Раскраски детский травматизм в школе

Обновлено: 04.07.2024

Детский травматизм в школе - довольно частое явление. В статье расскажем, какие виды детских травм наиболее часты, разберемся в основных причинах травмирования и узнаем о мерах и формах профилактики травматизма у подростков и младших школьников.

Согласно ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Несчастные случаи, происходящие с учащимися в стенах школы и во время учебного процесса, являются причиной почти 15% всех детских травм . При этом до 80% школьников получают травмы на переменах.

Основные виды детских травм в школе

  • Закрытые и открытые повреждения костей и мягких тканей, черепно-мозговые травмы вследствие ударов и падений. Травмы и повреждения бывают самые разные. Это и ушибы, и растяжения связок. Но чаще всего обращаются с переломами, полученными вследствие падения (с лестницы, перил, после столкновений и т.д.). Причем переломы рук, точнее предплечья или ключицы, происходят в 4-5 раз чаще, чем переломы ног.
  • Ранения колющими и режущими предметами вследствие неосторожного применения или баловства (остро отточенные карандаши, циркули, кнопки, угольники, ножницы), повреждения деревообрабатывающими инструментами (молоток, стамеска, рубанок) на уроках труда вследствие несоблюдения техники безопасности.
  • Термические ожоги от раскаленной плиты или горячего утюга — частые травмы на уроках домоводства, а химические ожоги от кислот и щелочей — на уроках химии.
  • Поражения электрическим током от неисправных электроприборов или при несоблюдении техники безопасности.

Причины и риск возникновения травмоопасных ситуаций и травм у детей

Травмоопасные ситуации в школе возникают довольно часто и в большинстве случаев спонтанно и без объективных на то причин. Однако риск возникновения ситуаций, в результате которых ребенок может травмироваться сам или травмировать другого, обусловлен рядом причин, среди которых:

▶ неумение распознавать травмоопасную ситуацию;

▶ необученность необходимым навыкам поведения;

▶ недооценка степени опасности внезапно возникшей ситуации;

▶ определенные особенности развития.

Анализ особенностей школьного травматизма позволил установить, что дети получают травмы в школе в основном (80% случаев) на переменах, около 70% школьных травм происходят во время падений и бега, а на долю травм, произошедших на уроках физкультуры при занятиях на спортивных снарядах (козле, бревне и брусьях), приходится менее 20%.

Основными причинами травмирования детей на уроках физкультуры (около четверти всех школьных травм) являются:

▶ недочеты в организации и методике проведения уроков;

▶ неудовлетворительное состояние части спортивных залов и спортивных площадок, оборудования, инвентаря, одежды и обуви;

▶ скученность детей во время занятий.

Травмы, полученные учащимися на уроках труда, физики и химии, также обусловлены в основном нарушениями правил техники безопасности и дисциплины.

Наиболее частая причина травм, получаемых детьми в школе, — это недисциплинированность учащихся, их игровая агрессивность (удары твердыми предметами, кулаками, толчки, столкновения во время бега, подножки и пр.).

Взаимосвязь уровня травматизма с возрастными особенностями детей

В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет , что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю. Причем с возрастом количество травм увеличивается, достигая наибольших значений у детей 11–14 лет.

Чаще всего травмируются гиперактивные дети и дети, воспитывающиеся в условиях гипер- или гипоопеки. Кроме того, частые травмы получают дети с нарушением функции программирования и контроля собственного поведения, а также со сниженным интеллектом.

В 15% случаев основной предпосылкой получения травм детьми являются их индивидуально-психологические особенности. Не только преобладание возбуждения над торможением (усталость, нервозность, импульсивность), но и, наоборот, преобладание торможения над возбуждением, инертность нервных процессов могут привести к получению травмы.

Дети, умственно более развитые, с высоким интеллектом, осознают опасность и избегают ее. В структуре интеллекта наиболее важной представляется такая особенность мышления, как способность к анализу, синтезу, обобщению, что связано с умением прогнозировать последствия поступков.

Несчастным случаям в большей степени подвержены дети с низкими качественными характеристиками внимания (концентрация, распределение и переключение), недостаточной сенсомоторной координацией, неосмотрительные, с низкой выносливостью, а также боязливые или слишком склонные к риску. Эмоционально неустойчивые, импульсивные дети гораздо чаще получают травмы, чем их спокойные и уравновешенные сверстники.

Причины травмирования детей и подростков в школе можно условно объединить в три основные группы:

  1. Поведение самого ребенка, получившего травму.
  2. Действия окружающих сверстников.
  3. Действия взрослых, находившихся в окружении пострадавшего ребенка.

Травмы, обусловленные поведением пострадавшего

Свыше 40% всех травм происходят по причинам, относящимся к первой группе, которые, в свою очередь, можно подразделить на 4 подгруппы.

  • Первая подгруппа причин связана с недостаточным сенсомоторным развитием ребенка: низким уровнем координации движений, неумением владеть своим телом, а также отсутствием навыка выполнения действия.
  • Вторая подгруппа обусловлена отсутствием или недостаточностью знаний об опасности и возможных последствиях выбранных действий.
  • Третья связана с пренебрежением известной опасностью из-за более сильного мотива, например при желании произвести впечатление на значимых для ребенка или подростка людей.
  • Четвертая объединяет причины, вызванные психофизиологическим состоянием, влияющим на успешность протекания деятельности: усталость, эмоциональное возбуждение, игровой раж, спортивный азарт и др.

Более 70% травм, полученных детьми из-за своего поведения, обусловлены причинами, относящимися к четвертой подгруппе. Чаще всего получение травм происходит при проведении подвижных игр. При этом нередко сильное дезорганизующее влияние на поведение оказывают трудносдерживаемое стремление к достижению наилучшего результата, а также соревновательный момент игры и внезапно возникающие задачи и опасные ситуации, при которых нужно быстро принимать самостоятельное решение. Все это привносит в игру эмоционально-аффективный фактор, оказывающий особенно сильное влияние, поскольку он связан с реальными, а не с игровыми взаимоотношениями, как это было в дошкольном возрасте.

Спешка — еще одно эмоциональное состояние, которое может дезорганизовать деятельность. В основном травмы по этой причине регистрируются в возрасте 11–14 лет, когда начинает сказываться занятость подростков (большая учебная нагрузка, посещение кружков и спортивных секций, выполнение обязанностей по дому и т. д.). В то же время усиливается соревновательный мотив не только в игре, но и в повседневной жизни (первым попасть на завтрак в школе, в раздевалку, на улицу во время перемены и т. д.).

С возрастом частота травм по вине самих пострадавших увеличивается, т. к. с развитием ребенка расширяется сфера его самостоятельной деятельности.

Травмы, полученные вследствие неправомерных действий сверстников

Вторая группа причин , обуславливающих треть всех детских травм, зависит от действий окружающих ребенка сверстников . Результаты исследования показали, что чаще дети травмируют сверстников во время игры (20% случаев) либо непреднамеренно вне игры (30%), как правило, не замечая их (например, наталкиваются на других).

Особое внимание следует обратить на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и с целенаправленным стремлением причинить боль и показать свое физическое превосходство (свыше 40% травм). Отмечена тревожная тенденция увеличения количества травм, полученных подростками в результате драк.

Травмы, возникшие по причине недосмотра взрослых

Как выше уже было сказано, большинство повреждений школьники получают во время перемен. В коридорах после урока одномоментно скапливается большое количество детей, они бегают, выплескивая скопившуюся за урок энергию, сталкиваются, падают — травмы неизбежны. Также возможно получить травму на уроках физкультуры, труда, физики или химии. Эти случаи обусловлены в основном по недосмотру взрослых и нарушением правил безопасности в образовательных учреждениях детьми.

В большинстве случаев такие травмы обусловлены недосмотром за детьми и отсутствием контроля их поведения. Необеспечение безопасной среды также относится к наиболее распространенным ошибкам родителей, вследствие которой происходит 25% травм, относящихся к данной группе.

Профилактика детского травматизма

  1. Инструктирование по технике безопасности и педагогов, и учащихся.
  2. Регулярное проведение профилактических бесед с учащимися и родителями учащихся о необходимости соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся.
  3. Осуществление контроля соответствия условий обучения санитарно-эпидемиологическим правилам.
  4. Ежедневная проверка помещений образовательной организации для проведения занятий.

Педагогам необходимо учесть следующие возможные направления работы с учащимися и их родителями :

✅ воспитание ответственного отношения к собственной безопасности жизнедеятельности;

✅ формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в школе;

✅ разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью по профилактике детского травматизма;

✅ воспитание уважения к людям старших поколений, навыков культуры общения и соответствующих норм этики взаимоотношений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Детский травматизм

Описание презентации по отдельным слайдам:

Детский травматизм

Травма - это телесное повреждение при ранении. Травматизм - это повреждения.

Травма - это телесное повреждение при ранении. Травматизм - это повреждения, которые повторялись в определенной группе населения, называются. Под детским травматизмом следует понимать совокупность внезапно возникших повреждений среди детей разного возраста.

Детские травмы разделяются на: 1) Грудной (с момента рождения до года) 2) Пре.

Детские травмы разделяются на: 1) Грудной (с момента рождения до года) 2) Преддошкольный (от 1 года до 3 лет) 3) Дошкольный (от 3 до 7 лет) 4) Школьный (от 7 до 16 лет)

Разделяют все случаи в зависимости от места получения травмы. 1) Родовые травмы

Разделяют все случаи в зависимости от места получения травмы. 1) Родовые травмы

2) Бытовой, или домашний травматизм

2) Бытовой, или домашний травматизм

3. Уличный травматизм

3. Уличный травматизм

4. Транспортный травматизм

4. Транспортный травматизм

5. Школьный травматизм

5. Школьный травматизм

6. Спортивный травматизм

6. Спортивный травматизм

Наиболее часто встречающийся травматизм у детей – бытовой.

Наиболее часто встречающийся травматизм у детей – бытовой.


Предупреждение травматизма. 1. Для предупреждения травм при занятиях физкульт.

Предупреждение травматизма. 1. Для предупреждения травм при занятиях физкультурой и спортом, а также при проведении различного рода спортивных мероприятий необходимо помнить и выполнять следующие мероприятия: Запрещается проведение занятий, тренировок в отсутствии инструктора, тренера, преподавателя. Занимающиеся должны быть распределены на группы по возрасту, состоянию здоровья, физической подготовленности. Не допускать к занятиям и соревнованиям лиц, не прошедших врачебного обследования. Строго соблюдать основные требования методики обучения физическим упражнениям: а) последовательность в овладении двигательными навыками; б) постепенность в увеличении нагрузки; в) правильный показ упражнений и тщательный инструктаж занимающегося; г) тщательный контроль за выполнением упражнений.

2. Профилактика уличного травматизма при пешеходном движении предусматривает.

2. Профилактика уличного травматизма при пешеходном движении предусматривает: 1) рациональное планирование и благоустройство улиц и мостовых, надлежащий уход за ними (применение песка во время гололеда, заделка рытвин), освещение улиц и площадей, ограждение строящихся и ремонтируемых зданий; 2) рациональную организацию и регулирование уличного движения, строгий контроль за соблюдением правил уличного движения; 3) обеспечение хорошего технического состояния уличного транспорта, его безопасность (исправность автоматических дверей в автобусах и трамваях); 4) надзор за детьми и их досугом; 5) широкую воспитательную и разъяснительную работу с населением (печать, радио, телевидение, кино, лекции, доклады). Одной из важных мер по профилактике уличного травматизма является борьба с бытовым пьянством, поскольку уличные травмы часто получают лица в состоянии алкогольного опьянения.

3. Для профилактики бытового травматизма следует: 1) обеспечить правильный ух.

3. Для профилактики бытового травматизма следует: 1) обеспечить правильный уход за грудными детьми и детьми преддошкольного возраста исключить возможность ожогов, не разрешать детям самостоятельно включать электроприборы, содержать электропроводку в надлежащем состоянии); 2) усилить надзор за школьниками в часы их досуга (оборудование мест для игр – детских комнат, игровых площадок, парков). 3) устранить технические погрешности в домовом хозяйстве; 4) прививать детям правильные трудовые навыки; 5) целенаправленно обучать их правилам поведения в местах общего пользования. 4. Лучшая профилактика водного травматизма - умение держаться на воде. Поэтому профилактика здесь одна - заплывы самых лучших юных пловцов должны проходить на глазах у взрослых.

Основные меры профилактики детского травматизма: недоступность спичек, хранен.

Оказание первой помощи. Первая помощь при ожогах Если одежда ребенка воспламе.

Оказание первой помощи. Первая помощь при ожогах Если одежда ребенка воспламенилась, быстро оберните его одеялом или другой одеждой, чтобы погасить пламя. Сразу охладите место ожога с помощью большого количества чистой холодной воды. Бывает, что полное охлаждение ожога длится полчаса. Держите место ожога чистым и сухим, закройте его чистой неплотной повязкой. Если ожог больше, чем большая монета или начинает покрываться пузырями, немедленно отвезите ребенка в медицинское учреждение. Не вскрывайте пузыри - они защищают пораженное место. Не старайтесь оторвать то, что прилипло к месту ожога. Не прикладывайте к месту ожога ничего, кроме холодной воды. Дайте ребенку выпить фруктового сока или воды. В домашней аптечке целесообразно иметь специальные средства для наружного применения, предназначенные для самопомощи при ожогах.

Первая помощь при поражении электрическим током Если ребенок поражен электрич.

Первая помощь при поражении электрическим током Если ребенок поражен электрическим током или получил ожоги от него, прежде всего отключите электричество и только после этого оказывайте первую помощь ребенку. Если ребенок без сознания, держите его в тепле и немедленно обратитесь за медицинской помощью. Если ребенку тяжело дышать или он не дышит, положите его на спину ровно, немного приподняв голову. Закройте ноздри ребенка и энергично вдыхайте ему в рот, чтобы грудь ребенка поднималась. Сосчитайте до трех и повторите процедуру. Повторяйте до тех пор, пока дыхание не восстановится.

Первая помощь при падениях и несчастных случаях на дороге – Повреждения голов.

Первая помощь при падениях и несчастных случаях на дороге – Повреждения головы, позвоночника и шеи могут вызвать паралич и представляют серьезную угрозу для жизни. Ограничьте подвижность головы и спины, избегайте любых сгибов позвоночника, чтобы предотвратить дополнительные повреждения, и вызовите скорую медицинскую помощь. – Если ребенок не может двигаться или испытывает острую боль, скорее всего, у него перелом костей. Зафиксируйте место перелома шиной или подручным материалом, после чего вызовите скорую медицинскую помощь. – Если ребенок без сознания, держите его в тепле и вызовите скорую медицинскую помощь. – При ушибах и растяжениях погрузите пораженные места в холодную воду или приложите на 15 минут лед. Лед предварительно положите в целлофановый пакет и оберните махровым полотенцем. При необходимости повторите процедуру, Холод уменьшит боль и снимет отеки. Успокойте ребенка.

Первая помощь при порезах и ранах При небольших порезах и ранах: Промойте ран.

Первая помощь при порезах и ранах При небольших порезах и ранах: Промойте рану 3%-ной перекисью водорода, а при ее отсутствии - чистой (по возможности кипяченой охлажденной) водой с мылом. Высушите кожу вокруг раны, обработайте йодом. Закройте рану чистой марлей и наложите повязку. При серьезных порезах и ранах: Если кусочек стекла или другого предмета застрял в ране, не старайтесь удалить его. Это может привести к кровотечению или большому повреждению тканей. Если у ребенка сильное кровотечение, поднимите пораженное место выше уровня груди и плотно прижмите рану (или место рядом с ней) подушкой или мягким свертком из чистой ткани. Продолжайте держать сверток или подушку, пока кровотечение не прекратится. Не кладите веществ растительного или животного происхождения на рану, поскольку это может вызвать инфицирование. Наложите на рану повязку. Повязка не должна быть слишком тугой. Отвезите ребенка в больницу или вызовите скорую медицинскую помощь. Спросите медицинского работника, надо ли сделать ребенку прививку от столбняка.

Первая помощь при удушье Если есть подозрение на повреждение шеи или головы.

Первая помощь при удушье Если есть подозрение на повреждение шеи или головы, не двигайте голову ребенка. Если ребенку тяжело дышать или он не дышит, положите его на спину ровно, немного подняв голову. Держите ноздри ребенка закрытыми и вдыхайте ему в рот, делая искусственное дыхание. Повторяйте процедуру, пока ребенок не начнет дышать. Если ребенок дышит, но находится без сознания, переверните его на бок, чтобы язык не мешал дышать. Вызовите скорую медицинскую помощь.

Первая помощь при отравлении Если ребенок проглотил яд, не старайтесь вызвать.

Первая помощь при отравлении Если ребенок проглотил яд, не старайтесь вызвать рвоту, поскольку это может только осложнить положение. Если яд попал на одежду или кожу ребенка, снимите одежду и промойте большим количеством воды. Несколько раз тщательно промойте кожу ребенка с мылом. Если яд попал в глаза, промывайте их чистой водой по меньшей мере в течение 10 минут. Немедленно отвезите ребенка в больницу или вызовите скорую медицинскую помощь. Возьмите с собой образец ядовитого вещества или лекарства, которое принял ребенок, или емкость, в которой оно находилось. Ожидая помощи, держите ребенка в покое.


.


.

Детский дорожно-транспортный травматизм


.


.

Детский уличный травматизм


.


.

Правила безопасного поведения при снегопаде и гололеде


.


.

Правила поведения при пожаре для детей


.


.

Памятка безопасность в вашем доме


.


Детский травматизм и его предупреждение- актуальная и серьезная проблема. Грамотная организация работы по профилактике детского травматизма и предупреждение несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками в образовательной организации является обязательным условием эффективной образовательной деятельности.

Профилактика травматизма обучающихся и воспитанников

в ГБОУ Школа № 1375

Одной из первостепенных задач ГБОУ Школы № 1375 является охрана и укрепление здоровья обучающихся. Проблемы охраны здоровья детей, профилактики детского травматизма, создания безопасных условий обучения и воспитания находятся под постоянным контролем администрации и педагогов.

В ГБОУ Школе № 1375 работа по профилактике травматизма обучающихся и воспитанников – это комплексная система , включающая профилактические мероприятия по следующим направлениям:

  • Создание безопасных условий обучения и воспитания, соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;
  • Профилактика детского дорожного травматизма, включая профилактику травматизма учащихся на объектах железнодорожного транспорта;
  • Профилактика травматизма учащихся и воспитанников во время проведения учебно-воспитательного процесса;
  • Профилактика травматизма обучающихся во время проведения занятий физической культурой и спортом;
  • Профилактическая работа с родителями по предупреждению детского травматизма.

В рамках профилактической работы по предупреждению травматизма обучающихся и уменьшению рисков возникновения травмоопасных ситуаций во всех зданиях и помещениях ГБОУ Школы № 1375:

Читайте также: