Реализация этнокультурного компонента в доу

Обновлено: 04.07.2024

Этнокультурный компонент в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения

Все говорят Родина. Но что, же мы подразумеваем под этим словом? Место, где ты вырос? Или где ты родился? Нет, родина не определяется местом жительства и рождения. Настоящая Родина — это место, куда человек всегда стремится возвращаться, это место где человек чувствует себя частью этого места. Родина — это частичка мира, которую мы стараемся уберечь, сохранить, защитить. Это место где нас ждут, где нам хорошо и свободно.

Мой родной край — это песни, игры, праздники, частушки, книги, язык, культура и история, это первые воспоминания из детства, это живописная башкирская природа, яркое солнце, бескрайнее синее небо и бесконечно красивые леса. В мире есть много красивых мест, но самое родное и красивое место для меня — это мой родной край. Каждый человек должен любить и защищать свою родину.

Мы часто не склонны знакомиться с прошлым нашего родного края, его историей, прошлым, культурой, культурой отношений. Как известно ценя и зная прошлое родного края и бережно относясь к настоящему, можно творить будущее.

Образованный человек интересуется историей и культурной традицией. У него сформированы культурные потребности: осмысленной деятельности, высшим духовным началам, стремление к нравственности. Он чувствует принадлежность к определенной культуре и этносу.

Изучение этнокультурных явлений — это необходимое условие, которое способствует развитию этнокультурного образования. Большая роль для развития этнокультурного образования возложена на учебные заведения. Так как важнейшим транслятором национальной и мировой культуры являются дошкольные образовательные учреждения.

Потребность организации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях на этнокультурной основе осознавалось отечественными педагогами с самого начала их создания в России. Этнокультурный исторический опыт должен определять своеобразие воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Этнокультурное воспитание — это такая система, в которой все цели, технологии и содержание направлены на развитие и социализацию личности ребенка как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание подразумевает внедрение в образовательный процесс знаний родной народной культуры, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей, духовно нравственных ценностей, истории народной культуры, социальных норм поведений, ознакомление с культурными достижениями других народов, использование опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к родной культуре.

В настоящее время мы по новому стали относиться к традициям, праздникам, художественным промыслам, декоративно — прикладному искусству, которое нам досталось от наших предков. Поэтому для нас важно приобщить детей дошкольного возраста к истокам национальных культур.

В дошкольных образовательных учреждениях происходит приобщение детей к истории, природе родного края, к культуре, к знакомству с родным краем, с прошлым родного края.

Этнокультурный компонент пронизан жизнью в детском саду. Сопровождает детей с ясельной группы до подготовительной. В виде сказок, пословиц, небылиц и народных игр. Кругозор детей расширяется в обрядах, праздниках и обычаях.

В результате этой работы у детей формируется становление личности, мировоззрение, мироощущение, нравственное, социальное и эстетическое развитие.

Это интересная, насыщенная, манящая и яркая жизнь не оставит равнодушными детей.

Этнокультурный компонент — это путь к общенародной культуре. Это средство возрождения красоты, самостоятельности, индивидуальности, познавательной активности, приобщение к самобытности народа.

С помощью этнокультурного воспитания у детей формируется дружелюбие, доброжелательность, чувство сопереживания.

Этнокультурное воспитание — это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания направлены на развитие личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

Этнокультурное воспитание внедряется путем введения в образовательный процесс знаний духовно — нравственных ценностей, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей и культур, социальных норм поведения, знаний родной народной культуры, знакомством с культурой других народов, развитие интереса у детей к народной культуре.

У детей посещающих дошкольное образовательное учреждение с этнокультурным компонентом более развито формируются навыки сотрудничества и ценностное отношение к культурно — историческим особенностям родного края, формированию профессионального интереса и желанию в дальнейшем реализовать себя в сфере творческого, сценического или вокального направления; развивается художественный и эстетический вкус. Так же дети имеют более высокий уровень познавательного развития, обучаемости, эмоционального и эстетического. Это, вследствие того, что дошкольном образовательном учреждении с этнокультурным компонентом уделяется большое внимание эмоциональному, эстетическому и познавательному развитию. В группах поддерживается благоприятная обстановка для развития личности ребенка, дети знакомятся с природой, экологическими взаимоотношениями, культурно — историческими знаниями, произведениями искусства. В детском саду, благодаря этнокультурного компонента, благоприятный фон, которое так необходимо для развития личности ребенка, дети знакомятся скульптурно — историческими знаниями, народными промыслами, произведениями искусства, русской природой, экологическими взаимоотношениями, памятниками литературы, изобразительного и музыкального искусства. Более эффективным является процесс использования средств этнокультурного компонента: театральные постановки, народные игры и праздники, ансамбль, чтение художественной литературы.

Довольно высокие показатели по развитию речи и игре у детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения с этнокультурным компонентом образования. Это обусловлено тем, что речевая активность таких детей выше, из — за того что дети часто участвуют в народных играх и праздниках, в театральных постановках, в работе художественных постановках.

Принципы введения этнокультурного компонента в воспитание детей дошкольного возраста:

  • Достоверность — сведения этнокультурной направленности должны быть достоверными;
  • Занимательность — включение этнокультурного компонента должны вызывать интерес и эмоциональный отклик, удовлетворяя потребность в познании себя и окружающего мира;
  • Доступность — информация должна быть доступна к восприятию детьми определенного возраста и иметь четкую логику изложения;
  • Вариативность — преподносимая информация должна допускать вариативность точек зрения, основанное на аргументах, доказательности, включать антистереотипные элементы;
  • Комплексность — познавательный материал представляется разними средствами: демонстрации, вербальный рассказ, беседа, наглядными иллюстрациями, практическими опытами, организация наблюдения, исследовательская деятельность, показ способа действий. В результате дети могут получать информацию в слуховом, визуальном и мышечном уровнях восприятия;
  • Полихудожественности, — предполагает участие ребенка в различных видах творческой деятельности и обучения многим видам промыслов;
  • Эгоцентричность — подаваемая информация должна затрагивать интересы ребенка, удовлетворять его потребности в этнокультурной сфере, быть значимой для него, способствовать его саморазвитию, самосознанию и самосовершенствованию;
  • Принцип преемственности и последовательности изучения культур. Важно понять, что дети не могут полно познавать все множество этнических культур России и мира. Прежде всего, дети должны хорошо знать культуру своего народа и региона.

Этнокультурный компонент повышает эффективность в воспитании образовательного процесса дошкольного учреждения.

По педагогическому опыту известно, что важным компонентом для создания высоких возможностей для воспитания в условиях этнокультурного компонента является взаимосвязь и единство общественного и семейного воспитания.

Успешные и высокие показатели воспитательного процесса зависит от сотрудничества между детьми, педагогами и родителями. Для успешного формирования сотрудничества важно представлять коллектив как большую сплоченную семью. Также необходимо организовать совместную деятельность.

Это способствует установлению взаимопонимания между педагогами, детьми и родителями, единению, созданию благоприятного климата в семье и в образовательном дошкольном учреждении.

Соответственно разумно организовать совместное часть работы с детьми и родителями, поставленные задачи и проблемы решать сообща. Объединить усилия для достижения высоких результатов не ущемляя интересов друг друга.

Партнерство родителей и педагогов дает возможность лучше подобрать подход к ребенку, посмотреть на него с разных сторон, наладить контакт в разных ситуациях, следственно помочь родителям в понимании индивидуальных характеристик ребенка, а также успешного преодоления возможных трудностей в воспитании.

Этнокультурное образование дошкольников в ДОУ статья на тему

Россия — страна великой культуры, богатой историей, обычаями и традициями населяющих ее народов. Многовековая дружба народов — важное достижение всех россиян.

Детство — это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.

В наше время большое значение в воспитании детей приобретают идеи приобщения ребенка к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, обогащению его духовного мира. Поэтому актуальным становится вопрос об этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста.

Формирование у детей дошкольного возраста этнокультуры через патриотические чувства и толерантное отношение к людям других народов, живущих на территории малой Родины.

1. Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.

2. Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов Кавказа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.

3. Создание в ДОУ условий для приобретения опыта через знакомство с культурой, традициями разных народов.

4. Воспитания любви и уважения к своей Родине, к своей нации, этнокультуре и толерантного отношения к представителям других национальностей, а также своей малой Родины.

Знакомство детей с культурой народов Кавказа.

Сравнение и нахождение сходства двух культур.

Воспитание уважения к собственной культуре и культуре другого народа.

Для этого необходимы:

• Беседы о достопримечательностях природы Кавказа, просмотры видеофильмов.

• Рассматривание фотографий, иллюстраций, репродукций картин с изображением природы Кавказа.

•Пение песен, разучивание танцев.

•Знакомство с творчеством К. Хетагурова.

•Разучивание стихов современных поэтов Осетии.

•Целевые прогулки по городу. • Экскурсии с различной тематикой о городе. • Праздники, развлечения. • Тематические выставки. • Встречи с участниками исторических событий, людьми искусства.

Побуждение детей к нахождению предмета по описанию, расширение знаний о предметах быта.

Материалы: Предметные картинки с изображением национальной одежды, посуды, народных игрушек.

Закрепление знаний детей о народных сказках, о национальных героях.

Расширение знаний детей о народных промыслах.

Игровые действия: Ребенок выполняет роль артиста. Он рассказывает о народной игрушке, которая ему больше всего понравилась.

Формирование представлений о национальных костюмах по его элементам (папаха, кафтан, сапоги и т. д.) и цветовой окраске.

Цель: Уточнение и расширение представлений о многообразии материальной культуры народов мира на основе их жилищ.

Учить детей соотносить представителей животного мира со средой их обитания.

Реализация этнокультурной составляющей в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Республики Алтай.

Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты, НОД и занятия, музейную педагогику.

План введения этнокультурной составляющей в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО.

Пояснительная записка

Природное, культурно-историческое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Содержание этнокультурной составляющей в дошкольном образовании призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира. Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:

  • формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания этнокультурной составляющей дошкольного образования;
  • создание развивающей предметно-пространственной среды ДОУ;
  • рганизация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Содержание для включения в рабочую программу направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к родному краю через:

  • формирование любви к родному селу, Республике Алтай, чувства гордости за неё;
  • формирование общих представлений об окружающей природной среде (природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, о растительном и животном мире Республики Алтай);
  • формирование общих представлений о знаменитых людях-земляках;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к природе родного края.

В дошкольном учреждении мы развиваем знания детей:

  • о природе Республики Алтай (географические, климатические особенности);
  • о животном мире Алтая (насекомые, рыбы, птицы, звери). Особенности их внешнего вида, питания, размножения;
  • о растительном мире Алтая (деревья, кустарники, травы, грибы и др.);
  • о культуре и быте народов Алтая (быт, традиции и обычаи, национальные праздники, игры).

Также развитию способствует произведения устного народного творчества коренных народов: легенды и мифы, сказки, малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки и другие).

  • Наталья Михайловна
  • 15 ноября 2016
  • 7842
  • 2

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии ( 2 )

Нагорная Мария 15.11.2016 в 21:31 +1

Елена Елена Елена 16.03.2021 в 07:14 +1

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Этнокультурный компонент в воспитании позволяет педагогам сделать воспитательный процесс более продуктивным и эффективным, способствует улучшению освоения материала. Дети, посещающие дошкольные образовательные учреждения с этнокультурным компонентом имеют высокий уровень развития в области эмоционального, эстетического и познавательного развития. Педагоги знакомят детей с историей родного края, народными промыслами, с произведениями изобразительного и музыкального искусства. Благодаря этнокультурного компонента у детей воспитывается доброжелательность, дружелюбие, чувство сопереживания, чувство любви и привязанности к родному краю.

Ключевые слова

Текст научной работы

Все говорят Родина. Но что, же мы подразумеваем под этим словом? Место, где ты вырос? Или где ты родился? Нет, родина не определяется местом жительства и рождения. Настоящая Родина — это место, куда человек всегда стремится возвращаться, это место где человек чувствует себя частью этого места. Родина — это частичка мира, которую мы стараемся уберечь, сохранить, защитить. Это место где нас ждут, где нам хорошо и свободно.

Мой родной край — это песни, игры, праздники, частушки, книги, язык, культура и история, это первые воспоминания из детства, это живописная башкирская природа, яркое солнце, бескрайнее синее небо и бесконечно красивые леса. В мире есть много красивых мест, но самое родное и красивое место для меня — это мой родной край. Каждый человек должен любить и защищать свою родину.

Мы часто не склонны знакомиться с прошлым нашего родного края, его историей, прошлым, культурой, культурой отношений. Как известно ценя и зная прошлое родного края и бережно относясь к настоящему, можно творить будущее.

Образованный человек интересуется историей и культурной традицией. У него сформированы культурные потребности: осмысленной деятельности, высшим духовным началам, стремление к нравственности. Он чувствует принадлежность к определенной культуре и этносу.

Изучение этнокультурных явлений — это необходимое условие, которое способствует развитию этнокультурного образования. Большая роль для развития этнокультурного образования возложена на учебные заведения. Так как важнейшим транслятором национальной и мировой культуры являются дошкольные образовательные учреждения.

Потребность организации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях на этнокультурной основе осознавалось отечественными педагогами с самого начала их создания в России. Этнокультурный исторический опыт должен определять своеобразие воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Этнокультурное воспитание — это такая система, в которой все цели, технологии и содержание направлены на развитие и социализацию личности ребенка как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание подразумевает внедрение в образовательный процесс знаний родной народной культуры, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей, духовно нравственных ценностей, истории народной культуры, социальных норм поведений, ознакомление с культурными достижениями других народов, использование опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к родной культуре.

В настоящее время мы по новому стали относиться к традициям, праздникам, художественным промыслам, декоративно — прикладному искусству, которое нам досталось от наших предков. Поэтому для нас важно приобщить детей дошкольного возраста к истокам национальных культур.

В дошкольных образовательных учреждениях происходит приобщение детей к истории, природе родного края, к культуре, к знакомству с родным краем, с прошлым родного края.

Этнокультурный компонент пронизан жизнью в детском саду. Сопровождает детей с ясельной группы до подготовительной. В виде сказок, пословиц, небылиц и народных игр. Кругозор детей расширяется в обрядах, праздниках и обычаях.

В результате этой работы у детей формируется становление личности, мировоззрение, мироощущение, нравственное, социальное и эстетическое развитие.

Это интересная, насыщенная, манящая и яркая жизнь не оставит равнодушными детей.

Этнокультурный компонент — это путь к общенародной культуре. Это средство возрождения красоты, самостоятельности, индивидуальности, познавательной активности, приобщение к самобытности народа.

С помощью этнокультурного воспитания у детей формируется дружелюбие, доброжелательность, чувство сопереживания.

Этнокультурное воспитание — это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания направлены на развитие личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

Этнокультурное воспитание внедряется путем введения в образовательный процесс знаний духовно — нравственных ценностей, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей и культур, социальных норм поведения, знаний родной народной культуры, знакомством с культурой других народов, развитие интереса у детей к народной культуре.

У детей посещающих дошкольное образовательное учреждение с этнокультурным компонентом более развито формируются навыки сотрудничества и ценностное отношение к культурно — историческим особенностям родного края, формированию профессионального интереса и желанию в дальнейшем реализовать себя в сфере творческого, сценического или вокального направления; развивается художественный и эстетический вкус. Так же дети имеют более высокий уровень познавательного развития, обучаемости, эмоционального и эстетического. Это, вследствие того, что дошкольном образовательном учреждении с этнокультурным компонентом уделяется большое внимание эмоциональному, эстетическому и познавательному развитию. В группах поддерживается благоприятная обстановка для развития личности ребенка, дети знакомятся с природой, экологическими взаимоотношениями, культурно — историческими знаниями, произведениями искусства. В детском саду, благодаря этнокультурного компонента, благоприятный фон, которое так необходимо для развития личности ребенка, дети знакомятся скульптурно — историческими знаниями, народными промыслами, произведениями искусства, русской природой, экологическими взаимоотношениями, памятниками литературы, изобразительного и музыкального искусства. Более эффективным является процесс использования средств этнокультурного компонента: театральные постановки, народные игры и праздники, ансамбль, чтение художественной литературы.

Довольно высокие показатели по развитию речи и игре у детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения с этнокультурным компонентом образования. Это обусловлено тем, что речевая активность таких детей выше, из — за того что дети часто участвуют в народных играх и праздниках, в театральных постановках, в работе художественных постановках.

Принципы введения этнокультурного компонента в воспитание детей дошкольного возраста:

  • Достоверность — сведения этнокультурной направленности должны быть достоверными;
  • Занимательность — включение этнокультурного компонента должны вызывать интерес и эмоциональный отклик, удовлетворяя потребность в познании себя и окружающего мира;
  • Доступность — информация должна быть доступна к восприятию детьми определенного возраста и иметь четкую логику изложения;
  • Вариативность — преподносимая информация должна допускать вариативность точек зрения, основанное на аргументах, доказательности, включать антистереотипные элементы;
  • Комплексность — познавательный материал представляется разними средствами: демонстрации, вербальный рассказ, беседа, наглядными иллюстрациями, практическими опытами, организация наблюдения, исследовательская деятельность, показ способа действий. В результате дети могут получать информацию в слуховом, визуальном и мышечном уровнях восприятия;
  • Полихудожественности, — предполагает участие ребенка в различных видах творческой деятельности и обучения многим видам промыслов;
  • Эгоцентричность — подаваемая информация должна затрагивать интересы ребенка, удовлетворять его потребности в этнокультурной сфере, быть значимой для него, способствовать его саморазвитию, самосознанию и самосовершенствованию;
  • Принцип преемственности и последовательности изучения культур. Важно понять, что дети не могут полно познавать все множество этнических культур России и мира. Прежде всего, дети должны хорошо знать культуру своего народа и региона.

Этнокультурный компонент повышает эффективность в воспитании образовательного процесса дошкольного учреждения.

По педагогическому опыту известно, что важным компонентом для создания высоких возможностей для воспитания в условиях этнокультурного компонента является взаимосвязь и единство общественного и семейного воспитания.

Успешные и высокие показатели воспитательного процесса зависит от сотрудничества между детьми, педагогами и родителями. Для успешного формирования сотрудничества важно представлять коллектив как большую сплоченную семью. Также необходимо организовать совместную деятельность.

Это способствует установлению взаимопонимания между педагогами, детьми и родителями, единению, созданию благоприятного климата в семье и в образовательном дошкольном учреждении.

Соответственно разумно организовать совместное часть работы с детьми и родителями, поставленные задачи и проблемы решать сообща. Объединить усилия для достижения высоких результатов не ущемляя интересов друг друга.

Партнерство родителей и педагогов дает возможность лучше подобрать подход к ребенку, посмотреть на него с разных сторон, наладить контакт в разных ситуациях, следственно помочь родителям в понимании индивидуальных характеристик ребенка, а также успешного преодоления возможных трудностей в воспитании.

  1. Шарапов А.Ю.
  2. Благодатин А.Б.
  3. Самаркин В.А.

Цитировать

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях всевозрастающей глобализации общества происходит решение этнонациональных проблем, имеющих судьбоносное значение для единства и целостности России. В существенной степени это зависит от системы образования как действенного института этнической социализации.

Очень важно с детства научить ребёнка понимать, что люди должны жить в мире и согласии; донести до него то, что каждый народ имеет свои корни: язык, историю, традиции, обычаи, культуру; научить подрастающее поколение, наряду с развитием собственной национальной культуры, понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать в духе мира и уважения других народов.

Формирование этнокультурной компетентности дошкольников

в условиях современного ДОУ

(из опыта работы)

Гоцуляк О.В., старший воспитатель

В условиях всевозрастающей глобализации общества происходит решение этнонациональных проблем, имеющих судьбоносное значение для единства и целостности России. В существенной степени это зависит от системы образования как действенного института этнической социализации.

В республике Адыгея живут представители разных национальностей. Очень важно с детства научить ребёнка понимать, что люди должны жить в мире и согласии; донести до него то, что каждый народ имеет свои корни: язык, историю, традиции, обычаи, культуру; научить подрастающее поколение, наряду с развитием собственной национальной культуры, понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать в духе мира и уважения других народов.

Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия. Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. [3]

Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. При этом, как отмечает М.Беннет, вначале у ребенка должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу. Все это показало актуальность данной темы в воспитании современных детей. [10]

В нашем ДОУ воспитываются дети разных национальностей, но больше всего – это русские и адыги. Поэтому в детском саду мы уделяем большое внимание культуре и традициям этих национальностей. Используемое нами содержание воспитания предусматривает погружение ребенка в отечественную культуру с непременным учетом этнокультурных особенностей республики Адыгея.

Прежде, чем приступить к работе по направлению этнокультурного образования на первом этапе педагогами была проведена диагностика по выявлению теоретических знаний и практических умений, касающихся уровня сформированности знаний о предметах народного быта, праздников, традиций, народных игр, разных видов народно - прикладного творчества. Результаты показали отсутствие системы, недостаточность материально-технической и методической базы. Это отрицательно повлияло на качество знаний детей. Воспитанники детского сада имеют низкий уровень знаний и умений, а имеющиеся представления отрывочны и поверхностны. [8]

По результатам проведенного исследования нам предстояло решить ряд вопросов по социально-нравственному и этнокультурному развитию детей в целях повышения эффективности знаний:

- наметить последовательность и содержание работы с детьми по социально-нравственному и этнокультурному воспитанию;

- повысить квалификацию педагогов ДОУ по использованию национально - регионального компонента;

-усовершенствовать предметно-развивающую среду групп;

- повысить эффективность сотрудничества с социумом и родителями воспитанников ДОУ по проблеме социально-нравственного и этнокультурного воспитания детей и педагогической компетенции взрослых.

Для успешной реализации данных задач были объединены усилия многих специалистов учреждения: воспитателей, музыкальных руководителей, педагога-психолога, инструктора физического воспитания.

Успех формирования этнокультурной компетенции у детей зависит от организации методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ. В рамках работы с кадрами в нашем дошкольном образовательном учреждении организованы различные формы повышения квалификации педагогов:

- научно - методические советы по опытно - экспериментальной работе;

-изучение научно – методической литературы;

-сбор и классификация дидактического материала и др.

- непосредственно образовательная деятельность проводится как по подгруппам, так и индивидуально, что позволяет педагогам ориентировать образовательные задачи на уровень развития и темп обучаемости каждого ребёнка;

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Удачно зарекомендовали себя такие формы работы, как:

-участие родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой, проводят совместно с воспитателем организованные образовательные ситуации по этнокультурному образованию и воспитанию дошкольников;

- предоставление родителями альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства для создания мини-музея семейных коллекций в групповой комнате.

Все это способствует вовлечению родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры.

Как показали первые результаты нашего исследования, формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы делаем акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура, каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками.

В настоящее время данная работа очень актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы этнокультурного воспитания не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому мы должны подойти к этой проблеме вместе. И только общими усилиями мы добьемся определенного результата.

Мы надеемся, что наша работа поможет ребенку почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, ведь только в этом случае человеческая цивилизация сможет рассчитывать на прогрессивное развитие.

Читайте также: