Реакция на поощрение и порицание детей доу

Обновлено: 05.07.2024

Стимульный материал: три таблицыиз 16 клеток, гденарисованы знакомые картинки (не по порядку).

Нормативы:

для детей 2—2,5 лет — найтидве повторяющиеся картинки;

для детей 3—4 лет — найти две повторяющиеся картинки;

для детей 5 лет — отыскивание картинок в таблице.

Анализ результатов:

скорость выполнения одной таблицы — 1,5 минуты.

Нарушения внимания:

1) повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания);

2) генерализация внимания (зависимость внимания от внешних воздействий);

4) ограниченный объем внимания (неспособность воспринять в данный момент нужный объем информации).

При изучении эмоционально-волевой сферы и поведения учитываются: контактность, длительность сосредоточения внимания, эмоциональный фон настроения, реакция на поощрение и порицание, наличие или отсутствие двигательной расторможенности.

Наказание и поощрение – два противоположных и одинаково необходимых метода воспитания.

Существует много способов выразить ребенку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок…

Поощрение ребенка за что-то хорошее укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.

Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрением. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения.

В процессе воспитания приходится прибегать и к наказаниям.

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им норм нравственности.

Но надо помнить, что чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияния на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ждать положительного результата.

Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребенка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Порицание нужно делать кратко, ясно, твердо и требовательно, но без запальчивости и раздражения.

Наказания не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать.

Особого подхода требуют дети легковозбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко по отношению к ровесникам и даже взрослым они проявляют резкость, грубость, развязность. Запреты и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы или совета.

Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребенок очень чувствителен к справедливости наказания.

Следует помнить:

- Вы можете ошибиться. Имейте мужество извиниться перед ребенком, если наказали его незаслуженно;

- контролируйте поведение ребенка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

Главный метод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения Ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае Ваши мысли станут его мыслями, Ваши стремления станут его стремлениями.

Памятка для родителей

1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным. Наказать – это, скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое.

4. Срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало, например, за проступки, обнаруженные спустя неделю, месяц, а то и год, - это чревато риском задержки психического развития.

7. Ребенок не должен бояться нашего гнева, наказания, он должен бояться нашего огорчения.

9. Наказание – не за счет лишения любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка необходимой заботы и похвалы. Наказание не должно посеять сомнение в родительской любви, а, наоборот, усилить переживания ребенка, его любовь к родителям и ощущение того, как сильно его любят.

Памятка для родителей

1. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи. Вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.

2. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это, прежде всего, должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.

3. Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.

4. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.

5. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.

6. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.

7. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой поступок.

8. Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!

9. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:

• нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;

• проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;

Каждый родитель хоть раз в жизни хвалил либо ругал своего ребенка, но все ли задавались вопросом, как делать это правильно? Ведь похвала и порицание – это практически лучшие способы закрепить тот или иной поведенческий шаблон.

Как только вы все сделаете подведите черту и подсчитайте, сколько раз вы порицали ребенка и сколько – хвалили. Скорее всего, количество негативных оценок будет значительно превышать число позитивных.

Ответьте пожалуйста на следующие вопросы:

– Что вы используете чаще – порицание личности ребенка или порицание его действий?

– Вы хвалите детей чаще за их правильные действия или подчеркиваете их достоинства, личные качества?

Ситуация 1.

- Папа, а меня Нина Петровна похвалила! Я запомнила сти­хотворение быстрее всех! Хочешь расскажу? – девочка ра­достно скачет, ей не терпится поделится с отцом удачей.

- Лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворила вчера! – строго говорит отец.

Лицо дочери меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в себе заряд радости. Дома девочка делает еще один заход:

- Мама, хочешь, расскажу стихотворение про елочку?

- Мне не до елочки сейчас. В следующий раз расскажешь.

Чем в дальнейшем чревато невнимание родителей к проб­лемам дочки?

Ситуация 2. В семье наряжали елку. Игорь и его старшая сестра Света трудились с великой радостью. Вдруг мальчик уронил красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, он стоял и плакал. Света не выдержала и вступилась за брата:

– Мама, разве можно из-за игрушки так ругать Игоря?

– Не твоё дело, своих детей будешь воспитывать, тогда поймёшь! – прервала она дочь и выставила Игоря в коридор. Права ли была мама в этом случае? Как можно было бы поступить?

- Будешь еще так делать?

- Нет, – ответил малыш.

- А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец.

- Да, за то, что кашлял, – ответил ребенок. (Какими могут быть последствия взаимонепонимания?)

Смысл наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, осознал, раскаялся, исправился и больше так не делал. Наказывая ребенка, очень важно понимать, какие чувства он при этом испытывает, ведь именно от того, какие чувства испытывает ребенок в момент наказания, зависит и эффективность этого воспитательного рычага. Именно чувства наказываемого ребенка могут дать нам ответ: достигло используемое нами наказание своей цели или нет. Чувства ребенка в момент наказания и после него служат индикатором эффективности наказания.

Теперь давайте обсудим правильно ли поступили родители в следующих ситуациях:

Ситуация 1.

Ситуация 2.

Ситуация 3.

Смысл поощрения состоит в том, чтобы ребенок закрепил хорошее поведение, отношение и в дальнейшем делал, выполнял, поступал так же правильно и хорошо, как сейчас.

Заключительная часть. Подведение итогов.

Представьте, что нам предложили составить свод правил для взрослых о том, как поощрять и наказывать детей. Как бы он выглядел? (Обмен мнениями).

Подводя итог нашего тренинга хотелось бы Вам сказать хвалите своих детей за мелочи, хвалите, вместо того, чтобы ругать. Например, если он прогулял не четыре урока, как обычно, а всего два – это тоже достойно поддержки и одобрения. Правильно отреагируете – завтра посетит все, какие есть в расписании. Вспоминайте хорошие поступки младшего члена семьи чаще, чем плохие. Расскажите друзьям, что Ваш сын готовит завтрак лучше всех на свете, и он будет делать это чаще. Делайте это искренне, и тогда, вероятнее всего, Вы будете правильно поняты своим ребенком, и он будет стремиться к тому, чтобы Вы хвалили его еще и еще.

Используйте при похвале и порицании обращение к своим чувствам, не стесняйтесь говорить о том, что Вам неприятно или, наоборот, Вы в восторге от чего-то. Тогда при соблюдении этих несложных правил Вы сформируете у детей то поведение, которое в будущем поможет им легко адаптироваться и правильно вести себя в тех или иных ситуациях, а также сохраните им адекватную самооценку.

В заключении разрешите мне раздать Вам памятки. В конце тренинга родителям раздаться памятки. (Приложение 1).

  1. Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично!
    2. Замечательно! Превосходно! Чудно!
    3. Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво! Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошая работа! Еще немного времени, и у тебя это получится. С каждым днем у тебя получается лучше. Я знал(а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.
    4. Это лучше всего! Еще лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее!
    5. Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад(а) за тебя.
    6. Ты настоящий мастер. Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. Хорошо запомнил! Ты сейчас на правильном пути.
    7. Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это то, что надо! Ты прав!
    8. Большое тебе спасибо. Ты хороший(ая)! Ты — чудо!

Например, неумеренное поощрение, захваливание может принести большой вред, так как формирует завышенную самооценку. Отрицательная оценка (это относится и к отдельной личности, и к целому коллективу), если она часто повторяется, также нежелательна.

При применении оценки надо иметь в виду следующее.

Похвала, высказанная в присутствии одноклассников, вызывает положительное отношение учащегося. Порицание же дает более положительный эффект, если учитель делает его наедине.

>бальной отрицательной оценке подрывается вера в свои силы, возможности учащегося.

Может быть оценка прямая (с указанием имен) и косвенная (без указания имен). Прямая действенна, когда она положительна. При неудачах предпочтительнее косвенная оценка.

Учет психических состояний. В процессе воспитания необходимо учитывать не только устойчивые особенности личности, но и временные психические состояния. Состояние — это своеобразный внутренний психологический климат, с которым школьник включается в работу, общается с друзьями, взрослыми. Воспитателю очень важно видеть состояние школьника, уметь правильно оценить и использовать его.

Практика показывает, что и поощрение, и наказание, вынесенные, когда ученик находится в спокойном, ровном состоя-.нии, более эффективны. Это связано с тем, что и то, и другое занимают доминирующее положение в сознании, резко меняют состояние и таким образом заметны для ученика. Школьник, получив взыскание, переживает неприятное состояние, поскольку оно сменяет состояние благополучия.

Учет возрастных особенностей. При выборе методов воздей-' ствия необходимо учитывать и возрастные особенности. Так, ребенку до 6 лет не все необходимо доказывать и даже наглядно показывать. Эту ступень можно назвать ступенью ка-тегорического требования. В младшем школьном возрасте, когда велика роль наглядного мышления, наглядной памяти, большое значение будет иметь пример окружающих людей, литературный образ; это ступень наглядного образа. А часто получается наоборот. Мы долго в чем-то убеждаем малыша, где надо просто потребовать, и категорически что-то запрещаем третьекласснику, где надо обосновать это запрещение, заставить внутренне принять это.

Читайте также: