Рассказ для начальной школы о подготовке

Обновлено: 08.07.2024

Важную роль сказок в детском чтении К.Д.Ушинский определил уже тем, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. К.Д.Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их благотворном воздействии на ребенка-читателя. [c.108]

После 1917 года некоторые педагоги отрицали сказку в развитии личности детей, призывали исключить произведения этого жанра из круга детского чтения, утверждая, что она (сказка) уводит детей в мир фантазий, путает их опыт и представления о реальности, вызывает у детей сочувствие к царевичам и королевичам. В это же время в защиту сказки выступил А.М.Горький, давший исчерпывающие объяснения воспитательной роли сказки и её значения не только в детской, но и во всей художественной литературе. [5]

Огромный воспитательный потенциал является основанием для включения различных сказок в круг детского чтения и помещения их в современные учебники-хрестоматии по литературному чтению.

В государственных требованиях к уровню подготовки учеников, оканчивающих начальную школу, указывается, что выпускник начальной школы должен различать и сравнивать произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка), сказки народные и литературные. [7]

Для того чтобы максимально использовать воспитательный и обучающий потенциал сказки, учителю необходимо знать жанровые особенности этих произведений и опираться на них при проведении всех видов работы с текстом сказок на уроках литературного чтения.

Существует ряд общих рекомендаций к работе над сказкой в начальной школе.

Русские сказки дают богатый материал для развития творческих способностей детей, их познавательной активности, воспитания личности.

Сказки вызывают особый интерес детей: в равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряжённое с борьбой тёмных и светлых сил, и чудесный вымысел, и идеализированные герои, на которых хочется быть похожим, и счастливый конец.

К сожалению, этот потенциал, заложенный в сказках, не раскрывается в полной мере на уроках литературного чтения в начальной школе, поскольку изучение сказок ограничивается многими учителями и сводится лишь к выяснению характеров действующих лиц и определению сюжетной линии. В результате разрушается целостность её художественного мира и от детей ускользает её особое обаяние и самобытность. [ 1,2,3]

Эти задачи могут быть решены только в процессе комплексного подхода к изучению сказки в начальной школе.

Идеи комплексного подхода к изучению сказки в школе, принцип целостного её анализа пока ещё не стали общепринятыми в методике. В многочисленных публикациях мы находим лишь отдельные интересные наблюдения и рекомендации, касающиеся анализа образа героя, сюжета, языка, указания на эффективность применения тех или иных приёмов её изучения. Однако эти рекомендации остаются разрозненными и пока ещё не могут обеспечить продуктивное продвижение детей по пути становления грамотного читателя. Комплексный анализ позволяет рассматривать сюжет, языковые особенности и художественное своеобразие сказки во взаимосвязи, что способствует более глубокому восприятию детьми идейного содержания изучаемой сказки.

Методические рекомендации предлагают учителю общее направление работы со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным жанровым разновидностям. Однако не всегда в методических советах учитывается качественная неоднородность сказочного жанра, не определяется оптимальный объем читательских умений, которые должны сформироваться у школьников при чтении сказок разного вида.

Выводы по теме.

Обобщая основные методические положения работы со сказками на уроках литературного чтения в начальной школе, отметим следующее:

Список литературы

1. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. - М.,1975. – с.135.

2. Иванова Э.И. Расскажи мне сказку. – М., 1993. – с.464.

3. Пропп В.Я.Морфология сказки. - М., 1969. - с.167.

4. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской литературе: Сборник //сост. В.В.Терновская и Н.И.Яшин.- М., 1983. - c.94-115.

6. Сухомлинский В.А. Избр. пед соч. – М.,1979. – Т.1. – с.183.

Отношение ребенка к книге закладывается в младшем школьном возрасте. Я являюсь учителем начальных классов почти двадцать лет. С грустью наблюдаю за тем, что дети все меньше и меньше уделяют внимания чтению, не любят читать, почти не имеют книг дома и не стремятся их приобрести. Родители жалуются на то, что читать приходится заставлять. Ребенок через силу, уступая взрослым, прочитывает несколько страниц, почти не понимая и не вникая в суть прочитанного. Такое чтение не вызывает интереса, напротив, ведет к стойкому негативу к самому процессу чтения, к книгам. Такое положение дел не устраивает ни родителей, ни учителей. Ребенок ошибочно считает, что чтение – это нудное и неинтересное занятие и, поэтому, старается всячески избежать его.

Одним из способов привлечения детей к чтению, привития привычки читать, и не просто читать, а думать над прочитанным, получать удовольствие от процесса чтения - это глубокий анализ литературного произведения. Учу этому на уроках чтения. Наиболее целесообразным считаю изучать произведение постепенно, поэтапно. Для себя определила эти этапы следующим образом:

Рассмотрим более подробным образом данные этапы:

Автор рассказа. Дети знакомятся с автором произведения. Вспоминают, какие произведения этого автора они уже читали

Название произведения. Знакомясь с названием произведения, дети выдвигают предположения, о чем будет рассказ.

Жанр. После прочтения дети определяют жанр произведения.

Тема . Дети пытаются очень кратко, с помощью нескольких предложений сформулировать о чем или о ком данное произведения. Работа очень полезна для развития связной речи, умения кратко излагать свои мысли, видеть и вычленять главное в тексте.

План рассказа. Уметь разбить текст на маленькие логические части и озаглавить каждую - очень полезное умение. Оно помогает видеть текст , чувствовать его и готовит к подробному пересказу.

Мораль. Самый главный этап. Дети на данном этапе должны хорошо задуматься и ответить на несколько вопросов:

Чему же, собственно, учит данное произведение?

Что хотел сказать нам автор?

Для чего написано данное произведение?

Иллюстрация к рассказу . Это творческая работа сродни работе художника иллюстратора. Пожалуй, самый любимый учениками этап. Не всегда обязательный. Иногда практикую устную иллюстрацию. Иногда устраиваю конкурсы рисунков. Эта работа помогает сделать работу над рассказом более живой, наглядной. К тому же она способствует глубокому и вдумчивому повторному прочтению.

Вопросы . Дети делятся возникшими вопросами друг о прочитанном с друг другом. Иногда они возникают не сразу.

Домашнее задание . Может быть различным:

Обращение к толковому словарю и лексический разбор значений некоторых слов;

Подготовка к выразительному чтению;

Данная работа проводится постепенно, начиная с первого класса, по мере взросления детей добавляются все новые и новые этапы. К тому же она должна проводиться регулярно. Мне удобнее, если у детей будут заведены тетради , все этапы они фиксируют там.

Работая, таким образом, дети постепенно учатся глубоко разбираться в прочитанном, постепенно появляется интерес к чтению. Дети уже не подходят к чтению равнодушно, начинают думать, размышлять. Понемногу интерес к чтению увеличивается.


Полный текст материала Поэтапная работа над рассказом, 1-4 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Ребёнок уже читает, но не всегда понимает смысл прочитанного? Идеи и упражнения, которые мы предлагаем ниже, будут полезны родителям и педагогам. Используйте ЛогикЛайк-подход для занятий дома или открытых уроков в школе.


Как научить ребёнка понимать смысл текста?

Технически большинство детей умеют читать вслух уже при поступлении в первый класс. Но далеко не все способны размышлять над содержанием, запоминать и правильно пересказывать суть. ЛогикЛайк подскажет, как заниматься с ребёнком, чтобы он научился читать осознанно.

Большинство детей (стихийно) концентрируются на правильном и быстром чтении, поэтому не улавливает смысл предложений. Отсюда сложности при попытке связать прочитанное воедино и пересказать содержание. Чтобы научиться понимать текст, нужно переключиться с автоматического чтения на осмысленное.

Отработка приёмов работы с текстом во многом влияет на подход ребёнка к обучению. В 5-8 лет формируется правильный (или неправильный) способ мышления и восприятия новой текстовой информации.

Учимся работать с текстом: 2 способа начать

Вы уже выбрали книгу, которую будете читать, но не знаете, как подойти к чтению по-новому? Какие приёмы использовать, чтобы ребёнок наверняка улавливал суть прочитанного, а родитель или педагог смог бы это отслеживать? Попробуйте два подхода.

Классический способ работы с текстом включает стандартные приёмы, которые по традиции используются в школе. Сначала внимательно прочитать текст. Ответить на вопросы по содержанию, выделить основную мысль и тему текста, придумать заголовок, найти и объяснить непонятные слова — ничего сложного.

Прогрессивный способ проникает в суть проблемы и учит ребёнка мыслить логически, обращать внимание на детали в тексте, видеть структуру текста, находить в нем существенную и несущественную информацию, соотносить прочитанное со своим опытом и др. Приведем примеры конкретных приёмов, которые тренируют все эти навыки.


Автор статьи описывает особенности работы с детьми начальной школы посредством сказок как одного из литературных жанров. Подчеркивается роль и место сказки в образовательном процессе начальной школы.

Ключевые слова: начальное образование, общеобразовательная школа, сказка, литературное чтение.

В настоящее время наблюдается снижение интереса к чтению в начальной школе. Одним из путей решения этой проблемы, является создание условий, способствующих формированию полноценного восприятия литературной сказки младшими школьниками. Так как мир литературных сказок прекрасен и увлекателен не только по содержанию, включающему необычность сюжета, героев, явлений, отражающих как мир прошлого, так и современные явления действительности с одной стороны, но и по форме, с другой стороны, используя вес богатый арсенал изобразительно-выразительных средств, что дает писателю возможность выразить собственную авторскую позицию.

В данном направлении работали такие ученые, как Н. С. Бибко, М. П. Воюшина, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, Е. М. Мелетинский, Н. Д. Молдавская, М. М. Рубинштейн, М. А. Рыбникова, Л. Е. Стрельцова, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.

В настоящее время не все педагоги владеют специальной подготовкой и не могут на достаточно высоком уровне осуществлять обучение школьников по современным программам литературного чтения. Для решения этой задачи учителю необходимо создавать специальные условия для формирования полноценного восприятия произведения. В данной статья выделены основные условия работы со сказкой на уроках в начальной школе. Определяя способы работы с литературным произведением, необходимо учитывать его жанровое своеобразие. Рассмотрим особенности жанра сказки:

1. Сказка — древнейший жанр устного народного творчества, содержащий в себе общечеловеческие темы и идеи: торжества добра над злом, лжи над правдой, жизни над смертью, милосердия над жестокосердием, ума над хитростью и т. д.

2. Признаки сказки: занимательность, установка на вымысел, повествовательность сюжета, особая форма построения, воспитательная функция;

3. В соответствии со Сравнительным указателем сюжетов Восточнославянской сказки выделяют группы сказок в зависимости от построения сюжета: волшебные, о животных, бытовые; в зависимости от происхождения: народные и литературные.

Учитывая вышеперечисленные пункты, можно сформулировать первое условие работы со сказкой: прежде чем переходить к изучению литературного материала, младших школьников необходимо познакомить с жанром сказки и его признаками. Владение данными знаниями облегчит восприятие особенностей сказки.

Процесс знакомства с литературным произведением невозможен без восприятия. Под восприятием художественного литературного произведения понимается способность читателя сопереживать героям, авторам произведений, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы.

Картина осознания одного и того же произведения учениками будет неоднородной. Восприятие литературы варьируется в зависимости от уровня, на котором находится читатель. Рассмотрим, каковы особенности понимания сказки младшими школьниками в зависимости от их уровня восприятия литературного произведения.

Учитывая вышеизложенные особенности восприятия литературного произведения детьми, можно сформулировать второе условие при работе со сказкой: педагогу необходимо регулярно диагностировать и повышать уровень восприятия художественного литературного произведения учащихся, а также выстраивать свою работу соразмерно с выявленными результатами.

Особенности сказок и её восприятия младшими школьниками требуют особого подхода к изучению на уроке. Разнообразие сказок, а также специфика возрастного периода учащихся диктует педагогу использование разнообразных, занимательных, продуктивных видов работ на уроке чтения сказки. Для решения вышеуказанной задачи предлагается использовать на уроках: использование музыкальных и визуальных эффектов, сравнение сказок, анализ художественного текста по схеме, наблюдение за своеобразием языка сказки, стилистический эксперимент, эксперимент с художественным образом, творческий пересказ, драматизация. Из вышесказанного можно сформулировать следующее условие, необходимое для продуктивной работы: для каждого урока чтения сказки нужно выбирать различные виды работы с учетом особенностей сюжета, героев произведения.

Большинство сказок изучается в начальной школе. Сказка — один из любимых жанров детей. На примере этих литературных произведений педагогу открываются возможности не только познакомить учащихся с литературоведческими понятиями и особенностями, но и воспитывать в детях нравственные качества на примерах литературных героев. В данной статье выделены условия, выполнение которых позволит сделать урок чтения сказки продуктивнее.

2. Аарне-Томсон. Сравнительный указатель восточнославянской сказки / Аарне-Томсон — Л., 1979–890 с.

3. Белянин В. П. Психолингвистические аспекты художественного текста / Белянин В. П. — М. Издательство МГУ, 1988–120с.

4. Бойкина Н. В. Литературное чтение. Диагностические работы для учащихся 3 класса/ Бойкина Н. В. — СПб: СМИО Пресс, 2008–72 с.

5. Волков Р. М. Сказка. Разыскания по сюжетосложению народной сказки, т.1 / Волков Р. М. — Одесса — 376 с.

Основные термины (генерируются автоматически): литературная сказка, начальная школа, сказка, литературное произведение, ребенок, урок чтения сказки, авторская позиция, литературное чтение, младший школьник, полноценное восприятие.

Читайте также: