Ранние журавли краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Главные и второстепенные персонажи

Центральным героем произведения является мальчик Султанмурат. Ему всего 14 лет, но он уже вынужден брать на себя ответственность и принимать взрослые решения. У него есть двое друзей – Анатай и Эркинбек, которые всегда стараются помогать ему, но иногда между мальчишками возникает соперничество. Например, за внимание симпатичной одноклассницы Мырзагуль.

Мать Султанмурата болеет, мальчик заботится о ней и очень переживает, что женщина не поправится. В семье еще несколько детей, их содержание тоже ложится на плечи главного героя, так как его отец отправился воевать.

Повесть описывает события, которые происходят в 1943 году, когда немецкие войска проводили активное наступление. Действие разворачивается в Киргизии, в небольшом поселении – ауле. Жителям очень тяжело, но они крепятся и ждут перелома в военных действиях, чтобы все стало, как раньше. Поэтому несмотря на тяжелые условия, дети все равно ходят в школу и стараются делать успехи в обучении.

Холодная зима. Школьный класс сидит в неотапливаемом помещении. Дети сильно мерзнут, поэтому учительница старается поддержать их моральный дух рассказом о тропиках. Она говорит, что на свете есть такой остров – Цейлон (после 1972 года он стал называться Шри-Ланка и теперь относится к одноименному государству в южной Азии). Там всегда тепло, постоянно светит солнце и даже дожди – теплые, тропические.

Весь класс с интересом слушает рассказ учительницы, но Султанмурат скучает по отцу, который уже давно ушел на фронт, и думает о постоянно болеющей матери. Мальчик не знает, как ей помочь, и надеется только на то, что папа скоро вернется.

Султанмурат вспоминает, как их семья была счастлива до войны. Они с отцом часто вместе ездили в город и находили там разные развлечения: парки, цирки, зоопарки. Уже давно семья не получала от него никаких новостей.Султанмурат думает, что его папа, возможно, погиб, как и многие другие мужчины из аула.

Сейчас мальчик, несмотря на свой юный возраст, является главой семьи. На его плечах забота о матери и трех других младших детях. Многие его сверстники в таком же положении, так как большинство мужчин аула ушли на фронт.

Но Султанмурат занят не только тяжелыми мыслями. Еще он думает о том, что ему нравится симпатичная одноклассница – Мырзангуль. Султанмурат хочет, чтобы девочка заметила его и почувствовала то же, что и он.

Среди лошадей мальчик видит двух знакомых – когда-то они принадлежали его отцу. Через некоторое время Султанмурата назначают командиром отряда, ответственного за распахивание поля на одной из дальних территорий. Мальчик берется за дело: организовывает людей, следит за оборудованием, занимается лошадьми.

Наконец, все кони были выхожены и подготовлены к работе. Но однажды случается происшествие. Друг Султанмурата, Атынай, тоже хочет привлечь внимание красавицы Мырзагуль, и он показывает ей, как смело гарцует верхом. Но конь оступается и падает, повредив сустав. За это положено наказание, но оно достается Султанмурату, ведь это он не уследил и за мальчиком, и за лошадью.

Но пока что ему нужно бросить все силы на то, чтобы помочь своим родным. Султанмурату необходимозаботиться о маме и младших детях, поэтому на школу времени и сил больше не остается – он бросает обучение. С Мырзагуль у него тоже не получается видеться, и Султанмурат переживает, что девушка может забыть его. Он пишет ей письма, но не получает ответа.

Но когда молодые люди увиделись наконец вживую, Мызагуль отвечает Султанмурату взаимностью. Между ними вспыхивает первое юношеское чувство, и девочка даже дарит ему платок с именной вышивкой. Влюбленность помогает Султанмурату справляться с трудностями и верить в лучшее – что война закончится, мама выздоровеет, а отец вернется домой. Их дружба с Атынаем подвергается испытанию. Тотот тоже влюблен в Мызагуль и даже дерется с Султанмуратом, когда узнает, что девушка ответила на его чувства.

Султанмурат старается сосредоточиться на работе. Пришло время вспахивать поле, и на мальчике лежит большая ответственность. Бригадир строго спрашивает с него за работу всего коллектива.

Ранней весной пашня оказывается очень тяжелой. Морозы еще не отступили, земля твердая, поэтому и коням, и людям сложно работать. Но как-то раз мальчики видят, что над полем кружит журавль. Эта птица прилетает, когда весна уже не за горами, и приносит надежду. В ауле также считается, что журавль в небе – это знак, что урожай в этом году будет хорошим. Султамурат очень хочет найти перо этой птицы, чтобы подарить его своей возлюбленной.

Весной юные работники наконец вспахали поле. Это была настоящая первая победа ребят, но вот только торжествовать и гордиться собой им не удалось. Однажды ночью, когда мальчики спали, какие-то взрослые люди зашли к ним в юрту. Пользуясь темнотой и внезапностью, они связывают всю команду. Оказывается, что это конокрады. Они уводят с собой четырех лошадей, и это немыслимая потеря для бригады Султанмурата. Понимая, как много значат эти кони и его работа в целом, Султманмурат садится верхом на одну из бывших лошадей своего отца и устремляется в погоню за ворами.

На Султанмурата нападает отчаяние. Он горько плачет, сидя на земле, когда понимает, что его мечты теперь не сбудутся. Он не сможет встретить отца верхом на его любимом коне, не сможет красиво подъехать верхом к Мырзагуль, возвращаясь с работы на пашне…

Султанмурат так и остается сидеть рядом с телом коня, забыв об осторожности. Он не понимает, как ему теперь вернуться в аул: что он скажет другим членам команды, как бригадир отреагирует на кражу коней? Обвинят ли во всем Султанмурата? Будет ли он жестоко наказан? Как теперь будет работать вся их бригада?

В тяжелых мыслях Султанмурат не замечает, что он больше не один. В ночной темноте к нему подкрадывается голодный зверь. Это волк, который голодал всю зиму. Его привлек запах крови, и он хочет съесть мясо убитой лошади, руководствуясь своим инстинктом выживания. Сидящий рядом с телом человек – помеха, которую нужно устранить, а в перспективе – такое же мясо. Поэтому голодный хищник сгруппировался и уже приготовился к прыжку.

Султанмурат замечает волка. Он понимает, что сейчас ему предстоит схватка не на жизнь, а на смерть. Бежать от отчаявшегося хищника бесполезно, к тому же, скорее всего, где-то рядом должна быть остальная его стая. Поэтому мальчик решает сражаться за свою жизнь. Но у него нет никакого оружия. Максимум, что он может использовать, это ненужная уже уздечка. Он наматывает ее на руку, приготовившись защищаться.

Человек и волк смотрят друг на друга, понимая, что только один из них останется живым.

Основная идея

Краткое содержание Краткое содержание романа Зверобой, или Первая тропа войны Купера (сюжет произведения)

Школа в киргизском аиле во время Великой Отечественной войны, зима 1943 года. Бекбай, отец семиклассника Султанмурата, на фронте. Он живет с матерью, бабкой, младшим братом Аджимуратом и сестрами. Все трудятся, недоедают, и ждут отца. Сильного, доброго, отличного работника, возчика керосина. Султанмурат вспоминает, как перед войной ездил с отцом в город, попал в зверинец. Это был счастливый день с лучшим отцом в мире.

Сюжет

Киргизский аил, зима 1943 года, война. Отцы ребят на фронте, у некоторых уже погибли. Председатель колхоза просит пятерых семиклассников вспахать на далеком Аксае землю под яровой хлеб. Командир среди них высокий, работящий 15-летний Султанмурат. Пока отец Бекбай, сильный, добрый возчик-труженик воюет, мальчик помогает матери, брату Аджимурату, двум сестрам. Султанмурат любит одноклассницу Мырзагуль, а перед отъездом на пашню узнает, что его чувства взаимны.

В бригаду отобрали крепкого Анатая, с которым Султанмурат дрался из-за Мырзагуль. Султанмурат пашет на отцовских конях Чабдаре и Чонтору. Однажды подростки видят в небе журавлиную стаю. Ранний прилет журавлей – к урожаю. Однако ночью коней уводят конокрады. Султанмурат на Чабдаре скачет следом, коня под ним убивают. Султанмурат плачет: нет коня для встречи отца, нет коня для пахоты. И готовится отбить нападение волка, прибежавшего на запах крови.

Отзыв

Повесть о детстве, опаленном войной. Как и весь народ, отцы и сыновья из аила на фронте. Старики и мальчишки сражаются на фронте трудовом. Султанмурат взрослеет: берет ответственность за семью, чувствует свою кровную связь с людьми аила, их бедами и радостями, впервые любит, трудится вместо учебы.

Примета о ранних журавлях и урожае, на первый взгляд, не сбывается. Но ясно, что ребята не сдадутся, будут бороться, приближать победу. Повесть учит любить родной край, народ, семью, друзей, отвечать за свои поступки, честно трудиться, исполнять свой долг, стоять за правду, бороться, не терять надежду, приходить на выручку, жить на пользу не только себе, но и людям.

Маленькая деревенская школа в киргизской степи. В классах гуляют ледяные ветра, никакого отопления нет. Ученики все простужены. Учительница рассказывает им о солнечном Цейлоне, полном фруктовых деревьев, экзотических птиц, где нет зимы и вьюг.

Идёт война. Султанмурат не слушает учительницу. Много мужчин с деревни уже погибли на фронте, а мальчик давно не получал от отца никаких вестей. В голове Султанмурата крутятся воспоминания о довоенных счастливых временах.

Мальчик был давно влюблён в девочку Мырзагуль. На сердце и внимание девочки претендовал также Атынай.

В колхозе не хватает рабочих рук, и ученикам приходится в учебное время помогать взрослым. Султанмурат взялся заботиться о конях своего отца: животных нужно было подготовить к пашне. Вскоре мальчик возглавил рабочий отряд. Под его ответственность кроме лошадей перешло ещё и оборудование. Коней сумели выходить. Но Атынай, желая покрасоваться перед Мырзагуль, загнал лошадь на крутой склон, и животное повредило себе ногу. Рассердившийся бригадир набросился на Султанмурата с плёткой.

Мама мальчика заболела, все домашние заботы легли на него. Помочь детям приехал дядя. Султанмурат уходит из школы.

Он пишет письмо возлюбленной, но она не отвечает на его послание. Случайно столкнувшись с девочкой, Султанмурат видит в её руках платочек с вышитыми именами. Он понял, что она также влюблена в него. Недолго длилась его радость: пришла весть о смерти отца.

Работа на полях оказалась тяжелой, холода не желали отступать. Но тут пролетают первые журавли – знак весны и скорого богатого урожая.

Уставшие после работы на поле мальчишки легли спать. В ночной темноте на них напали конокрады. Преступники увели 4 лошадей, связав спящих парней. Султанмурат смог оседлать отцовского коня и последовал за конокрадами. Воры убили лошадь, мальчик упал на землю и заплакал: он понял, что уже никогда не встретит отца, как мечтал, на его любимом коне. И тут появляется голодный волк, учуявший запах тёплой крови. Зверь приближается к мальчику, готовясь напасть. Султанмурат стоит лишь с уздечкой в руках…

Это произведение о жестоких годах Великой отечественной войны. Героями повести являются дети, вынужденные поднимать колхозные поля, обеспечивать фронт хлебом, заботиться о своих семьях. Автор восхищается мужеством простых деревенских детей, вырастающих на глазах читателя.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

События повести происходят во время Второй мировой войны. В айыле в Киргизии есть бедная маленькая школа, в ней не отапливаются классы, но выхода нет, и детям приходится довольствоваться тем, что у них есть.

У доски преподавательница рассказывает замерзшим и простывшим детям о далеком экзотическом острове Цейлоне. Там тепло, водятся необычные и удивительные животные, растут невиданные растения и фрукты, а люди живут по странным обычаям и законам.

Из-за трудностей, что возникли с приходом войны, председатель колхоза обращается за помощью на пашне к школьникам. После недолгих обсуждений было решено, что теперь дети вместо школы будут ходить работать на поле вместе со взрослым населением айыла.

Султанмурату поручают следить за лошадьми. До него этими животными занимался его отец, поэтому мальчик проявляет о них особую заботу, ухаживает и чувствует связь с родителем. Так как Султанмурат хорошо проявил себя, его назначают руководить рабочим отрядом. Их посылают к урочищу Аксакай на обработку полей. Султанмурат теперь отвечает за лошадей, людей, контролирует работу и следит за оборудованием.

Очень кратко

Зима 1943 года. Мальчик из маленького киргизского аила заменяет отца, ушедшего на фронт, тяжело работает, переживает первую любовь и вступает в схватку с конокрадами и голодным волком.

Школа в небольшом киргизском аиле. Холодный, нетопленый класс. Учительница рассказывает замёрзшим и простуженным детям о тёплом острове Цейлоне, где растут невиданные фрукты, водятся удивительные животные и круглый год лето. Но мысли Султанмурата далеко. Многие жители аила уже погибли, его отец сейчас тоже на фронте и писем от него давно нет. Мальчик вспоминает, как они счастливо проводили время. Отец брал его с собой в город, водил в зоопарк и в цирк, учил ухаживать за домашними животными.

Теперь Султанмурат остался за старшего в семье, где четверо детей. У всех его друзей отцы тоже воевали. Мысли мальчика занимают не только воспоминания, но и мечты об однокласснице Мырзагуль.

Председатель колхоза обращается к школьникам за помощью. Теперь вместо учёбы им придётся работать наравне со взрослыми. Султанмурату поручают подготовить лошадей к пашне. Два коня ему знакомы — это лошади его отца.

Султанмурат становится командиром рабочего отряда, отправленного распахивать поля у далёкого и безлюдного урочища Аксакай. Теперь мальчик отвечает за людей, лошадей и оборудование.

Наконец лошади готовы: откормлены и вылечены. Атынай, соперничающий с Султанмуратом за внимание прекрасной Мырзагуль, красуется перед девочкой, гарцуя на коне. Конь падает на крутом склоне, у него распухает сустав, и животное начинает хромать. Увидев это, бригадир избивает Султанмурата плёткой.

Мать Султанмурата болеет, поэтому ему и дома приходится быть за старшего. К счастью вскоре приезжает брат матери и мальчику становится легче. Вокруг он видит женские слёзы, но сам плакать не может.

Уйдя из школы, Султанмурат не видится с Мырзагуль и просит младшего брата передать девочке письмо. Он с нетерпением ждёт ответа, но Мырзагуль молчит и не реагирует даже на то, что скоро Султанмурат должен уехать. Однажды, пригнав лошадей на водопой, Султанмурат видит Мырзагуль, которая с подружками возвращается из школы. Как же он раньше не сообразил пригонять лошадей чуть позже и видеть её каждый день? Наконец, Султанмурату удаётся остаться с ней наедине. Мырзагуль отдаёт ему платок, на котором вышиты их имена. Султанмурат понимает, что его чувство взаимно. Узнав об этом, Атынай кидается на Султанмурата с кулаками.

Мырзагуль

Мать мальчика заболевает. Ему становится все сложнее отвечать за семью. Но тут приезжает его дядя, брат матери, и берет на себя часть обязанностей Султанмурата.

Однако вскоре подростки встречаются у колодца, где мальчику удается признаться в своих чувствах Мырзагуль. Девочка отвечает взаимностью. Но тут появляется ревнивый Атынай и набрасывается на одноклассника, желая проучить его.

Читательская конференция по книге Чингиза Ай

познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ч.Айтматова; раскрыть характер главного героя в повести; воспитывать такие нравственные качества, как долг, ответственность, выносливость, умение преодолевать трудности, понимать и уважать людей.

портреты Ч.Айтматова, выставка книг автора, кадры из кинофильма

Методические приёмы: беседа, обсуждение, просмотр фрагмента из кинофильма

Вступительное слово учителя.

Изучение творчества известного современного писателя Ч.Айтматова всегда вызывает интерес. Проза Ч.Айтматова философична, символична. За долгую творческую жизнь писатель был удостоен многих наград и почетных званий, но не они определяют значимость этой творческой личности, а истинный интерес читателей и любовь тех, кому близки идеи писателя.

По данным международной организации ЮНЕСКО, Чингиз Айтматов — один из наиболее читаемых писателей мира. Его произведения переведены на многие иностранные языки, тираж его книг постоянно растет. Уже при жизни Чингиз Айтматов стал классиком литературы. Полученные в детстве впечатления, знание народного фольклора не могли не оказать влияние на Ч.Айтматова.

Вклад Чингиза Айтматова не только в киргизскую, но и в мировую литературу бесценен. Это имя стало знаковым для своей эпохи и, несомненно, вошло в историю мировой литературы.

1 2 декабря 1928 года в киргизском аиле Шекер родился мальчик Чингиз. Его отец, Торекул Айтматов, один из первых коммунистов среди киргизов, начинал свою деятельность партийным активистом, потом стал государственным деятелем своей республики. Мать Чингиза, Нагима Абдулвалиева, по национальности татарка, была в молодости комсомолкой, политработником в армии, а потом выступала на сцене местного театра. Большая поклонница литературы, она приучала детей к чтению, рассказывала о русской культуре. Но с младенчества Чингиз впитал и национальный образ жизни киргизов. К тому же Таласская долина, где находился аил Шекер, была одним из древних культурных очагов Киргизии – место, овеянное славой предков, в котором рассказывали множество сказок, легенд и преданий. В семье мальчика говорили на двух языках, и впоследствии это явилось одной причиной двуязычного творчества писателя Айтматова.

Чингизу не исполнилось и девяти лет, когда его отца арестовали. В 1938 году Торекул Айтматов был расстрелян, и его жена вместе с детьми некоторое время жила в городе Караколе, у своего отца Хамзы Абдулвалиева, бывшего татарского купца. В родной аил Чингиз вернулся незадолго до начала войны, а в 1943 году, когда в аиле не осталось взрослых мужчин, ему пришлось работать секретарем сельсовета, в четырнадцать лет решая проблемы всех жителей аила. Позднее Чингиз Торекулович говорил, что и сам не в силах поверить в это. Светлое и поэтическое детство мальчика осталось позади слишком рано, но ужасы военных лет и непосильной для подростка руководящей работы, лишив Чингиза юности, сформировали в нем и творческую, и гражданскую личность.

Будущий писатель воспитывался у бабушки, которая оказала огромное влияние на его воспитание. Бабушка была знатоком киргизского и казахского фольклора. Первые детские жизненные впечатления писателя связаны с национальным киргизским образом жизни. В семье говорили и на киргизском, и на русском языках, что определило двуязычный характер творчества Айтматова.

Интервью Ч. Айтматова Валентину Пустовойту, 1998г.

О пути в литературу…

Она сама создала для меня культ сказки, которые были очень интересные, оригинальные. И сама от этого страдала. Я стал страшно любознательным, надоедливым.

Завершая знакомство с жизнью и творчеством Ч. Айтматова, мне хотелось бы отметить следующее: диалог и взаимодействие национальных культур, формирование толерантности и гуманизация образования – все эти понятия, столь актуальные в современном обществе, имеют непосредственное отношение к личности и творчеству одного из наиболее ярких современных писателей Чингиза Торекуловича Айтматова. Его трудно назвать писателем какой-то одной национальной культуры. Это поистине был гражданин мира.

Война стала суровым испытанием для подростков, но она не убила в них умение радоваться жизни, видеть прекрасное, делиться радостью с другими. Мы проявляем мир, и мир обнаруживается в нас. Человеческая жизнь движется непрерывным преодолением катастроф. Человек преодолевает себя в этом преодолении катастроф. Величие человека в том, как он встречает трагедию. Сминает ли человека трагедия? Человеческое в человеке проявляется тогда, когда человек найдет в себе силы, кряхтя, подниматься и начинать снова.

Эпиграфы – это ключ к произведению

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ ПОВЕСТИ ЧИНГИЗА АЙ

Мы оказались тем поколением подростков, которые на другой день войны шагнули сразу из мира детства в пучину военной жизни, в многострадальную тыловую действительность, потребовавшую от нас далеко не детской

зрелости и мужества.

Чингиз Айтматов

Действие происходит во время войны в одном киргизском аиле. Все мужчины ушли на фронт. На плечи женщин и детей легли тяготы войны. Фронту нужен хлеб. На место отцов встали дети.

2. Кому посвящается повесть? Почему?

4. Как вы понимаете название повести?

5. Каждое произведение – цепь событий, эпизодов. Какие эпизоды вам запомнились?

Дети называют любимые эпизоды.

6 В каких словах и выражениях автор передает особое счастливое состояние мальчика?

7 Что еще очень важно в воспоминаниях Султанмурата?

8 Какое влияние на характер Султанмурата оказала семья? Какими были его родители?

9 Связь человека с природой.

10. Какое событие в жизни героев повести Ч. Ай было самым радостным, самым волнующим?

Самым радостным, самым волнующим событием был прилёт журавлей.

11. Какой эпизод является кульминацией? Почему?

наиболее ярко выражена идея повести.

Этот эпизод подтверждает слова писателя. Несмотря ни на что, юные герои повести не утратили лучших душевных качеств: сохранили доброту, умение радоваться жизни и делиться этой радостью с другими, любовь к родной природе, веру в будущее.

12. Легко ли его пересказать этот эпизод?

Нелегко, потому что тут главное – чувства детей, их переживания, а чувства не перескажешь. Через чувства героев повести нам открывается их внутренний мир, душевная красота.

Это кульминация. Дети показаны во всей полноте чувств. Но и в минуты радости они не забыли о своём долге: им нужен хороший урожай, и прилёт журавлей они воспринимают как хорошую примету. Журавли принесли на своих крыльях весну, надежду. Киргизы верят в переселение душ. У Анатая и Эркинбека отцы погибли на войне, об отце Султанмурата ничего не известно. Наверное, мальчики думают, что это души их отцов прилетели на родную землю и улетели, оставив надежду и веру в победу.

Это весна жизни героев повести. Вместе с журавлями улетает их детство, и они бегут за ним, но его не догнать. Этот эпизод самый лиричный. Радость детей передаётся и нам.

Почему автор так подробно описывает полет журавлиной стаи и бегущих за ними мальчиков?

14. Какие черты характера Султанмурата и его друзей надо отметить?

Трудолюбие, смелость, чувство долга, уважение к старшим, забота о младших, настойчивость, терпение, любовь к жизни.

15. Какое событие в повести было самым драматическим для подростков?

16. Как проявил себя в этой ситуации Султанмурат?

Подросток проявил мужество и решительность. Не думая об опасности, он бросился в погоню за конокрадами, так как чувствовал личную ответственность перед председателем, поручившим его бригаде важнейшее задание, перед фронтом, которому нужен был хлеб.

17. Почему гибель Чабдара, отцовского коня, стала трагедией для Султанмурата?

18. Как вы понимаете финальный эпизод повести – встречу подростка с волком

Несмотря на пережитые чувства горечи и утраты, Султанмурат не утратил мужества и смелости. Он собран и готов принять вызов голодного зверя словно

Способность сопереживать, откликаться на чужую боль, не быть равнодушным — не в этом ли главная задача литературы? И произведение Ч. Айтматова вполне отвечает этой цели.

Его творчество неповторимо и многообразно. В нем есть место сказкам и легендам, его романы повествуют о глобальных проблемах современности, а также это трогательные повести о любви. Каждую строку можно разбирать на цитаты, которые не забудутся никогда. Не каждый писатель так близко к сердцу принимает судьбу и переживания близких ему людей — соотечественников, братьев и сестер. Айтматов же черпал вдохновение именно в той среде, в которой жил и общался. Он писал о народе и для народа, именно поэтому творчество Айтматова близко и понятно многим. Строки его книг способны тронуть сердце любого человека — от одинокого романтика до пожилого человека, прожившего долгую жизнь. В творчестве писателя каждый читатель находит что-то для себя полезное, он может смеяться и плакать, но никогда не бросит книгу в середине прочтения.

Закончим урок словами Ч. Ай.

Развязка

Завершается работа на первом поле. Однако близится беда. В юрту, где спали школьники, пробираются конокрады и связывают учеников. Преступники уводят нескольких коней. Ребятам удается выпутаться, а Султанмурат отправляется за ворами в погоню на отцовском коне. Ворам удается сбежать, подстрелив животное своего преследователя. Мальчик падает на землю и плачет. Тут Султанмурат видит приближающегося волка.

О произведении

Главные и второстепенные персонажи

Центральным героем произведения является мальчик Султанмурат. Ему всего 14 лет, но он уже вынужден брать на себя ответственность и принимать взрослые решения. У него есть двое друзей – Анатай и Эркинбек, которые всегда стараются помогать ему, но иногда между мальчишками возникает соперничество. Например, за внимание симпатичной одноклассницы Мырзагуль.

Мать Султанмурата болеет, мальчик заботится о ней и очень переживает, что женщина не поправится. В семье еще несколько детей, их содержание тоже ложится на плечи главного героя, так как его отец отправился воевать.

Ранние журавли краткое содержание иллюстрации

Повесть описывает события, которые происходят в 1943 году, когда немецкие войска проводили активное наступление. Действие разворачивается в Киргизии, в небольшом поселении – ауле. Жителям очень тяжело, но они крепятся и ждут перелома в военных действиях, чтобы все стало, как раньше. Поэтому несмотря на тяжелые условия, дети все равно ходят в школу и стараются делать успехи в обучении.

Холодная зима. Школьный класс сидит в неотапливаемом помещении. Дети сильно мерзнут, поэтому учительница старается поддержать их моральный дух рассказом о тропиках. Она говорит, что на свете есть такой остров – Цейлон (после 1972 года он стал называться Шри-Ланка и теперь относится к одноименному государству в южной Азии). Там всегда тепло, постоянно светит солнце и даже дожди – теплые, тропические.

Весь класс с интересом слушает рассказ учительницы, но Султанмурат скучает по отцу, который уже давно ушел на фронт, и думает о постоянно болеющей матери. Мальчик не знает, как ей помочь, и надеется только на то, что папа скоро вернется.

Султанмурат вспоминает, как их семья была счастлива до войны. Они с отцом часто вместе ездили в город и находили там разные развлечения: парки, цирки, зоопарки.

Айтматов Ранние журавли краткое содержание

Уже давно семья не получала от него никаких новостей.Султанмурат думает, что его папа, возможно, погиб, как и многие другие мужчины из аула.

Сейчас мальчик, несмотря на свой юный возраст, является главой семьи. На его плечах забота о матери и трех других младших детях. Многие его сверстники в таком же положении, так как большинство мужчин аула ушли на фронт.

Но Султанмурат занят не только тяжелыми мыслями. Еще он думает о том, что ему нравится симпатичная одноклассница – Мырзангуль. Султанмурат хочет, чтобы девочка заметила его и почувствовала то же, что и он.

Среди лошадей мальчик видит двух знакомых – когда-то они принадлежали его отцу. Через некоторое время Султанмурата назначают командиром отряда, ответственного за распахивание поля на одной из дальних территорий. Мальчик берется за дело: организовывает людей, следит за оборудованием, занимается лошадьми.

Наконец, все кони были выхожены и подготовлены к работе. Но однажды случается происшествие. Друг Султанмурата, Атынай, тоже хочет привлечь внимание красавицы Мырзагуль, и он показывает ей, как смело гарцует верхом. Но конь оступается и падает, повредив сустав. За это положено наказание, но оно достается Султанмурату, ведь это он не уследил и за мальчиком, и за лошадью.

Но пока что ему нужно бросить все силы на то, чтобы помочь своим родным. Султанмурату необходимо заботиться о маме и младших детях, поэтому на школу времени и сил больше не остается – он бросает обучение. С Мырзагуль у него тоже не получается видеться, и Султанмурат переживает, что девушка может забыть его. Он пишет ей письма, но не получает ответа.

Но когда молодые люди увиделись наконец вживую, Мызагуль отвечает Султанмурату взаимностью. Между ними вспыхивает первое юношеское чувство, и девочка даже дарит ему платок с именной вышивкой. Влюбленность помогает Султанмурату справляться с трудностями и верить в лучшее – что война закончится, мама выздоровеет, а отец вернется домой. Их дружба с Атынаем подвергается испытанию. Тот тоже влюблен в Мызагуль и даже дерется с Султанмуратом, когда узнает, что девушка ответила на его чувства.

Султанмурат старается сосредоточиться на работе. Пришло время вспахивать поле, и на мальчике лежит большая ответственность. Бригадир строго спрашивает с него за работу всего коллектива.

Ранней весной пашня оказывается очень тяжелой. Морозы еще не отступили, земля твердая, поэтому и коням, и людям сложно работать. Но как-то раз мальчики видят, что над полем кружит журавль. Эта птица прилетает, когда весна уже не за горами, и приносит надежду. В ауле также считается, что журавль в небе – это знак, что урожай в этом году будет хорошим. Султамурат очень хочет найти перо этой птицы, чтобы подарить его своей возлюбленной.

Весной юные работники наконец вспахали поле. Это была настоящая первая победа ребят, но вот только торжествовать и гордиться собой им не удалось. Однажды ночью, когда мальчики спали, какие-то взрослые люди зашли к ним в юрту. Пользуясь темнотой и внезапностью, они связывают всю команду. Оказывается, что это конокрады. Они уводят с собой четырех лошадей, и это немыслимая потеря для бригады Султанмурата. Понимая, как много значат эти кони и его работа в целом, Султманмурат садится верхом на одну из бывших лошадей своего отца и устремляется в погоню за ворами.

На Султанмурата нападает отчаяние. Он горько плачет, сидя на земле, когда понимает, что его мечты теперь не сбудутся. Он не сможет встретить отца верхом на его любимом коне, не сможет красиво подъехать верхом к Мырзагуль, возвращаясь с работы на пашне…

Султанмурат так и остается сидеть рядом с телом коня, забыв об осторожности. Он не понимает, как ему теперь вернуться в аул: что он скажет другим членам команды, как бригадир отреагирует на кражу коней? Обвинят ли во всем Султанмурата? Будет ли он жестоко наказан? Как теперь будет работать вся их бригада?

В тяжелых мыслях Султанмурат не замечает, что он больше не один. В ночной темноте к нему подкрадывается голодный зверь. Это волк, который голодал всю зиму. Его привлек запах крови, и он хочет съесть мясо убитой лошади, руководствуясь своим инстинктом выживания. Сидящий рядом с телом человек – помеха, которую нужно устранить, а в перспективе – такое же мясо. Поэтому голодный хищник сгруппировался и уже приготовился к прыжку.

Султанмурат замечает волка. Он понимает, что сейчас ему предстоит схватка не на жизнь, а на смерть. Бежать от отчаявшегося хищника бесполезно, к тому же, скорее всего, где-то рядом должна быть остальная его стая. Поэтому мальчик решает сражаться за свою жизнь. Но у него нет никакого оружия. Максимум, что он может использовать, это ненужная уже уздечка. Он наматывает ее на руку, приготовившись защищаться.

Человек и волк смотрят друг на друга, понимая, что только один из них останется живым.

Основная идея

Султанмурату приходится столкнуться с этой огромной несправедливостью. Но он – юный мужчина и боец, который готов сражаться. Сил его не хватает, и он терпит поражение. Слишком большим ударом для мальчика оказывается смерть отцовского коня, так как она разбивает его мечты о том, как он встретит папу с фронта на его любимой лошади. В таком состоянии мальчик лицом к лицу встречается с новой опасностью – хищником. Читатель так и не узнает, чем закончится поединок Султанмурата и волка. У него нет при себе оружия, а зверь – голодный и отчаявшийся, поэтому, скорее всего, мальчик погибнет от его клыков.

Читайте также: