность нового качества целостной воспитательной среды для позитивного социально – эмоционального развития с одной стороны, отсутствие механизмов ее преобразования с этих позиций с другой стороны;

*с одной стороны необходимость конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса, с другой стороны неготовность значительной части родителей и педагогов к сотрудничеству и диалогу в аспекте личностного развития ребенка.

Обратившись еще раз к ФГОС ДО, мы видим, что основные требования стандарта связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем ребенка. Во главу угла ставится личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения. Перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. На первый план выходит индивидуализации личности ребенка

Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.

Существуют определённые трудности (проблемы), связанные с введением ФГОС. У педагогов и руководителей системы образования наблюдается очень настороженная позиция. На протяжении нескольких лет в дошкольных организациях шло активное изучение и внедрение ФГТ. Многие рассматривали ФГТ как ступень в процессе стандартизации дошкольного образования, на основе которых будут разработаны ФГОС ДО. Однако в стандартах поставили новые цели и задачи, изменили структуру ООП ДО, В этих условиях педагоги оказались несколько дезориентированы, растеряны, ведь раньше образовательный процесс был ориентирован на знания, а не на развитие качеств личности ребёнка.

Следующей проблемой становится кадровое обеспечение. Это достаточно серьёзный вопрос. Через несколько лет может наблюдаться одномоментный уход педагогов дошкольного образования на пенсию, и система дошкольного образования попадёт в глубокую кадровую яму. У нас очень мало 30-35 летних воспитателей, которые придут на смену педагогам предпенсионного и пенсионного возраста. В условиях сельской местности найти подготовленные кадры не просто, и это тоже серьёзная проблема.

Понятно, что ожидать сиюминутных результатов от внедрения ФГОС ДО не стоит, тем более что процесс его введения в соответствии с планом Минобрнауки России растянут во времени.

Однако уже сейчас на уровне образовательных организаций, для эффективного введения ФГОС ДО требуется решить ряд конкретных задач:

обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей, создание достаточной материальной базы для развития игровой, исследовательской, проектной, познавательной деятельности.

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен опыт реализации ФГОС ДО в дошкольном учреждении.

РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В качестве приоритетного направления деятельности дошкольных образовательных организаций с января 2014 года стала реализация требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В процессе реализации требований ФГОС ДО дошкольные образовательные учреждения сталкиваются с объективными сложностями, которые вызваны рядом противоречий: с одной стороны, опубликованы и широко представлены в открытых информационных ресурсах разнообразные вариативные примерные образовательные программы дошкольного образования, но до сих пор отсутствует их объективная экспертная оценка; с другой стороны, ДОУ уже проводят системные мероприятия по преобразованию комплекса условий реализации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО, но при этом, практически отсутствуют развёрнутые методические рекомендации, раскрывающие логику методических преобразований на уровне ДОУ. Необходимость разрешения возникших противоречий способствует повышению активности педагогических коллективов к реализации самостоятельного методического поиска в отношении проектирования содержания дошкольного образования и определения эффективных технологий его реализации.

На уровне ДОУ разработан план действий по обеспечению введения ФГОС ДО, что представляет собой пошаговые действия.

В качестве преемственности с предыдущим вариантом основной образовательной программы дошкольного образования, в новый вариант программы был включен комплексно-тематический план комплексных недельных образовательных мероприятий, который нашел отражение в организационной разделе программы в части, формируемой участниками образовательных отношений. В комплексно-тематическом плане недельных разработаны содержательные блоки программы, иллюстрирующие специфику национальных и социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также традиционные события, праздники и мероприятия, реализуемые в условиях нашего образовательного учреждения.

Выделение проблемных зон и определение перспектив совершенствования содержания основной образовательной программы позволило нам определить следующие линии развития:

1) расширения объема вариативного содержания дошкольного образования для различных возрастных групп (в пределах 40% от общей части программы);

2) возможности выделения содержания дошкольного образования для детей с проблемами развития (дети с тяжелыми нарушениями речи) в отдельную адаптированную образовательную программу, которая позволит максимально интегрировать профессиональное коррекционное воздействие во все плановые образовательные мероприятия.

В качестве 3 шага к началу нового учебного года проведена системная работа по совершенствованию механизмов планирования образовательной деятельности с детьми: разработано положение об организации планирования образовательной деятельности в ДОУ, определены общие требования к перспективному и календарному планированию, разработана и внедрена модель индивидуального плана педагогических работников, раскрывающих все направления образовательной деятельности в зависимости от контингента воспитанников. В рамках планирования образовательной деятельности сделан акцент на реализацию технологии психолого-педагогический поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей.

Реализация пошаговых действий на данном этапе вызвала необходимость определения статуса педагогической диагностики в работе с детьми дошкольного возраста. Педагогическая диагностика введена нами в качестве обязательной формы работы с детьми (содержание педагогической диагностики введено нами в организационный раздел образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений). Вместе с тем, требования к организации педагогической диагностики подверглись существенным преобразованиям. В качестве основного назначения педагогической диагностики нами определяется оценка индивидуального развития детей, которая используется исключительно для решения образовательных задач, направленных на индивидуализацию образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития), а также для оптимизации работы с группой детей. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе коммуникации со сверстниками и взрослыми, игровой, познавательной, речевой, проектной и других видах детской деятельности. Содержание и формы организации образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста определяются на основе анализа диагностических карт индивидуальных достижений ребёнка. Данная инновация введена на основе переработки принципов и технологий организации педагогической диагностики с детьми раннего и дошкольного возраста.

Выделение проблемных зон и определение перспектив технологии планирования образовательной деятельности в ДОО позволило нам определить следующие линии развития:

1) привлечение других организаций к реализации задач дошкольного образования (в том чисел организация сетевых форм реализации образовательной программы);

2) поиск эффективных технологий организации образовательной деятельности с детьми в контексте реализации концепции психолого-педагогический поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей.

В качестве 4 шага проведена работа по обновлению предметно-пространственной развивающей среды. Разработан и внедряется внутренний стандарт качества организации предметно-пространственной среды на основе принципов, заложенных в ФГОС ДО. Особого внимания при этом заслуживает проблема проектирования предметно-пространственной развивающей среды как условия реализации основной образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений.

В качестве последующих шагов мы планируем провести серию мероприятий по совершенствованию материально-технического и информационно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО. На протяжении всего периода перехода на ФГОС ДО реализуются организационно-управленческие действия по развитию кадрового обеспечения на уровне ДОУ: созданы условий для прохождения педагогическими работниками курсов повышения квалификации по вопросам внедрения ФГОС ДО; организована работа систематически действующих творческих групп воспитателей и узких специалистов по методическим проблемам, связанным с введением ФГОС ДО.

Таким образом, проблема реализации ФГОС ДО в условиях ДОУ многоаспектна и трудоемка, требует глубокого методического осмысления и систематического профессионального обсуждения.

Читайте также: