Рассматриваемыми в детском саду признаками многоугольника являются

Обновлено: 02.07.2024

Цель: сформировать представление о геометрической фигуре – многоугольник и его видах.

Задачи:

Познакомить детей с понятием многоугольник, его признаками: сторонами, углами, вершинами.

Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Совершенствовать представления детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, овал,прямоугольник,об их отличительных особенностях.

Развивать мыслительные умения детей: анализировать, сравнивать, классифицировать, внимание, память, логическое мышление.

Формирование познавательных интересов

Воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Оборудование: геометрические фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник,

Коммуникативная игра: Мы построим ровный круг, Справа друг и слева друг. Дружно за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся! У всех хорошее настроение? Все забыты огорчения?

Математическая разминка.(Счёт прямой и обратный, назвать время года,месяц,день недели.)

-Ребята! Сегодня мы отправимся в необычное путешествие, нам предстоит побывать в стране геометрических фигур. Закрываем глазки! Раз два, повернитесь, в стране геометрических фигур вы окажитесь!

-Закройте глаза и сосчитайте до 10. Вот мы и в стране Геометрических фигур .

-Геометрические фигуры приготовили для вас интересные игры и задания. Вы готовы их выполнить? И если мы с ними справимся,то в конце нашего путешествия вас ждёт сюрприз-подарок от геометрических фигур.

Задание 1 ЗАГАДКИ.

-Ребята! Фигуры хотят загадать вам загадки.(загадки о геометрич.фигурах.)

-Если вы правильно отгадаете их,то узнаете, к каким геометрическим фигурам вы пришли в гости.

1.Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны,

Ну, пожалуй, и довольно!

Что ты видишь? (треугольник)

2.Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Вам представится я рад

А зовут меня. (квадрат)

4.Четыре угла, как квадрат я имею, Но только квадратом назваться не смею, И всё же, похож на квадрат, между прочим, две длинные стороны и две покороче. (Прямоугольник)

( Что похоже на открытку,

На конверт и на альбом?

Что сравнить ,ребята, можно

С одеялом и ковром?

Вы подумайте, скажите,

Только помнить вы должны:

Стороны фигуры этой

5.Я – похож на яйцо, И как просто буква О. Я почти как круг – малец, Я – такой, как огурец. (Овал)

Молодцы,с этим заданием вы справились!

Задание 2.

-А сейчас расскажите о геометрических фигурах,чем они отличаются др.от др.

Сейчас ребята мы с вами вспомним геометрические фигуры и чем они отличаются друг от друга. (На доску выставляются круг и овал). Сравниваются между собой. -Чем похожи? (Цветом и нет углов). -Чем отличаются? (круг – круглый, овал – вытянутый). Выставляются треугольник и квадрат. Сравниваются между собой. -Чем похожи? (Цветом и есть углы). -Чем отличаются? (у треугольника – три угла и три стороны, а у квадрата – четыре угла, четыре стороны). Выставляются прямоугольник и квадрат. Сравниваются между собой. -Чем похожи? (Цветом, есть углы, по четыре, четыре стороны). -Чем отличаются? (У квадрата все стороны равны, у прямоугольника равны противоположные стороны).

-Молодцы! Вы справились и с этим заданием!

- А сейчас игра! (3 задание)

Вспомните, какое сейчас время года? Что собирают люди на огородах и полях? (Овощи, урожай)

Физкультминутка Огородная .

В огород сейчас пойдем Овощей там наберем (дети шагают на месте) Раз, два, три, четыре, пять (хлопают в ладоши) Что мы будем собирать? Картошку, морковку (загибают пальцы) Репу и свёклу Помидоры, огурец, И капусту, наконец! В огороде мы старались — Низко к грядке нагибались (наклоняются) Весь собрали урожай (выпрямляются и, показывая перед собой, разводят руки в стороны). Вот он, видишь? Получай! (показывая перед собой, протягивают вперед ладони рук)

-А мы будем собирать урожай геометрических фигур. В корзинку без углов все фигуры, у которых углов нет, а в корзину с углами фигуры, у которых углы есть.

-Молодцы,вы и в этой игре ничего не перепутали!

Рассмотрим фигуры с уголками.(Фигуры выложить на стол)

Дети назавают.(Треугольник, сколько сторон и углов)

Квадрат и прямоугольник Что о них общего? Чем они похожи?

-А как вы думаете? Как можно назвать фигуры, которые лежат на столе одним словом?

(Если дети не смогут ответить, помочь им.)

Все эти фигуры называются МНОГОУГОЛЬНИКАМИ) Все эти фигуры имеют много углов, поэтому их ещё называют многоугольники

-У всякого многоугольника есть углы или вершины. (показать) и стороны(показать) От того сколько вершин и углов, зависит название многоугольника.

Показать ПЯТИУГОЛЬНИК.Считают, сколько углов(вершин.)

-Как можно назвать эту фигуру?

Выставляется пятиугольник. -Сколько углов и сторон у этой фигуры? (Пять). Как можно назвать эту фигуру? (Пятиугольник).

Показать шестиугольник. Дети считают углы(вершины)

Мы с фигурами играли и немножечко устали, Разомёмся, отдохнем, А потом считать начнём.

-Ребята! К сожалению геометрические фигуры в своём царстве не всегда жили дружно,послушайте,какой случай произошёл однажды в их стране.

Жили-были два брата, Треугольник с Квадратом. Старший – квадратный, Добродушный, приятный. Младший – треугольный, Вечно недовольный. Стал расспрашивать Квадрат: "Почему ты злишься, брат?” Тот кричит ему: "Смотри, Ты полней меня и шире, У меня углов лишь три, У тебя же их четыре!” Но Квадрат ответил: "Брат! Я же старше, я – Квадрат!” И сказал еще нежней: "Неизвестно, кто нужней!” Но настала ночь, и к брату. Натыкаясь на столы, Младший лезет воровато Срезать старшему углы. Уходя, сказал: "Приятных Я тебе желаю снов! Спать ложился ты квадратным, А проснешься – без углов!” Но наутро младший брат Страшной мести был не рад. Поглядел – нет Квадрата. Онемел, стоял без слов… Вот так месть! Теперь у брата Восемь новеньких углов!

-Треугольник слышал, что на свете есть очень мудрый

Пятиугольник. И он отправился его искать. По дороге ему

встречались различные фигуры, которые подсказывали

правильный путь. Встретив мудрого Пятиугольника и

рассказав о своей беде, он спросил:

- «Почему, когда я отрезаю ему один угол, у него становится

Рассмеявшись, Пятиугольник ответил:

- «Не расстраивайся, дружок! Если тебе тоже отрезать хоть

один угол, то количество твоих углов увеличится. В этом и

Вернувшись обратно, Треугольник помирился с Квадратом.

С тех пор жили они долго и счастливо…

Пальчиковая гимнастика

Будем пальчики считать 1, 2, 3, 4, 5

И фигуры называть

Вот квадрат, прямоугольник,

Вот кружок, овал и треугольник

И не трудно сосчитать

Их по счету ровно пять.

4 задание.

-А сейчас, дети последняя игра,её придумали для вас МНОГОУГОЛЬНИКИ.

-Тарелки у многоугольников необычные, они имеют уголки. Сейчас каждый из вас получит по тарелке, сосчитает,сколько у неё углов и разложит в них такое же количество овощей.

(Тарелки(фигуры) раздать самой –дифференцированный подход)

Подвести итог.

Раздать конверты.(Дети собирают фигуры, помогают др.др.)

-Нам пора возвращаться в группу. Закрыли глаза. Раз два, повернитесь, в группе нашей окажитесь!

РЕФЛЕКСИЯ.

-Где мы сегодня побывали, что нового узнали?

-У меня есть смайлики ВЕСЁЛЫЕ и НЕМНОГО ГРУСТНЫЕ

Цель: формирование представлений о многоугольниках.

• Закрепить знания детей о геометрических фигурах.

• Познакомить с многоугольниками .

Развивающие :

• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

• Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные :

• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

• Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Оборудование: телевизор, флеш-карта, интерактивная сказка, музыкальная колонка.

Ход деятельности.

Давайте вместе с нами

Потопаем ногами,

Похлопаем в ладоши,

Сегодня день хороший!

Воспитатель:Вытяните правую руку вперед. А сейчас я пройду и поздороваюсь с вами со всеми за правую руку.

Вводная часть:

Воспитатель :

Ребята, вы слышите, кто-то плачет. (Находят квадратик.)

Кто это? (Квадрат)

Спросим его : Что случилось? Почему ты плачешь?

Воспитатель (от лица Квадратика) :

Злая Баба-яга устроила метель в стране геометрических фигур и унесла маленький Квадратик далеко от своего дома, от своей волшебной страны. Баба- яга дала задания для Квадратика, если он их выполнит, тогда он сможет вернуться домой к своим друзьям- геометрическим фигурам.

Основная часть:

Воспитатель:Вы хотите помочь? (Да.)

Давайте полетим на Ковре-самолёте.

Воспитатель: называйте какую геометрическую фигуру вы берёте.

Как эти фигуры назвать, одним словом?

Что у них общего? Чем отличаются?

Воспитатель далее показываем детям новую фигуру - пятиугольник, не называя ее.

Воспитатель предлагает сравнить с треугольником, квадратом и прямоугольником.

Воспитатель: Чем похожи эти фигуры? Чем отличаются? Вместе с детьми считаю, сколько сторон и углов у пятиугольника.

Воспитатель: Как мы можем назвать эту фигуру? (Пятиугольник)

Воспитатель: Посмотрите на эту геометрическую фигуру (показать шестиугольник, чем же она отличается от других

Воспитатель: Сосчитайте, сколько у них углов и сторон (У этой – 5 углов и сторон, у этой 6.

Воспитатель: У этих фигур много углов , и поэтому их называют многоугольниками .

Воспитатель: Давайте все вместе повторим новое для вас название.(Многоугольники)

Воспитатель: У всякого многоугольника есть углы, вершины и стороны (показывает их). Оттого, сколько вершин и углов зависит и название многоугольника.

Ну все сделали, отремонтировали. Присаживайтесь. Что же он не взлетает?

Может у Ковра-самолёта есть, какое-то управление?

Воспитатель: Квадратик сказал, что нужно сделать зарядку и тогда ковер-самолет полетит.

Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.

Воспитатель : Полетели.

С вами мы уже в полёте. На ковре, на самолёте.

Он по небу быстро мчится, что же с нами приключиться?

Сядем мы вот в этом месте -будет очень интересно!

Воспитатель : Чтобы попасть в страну геометрических фигур Баба - Яга приготовила для нас еще одно задание. Спускаемся вниз. (Спустились) Она хочет узнать, умеете ли вы ориентироваться на листе бумаги. А теперь садимся за столы. Ориентироваться будут помогать фигурки , лежащие на столе.

Положите прямоугольник в верхний правый угол

Положите треугольник в нижний левый угол

Положите квадрат в нижний правый угол

Положите …….. в верхний левый угол

Воспитатель: но это ребята еще не все, нам не хватает еще 1–ой геометрической фигуры, а какай вы узнаете после того, как посмотрите мультфильм про треугольник и квадрат. А потом вы сами сделаете эту геометрическую фигуру.

Жили 2 брата треугольник и квадрат. Квадрат был старшим братом, потому что у него было 4 угла, а треугольник младшим, потому что у него было всего 3 угла. Треугольник всегда обижался, что он младший, ему хотелось быть старшим. И вот однажды ночью треугольник решил обрезать все углы у квадрата, чтобы стать старшим. Треугольник взял ножницы и обрезал углы у квадрата и лег спать. На утро треугольник проснулся счастливым считая, что он теперь старший и углов у него больше. Но когда треугольник увидел своего брата квадрата, то понял, что квадрат стал еще старше, потому что углов у него стало еще больше.

Воспитатель: Ребята, скажите какая фигура получится если обрезать у квадрата все углы?(Восьмиугольник) Как еще можно назвать эту фигуру?(Многоугольник)

Я предлагаю вам взять квадрат и ножницы, и обрезать ему углы, давайте посчитаем сколько углов получилось? Сколько сторон? Давайте положим многоугольник в верхний левый угол.

Воспитатель: молодцы ребята справились с заданием. Полетели дальше.

С вами мы уже в полёте. На ковре, на самолёте.

Он по небу быстро мчится, что же с нами приключиться?

Сядем мы вот в этом месте - будет очень интересно!

Воспитатель : Ребята, я вижу впереди какую – то страну . Квадратик говорит, что это страна геометрических фигур . Спускаемся вниз.

Воспитатель : Ребята, вы помогли квадратику, открыли страну геометрических фигур. Ребята, скажите квадратику до свидания!

А нам пора отправляться обратно в наш детский сад.

С вами мы опять в полёте, на ковре, на самолёте.

Он по небу быстро мчится – должен в группе приземлится.

Заключительная часть:

Воспитатель:Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями. Чем мы сегодня занимались на занятии? Что-то новое узнали? Что вам понравилось больше всего на занятии? С какими новыми геометрическими фигурами познакомились? Чем они отличаются от остальных геометрических фигур?

Воспитатель раздает конвертики с геометрическими фигурами.

Воспитатель: Ребята, квадратик приготовил для вас подарочки, в этих конвертах лежат многоугольники. Во второй половине дня мы свами выполним аппликацию из этих геометрических фигур и посмотрим у кого что получится.

Предварительная работа

Сначала знакомим детей с частными случаями (видами фи­гур, чаще используемых в быту), затем обобщаем их знания (ин­дуктивный метод — от частного к общему).

Методика обучения

Фрагмент 1:

—Что общего у этих фигур (см. рис. 42)? (У них по 3 угла и по 3 стороны.)

—Как можно их всех назвать одним словом? (Треуголь­ники.)

—Почему все эти фигуры являются треугольниками!

Фрагмент 2:

—Найдите знакомые геометрические фигуры (см. рис. ).

—Что вы про них знаете?

—Что общего у всех этих фигур?

—Как их можно назвать одним словом?

—Почему все эти фигуры являются четырехугольниками!

В старшей группе знакомим детей с различными видами четырехугольников. Квадрат и прямоугольник известны детям. Можно предложить им рассмотреть ромб, трапецию, параллелограмм, дать правильные названия и сформулировать некоторые свойства, тренировать в узнавании.

1. Повторить разные виды треугольников.

2. Повторить разные виды четырехугольников.

4. Рассмотреть другие виды многоугольников (пятиугольни­ки, шестиугольники и др.) и обсудить,

почему они так называ­ются.

5. Моделирование многоугольников разных видов из листа бумаги; на листе бумаги (чистом и в клетку); из счетных палочек и др.

Задания на моделирование

—Загни углы у квадрата. Что получилось? (Восьмиуголь­ник.)

—Поставь шесть точек, только не на одной линии. Соедини их. Что получилось? (Шестиугольник.)

—Начерти горизонтальный отрезок в 3 клетки. От его кон­цов отступи 3 клетки вниз, поставь 2 точки. Соедини их между собой и с концами отрезка. Что получилось? (Квадрат.)

—Сложи из палочек квадрат. Сложи из семи палочек 2 квад­рата. Сделай на парте треугольник с помощью одной па­лочки.

Замечание: можно познакомить детей с некоторыми геомет­рическими понятиями:

Вершина — это тонка, в которой соединяются стороны.

Стороны образуют границу фигуры.

Граница вместе с внутренней областью образует саму фигуру.

Эти знания надо давать детям ненавязчиво, доступно, в про­цессе практической деятельности:

Конспект по формированию математических представлений в старшей группе.

ВложениеРазмер
znakomstvo_s_ponyatiem_mnogougolnik_starshaya_gr.doc 45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 25 Калининского района

Организованной образовательной деятельности по математике

Воспитатель: Беспалова Ольга Геннадьевна

Упражнять в порядковом счете до 10.

Закрепить знание геометрических фигур.

Развивать внимание, логическое мышление, глазомер.

Воспитывать любовь к математике, решению логических задач.

Закрепить знания о необходимости соблюдать осанку, о пользе продуктов: фасоль, греча

для детей - карточки с многоугольниками, счетные палочки, простые карандаши, карточки с логическими заданиями;

на доске - цифровой ряд; от1 до10

тренажёр "Бабочка" - для снятия напряжения с глаз.

Связь с другими занятиями и видами деятельности:

На магнитной доске развешаны треугольники и четырехугольники

-Ребята, смотрите к нам кто-то приходил и зачем-то развесил все геометрические фигуры на доске.. Ой, да вот же шляпа. Как вы думаете чья это шляпа?Да, Незнайка опять все напутал.Вы поможете мне навести порядок?

- Какая это фигура?Сколько углов в треугольнике? Хорошо.

- Какая это фигура? Правильно это квадрат, а сколько у него углов? Как еще его можно назвать?. Какие четырехугольники здесь еще есть? Правильно. Как вы думаете, есть ли такие фигуры, в которых углов больше, чем четыре? У меня есть такая фигура.(на доску вывешивается пятиугольник). Посмотрите внимательно и скажите, чем он отличается от четырехугольника? . Правильно . Его называют пятиугольником. Давайте вместе посчитаем углы у этой фигуры.

Воспитатель указкой показывает углы , дети считают. Теперь вы знаете, что это .

-Ребята, сядьте ровно, выпрямите спину, теперь возьмите карточки и посчитайте сколько углов у ваших фигур.

( у детей карточки с одной фигурой, у каждого свой многоугольник).

Поднимите карточку у кого нарисован пятиугольник. Теперь у кого шестиугольник. У кого семиугольник?

Воспитатель проверяет осанку детей, аккуратно поправляет.

- У вас у всех разные фигуры 5-6-7 угольники. Их можно назвать одним словом -многоугольники. Фигуры у которых больше четырех углов - многоугольники Повторите . (многоугольник)

-Возьмите счетные палочки и выложите многоугольник.

У каждого ребенка проверить и спросить сколько углов у его многоугольника.

- Ребята, а теперь я буду хлопать в ладоши, а вы прослушав и посчитав хлопки - выложите столько палочек сколько хлопков.

Воспитатель хлопает (5,7,9 раз) - дети выкладывают палочки. Все вместе проверяют.

Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо-влево наклонились
И ещё раз повторили. (Наклоны в стороны.)
Приседаем мы по счёту,
Раз-два-три-четыре-пять.
Это нужная работа —
Мышцы ног тренировать. (Приседания.)
А теперь рывки руками
Выполняем вместе с вами. (Рывки руками перед грудью.)

-Теперь садимся за столы, спинка у нас прямая. Посмотрите на карточки с цифрами.. Вчера я напечатала для вас цифры, но вечером пришел Незнайка и стер цифры в некоторых клетках, возьмите карандаш и допишите недостающие цифры. Кто не помнит , как написать цифру, посмотрите на доску, у нас висит подсказка- числовой ряд.

Проверить работы, похвалить за старательность.

-Ребята, у меня есть две миски. Здесь что-то лежит. Что в этой миске? (греча)

-А в этой миске?(фасоль)

- Как узнать сколько здесь гречи, а сколько фасоли? Чего больше, а чего меньше?

Дети предлагают взвесить.

- Правильно, но у меня нет весов. Как по другому можно узнать?

На столе стоят два стакана .

- Могут ли стаканчики помочь нам?

Разделить детей на две группы, одна группа будет измерять фасоль, другая гречу.

- Чтобы не сбиться со счета, что мы должны делать каждый раз, когда высыпаем из стакана фасоль или гречу?(надо откладывать фишки)

Воспитатель даёт одной группе детей синие фишки, другой - зелёные. Дети приступают к измерению, воспитатель контролирует и напоминает детям, что бы измерить точно - необходимо насыпать в стакан фасоль или гречу всегда одинаково по мерке (полный стакан).

После того как фасоль и греча измерены, воспитатель спрашивает:

- Сколько полных стаканов фасоли?

Дети пересчитывают фишки.

- Сколько полных стаканов гречи?

Дети пересчитывают фишки.

-Чего больше, меньше?

-Вы уже знаете что фасоль и греча очень полезны для здоровья человека.

Давайте сварим суп из фасоли и кашу из гречи.

- Фасоль мы всю используем, а гречи три стакана.

Дети выполняют задание.

Молодцы все сделали правильно.

  • Пока варится суп и каша, мы выполним еще одно задание. У вас на столе карточки. Надо дорисовать по клеточкам. Возьмите карандаши и дорисуйте картинку.
  • Закончили рисовать? Давайте немножко разомнемся и сделаем упражнения для пальчиков.

-Поместите карандаш между ладонями и слегка нажимая, делаем движения вперед- назад, надо чтобы карандаш не упал. Считаем до десяти и обратно.

-Положите карандашик и смотрите на бабочку.

-Будем делать упражнение для глаз. Глазками следите за бабочкой.

Воспитатель берет указку на конце которой приклеена бабочка наклоняет влево - вправо, дети следят глазами - 8 - 10 раз;

делает круговые движения - дети следя глазами за бабочкой делают круговые движения глазами - 10-15 секунд.

- Поменяйтесь выполненным заданием со своей парой, с которой сидите и проверьте правильно ли выполнено задание.

Дети меняются карточками и проверяют, отмечая галочкой ошибки. Меняются обратно и если есть ошибки — исправляют.

-Теперь, когда мы все оплошности Незнайки исправили, выходите из-за стола, вставайте в кружок, возьмитесь за руки, и про себя посчитайте до десяти.

Сначала знакомим детей с частными случаями (видами фи­гур, чаще используемых в быту), затем обобщаем их знания (ин­дуктивный метод — от частного к общему).

Методика обучения



Фрагмент 1:

—Что общего у этих фигур (см. рис. 42)? (У них по 3 угла и по 3 стороны.)

—Как можно их всех назвать одним словом? (Треуголь­ники.)

—Почему все эти фигуры являются треугольниками!

В старшей группе знакомим детей с различными видами четырехугольников. Квадрат и прямоугольник известны детям. Можно предложить им рассмотреть ромб, трапецию, параллелограмм, дать правильные названия и сформулировать некоторые




свойства, тренировать в узнавании.



Фрагмент 2:

—Найдите знакомые геометрические фигуры (см. рис. ).

—Что вы про них знаете?

—Что общего у всех этих фигур?

—Как их можно назвать одним словом?

—Почему все эти фигуры являются четырехугольниками!

1. Повторить разные виды треугольников.

2. Повторить разные виды четырехугольников.

4. Рассмотреть другие виды многоугольников (пятиугольни­ки, шестиугольники и др.) и обсудить,

почему они так называ­ются.

5. Моделирование многоугольников разных видов из листа бумаги; на листе бумаги (чистом и в клетку); из счетных палочек и др.

Читайте также: