Рассказ чехова дома краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Молодой художник гостил у своего друга. Рисовать ему не хотелось. Чтобы как-то скоротать время, он целый день бродил и любовался округой. Как-то гуляя, он попал в чужую усадьбу. В старом заброшенном парке он прогулялся по липовой аллее, а потом вышел к помещичьему дому. У ворот он увидел двух девушек. Они были молодые, красивые, и оставили в душе художника приятные воспоминания. Ему очень захотелось познакомиться с ними.

Вечером друг рассказал, что в той старинной усадьбе живёт семья Волчаниновых: мать с двумя дочерьми. Старшая дочь Лида работала учительницей в деревенской школе и очень гордилась, что живёт на свои заработанные деньги.

Прошло несколько дней, и друзья поехали в соседнюю усадьбу знакомиться. Из всех членов семьи художнику больше всех понравилась младшая дочь, Женя. Мать и старшая сестра относились к ней, как к ребёнку. У неё даже прозвище было – Мисюсь. Так она обращалась в детстве к своей гувернантке. Вместе с Женей художник рассматривал фотографии, гулял по саду, играл в крокет. У него появилось чувство, что он знает эту семью очень давно, так приятно было с ними просто пить чай и разговаривать.

С тех пор художник часто приходил в эту усадьбу. Его принимали радушно, особенно Женя. У художника с девушкой было много общего. Жили они беззаботно, много читали, гуляли, собирали грибы, катались на лодке по реке. Вместе им было интересно, даже просто молчать. Такой образ жизни художника не нравился старшей сестре Лиде. Она не высказывала вслух своего мнения о нём. Но по лицу её было видно, что она его презирала, считая бездельником. Сама Лида была занята с утра до вечера: лечила крестьян, работала в школе, ездила с какими-то прошениями в уезд. Мать с младшей сестрой гордились ею и никогда не вмешивались в её жизнь. Женя не могла понять, почему два таких хороших человека не могут понять друг друга. Художник пытался объяснить девушке, что нельзя помогать людям и, в то же время, не любить и презирать их.

В одну из таких встреч художник признался Жене в любви, и девушка ответила взаимностью. Но предупредила о том, что расскажет об этом матери и сестре. Когда на следующий день художник пришёл делать официальное предложение, в доме его встретила Лида. Она сообщила, что мать с сестрой уехали к тёте в Пензу, а потом поедут за границу.

Когда художник возвращался в усадьбу друга, его догнал мальчик с запиской. В ней Женя сообщала, что сестра против этого брака, и потребовала, чтобы они уехали.

Художник вернулся в Петербург и больше никогда не встречался с этой семьёй. Но в минуты одиночества и грусти ему вспоминался дом с мезонином и свет в его окошках.

Рассказ учит не быть пассивным, отстаивать своё мнение и бороться за свои чувства до конца.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Чехов. Все произведения

Дом с мезонином. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Поймали как-то воблу, вычистили у нее изнутри все лишнее, одни лишь молоки оставили для размножения. И повесили на веревочке на солнце. Висит вобла, сохнет. Вот уже и кожа на брюхе поморщилась

Крым стал демократической страной после отмены захвата Красной Армии в 1920 году. Страна получила демократию во время правления Брежнева. Симферополь стал ультрасовременным городом с высокими небоскребами.

Нарышкина Мария Никифоровна выросла в семье учителя. Мария пошла по стопам отца и тоже получила педагогическое образование. На практику девушку послали работать учителем в школе села Хошутово. Село было глухим, располагалось

В пьесе речь идет о браке между сыном бригадира Иваном и дочерью советника Софьей. Оба молодых людей жениться друг на друге категорически не хотят. Софья обладала возвышенными качествами и идеалами

Литературное направление, жанр

Проблематика

Самая важная проблема рассказа - проблема воспитания. Прокурор Быковский не считает курение собственным недостатком (он курит) и опасностью для сына, но обещает гувернантке поговорить с мальчиком. Логические доводы не приносят результата. Интуитивно отец находит способ поразить мальчика, так что тот решает не курить.

Ещё одна проблема рассказа – свобода и несвобода личности. Быковский и его маленький сын внутренне свободны. Они живут без страха и чувства вины. Именно это даёт им возможность рассуждать и выбирать (наказывать или нет, курить или не курить). Не так ведёт себя гувернантка. Сама она не смогла объяснить мальчику, почему нельзя курить, из-за страха перед этим явлением.

Герои рассказа

Главный герой – прокурор Евгений Петрович Быковский, человек умный и рассудительный. Его глубокие размышления о сыне, о воспитании, о преступлении и наказании – всего лишь приятный домашний отдых. Быковский свободен от казённого мышления. Его не пугает курение сына так, как оно напугало гувернантку. Быковский рассуждает здраво. Он понимает, что страхи гувернантки небеспочвенны. При этом прокурор не хочет переносить свои профессиональные приёмы обвинителя на домашнюю жизнь. Он задаёт Серёже вопросы и внимательно слушает ответы, даже ловит сына на лжи. Но ни одно из его доказательств не достигает цели.

Семилетний Серёжа, рано лишившийся матери, очень любит папу. Он совсем не боится, что папа накажет его за проступок. Как и Быковский, Серёжа рассуждает. Но его логика совсем другая, детская. Ребёнок не приемлет казённости и формализма. Его убеждает бросить курить нелепая сказка, сочинённая отцом.

В рассказе важна роль гувернантки. С одной стороны, она заменяет мать в воспитании ребёнка. С другой, гувернантка – это начало всей казённой школы, которую так ненавидел Чехов.

Сюжет и композиция

Отец понимает, что логики и морали недостаточно, необходимо чувствовать заодно с ребёнком. Быковский сдаётся, отправляет сына спать, сымпровизировав перед сном сказку. Незамысловатая сказка о царе, у которого сын умер, потому что курил, вызвала сочувствие и подействовала на Серёжу лучше всяких доводов.

Стилевые особенности

Психология героев раскрывается благодаря чередованию диалогов, внутренних монологов прокурора и произнесённых монологов Серёжи, а также несобственно-прямой речи героев.

Антон Чехов - Дома

Антон Чехов - Дома краткое содержание

Дома - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Антон Павлович Чехов

– Приходили от Григорьевых за какой-то книгой, но я сказала, что вас нет дома. Почтальон принес газеты и два письма. Кстати, Евгений Петрович, я просила бы вас обратить ваше внимание на Сережу. Сегодня и третьего дня я заметила, что он курит. Когда я стала его усовещивать, то он, по обыкновению, заткнул уши и громко запел, чтобы заглушить мой голос.

Евгений Петрович Быковский, прокурор окружного суда, только что вернувшийся из заседания и снимавший у себя в кабинете перчатки, поглядел на докладывавшую ему гувернантку и засмеялся.

– Сережа курит… – пожал он плечами. – Воображаю себе этого карапуза с папиросой! Да ему сколько лет?

– Семь лет. Вам кажется это несерьезным, но в его годы курение составляет вредную и дурную привычку, а дурные привычки следует искоренять в самом начало.

– Совершенно верно. А где он берет табак?

– Да? В таком случае пришлите его ко мне.

По уходе гувернантки Быковский сел в кресло перед письменным столом, закрыл глаза и стал думать. Он рисовал в воображении своего Сережу почему-то с громадной, аршинной папироской, в облаках табачного дыма, и эта карикатура заставляла его улыбаться; в то же время серьезное, озабоченное лицо гувернантки вызвало в нем воспоминания о давно прошедшем, наполовину забытом времени, когда курение в школе и в детской внушало педагогам и родителям странный, не совсем понятный ужас. То был именно ужас. Ребят безжалостно пороли, исключали из гимназии, коверкали им жизни, хотя ни один из педагогов и отцов не знал, в чем именно заключается вред и преступность курения. Даже очень умные люди не затруднялись воевать с пороком, которого не понимали. Евгений Петрович вспомнил своего директора гимназии, очень образованного и добродушного старика, который так пугался, когда заставал гимназиста с папироской, что бледнел, немедленно собирал экстренный педагогический совет и приговаривал виновного к исключению. Уж таков, вероятно, закон общежития: чем непонятнее зло, тем ожесточеннее и грубее борются с ним.

Вспомнил прокурор двух-трех исключенных, их последующую жизнь и не мог не подумать о том, что наказание очень часто приносит гораздо больше зла, чем само преступление. Живой организм обладает способностью быстро приспособляться, привыкать и принюхиваться к какой угодно атмосфере, иначе человек должен был бы каждую минуту чувствовать, какую неразумную подкладку нередко имеет его разумная деятельность и как еще мало осмысленной правды и уверенности даже в таких ответственных, страшных по результатам деятельностях, как педагогическая, юридическая, литературная…

И подобные мысли, легкие и расплывчатые, какие приходят только в утомленный, отдыхающий мозг, стали бродить в голове Евгения Петровича; являются они неизвестно откуда и зачем, недолго остаются в голове и, кажется, ползают по поверхности мозга, не заходя далеко вглубь. Для людей, обязанных по целым часам и даже дням думать казенно, в одном направлении, такие вольные, домашние мысли составляют своего рода комфорт, приятное удобство.

Был девятый час вечера. Наверху, за потолком, во втором этаже кто-то ходил из угла в угол, а еще выше, на третьем этаже, четыре руки играли гаммы. Шаганье человека, который, судя по нервной походке, о чем-то мучительно думал или же страдал зубною болью, и монотонные гаммы придавали тишине вечера что-то дремотное, располагающее к ленивым думам. Через две комнаты в детской разговаривали гувернантка и Сережа.

– Па-па приехал! – запел мальчик. – Папа прие-хал! Па! па! па!

– Votre pere vous appelle, allez vite![1] – крикнула гувернантка, пискнув, как испуганная птица. – Вам говорят!

Но прежде чем он успел надумать что-либо, в кабинет уже входил его сын Сережа, мальчик семи лет. Это был человек, в котором только по одежде и можно было угадать его пол: тщедушный, белолицый, хрупкий… Он был вял телом, как парниковый овощ, и всё у него казалось необыкновенно нежным и мягким: движения, кудрявые волосы, взгляд, бархатная куртка.

– Здравствуй, папа! – сказал он мягким голосом, полезая к отцу на колени и быстро целуя его в шею. – Ты меня звал?

– Позвольте, позвольте, Сергей Евгеньич, – ответил прокурор, отстраняя его от себя. – Прежде чем целоваться, нам нужно поговорить, и поговорить серьезно… Я на тебя сердит и больше тебя не люблю. Так и знай, братец: я тебя не люблю, и ты мне не сын… Да.

Сережа пристально поглядел на отца, потом перевел взгляд на стол и пожал плечами.

– Что же я тебе сделал? – спросил он в недоумении, моргая глазами. – Я сегодня у тебя в кабинете ни разу не был и ничего не трогал.

– Сейчас Наталья Семеновна жаловалась мне, что ты куришь… Это правда? Ты куришь?

– Да, я раз курил… Это верно.

– Вот видишь, ты еще и лжешь вдобавок, – сказал прокурор, хмурясь и тем маскируя свою улыбку. – Наталья Семеновна два раза видела, как ты курил. Значит, ты уличен в трех нехороших поступках: куришь, берешь из стола чужой табак и лжешь. Три вины!

– Ах, да-а! – вспомнил Сережа, и глаза его улыбнулись. – Это верно, верно! Я два раза курил: сегодня и прежде.

– Вот видишь, значит не раз, а два раза… Я очень, очень тобой недоволен! Прежде ты был хорошим мальчиком, но теперь, я вижу, испортился и стал плохим.

Евгений Петрович поправил на Сереже воротничок и подумал:

– Возьми, если хочешь! – сказал Сережа, подняв брови. – Ты, пожалуйста, папа, не стесняйся, бери! Эта желтенькая собачка, что у тебя на столе, моя, но ведь я ничего… Пусть себе стоит!

Лениво цепляя фразу к фразе и подделываясь под детский язык, Быковский стал объяснять сыну, что значит собственность. Сережа глядел ему в грудь и внимательно слушал (он любил по вечерам беседовать с отцом), потом облокотился о край стола и начал щурить свои близорукие глаза на бумаги и чернильницу. Взгляд его поблуждал по столу и остановился на флаконе с гуммиарабиком.


Основные персонажи

Повествование ведется от лица Художника. Он талантлив, известен столичной публике, но в настоящий момент лишен вдохновения, разочарован и одинок. Судьба сводит его с обитателями соседней усадьбы, где и разворачивается основное действие повести. В доме с мезонином жили сестры Волчаниновы – Лида и Женя.

Очень краткий пересказ

Краткое содержание

Глава I
Повесть является воспоминанием Художника о событиях 6-летней давности. Почему они так важны для него?

Потеряв творческое вдохновение, он убивал летние дни в чужом имении. На дом с мезонином Художник набрел во время одной из своих прогулок. Тенистые аллеи, пруд с купальней, деревушка и колокольня с горящим на солнце крестом, грациозные фигурки двух милых девушек у старинных ворот – первое впечатление было сродни сладким снам детства.

Глава IV
Мисюсь вышла к воротам проводить гостя. Боясь одиночества, художник стал целовать обожавшую его девочку. В ответ она крепко обняла его – и вернулась в Дом к матери и сестре. Долго смотрел Художник на светящиеся окна мезонина. Ему, влюбленному в Женю, было не по себе от мысли, что здесь живет и Лида, которая ненавидит его.

Основная мысль рассказа

Возможно, ключ к разгадке состоит в том, что персонажи-антагонисты – зеркало самого автора. Лида – отражение его деятельной натуры, Художник – образ духовных исканий. Бесплодны обе крайности: чересчур практичная Лида утрачивает чуткость, способность сопереживать; погруженный в себя художник теряет вдохновение, впадает в депрессию. Примиряющее крайности начало – любовь, способность принять любого человека и увидеть в нем свет. Носительницей любви в доме с мезонином и была Мисюсь.

Статья содержит краткий пересказ рассказа Чехова

Основные персонажи

• Художник. Молодой человек, который приехал в деревню. Спокойный, уравновешенный, влюбленный в Женю.

• Женя. Сентиментальная молодая девушка. В семье ее называют Мисюсь.

• Лида. Серьезная девушка с прогрессивными взглядами, живущая мечтами о процветании народа.

Второстепенными героями являются помещик Белокуров и мать Лиды и Жени – вдова Екатерина Павловна.

Очень краткий пересказ

В кратком пересказе, речь пойдет о художнике, от имени которого ведется. Лет 5-6 тому назад молодой человек отдыхал в деревне Т-ской губернии. Он жил у местного помещика, которого совершенно устраивал деревенский образ жизни. Белокуров вставал ранним утром, носил поддевку, ему доставляло удовольствие потребление пива по вечерам. К тому же, он постоянно жаловался, что не встретил такого нужного ему сочувствия.

Художник проводил время праздно. Он практически не писал, в основном, бродил по окрестностям до позднего вечера. Однажды он наткнулся на незнакомое имение, где и встретил двух девушек. Они были сестрами, но очень разными – старшая с бледной кожей, тоненькая, красивая, другая – тоже худенькая, тоже бледная. Художнику почему-то показалось, что он раньше встречал эти лица. Домой он возвращался с приятным чувством, словно увидел хороший сон.

Впоследствии. познакомившись с семейством, художник влюбляется в младшую дочь вдовы Волчаниновой, а она отвечает ему взаимностью. Но браку между молодыми людьми не суждено было состояться. Причиной явилось различие суждений между художником и старшей сестрой. Спустя годы он вспоминает о юной девушке, но воспоминания остались надолго.

Краткое содержание


Глава I

На отдыхе в деревне у своего приятеля, жившего в Т-ской губернии, молодой художник заскучал. Однажды, гуляя по аллее, молодой человек забредает в незнакомое имение. Он видит белокаменный дом с мезонином, а пройдя далее, встречает двух девушек, стоящих у ворот. Первую художник описывает, как красивую, тоненькую, с бледным личиком в обрамлении каштановых волос. Вторая девушка, как описывает юноша, также тоненькая, с бледным лицом, на котором выделяются огромные глаза и большой рот, ей лет 17-18. Выглядела младшая из девушек ребенком, и когда она произнесла что-то по-английски, то очень сконфузилась.


Две сестры – Лида и Мисюсь

Через несколько дней художник снова встречается со старшей девушкой. Лида Волчанинова приезжает к Белокурову за подписью, чтобы попросить деньги для крестьян-погорельцев. Девушка приглашает молодых людей в гости. После отъезда Петр Петрович рассказывает другу о семье Лиды. Он говорит, что семья хорошая, что отец скончался в столице в качестве тайного советника. В семье есть деньги, но Лида работает учительницей, и очень гордится своей независимостью, получая 25 рублей в месяц.

В праздничный день художник с приятелем посетили Волчаниновых. Здесь молодой человек знакомится с матерью девушек – в прошлом красивой женщиной, но теперь грустной и больной. Младшую дочь, которая казалась ребенком, называли по-детски Мисюсь. В отличие, от деятельной старшей сестры, милая беззаботная Женя читает книжки, бездельничает, ведя праздную жизнь. В серьезных беседах Мисюсь участия не принимает, да и никто не считает ее взрослой.

Возвращаясь от Волчаниновых, приятели вели разговор об этой интеллигентной прекрасной семье.


Глава II

Молодой художник стал часто заходить к Волчаниновым. Старшая сестра считала, что с пейзажистом у них нет ничего общего. Сама же она бесконечно лечила больных, раздавала книги крестьянам, ходила с непокрытой головой. Женя же с утра садилась за книгу на террасе или в липовой аллее. Мисюсь всегда радовалась появлению художника. Мать девушек тоже нашла с главным героем общий язык. Екатерина Павловна с удовольствием смотрела на этюды художника, доверяла тайны своей семьи. Вдова считала, что старшей дочери пора замуж.

Однажды, когда приятели ехали домой, художник спросил у Петра Петровича, почему он не влюблен в одну из девушек. На что Белокуров, что любит другую женщину. Это была Любовь Ивановна, проживающая с Петром Петровичем во флигеле – полная, важная дама, которая была старше на десяток лет.


Глава III

Когда в очередной раз между художником и Лидой возник спор о том, нужен ли медпункт в Малоземове, и молодой человек высказал свои суждения, Лида обиделась. Девушка была уверена в необходимости лечебных заведений, художник же утверждал, что наличие больниц и школ – это еще большее порабощение простого народа. Перепалка была длительной и неприятной, и главный герой собрался уходить.


Глава IV

В главе рассказывается о тихой августовской ночи, в которой Женя, ждавшая художника у ворот, призналась, что полностью разделяет его убеждения. Раздраженный молодой человек просит Мисюсь задержаться. Девушка смотрела на главного героя нежно и восхищенно. В душе юноши возникли самые неожиданные мысли, что девушка гораздо глубже, чем ее считают. Она казалась нежной, очаровательной, чудесной. В порыве чувств молодой человек осыпает Мисюсь поцелуями, и она убегает. Мужчина долго ждет, что она вернется, затем, не дождавшись, идет домой.

Когда после обеда следующего дня художник приходит к Волчаниновым, то узнает, что в доме нет ни Жени, ни ее матери. Оказывается, они уехали в Пензенскую губернию, к родственникам. Причем, зимой, скорей всего, уедут за границу. Главного героя догоняет мальчик, который передает записку, где Женя пишет, что рассказала об отношениях сестре, и та потребовала расставания ее с юношей и немедленного отъезда. Девушка пишет, что ей тяжело расставаться с любимым, но она не может ослушаться Лиду. Вечером художник едет в Петербург.

Однажды, по дороге в Крым, художник встречает Белокурова. Который рассказал, что Лида также живет в деревне, но о том, где проживает Женя неизвестно.

Основная мысль рассказа

Читайте также: