Пушкин метель краткое содержание википедия
Обновлено: 05.07.2024
Владимир и Мария были влюблены, но родители не разрешали им обвенчаться. Тогда молодые люди решились на тайное бракосочетание в небольшой церквушке. В эту ночь разгулялась страшная метель, и жених сбился с дороги.
Мария же прибыла в назначенное время и её обвенчали с незнакомцем, которого она даже не разглядела. Её возлюбленный Владимир вскоре погиб в военных действиях, а сама девушка осталась сиротой при богатом наследстве. Всем женихам она давала отворот поворот, пока на её пороге не возник офицер в отставке Бурмин.
Сердце женщины дрогнуло и вновь зарделось любовью. Офицер тоже полюбил красавицу, но был вынужден признаться ей, что много лет назад шутки ради женился в сильную метель на девушке, лица которой даже не видел. И так как он женат, он не может сделать ей предложение. Взволнованная Мария, понимает, что это и есть тот самый незнакомец, с которым её случайно обвенчали. Влюблённые обретают счастье.
Главные герои повести:
Второстепенные герои повести:
- Прасковья Петровна — матушка Марьи Гавриловны.
- Гаврила Гаврилович — отец Марьи Гавриловны.
- Владимир Николаевич — возлюбленный и тайный жених Марьи Гавриловны, армейский прапорщик.
В оригинале у произведения нет деления на части или главы. Мы поделили произведение на смысловые части для удобства восприятия текста.
Заканчивается 1811 год. Владелец крупного поместья Гаврила Гаврилович радушный хозяин вместе с женой и дочерью Марьей Гавриловной часто принимает в стенах своего имения благородных и чинных гостей.
Большинство из них приезжают полюбоваться богатой невестой Марьей. Но знатные женихи не интересны семнадцатилетней девушке, она влюблена в бедного прапорщика Владимира Николаевича, и он отвечает ей взаимностью.
Автор: Александр Сергеевич Пушкин
Родители девушки категорически против союза влюблённых. И молодые люди решили обойтись без их благословения. Они задумали венчаться тайно и после броситься к ногам родителей, которые будут вынуждены смириться с фактом.
2. Побег Марьи из родительского дома
Начался 1812 год. Венчаться тайные жених и невеста должны были в Жадрино. В назначенный день за Марьей Гавриловной Владимир обещал прислать сани, чтобы отвезти её в церковь, где будет её ожидать. В последний вечер дома Марья Гавриловна была беспокойна, собирала вещи, писала родителям письма.
Перед самым рассветом удалось взволнованной невесте заснуть, и привиделся ей жуткий сон, в котором она видела то себя, брошенную отцом в подземелье, то своего Владимира умирающего, окровавленного. В ночь побега на дворе поднялась небывалая метель, но, как и было обговорено, Марья Гавриловна села в приготовленные для неё сани и отправилась в церковь.
Владимир же перед венчанием долго уговаривал священника, после встречался с другом, а, отправившись в церковь, заплутал из-за непогоды и сбился с пути.
3. Роковое венчание
Марья Гавриловна ожидала Владимира Николаевича в церкви, а он заблудился и не мог найти дороги. Из-за метели у церкви остановился молодой гусар Бурмин. Только он зашёл внутрь и увидел, как в полумраке церкви на лавочке сидит молодая барышня, как его стали торопить к венчанию, приняв за опаздывающего жениха.
Сам не понимая почему, Бурмин не возражал происходящему. Венчание состоялось, но, когда молодым предложили поцеловаться, девушка, взглянув на Бурмина, с ужасом осознала, что жених не тот. Марья упала в обморок, Бурмин уехал прочь. Настоящий жених проездил по округе всю ночь в поисках дороги, а, когда добрался до Жадрино, двери церкви уже были заперты, а его Марья обвенчана с незнакомцем.
4. Гибель Владимира и тяжелая болезнь Марьи
Марья Гавриловна после ночного венчания возвращается домой. Родители и не заметили её отсутствия, но девушка от нервных переживаний тяжело заболела и находится на краю гибели. Увидев страдания дочери, Гаврила Гаврилович, оставив предрассудки, решает не противиться выбору её сердца и пытается пригласить Владимира в свой дом, чтобы дать согласие на брак молодых людей.
Но возлюбленный Марьи Гавриловны заявляет, что ноги его не будет в их поместье, так как его любимая обвенчана с другим. Раздавленный горем, Владимир Николаевич отправляется на фронт, где погибает во время сражения. Марья Гавриловна хранит о любимом светлую память, и не торопится выйти замуж.
5. Новая встреча с Бурминым — счастливый конец несчастьям Марьи Гавриловны
После смерти отца Марья и Прасковья Петровна переехали в другое имение. В поместье, находившееся неподалёку от нового дома, где поселилась Марья Гавриловна, прибыл молодой и успешный полковник Бурмин. Молодые люди полюбили друг друга.
На примере счастливой развязки грустной истории любви Марьи Гавриловны, Владимира Николаевича и Бурмина. Александр Сергеевич раскрывает своему читателю тему значения в человеческих судьбах мистических, потусторонних и неведомых сил.
Воплощением мистического в повествовании становится внезапно разыгравшаяся метель, которая не дала добраться одному жениху до своей невесты и привела к ней совершенно другого — незнакомого человека, помогая, таким образом, в будущем обрести двум людям счастье и любовь.
Кратчайшее изложение
Дочь богатого помещика Марья Гавриловна соглашается тайно выйти замуж за бедного прапорщика Владимира Николаевича. Невеста добирается до церкви, где они должны обвенчаться, но жениха там не оказывается: позже выясняется, что Владимир сбился с пути, попав в метель.
Ехавший мимо полковник-гусар Бурмин для забавы выдает себя за жениха, его венчают с Марьей Гавриловной. Сыграв злую шутку, гусар скрывается. Невеста возвращается домой, ничего не сказав родителям, и заболевает.
Родители узнают о любви Маши к Владимиру и дают согласие на брак. Но сам Владимир, словно безумный, разрывает с ней отношения. В 1812 году он уезжает в армию и получает смертельную рану в Бородинском сражении.
Бурмин возвращается с войны героем и влюбляется в Марью Гавриловну, хотя и не догадывается, что она и есть та девушка из церкви. Он признается возлюбленной, что совершил грех, четыре года назад в шутку обвенчавшись с другой, а потому новый брак для него невозможен.
Марья дает понять, что она и была той самой невестой. Бурмин бросается к ее ногам.
Читать полный текст, слушать аудиокнигу
В формате аудиокниги произведение можно послушать на YouTube.
Сообщается, что эту историю Ивану Белкину поведала девица К. И. Т., как и рассказ о барышне-крестьянке.
Повествование начинается в 1811 году, незадолго до войны с Наполеоном. Дочь богатого помещика Р., 17-летняя Марья Гавриловна, воспитана на французских романах и влюблена в бедного армейского прапорщика Владимира. Влюбленные переписываются, тайно встречаются и наконец решают бежать и обвенчаться без благословения родителей, чтобы потом вымолить их прощение.
Дело происходит зимой. По плану, вечером девушка должна сесть в сани и ехать в церковь соседнего села Жадрина, где ее будет ждать Владимир. Весь день она мысленно прощается с домом и родными, пишет родителям письма с объяснением.
На дворе сильная метель. Вместе со служанкой они садятся в сани, и кучер везет их в храм.
Владимир в тот же день успел договориться о венчании со священником, нашел свидетелей, а к вечеру сел в маленькие сани и один без кучера отправился в Жадрино. Путь был недалек, но из-за метели дорогу занесло, Владимир заблудился. Всю ночь он проплутал, пока крестьянин из соседней деревни уже утром не вывел сани к Жадрину. Церковь была заперта.
Марья Гавриловна тем временем снова дома. Она спускается к завтраку, ничего не сказав родителям и уничтожив написанные накануне прощальные письма. К вечеру ей становится плохо, две недели она проводит в горячке. В бреду она признается в любви Владимиру, родители слышат это и решают позволить ей замужество.
Через несколько дней оказывается, что Владимир уехал в армию. Сказать Маше об этом не решаются. После битвы при Бородине она видит его имя в числе отличившихся и тяжело раненных, падает в обморок.
Маша понимает, что Бурмин в нее влюблен, соседи уже толкуют о скорой свадьбе, но гусар почему-то все не решается признаться в чувствах. Наконец, встретив Марью Гавриловну в саду, полковник открывает ей сердце.
Фильм можно бесплатно целиком посмотреть на YouTube.
Музыку для фильма Басова написал композитор Георгий Свиридов.
Место и время действия
События повести происходят в 1811–1816 годах в России: в поместье Ненарадово, селе Жадрино.
Главные герои
Другие персонажи
- Владимир Николаевич – бедный армейский прапорщик, возлюбленный Марьи Гавриловны, с которым она собиралась повенчаться в Жадрино.
- Гаврила Гаврилович Р** – отец Марьи Гавриловны.
- Прасковья Петровна – мать Марьи Гавриловны.
для самых нетерпеливых -
для самых компанейских -
для самых занятых -
для самых крутых -
Краткое содержание
Конец 1811 года. Гаврила Гаврилович Р**, владелец поместья Ненарадова, радушный и гостеприимный хозяин, часто принимал у себя соседей, многие из которых приезжали посмотреть на его дочь – Марью Гавриловну. Воспитанная на французских романах, девушка была взаимно влюблена в бедного прапорщика Владимира Николаевича.
По договоренности в назначенный день Марья должна будет выйти ночью в сад через заднее крыльцо, сесть в уже подготовленные Владимиром сани и ехать в село Жадрино, где в церкви ее будет ожидать возлюбленный.
Владимир день перед венчанием провел в делах: договорился с жадринским священником, встретился с другом и вечером отправился на венчание. Однако в поле героя настигла сильная метель, он заблудился и выехал к Жадрино только к рассвету. Церковь уже была заперта.
Взволнованная Марья спросила, не знает ли он, что случилось с его женой, но Бурмин даже не помнил названия станции, с которой ехал.
Заключение
Особенности прозы Пушкина
Пушкин создал художественную прозу принципиально нового, реалистического характера. Это особенно видно, если сопоставить ее с предшествующими и современными поэту произведениями. Русская литература XVIII – начала XIX веков была преимущественно стихотворной. Проза воспринималась, как низкий жанр. В центре литературы стояла ода – торжественная стихотворная форма. Первым, кто вывел прозу как жанр, сопоставимый по значимости со стихотворной формой, был Карамзин. Но все-таки прозаический слог его был искусственный, слишком художественный, усложненный метафорами и другими оборотами.
Повести Белкина
Основные принципы пушкинского стиля – драматизм и событийность. Причем последняя лишена исключительных событий, тайн, приключений. Если Пушкин и вводит в повествование фантастические сюжеты – они имеют фрагментарный характер, но никак не сюжетообразующий. По-особенному использует Пушкин и таинственное – оно всегда достоверно объясняется в ходе изложения событий.
Краткое содержание повести "Метель"
Возлюбленные встречаются, ведут любовную переписку. Вскоре Маша и Владимир решают тайно обвенчаться. Расчет их прост: родителям не останется ничего, как признать факт женитьбы. Молодые назначили дату, Владимир договорился со священником из соседнего села, чтобы тот обвенчал их в одну из зимних ночей.
В назначенный час Маша, ссылаясь на головную боль, уходит спать раньше. Она переживает, что обманывает родителей, но тем не менее, сговорившись с горничной и кучером, темной зимней ночью убегает из дома. Начинается метель.
В это время Владимир, договорившись со свидетелями, спешит в село Жадрино, где должно совершиться венчание. Метель разыгрывается не на шутку, Владимир блуждает в буране всю ночь, и только под утро оказывается в церкви, но, увы, двери уже закрыты.
После этого Пушкин переносит читателя опять в семью Маши, а там утро начинается как обычно: завтрак родителей, к ним спускается Маша. К вечеру она заболевает горячкой: лежит в бреду несколько дней. Родители уже согласны на свадьбу ее с Владимиром. Ему отправляют письмо с приглашением, на что получают ответ, что он знать ничего не хочет о Маше. После этого Владимир отправляется на Отечественную войну. Между тем Маша идет на поправку и узнает о смерти возлюбленного.
Через несколько месяцев умирает Гаврила Гаврилович, Маша становится богатой наследницей. Они с матушкой уезжают от тяжелых воспоминаний в другое селение. Там Марию окружают женихи, но она ни с кем не хочет иметь дело. Единственный, к кому она испытывает симпатию – полковник Бурмин.
Он решается объясниться с Машей и рассказывает ей историю о том, что женат на девушке, которую даже не видел. Путаница случилась в зимнюю ночь, когда разбушевавшаяся метель завела его в небольшую церквушку в селе Жадрино. Оказывается, что его невестой в ту ночь стала Мария. Бурмин бросается к ногам Маши.
Мария Гавриловна: характеристика героини
Накануне венчания Маша находится в смятении: все обстоятельства, происходящие с ней, говорят читателю о том, что она поступает неправильно. Да и сама героиня отчасти понимает это: в ее действиях и поступках нет решительности, скорее наоборот. Девушка со слезами прощается с родителями, плачет в своей комнате – она не ведет себя, как счастливая невеста. Особое внимание уделяется сну Маши накануне побега: она видит останавливающих ее родителей и Владимира, лежащего в луже крови. Тем не менее девушка сбегает. Только в конце повести читатель узнает, что пришлось пережить бедной Маше. Но она никак не выдала себя родителям.
За свой проступок Маша наказана судьбой: чуть не скончалась от болезни, лишилась жениха, умер отец, да еще и замуж выйти не может, потому что обвенчана с совершенно незнакомым человеком.
Мария хранит память о погибшем женихе, и только Бурмин смог растопить ее сердце. Пушкин сразу показывает читателю, что именно он - это тот, с кем Мария будет счастлива. Интересно, что спустя четыре года Маша не изменила любовным романам – она стала похожа на их героиню – именно так подмечает Бурмин. Скрыв от родителей тайный брак, героиня честна с возлюбленным: с горечью на душе она собирается ему рассказать о том, что с ней произошло той зимней ночью в метель.
Владимир: нераскаявшийся эгоист
Два мужских персонажа: Владимира и Бурмина, женихов Маши, описывает Пушкин. Метель сыграла судьбоносное значение в их жизни.
Судьба наказывает Владимира – он умирает от полученных под Бородино ран. Пушкин подчеркивает неотвратимость кары.
Бурмин: переосмысление поступков
Конфликт в повести
Конфликт, который изображает в повести Пушкин: метель – человек. Все основные действия героев происходят на фоне бушующей стихии. Именно она помогает Пушкину донести до читателя главную мысль: неотвратимость наказания.
Чем провинились герои? Владимир – тем, что попытался украсть единственную дочь из родительского дома. Сыграв на ее привязанности к любовным романам, он предлагает ей бежать из дома. Маша провинилась тем, что собиралась выйти замуж без благословения родителей. В то время это считалось большим грехом. Бурмин тоже провинился перед судьбой: он жестоко подшутил над неизвестной девушкой.
Таким образом, конфликтом стихии и героев раскрывается нравственная тема. Метель Пушкин делает основой всего сюжета.
Место природной стихии в сюжете
Описанию природной стихии, сыгравшей решающую роль в повествовании, уделяет особое внимание Пушкин. Метель является таким же действующим лицом повести, как и Маша, Владимир и Бурмин.
Действительно, она пытается остановить Машу от неверного шага, препятствует Владимиру добраться до церкви, приводит Бурмина к Маше, находящейся в полуобморочном состоянии перед алтарем.
И хоть восприятие метели у всех трех героев разное – их роднит одно: все отмечают неумолкающий характер стихии. Судьбоносный случай – вот что такое метель. Пушкин, герои повести которого ощутили на себе действие стихии, всегда верил, что именно случай играет основополагающую роль в жизни человека. Именно поэтому метель писатель выносит в название повести – так еще раз подчеркивается ее решающая роль в описываемых событиях и судьбах героев.
Особенности композиции
- Несовпадение фабулы и сюжета повести (фабула – временная цепь событий; сюжет – это непосредственно повествование произведения). Этим писатель добивается интриги повествования.
- Отсутствие пролога и эпилога. Эта особенность сделала повесть легкой, простой и точной - то, чего добивался Пушкин. "Метель", содержание которой сжато и лаконично, полностью соответствовала задумке автора.
- Эпиграфом Пушкин выбрал строки стихотворения Жуковского. Они подготавливают читателя к событиям повести: метели, которая сыграет главную роль в судьбе героев, вещим снам Маши, тайному венчанию в церкви.
Художественное своеобразие "Метели"
Также писатель не проводит психологического анализа состояния своих героев. Пушкин предлагает судить о персонаже по его поступкам и речам.
"Метель" в музыке
Сравним, как показывают Свиридов и Пушкин метель. Отрывок, когда Владимир плутает в лесу. У писателя все построено лаконично, внимание сосредотачивается на поведении героя. То же самое показывает музыкой композитор: смятение, отчаянье, разрушающиеся планы и скорбь.
Читайте также: