Рассекая волны содержание краткое

Обновлено: 02.07.2024

Спустя несколько минут фильма мы можем увидеть, как разворачиваются дальнейшие события: Бесс встречается с Яном, они играют свадьбу и проводят время друг с другом. Бесс познаёт счастье интимной близости с близким человеком, а Ян удивляется отсутствию у неё сексуального опыта.

К сожалению, без спойлеров не обойтись, поэтому если вы не хотите портить впечатление от просмотра, то обязательно посмотрите этот фильм, а потом возвращайтесь сюда.

Отношения продолжают развиваться и в скором времени Бесс вынуждена переживать разлуку с Яном. Муж уезжает на буровую, а жена томится по нему и разбавляет своё подавленное состояние редкими разговорами с любимым по телефону, а также общением с Богом в местной церквушке без колоколов. Отсутствие колоколов, равно как и особый погребальный обряд по отношению к грешникам, которых проклинают перед засыпанием гроба землёй, ещё одна деталь, отличающая уклад показанной общины от других христианских собраний.

Бесс не хватает терпения, чтобы преодолеть вынужденное расставание, и она просит у Бога, чтобы Ян вернулся домой. И — о, чудо! — Ян действительно возвращается… искалеченным после несчастного случая на производстве.

Общение Бесс с Богом отображено таким образом, что мы не можем доподлинно узнать, действительно ли Бесс общается с Абсолютом или выдумывает "божественные" ответы в своей голове, а уже затем произносит их своим видоизменённым голосом. У нас нет уверенности в реально существующем богообщении главной героини. В некоторых кинолентах, к примеру, подобного рода интрига создаётся специально, чтобы избежать однозначности. Кому понравится, если с экрана всё будет подаваться на блюдечке с голубой каёмочкой?

Однако, как мы видим, образовалась причинно-следственная связь: Бесс помолилась Богу о возвращении Яна и муж вернулся. В самую пору задуматься о том, что божественная реальность имманентно присуща миру киноленты, но всё разрешается простой ссылкой на стечение обстоятельств, как это обычно бывает в нашей жизни. Кто гарантирует, что именно молитва послужила двигателем для возникновения необратимых процессов, в конце концов обусловивших паралич Яна?

В этой связи Бесс идёт во все тяжкие. Сначала робко, небрежно, а затем расходясь до такой степени, что начинает искренне верить в то, что все эти развратные действия помогают Яну, поскольку ему, как кажется Бесс, становится лучше. Оппозиция в лице Дороти пытается наставить героиню на истинный путь, но представление об истине у наших персонажей различается явно: Бесс общается с Богом, а Дороти только лишь оперирует рациональным взглядом на жизнь. К попытке вернуть главную героиню в привычное русло прибегает и лечащий врач — доктор Ричардсон (Эдриан Роулинс). Он заводит разговор о том, что Бесс не следует ложиться с каждым встречным в постель, потому что это ни к чему не приводит, но она настойчиво утверждает обратное. Бесс считает, что Бог для каждого уготовил своё, а поэтому что дано, то дано — талант есть у каждого.

— Ну, ладно. Предположим, у тебя есть талант. Но не думаю, что он сводится к твоим приключениям с первыми встречными.
— Я умею верить.

Именно деятельная вера является краеугольным камнем киноленты. Бесс искренне верит в то, что её жертва, оформленная в виде возлежания с незнакомыми мужчинами, может способствовать выздоровлению Яна — её любимого мужа. Но вполне резонно спросить, как этот взгляд сочетается с консервативными установками общины? Естественно, никак. На Бесс напирают не только здравомыслящие люди в виде Дороти и доктора Ричардсона, желающие ей добра, но и братья и сёстры в Боге, добра, судя по всему, ей не желающие. Родная мать отказывается от своей дочери, а пастор просто проходит мимо побитой и униженной Бесс, которой досталось от местной детворы. Такова вера лицемеров.

— Я не понимаю, что вы говорите. Как можно любить слово? Слова любить невозможно. Нельзя любить слово. Надо уметь любить человека. В этом совершенство.

Бесс буквально следует вышеописанному тексту. Она теряет свою душу ради того, чтобы спасти другого человека и в этом её великий поступок, который признаётся таковым окружающими постфактум. Подвиг принимает оформленный вид тогда, когда главная героиня узнаёт об умирании Яна и решает отдаться в чужие руки с той целью, чтобы окончательно спасти своего мужа от смерти. Она спешит на корабль к бандитам, которые при первой встрече с Бесс встретили от неё сопротивление. Очевидно, если в первый раз она успела сбежать с корабля, то второй раз не будет таким радужным. Именно это ей и надо.

— Бесс просила меня помолиться.
— О чём?
— О жизни Яна. О чуде.
— Это было бы чудо из чудес.

Бесс возвращается после своего последнего похода истерзанной и измученной прямиком в больницу. Её буквально довели до терминального состояния. Над ней нависает Дороти, доктор Ричардсон спешит провести соответствующие мероприятия, а мать Бесс, которая всё-таки пришла к своей дочери, будто прощается с ней, говоря о том, что дедушка — глава семейства — жалеет, что не смог прийти (хотел ли он?). У Бесс падает давление, она не в силах продолжать жить, и единственная мысль в её затухающем сознании посвящается исключительно Яну и размышлению о том, что, возможно, она ошиблась в своей глупой идее о возможности помочь человеку таким образом. Любимый муж лежит в соседней палате и не подаёт признаков чудесного выздоровления. Бесс умирает.

Смерть Бесс — это не конец, а начало. После её кончины начинается несколько процессов: светский суд и собрание духовенства общины, которое принимает решение о том, что Бесс дозволяется быть похороненной на кладбище, но без проведения заупокойной службы и с произнесением тех слов, которые обязаны констатировать пребывание покойной в аду. Об этом узнает Дороти и, представьте себе, Ян. Муж Бесс после смерти своей любимой супруги пошёл на поправку и теперь может передвигаться пусть и на костылях, но на своих двоих — произошло чудо!

Но и вновь можно сказать, что произошло совпадение. Возможно, мы выстроили связь там, где есть лишь случайность и развеять наши сомнения может только непосредственное чудо, которое мы сможем увидеть своими глазами. И это чудо происходит — Ян провожает тело своей жены в последний путь, выбрасывая его в открытое море, чтобы не дать возможность лицемерным книжникам произнести слова осуждения над трупом, а затем, спустя некоторое время, обнаруживает с членами своей команды звук. Если быть точным — звон. Колокольный звон.

Перед нами открывается картина: небесные колокола заходятся, спуская на землю звук радости, той благой вести, что Бесс находится в лучшем мире. Хоть некоторые зрители и говорят, что эти колокола выбиваются из общего оформления киноленты, но небесная действительность не может быть органичной. Вполне нормально, что колокола кажутся чем-то выходящим из ряда вон, поскольку они как раз-таки и должны находиться за гранью нашего понимания.

И что получается? Гроб оказался пуст, а священство, несмотря на попытку провести необходимый обряд, оказалось не у дел. Как гробница Иисуса Христа оказалась пустой, так и гроб Бесс не содержал в себе ничего, кроме песка.

Бесс совершила величайший подвиг, пройдя такой путь самопожертвования, а режиссёр Триер сделал настолько христианский фильм, что теперь ему не стоит беспокоиться за своё посмертное существование.

Ларс фон Триер - Рассекая волны

Фильм с необычным и странным названием "Рассекая волны". Его поставил в 1996 году датский кинорежиссер Ларс фон Триер. Фильм поразительный. Он рассказывает о женщине из верующей семьи, которую именно вера стала превращать в убийцу и подтолкнула к нарушению главных моральных норм.

Грязное, безнравственное поведение, пренебрежение устоями общества, в котором живет молодая женщина, – что могло стать этому причиной? Режиссер утверждает, что причиной является чистое и сильное чувство любви. Может ли любовь быть причиной греха? Когда первый раз смотришь фильм, возникает ощущение, что может. И только спустя некоторое время сквозь сцены мучений, болезней и смерти проглядывает полная картина.

Отрезанная от людей община на северо-западе Шотландии живет по четко установленным законам и принципам: обязательное посещение церкви, молитва, соблюдение заповедей, уважение к родителям, категорическое осуждение воровства и разврата. Любое общество, чтобы нормально существовать, должно жить не только по законам материального мира – главным условием выживания является соблюдение законов духовных. Именно соблюдение духовных законов подняло человека из животного состояния на более высокий уровень. За духовную и нравственную атмосферу общения в поселке отвечают протестантские священники. Они подчеркнуто суровы и аскетичны.

Жестко клеймя тех, кто нарушает заповеди и впадает в грех, священники пытаются спасти общину от нравственного хаоса. Людям нужны духовные ориентиры, они должны осознавать, что является грехом, и воздерживаться от того, что вредит душе. Священники достаточно жестко относятся к чужакам. Разлагающее влияние современной цивилизации может поколебать устои и разрушить общину изнутри. Поэтому вполне резонно выглядит вопрос, заданный молодой женщине, которая влюбилась в иностранца, работающего на буровой вышке, и хочет выйти за него замуж.

— Зачем он тебе нужен?
Я его люблю, — простодушно отвечает девушка.
Но ведь он же иностранец, что дали нам эти иностранцы?
Девушка, помедлив, неожиданно отвечает:
— Они дали нам музыку.

Не знание, не способности, не технический прогресс. Самое ценное, что она получила, — музыка. В этой фразе кроется ее дальнейшая судьба. Перед смертью она также выберет музыку. Но сейчас она влюбилась и хочет выйти замуж.

Вид пустой колокольни настораживает. Появляется ощущение необъяснимой тревоги.

После нескольких дней общения муж должен вернуться обратно на буровую. Но любовь в душе молодой женщины все сильнее превращается в страсть и требует немедленного физического удовлетворения.

Что сделала бы на ее месте обычная легкомысленная женщина? Не сумев сдержать свою похотливость, начала бы посматривать на других мужчин. Познакомилась бы с одним, с другим, удовлетворила бы свое животное желание. Понемножечку истребила бы этим чувство любви в душе, уравновесила бы изменой свое ненасытное желание обладать любимым человеком. Потом пошла бы в церковь и явно или мысленно покаялась.

Но героиня фильма – глубоко верующая. Она даже не помышляет об измене. Грешить для нее недопустимо. Она убежденно и искренне верит в Бога. И именно это становится причиной ее трагедии. Тайком она пробирается в храм и, обращаясь к Всевышнему с молитвой, просит Его исполнить ее страстное желание. Она хочет видеть своего любимого как можно скорее. Она хочет, чтобы любимый все время был рядом.

Иисус Христос говорил, что любая просьба, обращенная к Богу в молитве, исполняется. Желание молодой влюбленной женщины исполняется неотвратимо. Через короткое время муж возвращается к ней – возвращается инвалидом, навсегда прикованным к постели. Но когда она бросается к нему, он вдруг отталкивает ее руку.

Наша интуиция знает все. Все, что было, что есть и что будет. Не всегда наше подсознание сообщает нам о том, как связаны события. Но в наших чувствах это знание есть. Молодой человек неожиданно для себя понял, что жена своей страстью его убивает. Он увидел, что у него нет шансов. Смерть и инвалидность, пришедшие к нему, выглядят как безумная привязанность его жены. А дальше происходит невероятное: он просит ее изменить ему с другим мужчиной. Любящая женщина оскорблена до глубины души. Она негодует, она возмущена. В ярости она оскорбляет его, обзывает несчастным инвалидом, затем убегает.

Но это еще не все. Она узнает, что ее любимый человек умирает, и едет к преступникам и убийцам на корабль, чтобы в последний раз исполнить роль проститутки. Этим она надеется спасти любимого человека. Умирая, она спрашивает, стало ли ему лучше. Но Бог не дает ей радости исполненного желания и перед смертью. Ей отвечают, что лучше ему не стало, и она умирает с ощущением несбывшейся мечты. Человеческое разрушено полностью. Самые высокие надежды и чувства потерпели крах. Ее желания не сбылись, ожидания рухнули. Черная, зияющая пустота.

Она уносит в могилу только одно – любовь. Это чувство у нее никто никогда не отнимет. Ее должны похоронить, как хоронят обычных грешников. И, как обычно в таких случаях, священник произнесет проклятие над ее гробом. Но ее любимый человек необъяснимо начинает выздоравливать. Вместе с друзьями он выкрадывает тело своей жены, оставляя в гробу мешок с песком. Они хоронят ее в море, по морскому обычаю – без религиозных отпеваний и наставлений. И в этот момент в небе звонят колокола.

Фильм называется "Рассекая волны". Последние кадры фильма – это кульминационная сцена. В ней сжат, сосредоточен весь смысл фильма. Юная женщина победила свою страсть, убивающую ее душу и жизнь ее мужа. Она сумела победить свою страсть только через собственную смерть. Но разрушением тела она спасает свою душу и открывает ее Творцу. И звон колоколов извещает об этом.

Колокольный звон напоминает людям о Боге. В первую очередь он нужен не священникам в церкви, а всем людям. Когда звучит колокол, останавливается сознание с его человеческой логикой и желаниями, начинает звучать Божественная музыка, и человек может увидеть высшую логику происходящего.

Любовь в этом фильме победила, как, впрочем, и в жизни. Любовь – чувство вечное и неприкосновенное. От нее можно надолго закрыться деньгами, желаниями и страстями и существовать в своем крошечном стабильном мирке, медленно и незаметно умирая. Но рано или поздно любовь придет и победит. Если раньше, то через страдания, если позже – через смерть.

Остается непонятной трагедия главной героини. Получается, что любовь убила ее. Если бы не было этого всесильного чувства, если бы не было такой искренности и веры, она была бы жива и здорова. Хочется понять главную проблему. Почему такая чистая, светлая и возвышенная любовь сопровождается такой испепеляющей, безумной страстью. Чуть позже ответ приходит сам. Страсть появилась, потому что на звоннице не было колоколов.

Если учитель ошибается, то чем искреннее и честнее его ученик, чем более он послушен, тем больше он пострадает. Беззаветная вера юной женщины в то, что говорили священники, привела к трагедии. Почему? Проанализируем нравственную атмосферу поселка. Его жители никогда не упоминают имя Творца всуе, относятся к вере с большим уважением – третья заповедь. Они регулярно ходят в церковь и посвящают свободное время Богу – четвертая заповедь. Уважают своих родителей, чтят их и заботятся о них – пятая заповедь. Не убивают и не воруют – шестая и восьмая заповеди. Не прелюбодействуют и жестко осуждают подобное поведение – седьмая заповедь. Жители общины не завидуют более удачливым соседям и не лгут – девятая и десятая заповеди.

Главная героиня также свято соблюдала все эти каноны до тех пор, пока не полюбила. Но когда любовь и высшее счастье пришли в ее душу, выяснилось, что женщина, свято соблюдая заповеди, нарушает две из них – первую и вторую. И оказывается, что ее душа стремится не к Творцу, а к любимому человеку.

Любовь – это самая большая сила во вселенной. И чем сильнее она раскрывается в душе человека, тем больше опасность при ее неправильном направлении. С низкой энергией, в животном состоянии, не испытывая любви, человек может особенно не задумываться о выполнении Божественных заповедей. Но если он хочет все-таки быть не животным, а чело-веком, высшие законы бытия нужно исполнять, и в первую очередь – главные законы. Высшим законом вселенной является стремление к единству с Творцом, любовь к Нему как высшее счастье и принятие Его воли как механизм получения этого высшего счастья.

Божественные заповеди касаются души. Если человек слишком увлекается материальным, он перестает замечать, как страдает его душа при нарушении заповедей. Он может не обратить внимания даже на то, что его душа умирает. Он может не подозревать о том, что в этой ситуации тело уже обречено и прикосновение к любви приведет не к наслаждению, радости и развитию, а к смерти. Божественная логика для такого человека приходит через несчастья, страдания и смерть. И чтобы выжить, многие пытаются убежать от любви и от Бога.

История юной женщины, показанная в этом фильме, свидетельствует о простом факте. Люди, живущие в общине, приговорены: они утратили реальное единство с Богом. И если лучшие из них, ощутив присутствие Божественного в себе, умирают, говорить о физическом спасении других не приходится. Они уже мертвы, хотя живут, размножаются и свято чтут нормы морали.

В иудаизме есть интересная традиция. Праведников, даже умерших, называют живыми. И наоборот, живой человек с мертвой душой на самом деле живым не является. Поэтому Христос говорил: Предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Мф. 8, 22). Судя по всему, приговорены не только люди из этой общины, но и большая часть всего человечества.

В фильме присутствует объяснение причин этой неудержимой страсти. У юной женщины умер родной брат. Она совершенно не могла принять эту смерть, поэтому после его кончины попала в психиатрическую клинику. Непереносимость смерти близкого человека уже свидетельствует о том, что все интересы, вся внутренняя энергия человека сосредоточены на теле и его инстинктах. Утрачивается связь с Богом. Конечно, можно отречься от любви к ближнему и проявлять полное равнодушие, когда болеют, страдают и умирают друзья и родственники. Возвращение в животное состояние может отсрочить смерть. Но влюбленная женщина не хочет становиться равнодушной, и ее чистое и светлое чувство превращается в роковую страсть.

Почему же она грубейшим образом, хотя и невольно, нарушает вторую заповедь, и любимый человек становится ее кумиром?

Очередная сцена из фильма. Приятель жениха на свадьбе сидит рядом со священником. Он хочет показать свою удаль и превосходство – берет банку пива и с наслаждением выпивает ее, косясь на священника. Пастор молча наливает в кружку в два раза больший объем вина и не спеша ее осушает. Тогда парень берет металлическую банку и сжимает ее, сплющивая в своем кулаке. Священник молча берет стеклянный стакан и, глядя на молодого человека, начинает сжимать его. Раздается хруст, стакан со звоном лопается. На ладони пастора кровь, но он не обращает на это внимания. Он доказал свое духовное и физическое превосходство. Он действует как вожак в стае, подтверждая свое право управлять другими.

Вспоминая эту сцену, начинаешь осознавать, почему в этой церкви нет колоколов. Потому что главной целью и смыслом жизни здесь стали не любовь, единение и сострадание. Принципы, идеалы, непоколебимые представления о морали – вот что главное для этих людей. Поэтому ими можно управлять, подчинять их себе. Нужно клеймить грешников и хвалить праведников. Нужно показывать превосходство духовной силы над человеческой слабостью.

И получается, что священники, внешне служа Богу, на самом деле поклоняются человеческим инстинктам в их высшем проявлении. Они преодолели поклонение материальному счастью, но оказались бессильными в преодолении счастья духовного. Поэтому незаметно нарастают языческие тенденции. Пасторы приватизировали веру в Бога и религию. Теперь именно они определяют, кто грешник, а кто нет, кто будет в раю, а кого пошлют в ад. Они ненавидят любого, кто покусится на их духовную территорию, которую они получили от религии. Они защищены религией, но незаметно ими утрачена потребность в Боге.

Поэтому им и не нужны колокола, которые в подсознании любого человека воспринимаются как глас Божий. И чем искреннее человек верит этим священникам и идет за ними, тем быстрее его энергия превращается в поклонение кумирам – духовным или материальным. Тогда любовь превращается в страсть и начинает убивать.

Я смотрел этот фильм, и в памяти всплывала до боли знакомая история, случившаяся две тысячи лет тому назад. То же железобетонное поклонение устоявшимся правилам и нормам, то же четкое выполнение всех заповедей и игнорирование первых двух. То же ощущение правоты, защищенности и превосходства над другими. И именно вера была источником силы и превосходства над остальными. Но это был иудаизм, и против этого восстал Иисус Христос.

Почему же через две тысячи лет мы видим ту же самую картину? Сознание выбирает самое легкое и удобное решение: виноваты священники. Они обманули народ и пользуются своим превосходством. Но в этом фильме видно, что священники не собираются никого обманывать. Они искренне уверены в своей правоте и пытаются помочь другим. Просто поклонение духовному идолу также стало для них непреодолимым препятствием. Открытым остается вопрос, как же научиться соблюдать две первые заповеди, без соблюдения которых все остальные, сохраняя форму, теряют смысл.

Двухтысячелетний опыт христианства дает ответ на это. В православии существует следующий тезис: любые заповеди перестают работать и теряют свой смысл, если нет непрерывного личного устремления к Богу и постоянного преодоления собственного чувства превосходства над другими. Как только человек пытается механически, без внутреннего личного устремления исполнять заповеди, вера в Бога уходит.

Форма живет поддержанием стабильности. Содержание живет непрерывным внутренним устремлением. Судя по этому талантливому фильму, многие люди в настоящее время обречены, хотя не подозревают об этом. Они-то, может быть, еще доживут свою жизнь, но их дети и внуки окончательно утратят будущее.

Вывод напрашивается очень простой. Выжить смогут те, для кого потребность в любви и единении с Творцом будет превосходить потребность дышать. Не все выживут физически, говорит фильм, но те, для кого потребность в любви стала главным смыслом жизни, выживут душой. Живая душа может обрести новое тело. Живое же тело с мертвой душой обречено.

С. Н. Лазарев "Человек будущего", "Воспитание родителей", Часть 2, Стр. 46-50.

Ей было 28 лет, пара незначительных театральных ролей, и никакого опыта работы в кино, когда она пришла на кастинг для фильма Ларса фон Триера "Рассекая волны". На роль Бесс, главной его героини, успели попробоваться многие актрисы, в том числе известные. Но фон Триера выбрал Уотсон после первой же кинопробы. Его подкупило то, что она была босиком и без капли косметики на лице. По словам режиссёра он увидел в её облике "что-то святое", а именно это и требовалось для его фильма.

Премьера фильма состоялась на Каннском фестивале 1996 года. Перед тем, как погас свет партнер по фильму Жан-Марк Барр шепнул Уотсон: “Через три часа твоя жизнь изменится навсегда”. Так и произошло. Фильм был удостоен Гран-при и сразу признан бесспорным шедевром. Фон Триер получил мировое признание. Уотсон - множество призов, включая приз европейской киноакадемии, номинации на "Оскар", "Золотой глобус", приз британской киноакадемии. А в течение последующих лет ещё и главные роли в фильмах лучших режиссеров мира.

Рассекая волны /Breaking the Waves (1996) реж. Ларс фон Триера

Это редки случай, когда фильм вызывает сильнейший эмоциональный отклик (иногда граничащий с шоком) как у обычных зрителей, так и у высоколобых интеллектов от кино, хотя были среди них и те, кто ругал Триера за некоторый душевный стриптиз. Фильм действительно отличается высокой степенью психоэмоциональной откровенности, под стать его по-детски искренней и прямодушной героине. (Говорят, что члены съемочной группы обрыдались в процессе съёмки, а Триер был на грани нервного срыва.) Пи этом почти документальная ручная камера, имитирующая репортажную съемку, сводит на нет дистанцию меду происходящим на экране и зрителем, лишая возможности отстраненно и бесстрастно наблюдать за происходящим.

Тем не менее Триеру удалось дистанцироваться от банального мелодраматичного надрыва, добавив легкой здоровой иронии в структуру сюжета. Фильм поделен на эпизоды, каждый начинается легендарным музыкальным хитом 70-х, а заканчивается в финале музыкой И-С Баха. Песни в исполнение Боба Дилана, Рода Стюарта, Леонарда Коэна, "Deep Purple","Procol Harum", Дэвида Боуи, Элтона Джона звучат на фоне изображений статичных пейзажей, стилизованных под ретро-фотографии с помощью особой цветокоррекции пленки.

Такое музыкально-композиционное обрамление превращает историю в своего рода рок-балладу, каждая глава которой подобна эпизодам книг, описывающих житие святых. (Фон Триер не ошибся в выборе - Уотсон с её улыбкой, лучащимися глазами, особой интонацией взглядов и жестов не позволяет усомниться в том, что это так ни на секунду.)

В глухом шотландском поселение на пустынном берегу холодного северного моря, в кальвинистской общине с суровой атмосферой, живет глубоко религиозная и наивная, но при этом смешливая и открытая миру, девушка. Она искренне верит, что имеет непосредственную связь с богом (блаженная дурочка), благодаря чему исполняются её желания (ведьма). Чтобы искупить неожиданные последствия одного из них, она решается пожертвовать собой (святая).

Старейшины с неподвижными лицами, заправляющие жизнью общины и считающие себя, как и все религиозные фанатики, истинными проводниками воли божией, проклинают её и как страшную грешницу изгоняют из поселения. Но именно её поступок, её жертва, её жизнь приводят к тому, что эти суровые служители религиозного культа называют божественным чудом. Иррациональная женщина, движимая любовью и состраданием, оказывается ближе богу, чем мрачные служители его культа.

В "Рассекая волны" Триер продолжает начатый с родителями- атеистами еще в подростковом возрасте спор о вере. Церковь мертва - в фильме это буквально символизируют немые колокола местного храма. Грех существует, во всяком случае пока существует спрос на него в обществе. Но есть все еще в мире место божественному – это душа человека, его способность сострадать, верить, прощать и любить. Бог есть, он в любви, он и есть любовь. В далеком 1996 эпатажный датчанин верил в это. Теперь похоже он верит только в кино.

СЕАНС - 16

СЕАНС – 16

Склонный к чудачествам фон Триер не был бы собой, если бы не ответил на это проектом съемок в Сибири (по сценарию Фридриха Горенштейна и по мотивам легенд гражданской войны), если бы не обнародовал свою фобию (страх перелетов и плаваний), если бы не снял следующий фильм на острове и на пути в Канн не развернул свой автомобиль в обратную сторону, прислав на фестиваль лишь копию новой ленты и свою фотографию в шотландской юбке.

Бесс же олицетворяет простую, детскую, почти языческую веру в Бога — и фон Триер оказывается на ее стороне.

Рвущие душу страсти моментально показались бы неуместно чрезмерными, если бы не были уравновешены рафинированным самоироничным стилем

Этот сложнейший современный стиль фон Триер синтезирует из нескольких компонентов:

Во-первых, оператор Робби Мюллер (работавший с Вендерсом и Джармушем) имитирует технологию телерепортажа, однако переводит ее в регистр большого широкоэкранного кинематографа (изначальный формат супер-35 мм впоследствии преобразован в дигитальный). Фильм снят ручной камерой, которая буквально танцует вокруг актеров, поворачиваясь на 360 градусов, что потребовало особой системы кругового освещения.

Фон Триер сделал рывок в завтрашний кинематограф. Он предложил свежую и оригинальную киноструктуру, которая, быть может, впервые после Феллини соединяет духовную проблематику с кичевой эстетикой.

В начале всё очень узнаваемо: свадьба, счастье, желание Бесс сделать своего возлюбленного как можно быстрее счастливым. Наконец-то они вдвоём, узнавание друг друга, Адам и Ева без примеси лжи. Что будет дальше. А вот дальше начинается трэш.

Нет, не сразу.
Ян уезжает на буровую – Бесс не в силах это вынести, она страдает и умоляет сурового Бога поскорее вернуть ей мужа. Она всё время бегает в церковь разговаривать с Богом, задаёт ему вопросы и сама за Него суровым голосом себе отвечает: это такая игра, но в мире никого для неё нет, кроме Яна и Бога. Паства осуждает её счастье: нельзя быть счастливым на земле, счастье может быть только Там, и его нужно заслужить. Бесс стыдно за своё счастье, но она слишком естественна, чтобы скрывать его.

И вот Ян возвращается. Вернее, его привозят сразу на операционный стол – на буровой происходит несчастный случай. Ян находится между жизнью и смертью, а затем прикован к постели. Он уверен, что никогда больше не встанет. Оба они страдают, Бесс во всём обвиняет себя – это она умоляла Бога поскорее вернуть ей любимого. И вот результат.

Вообще эти фильмы Триера – о конце, о закате цивилизации. Триер бьёт в колокола, предупреждает: не научитесь любить, замените истинные ценности на ложные – ничто вас не спасёт, никакие слова, никакие молитвы, всё пойдёт прахом, смердит уже от мертвечины, трясёт от ваших идеалов, мир идёт не туда, остановитесь, не уродуйте оставшееся, не убивайте. Мир ещё странным образом держится, но каждый день убивает себя сам. А сегодня он убьёт Еву.

По представлениям матери Бесс, иметь любые страсти – грешно, и более всего она боится осуждения людей и пастыря, боится сгореть в аду и быть похороненной там, где хоронят грешников. Этого боится вся паства. Но об этом не думает Бесс, потому что она думает только о любви.

Бесс страдает, мучается, но идёт на это ради спасения Яна. Она решается на жертву ради своей любви. Она не спрашивает на это разрешения у своего Бог, Бог для неё отныне – её муж. Бесс подчинена своему чувству, это с ней впервые – и если бы Ян приказал ей кинуться в море, она сделала бы это.

Самые тяжёлые сцены в фильме, это жертвоприношение Бесс. Сначала она пытается предложить себя доктору Яна, она чувствует, что нравится доктору. Но тот слишком благоразумен, чтобы идти на такое. Доктор руководствуется не любовью, не милосердием – только благоразумием. По его представлениям правильный мир – это уравновешенный мир и благоразумный.
Поначалу даже проникаешься к доктору уважением, а потом понимаешь, что ведь он мог бы её спасти, уберечь от дальнейшего безумия. Бесс доверчива, как ребёнок, внушаема, искренна. Он смог бы её остановить, объяснить, убедить хоть как-то и не допустить дальнейшего разрушения. Но он просто отказывается от неё, ни в чём ей не помогая.

Любовь не умирает.
Любовь убивают.
Её забрасывают камнями, топчут ногами, запечатывают в мешок и выкидывают в море.
Её хоронят, и над пустой её могилой выписывают билет в ад.

В этом безрадостном месте, где молятся ради своего дальнейшего спасения, никто не знает о любви, никто не готов к любви, её здесь нет. На неё надеются где-то Там, что где-то Там их будут любить и всё простят. А здесь это всего лишь слово, и оно мертво.

Бесс идёт до конца, она не очень понимает, что делает, она понимает только одно: чтобы спасти своего любимого, она должна ему изменить. И дальнейшее будет ужасным, она начинает терять себя и ненавидеть, от неё отворачиваются все в деревне, ей больше нет места в церкви. Её осуждает весь мир и, что для неё самое ужасное – в какой-то момент Яну становится хуже, ему открытым текстом говорят, что он умрёт, но он не верит в ещё одну операцию и почти равнодушен к смерти. И Бесс, только что сбежавшая от верной гибели, где её чуть не зарезала матросня, возвращается на эту шхуну, уверенная, что если она выдержит и это, то вернёт Яна к жизни…

Единственная, кто любит Бесс, это Додо, её родственница – но и она не может понять девушку – а если не можешь понять, то не сможешь и спасти. Но остальные не просто не понимают Бесс, они её предают: и доктор, который подсовывает Яну бумагу на подпись, чтобы навсегда закрыть Бесс в сумасшедшем доме; и сам Ян, который соглашается на то, что больше никогда не увидит Бесс; и священнослужитель, который проклинает её; и мать, которая не открывает ей дверь, когда Бесс стучится домой – все эти люди могли бы спасти девушку, если бы имели хоть каплю любви в своей душе…

Бесс в отчаянии, она снова идёт к этим садистам-матросам, ей нужно спасти Яна. И следующим кадром Бесс привозят в больницу, избитую, изрезанную и в крови, но на прощание она хочет увидеть любимого – и видит его, и теряет сознание. На этом земная жизнь Бесс заканчивается.

…Фильм трагический, сильный, и очень реальный. Тут же в голове возникает масса параллелей и про родителей, и про священников, и про всё общество. Фильм не проходит мимо, его уже невозможно забыть. И ждёшь до самого конца, что вот сейчас что-то случится, какое-то чудо – и всё закончится хорошо. Потому что это слишком похоже на жизнь, и хочется хорошей концовки…


…Бесс умирает, а к Яну возвращаются силы и здоровье. И к похоронам Бесс он уже встаёт на костыли. Но он не хочет, чтобы его жену хоронили там, где хоронят грешников – за чертой города в закрытом гробу. И он с друзьями крадёт тело Бесс, и они уплывают в ночь на корабле, и хоронят её в море.
А наутро, причалив к своим берегам, они с друзьями слышат звон колоколов – в церковь кто-то привёз колокола. И они радуются этому звону, не понимая, что колокола звонят по их душам и по тому единственному человеку, который умел жертвовать и любить. Ларс фон Триер в конце фильма бьёт в колокола по любви, покинувшей мир. По убитой, истерзанной, и никому не нужной любви.

Читайте также: