Рассказ по картине в доу

Обновлено: 05.07.2024

Рассказывание по серии сюжетных картин — традиционный метод работы с дошкольниками над структурой текста. Данный вид работы позволяет развивать правильное понимание лексической формы и содержания. Серия сюжетных картин играет роль наглядной модели повествования и мотивирует ребенка на поиск наиболее точных по смыслу языковых средств.

Приобретению навыков грамотной развернутой монологической речи детей способствует составление рассказа по сериям сюжетных картин. Данная разновидность работы над связной речью дает возможность обучить ребенка выстраиванию сюжетной линию, формированию и закреплению представлений о композиции высказывания, поиску образных лексических средств.

Возрастные этапы обучения рассказыванию

  1. Младший возраст. (обогащается словарь, формируется внимание к отдельным деталям картины, совершенствуется умение отвечать на вопросы по их содержанию).
  2. Средний возраст. Обучение с опорой на вопросы логопеда, а затем по образцу.
  3. Старший возраст. Самостоятельное составление рассказа, помощь взрослого в придумывании начала и концовки повествования.
  4. Подготовительная группа. Самостоятельное описание каждой картины из серии, после чего высказывания ребенка объединяются в единый сюжет.

Детям в дошкольном возрасте оптимально предлагать серию картин сначала из 6-8 кадров, а затем из 3-4 кадров.

Последовательность работы

Обучение анализу ситуации из опыта ребенка, из реальной жизни. Когда ребенок совершает какие-либо действия, можно предложить ему его рассказать о них. Примерные вопросы на данном этапе:

  • Что мы делаем сейчас?
  • Что делали до этого?
  • Что будешь делать, после того как…?
  • Зачем мы все это делали?

Подобным образом можно подвергать анализу причинно-следственные связи в сказках и детских рассказах, например из «Азбуки Толстого«.

Обучение дошкольников работе с серией картинок

На данном этапе последовательность обучения следующая:

  • выкладывание картинки в одну линию слева направо;
  • нахождение главных персонажей и общие предметы и явления на всех картинках;
  • определение места действия на каждой картине и установление связи на основе анализа местоположения героев и предметов;
  • определение время событий на каждой картинке (время года, время суток);
  • выделение сквозных персонажей, называние их действий и подведение к мысли о целях их действий (зачем делает?);
  • установление последовательность действий (что сначала, а что потом?);
  • составление связного рассказа с опорой на выложенную серию.

Рассказ по серии сюжетных картин по плану

  1. Однажды… таком-то месте… тот-то персонаж (назвать его)… делал то-то для того, чтобы…
  2. Потом он делал (смотреть на 2 сюжет)….
  3. Аналогично по каждому кадру побуждаем ребенка рассказывать о персонаже, его действиях и целях.
  4. Подведение итога, заключения. В итоге получилось …, поэтому можно сказать, что он (назвать персонаж) такой-то.
  5. Придумывание название получившемуся рассказу.

(Изображение кликабельно, открывается в новой вкладке)

В дальнейшем можно дополнить составленный рассказ. Важно не заставлять ребёнка к работе по сюжетным картинкам, а включать эту деятельность в игровой сюжет. Можно предложить ребенку рассказать интересную историю любимой кукле или мишке. Можно предварительно подобрать загадки или короткие стихи, созвучные по тематике сюжету серии картин.

Другой вариант работы по развитию связной речи, это прием использования картин известных художников. На странице содержится альбом с подборкой картин и текстов описаний.

В сети достаточно много пособий, в которых предлагаются оригинальные материалы для развития связной речи на логопедических занятиях и при самостоятельных занятиях родителей с детьми дошкольного возраста. Одним из таких пособий является Составляем рассказ по серии сюжетных картин Воробьевой Т. А. В пособии приводится методика обучения составлению рассказов по серии сюжетных картинок. На каждый рассказ предлагаются четыре связанные одним сюжетом картинки плюс рекомендуемая опорная лексика: существительные, прилагательные и глаголы. При выполнении приведенных заданий решаются следующие коррекционные задачи:

  • расширение и активизация словарного запаса;
  • развитие самостоятельной связной речи;
  • совершенствование грамматического строя речи.

Издание хорошо иллюстрировано. Картинки узнаваемые. Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений, родителям. Рекомендовано для занятий с детьми 4-6 лет.

Автор: Алехина Валерия Дмитриевна

Организация: МБДОУ 251

Населенный пункт: г. Ростов-на-Дону

Роль обучения рассказыванию по картине в развитии связной монологической речи у детей с ОНР. ………..4

Этапы работы по составлению рассказов по картине…. 7

Общие требования к организации работы с картиной………………….……………. 10

Требования к рассказам детей………………………………………………………..…. 11

Общие принципы работы по развитию связной речи………… ……………………….12

Пояснительная записка

Овладение родным языком является важнейшим условием успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а также в освоении детских видов деятельности и творчества. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует выявлению творчества и фантазии в изобразительной,

музыкальной, литературной деятельности.

Одной из приоритетных задач обучения в детском саду является развитие связной речи дошкольников. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребенка в данном возрасте является совершенствование монологической речи.

Одним из средств развития связной монологической речи является рассказывание по картине. Именно картины служат наилучшим материалом для этого. В основе рассказывания по картине лежит восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет представление детей о предметах и явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить самых молчаливых и застенчивых детей, развивает уверенность в своих силах.

Данная методическая разработка поможет воспитателям в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством рассказывания по картине.

Роль обучения рассказыванию по картине в развитии связной монологической речи у детей с ОНР

Роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи имеет большое значение. К основному методу обучения детей связной монологической речи относятся обучение рассказыванию.

Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. Методика обучения строится с учетом отмечаемых у таких детей речевых нарушений и особенностей психического и познавательного развития. Это касается проведения специальной подготовительной работы, отбора и последовательности использования картинного материала, структуры занятий и приемов коррекционной работа. Уделяется внимание приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления и др.

В целях формирования связной монологической речи старших дошкольников с ОНР рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:

1. Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого им сюжета ("Семья", "Зимние развлечения", "Игры на детской площадке" и т.д.).

https://art-apple.ru/albums/userpics/10001/73/vector-family-background.jpg

2. Составление небольших рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих тематику картин ("Ледоход", "Река замерзла" и др. из тематических серий О.И.Соловьевой, В.А.Езикеевой и т.д.).

https://www.peoples.ru/art/painter/vladimir_stozharov/stozharov_work_2014120214435316.jpg
https://i.pinimg.com/originals/9f/3c/9a/9f3c9ac6eefa7bceb6b606f8d89e306f.jpg

3. Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия. Могут быть использованы серии картинок по сюжетам Н.Радлова ("Зонтик", "Тигр и зайчики" и др.), В.Г.Сутеева (серия "Находка" и т.д.), картинный материал В.В.Гербовой.

https://i.pinimg.com/originals/eb/78/cb/eb78cb9368613361e1c45788639e31bd.jpg
http://900igr.net/up/datai/122909/0021-027-.jpg

4. Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам). С этой целью можно применять картины "Спасаем мяч", "Шар улетел" и т.д.

https://d2zofuu73zurgl.cloudfront.net/antiquebook/cloned-images/105160/3/a_ignore_q_80_w_1000_c_limit_3.jpg
http://cdn1.share.slickpic.com/u/AntonApostol/Moscow/org/2016_02_14-19/web.jpg

5. Описание пейзажной картины.

Последние два вида занятий проводятся также на втором году обучения.

Коррекционно-логопедическая работа по формированию разных сторон речи детей на занятиях по картинам включает формирование грамматически правильной речи, развитие фразовой речи, обогащение словаря и проводится с учетом особенностей конкретного картинного материала в соответствии с задачами каждого периода обучения.

https://cdn1.ozone.ru/s3/multimedia-k/c1200/6042037832.jpg
https://img.staticdj.com/1bd742997012666f4add0e95826afd99.jpg

Этапы работы по составлению рассказов по картине.

I. Подготовительная работа.
Значение подготовительной работы велико: чем тщательнее будет проведена подготовка к рассказыванию, тем меньше сил будет затрачено при составлении рассказа, тем лучше получатся сами тексты.
Виды подготовительной работы:
1.Рассматривание.
Цели: привлечь внимание к картине; способствовать развитию зрительного восприятия. Эффективность этого вида деятельности возрастает многократно при комментировании самих детей, того, что они видят. Педагог должен отойти на второй план и вмешиваться в ситуацию только в том случае, если возникнет необходимость в уточнении названий предметов и явлений, в привлечении внимания детей к деталям картины, оставшимся за пределами зоны обсуждения; а также в том случае, если информация, которой дети обмениваются между собой, неверна.
2. Беседа по картине.
Цели: помочь ребенку проанализировать сюжет; активизировать знания детей об окружающем. Эффективность этого вида работы возрастает в том случае. Если удается создать у ребенка впечатление. Что его мнение по каждому вопросу интересно педагогу. Чтобы продуктивно построить беседу, нужно включит в неё следующие виды вопросов:
Вопросы, направленные на:

Общие требования к организации работы с картиной:


1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Обучение детей с ОНР рассказыванию по картинке как основное средство развития связной речи.

Одним из приемов развития связной речи является обучение рассказыванию по картине. Значение этого вида занятий велико, т.к. они способствуют:

  • расширению и активизации словаря;
  • формированию грамматически правильной речи;
  • развитию процессов восприятия, воображения и логического мышления.

И это очень важно, т.к. у детей с ОНР, наряду с системным нарушением речи, очень часто наблюдаются отклонения и недостатки в развитии внимания, памяти, восприятия и мышления [3].

Обучение рассказыванию по сюжетным и пейзажным картинкам является частью системы по развитию связной монологической речи дошкольников с ОНР, которая включает в себя:

  • описание предметов;
  • пересказ;
  • рассказы по картинам;
  • некоторые виды творческого рассказывания [1].

Ниже представлены примерные конспекты по обучению детей с ОНР рассказыванию по картинке в разных возрастных группах.

Конспект занятия №1 по обучению детей рассказыванию по картине в средней группе.

  • учить детей полно и точно отвечать на вопросы по содержанию картины, используя в речи простую распространенную фразу,
  • обогащать и активизировать словарь,
  • работать над развитием силы голоса.
  • разучивать загадки о петухе,
  • беседа о домашних птицах.
  • кукарекает, кудахчет, пищат, гребешок, бородка, шпоры, пестрые, хвост колесом.

Ход занятия.

1. Организация внимания:

- Сначала сядут девочки, потом мальчики.

2. Встреча с петухом.

- Ой, кто это там кукарекает? Как вы думаете, ребята?

- Давайте посмотрим (логопед открывает коробку и достает из нее большого игрушечного петуха).

- Здравствуй, петушок (дети здороваются)! Ты зачем залез в коробку?

- Здравствуйте! А я хотел всех ребят разбудить.

- Да ребята давно уже не спят. Смотри мы уже позавтракали и теперь сели заниматься.

- Да? Ну вот, значит, я опоздал.

-Ну, это про меня загадка. Да, и днем, и ночью распеваю. Я прямо как будильник. Я очень нужный.

- Да, Петя, ты не только нужный, но еще и очень красивый. Да, ребята? Хочешь мы про тебя расскажем? (Логопед вместе с детьми рассказывает).

- А у меня есть картина, на которой нарисована куриная семья. Хотите посмотреть? (Логопед вывешивает картину). Давайте назовем всех-всех, кто нарисован на этой картине.

- Расскажите, какой у него гребешок.

- Что у него еще есть на голове?

- Какой у него клюв?

- Какой у петуха хвост?

- Какие у петуха лапы? Что есть на лапах?

- Какого цвета перышки у петуха?

- Что делает петух?

- А это кто? Какие они?

- Какого цвета цыплята?

- С кем гуляют цыплята?

- Что делает их мама-курица?

- Куда смотрят эти цыплята? Что они хотят сделать?

- Что здесь нарисовано? Что делает эта курица?

- Сколько всего кур здесь нарисовано?

3. Работа над силой голоса.

- Понравилась вам эта картина?

- А тебе, Петя? Давайте покричим, как петух. Что он делает? (Кукарекает). Как он кукарекает громко или тихо?

- А как куры своих детей созывают? (Изображают). Что они делают? (Кудахчут).

- А что делают цыплята? Каким голосом они пищат? (Тонким, тихим).- Изображают.

4. Итог занятия.

Петух: «Молодцы, ребята, мне у вас очень понравилось, но теперь мне надо идти домой, меня курочка и цыплятки ждут. До свидания, ребята.

Дети прощаются с петухом и приглашают его еще в гости.

Логопед дает оценку ответам детей.

Конспект занятия №2 по обучению детей составлению связных рассказов по картине в старшей группе.

  • учить детей строить полный последовательный рассказ по сюжетной картине, в речи простыми распространенными предложениями (в том числе с однородными членами);
  • при рассказывании использовать коллективно со-ставленный план.
  • рассматривание и беседа по данной кар-тине, составление рассказов-описаний, отдельных фрагмен-тов картины, чтение рассказов и стихов, беседа о лете.
  • чудесная, ясная, солнечная (погода);
  • березы, сосны, поляна, ромашки, колокольчики, незабудка, букет;
  • собирать, искать.
  • картина, кружочки красного и синего цвета по количеству детей.

Ход занятия

1. Организация внимания.

Правильно ответивший на вопрос садится на свое место.

2. Вступительная беседа:

- Какое сейчас время года?

- Назовите весенние месяцы.

- Какой весенний месяц сейчас?

- Какое время года будет после весны?

- Сейчас конец весны, как мы говорим про такую весну (поздняя)?

- На какое время года похожа поздняя весна?

- Какое летом солнце?

- А какая погода бывает летом?

- Ваня, скажи, какая летом погода, назови все слова, которые говорили ребята (ребенок строит предложение с однородными членами).

- Куда мы пойдем на прогулку?

3. Работа с картиной:

Логопед вывешивает картину:

4. Физминутка.

- А теперь вы встаньте со стульчиков, кто захочет, возьмите корзины для ягод, орехов и прогуляемся по лесу. (Дети изображают, как идут по лесу, рвут цветы, собирают ягоды в корзины (рука согнута в локте). А сейчас подкрадемся на цыпочках, спрячемся за дерево и посмотрим, как играют белки. Послушайте, как кукует вдалеке кукушка (дети тихим голосом ку-ку; ку-ку). Пойдем дальше. Нужно покричать, чтобы никто не отстал, не потерялся: Ау! Ау! (протяжно, не очень громко). Теперь можно идти домой.

- Сейчас будем составлять по картине рассказ.

- О чем будем говорить вначале?

- О чем расскажем потом?

- О чем будем рассказывать дальше?

- Что нужно сказать потом?

- Чем закончим рассказ?

3-4 ребенка (по очереди) составляют свои рассказы по картине. После каждого выступления дети поднимают красный или синий кружки в зависимости от того, понравился рассказ или нет. Затем они добавляют, высказывают замечания или, наоборот, говорят, что им понравилось в рассказе.

5. Итог занятия.

- Что мы сегодня делали?

- Чьи рассказы вам понравились?

Логопед дает оценку ответам детей.

Конспект занятия №3 по обученю рассказыванию по серии сюжетных картинок в подготовительной группе.

  • упражнять детей в составлении рассказа по серии сюжетных картинок;
  • учить развивать сюжет, придумывая продолжение рассказа;
  • учить давать оценку поступкам людей, их эмоциональному состоянию.

Ход занятия

1. Организация внимания:

2. Вступительная беседа:

- Ребята, вы знаете, что есть поступки плохие и хорошие, если человек совершит хороший поступок, то как про него можно сказать (хороший, справедливый, добрый). А если кто-то поступит плохо, то такому человеку обязательно будет стыдно. Поэтому нужно стараться вести себя так, чтобы потом не пришлось краснеть за свои поступки. Давайте расскажем о том, какие хорошие поступки вы совершили.

3. Рассказывание по картинкам.

- Сегодня мы будем составлять рас сказ про Олега и Мишу (выставляет первую картинку). Ира начнет рассказывать, а мы будем слушать внимательно и дополнять рассказ (Ира рассказывает. После рассказа дети вносят дополнения и поправки).

- Ребята, как в такой ситуации нужно поступить Мише?

- Давайте посмотрим, как же поступил Миша (выставляется вторая картинка). Кто хочет рассказать?

- Кто дополнит рассказ Артема? (Логопед следит за тем, чтобы в своих рассказах дети дали оценку поступку Миши).

- Миша поступил нехорошо. Как вы думаете, ему радостно от того, что он отобрал у Олега игрушку?

- Посмотрим следующую картинку. Вика, расскажи, что было раньше.

- Вам понравился рассказ Вики?

- Людям, которые поступают нехорошо, обычно бывает стыдно за свои поступки. И они даже краснеют от стыда. Посмотрим, стыдно ли Мише (выставляется четвертая картинка).

- Кто хочет рассказать? (Если ребенок в рассказе упускает это, то логопед просит обратить внимание на настроение персонажей картины).

4. Физминутка.

Две руки хлопают,
Две ноги топают,
Два локтя вращаются,
Два глаза закрываются.

5. Работа над развитием воображения:

- Дети, подумайте, а что могло произойти дальше? (Дети стали играть вместе).

- А как играть вместе, ведь игрушка-то одна? (Дети высказываю свои варианты)

- А на следующий день, когда мальчики пришли в детский сад, что мог сделать Миша, чтобы порадовать Олега?

- Так как же нужно играть, чтобы никому не было обидно?

- Кто хочет еще раз рассказать про Олега и Мишу (выслушивается 1-2 рассказа с добавлением своего конца истории).

Пересказ текста с использованием сюжетных картинок для детей 6-7 лет. Как научить ребенка пересказывать текст, как составлять текст по опорным сюжетных картинкам для детей. Как научить ребенка 5-6 лет пересказывать текст по сюжетным картинкам.

Рисунок (21) (700x522, 234Kb)

Рисунок (22) (700x514, 245Kb)

Рисунок (23) (700x514, 232Kb)

Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и Костя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя — в огороде. Решил Ваня вырастить урожай груш и винограда, а Костя — урожай гороха и огурцов. Овощи и фрукты выросли на славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные гусеницы, а к Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград. Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна.

— О ком этот рассказ?
— Где любил работать Ваня? Как его можно назвать?
— Где любил работать Костя? Как его можно назвать?
— Что выращивал в саду Ваня?
— А что в огороде Костя?
— Кто мешал Ване? А кто Косте?
— Как можно назвать гусениц и галок?
— Кто помог Ване избавиться от гусениц?
— А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок?
— Чему радовались трудолюбивые гусята в конце лета?
3.Пересказ рассказа.


1.Чтение рассказа.

Лебеди.
Дедушка перестал копать, наклонил голову вбок и к чему-то прислушался. Таня спросила шёпотом:
— Что там?
А дедушка ответил:
— Слышишь, лебеди трубят?
Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку, заулыбалась и спросила:
— А что же, у лебедей труба есть?
Дедушка засмеялся и ответил:
— Какая там труба? Просто они кричат так протяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь?
Таня прислушалась. И правда, где-то высоко были слышны протяжные далёкие голоса, а затем она увидела лебедей и закричала:
— Вижу, вижу! Верёвочкой летят. Может, они где-нибудь сядут?
— Нет, они не сядут, — задумчиво сказал дедушка. — Они улетают в тёплые края.
А лебеди летели всё дальше.


1.Беседа по серии сюжетных картинок.
— Где гулял мальчик Коля?
— Чего было много вокруг дома?
— Почему Коля стоит в одном ботинке?
— Как поступил Коля, когда заметил, что у него нет ботинка?
— Как вы думаете, он нашёл его?
— Кому рассказал Коля о своей потере?
— Кто стал искать ботинок после Коли?
— А после бабушки?
— Где Коля мог потерять ботинок?
— Почему солнышко нашло ботинок, а все остальные нет?
— Нужно ли поступать так, как поступил Коля?
2.Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Как солнышко ботинок нашло.
Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень нравилось бродить по лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик заметил, что на одной ноге у него нет ботинка.
Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но так и не нашёл. Пришёл он домой и рассказал всё бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок.
После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло ботинок.
3.Пересказ рассказа.

Общая горка. Пересказ по сюжетной картинке

Рисунок (32) (700x516, 202Kb)

1.Беседа по сюжетной картинке
— Какое время года изображено на сюжетной картинке?
— По каким признакам вы догадались, что это зима?
— Где собрались дети?
— Подумайте, кто построил горку?
— А кто из детей только что пришёл на горку?
— Обратите внимание на мальчиков. Как вы думаете, из-за чего они поспорили?
— Посмотрите на Наташу. Что она говорит мальчикам?
— Как закончилась эта история?
— Дайте название сюжетной картинке
2.Образец рассказа.
Общая горка.
Наступила зима. Выпал белый, пушистый, серебристый снег. Наташа, Ира и Юра решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Юра закричал:
— Не смей! Это не твоя горка! Ты её не строил!
А Наташа улыбнулась и сказала:
— Катайся, Вова! Это горка общая.
3.Пересказ рассказа.



1.Беседа по серии сюжетных картинок.
— Как вы думаете, какое время суток нарисовано на сюжетных картинках?
— Почему вы так думаете?
— Откуда вернулись домой Саша и Маша?
— А откуда пришли папа и мама?
— Как называется вечерний приём пищи в семье?
— Что стала делать мама? Зачем?
— Какую работу выполняет Саша?
— Что можно приготовить из картошки?
— А чем занята Аня?
— Что она будет делать?
— Кого вы не увидели в кухне за работой?
— Какую работу выполнял папа?
— Когда всё было готово, что сделала семья?
— Как можно закончить наш рассказ?
— Как вы думаете, чем займутся родители и дети после ужина?
— Как можно назвать наш рассказ?
2.Составление рассказа.
Семейный ужин.
Вечером вся семья собралась дома. Папа и мама вернулись с работы. Саша и Наташа пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин.
Саша почистил картошку для картофельного пюре. Наташа помыла огурцы и помидоры для салата. Мама пошла в кухню, поставила чайник на плиту и стала заваривать чай. Папа взял пылесос и почистил ковёр.
Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином.
3.Пересказ рассказа.



1.Беседа по серии сюжетных картинок.
— Какой праздник приближается?
— Как вы можете это доказать?
— Чем заняты ребята?
— Назовите, какие ёлочные украшения у них получатся?
— Чем пользуются дети для изготовления ёлочных игрушек?
— Они работают с удовольствием или нет?
— Какие получились у них украшения?
— Куда они повесили свои игрушки?
— Как дети проводили праздник?
— Во что они были одеты?
— Какой сюрприз ждал их в конце праздника?
2.Составление рассказа.
Новый год на пороге.
Приближался любимый детский праздник — Новый год. А ёлка стояла в углу и грустила. Оля посмотрела на ёлку и предложила:
— Давайте украсим её не только шарами, но и сами сделаем игрушки!
Ребята согласились. Каждый из них вооружился ножницами, красками и цветной бумагой. Работали они с удовольствием. Вскоре яркие, красочные украшения были готовы. Ребята с гордостью повесили на ёлку свои работы. Ёлка сверкала и светилась.
Наступил праздник. Ребята надели маскарадные костюмы и отправились к ёлке. Они пели, танцевали и водили хоровод. Ну, и конечно же, к ребятам пришёл Дедушка Мороз с долгожданными подарками.
3.Пересказ рассказа.

Рисунок (40) (700x515, 249Kb)

1.Беседа.
— Кого вы видите на сюжетной картинке?
— Назовите растения, которые находятся в живом уголке.
— Нравится ли детям трудиться в живом уголке? Почему?
— Кто сегодня трудится в живом уголке?
— Чем заняты Катя и Оля?
— Какие листья у фикуса?
— Почему Даше нравится ухаживать за рыбками? Какие они?
— Что нужно делать, если в живом уголке живёт хомяк? Какой он?
— Какие птицы живут в живом уголке?
— Где находится клетка с попугаями? Какие попугаи?
— Как ребята выполняют свою работу?
— Почему им нравится ухаживать за животными и растениями?
2.Составление рассказа по сюжетной картинке
В живом уголке.
В живом уголке много растений и животных. Детям нравится наблюдать и ухаживать за ними. Каждое утро, когда ребята приходят в детский сад, они идут в живой уголок.
Сегодня в живом уголке трудятся Катя, Оля, Даша, Ваня и Наталья Валерьевна. Катя и Оля ухаживают за фикусом: Катя вытирает влажной тряпочкой его большие блестящие листья, а Оля поливает растение. Даше нравятся рыбки: они очень яркие и с удовольствием едят корм, который она насыпает в аквариум. Ваня решил поухаживать за хомячком: он чистит его клетку, а затем будет менять воду. Наталья Валерьевна кормит пёстрых попугаев. Их клетка висит высоко и ребятам до неё не дотянуться. Все очень сосредоточены и стараются хорошо выполнить свою работу.
3.Пересказ рассказа.



1.Беседа по серии сюжетных картинок.
— Какое время года изображено на сюжетной картинке?
— Что вы можете сказать о погоде?
— Какой стоит снеговик?
— Кто пробегал мимо снеговика?
— Что он заметил?
— Что решил сделать зайка?
— Почему ему не удалось достать морковку?
— Что он задумал потом?
— Помогла ли ему лестница добраться до морковки? Почему?
— Как изменилась погода по сравнению с первой сюжетных картинкой?
— Что можно сказать о настроении зайчика на второй сюжетной картинке?
— Что происходит со снеговиком?
— Как светит солнышко на третьей сюжетной картинке?
— На что похож снеговик?
— Какое настроение у зайчика? Почему?
2.Составление рассказа.
Заяц и морковка.
Наступила весна. Но солнышко ещё редко выглядывало из-за туч. Снеговик, которого слепили дети зимой, стоял и даже не думал таять.
Однажды мимо снеговика пробегал зайчик. Он заметил, что вместо носа у снеговика вкусная морковка. Стал подпрыгивать, но снеговик был высокий, а зайчик маленький, и он никак не мог достать морковку.
Зайчишка вспомнил, что у него есть лестница. Он побежал в дом и принёс лестницу. Но даже она не помогла достать ему морковку. Зайчик загрустил и сел возле снеговика.
Тут из-за туч выглянуло тёплое весеннее солнышко. Снеговик медленно начал таять. Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный зайчик с удовольствием её съел.
3.Пересказ рассказа.





1.Чтение сказки.
2.Беседа.
— О ком эта сказка?
— Чем занимались целый день мышата?
— Как можно назвать мышат, какие они? А петушок?
— Что нашёл петушок?
— Что предложили сделать мышата?
— Кто обмолотил колосок?
— Что предложили сделать мышата с зерном? Кто это сделал?
— Какую ещё работу выполнял петушок?
— А что в это время делали Круть и Верть?
— Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?
— Почему голос у мышат становился тише после каждого вопроса петушка?
— Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?
3.Пересказ сказки.





1.Беседа.
— Какое время года изображено на первой сюжетной картинке?
— Где работает трактор? Как называется профессия человека, который работает на тракторе?
— Какую работу выполняет трактор?
— Как называется техника, которую вы видите на третьей сюжетной картинке? Какую работу выполняет сеялка?
— Какую работу выполняет самолёт? Зачем нужно удобрять поле?
— Когда созревает пшеница?
— С помощью чего убирают урожай пшеницы? Как называется профессия человека, который работает на комбайне?
— Из чего пекут хлеб?
— А что нужно сделать с зёрнами пшеницы, чтобы получилась мука?
— Где пекут булки, батоны? Кто их печёт?
— Куда затем везут хлеб?
— Как нужно относиться к хлебу? Почему?
2.Составление рассказа.
Откуда хлеб пришёл.
Наступила весна. Растаял снег. Выехали в поле трактористы, чтобы вспахать и взрыхлить землю под будущий хлеб. Хлеборобы засыпали зерно в сеялки и стали рассеивать по полю. А затем в небо поднялся самолёт, чтобы удобрить пшеничное поле. Удобрение попадёт в землю, а пшеница будет расти и созревать. К концу лета пшеничное поле заколосится. Выйдут в поле комбайнеры. Поплывут по пшеничному полю комбайны, как по синему морю. Намолоченное зерно смелют в муку. В пекарне из неё испекут тёплый, душистый, вкусный хлеб и отвезут в магазин.
3.Пересказ рассказа.

Сюжетные картинки для составления рассказов для детей 6-7 лет: Один дома

Рисунок (54) (700x517, 191Kb)

1.Беседа.
— Кого вы видите на сюжетных картинокге?
— Какие игрушки вы видите на сюжетной картинке?
— Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?
— Какое настроение у мамы? Чем она недовольна?
— Когда это могло случиться?
— Как вы думаете, куда ходила мама?
— Кто оставался дома один? Что дети обещали маме?
— Чем занималась Катя? А Вова?
— А чьи бусы рассыпаны на полу?
— Как вы думаете, мама разрешила брать бусы?
— А кто их взял?
— Почему бусы оказались разорванными?
— Что почувствовали дети, когда вернулась мама?
2.Составление рассказа.
Одни дома.
Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл машинками.
Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала Кате их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с Катиной шеи. А Катя не давала их снимать.
Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама вернулась из магазина. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не выполнили своё обещание.
3.Пересказ рассказа.

Сюжетные картинки для составления рассказов для детей 6-7 лет: про пограничников



1.Беседа.
— Кого вы видите на первой сюжетной картинке?
— Куда они направляются?
— Что заметил пограничник?
— Кому он показал следы?
— К кому привели следы?
— Что в руках у нарушителя?
— Рассмотрите вторую сюжетных картинокку. Что вы можете сказать о Трезоре? Почему он такой злой?
— Что сделал нарушитель, когда Трезор напал на него?
— Как можно назвать пограничника и Трезора, какие они?
— Если все защитники будут такие, то какой будет наша Родина?
2.Составление рассказа.
Граница Родины — на замке.
Границу нашей Родины охраняют пограничники.Однажды в дозор вышли солдат Василий и его верный друг — пёс Трезор.Вдруг пограничник заметил свежие следы. Он показал их Трезору. Трезор тут же отправился по следам.
Вскоре пограничник и Трезор увидели нарушителя границы. Он был вооружён, а увидев пограничника и Трезора, направил на них пистолет. Трезор весь напрягся и напал на преступника. Он схватил нарушителя за руку, и тот от испуга уронил пистолет. Верные друзья арестовали нарушителя.
Пусть каждый знает, что граница нашей Родины — на замке.
3.Пересказ рассказа.

Читайте также: