Развивающий материал в доу
Обновлено: 06.07.2024
Автор: Филатова Анна Сергеевна
Организация: МБДОУ №368 сп
Населенный пункт: Челябинская область, г. Челябинск
Значение дидактического материала в детском саду
Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю проходят в помощь правильно подобранные дидактические материалы. Дидактический материал – это особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д., в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых обучающимся для самостоятельной работы на аудиторных занятиях и дома или демонстрируемые педагогом перед всей группой.
В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактических материалов, хотелось бы выделить следующие:
1.принцип доступности (дидактические материалы подбираются воспитателем согласно достигнутого уровня детей);
2.принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);
3.принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);
4.принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);
5.принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой (моделирующей) компьютерной среды способствует их лучшему закреплению);
6.принцип познавательной мотивации;
7.принцип проблемности (в ходе работы ребенок должен решить конкретную дидактическую проблему,используя для этого свои знания, умения и навыки; в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную,волевую,эмоциональную и другие сферы).
Цели применения дидактических материалов
Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность ребенка. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями. Например, если это материалы контролирующего характера, то они должны обязательно предусматривать возможность самопроверки и самоконтроля. Система дидактических материалов в образовательном процессе должна также предполагать последовательное, поэтапное обучение детей различным приемам или способам учебной деятельности, а также использование заданий различного уровня (репродуктивного, преобразующего или творческого).
Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:
- тактильной чувствительности и развитие мелкой моторики;
- формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);
- создание положительного эмоционального настроя;
- развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
- развитие речевых навыков;
- обучение счёту, грамоте.
Основные виды дидактического материала в ДОУ.
Предметно-образные пособия
В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:
1.Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов (гербарии, коллекции минералов, камней,насекомых).
2.Объёмно-образные дидактические материалы — это пособия, которые наглядно демонстрируют процесс или устройство обсуждаемого предмета. Данные материалы формируют у ребёнка полный и детально-разобранный образ, позволяют обратить внимание на детали и особенности. К объёмно-предметным пособиям относят: модели,муляжи,макеты,лэпбуки.
Знаковые дидактические материалы
Знаковые дидактические пособия делятся на:
Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят:
- предметные и сюжетные картинки,
- разнообразные карточки,
- портреты,
- аппликации,
- фото,
- фильмы и др.
Условно-знаковый дидактический материал — это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.
Знаковый дидактический материал может быть оформлен как: материал в картинках,раздаточный материал (предусматривает наличие индивидуального комплекта для каждого воспитанника); демонстрационный материал (стенды, плакаты, мультимедийные презентации и т. д.).
Если говорить, в целом, то использование дидактических материалов в образовательном процессе, направлено на способствование в решение задачи, стоящих перед воспитателем: помощь учащемуся наиболее полно овладеть знаниями и использовать их в решении практических задач.
Список литературы и использованных источников
. 1.Лыкова, И. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И. Лыкова. - М.: Карапуз, 2010.
2. Федорова, Л. И. Игра. Дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем / Л.И. Федорова. - М.: Форум, 2009 .
3.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду - / А.К. Бондаренко – М., 2005, 133с.
4. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.М.:Просвещение,2008.
5.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62—68.
6. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей / под ред. Е. И. Радиной, М. И. Поповой. - Изд. 2-е, - М.: Просвещение, 1972.
Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущий вид деятельности дошкольников. Независимо от того, ходит или нет малыш в детский сад, он получает новые знания, умения и навыки только через игру. Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, создаются специальные пособия. Дидактические игры позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы.
Значение дидактического материала в детском саду
Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю служат подспорьем правильно подобранные дидактические материалы. Они призваны помочь педагогу развить способности ребёнка и научить чему-то новому. Такие материалы должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя возможности воспитателя, создавая атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.
Дидактические материалы — это вспомогательные материалы, используемые в процессе обучения
Цели применения дидактических материалов
Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша. Пирамидки и башенки из кубиков — тоже своего рода дидактический материал, просто надо подключиться к игре ребёнка, обсуждая с ним цвет, форму и размер игрушек. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.
Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:
- развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;
- формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);
- создание положительного эмоционального настроя;
- развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
- развитие речевых навыков;
- обучение счёту, грамоте.
Развитие мелкой моторики является приоритетной задачей при обучении младших дошкольников
Использование разнообразных дидактических материалов на занятиях в детском саду способствует активизации познавательной деятельности дошкольников.
Основные виды дидактического материала в ДОУ
Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов.
Предметно-образные пособия
В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:
-
Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов (к примеру, гербарии, коллекции минералов, чучела животных).
Изучение минералов заинтересует воспитанников старшей и подготовительной групп
С помощью такого игрового макета дошкольники изучают правила дорожного движения
Применение предметного дидактического материала на занятиях в ДОУ вызывает живой интерес и эмоциональный отклик воспитанников, повышает познавательную мотивацию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим. Помимо этого, у дошкольников формируются необходимые умения и навыки, повышается устойчивость произвольного внимания.
Знаковые дидактические материалы
Знаковые дидактические пособия делятся на:
- Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят:
- предметные и сюжетные картинки,
- разнообразные карточки,
- портреты,
- аппликации,
- фото,
- фильмы и др.
Знаковый дидактический материал может быть оформлен как:
-
материал в картинках;
Работа с предметными картинками развивает мышление дошкольников
Яркие раздаточные материалы привлекают внимание дошкольников
Освоить различные характеристики мелодии дошкольникам поможет такое демонстрационное пособие
Дидактический материал предназначен для практической деятельности дошкольника и подразумевает определённую степень самостоятельности при выполнении задания.
Дидактический материал для детского сада своими руками
Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно. Процесс создания пособий включает ряд этапов:
В этой дидактической игре ребята запоминают цвета и соотносят их с формами животных
- Материал должен быть ярким, чтобы ребёнок мог легко запомнить то, что было изображено.
- Материал не должен быть хрупким или легко ломающимся. Маленькие дети испытывают нужду прикасаться ко всему, что их заинтересовало, ведь через прикосновения они познают мир.
- Материал должен быть максимально безопасен для дошкольников, даже в случае запихивания его в рот (но этого лучше не допускать).
- Используемые материалы должны быть гиппоаллергенными. В детский сад приходят дошкольники с разными показателями здоровья, поэтому все предметы, представленные для общего пользования, должны быть в равной степени безопасны для всех воспитанников.
- Материал должен выдерживать санитарную обработку (к примеру, картон или бумагу обклеивают специальной плёнкой или скотчем).
Дидактические материалы должны быть привлекательными и аккуратно оформленными
С интересными идеями изготовления дидактических материалов для дошкольников своими руками и их подробным описанием можно ознакомиться в статье Оксаны Столь.
Не пытайтесь сразу добиться от ребёнка полного понимания темы. Лучше пройдите тему несколько раз, используя разный дидактический материал, тем самым закрепляя её.
Фотогалерея: дидактические материалы для развития мелкой моторики
Для изготовления такого пособия понадобятся шнурки и крупные пуговицы Этот дидактический материал развивает у детей понятия целого и части Малыши с удовольствием составляют изображения из кусочков фетра Игры с прищепками развивают мелкую моторику и цветовосприятие младших дошкольников Данное пособие создано для развития у малышей навыков мелкой моторики, мышления и обращения с канцелярией
Фотогалерея: дидактические материалы по математике
Игры со скрепками формируют навыки счёта Такие карточки помогут ребятам запомнить цифры, а также развить тактильную чувствительность Этот материал можно использовать как для формирования навыков счёта, так и для изучения основных цветов
Фотогалерея: дидактические материалы по изучению окружающего мира
Лэпбук — это самодельная книжка с дидактическими материалами и играми по определённой теме С помощью этого материала дошкольники изучают явления природы, которые происходят во время весны, а также осваивают понятия времени, действий и движений С помощью таких фишек можно изучать состав тех или иных блюд Данное пособие помогает детям понять, что такое времена года, когда происходит смена сезонов и как меняется природа Цель данного пособия — закрепить понятия один-много, большой и маленький и узнать названия съедобных грибов
Видеоматериалы по теме
Представленные далее видеоролики содержат наглядное воплощение идей по созданию дидактических материалов в детском саду. Ознакомившись с ними, можно самостоятельно изготовить интересные и полезные игровые пособия для дошкольников.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды. Мы, педагоги, стремились создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1 ) социально-коммуникативная,
2) познавательная,
3 ) речевая,
4 ) художественно-эстетическая,
5 ) физическая.
Требования Стандарта к развивающей предметно-пространственной среде.
Среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Насыщенность - соответствие среды возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Наличие средств обучения (в том числе технических), разнообразие материалов для всех видов активности воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой)
Трансформируемость - возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации.
Доступность - свободный доступ всех воспитанников к играм, игрушкам, материалам.
Полифункциональность - возможность разнообразного использования различных составляющих среды, пригодных для использования в разных видах детской активности .
Вариативность - наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, периодическую сменяемость и появление новых предметов
Безопасность -соответствие всех элементов среды требованиям надёжности и качества.
Пространство нашей группы организовано в виде разграниченных зон "центров" , оснащённых большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества и пр.). Оснащение их меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Игровая среда стимулирует детскую активность и постоянно обновляется в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование разнообразно, легко трансформируемо. Дети и родители имеют возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды.
Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям.
Направление: Художественно - эстетическое развитие.
Направление: Речевое развитие.
Направление: Познавательное развитие.
Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей
детей, их чувственного опыта, информационного багажа, т.е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.
• целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.
• воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.
Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать.
Направление: Социально-личностное развитие.
Направление: Физическое развитие.
Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.
В сообществе собраны разные игры, дидактический материал для развития ребенка.
Советы и пособия для родителей.Наглядные пособия. Дидактический материал. запись закреплена
Привет, мои дорогие подписчики
Я очень рада, что Вас становится больше и больше А это значит, что Вам интересно моё сообщество
И, мои дорогие, решила Вас порадовать небольшой новостью
Девочки и мальчики (если таковы имеются ) представляю Вашему вниманию мое творчество
Уже около полугода я вяжу на заказ замечательных плюшевых игрушек
И хочу поделиться с Вами моими результатами
Цену, размеры уточняйте в ЛС
А для моих подписчиков действует скидка 20%Наглядные пособия. Дидактический материал. запись закреплена
Дошкольник | Развитие и обучение малышей
Наглядные пособия. Дидактический материал. запись закреплена
ПОДГОТОВИШКА воспитатель дети детский сад
Спросите у малыша:
Показать полностью.
• что представляет собой репка (репа — овощ, а точнее
корнеплод, который растёт в земле);
• кто её посадил;
• какой она выросла и почему;
• что из неё можно приготовить?Обсудите:
• кто такой дедка;
• как он выглядит;
• что дедка посадил;
• обрадовался ли он тому, какой выросла репка;
• что случилось, когда дедка не смог вытянуть репку;
• кого он позвал на помощь?Поговорите с малышом о том, что всегда можно найти выход из положения и обратиться за помощью.
Спросите:
• кто такая бабка (внучка);
• как она выглядит;
• что делает в сказке;
• кого позвала на помощь бабка (внучка)?Эти же вопросы используйте для Жучки, кошки и мышки.
Расскажите о взаимопомощи.Обсудите:
• в какое время года происходит действие сказки;
• где росла репка и что ещё там могло бы расти;
• кто из героев старше, а кто — младше;
• кого больше в сказке: людей или животных;
• чем персонажи похожи и чем отличаются;
• кто из них одушевлённый, а кто — нет;
• можно ли их назвать друзьями;
• благодаря кому получилось вытянуть репку?Пока будете собирать пальчиковый театр, вспомните загадки о собачке, кошке и мышке. Придумайте свои загадки обо всех сказочных героях.
Вырезав и склеив бумажных актёров, поставьте их на сцену таким образом, чтобы размеры основания кукол совпадали с размерами кружочков-мест на сцене и очерёдностью героев, которых
звали на помощь. Старайтесь проходить фигурками по дорожкам, не наступать на клумбу с цветами, не вытаптывать огород. Продумайте, откуда они будут появляться, например из избушки, сложенной из деревянного или пластмассового конструктора, или из-за нарисованной декорации избушки и фруктового сада. Ну а теперь инсценируйте сказку, по очереди выводя актёров на сцену.
Фантазируйте и разнообразьте сказку новыми декорациями или видоизменениями сюжета.
Чтобы продлить век сказочных персонажей, раскрашенные и склеенные куклы обтяните прозрачным скотчем. Для удобства хранения после игры надевайте один конус на другой!__________________________________________________________________________
ПОДПИШИСЬ ПОДГОТОВИШКА - много полезной информации!Читайте также: