Рассказы по экологии в доу

Обновлено: 05.07.2024


воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №303 комбинированного вида"г. Красноярск

О себе

читать подробно

Фотоальбом

смотреть подробно

Эссе

скачать

  • Егорова Кол-во материалов: 6
    • Родителям (от Егоровой) Кол-во материалов: 7
    • Для вас родители Неманова Кол-во материалов: 6
    • Методическая копилка Неманова Кол-во материалов: 23
    • Фотогалерея Кол-во материалов: 5
    • Фотогалерея Кол-во материалов: 5

    Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

    © CopyRight Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 303"

    Екатерина Доронина

    Екатерина Доронина запись закреплена

    Екатерина Доронина

    Екатерина Доронина запись закреплена

    Екатерина Доронина

    Екатерина Доронина запись закреплена

    подготовила воспитатель: Доронина Е.И.

    Цель: создание условий для формирования представлений о выращивании лука.
    Показать полностью.

    Образовательные задачи: дать знание о пользе лука, условиях, которые необходимы для его роста (почва, влага, тепло и свет); закреплять знания о луке, особенностях его внешнего строения; учить находить донце с корнями и верхушку. Дать элементарные понятия о природных витаминах.

    Развивающие задачи: развивать мышление, память, речь. Формировать трудовые умения и навыки.

    Воспитательные задачи: продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни. Воспитывать бережное отношение к растениям, любознательность, аккуратность.

    Саня Митюшев
    запись закреплена
    Сказочная экология в ДОО! запись закреплена
    Дистанционные музыкальные занятия. Биорки.

    ПЕСНЯ "ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ" ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Слова песни немного переделала под детей)

    1 куплет поёт первый солист.
    Показать полностью.
    Мы, друзья - перелетные птицы,
    Только быт наш одним нехорош –
    На земле не успели влюбиться,
    А на небе невест не найдешь.

    Припев поют все мальчики.
    Потому - потому, что мы пилоты,
    Небо наш, небо наш родимый дом.
    Первым делом, первым делом самолеты,
    Девочки. Ну а девочки?
    Мальчики. А девочки потом!

    2 куплет поёт второй солист.
    Нежный образ в душе (в мечтах) ты голубишь,
    Хочешь сердце навеки отдать,
    Нынче встретишь, увидишь, полюбишь,
    А назавтра – приказ улетать.

    Припев поют все мальчики.
    Потому - потому, что мы пилоты,
    Небо наш, небо наш родимый дом.
    Первым делом, первым делом самолеты,
    Девочки. Ну а девочки?
    Мальчики. А девочки потом!

    3 куплет поёт третий солист.
    Чтоб с тоскою в пути не встречаться,
    Вспоминая про ласковый взгляд,
    Мы решили, друзья, не влюбляться
    Даже в самых красивых девчат.

    Припев поют все мальчики.
    Потому - потому, что мы пилоты,
    Небо наш, небо наш родимый дом.
    Первым делом, первым делом самолеты,
    Девочки. Ну а девочки?
    Мальчики. А девочки потом!

    Экологические сказки для старших дошкольников и младших школьников

    Автор: Студнева Елена Георгиевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 г. Урюпинска Волгоградской области.

    Описание работы: Экологические сказки предназначены для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, младшего школьного возраста. Цель данных сказок – научить бережно относиться к природным ресурсам, в частности, к воде – источнику всего живого, научить любить свой край (Прихоперье).

    Надеюсь, будут полезны для воспитателей детских садов и учителей начальных классов.

    Предыстория

    В тихом заброшенном пруду жил с незапамятных времён Водяной. Он давно постарел и оброс тиной. А в последние годы всё чаще можно было

    услышать его грустную песню:

    «Я Водяной, я Водяной.

    Никто не водится со мной.

    В моём пруду – болото,

    Пришёл бы ну хоть кто-то

    Вокруг меня жестянки,

    Бумага, банки, склянки..

    Давно я без лягушек -

    Услышали печальную песню дети:

    - Как это? Почему в пруду склянки? А куда исчезли лягушки?

    Водяной, прежде не показывающийся на глаза людям, на этот раз не стал скрываться в глубине пруда. Он рассказал, каким прекрасным местом был его родной пруд совсем ещё недавно. От воспоминаний совсем расстроился Водяной и горько заплакал:

    - Придётся перебираться в соседнее озеро, на чужбину, а моё, родное, оставить.

    Жалко стало детям несчастного Водяного.

    - Без чистой воды он погибнет, - решили ребята. – Нужно вернуть этому месту былую чистоту и красоту.

    А людям дети захотели рассказать, что будет с планетой, если не станет ВОДЫ.

    История одной Капли (грустная сказка о воде)

    Прозрачная струйка воды бежала из незакрытого крана. Вода падала прямо на землю и исчезала, безвозвратно впитываясь в потрескавшуюся от палящих солнечных лучей почву.

    Тяжёлая капля воды, робко выглянувшая из этой струйки, с опаской посмотрела вниз. В какую-то долю секунды у неё в голове пронеслась вся её долгая, насыщенная событиями жизнь.

    Она вспомнила, как, резвясь и играя на солнце, появилась она, Маленькая Капелька, из несмело пробившегося из земли, юного и дерзкого Родника. Со своими сёстрами, такими же озорными Маленькими Капельками, она резвилась среди шепчущих им ласковые слова берёзок, среди пылающих яркими красками цветов лугов, среди благоухающих лесных трав. Как любила Маленькая Капелька смотреть в чистое высокое небо, на лёгкие, как пёрышко, облака, медленно плывущие и отражающиеся в маленьком зеркале Родника.

    Капелька вспомнила, как Родник, ставший со временем дерзким и сильным, превратился в шумный поток и, сбивая на своём пути камни, холмики и песчаные насыпи, пронёсся по низине, облюбовывая место для своего нового пристанища.

    Так родилась Река, которая вилась, словно серпантин, в обход девственных лесов и высоких гор.

    И вот, став зрелой и полноводной, Река приютила в своих водах налима и окуня, леща и судака. Резвилась в теплых её волнах мелкая рыбёшка, а хищная щука вела на неё охоту. По берегам гнездилось множество птиц: утки, дикие гуси, лебеди-шипуны, серые цапли. Наведывались с восходом солнца на водопой косуля и олень, гроза здешних лесов – кабан со своим выводком - был не против отведать самой чистой и вкусной студёной воды.

    Нередко на берег приходил Человек, располагался у Реки, наслаждался её прохладой в летний зной, любовался рассветами и закатами, дивился стройному хору лягушек под вечер, с умилением взирал на пару лебедей, поселившихся неподалёку у воды.

    А зимой у Речки раздавался детский смех, малыши и взрослые устроили на Реке каток и теперь скользили по сверкающему зеркалу льда на санках и коньках. И где уж тут было усидеть на месте! Капельки наблюдали за ними из-под толщи льда и делили вместе с людьми их радость.

    Всё это было. Но было, кажется, так давно!

    За столько лет Капелька многое повидала. Узнала она и то, что РОДНИКИ И РЕКИ НЕ НЕИССЯКАЕМЫ. А Человек, тот самый Человек, который так любил бывать на берегу, наслаждаться Рекой, пить холодную ключевую воду, этот Человек берёт эту воду для своих нужд. Да не просто берёт, а расходует её совсем не по-хозяйски.

    Вот и сейчас вода вытекала тонкой струйкой из крана, а Капля воды, зажмурившись, отправлялась в пугающее, неизведанное будущее.

    Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды)

    Заблудилась однажды Тучка. Попала она в пустыню.

    - Как тут красиво! – подумала Тучка, глядя вокруг. – Всё такое жёлтенькое…

    Налетел ветер, выровнял песчаные холмы.

    - Как тут красиво! – вновь подумала Тучка. – Всё такое ровненькое…

    Сильнее стало припекать солнце.

    - Как тут красиво! – в очередной раз подумала Тучка. – Всё такое тёплое…

    Так прошёл целый день. За ним второй, третий… Тучка всё ещё восторгалась увиденным в пустыне.

    Неделя прошла. Месяц. В пустыне было и тепло, и светло. Солнышко облюбовало это место на земле. Ветер часто наведывался сюда.

    Не было здесь только одного – голубых озёр, зелёных лугов, пения птиц, всплеска рыб в реке.

    Заплакала Тучка. Нет, не видать пустыне ни пышных лугов, ни густых дубрав, не вдыхать её обитателям аромат цветов, не слышать ей звонкую трель соловья.

    Нет здесь самого главного – ВОДЫ, а, значит, нет и ЖИЗНИ.

    Сила Дождя и Дружбы (сказка о живительной силе воды)

    Над лужайкой кружила встревоженная Пчёлка.

    - Как ж-ж-же быть? Дож-ж-ждя нет уж-ж-же много дней.

    Она оглядела лужайку. Понуро опустили свои головки колокольчики. Ромашки сложили белоснежные лепестки. С надеждой глядели в небо поникшие травы. Невесело переговаривались между собой берёзки и рябинки. Их листочки постепенно из нежно-зелёных превращались в грязно-серые, желтели на глазах. Тяжело стало Жучкам, Стрекозам, Пчёлкам и Бабочкам. Изнывали от жары в своих тёплых шубах, прячась в норы, и не обращая друг на друга внимания, Заяц, Лиса и Волк. А Дедушка Медведь забрался в тенистый малинник, чтобы хоть там спастись от палящего солнца.

    Надоела жара. А Дождя всё не было.

    - Дедушка Медведь, - прожужжала Пчёлка, - подскаж-ж-жи, как быть. Нет спасения от ж-ж-жары. Дож-ж-ждик, наверное, забыл про нашу луж-ж-жайку.

    - А ты найди вольный Ветер- ветерок, - ответил старый мудрый Медведь, - он гуляет по всему миру, знает обо всём, что делается на свете. Он поможет.

    Полетела Пчёлка на поиски Ветерка.

    А тот озорничал в это время в дальних странах. Еле-еле нашла его Пчёлка, рассказала о беде. Поспешили они на забытую Дождиком лужайку, а по пути прихватили с собой лёгкое Облачко, отдыхающее на небосводе. Не сразу поняло Облачко, почему потревожили его Пчёлка и Ветерок. А когда увидело засыхающие леса, поля, луга, несчастных животных, заволновалось:

    - Помогу лужайке и её обитателям!

    Нахмурилось Облачко и превратилось…в дождевую Тучку. Тучка начала раздуваться, застилая собой всё небо.

    Дулась – дулась, пока не разразилась тёплым летним Дождём.

    Дождик лихо отплясывал по ожившей лужайке. Он шёл по Земле, и всё вокруг

    питалось ВОДОЙ, сверкало, радовалось, пело ГИМН ДОЖДЮ И ДРУЖБЕ.

    А Пчёлка, довольная и счастливая, в это время сидела под широким листом Одуванчика и думала о ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЕ ВОДЫ и о том, что часто мы не ценим этот удивительный дар природы.

    История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе)

    Маленький Лягушонок скучал. Все Лягушки вокруг были взрослыми, и ему не с кем было играть. Сейчас он лежал на широком листе речной лилии и внимательно смотрел в небо.

    - Небо такое синее и живое, словно вода в нашем пруду. Должно быть, это и есть пруд, только наоборот. А раз так, то там наверняка водятся лягушки.

    Он вскочил на тоненькие лапки и закричал:

    - Эй! Лягушата из небесного пруда! Если вы меня слышите, отзовитесь! Давайте дружить!

    Но никто не отозвался.

    - Ах, так! – воскликнул Лягушонок. – Вы со мной в прятки играть?! Вот вам!

    И он скорчил забавную гримасу.

    Мама – Лягушка, неподалёку выслеживающая комара, только рассмеялась.

    - Глупыш! Небо ведь не пруд, и там нет лягушат.

    - Но ведь с неба часто капает дождь, а ночью оно темнеет, как и наша вода в пруду. И эти вкусные комары так часто взмывают ввысь!

    - Какой ты у меня маленький, - вновь засмеялась Мама. – Комарикам ведь нужно спасаться от нас, вот они и поднимаются в воздух. А вода в нашем пруду в жаркие дни испаряется, поднимается в небо, а потом снова возвращается в наш пруд в виде дождя. Понял, малыш?

    - Угу, - кивнул зелёной головкой Лягушонок.

    А про себя подумал:

    - Всё равно когда-нибудь найду себе друга с неба. Ведь там есть вода! А значит, есть и Лягушата.

    Разве озеро – свалка? (современная сказка о Рыбаке и Рыбке)

    Жил Старик со своею Старухой у самого синего озера.

    Жили уже тридцать лет и три года.

    Старик ловил неводом рыбу, а Старуха пряла свою пряжу.

    Раз пошёл Старик к озеру.

    Закинул он невод в воду – пришёл невод с тиной тёмною.

    Он в другой раз закинул свой невод – пришёл невод с мусором,

    и было его тут видимо-невидимо.

    В третий раз закинул он невод – показалась

    из воды старая автомобильная шина.

    Удивился Старик, испугался:

    «Тридцать лет я рыбачил и три года,

    а такого ни разу не лавливал.

    Хотел уж было Старик

    воротиться к своей Старухе,

    да услышал за спиной всплеск слабый.

    Вновь закинул Старик в воду невод.

    Пришёл невод с одной Рыбкою.

    С непростою Рыбкою – еле живою.

    Как тут взмолится Рыбка!

    Голосом молвит человечьим:

    «Спаси, старче, озеро наше,

    «Жил я у озера тридцать лет и три года

    что творится у самого моего порога.

    Уничтожали озеро постепенно,

    сваливая мусор у берегов,

    забрасывая его в прозрачную воду

    и не думая о том,

    Отбросил Старик невод,

    собрал вдоль берегов банки, бутылки,

    бумагу и целлофановые пакеты,

    выкатил из воды автомобильные шины.

    Стал он кликать Рыбку.

    Приплыла к нему Рыбка,

    но ничего не сказала,

    лишь хвостом по воде плеснула

    и ушла в глубокое озеро.

    И с тех пор приходит Старик к озеру,

    а охранять покой Рыбки,

    ведь очень сильно обидели её люди,

    ПРЕВРАТИВ ОЗЕРО В СВАЛКУ.

    Святой источник на Хопре (правдивая история об одном родничке)

    История этого родника началась очень давно. Ещё в 1827 году.

    На пологом берегу Хопра много деревьев наросло, кустарников. И вот одна девчушка набрела как-то раз на кустик, а на нём висела странная дощечка с рисунком. Девочка рассказала о находке местному священнику. Когда люди пришли на берег за дощечкой, её не было на месте. Пропала! Только после молитвы вновь оказалась странная дощечка на месте. И это была не просто дощечка, это была икона Божьей Матери. Иконку назвали Явленной, потому как явилась она людям на радость.

    Так гласит легенда.

    Но есть у легенды продолжение с тех времён и по сию пору.

    На месте находки появился из земли родничок. Он был маленький, но живой. Нашёл он маленькую ямку и наполнил её водой чистой, прозрачной, студёной. Жил родник, радовал путников и паломников, которые часто стали приходить к этому святому месту.

    Но не долгим оказалось безоблачное существование родника.

    Пришли злые люди, которые завидовали, что есть на земле Хоперской такое чудесное место, засыпали родник землёй, чтобы не посмел на свет показаться. Но пробился упрямый родничок сквозь преграду, показался на радость людям из земли.

    Тогда злые люди пришли снова к роднику и заковали его в бетон. Только напрасно. Родничок так любил жизнь, что никакой бетон не удержал его. Просочился через бетон и забил радостным фонтанчиком. Не посмели больше злые люди обижать родник. Ведь оказался он сильнее зла и зависти.

    Место у родника стали называть Святым источником – ИСТОЧНИКОМ ВЕРЫ, ЛЮБВИ И ТОРЖЕСТВА ЖИЗНИ.

    И сейчас приходят к Святому источнику и стар, и млад, просят Явленную о защите, пьют чистую родниковую воду и верят, что вода эта прибавит им силы и здоровья.

    Заключение


    Экология имеет большое влияние на здоровье человека и его потомство. Уже стали заметны последствия загрязнения окружающей среды: многие дети в больших городах страдают хроническими заболеваниями с рождения. Забота об окружающей среде – это забота о нашем будущем. Формирование у дошкольников уважительного отношения к природе – важная часть воспитательного процесса. Чтение с детьми произведений про природу помогает в доступной форме донести до ребёнка эту важную мысль.

    Экологическое воспитание дошкольников

    На Западе давно обратили внимание на проблемы экологии. Раздельный сбор мусора, переход на электромобили и экологическое воспитание детей стали общественными приоритетами. В России эта культура лишь начинает зарождаться. Осенью уже несколько лет проводится Неделя окружающей среды, в её рамках детей и взрослых призывают заботиться о мире, в котором мы живём.

    Экологическое воспитание подразумевает формирование необходимых знаний об устройстве животного и растительного мира и их значении. Особое внимание уделяется человеку. Люди являются частью живой природы, поэтому бережное отношение к природе позволит сохранить здоровье.

    Проведение параллелей между природой и домом, в котором мы живём, поможет детям лучше понять значение заботы об окружающей среде.

    Дошкольный возраст – благодатное время для воспитания бережного отношения к природе. Дети в этом возрасте очень чуткие и отзывчивые.

    Экологическое воспитание начинается с практических задач. Это уход за домашними животными, подкормка птиц, бережное отношение к растениям, экскурсии на природу, раздельный сбор мусора, переработка отходов в поделки и полезные вещи.

    Чтение литературных произведений также способствует формированию бережного отношения к окружающей среде. Это могут быть любые детские книги о природе.

    После прочтения нужно проводить беседу и обращать внимание на моменты, в которых герои демонстрировали заботу о природе.

    Экологические стихи для дошкольников

    Красивое стихотворение о красоте нашей планеты.

    Стихотворение о том, как ребята приехали отдохнуть на реку и не нашли свободного места из-за разбросанного мусора. Идея стихотворения – призыв убирать за собой мусор после летних пикников.

    Стихотворение-сказка о мире, в котором мусорные горы заполонят все вокруг. Произведение учит детей не бросать мусор на улице.

    История о мальчике, который ради забавы спалил муравейник. Автор с грустью описывает испуганных насекомых, метавшихся в огне. Стихотворение учит ответственности и человечности по отношению к живым существам.

    Стихотворение учит детей относиться к птицам не как к игрушкам, а как к живым существам, которым требуются забота и участие.

    В произведении легко и доступно рассказывается о самом ценном на этой планете – природе. Автор говорит о том, что купить можно все на свете, кроме красоты природы.

    Рассказ в стихотворной форме об охотнике, который спас медвежонка от собак. Испуганный медвежонок, спасаясь от собак, залез на высокую скалу и не мог спуститься самостоятельно. Охотник снял его, сделал фотографии на память и отпустил.

    История о мальчике, мечтавшем иметь зяблика в клетке. Однако он не учёл, что птица требует заботы и ухода. После возвращения с дачи мальчик обнаружил полуживого зяблика, лежащего в своей клетке. Стихотворение учит ответственности по отношению к домашним питомцам. Мальчик из произведения понял, что пока не готов к такой ответственности, и выпустил на волю своего зяблика.

    Детские стихи о природе для дошкольников знакомят детей с художественными описаниями с помощью литературных приёмов. Малыши учатся описывать свои ощущения, понимать стихотворные формы и вместе с тем привыкают к уважительному и бережному отношению к природе.

    Дошкольникам можно просто читать стихи о природе, без какого-либо воспитательного компонента. Ребёнок сам начинает чувствовать волшебство леса, удивительный мир животных и птиц, красоту цветов. Если чтение произведений сопровождается небольшими походами или экскурсиями, малыш проникается уважительным отношением ко всему живому.

    Сказки на экологическую тему для дошкольников

    Рассказ о девочке Анютке, дочке охотника. Она увидела в груде дичи живую утку, выходила её и отпустила на волю. Рассказ о детской доброте и отзывчивости.

    Рассказ о приходе весны. Автор с любовью описывает её признаки и изменения, происходящие в природе. Чтение рассказа полезно сопровождать иллюстрациями. При этом обязательно нужно обращать внимание на красоту, которую передает автор своими описаниями. Дети учатся понимать метафоры и сравнения в литературных произведениях.

    Рассказ о дятле, который добывает пропитание добычей личинок, вредящих деревьям. На этом примере дети начинают понимать, как мудро устроена экосистема леса. Все животные и птицы взаимосвязаны, без одних нет жизни другим.

    Рассказ о городских птицах зимой – воробьях и синицах. Мальчик вместе с отцом смастерил кормушку, чтобы птички могли найти пропитание в холодное время года. Отец объяснил сыну, как нужно заботиться о птицах и почему нельзя стрелять в них из рогатки. Мальчик когда-то так делал, но после разговора с отцом ему стало стыдно. Ребёнок начал с удовольствием заботиться о птицах.

    Дети знакомятся с особенностями жизни морских обитателей.

    Рассказ о том, как за ночь луг стал золотым, – на нём распустились жёлтые одуванчики.

    Рассказ о стремлении мальчишек попасть на Боровое озеро, вокруг которого ходили слухи и легенды. По пути ребята повстречали множество чудес. На прогулке мальчики прониклись красотой леса и его волшебных уголков. В детях чувствуется любовь к природе. Один в разговоре защищает лес, ведь деревья – это кислород и жизнь.

    Произведения Н. Сладкова, Б. Житкова, Г. Скребицкого, К. Паустовского и других детских писателей описывают жизнь растительного и животного мира доступно для дошкольников. Эти произведения можно отнести к части экологического воспитания, ведь они посвящены гармонии, которая царит в природе.

    Чтение произведений о природе должно сочетаться с практическими занятиями. Это могут быть как походы в лес, так и реальная помощь животным и птицам. На примере заботы о животных дети учатся учитывать интересы других, у них формируются сопереживание и отзывчивость. Это полезные качества для дальнейшей социализации. Дошкольники учатся видеть красоту в привычных природных явлениях, это развивает их эстетическое восприятие.

    Экологическое воспитание в сочетании с чтением произведений о природе поможет будущим поколениям бережнее относиться к окружающей среде.

    Читайте также: