Размеры медицинского кабинета в спортивной школе

Обновлено: 05.07.2024

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 4 июля 2014 года N 41

(с изменениями на 27 октября 2020 года)

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2021 года на основании
постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28;
отменено с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 8 октября 2020 года N 1631
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.1), ст.2; 2003, N 2, ст.167; N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52 (ч.1) ст.5498; 2007 N 1 (ч.1) ст.21; ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6070; 2008, N 24, ст.2801; N 29 (ч.1), ст.3418; N 30 (ч.2), ст.3616; N 44, ст.4984; N 52 (ч.1), ст.6223; 2009, N 1, ст.17; 2010, N 40, ст.4969; 2011, N 1, ст.6; N 30 (ч.1), ст.4563, ст.4590, ст.4591, ст.4596; N 50, ст.7359; 2012, N 24, ст.3069; N 26, ст.3446; 2013, N 30 (ч.1), ст.4079; N 48, ст.6165) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295; 2004, N 8, ст.663; 2004, N 47, ст.4666; 2005, N 39, ст.3953)

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (приложение).

в Министерстве юстиции

20 августа 2014 года,

регистрационный N 33660

Приложение

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14

(с изменениями на 27 октября 2020 года)

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - организации дополнительного образования).

1.2. Настоящие санитарные правила распространяются на организации дополнительного образования, осуществляющие образовательную деятельность и реализующие дополнительные общеобразовательные программы различной направленности - дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы.

1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией объектов организаций дополнительного образования.

Наряду с обязательными для исполнения требованиями, санитарные правила содержат рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий для детей в организациях дополнительного образования, направленные на сохранение и укрепление их здоровья.

1.4. Настоящие санитарные правила не распространяются на объекты организаций дополнительного образования, находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления в силу настоящих санитарных правил.

Ранее построенные здания организаций дополнительного образования, в части архитектурно-планировочных решений, эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены.

1.5. Уровни шума, вибрации, ультразвука и инфразвука, электромагнитных полей и излучений в здании и на территории организации дополнительного образования не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.

При размещении организации дополнительного образования в помещениях, встроенных в жилые и общественные здания или пристроенных к ним, проводятся шумоизоляционные мероприятия, обеспечивающие в помещениях основного здания нормативные уровни шума.

1.6. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации органами, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

1.7. Функционирование организации дополнительного образования осуществляется при наличии заключения, подтверждающего его соответствие санитарному законодательству и настоящим санитарным правилам, выданного органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей в целях лицензирования образовательной деятельности.

1.8. Работники организации дополнительного образования должны проходить предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.

Работники организации дополнительного образования проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в два года.

Работники организации дополнительного образования должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок.

1.9. Каждый работник организации дополнительного образования должен иметь личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, допуск к работе.

II. Требования к размещению организации дополнительного образования и ее территории

2.1. Участок, отводимый для размещения здания организации дополнительного образования, должен находиться за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов и на расстояниях, обеспечивающих нормативные уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха для территории жилой застройки.

2.2. Через территорию организации дополнительного образования не должны проходить магистральные инженерные коммуникации водоснабжения, канализации, тепло- и энергоснабжения.

2.3. Территорию организации дополнительного образования рекомендуется ограждать забором и/или полосой зеленых насаждений.

Для предупреждения затенения окон и снижения естественной освещенности в помещениях деревья высаживаются не ближе 15 м от здания, кустарники - не ближе 5 м.

2.4. На территории оборудуется площадка для сбора мусора на расстоянии не менее 15 м от здания. На площадке с твердым покрытием устанавливаются контейнеры с крышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров. Допускается использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора, в том числе с размещением их на смежных с территорией организации дополнительного образования контейнерных площадках жилой застройки.

2.5. Территория организации дополнительного образования должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности на территории во время пребывания детей должен быть не менее 10 лк на уровне земли в темное время суток.

2.6. Для детей с ограниченными возможностями здоровья на территории строящихся и реконструируемых зданий организаций дополнительного образования предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды.

2.7. При устройстве на территории организации дополнительного образования открытых беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч и в другие спортивные игры) предусматриваются мероприятия по предупреждению затопления их дождевыми водами.

2.8. Покрытие площадок и физкультурной зоны должно быть травяным, с утрамбованным грунтом, беспыльным, либо выполненным из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.

III. Требования к зданию организации дополнительного образования

3.1. Вновь строящиеся объекты организаций дополнительного образования рекомендуется располагать в отдельно стоящем здании.

Здания организаций дополнительного образования могут быть пристроенными к жилым домам, зданиям административного и общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий), а также встроенными в жилые дома и встроенно-пристроенными к жилым домам, зданиям административного общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий).

Размещение организаций дополнительного образования во встроенных в жилые дома помещениях, во встроенно-пристроенных помещениях (или пристроенных) допускается при наличии отдельного входа.

Помещения для занятий детей дошкольного (до 7 лет) и младшего школьного возраста (до 11 лет) размещаются не выше третьего этажа здания.

3.3. Для создания условий пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья в строящихся и реконструируемых зданиях организаций дополнительного образования предусматриваются мероприятия для создания доступной (безбарьерной) среды.

3.4. Набор помещений здания организации дополнительного образования определяется направленностью реализуемых дополнительных общеобразовательных программ.

Рекомендуемые состав и площади помещений, в которых организуются занятия различной направленности (технической, художественной, естественно-научной, физкультурно-спортивной), реализующие дополнительные общеобразовательные программы, принимаются в соответствии с Приложением N 1 (таблицы 1, 2 и 3).

Помещения для теоретических занятий различной направленности предусматриваются из расчета не менее 2,0 м на одного учащегося.

3.5. Помещения в здании организации дополнительного образования для занятий рекомендуется размещать с учетом их функционального назначения:

- мастерские скульптуры, керамики - на первых этажах здания с выходом на участок;

- гардеробы, помещения для спортивных занятий, технического творчества с крупногабаритным или станочным оборудованием, залы для проведения зрелищных мероприятий - на первых этажах здания;

- химико-технические, астрономические (с обсерваториями) лаборатории, мастерские живописи - на последних этажах здания.

При наличии медицинского кабинета он размещается на первом этаже здания.

3.6. Площади и оборудование помещений для занятий с использованием персональных компьютеров должны соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

3.7. При проектировании зданий организаций дополнительного образования высота помещений и система вентиляции должны обеспечивать гигиенически обоснованные показатели воздухообмена. Воздухообмен в основных помещениях организаций дополнительного образования принимается в соответствии с Приложением N 2.

3.8. Используемые строительные и отделочные материалы должны быть безвредными для здоровья человека. Материалы для внутренней отделки должны быть устойчивыми к проведению уборки влажным способом и обработки дезинфицирующими средствами. Допускается использование для внутренней отделки помещений обоев, допускающих проведение уборки влажным способом и дезинфекцию.

Потолки, стены и полы всех помещений должны быть гладкими, без нарушения целостности и признаков поражения грибком.

3.9. При спортивных и хореографических залах оборудуются помещения для переодевания раздельно для мальчиков и девочек. Каждый занимающийся в зале обеспечивается шкафчиком или вешалкой для одежды.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях организаций дополнительного образования при спортивных и хореографических залах оборудуются душевые из расчета не менее 1 душевая кабина на 10 человек.

3.10. На каждом этаже здания размещаются раздельные туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами. Количество санитарно-технических приборов принимается из расчета не менее: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков.

Для персонала выделяется отдельный туалет.

В ранее построенных зданиях допускается количество туалетов и санитарно-технических приборов в соответствии с проектом.

Туалеты обеспечиваются педальными ведрами, туалетной бумагой, мылом, электросушителем (или бумажными полотенцами, салфетками) для рук.

Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.

3.11. Во вновь строящихся зданиях на каждом этаже выделяются помещения для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов, оборудованные поддоном-сливом с подводкой к нему холодной и горячей воды.

Медицинский кабинет при спортивном учреждении

Медицинский кабинет при спортивном учреждении

Вопросам физической культуры, массового спорта и спорта достижений с каждым годом уделяется все больше внимания не только в нашей стране, но и во всем мире. Открываются спортивные площадки, стадионы, олимпийские объекты. Переоборудуются уже существующие спортивные объекты, чаще в сторону многопрофильности.

С 1 января 2021 года изменился порядок оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом и выполняющим нормы ГТО, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам, а также зрителям, присутствующим на соревнованиях.

Рассмотрим оснащение кабинета медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом, оказываемой в амбулаторных условиях.

Медпункты по функциональному назначению могут организовываться отдельно для спортсменов, зрителей и других клиентских групп спортивных соревнований.

В Медпункте оказывается первичная медико-санитарная помощь в экстренной и неотложной формах спортсменам и специалистам, работающим со спортсменами, организаторам, зрителям, персоналу спортивных сооружений и другим лицам, находящимся на объекте спорта, в том числе на этапах медицинской эвакуации до прибытия машины скорой медицинской помощи.

Медпункты могут организовываться в местах проведения тренировок и в местах непосредственного проведения соревнований.

Для организации работы Медпункта в его структуре рекомендуется предусматривать следующие помещения:
- кабинет врача-специалиста;
- процедурный/массажный кабинет.

Площадь помещений Медпункта определяется непосредственно хозяйствующим субъектом с учетом:

  • габаритов и расстановки оборудования;
  • числа лиц, которые одновременно могут находиться в помещении;
  • последовательности технологических процессов;
  • расстояний, обеспечивающих расстановку оборудования, а также передвижение пациентов и работников,

но обычно кабинет приема врача по площади составляет не менее 12 квадратных метров.

Медицинский кабинет при спортивном учреждении

В кабинете устанавливается раковина с холодной и горячей водой, устанавливаются спенсеры для моющих и дезинфицирующих средств, устройство для бумажных полотенец. В кабинете хранится запас одноразовых перчаток для проведения объективного осмотра пациентов.

К внутренней отделке помещений медицинских организаций предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:

Материалы, из которых изготовлены потолки, должны обеспечивать возможность проведения влажной очистки и дезинфекции. Элементы потолков должны быть фиксированы без возможности сдвигания при уборке.

Кабинеты спортивной медицины должны быть оборудованы системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и (или) естественным побуждением, показатели естественного, искусственного и совмещенного освещения соответствовать гигиеническим нормативам. Помещения с постоянным пребыванием пациентов и работников должны иметь естественное освещение.

Нужно использовать мебель, выполненную из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств, такими же свойствами должны обладать и материалы, из которых выполнены стены и полы кабинета.

Окраска стен, полов и потолков в кабинете не должна раздражать яркостью и пестротой. Рекомендуется выбирать спокойные тона, создающие уютную атмосферу в кабинете.

Описанные требования применяются и к кабинету предрейсовых, послерейсовых осмотров водителей транспортных средств. Поэтому при наличии транспортных средств в учреждении, малой загрузке кабинета, предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей транспортных средств могут проводиться в описанном кабинете параллельно, в свободное время, в таком случае оснащение кабинета должно быть дополнено. Детально оснащение кабинета предрейсовых и послерейсовых осмотров указано в соответствующей статье.

В приложении №15 к Приказу № 1144н указан стандарт оснащения кабинета спортивной медицины.

Рекомендуемый стандарт оснащения кабинета спортивной медицины

  • Кушетка медицинская смотровая — 1
  • Кушетка массажная — по требованию
  • Шкаф медицинский — 1
  • Шкаф для одежды — 1
  • Шкаф для белья — 1
  • Ширма — 1
  • Холодильник медицинский — 1
  • Столик инструментальный — 1
  • Рабочее место медсестры — 1
  • Вешалка для одежды — 1
  • Емкости для сбора бытовых и медицинских отходов — 4
  • Емкости с крышками для дезрастворов — 3
  • Средство дезинфицирующее — по требованию
  • Белье медицинское одноразовое, комплект — 2 на кушетку
  • Клеенка подкладная — по числу кушеток
  • Коврик резиновый — 1
  • Маска медицинская нестерильная — 50
  • Измеритель артериального давления — 2
  • Грелка — 1
  • Жгут кровоостанавливающий — 2
  • Лоток для инструмента — 3
  • Каталка сидячая адаптационная — 1
  • Каталка внутрибольничная, ручная — 1
  • Носилки медицинские — 2
  • Пипетка — 5
  • Пузырь для льда — 5
  • Термометр медицинский — 2
  • Шина иммобилизационная для конечностей — 6
  • Щит транспортный с системой фиксации головы — 1
  • Аппарат дыхательный ручной — 1
  • Молоток неврологический — 1
  • Матрас вакуумный — 1
  • Бандаж (воротник шейный, разных размеров) — 2 комплекта
  • Анализатор глюкозы в крови (глюкометр), экспресс-анализатор портативный — 1
  • Облучатель-рециркулятор воздуха ультрафиолетовый — 1
  • Стерилизатор для инструментов — 1
  • ЭКГ — 1
  • Дефибриллятор — 1
  • Коробка стерилизационная (бикс) для хранения стерильных инструментов и материала — 1
  • Воздуховод, трубка дыхательная (набор) разных размеров — 2
  • Маска ларингеальная одноразовая — 3
  • Зажим кровоостанавливающий — 3
  • Корнцанг — 3
  • Ножницы — 3
  • Пинцет — 3
  • Система (устройство) для переливания растворов — 5
  • Роторасширитель — 2
  • Скальпель одноразовый — 4
  • Шпатель для языка одноразовый — 20
  • Шприцы для инъекций одноразовые (в том числе и инсулиновые) разных объемов — 20
  • Велоэргометр — 1
  • Динамометр кистевой — 2
  • Динамометр становый — 1
  • Спирометр — 1
  • Калипер — 1
  • Весы медицинские — 1
  • Ростомер — 1
  • Плантограф — 1
  • Набор угломеров для гониометрии — 1

Медицинский кабинет при спортивном учреждении

В приложении № 4 к Приказу № 1144н указаны рекомендуемые штатные нормативы медицинской бригады, количества выездных бригад скорой медицинской помощи, медицинских работников при проведении физкультурных мероприятий и спортивных соревнований, мероприятий по оценке выполнения нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО. Состав и количество медицинских работников может изменяться в соответствии с количеством зрителей и участников мероприятий, условиями проведения мероприятий (места проведения, доступности и удаленности места проведения от ближайшей медицинской организации, прогнозируемым климатическим и погодным условиям) и пр.

В приложении № 13 к Приказу № 1144н указаны рекомендуемые штатные нормативы медицинского пункта объекта спорта.

Медицинский пункт для спортсменов

  • Врач по спортивной медицине — из расчета 1 должность на 50 спортсменов; на 1 медицинский пункт объекта спорта;
  • Врач-специалист (скорой медицинской помощи, анестезиолог-реаниматолог, травматолог-ортопед) — при наличии требований;
  • Медицинская сестра по массажу — из расчета 1 должность на 1 должность врача по спортивной медицине.

Медицинский пункт для зрителей и других участников спортивных мероприятий

  • Медицинская сестра (фельдшер) — из расчета 1 должность на 1 должность врача по спортивной медицине;
  • Врач-специалист (терапевт, скорой медицинской помощи, анестезиолог-реаниматолог) — из расчета 1 должность на 1 медицинский пункт объекта спорта на 10 000 зрителей;
  • Медицинская сестра (фельдшер) — из расчета 1 должность на 1 должность врача-специалиста.

При расчете количества медицинских работников, участвующих в медицинском обеспечении соревнований, рекомендуется учитывать: количество мест тренировок и соревнований; количество зрителей; статистику обращаемости во время проведения предыдущих аналогичных соревнований.

Санитарные правила предназначены для нормативного регулирования обеспечения безопасных условий людей при нахождении на объектах спорта и направлены на охрану здоровья граждан, занимающихся физкультурой и спортом, в том числе детей, подростков и лиц с ограниченными возможностями здоровья при использовании ими объектов спорта.

Санитарные правила включают:

-требования к участку размещения объекта спорта;

- требования к открытым плоскостным объектам спорта;

- требования к крытым спортивным сооружениям: зданиям и помещениям;

- требования к водоснабжению, канализации, воздушно-тепловому и питьевому режиму объектов спорта;

- требования к санитарному содержанию помещений и территорий объектов спорта;

- требования к организации производственного контроля за эксплуатацией объектов спорта.

Рассмотрим основные положения Санитарных правил подробнее.

Обязательным требованием является размещение объекта спорта на земельном участке за пределами промышленных объектов и производств, их санитарно-защитных зон, за пределами первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, санитарных разрывов от автомагистралей, автостоянок, объектов железнодорожного транспорта, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта.

Хозяйственная зона объекта спорта должна размещаться изолированно от мест проведения физкультурных и спортивных мероприятий, иметь отдельный въезд. Для сбора мусора устанавливаются контейнеры с крышками на расстоянии не менее 25 м до зданий, спортивных площадок.

Территория объекта спорта должна иметь наружное искусственное освещение.


2.Гигиенические требования к открытым спортивным сооружениям.

Открытые объекты спорта размещаются вблизи лесных, лесопарковых массивов на обособленных земельных участках, в местах массового отдыха населения, а также на территориях жилых микрорайонов. При размещении открытого спортивного сооружения в жилом районе крайне важно предусмотреть мероприятия по защите от шума проживающих в жилых помещениях. Уровни шума в жилых помещениях жилых домов при эксплуатации открытых плоскостных объектов спорта не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых зданий и территории жилой застройки.

Открытые плоскостные объекты спорта оборудуются специальным не пылящим покрытием, материалы для искусственных покрытий должны быть безвредными для здоровья человека, т.е. не выделять в воздух вредные вещества и запахи.

Площадки открытых плоскостных объектов для проведения массовых самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий населением допускаются без отдельных вспомогательных помещений или строений. Для лиц, занимающихся спортом , в составе вспомогательных помещений предусматриваются раздевалки, туалеты, душевые, комната инструктора, медицинский пункт, комната для хранения уборочного инвентаря. Для зрителей оборудуются раздельные туалеты для мужчин и женщин (или биотуалеты).

В составе вспомогательных помещений лыжных баз и ледовых катков, в том числе для массового катания, предусматриваются отапливаемые вестибюли, гардеробные, помещения для отдыха, хранения и сушки обуви.

3. Гигиенические требования к крытым спортивным сооружениям.


Гигиенические требования к крытым спортивным сооружениям рассмотрим на примере наиболее распространенных сооружений – спортивных залов. Спортивные залы могут размещаться в отдельно стоящих зданиях, спортивных комплексах или в составе общественных зданий. Необходимо знать, что не допускается размещение помещений физкультурно-спортивного назначения для детей в цокольных и подвальных этажах зданий. Размещение физкультурно-спортивных залов во встроенных и пристроенных к жилым зданиям помещениях допускается при условии соблюдения нормативов по шуму и вибрации, проникающих в жилые помещения, а также при условии организации изолированного от жилой части дома отдельного входа.

Здания объектов спорта должны быть оборудованы необходимым набором вспомогательных помещений: раздельными для мужчин и женщин туалетами, душевыми и раздевалками. Предусматриваются наличие медицинского пункта, комнат тренеров, инструкторов, помещения для хранения спортивного инвентаря, гардеробных, помещений для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих средств, а также гардеробные, раздельные санитарные узлы для посетителей.

Помещения в здании спортивного зала должны быть взаимосвязаны таким образом, чтобы обеспечивалось движение занимающихся спортом в следующей последовательности: вестибюль с гардеробной верхней одежды – раздевальные мужские и женские с душевыми и туалетами – спортивный зал, что исключает встречные потоки одетых и раздетых спортсменов. Для зрителей предусматриваются места, специальные проходы, фойе и другие помещения, изолированные от помещений для спортсменов.

Существуют определенные нормы размеров спортивных залов, обеспечивающие наиболее эффективное осуществление учебно-тренировочного процесса, а также поддержание необходимого уровня физико-химического состояния воздушной среды.

Оборудование и инвентарь спортивных залов должны быть исправны и соответствовать определенным стандартам по форме, весу и качеству материалов, а также соответствовать росто-возрастным особенностям лиц, занимающихся спортом.

Раздевальные оборудуются скамьями, шкафами, умывальниками, электросушителями для рук, мылом. В раздевальных при душевых должны быть установлены фены для сушки волос.

В спортивном или тренажерном зале, а также в душевых и раздевалках не должен храниться уборочный инвентарь, средства для уборки помещений, мусор, неисправное оборудование и перегоревшие осветительные приборы – для этого в составе спортивного учреждения должны быть специальные помещения.

4.Требования к водоснабжению, канализации, воздушно-тепловому и питьевому режиму.

При отсутствии в населенном месте централизованной канализации допускается на объектах спорта устройство внутренней канализации с выпуском стоков на локальные очистные сооружения, а также оборудование надворных туалетов с водонепроницаемым выгребом или установка биотуалетов на расстоянии не менее 20 м от спортивных площадок, мест общественного питания и жилой застройки.

При отсутствии централизованного водоснабжения допустима автономная система горячего водоснабжения с установкой водонагревателей.

Особое гигиеническое значение имеет создание на объектах спорта оптимальных микроклиматических условий, что обеспечивается функционированием систем отопления, вентиляции и /или кондиционирования воздуха. Системы вентиляции механической приточно-вытяжной, кондиционирования должны быть паспортизированы с ежегодной проверкой эффективности работы, очисткой и дезинфекцией.

Температура воздуха должна поддерживаться в спортивном зале и помещениях для проведения физкультурных занятий на уровне 17°С - 20° С, в раздевальных спортивного зала и медицинских пунктах - на уровне 20°С - 22° С, душевых - на уровне 25° С, в остальных помещениях - на уровне 18°С - 24° С; относительная влажность воздуха в помещения объектов спорта - 40 – 60 %, скорость движения воздуха - 0,1 – 0,2 м/сек. Важно соблюдать режим проветривания – проветривание до начала занятий и тренировок и после их окончания. Фрамуги и форточки окон должны быть в исправном состоянии в любое время года.

4.1.Организация питьевого режима.

На объектах спорта предусматривается централизованное обеспечение лиц, занимающихся спортом, питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям. Возможна организация питьевого режима в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики, вода, расфасованная в емкости (установка кулеров). Конструктивное решение стационарного питьевого фонтанчика должно предусматривать наличие ограничительного кольца вокруг вертикальной водяной струи, высота которой регламентируется не менее 10 см. При организации питьевого режима с использованием воды, расфасованной в емкости, должны быть установки с дозированным розливом воды, достаточное количество одноразовых стаканчиков, контейнеры для сбора использованной посуды одноразового применения.

5. Требования к санитарному содержанию помещений и территорий объектов спорта:

- ежедневная влажная уборка всех помещений с применением моющих, чистящих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в жилых и общественных зданиях;

- хранение моющих, чистящих и дезинфицирующих средств в соответствии с инструкцией по их применению;

- генеральная уборка всех помещений не реже одного раза в месяц;

- ежемесячное очищение вентиляционных решеток от пыли:

- обработка спортивного инвентаря с использованием дезинфицирующих растворов , металлические части протираются влажной ветошью без дезинфицирующего раствора:

- ежедневная очистка с использованием пылесоса спортивных ковров, не менее 3-х раз в месяц – влажная очистка с использованием моющего пылесоса;

- ежедневная влажная обработка и дезинфекция спортивных матов;

- среди способов ухода за оборудованием и спортивным инвентарем актуальным является дезинфекция с помощью бактерицидных ламп, а для дополнительной обработки наиболее загрязненных поверхностей – использование передвижных установок, совмещающих действие пылесоса и бактерицидной лампы;

- очистка оконных стекол по мере загрязнения, но не реже 2-х раз в год;

- хранение промаркированного уборочного инвентаря в зависимости от назначения помещений и видов уборочных работ в специально выделенном помещении или специально оборудованном шкафу;

- проведение профилактических дезинсекционных и дератизационных мероприятий против насекомых и грызунов;

-ежедневная уборка территории объекта спорта.

6.Требования к организации производственного контроля.

Производственный контроль включает:

- наличие текста Санитарных правил на объекте спорта и доведение их содержания до работников учреждения;

- осуществление (организацию) лабораторных исследований, проведение лабораторных исследований и измерений обеспечивается специализированными аккредитованными организациями (лабораториями);

- организацию медицинских осмотров (личные медицинские книжки), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации персонала;

- контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений и иных документов, подтверждающих безопасность используемого оборудования, инвентаря, питьевой воды, расфасованной в емкости;

- визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами за соблюдением санитарных правил, разработкой и реализацией мер, направленных на устранение выявленных нарушений;

- организация производственного контроля оформляется программой (планом) производственного контроля и утверждается руководителем объекта спорта. Ответственность за своевременность, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут руководители объектов спорта.

К объектам производственного лабораторного контроля согласно рассмотренным Санитарным правилам относятся:

1.контроль за качеством питьевой воды из разводящей сети холодного водоснабжения по микробиологическим показателям;

2. контроль за качеством бутилированной питьевой воды;

3.контроль за качеством воды из разводящей сети горячего водоснабжения;

4.контроль за параметрами микроклимата и освещенности;

5.для оценки эффективности текущей уборки и дезинфекции проведение бактериологического и паразитологического анализов смывов с объектов окружающей среды на присутствие общих колиформных бактерий и обсемененность яйцами гельминтов;

6. по завершению текущих ремонтных работ, замене покрытия полов, стен, установке пластиковых окон контроль за содержанием загрязняющих веществ в воздухе помещений объектов спорта.

Таким образом, проведение лабораторно-инструментальных исследований является объективным подтверждением выполнения на объектах спорта требований санитарного законодательства в целях обеспечения стабильной санитарно-эпидемиологической безопасности.

Виды исследований и измерений, показатели лабораторных и инструментальных испытаний, стоимость проведения лабораторных исследований и экспертных работ по оценке соответствия проведенных лабораторно-инструментальных исследований требованиям санитарного законодательства определяются в каждом конкретном случае, возможно предоставление скидок.

Медицинский кабинет при спортивном учреждении

Медицинский кабинет при спортивном учреждении

Во всем мире вопросами массового спорта и физической культуры занимаются все более активно из года в год, а наша страна здесь не исключение. Регулярно открывают новые олимпийские объекты, стадионы и спортивные площадки, а также выполняется переоборудование уже существующих объектов.

Существовавший ранее порядок оказания медпомощи лицам, которые занимаются спортом, физической культурой или выполняют нормы ГТО, зрителям спортивных мероприятий, а также людям с ограниченными возможностями изменился. Новые правила вступили в силу с 1 января 2021 года.

Далее в статье поговорим более подробно об оснащении кабинета медицинской помощи в спортивном учреждении.

Кушетка смотровая КМС-01 МСК-203

Если место проведения спортивных соревнований достаточно большое, тогда организовывают разные по своему функционалу Медпункты: для спортсменов, зрителей, а также прочих посетителей объекта.

Необходимы все условия, чтобы можно было оказать первичную медико-санитарную помощь в неотложной и экстренной форме специалистам, непосредственно спортсменам, организаторам, работникам спортивного сооружения и другим лицам, которые присутствуют на объекте. Еще помощь должна быть оказана в тех случаях, когда нужно проводить медицинскую эвакуацию до момента прибытия машины скорой помощи.

Пункты медицинской помощи могут быть организованы в местах проведения соревнований либо же организации тренировок. Медпункт должен включать следующие помещения:

  • процедурный/массажный кабинет;
  • кабинет врача-специалиста.

Хозяйствующий субъект может на собственное усмотрение определять площадь помещений для медпункта, руководствуясь следующими характеристиками:

  • количество лиц, которые одновременно находятся в медицинском помещении;
  • особенности расстановки и размеры оборудования;
  • последовательности технологических процессов;
  • также должно оставаться пространство для свободного передвижения работников и пациентов, однако зачастую отводят помещение площадью не менее 12 м².

В кабинете обязательно нужно установить раковину с горячей и холодной водой, устройство для бумажных полотенец, спенсеры для дезинфицирующих и моющих средств. Еще в кабинете должен храниться небольшой запас перчаток одноразовых, которые нужны для осмотра пациентов.

Ширма медицинская М171-01-3 3х секционная, пластик

Параметры внутренней отделки медкабинетов также должны отвечать ряду параметров:

  • материалы потолков должны легко чиститься и поддаваться дезинфекции. Все элементы потолка должны быть надежно зафиксированы и не сдвигаться во время уборки;
  • помещения, отведенные для спортивной медицины в обязательном порядке оснащаются приточно-вытяжной вентиляцией естественной или принудительной циркуляции. Искусственное и естественное освещение должно полностью соответствовать гигиеническим нормативам. Когда в помещении постоянно находятся работники и пациенты, тогда без естественного освещения не обойтись;
  • мебель должны быть изготовлена из материалов, которые устойчивы к дезинфицирующим либо же моющим средствам, аналогичными свойствами должны обладать полы и стены кабинета;
  • цвета для покраски полов, потолков, стен должны быть нейтральными и не раздражать чрезмерной пестротой или яркостью. Цвета должны создавать уютную атмосферу.

Вышеперечисленные требования подходят для медкабинетов, где может проводиться осмотр водителей транспорта после и перед рейсами. Если спортивное учреждение располагает средствами передвижения, а медкабинет имеет небольшую нагрузку, тогда помещения могут использоваться для послерейсовых и предрейсовых осмотров.

Стандарты оснащения кабинета спортивной медицины хорошо расписаны в приложении №15 к Приказу № 1144н. Следующие предметы обязательны для подобного медкабинета:

  • Ширма — 1;
  • Кушетка смотровая медицинская — 1;
  • Шкаф для хранения одежды — 1;
  • Кушетка для массажа устанавливается по требованию работников объекта;
  • Шкаф медицинский — 1;
  • Шкаф для хранения белья — 1;
  • Медицинский холодильник – 1;
  • Оборудованное место медсестры — 1;
  • Столик инструментальный — 1;
  • Вешалка для одежды — 1;
  • Емкости для медицинских и бытовых отходов – 1;
  • Коврик резиновый — 1;
  • Специальные емкости для дезрастворов с крышками – 1;
  • Дезинфицирующее средство по необходимости;
  • Клеенка подкладная — по 1 для каждой кушетки;
  • Одноразовое медицинское белье – 1 комплект на 2 кушетки;
  • Грелка — 1;
  • Нестерильная маска медицинская – 50;
  • Жгут кровоостанавливающий — 2;
  • Пипетка — 5;
  • Прибор для измерения артериального давления — 2;
  • Лоток для инструмента – 3;
  • Носилки медицинские — 2;
  • Ручная каталка внутрибольничная – 1;
  • Каталка адаптационная, сидячая – 1;
  • Термометр медицинский — 2;
  • Пузырь для прикладывания льда — 5;
  • Зажим кровоостанавливающий — 3;
  • Молоток неврологический — 1;
  • Аппарат ручной дыхательный — 1;
  • Щит транспортный с возможностью фиксации головы — 1;
  • Шина иммобилизационная с возможностью фиксации конечностей — 6;
  • Матрас вакуумный — 1;
  • Корнцанг — 3;
  • Дефибриллятор — 1;
  • УФ облучатель-рециркулятор для воздуха — 1;
  • Бандаж (разного размера шейные воротники) — 2 комплекта;
  • Глюкометр, а также экспресс-анализатор портативный — 1;
  • Стерилизатор инструментов — 1;
  • ЭКГ — 1;
  • Воздуховод, она же трубка дыхательная (набор) разных размеров — 2;
  • Ларингеальная маска одноразовая — 3;
  • Коробка стерилизационная, необходима для хранения стерильных материалов и инструментов – 1;
  • Пинцет — 3;
  • Ножницы — 3;
  • Система или же устройство для совершения переливания растворов — 5;
  • Велоэргометр — 1;
  • Роторасширитель — 2;
  • Динамометр кистевой — 2;
  • Скальпель одноразовый — 4;
  • Одноразовый шпатель для языка – 20;
  • Шприцы инъекционные одноразовые (инсулиновые, в том числе) – 20;
  • Динамометр становый — 1;
  • Калипер — 1;
  • Спирометр — 1;
  • Ростомер — 1;
  • Весы медицинские — 1;
  • Плантограф — 1;
  • Набор угломеров для выполнения процедур гониометрии — 1.

Приложение № 4 к Приказу № 1144н содержит актуальные штатные нормативы количества выездных бригад для оказания скорой помощи, медицинских работников при проведении спортивных и физкультурных мероприятий, мероприятий по оценке комплекса ГТО. В зависимости от количества зрителей, участников соревнований и места проведения, штатное количество медицинских работников может изменяться. На количество медработников также влияет удаленность от ближайшего медицинского учреждения и предполагаемые погодные условия.

Шкаф HILFE МД 1 1657-SG

Штатные нормативы медпункта на спортивном объекте прописаны в приложении № 13 к Приказу № 1144н:

  • Медицинская сестра-массажист – 1 специалист на 1 врача по спортивной медицине.
  • Врач-специалист (травматолог-ортопед, анестезиолог-реаниматолог) – по необходимости.
  • Врач по спортивной медицине – 1 специалист на 50 спортсменов или 1 на медицинский пункт спортивного объекта.

Отдельный медицинский пункт может быть организован для зрителей соревнований или прочих участников. Соответственно необходим следующий персонал:

  • Врач-специалист (анестезиолог-реаниматолог, терапевт скорой медицинской помощи,) — из расчета 1 специалист на 1 медицинский пункт объекта спорта, рассчитанный на 10 000 зрителей;
  • Медицинская сестра (фельдшер) — из расчета 1 специалист на 1 врача по спортивной медицине;
  • Медицинская сестра (фельдшер) — из расчета 1 специалист на 1 врача-специалиста.

При расчете числа медработников, нужно обязательно обращать внимание на следующие факторы: статистика случаев обращения к специалистам на аналогичных мероприятиях, количество мест тренировок, число зрителей.

Читайте также: