Рассказ детям о белых медведях в доу

Обновлено: 08.07.2024

Учить детей различать и называть животных Севера, знакомить их с внешним видом, характерными особенностями, повадками белого медведя. Развивать наблюдательность, па­мять, творческое воображение, логическое и образное мышление, находчивость.

Формировать фразовую и связную речь детей при составлении описательного рассказа. Развивать связную речь детей, обогащая ее за счет введения в речь однородных второстепен­ных членов предложения. Учить детей строить предложения грамматически правильно; с интонационной законченностью. Расширять словарь детей.

Развивать эмоциональную сферу детей, их умение сопереживать, заботиться о малышах - зверятах.

- Разучивание загадок о белом медведе.

Воспитатель. Ребята, я слышу какие-то необычные звуки. Закройте глаза и прислушайтесь. Что вы слышите?

Дети. Мы слышим, как кто-то плачет.

Появляется маленький игрушечный медвежонок.

Воспитатель. Кто ты? Как тебя зовут?

Медвежонок. У-у-у! Я белый медвежонок, меня зовут Умка. Меня привезли в зоопарк, но я очень скучаю по маме и папе. Помогите мне, пожалуйста, их найти.

Медвежонок плачет. Лети его жалеют, гладят.

Воспитатель. Медвежонок, ты, наверное, голодный. Ребята, чем бы вкусным нам его угостить?

Дети. Печеньем, яблоками, конфетами.

Медвежонок. Нет. Мы, белые медведи, едим только рыбу, тюленей, морские водоросли, птичьи яйца.

Воспитатель. На тебе рыбку. Ребята, поможем Умке найти его папу и маму?

Воспитатель. Где же нам искать твоих родителей? Давайте посмотрим в атласе, где живут белые медведи.

Дети рассаживаются на ковре вокруг большого атласа, ищут места обитания белых медведей.

Воспитатель. Где живут белые медведи?

Дети. Белые медведи живут далеко на Севере

Слова: снег, холод, пустыня, ледник, айсберг, подберезовик, тюлень, яблоня, ромашка, цыпленок, морок, снежинка, северное сияние.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Умка, неужели вы на Севере не мерзнете?

Медвежонок. Нет. Догадайтесь, почему? Какая у нас шуба?

Дети. Толстая, пушистая, меховая, теплая, белая.

Ребенок. А вам не скучно жить там, где нет ни деревьев, ни ягод, ни грибов?

Медвежонок. Нет, нам скучать некогда. Надо добывать себе пищу. Для этого надо влезть на ледяную гору и высмотреть добычу с высоты. Затем осторожно к ней подобраться, прячась за глыбы льда и поймать ее. Мы умеем хорошо нырять, долго и быстро плыть, охотясь за рыбой. Мы умеем быстро бегать и съезжать с гор.

Медвежонок. Догадайтесь и ответьте, какой мой папа. Он не маленький, а.

Медвежонок. Он не черный, а.

Медвежонок. Он не слабый, а.

Медвежонок. Он не медлительный, а.

Медвежонок. Он не травоядный, а.

Медвежонок. Он не неуклюжий, а.

Медвежонок. Ребята! Расскажите мне о своих мамах. Какие они?

Дети. Добрые, ласковые, заботливые, нежные.

Медвежонок. 'S' нас. белых медведей, мамы тоже такие. Каждая медведица роет берлогу в снегу, а там и рождаются один или два медвежонка. Медвежата появляются на свет слепые, глухие, беспомощные, маленькие. Медведица все время проводит с ними. Она согревает их своим теплом и кормит малышей молоком. Когда медвежата подрастают, мама-медведица катается вместе с ними с горок, кувыркается, борется, учит охотиться. У-у-y! Хочу скорее к маме.

Воспитатель. Не переживай, малыш. Ребята, давайте поможем медвежонку, отвезем его домой на самолете. Согласны?

Воспитатель. Заведем моторы.

Воспитатель. Приземляемся. Холодно. Погреемся.

Большие пальцы правой и левой рук вместе с остальными образуют колечко. Колечки подносятся к глазам.

Воспитатель. Посмотрите направо, посмотрите налево. Никого не видно. Все животные Севера испугались гула самолета и разбежались кто куда. Угадайте, кто от вас спрятался?

Воспитатель. Угадайте, кого не стало?

Дети. Не стало моржа (черно-бурой лисицы, песца, тюленя, нерпы, северного оленя, морского котика).

Медвежонок. И у меня тоже есть картина. Ее нарисовал мой знакомый художник. На ней нарисован мой папа — белый медведь.

Воспитатель. Ребята, давайте составим рассказ о белом медведе. Будем его всем рассказывать. Может, кто-то подскажет нам, где искать родителей медвежонка Умки. Согласны?

Дети садятся за столы.

Воспитатель. Умка, посиди и послушай, правильно ли мы составим рассказ. Кто это?

Дети. Это белый медведь.

Воспитатель. Где живет белый медведь?

Дети. Он живет далеко на Севере, где много снега и льда.

Дети рисуют в кружочке .Vs 1 снежинки, снежный сугроб, льдинки.

Воспитатель. Какой он? Назовите слова-признаки.

Дети. Он большой, белый, сильный, быстрый, хищный, ловкий.

Воспитатель. Какое тело у белого медведя, чем оно покрыто?

Дети. У белого медведя длинное, большое, сильное тело, покрытое густой, длинной, белой или желтоватой шерстью.

Дети рисуют в кружочке ЛЬ 3 медвежью шерсть. Воспитатель обращает внимание детей на центральный кружок.

Воспитатель. Чья эго морда?

Дети. Это медвежья морда.

Воспитатель. Рассмотрите медвежью морду на картинке. Опишите ее.

Дети. Голова у медведя вытянутая, треугольная. На голове есть два маленьких, черных, зорких глаза: чуткий, черный нос и пасть с острыми зубами. Уши у медведя маленькие, овальные.

Воспитатель. Когда медведь ныряет, он прижимает уши к голове и вода в них не попадает. Какая у белого медведя шея?

Дети. Шея у белого медведя длинная.

Воспитатель Какие у белого медведя лапы?

Дети У белого медведя четыре лапы с короткими, но острыми когтями.

Воспитатель. Лапы у него очень широкие, поэтому он может долго и быстро плавать. Подошвы покрыты густой шерстью, так что лапы не мерзнут.

Воспитатель. Чем питается белый медведь? На кого он охотится?

Дети. Он охотится на морских животных — тюленей, ловит рыбу.

Дети рисуют в кружочке ЛЬ 5 рыбок и тюленя.

Воспитатель. А что еще умеет делать белый медведь, назовите слова-действия.

Дети. Нырять, плавать, охотиться, подкрадываться, бегать, ходить, съезжать (с горок).

Дети рисуют в кружочке № 6 гору, около горы воду, а рядом с горой медвежьи следы или же рисуют руку (символ функции).

Воспитатель. Какие медведицы мамы, как они ухаживают за медвежатами?

Дети. Медведицы добрые, заботливые мамы. Медведица роет в снегу берлогу, в которой у нее рождаются медвежата. Они маленькие, слепые, глухие, смешные. Мама-медведица ухаживает за ними, играет, учит охотиться.

Воспитатель. В восьмом кружочке нарисуйте себя.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Кто хочет рассказать о белом медведе?

Дети пересказывают рассказ по цепочке с опорой на схему-модель.

Воспитатель. Молодцы! А кто из вас хочет рассказать о белом медведе один?

Медвежонок. Это очень трудное задание, я бы не справился.

Воспитатель. Наши ребята привыкли бороться с трудностями, и сейчас они нам это покажут.

Один ребенок описывает белого медведя и показывает все то, о чем рассказывает, на картине.

На одной ножке покружись

И в детский сад ты возвратись!

Дети выполняют задание.

Медвежонок. Какое интересное было путешествие. Спасибо вам, ребята! Я с радостью поживу в вашем чудесном детском саду.

1.Формировать знания детей о животных Арктики, в особенности о белом медведе; его внешнем виде, характерных особенностях, образе жизни.

2.Обогатить словарь детей за счет имен существительных (берлога, шкура, мех, пасть, когти, Север, Арктика), имен прилагательных (острые- зубы, густая- шерсть, крупный, сильный) и глаголов (плавать, нырять, охотиться, рычать, бегать, ползать -на животе).

3.Воспитывать сопереживание и доброжелательность к белым медведям, вызывать стремление защитить их и сохранить на планете.

4.Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран.

Ребята, мы с вами живем в большой прекрасной стране, в которой есть и густые леса, и жаркие пустыни, и холодные нетающие полярные льды. И эти широты населяют самые разные и удивительные растения, насекомые, животные. Послушайте загадку:

Где всегда, скажите дети,
Полно снега, много льда,
Ночи длятся по полгода,
Ветры мчат туда-сюда?
Где под северным сияньем
Люди ездят на санях?
Что за регион планеты,
Где не тает лед в морях?
Где отчётливо видна
Наших звёзд галактика?
Подскажите место то,
Как зовётся? .

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыб

Белоснежным я слыву

И на Севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад.

Как вы догадались, по каким признакам? Ответы детей.

Сегодня мы с вами познакомимся поближе с этим животным, узнаем об условиях обитания белых медведей, об их поведении в природе.

Белый медведь имеет много других названий: полярный медведь, северный медведь, морской медведь, ушкуй, умка (чукотское название взрослого самца белого медведя).

Белые медведи живут в Арктике – на Северном полюсе, который является одним из самых холодных мест на Земле. Они живут на листах льда и холодной земли, расположенных вокруг полярного круга.

Белые медведи являются одними из самых величественных, красивых и опасных существ на Земле.

Белый медведь самый крупный хищный представитель на всем Земном шаре, он по праву может именоваться как самый большой и грозный обитатель приполярных областей. Длина тела белого медведя может достигать 3 метров, при весе около 500 кг. Белые медведи живут до 25-30 лет.

Белого медведя природа заботливо укрыла теплым мехом белого цвета. Иногда он разбавляется жёлтыми пятнами. В этом виноваты яркие летние солнечные лучи, воздействующие на медвежью шубу таким своеобразным способом. Их шерсть бесцветная, так как шерстинки полые и прозрачные. Они отражают свет и кажутся белыми. Кожа у зверя чёрного или очень тёмного цвета. Под ней располагается толстый слой подкожного жира. Все это помогает белому медведю жить среди холодных снегов и вечных льдов.

Белые медведи чемпионы среди пловцов! Они могут плавать со скоростью 9,5 километров в час в морской холодной воде. Белые медведи, как известно, проплывают 160 километров без остановки, иногда опираясь на ледовые щиты. Ныряет он с открытыми глазами, но со сжатыми ноздрями и ушными отверстиями.

Белый медведь никогда не скользит по льду. На подушечках их широких лап сотни крошечных бугорков, которые впиваются в лед. На подошвах у них находится шерсть, которая оказывает противоскользящий эффект. Огромные когти помогают карабкаться по льду и добывать пищу

Они охотятся на тюленей, рыбу, оленей и птиц. Питаются морскими водорослями и птичьими яйцами. Они могут просидеть в проруби в течение нескольких часов, чтобы наброситься на тюленей. Порой они даже едят китовое мясо. Летом они переходят на вегетарианскую диету, и питаются ягодами. Полярные медведи обладают очень острым нюхом, который может учуять такую жертву, как тюлень, даже на расстоянии 20 километров или на глубине в один метр подо льдом.

Белые медведи не впадают в спячку и устраивают себе берлогу только тогда, когда появляются на свет медвежата. Белые медведи строят многокомнатные берлоги в снегу.

В середине зимы, в декабре-январе, в снежных берлогах самки рожают медвежат — беспомощных, покрытых редкой белесой шерсткой, глухих и слепых, размером не крупнее новорожденных котят (около 25 см), а весом обычно 500 гр. В три месяца они с мамой выходят из берлоги. А в полтора года расстаются с мамой.

Медведица – заботливая мама, она все время проводит со своими малышами. Согревает их своим теплом и кормит малышей молоком. Медведицы одни растят медвежат, а папы - медведи охотятся всю зиму и живут отдельно от них. Когда медвежата подрастают, мама –медведица катается вместе с ними с горок, борется, учит их премудростям существования охоты.

- В природе у белого медведя нет врагов. Очень редко звери, вышедшие на сушу, становятся жертвой волчьих стай. Его может убить кит касатка и полярная акула - но встречи с ними очень редкие.

- Но главная причина гибели животных — истребление их человеком. Звери не отличаются большой осторожностью, поэтому охота на них, проста и добычлива.

- Это животное обитает в одной из самых хрупких экосистем планеты - Арктике. В результате своей варварской деятельности человек уничтожает среду обитания медведя: в воды северных морей сбрасывает нефтепродукты, бытовой мусор, сливает сточные воды предприятий.

Потепление климата ведет к таянью полярных льдов. Все это вместе приводит к сокращению популяции белого медведя.

- Судьба белых медведей в мире вызывает серьезное беспокойство и наиболее решительным защитником их выступила Россия.

- Зимой, в некоторых странах мира, 27 февраля отмечается Всемирный День белого – полярного медведя. Этот праздник отмечают для того, чтобы рассказать людям о необходимости защиты этого животного. - Этот вид мишек ( полярный медведь) занесён в Красную книгу Международного союза охраны природы и Красную книгу России и их нельзя уничтожать

Интересные факты из жизни белого медведя.

1.Белые медведи – большие чистюли.

После еды они проводят около 20 минут, вычищая себя. Им нужно убедиться, что в шерсти не осталось никаких остатков пищи, которые могут снизить её теплоизоляционные свойства.

2. Когда медведи сворачиваются поспать, они закрывают нос лапой, чтобы сохранить тепло.

1. Давайте сделаем ВЫВОД:

А). Белый медведь, как и другие животные, обитает только в том климате, в условиях которого он способен выжить. Поэтому жаркая пустыня не подходит для обитателя льдов и снегов. Если бы полярный медведь хотя бы на день оказался в африканской пустыне, то умер бы от перегрева.

Б). С каждым годом число белых медведей резко сокращается и поэтому они нуждаются в нашей заботе и охране.

Вот такие белые на севере медведи .

Иногда бывают они совсем, как дети,

Иногда воинственны, иногда грозны,

Может быть, немножко, бывают и грустны…

Жить на крайнем севере, поверьте, нелегко,

Но белые медведи прижились там давно .

Когда весело -играют, когда грустно, то скучают.

Всем нам надо, надо, надо понимать-

Белых мишек нужно , нужно охранять.

6.Имя мультяшного полярного медвежонка.

7.Цвет кожи белого медведя.

8.Одно из названий белого медведя.

Проснулся как – то Белый медведь и видит: шкурка-то у него вместо белой стала черной. Что делать? Не знает.

С той поры всегда белые медведи шкурку свою снежком натирают. Вот так – то…

4. Воспитатель : Отдохните и вспомните, как рычит медведь.

Ребёнок делает спокойный вдох носом, на выдохе произносит [Р-р-р-р], изображает рычание медведя

Просыпается он рано,

Белый, толстенький, лохматый,

И бежит по льдам за мамой,

На широких крепких лапах. ( вносим мишек)

Воспитатель: Медвежата потерялись и проголодались. А что любят кушать – рыбку. Сами ловить ее не могут. Чем мы можем им помочь. . Мы сейчас с вами наловим им рыбки.

1 – й Медвежонок .

Догадайтесь и ответьте, какой мой папа: Он не маленький, а.

Медвежонок. Он не черный, а.

Медвежонок. Он не слабый, а.

Медвежонок. Он не медлительный, а.

Медвежонок. Он не травоядный, а.

Медвежонок. Он не неуклюжий, а.

Слова: снег, холод, пустыня, ледник, айсберг, подберезовик, тюлень, яблоня, ромашка, цыпленок, мороз, снежинка, северный олень, стул, северное сияние.

Воспитатель : мы знаем про вас стихи:

Белый лёд и мишка — бел,
Шубку тёплую надел.
Он из кубиков ледовых
Строит башенку и домик.

Где сугробы, стужа, лёд,
Где пурга снега метёт,
Там хозяин в шубе снежной
Ходит по снегам безбрежным.

Весь он белый от зимы,
От метельной кутерьмы.
Так давно живёт он здесь,
Потому и белый весь.
Лишь черны глаза и нос:
Пощадил их злой мороз.

Чтоб в Арктике долгими днями
В безмолвии белом бродить.
Медведь этот белый умеет
Рыбеху под льдами ловить.

Белый мишка на рыбалку
Не спеша идёт, вразвалку.
Чует старый рыболов,
Что богатый ждёт улов.

На севере крайнем и жутком,

Где царство мороза и льда,

Живет один белый мишутка,

Ему – нипочем холода!

Имеет он теплую шубку,

Под нею ‒ с запасом жирка,

Спокойно чтоб белый мишутка

Мог спать, не морозя бока,

Может кто-то не поверит:

Любят холод эти звери.

Шубок белых не снимают,

В шубках спят, едят, играют,

Даже в шубках рыбу ловят.

Где вы видели такое?

Если знаешь, то ответь:

Это северный медведь.

Воспитатель : Ребята, наши медвежата- малыши устали и хотят спать. Но прежде чем они попрощаются с вами, у них для вас есть подарок – это вот такие медведи.

Дети : Белый , пушистый, дикий и т. д.

Воспитатель : Что делает белый медведь ?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская сказка для детей младшего дошкольного возраста в рамках экологической акции в защиту Белого медведя.

Компексное тематическое занятие "Путешествие к белому медведю"

Чек-лист.Заготовка силуэта Белого медведя и малыша (без носа и глаз).Клей; Кисточка, Вата, крепированная бумага разрезанная на полоски, Картон темного синнего или черного цвета для основы аппликации, .

Физкультурный досуг "В гости к белому медведю"

Сценарий проведения физкультурного мероприятия для детей 4-5 лет.

Этот досуг знакомит детей о обитателями двух полюсов:пингвинами и белыми медведями.Так и называются команды, между которыми проходят веселые соревнования. Эти соревнования воспитывают любовь к спорту.

ненецкая сказка "Белый медведь и бурый медведь"

Сценарий театрализованного представления по ненецкой сказке "Белый медведь и бурый медведь".


Ненецкая сказка "Белый медведь и бурый медведь"

Однажды лесной бурый медведь пошёл на север, к морю. В это время морской белый медведь пошёл по льду на юг, к земле.

Цели:- Закрепить знание детей о животных Северного полюса (белого медведя); создание выразительного образа белого медведя на фоне северного сияния в технике аппликация и рисунок.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Направление: Познавательно – речевое

Интегрированные образовательные области : Познание, социализация, художественное слово. Физическая культура, безопасность, ручной труд.

Форма проведения: Фронтально, образовательные ситуации с элементами игр.

Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности, связанной речи.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к познанию; активность, организованность. Приобщать к элементарным общепринятым правилам и нормам поведения. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и животным.

Развивающие задачи: Развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать. Формировать умение использовать вербальные и невербальные средства общения. Развивать фантазию, воображение, мелкую моторику рук.

Образовательные задачи : Закрепить знания детей о белом медведи и его образе жизни. О внешнем виде, строение, питание, о месте обитания. Показать его приспособленность к жизни в суровых северных условиях. Показать многоцветие и разнообразие животного мира крайнего Севера. Учить детей делать поделки из картона.

Планируемые результаты: Самостоятельно решать поставленные задачи. Иметь представления о жизни диких животных крайнего Севера. Уметь сравнивать и устанавливать причинно – следственные связи. Выразительно и ритмично двигаться, придумывать варианты образных движений и двигаться в соответствии с образом. Приучать детей заботится о животных, наблюдать за ними. Активно участвовать в играх.

Методы: Игровые, практические, наглядные, словесные, поисково – исследовательские, сюрпризный момент.

Приемы: Вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, поощряющая оценка.

Индивидуальная работа: Исправлять ошибки в речи. Поощряющая оценка. Вовлечь в диалог малоактивных детей.

Предварительная работа: Рассматривание картин с животными Севера. Чтение рассказов и беседы о животных, чтение энциклопедий. Рисование животных в свободной деятельности. Подготовка раздаточного и демонстрационного материала, художественного слова. Изучение методической литературы.

I. Психологический настрой, вводный организационный момент.

II. Беседа о белом медведе.

III. Динамическая пауза.

IV. Экспериментальная деятельность.

VI. Физическая минутка.

VIII. Звукобуквенный анализ слова.

IX. Физическая минутка.

XI. Итог: высказывание детей, самооценка, сюрприз.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы, умеете разгадывать загадки? Сейчас я это проверю. Слушайте внимательно.

Я мяч голубой, но на простой.

На мне нарисованы горы и города,

Реки, озера и страны, суши и океаны.

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали. (Воспитатель демонстрирует глобус).

Ребята, а вы знаете, что такое глобус и для чего он нужен?

Дети: Глобус – это макет земли. С его помощью изучают другие страны и материки.

Воспитатель: Дети, а вы любите путешествовать? Мой глобус не простой, он волшебный. Я его покручу, и мы отправимся в путешествие. Закройте глаза. Крибли – крабли – бум. (Дети открывают глаза и видят макет Арктики).

Ой, ребята, а куда это мы с вами попали?

Дети: На крайний Север в Арктику.

Воспитатель: А почему вы решили, что мы попали в Арктику?

Дети: Здесь кругом льды и снег.

Воспитатель: Почему здесь кругом льды и снег?

Дети: Морозы там бывают очень сильные -50 С.

Воспитатель: А люди живут в Арктике?

Воспитатель: Правильно. В Арктике живут эскимосы, померники. Какие животные живут на крайнем Севере?

Дети: Белые медведи, моржи, тюлени, нерпа, олени.

Беседа о белом медведе.

Воспитатель: Ребята, о каком животном эта загадка?

Крупный зверь, белый зверь,

Хищный зверь, сильный зверь.

Дети: Белый медведь.

Воспитатель выставляет картину с изображением белого медведя.

- Вам понравился рассказ? О каком звере рассказывается в нем?

Дети: О белых медведях.

Воспитатель: Посмотрите, у меня есть в коробке льдинки, они не простые. На каждой льдинке написан вопрос. Нужно на них ответить.

Дети подходят, достают из коробки вопросы и отвечают на них.

Воспитатель: Как вы думаете, белые медведи большие или маленькие?

Дети: Они большие, весят от 200 до 700 кг, длина тела от 2 до 3 метров.

Воспитатель: Это дикое или домашнее животное?

Дети: Белый медведь дикое животное.

Воспитатель: Где живут белые медведи?

Дети: На крайнем Севере.

Воспитатель: Почему их называют белыми медведями?

Дети: У них белая шкура.

Воспитатель: Ребята, мы сказали, что температура на крайнем Севере (Арктике) – 50 С. Как вы думаете, почему медведи не замерзают?

Дети: У них густая шерсть.

Воспитатель: Тело медведей покрыто густым, шерстяным покровом и слоем подкожного жира, который защищает от холода. Только нос и стопы не покрыты мехом. У них маленькие уши и короткий хвост, что тоже помогает сохранить тепло.

Воспитатель: Ребята, медведи не замерзают, а мы с вами можем замерзнуть? Давайте покажем, как мы замерзаем. А сейчас нам снова тепло (дети обхватывают себя за плечи, а потом расслабляются). Упражнение делают стоя, потом садятся на стулья.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, для чего медведю нужна белая шкура?

Дети: Медведь маскируется на снегу.

Воспитатель: Она ему нужна, чтобы быть незаметным во льдах и снегах, чтобы лучше охотиться, белый мех маскирует медведей на фоне снега и льда. Позволяет незаметно подкрадываться к добыче.

Воспитатель: Ребята, перед вами лежат два листа бумаги. Один лист белый, другой зеленый. Возьмем белых медведей, вырезанных из белой бумаги. Одних поместим на зеленый лист. Других на белый лист.

- Где медведей лучше видно, на белом листе или на зеленом?

Дети: На белом листе их не видно, они сливаются с бумагой.

Воспитатель: Вот поэтому на крайнем Севере (Арктике) медведи белые.

- Умеют ли белые медведи плавать?

Воспитатель: Они прекрасные пловцы и могут часами находиться в ледяной воде.

- Как вы думаете, почему белые медведи не замерзают в ледяной воде?

Дети: У них есть тёплая белая шкура.

Воспитатель: Давайте проведем опыт. В тазик с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и смажьте жиром (маслом). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если эту руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз не чему будет превращаться в лед. Белые медведи имеют подкожный жир, который выделяется на поверхность кожи. Вылезая из воды, медведь встряхивается, и вода брызгами летит от него в разные стороны. Поэтому он не покрывается льдом в такой сильный мороз.

- Чем питается белый медведь?

Дети: Белый медведь ест рыбу, траву, тюленей, моржей.

Воспитатель: Ребята, перед вами лежат картинки. Вы посмотрите на них внимательно. Пусть сюда выйдут дети, у которых есть на картинках, то, что едят белые медведи, по вашему мнению. Едят рыбу, охотятся на моржей и тюленей, нерпу и даже могут нападать на небольших китов. Летом питаются травой, лишайниками, черникой.

Воспитатель: Ребята, белый медведь хищник или травоядное животное?

Воспитатель: Хищник, так как он охотится на других животных. Они отличные охотники. Самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. Медведи имеют великолепный нюх, очень быстро бегают по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. У белого медведя тяжелые лапы, длинные изогнутые когти на лапах, а между пальцами перепонки.

Воспитатель: Давайте попробуем составить цепочку питания белого медведя.

Дети делятся на две группы и из картинок составляют цепочку питания белых медведей. Например: рыба, тюлень, медведь. Вместе рассматривают и обсуждают.

Воспитатель: Ребята, а строят ли белые медведи берлоги?

Воспитатель: В ноябре и декабре медведи роют в снегу берлоги. В этой берлоги появляются медвежата. Медвежата, вместе с мамой покидают берлогу, когда им исполняется 3 месяца. Мать кормит их своим молоком.

Воспитатель предлагает детям отдохнуть и поиграть.

(руки полусогнуты в локтях,

ладошки соединены ниже пояса,

Широко расставив лапы

(ноги на ширине плеч,

То одну, то обе вместе

(переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте

(раскачивание туловища в стороны).

А кому зарядки мало –

Начинает все сначала!

(развести руки в стороны

на уровне пояса ладонями вверх)

Воспитатель: Ребята, так почему белые медведи не живут в лесу? Обсуждают вторую часть рассказа.

- Ребята, как вы думаете, белых медведей нужно защищать и охранять? От кого?

Дети: Белых медведей нужно охранять и защищать от людей.

Воспитатель: Когда – то очень давно, белых медведей в Арктике было видимо – невидимо, но человек охотился и уничтожал их. Хоть они и большие хищники, но не смогли устоять. Ведь у человека есть оружие и машины, которыми он убивает. Но люди одумались и занесли их в Красную книгу. Люди охраняют медведей. А еще люди пишут о белых медведях стихи, рассказы, песни, снимают фильмы и мультфильмы.

- Как называется самый известный мультик про белого медведя?

Дети: Белый, пушистый, дикий и т. д.

Воспитатель: Что делает белый медведь?

Дети: Ходит, ест, плавает, охотиться и т. д.

Звукобуквенный анализ слова.

У – гласный звук.

М – согласный, твердый, звонкий звук.

К – согласный, твердый, глухой звук.

А – гласный звук.

Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к нашему волшебному глобусу. Я его поверну, и мы превратимся в белых медведей (изображают белых медведей под музыку).

Детям предлагают вырезать из картона трафареты белого медведя. На трафарет намазывают клей, посыпают белыми шерстяными нитками или ватой. Из чёрной бумаги наклеивают глаз и нос.

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, как много мы узнали о белых медведях. У вас получились очень красивые поделки. Про кого мы говорили? В какие игры играли? Что вам больше всего понравилось?

Дети: Мы говорили о белых медведях. Нам понравились опыты. Понравилось делать поделки.



У бурого медведя, царя лесов, есть сородич, обитающий на далеком Севере. Там, на просторах Северного Ледовитого океана, живут медведи, шкура которых имеет белый цвет. Дальнего родственника бурого медведя так и называют – белый медведь.

Белые медведи – самые крупные хищники на нашей планете. В длину их тело достигает трех метров, а вес доходит до восьмисот килограммов. Практически все тело белого медведя покрыто густой шкурой белого или желтоватого оттенка. Такая окраска позволяет владыке Арктики маскироваться во время охоты.

Охотятся белые медведи (а они являются отличными пловцами), в основном, на водоплавающих обитателей Северного Ледовитого океана. Их добычей становятся нерпы, тюлени, морские зайцы. Белые медведи обладают острым зрением и отличным обонянием, что позволяет им издалека обнаруживать добычу. В поисках пропитания белые медведи перемещаются на значительные расстояния, путешествуя по льдам Северного Ледовитого океана.

В отличие от своих собратьев, бурых медведей, белые медведи практически никогда не впадают в зимнюю спячку. Исключение составляют только самки, которые ждут появления потомства. Будущие мамы-медведицы заранее заботятся о том, чтобы подготовить себе уютную берлогу, которую они выкапывают лапами в снегу на одном из островов Ледовитого океана.

Забравшись в берлогу, медведица засыпает на несколько месяцев. Во время спячки на свет появляются крохотные медвежата, которые совершенно беспомощны в первые два месяца жизни. Они питаются молоком матери до тех пор, пока не окрепнут, и лишь только после этого выбираются вместе с мамой-медведицей из берлоги. В течение полутора лет медвежата учатся у матери добывать себе пищу, и лишь по прошествии этого срока становятся самостоятельными.

Потомство у белых медведиц появляется не каждый год, поэтому их численность увеличивается скромными темпами. Белая шкура полярных медведей с давних времен привлекала внимание жителей Севера, и неумеренная охота на этих красивых животных привела к резкому сокращению их численности. В середине двадцатого века было принято решение о занесении белого медведя в Красную Книгу и полным запрете охоты на него на территории Русского Севера.

Интересные факты о белом медведе

Хотя шкура полярного медведя имеет белый или желтоватый оттенок, кожа у него темная, однако плотный мех полностью скрывает кожу и создает впечатление, что владыка Севера — белый.

От холода белого медведя спасает не столько мех, сколько толстый слой подкожного жира, который может достигать десяти сантиметров.

Завладев добычей, полярный медведь поедает только шкуру и сало, а остальную тушу оставляет нетронутой.

Белый медведь любопытен и нередко появляется в местах обитания людей. Но агрессии по отношению к человеку, как правило, не проявляет и в случае встречи с людьми старается уйти восвояси.

Белый медведь издавна является популярным персонажем сказок, которые распространены у народов Севера. А детям белый медведь известен благодаря популярному мультфильму про медвежонка по имени Умка, который искал своего друга.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Презентации к уроку hello_html_485b2761.jpg
hello_html_m532eab19.jpg
hello_html_450cf8cc.jpg
hello_html_m1830668d.jpg
hello_html_m30f08cac.jpg
hello_html_m56c5e0f4.jpg
hello_html_1d739fc4.jpg
hello_html_m5dd820f4.jpg
hello_html_33df3848.jpg

Обобщить и расширить знания детей о фауне Крайнего Севера. Формировать представление о жизни полярного медведя, его приспособленности к жизни на Крайнем Севере. Закрепить правила поведения людей при встрече с грозным животным. Воспитывать интерес и любовь к родному краю. Активизировать словарный запас.

Материалы для урока:

Аудиозаписи с шумом моря;

Презентация “Белый (полярный) медведь”;

Фотогаллерея с изображением белого медведя;

Игрушка старичка – Лесовичка;

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня опять к нам в гости пришел наш друг старичок – Лесовичок. Его долго не было, потому что он путешествовал по Крайнему Северу, к кому он ездил в гости ,старичок расскажет вам сам.

Старичок-Лесовичок: Ребята, вы знаете, что я прожил в наших северных лесах 100 лет. Дружу со всеми зверями и птицами . Но недавно я получил приглашение от брата нашего бурого медведя – полярного медведя. Все Новогодние каникулы я провел на Крайнем Севере. И сегодня я хочу вас познакомить с этим удивительным зверем.

Старичок-Лесовичок: Полярный медведь — северный брат нашего бурого медведя. Он гораздо больше всех других медведей: в высоту достигает 1,5 м, а в длину — до 3 м. Вес полярного медведя может достигать 700 кг. Живет белый медведь на Крайнем Севере, но предел его распространения на Севере до сих пор не изведан. Известно то, что он обитает даже там, где еще не ступала нога человека. Где бы ни проходили путешественники, везде они встречали полярного гиганта. Его можно увидеть на восточном берегу Америки, на Шпицбергене и других островах не только на суше, но и на льдинах. Новая Земля — основное место его обитания, но в Лапландии и Исландии его можно встретить, плывущим на дрейфующей льдине: в более южные страны медведь попадает не по своей воле, а только если его занесет течение.

Старичок-Лесовичок: Белый медведь одно из самых красивых животных. Полярный медведь отличается от других своих сородичей более удлиненным телом — неуклюжим, но довольно вытянутым; короткими, толстыми, но сильными лапами. На лапах у него широкие ступни, гораздо длиннее, чем у своих сородичей — это удобнее при ходьбе по снегу, а также при плаванье. Кроме того, пальцы соединены толстой плавательной перепонкой, а заканчиваются средней величины толстыми и кривыми когтями. Длинный, косматый и густой мех состоит из короткого подшерстка и гладких глянцевитых и довольно мягких волос, которые короче на голове, шее и спине и длиннее на задней части тела, брюхе, лапах и на нижних частях ступней. Времена года не влияют на цвет шерсти: он всегда белоснежный или молочно-желтого цвета.

Старичок-Лесовичок: Белый медведь не впадает в спячку, невероятно устойчив к холоду и может выносить отрицательную температуру до 80 градусов: главное, чтобы рядом был открытый водоем, незатянутый льдинами. Теплая температура создает ему огромный дискомфорт. Если температурные колебания очень сильные, то полярные медведи могут просто откладывать размножение. Это не совсем хорошо для их популяции — падает скорость воспроизводства. Самки, как и самцы, охотятся все время, но самки отдыхают лишь во время беременности. Беременная самка переживает осень и зиму в вырытой берлоге, которая, покрытая толстым слоем снега, представляет для нее весьма комфортное жилище. Жир, который она накапливает перед беременностью, медведица расходует всю беременность, потому что берлогу она оставляет, только когда солнце высоко восходит весной, и уже с двумя медвежатами. Самка заботится о них и быстро учит их всем премудростям существования и охоты.

Старичок-Лесовичок: Внешне может показаться, что это животное довольно неуклюжее, но это обманчивое мнение. Это видно на примере его навыков плавания. Ими белый медведь овладел в совершенстве. Скорость, с которой он часами равномерно рассекает водные просторы, равняется 4-5 километрам в час. Огромная масса жира исполняет роль плавательной подушки. В течение долгого дня белый медведь может проплыть огромное расстояние, причем абсолютно без перерыва. При температуре ниже нуля, медведь может проплыть до 80 км в арктической воде. Ныряет он так же искусно, как и плавает на поверхности воды: вытащить лосося для него простейшая задача. Да и на суше он вовсе не такой уж и неуклюжий. Это его обыкновенная походка медлительна и размеренна, а при необходимости он может пуститься в рысь или галоп, и тогда медведь передвигается с поразительной скоростью. Он очень хорошо ориентируется в пространстве и с легкостью выбирает более короткую и простую дорогу. Белые медведи чаще встречаются по одиночке, но случается, что они собираются в стаи по 20 и более голов.

Старичок-Лесовичок: Белый медведь – грозный хищник потому, что у него очень развиты все чувства, особенно у него хорошее зрение и обоняние. Свою жертву медведь может увидеть за многие километры, а мертвого кита учует, даже, если тот находится около противоположного берега. Белый медведь является самым большим арктическим животным, поэтому он не боится других зверей. Этот медведь очень любопытен. Его привлекает все новое, вкус которого он непременно проверяет. Ежедневный рацион составляют мясо почти всех тех животных, которые водятся в море и на покрытой льдами суше. Белый медведь предпочитает охотиться в воде, но и наземные животные не защищены от его нападений. Настоящим деликатесом для медведя являются яйца и птенцы в гнездах полярных птиц.

Воспитатель: Я знаю, старичок – Лесовичок, что даже у такого крупного и сильного зверя есть враги.

В конце 20 века наблюдается резкое сокращение численности белых медведей. Во-первых, из-за охоты на них: многим хочется разместить у себя в комнате их белую, теплую, шелковую шкурку. Но охотятся на белого медведя также ради его мяса и сала: многие путешественники считают мясо белого медведя вкусным, хотя есть поверье, что люди, употребляющие такое мясо, быстро седеют. Норвежское правительство, дабы защитить этих зверей, разрешило убивать белых медведей только в крайней необходимости, в целях самообороны. Специальные органы занимаются расследованием каждого такого случая. Выясняют, действительно ли медведь напал сам или здесь есть вина человека. Кормежка медведя или попытка его сфотографировать является провокацией. Запрещено убивать медведя в отместку за нанесенный ущерб. Во-вторых, полярный медведь очень чувствителен к экологическим условиям, особенно к такому виду загрязнения, как нефтяные пятна. Ежегодно из-за этой экологической катастрофы погибают сотни полярных медведей.

Старичок-Лесовичок: В некоторых регионах человек и белый медведь живут по соседству, а в других — люди не являются частью привычной для них среды. В этом случае медведь может заинтересоваться человеком, а это не очень безопасно. Тем не менее, подобраться ближе к человеку его побуждает не агрессия, а любопытство, и только если человек, не понимая этого, начинает обороняться, белый медведь может агрессивно наброситься на него. Длительное отсутствие пищи делает белого медведя очень опасным, как и получаемая от человека еда: тогда они уже воспринимают человека как источник питания. Надо всегда помнить о правильном поведении по отношении к медведям. Практически никакое событие не может привести его в агрессивное состояние, за исключением только того случая, когда человек сам на него охотится. Тогда медведь увидит в человеке потенциального врага. Тем не менее, ежегодно от лап и зубов медведей погибает примерно 15 человек.

Воспитатель: Но что же делать при встрече с медведем?

Старичок-Лесовичок: Для того, чтобы не стать очередной жертвой белого хищника, запомните следующие правила:

Если есть вероятность встречи с медведем, не выходите никогда без оружия. Можно запастись хотя бы сигнальными ракетами. Яркий свет и шипение могут отогнать незваного гостя.

Будьте всегда начеку. Постарайтесь находиться вне поля зрения хищника. Спрячьтесь или заверните в сторону.

Никогда не кормите животное, так вы приучите его посещать ваш лагерь или дом.

Следите за поведением собак. Они начинают лаять, когда чуют незваного гостя.

Следите за позой медведя. Любопытный медведь движется равномерно, наклоняет голову верх и вниз, втягивает носом воздух. Может подняться и на задние ноги, чтобы получше разглядеть. Все это еще не признак агрессии. Осторожнее надо быть с медведем, который старается приблизиться, оставаясь вне вашего поля зрения. Это значит, что он охотится. Перед нападением медведь может щелкать челюстями, но может напасть и без предупреждения.

Выручат различные предметы, издающие громкий звук. Особенно белые медведи не любят шум мотора — тут же пытаются скрыться.

Воспитатель: Спасибо тебе, Лесовичок, за очень интересный рассказ! Мы запомним правила поведения с белым медведем. Приходи к нам в гости с новыми рассказами о животных.

Читайте также: