Раздаточные предметные карточки для начальной школы

Обновлено: 06.07.2024

В этой рубрике собраны карточки и дидактические игры. Выбирайте нужную категорию или тематику дидактических картинок, и скачивайте материалы для занятий с детьми. Обучающие картинки для детей, раздаточный материал, карточки и игры для занятий скачать и распечатать можно по прямым ссылкам, без паролей и смс.

Категории игр и карточек для детей

Тематика дидактических материалов

Посмотреть все обучающие игры и дидактические карточки можно здесь:

Что не так? — антонимы

Сладкий, кислый, горький, солёный

Ощущать вкус ребенок начинает еще до рождения. И уже к четвертому месяцу он различает 4 основных вкуса — солёный, сладкий, … Далее →

Поймай рыбку! Игра на внимание

Тени животных картинки для распечатки для детей

Вашего ребенка окружают удивительные явления и пока не понятные ему объекты природы, знакомиться с которым он начинает с первых лет … Далее →

Нарисуй эмоцию! (дорисуй лицо на картинке)



Наглядность материала мотивирует детей начальной школы к решению учебной задачи и поддерживает интерес к предмету. Поэтому одним из самых эффективных методов обучения является использование карточек. Карточки можно использовать при обучении любому предмету, в том числе и в кружковой деятельности, и во внеурочной. Например, одни и те же карточки с овощами и фруктами подойдут для обучения счету на уроках математики, и для изучения темы дикие и садовые растения на уроках окружающего мира.

Работа с данным видом методического материала позволяет учителю:

  • привить интерес к предмету;
  • устанавливать обратную связь с учениками;
  • экономить время на уроке;
  • сделать учебный процесс более ярким, интересным и запоминающимся;
  • индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс;
  • научить детей работать самостоятельно.

Далее мы рассмотрим, какие именно карточки можно использовать для работы на уроках по основным предметам в начальной школе, и как сделать данную методику наиболее эффективной.

Работа с карточками на уроках по обучению грамоте (1 класс), русскому языку и развитию речи

Коллективная работа

Одной из самых сложных тем для восприятия детьми является написание изложений и сочинений. В этом случае можно использовать сюжетные карточки. На них поэтапно изображены короткие и понятные для учеников начальной школы истории. Для первого класса подойдут сюжеты из 3-4 картинок с изображением людей, животных и конкретных действий.


Такие задания, как правило, с энтузиазмом воспринимаются учениками, ведь каждому ребенку хочется поделиться придуманной историей с учителем и классом. Карточки вывешиваются на доску, учитель с детьми подробно обсуждают, кто и что делает на каждом рисунке. Начиная с третьего класса, карточки можно поменять местами, нарушив сюжетную линию, и предложить сначала ученикам восстановить последовательность событий, обсуждая, почему карточки необходимо поменять местами.


Индивидуальная работа с карточками

При таком виде деятельности особенно важен индивидуальный подход: необходимо учитывать способности каждого ребенка и не ограничивать учеников временными рамками. Один ребенок может попросить дополнительную карточку, а другой — выполнить лишь половину предложенных заданий за одно и тоже время. В данном случае объем выполненной работы никак не должен повлиять на оценивание.

Работа с карточками на уроках математики

Коллективная работа

Для разминки на уроках с первого по четвертый класс дети очень любят при помощи карточек выстраивать логические ряды, находить лишние предметы или, наоборот, группировать их.


Для самых маленьких лучше использовать 2-3 ряда картинок, в каждом ряду должна быть одна лишняя. Но стоит учитывать возраст школьников, на уроке не будет интересно выбрать один лишний фрукт среди овощей. Стоит подбирать более сложные задания. Например, приготовить картинки машин: бензовоз, трактор, автобус, молоковоз. Лишним будет автобус, т.к. только этот транспорт предназначен для перевозки людей.

Построению логических рядов стоит отвести особое место. В этом случае можно использовать карточки с геометрическими фигурами. На доске вывешиваются в строгой очередности две фигуры с прямыми углами (например, треугольник и прямоугольник) и две фигуры с только острыми углами (многоугольники). Задача учеников — определить, по какому принципу выстроена логическая цепочка. Такая игра подойдет для 3-4 классов. Для самых младших можно использовать чередование четных/ нечетных чисел.

Очень эффективными на уроках математики будут карточки с примерами, которые сопровождаются яркими иллюстрациями.


Например, поезд, в каждом вагоне которого числа увеличиваются (уменьшаются) на заданное число: +3, -7, :2, *4 (в зависимости от возраста детей).

Индивидуальная работа

В данном случае придерживаемся того же принципа, как и на уроках русского языка: объем выполненной работы ни в коем случае не доложен влиять на оценивание.


Для изучения и закрепления нумерации и счета в пределах десяти я рекомендую использовать карточки, где цифры заменены картинками. Задача ученика — составить числовые выражения, соответствующие карточке.


Работа с карточками на уроках окружающего мира

Коллективная работа


Индивидуальная работа

Примерные задания для индивидуальных карточек:

  • нарисовать/раскрасить гербы предложенных стран;
  • сопоставить тип правления и страну;
  • отметить съедобные и ядовитые растения/ягоды/грибы;
  • сопоставить животное/растение и место обитания;
  • составить памятку по поведению в лесу;
  • составить памятку по поведению в случае ЧС;
  • сортировать музыкальные инструменты: струнные/ударные и т. д.;
  • сопоставить страну и столицы;
  • описать природные зоны России;
  • составить памятку по охране природы или глобальным экологическим проблемам;
  • составить рассказ о своей семье;
  • описать водные ресурсы нашей страны;
  • нарисовать/указать полезные ископаемые и способы их добычи;
  • составить памятку по безопасному поведению в быту/на льду/в лесу и т. д.
  • изобразить/описать животных и растения Красной книги России;
  • к изображению животного добавить продукт, который от него получает человек;
  • нарисовать достопримечательности предложенной страны;
  • сопоставить планету и ее изображение.


Тем может быть очень много, учитель ориентируется на пройденные темы и свою цель. Кроме того, такую работу можно предложить ученикам выполнить в парах или небольших командах.

Работа с карточками на уроках чтения

При работе с текстами на уроках карточки — незаменимые помощники. С их помощью учитель может и развивать навык чтения, и проверить осознанность прочитанного, развить воображение и связную речь ребенка.

Коллективная работа

Карточки с изображениями героев прочитанного рассказа/сказки/басни помогут ученикам научиться выражать свое отношение к действующим лицам текста, формулировать моральные выводы о действия героев и описывать характер.


Индивидуальная работа

Для первого класса можно предложить задание с иллюстрацией, задача ребенка — составить краткий текст по картинке. Для тестирования подойдут карточки с картинкой, где ученик записывает автора и название произведения.

Для развития воображения и связной речи можно предложить индивидуальные карточки, в которых напечатан неоконченный текст. Составляя оконцовку рассказа, ученик учится грамотно и последовательно излагать свои мысли.

Заключение




Метод работы в начальной школе с таким видом материала, как карточки, — это наглядные приемы, которые повышают эффективность усвоения материала, мотивируют учеников и делают уроки интересными! Задача учителя состоит в том, чтобы грамотно подобрать и применить материал. Данная методика занимает важное место в курсе начальной школы. Цели использования карточек на уроках могут быть разными:

  • ознакомление с новыми материалами;
  • закрепление знаний, умений, навыков;
  • проверка их усвоения;
  • формирование четких пространственных представлений, содержательных понятий;
  • развитие логического мышления и речи.

Но главный результат успешной педагогической деятельности — это всесторонняя, самостоятельная личность ученика, который с удовольствием изучает все предметы начальной школы!

Об авторе: Буховец Ирина Андреевна, стаж работы более 10 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

2007-2022 © ООО "Центр Ректор"
111394, Москва, ул. Перовская, д.65.

Тел/факс: (495) 789-46-84
Режим работы: пн-пт: с 9.30-18.00

111394, Москва, ул. Перовская, д.65
Режим работы: пн-пт: с 9.00-18.00

2007-2022 © ООО "Ректор"

ОГРН: 1197746122111

ИНН: 7720453705

КПП: 772001001

Юридический адрес: 111394, г. Москва, ул. Перовская, д.65, этаж 1, офис 112

Фактический адрес: 111394, г. Москва, ул. Перовская, д.65, этаж 1, офис 112

Генеральный директор: Родзевич Андрей Викторович, действующий на основании Устава

Копилка учителя начальных классов

Знакомство с Геометрическими фигурами

✏

ТРЕУГОЛЬНИК
Самолёт летит по небу, треугольное крыло,
На моём велосипеде, треугольное седло,
Есть такой предмет - угольник, и всё это - ТРЕУГОЛЬНИК.
Тут мама три спички на стол положила
И мне треугольник из спичек сложила.
А в это время я чертил и наблюдал за мамою,
Я три прямых соединил и сделал то же самое.

✏

Треугольник
Треугольный треугольник- угловатый своевольник.
Он похож на крышу дома и на шапочку у гнома.
И на острый кончик стрелки, и на ушки рыжей белки.
Угловатый очень с виду он похож на пирамиду!

✏

КВАДРАТ
Пришёл из школы старший брат, из спичек выложил квадрат.
Дала мне мама шоколад, я дольку отломил - квадрат.
И стол -квадрат, и стул - квадрат, и на стене плакат - квадрат,
Доска, где шахматы стоят, и клетка каждая - квадрат,
Стоят там кони и слоны, фигуры боевые.
КВАДРАТ - четыре стороны, все стороны его равны,
И все углы прямые.

Словно стол стоит квадрат.Он гостям обычно рад.
Он квадратное печенье положил для угощенья.
Он - квадратная корзина и квадратная картина.
Все четыре стороны у квадратика равны.

✏

Ромб
Слон квадратик повернул,присмотрелся и вздохнул.
Сверху сел, чуть-чуть примял, и квадратик ромбом стал!

Прямоугольник
Как окно прямоугольник, аккуратный, словно школьник.
Он похож дверь, на книжки, и на ранец у мальчишки.
На автобус, на тетрадку, на большую шоколадку.
На корыто поросенка и на фантик у ребенка.

✏

ОКРУЖНОСТЬ и КРУГ
Мы живём с братишкой дружно, нам так весело вдвоём,
Мы на лист поставим кружку, обведём карандашом.
Получилось то, что нужно -называется ОКРУЖНОСТЬ.
Мой брат по рисованию себя считает мастером,
Всё, что внутри окружности, закрасил он фломастером.
Вот вам красный круг, кружок, по краю синий ободок.
КРУГ - тарелка, колесо, ОКРУЖНОСТЬ - обруч, поясок.
ОКРУЖНОСТЬ - очертанье КРУГА. Я смотрю на наш листок,
Стал искать у круга угол, но найти его не смог.
Брат смеётся - вот дела! Да у круга нет угла,
У тарелки и монеты не найдёшь углов, их нету.

✏

Круг
Круглый круг похож на мячик, он по небу солнцем скачет.
Круглый словно диск луны, как бабулины блины,
Как тарелка, как венок, как веселый колобок,
Как колеса, как колечки, как пирог из теплой печки!

Читайте также: