Рассказ про балетную школу

Обновлено: 05.07.2024

Так Джейк Уоррен, сын балерины Дебби Гейл, начинает свой подкаст Finding Natasha, посвященный событиям, которые происходили с его мамой в Ленинграде в 1974 году. Мы послушали эту историю. Рассказываем, что больше всего удивляло молодую англичанку в России и почему после возвращения домой она не смогла вернуться в балет.


После отказа Дебби не сдалась. Она начала ходить в танцевальный центр в Ковент-Гардене, где известные учителя проводили открытые занятия. Одной из преподавательниц Дебби была англичанка Анна Норткот. В молодости она танцевала в балетной труппе Сергея Дягилева под псевдонимом Анна Северская. Это была самая известная труппа в ХХ веке, которая показала всему миру мощь русского балета. Норткот увидела в Дебби большой потенциал.


К тому времени отец юной балерины уже практически ушел из дома. Ее родители начали тяжелый бракоразводный процесс, а брат уехал учиться в университет. Девушка чувствовала себя еще более одинокой, чем раньше.

Этот разговор произошел в июне 1974 года, когда напряженность в отношениях между СССР и странами-членами НАТО спала. В холодной войне, которая к тому времени продолжалась уже почти 30 лет, наступил этап разрядки. Советский лидер Леонид Брежнев наладил отношения с президентами США и Франции, канцлерами ФРГ. СССР и США подписали ряд договоров об ограничении стратегического вооружения и предотвращении ядерной войны. Это сотрудничество упростило возможность культурного обмена.


Ее звали Наташа. Она работала секретаршей, обожала балет и уже слышала об англичанке, приехавшей в их театр по программе культурного обмена. Наташа дала Дебби полотенце, чтобы та умылась, и показала, где находится кафетерий. Она была примерно на год старше и живо интересовалась всем, что было связано с Западом. Наташа знала лишь несколько фраз по-английски, а Дебби — всего пару русских слов, но это не помешало им стать подругами .


Дебби была сбита с толку. Ей было сложно держать равновесие, а в первые дни занятий она и вовсе с трудом могла стоять на ногах. Российские артисты, напротив, танцевали на наклонном полу с детства, и для них это было совершенно нормально.


Скорее всего, именно из‑за этой воды у Дебби начались боли в животе и поднялась температура. Она не стала никому говорить, но Наташа догадалась, что подруга болеет, и рассказала об этом руководству театра. Однажды утром Дебби не смогла встать с постели — так она ослабла. Ночью к ней в комнату пришли несколько человек из бригады скорой помощи.

Так Дебби оказалась в больнице.

Они шли по улице. Дебби вспоминает, что она, как обычно, плакала, а Наташа бормотала что‑то по-русски, прося подругу набраться смелости и успокоиться. Дебби понимала лишь некоторые слова. Наташа сказала, что привезет ее домой, к своей маме. Она знала, что здоровью Дебби грозит опасность и что до иностранки никому нет дела: в театре не придали ее отсутствию значения, а в британском консульстве и вовсе не знали о ее состоянии . Именно поэтому Наташа решила самостоятельно забрать подругу из больницы, чтобы организовать ее возвращение домой, в Англию, где девушка могла встретиться с родными и обратиться к знакомым врачам.


Когда балерина наконец приземлилась в Англии, ее встречали оба родителя. Мама, увидев дочь, расплакалась. Родители ничего не знали о том, как Дебби жилось в России, за исключением нескольких писем, которые дочь отправила им из Ленинграда и на которые так и не получила ответа.

В больнице у Дебби диагностировали гепатит . Прошли месяцы, прежде чем она достаточно окрепла, чтобы вернуться к тренировкам.


Узнав историю, случившуюся с мамой в 1974 году, Джейк решил найти Наташу. Он связался с российской журналисткой-расследовательницей Ольгой Кузьменковой, которая раньше работала редакторкой Би-би-си в Лондоне. Через несколько недель, позвонив Джейку, она сказала, что нашла Наташу, — правда, теперь ее нужно было называть Натальей. Оказалось, что женщина всю жизнь прожила в Петербурге, получила квалификацию театроведа, работала культурным журналистом, а в настоящее время преподает в Академии Русского балета Вагановой и живет в той же самой квартире, где ее мама кормила больную Дебби супом.


У балетных нет детства

- По моим наблюдениям, дети в балетном училище делятся на две категории – фанаты балета и те, кто им не живет. В нашем потоке вторых было большинство, а вот нынешние дети более идейные.

У балетных нет детства, на него просто не остается времени. Уроки начинаются в 8 утра: классика, станок. Потом народный, современный, дуэтный, бальный или историко-бытовой танец – каждый день разный. Затем уроки по школьной программе, обед. Дальше репетиции у тех, кто занят в постановках, вечером – общие репетиции. Когда в театре давали спектакли, можно было их смотреть, но это уже по желанию.

В старших классах мы проводили в училище минимум 10 часов: с восьми утра до шести вечера. Если были спектакли, домой приходили к девяти вечера. Уроки делали в окошках между занятиями, после обеда или дома перед сном. При этом экзамены после 9 класса сдавали все, а вот ЕГЭ, к счастью, было по желанию.

Нагрузка очень большая, поэтому на школьных предметах частенько спали: некоторые учителя нас жалели и закрывали на это глаза. Особенно мы любили за это учительницу географии. Иногда даже собирались и… молились, чтобы не было уроков. Правда, качество знаний по общеобразовательным предметам страдало.

Не все из потока отдали жизнь театру.

Конечно, многое зависит от самого человека. Я, например, всегда любила читать – с моей подругой Надей, она потом отучилась на юриста, постоянно убегали в библиотеку и читали все подряд. Из всего класса только мы вдвоем так делали, остальные этого не понимали.

Любимым местом в училище была… раздевалка. Там мы, можно сказать, жили. Каждая была рассчитана на два класса – со шкафчиками, банкетками и большими шкафами, где можно было постелить себе одежду и поспать, спрятавшись ото всех.

Листиком салата не питались

- Условия в училище очень хорошие – как в частной школе. В классе 13 человек, за нами был закреплен отдельный кабинет, учителя сами к нам ходили. Школьной формы не было – на уроки приходили прямо в тренировочных трико. В администрации к ученикам относились по-отечески: всегда входили в положение, помогали и поддерживали тех, у кого дома не всё гладко.

Были дети, которые жили в общежитии училища с осени до летних каникул: приезжие из районов, а также ребята из многодетных и малообеспеченных семей. Тех, кто из пригородов или с окраин Якутска, зимой заселяли в интернат – они ездили к родителям только на выходные. И были те, кто каждый день приходил из дома – как я.

Кормили хорошо, не листик салата, как многие думают. В столовой давали первое, второе, третье – порции, правда, не очень большие. Каждый день в меню были фрукты, в обед витамины, кальций и омега-3. У тех, кто жил в интернате, были еще и полдники, и поздние ужины.

Раз в неделю нас всех взвешивали, и тем, кто весил больше нормы, давали полпорции. В основном, это делали в интересах мальчиков, которые сами по себе некрупные, – чтобы их не травмировать. Я всегда была в идеальном весе: 44-45 кг при росте 166 см. Крупных девочек не ставили на высокие поддержки – когда партнершу поднимают в воздух на вытянутых руках. Каюсь, я тогда над ними смеялась. Потом мне это отлилось – после вторых родов поправилась до 75 кг.

Вес для балерины, в первую очередь, для партнера.

В младших классах девочки носят на талии резинку – по ней видно, втягиваешь ты живот или нет. Если её забыть, могли выгнать с уроков.

Стекла в пуантах не было

Каких-то интриг, стекла в пуантах и порванных костюмов не было. Наоборот, все помогали друг другу, купальники, костюмы, колготки, резинки для волос одалживали. Могли вдвоем носить одно и то же трико – если, например, у подруги сегодня экзамен, а она своё порвала.

Травм не было, потому что хорошо учили


Искусство не для всех

- Я не мечтаю о балетном будущем для своей дочери. Они живут в своём мире, жизни вовне будто нет – всё там, внутри труппы. Даже в отпуска летают с коллегами, с ними же дружат, ссорятся и создают семьи. Я хочу для нее другого, ведь мир такой большой, в нем столько возможностей и столько всего интересного! Но, если у нее действительно талант, и она сама этого захочет, отговаривать не буду – не имею права.

В нашем классе было 6 мальчиков и 7 девочек. Сейчас, спустя 11 лет после выпуска, в театре остались только пятеро. Остальные ушли кто куда: хореограф, журналист, режиссер оперы и даже… сотрудник прокуратуры. Мои подруги, которые, как и я, оставили балет, тоже рады, что ушли. Самым известным выпускником нашего потока и, пожалуй, всего училища, стал Сарыал Афанасьев – он всегда выделялся, царил на сцене.

После окончания училища меня звали в ГИТИС – в Департаменте по подготовке кадров было одно место на балетмейстера. Но мне было 17 лет, и родители меня не отпустили – были уверены, что из-за азиатской внешности со мной в Москве обязательно что-то случится. Всё решили буквально за пару дней – пришлось идти в СВФУ на юридический.

Что дал мне балет? До сих пор могу сесть на шпагат, устойчива к критике и всегда довожу дело до конца. Оба моих мужа (бывший и нынешний) далеки от искусства, и оба были в восторге, узнав, что я в прошлом балерина.

Феномен русского балета

Сегодня Россия — одна из немногих стран, где бережно сохраняют и развивают традиции классического балета, сложившиеся более чем за двухсотлетнюю историю интеграции иностранного танца в русскую культуру. Одна из главных ролей в становлении русской школы классического балета принадлежит Санкт-Петербургу.

На протяжении почти двух столетий в Петербурге формировалось балетное образование и его традиции. Первая балетная школа была основана в 1738 году французским танцмейстером Жаном Батистом Ланде в соответствии с указом императрицы Анны Иоанновны. С 1957 года она носит имя артистки балета, основоположника теории русского классического балета Агриппины Яковлевны Вагановой. Школа представила миру таких артистов, как Авдотья Истомина, Матильда Кшесинская, Михаил Фокин, Вацлав Нижинский, Анна Павлова, Вахтанг Чабукиани, Галина Уланова, Наталья Дудинская, Юрий Григорович, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Ульяна Лопаткина, Диана Вишнёва и многие другие.

Становление


Репродукция картины Жана Батиста Ланде неизвестного художника

Особый виток в развитии русский балет получил во времена правления императрицы Екатерины Великой, когда возникла традиция организации крепостных балетов: помещики организовывали у себя в усадьбах труппы из числа крепостных крестьян. Наибольшим успехом пользовался балет помещика Нащокина.

Петербургский балет первой половины XIX века тесно связан с деятельностью французского балетмейстера Шарля Дидло. Получив управление труппой петербургского балета, он провёл ряд значительных реформ, повлиявших на технику танца: были упразднены обязательные к ношению парики, шиньоны, кафтаны, башмаки с пряжками; введены обтягивающие трико и газовые туники. Так облегчённые в весе танцоры могли совершенствовать технику, чему Дидло уделял большое внимание. Особое внимание в постановках уделили полётам. Также была пересмотрена и расширена деятельность кордебалета.



Портрет Екатерины Телешевой. Художник — О. Кипренский, 1828 г.

Ученицами Дидло были Авдотья Истомина, воспетая Пушкиным, ранняя любовь Грибоедова — Екатерина Телешева, а также Мария Данилова и Вера Зубова. Благодаря их таланту и яркой актёрской игре балет, руководимый Дидло, занял одно из первых мест в Европе.


Знаковой фигурой петербургской школы балета второй половины XIX века стал французский балетмейстер Мариус Иванович Петипа. Он прибыл в Петербург по приглашению петербургского Большого театра, так как видел потенциал в развитии балетной культуры именно здесь. За свою творческую жизнь Петипа поставил более 70 балетных постановок, 46 из них — в России. Главными в балете для Петипа были артистичность исполнения, грация и чувственность. Благодаря любви к своему делу, Петипа фактически создал классический русский балет путём синтеза гармонии музыки и хореографии. Он отвергал эффекты и яркие представления в балете, считая их губительным для балета:





Большая роль в становлении и прославлении школы классического русского балета также принадлежит талантливым мастерам исполнительской деятельности — Павлу Андреевичу Гердту и Екатерине Оттовне Вазем.


После окончания творческой деятельности Вазем преподавала женский средний класс в Петербургском театральном училище. Среди её учениц были Анна Павлова, Ольга Преображенская, Матильда Кшесинская и Агриппина Ваганова.

Новый русский балет

Пойдя по стопам Дидло, Фокин изменил роль кордебалета: он считал, что в постановке важен каждый артист и каждое движение.

Чтобы сохранить целостный образ спектакля, упразднили аплодисменты после каждого номера, что вызывало волну негодования среди балетоманов.



Анна Павлова в образе умирающего лебедя


Игорь Стравинский и Вацлав Нижинский в образе Петрушки, 1911 г.


Великий Октябрь. Ветер перемен

Великий Октябрь 1917 года поставил перед балетом новые, трудные задачи. Приходящий на балет зритель желал видеть на сцене прогрессивные спектакли и воплощения современных идей.



Вахтанг Чабукиани создал особый стиль мужского танца, который живёт до сих пор. Он выявил в мужском танце волевую героическую сторону. Чабукиани обладал редкими природными балетными данными и виртуозной техникой, которые помогали с лёгкостью исполнять сложнейшие партии.


Балет во время Великой Отечественной войны

С наступлением Великой Отечественной войны творческая жизнь Ленинграда не ослабевала.

На сцене Театра им. Кирова в июне 1941 года прошли юбилейный вечер балерины Елены Люком и традиционный выпускной спектакль Хореографического училища, а также шли репетиции нового балета. Однако большая часть труппы театра была эвакуирована из Ленинграда в августе 1941 года в Пермь. Оставшиеся артисты оказали большое влияние на патриотическое настроение граждан и подъём их морального духа.

С начала войны большую часть актёрской жизни составляла военно-шефская работа: все артисты были сформированы в бригады и давали концерты на фронте и в госпиталях.

Послевоенные годы


В 1950-х годах на сцене появились новые имена прославленных балерин. Алла Осипенко и Ирина Колпакова снискали мировую славу. В 1960-х годах петербургская школа балета представила миру молодого солиста балета Михаила Барышникова, который стремительно завоевал признание и славу своей пластичностью, полётностью танца и виртуозной техникой.

Петербургская школа балета открыла миру такие имена как Ольга Моисеева и Алла Сизова, Борис Бергвадзе и Михаил Барышников, Фарух Рузиматов и Диана Вишнёва, многие другие.

Мы рассмотрели лишь малую часть более чем 200-летней истории жизни петербургской школы балета. Санкт-Петербург — центр балетного искусства с мировым именем и историей, которая и сейчас пишется за стенами Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой под управлением талантливого артиста и педагога Николая Цискаридзе.

Балет кажется неземным волшебством. Эффектные декорации, пышные и воздушные балетные пачки, очаровательная музыка и завораживающие танцы, напоминающие полет ангелов, покоряют с первого взгляда. Неземная красота этого представления берет в плен с первых минут, поэтому многие дети начинают бредить балетом и танцевать, подражая артистам на сцене. Да и родители, что и говорить, задумываются о том, не отдать ли своих чад в балетную студию. При этом все преследуют разные цели. Что же такое балет — секция для детей или нечто большее?

Балетная школа: волшебная сказка или тяжелый труд?

Балет для детей — это прекрасная возможность научиться чувствовать свое тело, развить гибкость и грациозность, выносливость и концентрацию внимания.

User image expert

Балетная школа: волшебная сказка или тяжелый труд?

Многие родители интересуются, с какого возраста берут в балет. Обычно отбор проводится среди детей 3–12 лет, при этом чем младше ребенок, тем больше шансов попасть в балетную школу, даже если у него нет танцевальной подготовки. При отборе оценивают пропорции тела, подъем стопы, гибкость, растяжку, выворотность ног, чувство ритма, артистичность и внешние данные, включая вес. К семи годам ребенок должен хорошо сидеть на шпагате, особенно если вы решили отдать его в балетное училище. Кроме того, нужно пройти медицинское обследование, которое выявит отсутствие каких-то заболеваний, ведь в балете важно иметь крепкое здоровье — нагрузки-то нешуточные! Многие родители в три года отдают детей на спортивную гимнастику для хорошей гибкости и растяжки, ведь после такой подготовки проще оказаться в балетной школе. Если речь идет о любительских балетных студиях, то в них отбор не такой жесткий и в первую очередь учитывается желание ребенка танцевать.

Профессиональный или любительский балет — решать вам. В первом случае готовьтесь к серьезным нагрузкам, постоянным репетициям и нехватке времени. Если вы не грезите о танцевальной карьере для детей, отдавайте их в любительскую школу балета. У них будут те же самые репетиции и выступления, но уже в более спокойном режиме, без усталости и нервотрепки. И не бойтесь отдавать в балет мальчика — в наше время гендерные стереотипы уже не работают. Если ребенок интересуется балетом, пусть попробует. Ему не грозит стать женственным, поскольку тело в этом случае будет развиваться точно так же, как при занятиях легкой атлетикой, большим теннисом и плаванием.

Балетная школа: волшебная сказка или тяжелый труд?

Малыши на занятиях в балетной студии отрабатывают танцевальный шаг, знакомятся с базовыми позициями рук и ног, запоминают названия движений, учатся держать спину прямой, тренируют растяжку и музыкальный слух, а также знакомятся с таким понятием, как балетная дисциплина. Сначала дети занимаются у станка, а чуть позже они разучивают танцевальные па и впервые встают на пуанты. Обычно это происходит не ранее 10 лет, поскольку именно в этом возрасте у них заканчивается формирование опорно-двигательного аппарата.

User image expert

Балетная школа: волшебная сказка или тяжелый труд?

Отзывы о занятиях балетом бывают как и очень хвалебные, так и негативные. Все зависит от того, повезло ли детям с преподавателем, какой у них уровень подготовки и выносливости. Но некоторые истории очень вдохновляют.

Домохозяйка и мать двоих девочек-близнецов Ирина Рогожина вспоминает, как отдала дочерей в балетную студию при доме творчества.

Читайте также: