Расположите в порядке возникновения пифагорейцы милетская школа классики

Обновлено: 07.07.2024

Милетская школа – одна из наиболее ранних школ классической античной философии VI – V веков.

Милетская школа принадлежит к так называемым досократическим натуралистическим школам. Главные ее представители – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философ Лосев А.Ф. причисляет школу к направлению ионийской натурфилософии. В отличие от Платона и Аристотеля, ионийцы писали на своем родном ионийском диалекте древнегреческого. Именно с милетской школой связывают возникновение западной философии.

Милетская школа берет свое название от греческого поселения Милет, который был крупным торговым городом. Там развивались разные науки и искусство. Здесь формируется отдельное натурфилософское направление, основателем которого становится уроженец Милета – Фалес.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основная проблема, решавшаяся философами

Учения представителей милетской школы были направлены на осмысление космоса как чувственно-материального объекта.

Для них (как и в целом для античности) было характерно рассматривать мир сугубо объективно. То есть истина в том, что мое ощущение и видение мира является таким не из-за моего восприятия, но потому что он такой и есть в реальности.

Милетцы не различают субъективное осмысление реальности и реальность как она есть для себя, последняя поглощена первой в их представлениях. Потому, космос милетцев – это единство и абсолютный порядок. Но, в то же время, космос – это оформление физических элементов и их материя.

Космос (в понимании милетской школы) – это абсолют (вечный и неизменный), который раскрывает себя в объективно-материальном виде.

Космос представляется в своем чувственно-эмпирическом проявлении – в реальных осязаемых вещах. Он, по мнению учеников школы, состоит из материальных, чувственно-воспринимаемых элементов. Разные представители школы ставили во главу отличные элементы.

Фалес считал главным формирующим компонентом-истоком воду, Анаксимандр – воздух, Анаксимен – свойство воздуха (апейрон). Ключевой элемент каждого философа рассматривался не просто как материальная основа, а как объективная субстанциальность.

Для милетцев характерен монизм, когда ко всеобщему первоначалу сводится все материальное разнообразие.

Милетская школа как предшественница материализма

Общее изменение подхода к осмыслению природы как самодвижущейся и имеющей свою первопричину уже имеет материалистический характер. Милетская школа пытается порвать с мифологическим синкретизмом и религией, показав, что вовсе не боги управляют природой и ее явлениями.

Кроме этого, ученики милетской школы предлагают рациональный, хотя и все еще не лишенный мистики и мифологии, подход к осмыслению окружающей реальности природы.

Лосев А.Ф. подмечает, что нельзя сводить учение милетской школы к наивному эмпиризму.

Материя для милетцев – это некая абстрактная категория для описания всеобщего. Природа вещей рассматривается как физис – это фундаментальная неизменчивая реальность. Кроме этого, представители натурфилософии никогда не отрицали влияния ума или души космоса, однако они отходят на второй план.

В плане универсальности и неизменности элементов-первоначал взгляды учеников школы близки к будущим представлениям об атомах и материи. Однако материя как универсальный элемент наделена у милетцев некой силой, которую они описывают несколько мифологически – как справедливость, борьбу.

Потому будет неверно называть милетцев материалистами в современном понимании материализма. Их материальные начала пока еще были неразрывно связанны с идеалистическими представлениями об Абсолюте.Важно

Материализм милетской школы (как и всех ранних античных философов) – это первые попытки интуитивного осмысления окружающего мира, его основ, законов развития и существования. А потому материализм этот скорее условный.

Основные представители Милетской школы

Фалес Милетский (640-562 гг. до н.э.)

Является родоначальником философии и милетской школы. Предсказал солнечное затмение, которое произошло около 585 г. н.э. О нем остались только свидетельства, поскольку он сам ничего не писал. Является одним из семи мудрецов. Его ключевые идеи:

  1. Началом или мировой первопричиной (архе) всех вещей является конкретно-чувственное, непосредственно данное – вода. Главная характеристика всех семян и зерен – влажность. Отсутствие влажности равно смерти. Вода является жизнью для всего. Из воды все происходит.
  2. Вода имеет свойства текучести и крепости, неизменности.
  3. Из воды все возникает и все в нее возвращается, то есть она служит принципом сохранения, справедливости.
  4. Все в мире соединено с первоначалом – божественной душой. Вода как первоначало и Душа сохраняет природу благодаря своему внутренне присущему движению (энергии).
  5. Мир воодушевлен, и каждая душа стремится к саморазвитию, познанию. Мир полон Богов, душа – тоже Бог. Именно душа является средством движения всего.
  6. Единство можно представить как магнит, который притягивает к себе все существующее. Жизнь первична.

Содержание и обоснование философских истин Фалеса не лишено элементов мифологии и мистики (некоторые исследователи указывают на влияние орфизма).

Анаксимандр Милетский (611-546 гг. до н.э.)

Учение Анаксимандра об апейроне как универсальном управляющем принципе рождения и уничтожения становится первой диалектической теорий в Греции, которая решает проблему зарождения и разрешения противоречий.

Анаксимен (585-524 гг. до н.э.)

Значимость милетской философской школы

Милетские философы внесли фундаментальный вклад в развитие мировой философии. Они были первыми греками, которые предложили рассматривать управление природы как ее собственный процесс, не зависящий от богов. В их понимании природа становится вечной и саморегулирующейся.

Именно такой подход позволил милетцам поднять впервые вопрос о первоначале природы – из чего она состоит. Кроме этого, Анаксимандр и Анаксимен поднимают проблему причины и принципов рождения и уничтожения. Философы, сугубо интуитивно уверенные в исключительной объективности процессов, пытались объяснять законы природы, принципы ее существования.

Кроме этого, они выдвигают теорию об универсальных и неуничтожимых элементах всего сущего, которые вносят в мир определенное движение, побуждая вещи к рождению и разрушению. Такие взгляды можно рассматривать как первые шаги к пониманию атомов и связей между ними. Поэтому их теория имеет актуальность для изучения и поныне, ее можно считать научным истоком.

Милетская школа заложила основы философского подхода к осмыслению окружающего мира и его начал.

Формирование античной философии происходило в Греции в VI в. до н.э. Окончила своё существование античная философия вместе с распадом Римской империи в V в. н.э.

Античная философия в большинстве своё развивалась в греческих городах-государствах, преимущественно в Афинах, своё существование не приостановила даже в период македонского правления в Римской империи. Античная философия состоит из нескольких направлений, которые коренным образом отличаются друг от друга. В основе этих отличий то, что часть из них базировались на мистификациях и мистических представлениях, а другая часть на строгих доказательствах.

Греки, точно так же, как и многие другие народы имели собственные религиозные мифы о происхождении мира и человеческой цивилизации. Однако это никоем образом не влияло на возросший интерес к поиску истинной причины происхождения мира. Более того, некоторые мыслители приблизительно за шесть веков до н.э. пытались найти рациональные объяснения и эмпирически оправданные теории о строении и происхождении мира.

Территориально многие из первых философов жили в городе-государстве Милете. Он располагался на побережье теперешней Турции. Речь идёт о Фалесе, Анаксимандре и Анаксимене. Они известны как представители милетской школы, от названия своего родного города. Своей главной задачей милетцы видели поиск первовещества или первоначала, из которого происходит всё разнообразие мира.

Представители милетской школы философии

Фалес

Фалес был родом из Милета, города, который считался наиболее процветающим торговым объектом Малой Азии. Его основная заслуга состоит в том, что он предсказал солнечное затмение, тем самым хотя бы примерно обозначив примерные годы своей жизни. По утверждениям астрономов затмение произошло в 585 г. до н.э. Известно также о его жизни, что он совершил поездку в Египет, откуда привёз знания по геометрии. Стоит отметить, что египтяне использовали геометрические сведения исключительно для решения эмпирических задач, а вот греки, в последствии, смогли создать математику как науку. Фалес утверждал, что вода – это первичное вещество, которое является основой Вселенной, а всё остальное появляется из неё. Такие умозаключения Фалеса о воде и всём остальном, что из неё происходит, можно понимать, как гипотезу.

Даже в начале XX в. Бытовало мнение, что всё сущее состоит из водорода, который составляет две трети воды. Это положение было общепризнанным.

Анаксимандр

Анаксимандр ученик и последователь Фалеса. Он говорил о том, что всё многообразие мира происходит из единой первичной субстанции. Однако по его предположению это была не вода, а нечто иное, то, что пока неизвестно человеку. Анаксимандр утверждал, что первосубстанция по определённым причинам не может быть водой или каким-то иным известным веществом. Объяснял он это тем, что воздух – холоден, вода – имеет отношение к влажности, огонь – горяч, и если бы хоть какой-то из этих элементов составлял первооснову, то его субстанция могла бы поглотить все остальные.

Таким образом, логично утверждать, что первичная субстанция должна иметь вид чего-то нейтрального. Анаксимандр считал, что мир, в котором мы живём, находится в параллельном существовании с другими такими же мирами, которые так же рождают и умирают. Все они появляется посредством развития и не являются результатом чьего-то творения.

Анаксимандр говорил об эволюции применительно и к миру животных. Живые существа сформировались из влажной субстанции, по его мнению.

Возникновение жизни из воды или водной среды считалась на то время достаточно новаторской идеей. Также говорилось об постепенной эволюции видов посредством влажной среды.

Анаксимен

Анаксимен являлся учеником Анаксимандра. Он занимался продолжением его трудов и активно штудировал главную идею своего учителя и милетских натурфилософов. Он выдвигал идею о первоначале как о воздушной субстанции. Объясняя это тем, что воздух является самой подвижной средой.

При охлаждении он становится водой, заем землёй и, в конце концов, камнем. Эта идея необычна в том, что любые различия между субстанциями интерпретируются как количественные различия, зависящие от степени сгущения. Анаксимен возводит воздух до ранга божественного.

Анаксимен говорил: "Подобно тому, как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлют весь мир".

Первые досократики из Милета и одновременно представители милетской школы – Фалес, Анаксимандр и Анаксимен работали над тем, чтобы отыскать космологические концепции, в основе которых лежит представления о мире, в котором мы живём.

Гераклит

Воззрения Гераклита отличались от воззрений милетцев. Она пытались найти первопричину мира, а Гераклит принялся за установление основных черт мира, первым выделив его бесконечное становление. Важнейшая черта всего сущего – движение. Это происходит потому, что всё вокруг меняется и постоянного ничего не существует.

Известнейшая фраза Гераклита: "Всё течёт, всё изменяется!"

Это выражение стало крылатым, приобрело множество смыслов и вариаций, основная идея в том, войти дважды в одну и ту же реку. На первый взгляд может показаться, что река остаётся прежней, но по сути в ней всё изменилось.

Рассуждая о вопросах первоначала мира, Гераклит предложил идею рассматривать огонь как главную субстанцию. Огонь в качестве совершенного образа движения: пламя меняется непрерывно при этом сочетает в себе гармонию контрастов. Это процесс напоминает пламя костра, который рождается благодаря чьей-то смерти.

Жизнь Гераклита связана ещё и с тем фактом, что существует идея вечного изменения. Для него это была практически доктрина или иными словами теория о слиянии противоположностей. По его мнению, существует единство, но оно образовывается посредством соединения противоположностей. В непрерывной борьбе противоположности соединяются и становятся источником беспрерывного движения, которое и есть гармония.

Гераклит в этом контексте превозносил войну: "Война – отец всего и всего царь; одним она определила быть богами, другим – людьми; одних она сделала рабами, других – свободными…", "Следует знать, что война всеобща и правда – борьба и что всё происходит через борьбу и по необходимости".

Эти мысли являются началом зарождающейся гегелевской философии, которая основана на единстве и борьбе противоположностей. Г. Гегель будет позднее согласен с Гераклитом в отношении величайшего значения войны.

Бытует мнение, что такое превозношение войны Гераклитом, связано с тем, что он достаточно презрительно относился к человечеству в целом. Он утверждал, что только силой можно заставить людей делать добрые дела.

Гераклит писал: "Всякое животное направляется к корму бичом". Хотя вряд ли однозначно можно согласиться с мыслителем в этом выражении. Однако его высказывание: "Многознание не научает быть мудрым, мудрость – это знание оснований и причин" имеет полное право на адекватное существование.

Религиозно-философская школа пифагорейцев

Пифагор

Пифагор понятию первоначала не придаёт большого значения, и оно теряет всякую физическую связь с элементами. Он видел начало в числе. Более того, математическая наука приобретает вид доказательного дедуктивного обоснования именно в трудах Пифагора. Пифагор связывал математику со специфической формой мистицизма.

Пифагор является основателем мистического учения. Воззрения философа приобрели реальные очертания в религиозном ордене, где было прописано:

  • Воздержание от употребления в пищу бобов.
  • Не поднимать то, что упало.
  • Не прикасаться к белому петуху.

Данные правила как табу. Греческая культура в целом пропитана противоположностями между рационализмом и мистификацией. Как итог, Пифагор сочетает в себе две противоположные традиции: научную и мистическую.

Пифагор говорил о бессмертии души, верил, что она переселяется в другие виды животных.

Однажды гуляя, Пифагор увидел собаку, которую били. Он попросил прекратить, потому что считал, что душа его друга именно в этой собаке, аргументировав это тем, что узнал его по голосу.

В пифагорейском союзе было место и для мужчин, и для женщин на равных условиях. Все члены данного сообщества имели собственность и владели ей сообща, они все вели схожий образ жизни. Математику они воспринимали как средство для достижения конкретного жизненного идеала, который виделся им в созерцательном образе жизни.

"Именно беспристрастная наука является. важнейшим. средством очищения; и человек, посвятивший себя науке, – настоящий философ, он наиболее полно освобождается от "круговорота рождения"".

Пифагор говорил, что все вещи есть суть числа. Число является причиной всякой вещи и передаёт суть взаимосвязи всего сущего. Исходя из этого, можно сделать вывод, что, если всё есть число, значит и весь космос представлен числовой системой упорядоченного характера.

Важно отметить, что Пифагор стал первым, кто использовал слово космос для обозначения всего мирского порядка. Открытие математической систематичности всего сущего поменяло течение постигающего разума и ход развития всей западной культуры. С господством числовой гармонии изменился взгляд на мир. Вместо тёмных непонятных сил пришло число как символ разумного порядка и истины.

Др. греческая философия возникла в ионийских городах западного побережья малой Азии, основанных греками. Здесь раньше развилась работорговля и выросшая на их основе культура.

Произошло освобождение мировоззренческих представлений о природе и человеке из плена мифологических схем. А произошло это при развитии классового общества и государства. Возникли философские и в первую очередь космологические системы. При отсутствии средств экспериментальной проверки гипотез число систем было велико, что означало многообразие философских типов объяснения мира.

Первые учения - г. Милет VII-VI в. Д.н.э - Фалес, Анаксимандр,

Анаксимен. Задавшись вопросом, откуда все возникает и во что

превращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей.

ФАЛЕС. Все произошло из некоего влажного первовещества или воды . Все рождается из этого первоисточника. Вода и все произошедшие из нее вещи - не мертвые. Вселенная полна богов, все одушевлено.

АНАКСИМАНДР. ВВел понятие первоначала всего сущего - архе и считал таким первоисточником апейрон, из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало всем

вещам. Их борьба порождает космос, горячее - огонь, холодное - небо и земля. Апейрон не имеет границ, он беспределен.

АНАКСИМЕН. Первовещество - воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух вечен и подвижен, сгущаясь, образует облака, затем воду, затем землю и камни. Разрежаясь - огонь.

ГЕРАКЛИТ. Диалектический материализм.

Все сущ. вещи возникли из материального первоначала. Однако первовещество - это огонь. Мир остается в основе огнем, несмотря на все изменения. Душа тоже из огня, душа материальна - это наименее влажный огонь.

Миром правит "логос" (закон, необходимость).

Мир есть процесс в котором всякая вещь переходит в свою противоположность(холодное в теплое,

Влажное в сухое и наоборот).

Логос - основа всеобщности и истинности чел. познания. В основе мышления лежат ощущения. Мышление - общее всем людям, всем дано познать себя и быть разумными.

Последов Пифагора объединились в союз. Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не материальное первоначало, а числа, кот образуют космический порядок - прообраз общ. порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа.

Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные

существа, абсолютизировали и обожествляли их. Свящ. монада(единица) - это

мать богов, всеобщее первоначало и основа всех прир.явлений. Двойка - это

принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа образует

тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противор. сторон.

Четверка - образ четырех элементов прир.

Все вещи состоят из противоположностей - чет нечет, предел беспредельное, единство множество, правое левое, мужское женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга( в отличии от Гераклита).

Учение Демокрита.Исходное положение атомистической системы - существование атомов и пустоты, образующих своими бесконечными многообразными соединениями все сложные тела.

Атомы и пустота невидимы, но их существование удостоверяются основанным на чувственных наблюдениях размышлением. Д. отличает то, что сущ. во мнении от того, что сущ. в действительности.

Атомы - всевозможно мал. тела, не имеющие качеств, пустота же - метод, в котором все эти тела, в течении всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения.

Основа познания - ощущения. От вещей отделяются "видики" – материальные формы вещей, они несутся во все стороны в пустом пространстве и проникают в органы чувств через поры.

В истории античной философии выделяют следующие периоды.

Первый период античной философии называют эллинским (эллины — самоназвание греков, в древности распространявшееся на все грекоязычное население восточного Средиземноморья). Именно в этот период были ликвидированы остатки родового строя и создано раннее рабовладельческое общество. На смену родовой общине пришла гражданская община, полис, город-государство, уникальная форма организации социальной и политической жизни древних греков.

Эллинистическая культура — это культура греческого полиса. Возникновение и развитие философии в этот период связано с появлением, расцветом и кризисом греческой полисной системы. Эллинский период античной философии включает: период становления древнегреческой философии (VII-V вв. до н.э.) и классический период древнегреческой философии (IV в. до н.э.).

Наиболее характерными чертами философской мысли этого периода были:

  1. Космология, то есть стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом;
  2. онтологизм, выражающийся в том, что центральной философской проблемой является проблема бытия;
  3. теоретико-познавательный и жизненный оптимизм.

Второй, эллинистическо-римский период в истории античной философии — это период с III века до н.э. по VI век н.э. Он включает в себя период раннего эллинизма (III-I века до н.э.) и период позднего эллинизма (I-V века н.э.).

Большинство ученых определяют хронологические рамки раннего эллинизма со времени продвижения Александра Македонского на восток (последняя треть IV века до н.э.) до 30 года до н.э., когда последнее великое эллинистическое государство, Птолемеевский Египет, было завоевано Римом. В эпоху эллинизма произошел переход от полисной системы к эллинистическим наследственным монархиям, в результате чего центры культурной и экономической активности переместились из Греции в Малую Азию и Египет. Эллинизм как культурное явление представлял собой распространение греческой культуры и знаний среди других народов. Культура раннего эллинизма характеризовалась прежде всего индивидуализмом, обусловленным освобождением человека от политической, экономической и моральной зависимости от полиса. Главным объектом философского исследования становится субъективный мир человека.

В римский период — период позднего эллинизма — основные тенденции развития античной философской мысли были доведены до своего логического завершения. Произошло возвращение к классическим идеям, к их философским доктринам бытия (неопифагореизм, неоплатонизм), но обогащенным знанием субъективного мира личности. Взаимодействие с восточными культурами в рамках единой Римской империи привело философскую мысль к частичному отходу от рационализма и повороту к мистицизму. Позднеэллинистическая философия, оторвавшись от свободомыслия раннего эллинизма, встала на путь сакрального, т.е. религиозного, понимания мира.

Основные школы античной философии

Милетская школа. Гераклит. Пифагор

Античная философия зародилась в Греции в 6 веке до н.э. и закончила свое существование с распадом Римской империи в 5 веке н.э. Она возникла и развивалась в греческих городах-государствах, особенно в Афинах, сохранялась в период македонского правления и в Римской империи. В античной философии существует ряд очень разных философских течений. Некоторые из них основывались на мистических идеях и догмах, другие предпочитали строгие доказательства.

Фалес (ок. 625 — ок. 547 гг. до н.э.) происходил из Милета, процветающего торгового города в Малой Азии. Время жизни Фалеса определяется тем, что он предсказал солнечное затмение, которое (как утверждают астрономы) произошло в 585 году до нашей эры. Известно также, что Фалес совершил путешествие в Египет и привез оттуда сведения о геометрии. Однако если геометрические знания египтян служили в первую очередь для решения эмпирических задач, то греки впоследствии создали математику как науку, основанную на этих знаниях. Фалес считал, что вода является первозданной субстанцией, лежащей в основе всей Вселенной, и что все остальное образуется из нее. Положение Фалеса о том, что все произошло из воды, можно считать вполне научной гипотезой, поскольку уже в начале XX века общепризнанным было мнение, что все состоит из водорода, две трети которого составляет вода.

Анаксимандр (ок. 610 — после 547 гг. до н.э.), ученик Фалеса, считал, что все многообразие мира произошло от одного первозданного вещества, но это вещество не было ни водой, ни каким-либо другим известным нам веществом. Анаксимандр считал, что первичной субстанцией не может быть вода или любой другой известный элемент, потому что воздух холоден, вода влажна, огонь горяч, и если бы какой-либо из этих элементов был первичным, он поглотил бы остальные. Следовательно, основное вещество должно быть нейтральным. Анаксимандр считал, что наш мир сосуществует одновременно с другими мирами, которые постоянно рождаются и умирают. Они появились не в результате творения, а в результате эволюции. Анаксимандр утверждал, что эволюция существует и в животном мире. Живые существа возникли из влажного вещества. Идея происхождения жизни из водной среды и постепенной эволюции видов была исключительно новой для того времени.

Ранние досократики из Милета — Фалес, Анаксимандр и Анаксимен — пытались разработать космологические концепции, чтобы дать разумное представление о мире, в котором мы живем.

Софистика

Софисты — это условное название ряда древнегреческих мыслителей, живших в V и первой половине IV века до н.э. IV. Век до н.э. Софистов принято делить на старшее и младшее поколения (старых и молодых).

Софисты сыграли важную роль в развитии риторики (красноречия) и науки о языке (лингвистики); открытые ими софизмы (парадоксы) послужили основным стимулом для развития логики.

Софисты почти не уделяли внимания изучению природы. Но именно они первыми провели различие между законами природы как чем-то неизменным и законами общества как следствием человеческого института.

Отношение к религии. Многие софисты сомневались в существовании богов или даже отрицали их, считая их человеческим изобретением. Софизм по своей природе антидогматичен, а вся религия построена на догмах. Софисты сыграли важную роль в разрушении традиционных религиозных догм.

Классический этап античной философии (V–IV вв. до н.э.).

Наиболее важные школы этого периода: софисты (Горгий, Гиппий, Продик, Протагор и др.); Сократ, который сначала придерживался софистов, а затем критиковал их; Платон и его школа Academia; Аристотель и его школа. Основные темы классического периода — природа человека, особенности познания, унификация философского знания и построение универсальной философии. Философы классического периода формулируют идею чистой философии, которая дает истинное знание. После размышлений Сократа, Платона и Аристотеля в Древней Греции был сделан вывод, что образ жизни, построенный на принципах философии, лучше всего соответствует человеческой природе, и поэтому нужно всеми силами стремиться к созерцанию и философствованию.

Софисты (V век до н.э.) — профессиональные учителя мудрости и красноречия. Слово софист происходит от греческого слова sophia, означающего мудрость. Первоначально всех философов называли софистами, но постепенно это слово приобрело негативный оттенок. Софистами стали называть только тех философов, которые отрицали религию и мораль, подчеркивали условность государственных законов и нравственных норм.

Он искал первопричину всего сущего в Логосе, а природный мир рассматривал лишь как его приложение. Согласно Сократу, прекрасное существует само по себе, независимо от прекрасной книги, вазы или лошади, и знание прекрасного ни в коем случае нельзя рассматривать как простое обобщение знания всех прекрасных предметов. Знание красивых вещей предшествует знанию красивых вещей. Мерой всех вещей является не просто человек, а человек разумный, ибо именно разум является источником истинного знания. Методом получения этих знаний является мейевтика или акушерство. Его суть заключается в том, что познание происходит в процессе разговора.

Диалог, вопросы и ответы помогают в формировании мыслей, а отправная точка размышлений — ирония — порождает сомнения в общепринятых мнениях. Раскрытие противоречий устраняет мнимое знание и способствует поиску истины. Сократ считал, что знание является единственным регулятором человеческих действий. Знать, что хорошо, значит следовать этому: Никто не бывает злым по доброй воле; причина плохих поступков — невежество.

История жизни Сократа известна в пересказе его ученика Платона (V-IV век до н.э.). Платон излагал свои философские идеи в форме диалогов, реализуя принцип и форму познания, предложенные Сократом. Платон считал, что бытие — это мир идей, который существует вечно, неизменен и тождественен самому себе.

Философские школы эллинизма

Эллинистическая философия — это развитие школ, основанных в четвертом веке. Других имен не слышно; Академия, Лицей, Стоя, Эпикур — возможно, с добавлением кинизма, пифагорейства и спорадического одиночного скептицизма — вот движение философской мысли в III-I веке до н. э. Но все же это движение: те же школы в I веке уже не представляют того, чем они были в III веке или в момент своего основания.

Начнем, однако, с оговорки: среди упомянутых школ одна идентифицируется по имени ее основателя. Это не случайно: эпикурейство, по сути, почти во все времена было учением Эпикура. Поэтому мы можем, ссылаясь на его краткую характеристику, оставить его в стороне, не забывая, что он существовал на протяжении всей нашей эпохи и в своей почти неподвижности оказал огромное секуляризирующее влияние на умы.

Именно в лице Стратона Лампсакена, прямого преемника Теофраста и учителя Птолемея II Филадельфа, впервые был передан Лицей. Энциклопедист, как и основатель школы, он построил свою научную систему на исключительно светской основе, свел божество к роли природной силы и опроверг платоновское учение о бессмертии души.

Этот скептицизм касался сначала религии, затем этики; но Арцилай не был ни атеистом, ни аморалистом, для него ни Божество, ни Добро не могли быть объектом познания — кто хотел, мог добавить: но только вера. Карнеад, столетие спустя, пошел еще дальше в указанном им направлении; посланный в Рим в 155 году в составе знаменитой легации трех философов, он пленил умы римлян своим прекрасным рассуждением о необходимости справедливости в политике, но на следующий день привел их в полное замешательство, доказав обратное с той же убежденностью. Таким образом, три коротких века назад побежденный софизм занял кафедру Платона в Академии.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: