Реализация этнокультурного компонента в школе

Обновлено: 07.07.2024

Родина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями.

Обоснование актуальности проблемы

На современном этапе модернизации педагогической системы России назрела необходимость внедрения национально-культурного компонента. Исторически сложилось, что субъекты Российской Федерации представляют собой достаточно самобытные регионы, характеризующиеся особенностями условий проживания, социально-экономических, этнонациональных отношений. Реформирование системы общего образования может привести к существенным успехам только в том случае, если будет базироваться на концептуальных основах и учитывать особенности региональных образовательных систем.

Все это вызвало необходимость реализации регионального компонента в рамках ООП, в части формируемой участниками образовательных отношений, обеспечивающей развитие интеллекта, удовлетворения личностных, познавательных интересов воспитанников через приобщение дошкольников к национальным ценностям и изучение этнокультуры.

Как показывает практика, несмотря на то, что национально культурный и региональный компонент является обязательным в образовательных программах, но в реальной практике реализация данного компонента не всегда имеет место в воспитательно – образовательном процессе образовательных учреждений; отсутствую методические разработки по данной практике; необходимость реализации НРК в образовании определена, но не создана материально-техническая и учебно-методическая база по его обеспечению. Все это вызвало необходимость поиска и разработки инновационных подходов к решению данного вопроса. Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры дошкольника, его самостоятельности, творчества, активности, воспитанности.

Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к малой Родине, научатся видеть и понимать красоту окружающей природы, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение, захотят больше узнать об истории родного края.

Основная идея программы - помочь дошкольникам шире познакомится с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности жизни общества, принять участие в созидательной деятельности.

Программа может быть легко адаптирована к условиям любого дошкольного образовательного учреждения.

Оригинальность программы состоит в тщательно продуманной интеграции краеведческой работы и внедрение её в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др., а также в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.

Направленность программы : приобщение подрастающего поколения к истокам культуры, знакомство с бытом, традициями жителей Прибайкалья.

Система работы не ставит цель достичь высоких результатов за короткий отрезок времени путем форсирования процесса формирования патриотизма дошкольников, проявлению любви и преданности родному городу, краю. Главное – помочь детям максимально развить их интеллектуальный и творческий потенциал, чтобы, взрослея, каждый из них смог проявить собственные возможности на благо процветания своего города, края, осознать свою значимость.

Освоение исторических и культурных ценностей (это и устное, и музыкальное народное творчество, бытовые обряды, традиции, обычаи, а также художественные промыслы и ремёсла) в работе с детьми дошкольного возраста определили задачи и содержание работы.

1. Формировать систему краеведческих знаний: о природных богатствах, достопримечательностях, о традициях народов, проживающих на территории Прибайкалья.

2. Воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об их истории.

Программа реализуется в течение четырёх лет (младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группа)

В основу проектирования и реализации программы положены :

-Анализ отечественного опыта формирования экологической культуры, культурологических качеств детей дошкольного возраста с учетом современных условий.

-Педагогическая модель интеграции всех форм деятельности по Прибайкалью.

-Личностно-ориентированный подход, учитывающий особенности каждого ребенка и направленный на формирование развития личности.

Работа по воспитанию любви к малой Родине в рамках авторской программы осуществлялась по трё м направлениям: совместная работа педагога с детьми, взаимодействие с семьями воспитанников, организация самостоятельной деятельности детей.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников. Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей дошкольного возраста с родным городом, краем, отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований.

Основные формы работы по ознакомлению с родным краем:

-Комплексная образовательная ситуация - совместная непосредственно

образовательная деятельность педагога и детей, которая планируется и

организуется педагогом с целью решения определенных задач развития воспитания

в определенный отрезок времени, с учетом возрастных особенностей и интересов

детей. Образовательная ситуация позволяет погрузить детей в материал, с которым

их надо познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя

комплекс методов и приемов.

Виды образовательных ситуаций :

Познавательные проблемно – игровые. Их цель – познакомить детей с новым

материалом, актуализировать представления о родном крае.

Продуктивно – практические. Цель – оформление собственного социального

опыта, создание продуктов познавательной деятельности.

Проектная деятельность как метод поисковой активности:

Мы предлагаем вариативные формы работы в ходе разнообразной деятельности, выбор которых будет зависеть от педагога (от программно- методического обеспечения, условий среды).

Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной город, край.

В приложении мы предлагаем конспекты разнообразной интересной деятельности, в ходе которой решаются образовательные и воспитательные задачи.

В комплексно- тематическом плане предусмотрена работа с детьми с использованием информационно- коммуникативных технологий (дидактические игры, имитационные упражнения, пальчиковые игры, просмотры видеофильмов на определённую краеведческую тематику, конспекты разнообразной деятельности с использованием и. к. т)

В результате выстроенной определённой системы работы в данном направлении у дошкольников формируются знания о родном городе, крае.

Мониторинг освоения детьми регионального компонента образовательной программы МДОУ

Мониторинг освоения детьми регионального компонента образовательной программы МДОУ Мониторинг освоения детьми регионального компонента Образовательной программы МДОУ детского сада №10 города Алушты 2015-2016 учебный год.

Реализация регионального компонента образовательной программы АКТУАЛЬНОСТЬ ВОПРОСОВ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Почему я считаю необходимым продолжить работу по реализации.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

« Реализация этнокультурного компонента

Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык, я онемею,
Утратив русский, стану я глухой.
В. Зумакулова

Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоконравственного, толерантного к народам мировой цивилизации. Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым.
Наиболее эффективный путь включения детей в этнокультуру – это изучение языка и литературы. Язык есть не только средство общения и выражения мысли, но и аккумуляция ценностей культуры. В языке отражается опыт народа, его история, материальная и духовная культура.

Филолог И.И. Срезневский писал: “В языке народ выражает себя полнее и многостороннее, чем в чем-либо другом – не только в последнем своем положении, но и историческом. Все, что есть у народа в его быте и понятиях, и все, что народ хочет сохранить в своей памяти, выражается и сохраняется языком. В высшем своем жизненном и важном историческом применении язык становится орудием и проводником всех потребностей образованности народа”.

Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи школьнику культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью системы воспитания подрастающего человека. Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности школьников позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.

Сегодня я бы хотела рассказать о том как в нашей школе реализуется введение этнокультурного компонента.

С 1 класса в рамках внеурочной деятельности проводятся уроки народного танца, где наши дети учат танцы разных народов, в том числе и татарские танцы.

Введение этнокультурного компонента в учебный план школы благоприятно влияет на знания, умения учащихся.

С каждым годом растут показатели ЕГЭ и ОГЭ. Школа ежегодно выпускает медалистов.

Выпускники нашей школы поступают на бюджетные места в ВУЗы не только Самары, но и Москвы, Казани, Уфы и других городов.

В школе создаются условия для:

- участия школьников в школьном, муниципальном, региональном этапах олимпиады школьников по татарскому языку и литературе

Формы внеклассной работы с учащимися :

- неделя родного языка и литературы,

- встречи с интересными, знаменитыми людьми,

- предметные и творческие вечера с включением элементов национальных традиций

- выпуск стенных газет, посвященных юбилейным датам татарских поэтов и писателей

- конкурс национальных блюд, обрядов и т.п.

Этнокультурный компонент внесен в содержание всех светских мероприятий.

Подытоживая вышеизложенное, подчеркнем, что родной язык и литература как учебные дисциплины востребованы. Школа открывает большие возможности для тех, кто хочет и может учиться. И наша задача – привить любовь к предмету, к родному языку. Ведь язык позволяет лучше узнать мир, историю и культуру своего народа. И чем больше знает человек, тем легче и точнее он ощущает связь времен.

Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Истинная любовь к


Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально — гражданском и духовном развитии личности обучающегося. Россия — многонациональное государство: рядом живут люди разных национальностей, дети разных национальностей учатся в школах. Поэтому очень важно, чтобы не забывались культура разных народов, традиции, обычаи, история. Если человек не знает своих истоков, своей национальной культуры, ему будет чужда и культура другого народа, без знания основ народной жизни, родного фольклора невозможно воспитать интерес и уважение к истории и традициям других народов. Несомненно, что знание истории, культурных традиций и обычаев сможет обогатить и объединить многие народы. На современном этапе развития общества актуально обращение к народной культуре, памятникам старины, произведениям словесного искусства, так как, только познавая национальные традиции, обряды, обычаи, школа способствует сохранению национальной самобытности народа. Без этого невозможно создать гражданское общество обновленной России.

Материал народной культуры в высшей степени, как никакой другой, обладает свойством активизации внутренних потенциальных возможностей детей, пробуждает интерес к творческому участию в учебном процессе, вовлекает в этот процесс родителей, бабушек, дедушек, помогая тем самым укреплению связей между поколениями, обеспечивая содержательное духовное взаимодействие семьи и школы во благо детей. Этнокультурный материал позволяет учителю систематически работать над освоением традиционной отечественной культуры с детьми — наследниками великой культуры своих предков. В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала еще более актуальной и важной.

Ведущей целью моей работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся начальной школы является создание условий для формирования культуры личности ребёнка через учебно-воспитательную деятельность с использованием этнокультурного компонента.

Для этого в учебно-тематические планы по всем предметам включается (там, где это возможно) этнокультурный русский (татарский) компонент, в классе оборудован уголок Родины (символы государственности, народные игрушки, народные сказки, куклы в национальных костюмах, альбомы с национальной одеждой, кулинарные книги народов России и т. д.), проводятся народные праздники (Масленица, Навруз, Сабантуй), конкурсы чтецов произведений разных народов, творческие конкурсы по мотивам народных сказок. В данном случае патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.

Исходя из этого, мною были определены следующие задачи:

– Формирование представления об истории, культуре России, пробуждение интереса к малой Родине — Республике Татарстан.

– Воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края.

– Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни.

– Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.

– Сплочение разных поколений членов семей учащихся, привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников во время уроков и во внеурочной деятельности ведется по направлениям:

Изучая произведения классической литературы, дети учатся любить, беречь и охранять родную природу, испытывать чувство гордости за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им, трепетно относиться к близким и окружающим людям. Эмоциональный настрой учащихся усиливается при изучении литературного произведения, если сопровождается через прослушивание музыкальных произведений (классика для детей, русские и татарские народные песни, сказки). Для более глубокого понимания произведения приходится обращаться и к творчеству художников, посещать музеи и картинные галереи, отправляться в виртуальные путешествия.

Таким образом, в течение учебного года, дети по крупицам, ненавязчиво, исподволь, получают множество важной информации о духовном опыте своего народа и народов, живущих рядом.

Основные термины (генерируются автоматически): народ, ребенок, младший школьный возраст, народная культура, начальная школа, озеленение территории школы, отношение, праздник, родной край, Семья, Татарстан, традиция, учебно-воспитательный процесс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка модели этнокультурного образовательного и воспитательного пространства школы.

Муниципальное бюджетное учрежденияе "Средняя общеобразовательная школа №17" (с углубленным изучением отдельных предметов) ГО "город Якутск"

Описание опыта работы




Исполнитель грантовой работы, должность.

В этом сайте можно открыть приложения к содержанию описания опыта работы.

Адрес ОУ: г. Якутск, Петровского 6

телефон ОУ 32-10-63

Директор: Афонская Лена Петровна

Керемясова С.П.-Отличник образования РС(Я), победитель гранта лучших учителей РС(Я), МО г. Якутск.

Заровняева Л.С.-Отличник образования РС(Я), победитель ПНПО РФ 2009

Петрова Г.М.-Победитель ПНПО-2008

Гаврильева Г.С.-Отличник образования РС(Я)


Стаж работы в должности

1. Тема инновационного педагогического опыта

«Реализация возможностей этнокультурного воспитания

2. Источник изменений

3. Идея изменений

Формирование значимых социокультурных умений, необходимых детям в современном этнокультурном пространстве:

Свободно разговаривать, писать и читать на родном языке;

Слушать и пересказывать фольклорные произведения (пословицы, сказки, предания, героический эпос – олонхо и др.);

Играть на национальном музыкальном инструменте хомус ;

Готовить национальные блюда;

Носить национальный костюм в этнокультурных и межкультурных мероприятиях;

Изготавливать национальные украшения;

Во время летних каникул помогать в традиционных видах хозяйствования (рыболовство, охота, оленеводство, коневодство, скотоводство и др.);

Правильно действовать в окружающей природной среде (соблюдать таёжную безопасность, правильно разжигать костёр, ориентироваться в пространстве, в народных погодных приметах и др.);

Заниматься национальными видами спорта, играть в национальные игры;

Исполнять национальные песни и танцы, в том числе хороводные -осуохай, тойук;

Читать национальную художественную литературу на родном языке;

Посещать выставки, музеи народного творчества, национальный театр, смотреть и слушать теле и радиопередачи о национальной культуре.

Соблюдать этноэтикет (этнические особенности культуры общения) и обычаи в повседневной жизни;

4. Концепция изменений: Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармонической личности, патриота своей Родины, человека высоко нравственного, толерантного к народам мировой цивилизации. В ходе реализации программы развития школы стало ясно, что основная нагрузка по решению задачи воспитания любви к Родине, к её культурному наследию, чувства долга, ответственности за судьбу родного края ляжет на начальные классы. Одним из способов внедрения этнокультурного компонента стала корректировка учебного плана и программ, а также разработка и внедрение педагогических технологий и авторских, модифицированных программ, отражающих основные направления школы с этнокультурным якутским компонентом.

Новизна заключается в способах и методах реализации возможностей этнокультурного воспитания в условиях городской полиэтнической школы через организацию ВУД в школе путём совместной взросло-детской проектной деятельности с применением информационных и интернет технологий , сотрудничества с другими социальными институтами, энтузиазма учителей. Внедрение педагогики Олонхо в условиях городской школы . Новизна заключается в том, что создана развивающая этнокультурная среда в билингвальной школе.

Создание в школе единой среды с этнокультурным составляющим ВУД, усиление внедрения национально-регионального компонента в обучении школьных предметов, в программу внеклассной работы. Повышение востребованности этнокультурного содержания УВП потребителями образовательной услуги. Удовлетворение социального заказа родителей. Высокое качество воспитанности и обученности учащихся. Введение учащихся мультикультурное пространство.

Затруднения в реализации

Одной из главных проблем н для организации ВУД является отсутствие свободных площадей и ограниченность финансовых ресурсов (пока не получили финансирование на организацию ВУД).. Недостаточная профессиональная готовность по этнокультуре учителей музыки, физкультуры, иностранных языков, некоторых руководителей кружков ВУД,

5. Условия реализации изменений (предлагаемого опыта работы)

Практическая значимость проекта: обеспечение конституционного права каждого ребёнка на доступность образования на родном языке, открытие доступа к национальным ценностям через этнокультурный подход;

Создание этнокультурной среды через внедрения проектов и программ, формирующих этнокультурные компетенции через содержание :

литературные нормы родного языка (нормы правильной речи);

традиционный уклад жизни родного народа;

традиционные обычаи и обряды родного народа;

традиционное верование/религия родного народа;

выдающиеся представители родного народа, внесшие значительный вклад в развитие национальной культуры (писатели, олонхосуты, художники, кузнецы, народные мастера, певцы-импровизаторы и др.);

этнокультурное наследие (устное народное творчество, народная музыка, народные танцы и т.д.);

известные литературные произведения, написанные на родном языке;

знаковые произведения искусства, созданные на этнокультурную тематику;

национальные спортивные игры;

сотрудничество с этнокультурным центром Дома Арчы, с литературным музеем им. П.А.Ойунского, с центром духовности (олонхо);

Разработка сайтов, внедрение интернет-технологий по этнокультурному образованию.

Публикации пособий в издательствах:

Керемясова С.П., Петрова Г.М. перевод учебников математики Петерсон Л.Г. на якутский язык

- http://popova.ykt.ru/ "Этнокультура в современном образовательном пространстве" 2010

7. Описание инновационного опыта учителя (размещается как приложение)

Разработка модели этнокультурного образовательного и воспитательного пространства школы.

9. Результативность опыта:

«Лучший учитель РС(Я)-1;

Популяризация применения в УВП национально-регионального компонента среди школ г. Якутска , РС(Я), РФ через участие в конкурсах, НПК.

2013-1 мест в конкурсе постановок по произведениям родного чтения в 3 кл.

2013-1 места в республиканском конкурсе исполнителей ОЛОНХО

1. Атутов П. Р. Технология и современное образование //Педагогика. - 1996. - №2.

4. Беспалъко В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.

5. Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

6. Бордовский Г.Л., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии // Педагогика. -1993. - № 5.литература:

7. Федеральнай государственнай уорэх стандарда саха оскуолатыгар. Н.В.Ситникова, С.С.Семёнова, Н.Н.Васильева МО РС(Я)

8. Чехордуна Е.П. ОЛОҤХО ПЕДАГОГКАТЫН ТѲРҮТТЭРЭ.

9. Ефимова Д.Г., Александрова Н.П. ОЛОҤХО ПЕДАГОГИКАТЫН САЙЫННАРАР ЭЙГЭТЭ

10. Оконешников А.П. Этнопсихологические особенности воспитания детей коренных народов в РС(Я)

11. Программа развития воспитания и образования РС(Я)

12. Национальная доктрина образования РФ

Читайте также: