Рассказ о мальчике который хотел пойти в школу

Обновлено: 07.07.2024

Рассказ про маленького мальчика, который очень хотел ходить в школу, но был еще мал. Дома было скучно, и он сам решился пойти в школу, зайти в класс. Учитель разрешил ему остаться, раз он так тянется к знаниям.

Филипок читать

Был мальчик, звали его Филипп.

Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и тоже собрался идти. Но мать сказала ему:
— Куда ты, Филипок, собрался?
— В школу.
— Ты ещё мал, не ходи.
И мать оставила его дома.

Отец ещё с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филипок да бабушка. Школа была за селом у церкви. Когда Филипок шёл по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собака тоже за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал.

Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, учитель в красном шарфе ходил посередине. Филипок рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.
— Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.
— Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.

Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уже и немножко читать умел.
— Ну-ка, сложи своё имя.
Филипок сказал:
— Хве-и – хви, ле-и – ли, пе-ок – пок.
Все засмеялись.
— Молодец, — сказал учитель. – Кто же тебя учил читать?
Филипок осмелился и сказал:
— Костюшка! Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!
Учитель засмеялся и сказал:
— Ты погоди хвалиться, а поучись.

Рейтинг: / 698

Филиппок пошёл в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, и учитель в красном шарфе ходил посередине.

- Ты что - закричал он на Филиппка. Филиппок ухватился за шапку и ничего не говорил.- Да кто ты?

- Филиппок молчал.- Или ты немой?

- Филиппок так напугался, что говорить не мог.- Ну, так иди домой, коли говорить не хочешь.

Филиппок Л. Н. Толстой.

А Филиппок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по головке и спросил у ребят, кто этот мальчик.

— Это Филиппок, Костюшкин брат; он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.

— Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.

Учитель стал показывать Филиппку буквы, а Филиппок их уже знал и немножко читать умел.

Толстой Лев

Поскольку ученики начальной школы только учатся анализировать литературные произведения, предлагаем образцы краткого и полного анализа рассказа.

Год написания и публикации – 1875 год.
История создания – рассказ был предназначен для изучения в сельских школах и входил в сборники чтения.
Жанр – быль или рассказ, направление – реализм, назначение (для чего) – учебная литература.
Основная идея – если человек поставил себе цель учиться, его ничто не остановит.
Тема – учиться можно начинать в любом возрасте.
Проблема – важно заметить в ребенке познавательную активность и поддержать ее, а не сдерживать, как это делала мама Филиппка.
Композиция – рассказ описывает один день из жизни крестьянского мальчика, который стал поворотным в его судьбе.

п.1. Тематика и проблематика

Тема: обучение в раннем возрасте.

Проблема: Обучение благотворно в любом возрасте, если человек этого хочет.

Несмотря на то, что Филиппку нельзя было до этого момента посещать школу, он уже выучился понемногу писать и читать. Это значит, что он научился этому от старших родственников, наблюдая за братом Костюшей.

Тема: отношение старших к малышу, который рвется получить образование.

Проблема: Важно поддержать ребенка в его стремлении, уважать его желания.

Мама не пускает Филиппка на занятия, видимо, опасаясь за него (он младший). Но тем самым она лишает его важного опыта.

А вот учитель решает, что мальчик уже показал достаточно высокий интерес к образованию, он поддерживает и хвалит Филипка.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Человек, у которого есть цель, способен показать чудеса решимости и смелости.

Все это рождает мощный порыв, и однажды Филипок отваживается пойти в школу без спроса. Он не пугается расстояния или собак по дороге, он не думает о том, будет ли его ругать мать, просто хочет добиться своей цели. Это образец того, как маленький человек уже показывает задатки сильной личности.

п.3. Основные герои

Образная система рассказа строится на том, что какие-то герои препятствуют Филипку, а какие-то помогают.

п.4. Литературные приёмы

В этом поучительном рассказе очень важны символы, которые переносно показывают важность поступка Филипка.

  • Дорога в школу
    Она олицетворяет то, что к цели всегда ведет некий путь, что цель именно достигается, а не получается из ниоткуда. Трудная дорога придает ценность занятиям в школе.
  • Препятствия
    На пути Филиппка много препятствий: отсутствие шапки, злобные собаки, расстояние, запрет мамы, побег без спроса, пока бабушка спит, растерянность, неуверенность, боязнь, что учитель прогонит.

Все они показывают, что путь к желаемому результату может быть не таким уж простым.

Также в рассказе можно увидеть психологизм – выражение внутреннего состояния героев.

Например, вот как автор описывает переживания мальчика:

На Филипка нашел страх: что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать.

Филипок так напугался, что говорить не мог. — Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. — А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло.

п.5. Конфликт произведения

Главный конфликт – между запретом мамы и целью ребенка. Мальчик нарушает правила (ему по возрасту пока учиться нельзя), но получает желаемое. В итоге оказывается, что юный возраст – не помеха учебе.

Анализ произведения

В рассказе представлено три основных персонажа — настойчивый и любознательный Филипп, его брат Костя и мудрый учитель. Филипок стремился к знаниям, хотел ходить в школу вместе с братиком.

Краткое содержание

На Филипка напали собаки

Как-то малыш по имени Филипп собрался пойти в школу вместе со своим братом и другими деревенскими ребятами. Мальчика ласково звали Филипок. Мама сказала ему, что он еще мал для этого. Родители ушли на работу, и Филипп остался с бабушкой. Через некоторое время она уснула, а мальчик воспользовался этим. Он взял отцовскую шапку и пошел в школу. Филипп прошел через всю деревню, но потом на него напали огромные собаки. Ребенок был напуган, но ему повезло, мимо проходил мужчина, который разогнал животных.

Филипок быстро добежал до школы, зашел в класс. Там было полно шумных ребят. От этого мальчик растерялся еще больше, но потом учитель спросил его имя, Филипп не смог ничего ответить. Кто-то из детей рассказал, что это младший брат Костика, и он очень сильно хочет учиться.

Педагог посадил малыша рядом с братом и пообещал, что поговорит с его мамой, чтобы мальчик со всеми ходил занятия. С тех пор Филипп посещал школу.

План пересказа

  1. Ребята идут в школу.
  2. Желание учиться.
  3. Дорога в школу.
  4. Стая собак.
  5. Шумные ребята и добрый педагог.
  6. Филипок стал школьником.

Основная мысль

На примере главного героя видно, что учиться можно в любом возрасте. Если есть желание, то не должно быть никаких преград. Филипок оказался настойчивым, целеустремленным, смелым и решительным ребенком. Он добился своей цели, несмотря на свой возраст, ничего не испугался. Это произведение учит следующему:

  • решительности;
  • смелости;
  • ответственности;
  • целеустремленности;
  • быть любознательным человеком;
  • стремиться к знаниям и ценить их;
  • добиваться целей;
  • самостоятельно принимать решения;
  • отвечать за свои поступки.

Филипок в школе

Получать новые знания и навыки — это похвально и показывает человека с хорошей стороны.

Отзывы читателей

Недавно на уроке внеклассного чтения мы анализировали этот рассказ, а потом нам задали разделить его на части и озаглавить каждую. Еще нужно было нарисовать Филипка. Картинки у всех получились разные, но интересные. Самый главный вопрос на уроке, который мы разбирали, был такой: почему мальчик решил пойти в школу? Он хотел быть взрослее, походить на своего брата и получать знания так же, как все. Этот литературный персонаж настоящий герой, так как он с самого детства добивается своих целей и ничего не боится. Надеюсь, мой отзыв был полезен, помог разобраться со смыслом рассказа.

Читайте также: