Развеселое житье краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Некрасов писал свой труд во второй половине 19 века, как отзыв на реформы Александра II, отменившего крепостное право.

Путь странников должен был закончиться в Петербурге, но из-за болезни и скоропостижной смерти писателя поэма осталась незавершенной.

Давным-давно на просёлочной дороге встретились семеро мужиков из смежных деревень. Это были бедные люди, которые не стали счастливее с отменой крепостного права на Руси. Завязался между путниками спор — кому на родных землях живётся хорошо? Такой жаркий вышел разговор, что мужики махнули вместе 30 вёрст и не заметили.

Остановились на ночлег, водочки и костра к путешествию добавили, до драки доспорились, но так истины и не добыли. Видно сама судьба соединила этих людей — мужчины отправились в долгий путь на поиски счастливого человека. Много людей повстречали, выслушали десятки историй. Крепок народ на Руси, терпелив, но вот счастье словно стороной его обходит…

Главные герои и их характеристика:

ЧАСТЬ I.

Пролог.

Некрасов

Автор: Николай Алексеевич Некрасов

Путники развернули скатерть, поели-попили и дали слово друг другу, что не вернутся домой, пока не найдут того, кому на Руси хорошо живётся. Так началась их длинная дорога…

Глава 1. Поп.

Глава 2. Сельская ярмарка.

В продолжении пути мужики встречают много опустевших деревень. Оказывается, что в одном селе, самом богатом, идёт ярмарка. Путники решают туда забрести и поискать счастливых сельчан. Но ничего хорошего они не находят — лишь грязь, нищету и беспробудную пьянку.

Глава 3. Пьяная ночь.

Глава 4. Счастливые.

Глава 5. Помещик.

Следующим на пути искателей счастливых людей встретился помещик Гаврила Оболт-Оболдуев. И он поведал случайным знакомым о своей судьбе. Как хорошо ему жилось при крепостном праве и как тяжело без него. В конце повествования помещик разрыдался.

ЧАСТЬ II.

Последыш.

Новый день мужики встретили на берегу Волги-реки. Перед ними простёрся огромный луг со скошенным сеном. К берегу пристали три лодки, а в них семья дворян. С самым старшим из них всё вокруг лебезили, в том числе и освобождённые от крепостного права крестьяне.

Оказалось это не спроста. Князь Утятин, или Последыш (прозвище), как узнал, что крепостных освобождают, обещал лишить сыновей наследства, так как они не отстояли идеалов помещиков. Боярские дети подговорили крестьян подыграть им и вскоре объявили батюшке, что всё вернулось на круги своя. Крестьянам обещали за спектакль много земли барской. Старик умер, крестьяне остались ни с чем.

ЧАСТЬ III.

Крестьянка.

ЧАСТЬ IV.

Пир на весь мир.

На всё село Вахлачено идёт пир. Здесь: Клим Яковлич, Влас-староста и молодые студенты семинарии Саввушка и Гриша, которые поют добрые песни. За столом вновь рассказывают истории, например, про верного холопа Якова.

Он служил барину и любил его, всё терпел, пока тот не отдал его племянника на военную службу. Запил холоп, а когда отгоревался, вернулся к барину и через некоторое время жестоко отомстил. Постепенно разговоры скатываются к грустным, кровавым историям, народ начинает петь печальные песни.

Но настанет день, когда Русь будет петь лишь благие песни и счастливых искать не будет нужно — все будут счастливы. Первые кирпичики к этому дню заложены и они — это два семинариста за общим столом. Гриша, сын дьяка, с самых юных лет решил посвятить себя борьбе за счастье народа.

Родное село он любит, так же крепко как мать. И ходит по родной земле с песней на устах. Его замыслы и мечты сбудутся, этого парнишку ждёт сложная, но благородная жизнь. Жаль, что путники не слышат, как Гриша поёт о Руси, они бы тогда не отправились дальше, а пошли по домам, так как поняли бы, что нашли того, кого отправлялись искать.

Так оборвалась поэма Некрасова, но даже по её неоконченным главам читателю становится ясно, как тяжело было народу после реформ на Руси.

Сюжет поэмы был задуман автором в 1850-х годах, а последняя точка была им поставлена в 1877 году. Почти 15 лет Некрасов плотно работал над этим произведением и, к сожалению, смерть не позволила ему завершить свой труд.

Редакторам и издателям рукопись досталась в разрозненном виде, так как писатель не успел соединить её в нужном порядке. Известный современникам вариант поэмы подготовил для издания К. Чуковский, опираясь на записи, дневники и черновики Некрасова.

Развеселое житье

Читать книгу Развеселое житье


Читать книгу "Развеселое житье" (Горбунов Иван)

Другие книги:

«Из ряда молодых писателей отделились два имени, на которых преимущественно рассчитывают журналисты и которые успели обратить на себя внимание если не публики, .

«…У болгар нет святых мест, нет древних церковных средоточий, нет великих неподвижных звезд Православия, разливающих свой свет повсюду, даже и в наше печальное .

«Нельзя без истинного, сердечного наслаждения видеть этот прекрасный, русский, народный водевиль. Мысль высокая и глубокая – представить борьбу невежества и про.

«Предпринято целое издание, чтобы озарить ум народа светом образованности, – издание, в котором просвещенные люди снисходительно сообщают своим непросвещенным м.

Микропересказ : В сатирических сказках иносказательно описываются человеческие пороки, высмеивается власть, либеральная интеллигенция, чиновники и помещики, затрагиваются этические проблемы и беды простого народа.

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил 🏝️


Глупые беспомощные генералы попали на необитаемый остров, но и там умудрились найти мужика и заставить его служить им. Тот покорно добыл им еды, построил корабль и отвёз их назад в Петербург.

Пропала совесть

Совесть превратилась в грязную тряпку, и каждый хотел от неё избавиться. Поскитавшись по свету, совесть нашла пристанище в чистом сердце ребёнка. Она вырастет вместе с ним и будет управлять миром.

Дикий помещик 🐻


Помещик мечтал избавиться от мужиков, и однажды они исчезли. На базаре сразу пропала еда, в казне кончились деньги, а помещик одичал. Начальство всполошилось, вернуло мужиков, и всё пришло в норму.

Премудрый пискарь 🐟


Умный пескарь решил, что если жить в тёмной норе и тихо дрожать, то его не съедят. Умирая в одиночестве, он понял, что не было в его жизни ни дружбы, ни любви, а все вокруг считают его дураком.

Самоотверженный заяц


Заяц ослушался волка. В наказание волк решил его съесть, но отпустил попрощаться с невестой, оставив в заложниках невестиного брата. Заяц покорно вернулся в волчий плен, а волк оставил в плену обоих.

Бедный волк


Всю жизнь волк убивал и разбойничал, чтобы добыть еду себе и своей семье. К старости он понял, что убивать — плохо, но иначе жить не мог, поэтому решил покончить с жизнью, сдавшись охотникам.

Добродетели и Пороки

Добродетели и Пороки долго враждовали. Примирило их Лицемерие, которое умело быть то доброде­тельным, то порочным. С его помощью Пороки и Добродетели научились притворяться своей противо­по­ложностью.

Медведь на воеводстве


Трёх медведей по очереди назначали воеводами леса. Первые двое захотели прославиться, учинив кровопролитие, но потерпели поражение. Последний не вмешивался в жизнь леса и заслужил похвалу правителя.

Обманщик-газетчик и легковерный читатель

Газетчик печатал неправду ради наживы. Потом стал писать правду, но всё равно богател. В результате, начитавшись правды, читатель перестал всего бояться, по ошибке попал в кутузку, заболел и умер.

Вяленая вобла


Вяленая вобла без мыслей, чувств и совести стала чиновником-бюрократом и приучила людей жить без чувств и желаний. От неё ждали действий, но дальше разговоров дело не двинулось. В итоге воблу съели.

Орёл-меценат


Орёл захотел стать помещиком, нагнал крепостных, основал науки и искусства. Но просвещение пользы не принесло: орёл остался невеждой и кровожадным самодуром, а его помощники — ворами и интриганами.

Карась-идеалист


Карась рассуждал о свободе и равенстве для всех рыб, он считал, что знает слова, способные перевоспитать даже щуку. Встретившись со щукой, он сказал ей эти слова, и та от удивления съела его.

Игрушечного дела людишки

Рассказчик познакомился с мастером, механические куклы которого разыгрывали отврати­тельные и порочные спектакли. Рассказчик, шокированный увиденным, был рад, что люди не всегда похожи на этих кукол.

Чижиково горе


Чиж женился на канарейке, которой нравилось тратить его деньги на друзей. Вскоре она перестала ночевать дома, потом и вовсе улетела. Вернулась потрёпанная, и они стали жить вместе без радости и любви.

Верный Трезор


Умный пёс верно служил купцу, охранял его семью и лавку. На службе пёс состарился, ему нашли сменщика, которого он обучил. Наконец пёс облез и ослеп, купец приказал его утопить и быстро забыл о нём.

Недреманное око

Родившись, прокурор сразу получил должность в сенате. Недреманным оком он видел одни пустяки, а дреманным не видел настоящих преступников. Но в сенате такие стали не нужны, и он лишился должности.

Дурак


У умных родителей родился сын-дурак, живущий не по законам, а по велению сердца. Родители попытались сделать сына таким, как все, но его не изменили даже скитания, и он остался дураком навсегда.

Соседи


Богач попытался помочь бедняку разбогатеть, но у него ничего не вышло. Наконец богач обратился к мудрецу и узнал, что бедняк беден потому, что так в плане записано, и изменить это невозможно.

Здравомысленный заяц


Заяц считал, что судьба зайцев — быть съеденными, для того они и существуют. Встретив лисицу, он покорился судьбе, хотя ему и выпал шанс сбежать. Лисица долго играла с зайцем и наконец съела его.

Либерал


Баран-непомнящий


Баран увидел сон, но не смог его вспомнить. Он стал тревожным и перестал обращать внимание на овец. Его высекли, но это не помогло — баран начал видеть сны постоянно. Он отощал, потерял силы и умер.

Коняга


Коняге приходилось тяжело трудиться и жить на подножном корму. Его брат, который жил в тёплом стойле и ел не солому, а овёс, удивлялся, что Конягя не умер от такой жизни, а продолжает тянуть ярмо.

Кисель


Господа любили кисель, но потом стали кушать заграничные лакомства и уехали в тёплые края, а кисель отдали свинье. Деньги кончились, господа вернулись домой и горевали, что киселя нет и есть нечего.

Праздный разговор

Губернатор утверждал, что он бесполезен. Предводитель дворянства спорил, но губернатор отверг все аргументы. Предводитель спросил, что же такое его жалование, а губернатор ответил, что это воздаяние.

Деревенский пожар


Деревня сгорела, а вместе с ней сын одной из жительниц. Добрая барыня пожертвовала ей денег, но несчастная мать отказалась. Потом деревня отстроилась заново, но мать погибшего ребёнка исчезла.

Путём-дорогою

Двое крестьян возвращались домой из города с подработок, жаловались друг другу на тяжёлую жизнь, голод, старосту-негодяя. Один решил отыскать Правду, но другой считал, что Правды на свете уже нет.

Богатырь


Баба-яга родила богатыря, он вырос, лёг в дупло и уснул. Когда пришли враги, люди стали звать богатыря на помощь, но он не проснулся. Позже выяснилось, что богатырь сгнил, одна голова осталась.

Гиена

Приключение с Крамоль­никовым


Христова ночь

Воскресший Господь наградил бедных и несчастных, осудил грешников и показал им путь к спасению. Прощения не заслужил только предатель — он был осуждён вечно скитаться по земле, презираемый всеми.

Ворон-челобитчик


Старый ворон, спасая свой род, истребляемый людьми и хищниками, искал правды у начальства. Ему объяснили, что пока у каждого есть своя личная правда, но придёт время одной настоящей правды на всех.

Рождественская сказка

Впечатли­тельный и болезненный мальчик услышал проповедь о Правде, обнаружил, что слова проповеди не соответствуют тому, что происходит в реальной жизни, и умер, не выдержав этого несоответствия.

Пересказала Юлия Песковая. За основу пересказа взято издание цикла из собрания сочинений Салтыкова-Щедрина в 20 томах (М.: Худож. лит., 1974). Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Салтыков-Щедрин - один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года - пережитки крепостного права, оставшиеся в быту и психологии людей. Сатирик критиковал не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их долготерпение, рабскую психологию.

Параллельно с тургеневской летописью духовных исканий передовой интеллигенции второй половины XIX ст. в русской литературе создавалась сатиричес­кая летопись общественно-исторической жизни, выводившая на поверхность изъяны и уродства государственного устройства Российской импе­рии. Ее автором был М. Е. Салтыков-Щедрин — писатель, представлявший собой редкое в русской литературной среде сочетание художника-обли­чителя и высокопоставленного чиновника, не по­наслышке знавшего обличаемые им общественные пороки. Для обывательского сознания это сочетание кажется парадоксальным, даже загадочным. По­чему, спрашивается, чиновник, поднявшийся по служебной лестнице до должности вице-губерна­тора, вместо того, чтобы продолжить карьерный рост, предпочел конфликтовать с властью и высмеивать ее в своих произ­ведениях с такой силой, как никто другой? И наоборот: почему писатель, атаковавший самой злой сатирой общественные порядки и устои в своих произведениях, многие годы жизни отдал государственной службе, с честью исполняя свои чиновничьи обязанности?

Салтыкову-Щедрину удалось прекрасно справляться с задачей обличения пороков общества своего времени. На протяжении двух десятков лет его произведения, как губка, впитывали в себя все недостатки жизни Российской Империи. По сути, эти сочинения являются историческими документами, ведь достоверность в некоторых из них практически полная.

Творческое наследие Салтыкова-Щедрина не теряет своей актуальности долгие годы после смерти писателя. Образы его сатиры часто использовались Владимиром Лениным, а благодаря активной пропаганде Тургенева произведения хорошо известны и западному читателю.

Проза Салтыкова-Щедрина – одни из самых ценных образцов мировой сатиры. Стиль критики, оформленной в сказке, применялся писателем очень активно и стал образцом для подражания для многих писателей в будущем. Сказка, которая направленная на критику социального несовершенства, использовалась как литературный прием и до Салтыкова-Щедрина, но именно он смог сделать этот прием классическим.

Исследователь творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Д. Николаев в своей монографии "М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество" (1985) так определил место писателя в русской и мировой литературе: "Минувшие века дали миру немало выдающихся писателей-сатириков. В Англии жили и творили Свифт, Диккенс и Теккерей, Во Франции звучал победоносный смех Рабле, Мольера и Вольтера. В Германии блистал язвительным остроумием Гейне. Кантемир, Фонвизин, Новиков, Капнист - таков далеко не полный перечень русских писателей XVIII века, целиком посвятивших себя сатире. Вот к этой фаланге великих насмешников и принадлежал, наряду с Грибоедовым и Гоголем, Салтыков-Щедрин"[1].(Николаев Д. М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество. Монография. – М., 1985, с. 11.)

Методическая записка

Биография Салтыкова-Щедрина


Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826 – 1889) – русский писатель-реалист, критик, автор острых сатирических произведений, известный под псевдонимом Николай Щедрин (настоящая фамилия литератора – Салтыков).

Детство и образование

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Начальное образование будущий писатель получил в домашних условиях – с ним занимались крепостной живописец, сестра, священник, гувернантка. В 1836 года Салтыков-Щедрин обучался в Московском дворянском институте, с 1838 – в Царскосельском лицее.

Военная служба. Ссылка в Вятку

В 1848 году в краткой биографии Салтыкова-Щедрина наступает длительный период ссылки – за вольнодумие он был отправлен в Вятку. Там писатель прожил восемь лет, сначала служил канцелярским чиновником, а после был назначен советником в губернском правлении. Михаил Евграфович часто ездил в командировки, во время которых собирал информацию о провинциальной жизни для своих произведений.

Государственная деятельность. Зрелое творчество

В 1864 году Салтыков-Щедрин вернулся на службу, заняв должность управляющего казенной палаты в Пензе, а затем в Туле и Рязани.

Последние годы жизни писателя

Умер Михаил Евграфович 10 мая (28 апреля) 1889 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Волковском кладбище.

2. Хронологическая таблица

“Сказки” (1883-1885) (23)

“Пошехонская старина” (1887-1888)


3. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина

Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже разглядеть "пороки российской действительности" и заставила задуматься над судьбой России. Он создал своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни. Сказки подвели итог 40-летней работе писателя и были созданы в течение четырех лет: с 1882 по 1886 год.

Целый ряд причин побудил Салтыкова-Щедрина обратиться к сказкам. Сложная политическая ситуация в России: нравственный террор, разгром народничества, полицейское преследование интеллигенции — не позволили выявить все социальные противоречия общества и напрямую подвергнуть критике существующие порядки. С другой стороны, жанр сказки был близок характеру писателя-сатирика. Фантастика, гипербола, ирония, обычные для сказки, очень характерны для поэтики Щедрина. Кроме этого, жанр сказки очень демократичен, доступен и понятен широким кругам читателей, народу. Сказке свойственен дидактизм, а это напрямую соответствовало публицистическому пафосу, гражданским устремлениям сатирика.

Сатира– обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде.

Сатирические приемы, используемые в сказках писателем.

Ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;

сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;

гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;иносказание,

аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой.

Эзопов язык — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;

гипербола — чрезмерное преувеличение.

Примерный план анализа сказки

Основная тема сказки (о чем?).

Главная мысль сказки (зачем?).

Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?

Особенности образов сказки:
а) образы-символы;
б) своеобразие животных;
в) близость к народным сказкам.

Сатирические приемы, использованные автором.

Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.

Соединение фольклорного, фантастического и реального

Структура сказок Салтыкова-Щедрина

Зачин
Сказочный сюжет
Фольклорные выражения
Народная лексика
Сказочные персонажи
Концовка

Художественные особенности

Фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика).

Гротеск (переплетение фантастики и реальности).

Эзопов язык (иносказание и метафоричность).

Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия).

Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности).

В сказках Салтыков-Щедрин, используя приемы иносказания, повествует о современном мире, со всеми его особенности и пороками. Выделяются три тематические сказок: 1.тема народа;2.тема власти помещика;3. тема обывательской жизни и основных идей эпохи.

Проблематика

Писатель по существу создал новый жанр — политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей.

Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.


В "Премудром пескаре" Щедрин рисует образ той интеллигенции, что поддалась панике, ушла от активной борьбы в мир личных забот и интересов. Пескарь-обыватель, боясь за свою жизнь, замуровал себя в темной норе. Всех "перемудрил"! А итог его жизни можно выразить словами: "Жил — дрожал, умирал — дрожал".

Олицетворением бескрылой и пошлой обывательщины стал щедринский премудрый пескарь – герой одноименной сказки. Смыслом жизни этого "просвещенного, умеренно-либерального" труса было самосохранение, уход от столкновений, от борьбы. Людей, подобным этим рыбам, можно назвать пошлыми обывателями. Их не волнуют проблемы России, они далеки от нравственных проблем, вся их жизнь наполнена устройством своего бытового, комфортного существования. Щедрин, как достойный человек, истинный гражданин, не мог не возмущаться подобной жизненной позици.


Так, в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” писатель показывает полную беспомощность двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове. Несмотря на то что кругом было изобилие дичи, рыбы, плодов, они чуть не умерли с голоду, если бы не умение и находчивость мужика. В этой сказке Салтыков-Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который, несмотря на свой природный ум и смекалку, покорно подчиняется беспомощным господам. Таким образом, Щедрин утверждает, что формально отменить крепостное право мало, нужно, чтобы народ пришел к самопознанию, чтобы в простом человеке проснулось достоинство, желание быть свободным.


Эта же мысль развивается в сказке “Дикий помещик”. Но если генералы из предыдущей сказки оказались на необитаемом острове по воле судьбы, то помещик из этой истории все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий запах. Поэтому столбовой дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев всячески притесняет мужиков. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Через некоторое время “весь он оброс волосами. а когти у него сделались железными”. Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя.

В сказке "Дикий помещик"Щедрин как бы обобщил свои мысли о реформе "освобождения" крестьян, содержащиеся во всех его произведениях 60-х годов. Он ставит здесь необычайно остро проблему пореформенных взаимоотношений дворян-крепостников и окончательно разоренного реформой крестьянства.

Тема - народная жизнь. Главный герой- мужик, работающий в поле на коняге. Салтыков-Щедрин описывает поля, как железное кольцо, которое сковало народ. Из этого кольца не может вырваться коняга, причем образы коняги и мужика сливаются, являются частями одного целого. Писатель показывает, что жизнь коняги, его труд скорее напоминают каторгу. Особое место в сказке занимает легенда о поступлясах. По-сути, это история расслоения русского общества, история того, как одни люди получили привилегии, а другие были обречены на постоянный каторжный труд. Таким образом, крестьянскую жизнь писатель представляет, как безнравственную, призывает современников откликнуться на свою душевную боль и сделать все, для облегчения народной жизни. Глубокая вера Салтыкова-Щедрина в скрытые силы народа видна в сказке “Коняга”. Замученная крестьянская кляча поражает своей выносливостью и жизненной силой. Все ее существование заключается в бесконечной тяжелой работе, а тем временем сытые пустоплясы в теплом стойле удивляются ее выносливости, много рассуждают о ее мудрости, трудолюбии, здравомыслии. Скорее всего, в этой сказке Салтыкова-Щедрина подразумевается под пустоплясами интеллигенция, которая переливала из пустого в порожнее рассуждения о русском мужике, о судьбе русского народа. Очевидно, что в образе Коняги отражен крестьянин-труженик.

В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем "мужик"), эксплуататоры – в образах хищников.

Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает "океан-море". И к поработителям своим мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства.

Образы сказок Салтыкова-Щедрина вошли в обиход, стали нарицательными и живут в веках. Знакомясь с ними, каждое новое поколение познает не только историю своей страны, но учится распознавать и ненавидеть те пороки человечества, которые так зло и беспощадно высмеивает Салтыков-Щедрин.

"Сказки" - это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути.

Читайте также: